верно ли что календарная поэзия связана с трудовым циклом

Обряд, обрядовая поэзия. Связь календарных обрядов с бытом крестьян

верно ли что календарная поэзия связана с трудовым циклом. Смотреть фото верно ли что календарная поэзия связана с трудовым циклом. Смотреть картинку верно ли что календарная поэзия связана с трудовым циклом. Картинка про верно ли что календарная поэзия связана с трудовым циклом. Фото верно ли что календарная поэзия связана с трудовым циклом

Под обрядом понимают совокупность установленных обычаем действий, которые происходят в определенном порядке и связаны с религиозными традициями. Подобные ритуалы проводились в ключевые моменты жизни общества, они оказывали влияние на сознание людей, передавались от одного поколения к другому. Обряды разделяются на несколько типов – календарные, связанные с сельским хозяйством, семейные, связанные с бытом определенной семьи (свадьба, проводы).

Сущность календарной поэзии отражала желание получить хороший урожай, а календарь славян показывал их рабочую, хозяйственную сферу жизни. Мифические представления завязаны на присутствии особенно важных торжеств и календарных ритуалов, которые приходились на период возрождения солнца (праздник Купалы). Торжества второй половины года, особенно осенью, редко сопровождались ритуалами, потому что урожай был уже собран.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Все ритуалы проходили вместе с обрядовыми песнями, которые обладали своими отличительными характеристиками:

Круглов в своих трудах определил ритуальные, заклинательные, величальные, игровые и лирические песни. Их задача – создать ритуал, поведать о том, что он правильный. Базой календарных песен является колдовство и заклятья для защиты от враждебной силы и обеспечения народа определенными благами.

Празднование Нового года начиналось в конце декабря-января, открывалось колядками. Колядки – праздничная песня-заклятье благополучия в наступающем году. Колядники, которыми выступала молодежь, собирались в небольшие компании и ходили от одного дома к другому, исполняя песни для хозяев. В святки было принято играть, гадать и исполнять подблюдные песни. Гадали обычно на удачу или неудачу, урожай, здоровье, брак, замужество, будущего жениха.

Масленица – весеннее торжество, которое слегка отошло от весеннего периода к зимнему в большей степени из-за церковного поста, который запрещал любые гуляния в течении семи недель перед пасхой. Замена веселий на неделе отразилась в названиях дней недели Масленицы.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Понедельник называли встречей, тогда сооружали чучело масленицы, песня, которую тогда исполняли – первый тип масленичных песен. Вторник величали заигрыши, тогда начинались различные развлечения и катанья. Стоит сказать, что масленица – торжество, в основном, для замужних, а святки – для холостых. Среду называли – лакомка, в этот день в домах начинали угощать блинами. Четверг величали разгулом, пятницу – тещиными вечерами, а субботу – золовкиными посиделками, воскресенье – прощенным воскресеньем и именно в этот день сжигали чучело масленицы, пускали его по воде.

С 25 марта начиналось исполнение песен-веснянок, которые были приклочкой ранней весны. Зачастую эти песни пели дети, они носили ритуальный характер. Веснянки чем-то похожи на егорьевские песни. 23 апреля впервые выгоняли скот, таким песням свойственно много заклятий и заговоров. Последним праздником весны была семицкая неделя, которая начиналась на седьмую неделю после пасхи, ее называли семик или русальная неделя. Все ритуалы, проводимые в этот период, носили аграрный замысел, в эти дни все уходили в рощи и леса собирать травы.

В ночь на 24 июня праздновали Ивана Купала, который отличается двоеверием. Языческий ритуал приходился на день Святого Иоанна Крестителя, в этот период солнце поворачивало на зимний путь. В купальскую ночь на берегах рек или озер разводили костры, который выступал в качестве символа июньского лета. После празднования Ивана Купала торжества прекращаются почти до осени, полевые работы завершались сбором урожая. Тогда исполняли жнивные песни, которые часто несут заклинательный характер, они передают настроение и ощущения людей.

Источник

Календарная поэзия

Смотреть что такое «Календарная поэзия» в других словарях:

КАЛЕНДАРНАЯ ПОЭЗИЯ — КАЛЕНДАРНАЯ ПОЭЗИЯ, разновидность обрядовой поэзии … Современная энциклопедия

КАЛЕНДАРНАЯ ПОЭЗИЯ — произведения народного устно поэтического и музыкально поэтического творчества, элемент обрядности, связанной с временами года, аграрными праздниками (колядки, веснянки и др.) … Большой Энциклопедический словарь

Календарная поэзия — КАЛЕНДАРНАЯ ПОЭЗИЯ, разновидность обрядовой поэзии. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

календарная поэзия — произведения народного устно поэтического и музыкально поэтического творчества, элемент обрядности, связанной с временами года, аграрными праздниками (колядки, веснянки и др.). * * * КАЛЕНДАРНАЯ ПОЭЗИЯ КАЛЕНДАРНАЯ ПОЭЗИЯ, произведения народного… … Энциклопедический словарь

КАЛЕНДАРНАЯ ПОЭЗИЯ — КАЛЕНДАРНАЯ ПОЭЗИЯ, произведения народного устно поэтического творчества, являющиеся частью календарной обрядности, связанной с явлениями природы, годовым кругом солнца, земледельческим трудом. В русской К. п. сочетались пережитки язычества (напр … Литературный энциклопедический словарь

Хоровая поэзия — у древних греков. Хоровое начало в развитии поэзии является одним из существенных элементов так наз. первобытного поэтического синкретизма, т. е. сочетания ритмических, плясовых движений с музыкой и словом, причем руководящая роль выпадала на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Список русскоязычных японистов — составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия

НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО — (народная словесность, устная словесность, народная поэзия, фольклор), совокупность различных видов и форм массового словесного художественного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа. Древнейшие виды словесного творчества… … Литературный энциклопедический словарь

Колядки — вид устной обрядовой поэзии: песенки, исполнявшиеся в обряде колядования. Исполнялись группами колядовщиков под окнами домов во время святок и заключали величание хозяина и его близких и пожелания урожая, благополучия, здоровья. Композиция К.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Источник

Календарная обрядовая поэзия.

Жанровая система русского фольклора.

Жанры русского фольклора в своей совокупности представляют собой исторически сложившуюся художественную систему, в которой все типы произведений находятся в сложных и своеобразных взаимоотношениях и взаимодействиях. Формирование и существование системы жанров является одной из важных закономерностей развития фольклора.
Система фольклорных жанров возникает, во-первых, в связи с общими для них идейно-художественными принципами; во-вторых, в связи с исторически развившимися их взаимоотношениями; в-третьих, в связи с общей исторической судьбой жанров.

Жанрам устного народного творчества свойственна общая идейная сущность, которую следует определять словом «народность». Изображение жизни народа, отражение его психологии и воззрений, выражение его идеалов и стремлений присущи всему народному творчеству, всем его жанрам. Уже это объединяет их в целенаправленную идейно-художественную систему.

Состав жанров фольклора и их связь между собой обуславливают также единой для них задачей многостороннего воспроизведения действительности, причём функции жанров распределяются так, что каждый жанр имеет свою особую задачу-изображение одной из сторон жизни. Произведения одной группы жанров имеют своим предметом историю народа (былины, исторические песни, предания), другой-труд и быт народа (календарная обрядовая поэзия, трудовые песни), третьей – личные отношения (семейные и любовные песни), четвёртой – моральные воззрения народа и его жизненный опыт (пословицы). Но все, вместе взятые, жанры широко охватывают быт, труд, историю, общественные и личные отношения людей и таким образом дополняют друг друга.

То обстоятельство, что жанры фольклора имеют общую идейную сущность и общую задачу многостороннего художественного воспроизведения жизни, вызывает и известную общность или сходство их тем, сюжетов и героев. Фольклор образует единую систему, имеющую общий жизненный материал, а поэтому, естественно, и общие картины природы и быта, сцены и события подвигов, борьбы с чудовищами, например в сказках и былинах, сходные типы героев.

Жанры устного народного творчества связаны между собой также общей системой художественных средств фольклора-своеобразием композиции, символикой, особыми типами эпитетов.

В формировании, развитии и сосуществовании жанров фольклора происходит процесс сложного взаимодействия: взаимовлияние, взаимообогащение, приспособление друг к другу.

Генетическая связь жанров предполагает, что жанры складываются на предшествующей им общефольклорной основе, в силу чего им свойственны общие или весьма сходные особенности, или что один жанр служит почвой для возникновения другого жанра. Так, былина сформировалась не только на основе ранних типов героических песен, но, очевидно, и на основе легендарно-сказочных жанров. В свою очередь, былина предшествовала исторической песне.

В истории фольклора существует и противоположное явление – воздействие новых жанров на старые, причём ранее популярные жанры изменяют свою структуру и поэтику. Нередко под влиянием новых жанров происходит распадение старых. Так, историческая песня, возникнув как продолжение былина, сама, в свою очередь, вызывает в былине изменения: большее развитие социальных конфликтов и освещения личных отношений героев, упрощение поэтики, например, уменьшение роли общих мест, изменение стиха.

Своеобразной формой взаимодействия жанров фольклора является включение произведений одного жанра в произведения другого.

Так, можно наблюдать пословицу в былине и лирической песне, где она служит заключением, афористическим выводом или моральным правилом, регулирующим поведение действующих лиц (пример из былины про Добрыню и Горыноча – мать Добрыни говорит, что утро вечера мудрее).

Жанры русского фольклора возникали не одновременно. Наиболее старыми фольклористы считают обрядовые песни, заговоры, загадки, пословицы; несколько более поздними – сказки, былины; ещё более поздними – исторические песни и, очевидно, лирические; наиболее новый жанр – частушки.

Исторически сложившаяся система жанров русского фольклора в дальнейшем претерпевает изменения: она может развиваться, совершенствоваться, обогащаться, но может и распадаться.

Следует указать, что различные периоды истории фольклора характеризуются и различным жанровым составом, в силу чего исключается сосуществование и взаимодействие некоторых жанров, свойственное фольклору других периодов.

Как жанровую систему фольклор можно поделить на 2 большие группы:

Первая более древняя по своему происхождению, вторая выросла из первой, но она во многом самостоятельна.

Обрядовая поэзия возникла в связи с отношениями человека с одной стороны и в связи с вечными социальными отношениями в обществе. Поэтому весь обрядовый фольклор делится на 2 группы:

-календарная обрядовая поэзия

-семейно-бытовая обрядовая поэзия

Некоторые исследователи выделяют 3 группу – заговоры и заклинания. Здесь возникают споры, т.к. заговоры и заклинания могут быть связаны с отношением человека и с отношение общины. Но они не входят в сам обряд, поэтому выделяют третью группу, считая основными первые две группы.

КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ связана с отношениями человека и окружающего мира, прежде всего с природными явлениями. Она делится на 4 периода:

Это периоды, которые определяют тематику обрядов и их назначение. В рамках этих периодов возникли обряды и жанры обрядовой поэзии. Их достаточно много. Назовём основные, тексты которых собраны в достаточной мере.

В рамках ЗИМНЕГО периода возникли жанры: колядка, подблюдная песня, овсеневая песня,

В рамках ВЕСЕННЕГО периода сложились такие жанры, как: масленичные песни, веснянки (заклички), песни красной горки, егорьевские песни.

В рамках ЛЕТНЕГО периода: семицские песни, купальские песни, песни Петрова дня, ряд песен, связанных с похоронами Костромы.

В рамках ОСЕННЕГО периода: жнивные песни.

СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ:

1)родильно-крестильные обрядовые песни. Жанры: колыбельная песня, потешки, пестушки, корилки, дразнилки, считалки.

2)свадебные обряды. Жанры: причитания (невесты, подруг, родственников), свадебные песни (чисто обрядовые), величания, приговоры дружки.

3)рекрутские обряды. Жанры: плачи, солдатские песни.

4)похоронные обряды. Жанр: похоронные песни.

1) Эпические прозаические жанры (сказка, былина, легенда, предание, быличка)

2) Эпические стихотворные жанры (былина, историческая песня, народная баллада)

3) Лирические стихотворные жанры (протяжная народная песня, частушки)

4) Малые нелирические жанры (пословицы, поговорки, загадки)

5) Драматические тексты и действа (театрализованные сценки, народная драма)

6) Детский фольклор (потешки, пестушки, считалки и пр)

Календарная обрядовая поэзия.

КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ связана с отношениями человека и окружающего мира, прежде всего с природными явлениями. Она делится на 4 периода:

Это периоды, которые определяют тематику обрядов и их назначение. В рамках этих периодов возникли обряды и жанры обрядовой поэзии. Их достаточно много. Назовём основные, тексты которых собраны в достаточной мере.

В рамках ЗИМНЕГО периода возникли жанры: колядка, подблюдная песня, овсеневая песня,

В рамках ВЕСЕННЕГО периода сложились такие жанры, как: масленичные песни, веснянки (заклички), песни красной горки, егорьевские песни.

В рамках ЛЕТНЕГО периода: семицские песни, купальские песни, песни Петрова дня, ряд песен, связанных с похоронами Костромы.

В рамках ОСЕННЕГО периода: жнивные песни.

Нередко колядки прямо начинаются с припева-восклицания. В наиболее развёрнутых формах припев-восклицание включает описание самого обряда колядования, сообщение о том, что колядовщики долго ходили, искали дом, хозяина которого пожелали поздравить песней.

После этого идёт само величание, что составляет основной смысл колядки. Прежде всего колядовщики дают идеальное описание дома величаемого. Здесь идёт идеализированное описание жилища. Оказывается, что перед нами не обычная крестьянская изба, а настоящий терем.

В таком же идеализированном плане даётся в колядке и описание крестьянского наряда. О крестьянине говорится, что он «надевал кафтан во сто рублей», «подпоясывал кушак в тысячу».

Всё это, конечно, вымысел, в реальность которого никто не верил. Но эта фантазия имела глубоко жизненный, определённый социальный смысл. В фантастических картинах народного богатства рисовали не реальное, а желаемое. Эти фантастические картины в колядках выполняли в какой-то мере функции магического заклинания.

Следующий важный мотив колядки – конкретные пожелания тому, в адрес кого исполняется колядка. Отличительная черта этих пожеланий – трезвость и реалистичность. Пропп по этому поводу пишет, что если величание в несколько абстрактных и условных формах рисовало образ богача-боярина, то заключительная часть пения прямо и непосредственно сулила крестьянину то, что ему важнее и нужнее всего: не золото, серебро и меха, а урожай, скот, здоровье, сытость, довольство.

Заканчивается колядка, как правило, требованием вознаграждения за колядование, за добрые пожелаения. Колядовщики требуют пироги, свиные ножки и тд. Тем, кто не одаривает, колядовщики высказывают плохие пожелания, иногда в шутку угрожают расправой.

Источник

Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Календарная поэзия и обряд. Общая характеристика.

КАЛЕНДАРНАЯ ПОЭЗИЯ И ОБРЯД.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Земледельческие календарные обряды, посредством которых люди стремились получить большой урожай, возникли в связи с бессилием перед лицом природы человека, уже имевшего трудовой опыт, но еще не владевшего научными знаниями. Не умея полностью поставить себе на службу окружавшую природу, люди хотели использовать силы, существовавшие в их воображении. Практический трудовой опыт, наблюдения, сделанные над окружающей действительностью, соединяются в календарной поэзии и обряде со стремлением посредством магических действий и заклятий добиться благополучия, успеха в работе.

Обряды отразили дохристианские верования: поклонение солнцу и земле, обожествление животных, культ предков. Под влиянием господствовавшего в дореволюционной России церковного православия эти языческие представления приобрели христианские черты. Религия, утверждавшаяся господствующим классом, повлияла на народные верования, определив их конкретные формы.

Здравый смысл и трудовой опыт лежат в основе культуры русского народа. Об этом говорит еще В. Г. Белинский в «Письме к Гоголю»: «Приглядитесь попристальнее, и вы убедитесь, что это по натуре глубоко атеистический народ. В нем еще много вуеверия, но нет и следа религиозности. Суеверие проходит с успехами цивилизации, но религиозность часто уживается и с ними. Русский народ не таков; мистическая экзальтация не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме, и вот в этом-то может быть, огромность исторических судеб его в будущем. Его грех обвинять в религиозной нетерпимости и фанатизме, его скорее можно похвалить за образцовый индиферентизм в деле веры. Религиозность проявилась у нас только в раскольничьих сектах, столь противоположных по духу своему массе народа и столь ничтожных перед нею числительно» «Здравый смысл, ясность и положительность в уме», т. е. стихийно-материалистическое отношение к действительности, преобладают над религией, вызывая критическое отношение к ее образам, заставляя и об иконе сказать: «Годится — молиться, не годится — горшки покрывать».

Календарные обряды и фольклор получили свое наименование оттого, что они сопровождали труд народа в течение всего года. Они отражают все стороны трудовой деятельности: земледелие, скотоводство, охоту, рыболовство. В русском народном творчестве ведущее место занимает земледельческий календарный фольклор, так как именно земледелие было основным занятием восточных славян.

ЦИКЛИЗАЦИЯ КАЛЕНДАРНОЙ ПОЭЗИИ. ЕЕ ТРУДОВАЯ ОСНОВА

Календарный фольклор в старых исследованиях и учебных пособиях делился на четыре цикла по временам года (см. работы И. Сахарова, Е. Аничкова, 10. М. Соколова и др.) или на два цикла (зимнего и летнего солнцеворотов; см. работы Ф. И. Буслаева, А. Н. Афанасьева и др.). Обе эти циклизации не могут быть приняты. Четырехцикловое деление календарного фольклора неверно потому, что в его основу кладется понятие времени года, характеризующее состояние природы в данный отрезок времени, и таким образом природные и климатические условия толкуются как основа для всей трудовой деятельности и календарного поэтического творчества народа. Эта система циклизации нечетка и в отношении разграничения обрядов: она, например, отрывает уборочную сенокосную пору, приходящуюся в большинстве мест России на июль, от полевых уборочных работ; переход от работы в поле к работе дома (октябрь), относя к осени, отделяют от всего цикла зимней трудовой деятельности крестьянина и т. д.

Деление календарного фольклора на два цикла — зимний и летний — не может быть принято потому, что в основу циклизации оно кладет культ солнца, т. е. религиозные представления о годовом «воскрешении» солнца, его «разгорании» летом и «смерти» зимой. Это по существу является идеалистической попыткой вывести духовную культуру из религии.

календарного фольклора определены трудовой деятельностью крестьянина, осуществляемой в конкретных исторических и географических условиях. Обусловленный сельскохозяйственным трудом календарный фольклор делится на два основных цикла: 1) обрядов, направленных к подготовке и увеличению урожая, и 2) обрядов, сопровождающих уборку урожая.

Цикл обрядов, направленных к подготовке и увеличению урожая, в условиях России приходится на октябрь — июль и имеет две редакции, зависящие от состояния природы: зимнюю (октябрь — февраль) и весенне-летнюю (март — июль).

Цикл обрядов, сопровождающих уборку урожая, кратко- временен и охватывает конец лета и осень (август — сентябрь).

Обряды обоих циклов отличаются самым своим характером: в первом цикле в большинстве случаев они имеют вид самостоятельных действий, совершаемых параллельно с проводимыми работами или даже независимо от них; обряды второго цикла почти всегда не самостоятельны, а лишь сопровождают уборочные работы.

Главные моменты обрядов, «подготавливающих и увеличивающих» урожай: период празднования нового года (25 декабря — 6 января), масленичная неделя (обычно приходится на февраль; время ее празднования зависит от пасхи — восьмая неделя до пасхи) пасхальная неделя, семицкая неделя и троица (семицкая или русальная неделя — седьмая после пасхи; троица — пятидесятый день после нее), купальская неделя (Иван Купала справлялся в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю).

Масленица содержала некоторые черты, характерные для зимних празднеств, вместе с тем изображала преодоление зимы, победу над ней; следовательно, как бы зачинала весну.

Весенне-летняя обрядность, связанная с культом растительности, последовательно развертывается в действиях пасхальной, семицкой и купальской недель и подводит к периоду начала уборочных работ (сенокос, жатва и т. д.).

Из месяца в месяц осуществлялись наблюдения над состоянием природы, и эти наблюдения являлись основой для обобщения практического опыта крестьян, для заключений о причинно-следственных явлениях в природе, которые всегда надо иметь в виду при работе в поле или дома. Опыт земледельца в сельскохозяйственном крестьянском календаре имел главное значение; обряды, отразившие верования, были сопутствующим явлением, которое с развитием культуры и внедрением в народные массы научных знаний должно было неизбежно отмереть.

Источник

Обряды и обрядовый фольклор. Ритуальная, магическая, психологическая и поэтическая функция обрядов. Классификация обрядовой поэзии. Обрядовые комплексы.

Раздел 2. Ранние стадии развития фольклора.

Тема 2.1. Календарная обрядовая песня. Песни зимнего календаря

План

1. Обрядовая песня. Состав.

2. Календарная обрядовая песня. Связь с трудовой деятельностью человека. Классификация обрядов.

3. Состав (этапы) обряда.

4. Обрядовая песня зимнего цикла.

6. Колядки. Поэтика колядок.

8. Образность и композиция календарно-обрядовой поэзии

Содержание урока

Обрядовая поэзия славян

Обрядовая поэзия славян — вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Истоки

Обрядовая поэзия отражала в себе трудовую деятельность земледельца, морально-этические представления народа, поэтический взгляд на мир, природу, человека.

Советские фольклористы утверждали об особой «архаике» и «языческих корнях» обрядового фольклора. Обрядовая поэзия при всех неизбежных эволюционных изменениях относится к тому пласту народного творчества, который отличается устойчивостью содержания и формы, о чём свидетельствует сопоставление записей, сделанных на протяжении почти двух столетий. Обрядовая песенность составляет значительный по объёму и важности фольклорный подраздел, который более остальных сохранил архаические черты этнокультуры. В нём чрезвычайно полно сохранились древние пласты, отдельные произведения, художественные образы, которые восходят к языческой древности.

Классификация

В календарной поэзии выделялись четыре цикла: зимний — с Коляды до Благовещенья или Велика дня, весенний — с Благовещенья или Велика дня до Купалы, летний — с Купалы до Осенин, Здвиженья или Покрова и осенний — с Покрова до Коляды. Весна и осень, согласно представителям мифологической школы, — это предвестие лета и зимы. Всю календарную обрядность они интерпретировали в связи с солнечным циклом — солнцестояниями и равноденствиями.

Народное определение циклов обрядовых песен «зима», «весна», «лето», «осень» является объединяющим для целого ряда отдельных песенных групп, которые связаны с разными обрядами или ритуалами, которые входят в такой общий цикл. Например, «весна» — это и веснянки, и юрьевские, и волочебные, и русальные песни и т. п.

Ю. Г. Круглов выделил три группы: приговоры, причитания, песни. В зависимости от доминирующей функции в обряде, учёный выделил в песнях шесть жанров: ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лирические.

Годовой обрядовый цикл (русский месяцеслов)

7 января — Рождество Христово. Начало Святок. Изображение довольства и сытости, использование симильной магии, которая должна вызвать урожай, приплод, счастливый брак или богатство. Обрядовые действия: дети или молодые люди (реже взрослые) ходят от дома к дому, поют величальные песни хозяевам. Жанры: колядки, овсени (более архаичные, но очень похожие на колядки), виноградья («виноградье» — сад, символ изобилия. Отличительная черта этого жанра — повторение строки «Виноградье красно-зеленое мое!»), а также подблюдные песни — гадания.

14 января — Васильев день. Поются щедровки.

19 января — Крещение. Окончание Святок.

Масленица. Симильная магия в изображении богатства и изобилия. Жанры: масленичная песнь. Начало Великого поста.

Средокрестная неделя — четвертая неделя Великого поста. В среду этой недели отмечается окончание половины Великого поста, когда пост «ломается», и у деревенской детворы небольшой праздник, связанный с обходным обрядом, во время которого их одаривали крестообразным постным печеньем. Поются средокрестные песни.

17 марта — Герасим-грачевник. Пекли грачиков.

22 марта — сороки, день сорока мучеников. По всей России распространен обычай печь из теста жаворонков или куликов, чтобы приблизить прилет птиц и наступление весны. Поются веснянки — песни-заклички весны.

Вербное воскресенье — последнее воскресенье перед Страстной неделей. Освященную вербу берегут до первого выгона скота, причем всякая благочестивая хозяйка выгоняет со двора скот непременно вербой, а саму вербу затем или «пускают в воду», или втыкают под крышу дома, с той целью, чтобы не только скотина сохранилась в целостности, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по несколько дней. Иногда вербой хлестали детей и домашних животных, чтобы были здоровы. Кликанье весны, хороводы.

Пасха — на Пасху в некоторых местностях (в частности — в Смоленском крае) было в обычае ходить по избам с пением песен, похожих на колядные — это так называемые волочебные песни. Волочебники — песельники, исполнители таких песен. Люди разговлялись пасхальным куличом и крашенными яйцами, били яйцо об яйцо — «христосовались».

Фомина неделя — первая по Пасхе. Понедельник — Радуница, вторник — Навий день, воскресенье — Красная горка. Последние три дня были связаны с обычаем поминания покойников. На Радуницу пели вьюнишные песни.

6 мая — Егорьев день. Был обычай выгонять скот, погоняя его вербной веточкой. День почитания пастухов. Жанры: егорьевские песни и приговоры.

Троицын день — 50-й день после Пасхи. Четверг до — семик. Дома украшали молодой зеленью, особенно березами, веря, что в них вселяются души предков — обычай поминания усопших. Начало Петрова поста. Пели троицко-семицкие песни.

Неделя после Троицы — русальная. Девушки «завивали березку», «кумились» с ней, а когда «развивали» — гадали на будущее. Обрядовым синонимом березы могла стать «кукушка» — повязка из растения «кукушки слёзы». Пели русальские песни.

7 июля — Иванов день, день Ивана Купало. Воспринималось как проявление «люстрационной», то есть очистительной магии. В Иванову ночь молодёжь отправлялась в лес искать чудесные цветы, чаще всего папоротник, будто бы расцветающий в эту ночь. Пели купальские песни, некоторые из которых рассказывали о происхождении цветка иван-да-марья.

12 июля — Петров день. Окончание Петрова поста. Петровские песни.

После Петрова дня начинался осенний цикл. Для него характерны жнивные песни и приговоры. Зажинка — начало жатвы, дожинка — её окончание.

2 августа — Ильин день.

28 августа — Успенье. Окончание Успенского поста.

14 сентября — Семин день, Семён Лепопроводец. Знаменует приближение осени.

27 сентября — Воздвиженье.

14 октября — Покров день. К этому дню старались закончить работы в поле. Приговоры и заклички. Выпал ли снег в этот день — можно понять, ранней ли будет зима.

Филиппов пост — особые заклички в говенье.

Обряды и обрядовый фольклор. Ритуальная, магическая, психологическая и поэтическая функция обрядов. Классификация обрядовой поэзии. Обрядовые комплексы.

Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов.

В жизни народа обряды занимали важное место. Они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений. Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято делить на трудовые (земледельческие) и семейные. Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира.

Обрядовая поэзия взаимодействовала с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, а также выполняла психологические и поэтические функции.

Обрядовый фольклор синкретичен по своей сути, поэтому его целесообразно рассматривать в составе соответствующих обрядов. Вместе с тем отметим возможность иного, строго филологического подхода.

Ю. Г. Круглов (Круглов Юрий Георгиевич) выделяет в обрядовой поэзии три вида произведений:

Каждый вид составляет группа жанров.

Особенно важны песни — древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Во многих обрядах они занимали ведущее место, сочетая магическую, утилитарно-практическую и художественную функции. Песни исполнялись хором.

— Ритуальные песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации.

— Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье.

— В песнях величальных поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди или мифологические образы (Коляда, Масленица и др.).

— Противоположны величальным были корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим.

— Игровые песни исполнялись во время различных молодежных игр; в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (например, сватовство).

— Песни лирические — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.

• «Причитания Северного края», Е. В. Барсов (Ельпидифор Васильевич),

• «Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п.», П. В. Шейн (Павел Васильевич)

Обряд – действия, направленные с целью влияния на силы природы.

Сущность обрядов и песен зимнего цикла-обеспечить будущий хороший урожай и приплод скота.1я часть относится ко времени от рождества Христова до крещения,2я- от Крещения до масленицы(подготовкой к весенним земледельческим работам.)

«.Традицион.-катание «по солнцу», по кругу и устойчивый обычай печения и поедания блинов, круглая форма- символический знак солнца.

Русские календарные обряды

Само название этих обрядов связано с календарем. В русском народном творчестве ведущее место занимает земледельческий календарный фольклор. Из сочетания сроков начала и конца определенных работ в поле и дома, аграрных и семейных обрядов и праздников складывался дохристианский земледельческий календарь. Принятие христианства оказало на него огромное воздействие. Православная церковь, стремясь преобразовать языческую сущность празднеств, наложила на народный календарь церковный месяцеслов, или святцы, в которых в календарном порядке были расположены дни поминовения святых, события из истории церкви. В результате подобного наложения и возник народный месяцеслов и явление, которое получило название двоеверие, т. е. смешение в обряде языческих и христианских элементов. Русский земледельческий календарь и христианский календарь смыкались между собой.

Все 365 дней в году оказались посвящены какому-либо святому угоднику или важному евангельскому эпизоду. Каждый день в году стал праздником – большим (нерабочим) или малым (рабочим). Из народного календаря исчезли имена всех языческих богов. Их заменили имена христианских святых, которые превратились в добрых помощников в сельском труде и семейной жизни.

Дохристианский земледельческий календарь был ориентирован по солнцу, а церковный – по луне. В результате такого совмещения возникло два типа праздников. Первые – постоянные, непереходящие – ежегодно отмечались в одно и то же время. Другие – переходящие – справлялись в разные дни. К ним относятся Пасха и Троица.

Народный календарь начинается с первого января, хотя дата эта никакого отношения к сельскохозяйственному году не имеет. Его начало – это либо приход весны (подготовка к севу), либо осень (окончание сбора урожая). В Древней Руси (до 1348 года) Новый год официально отмечался 1 марта, а с 1348 по 1699 год – 1 сентября, и лишь Петр I своим указом установил празднование Нового года по европейскому образцу.

Новогодняя обрядность начинала круг календарного фольклора. Началом Нового года русский крестьянин считал время зимнего солнцеворота, когда солнце как бы просыпалось от зимней спячки, дни становились длиннее. Период встречи Нового года получил название Святок. Они длились две недели – от Рождества Христова до Крещения (25 декабря – 6 января по старому стилю). Рождеству предшествует сочельник. С него и начинаются Рождественские святки. В представлении крестьян по приметам Рождественской ночи определялся будущий урожай, совершались магические обряды. Перед трапезой хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Возвратившись, несколько ложек кутьи выбрасывал за дверь, на двор, угощая духов. Открыв дверь, приглашал на кутью «мороз» и просил его весной не губить посевы. Этот игровой обряд воспринимался как начало праздников. Непременной частью их были заклинания и поверья: женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы летом уродились крупные качаны капусты. Девушки ходили в полночь к запертым дверям церкви и подслушивали. Ту, которой чудился звон колокольчика, ожидало скорое замужество, а глухой стук означал могилу.

Устный опрос

1. Что такое календарная обрядовая песня?

2. Назвать ее связь с трудовой деятельностью человека.

3. Перечислить классификацию обрядов. Состав (этапы) обряда.

4. Черты обрядовой песни зимнего цикла.

6. Колядки. Поэтика колядок.

8. Образность и композиция календарно-обрядовой поэзии

Самостоятельная работа

1. Подобрать и выучить наизусть музыкальные примеры по теме, по каждому календарному циклу.

2. Подобрать и представить дополнительную информацию о проведении календарно-земледельческих обрядов в различных регионах России.

Литература

Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина. — М.: Высшая школа, 2006..

Ю.М. Соколов. Русский фольклор. — Издательство Московского университета, М. 2007 (3-е издание) — стр. 160-167.

Соколов Ю. Обрядовая поэзия // Литературная энциклопедия 1929—1939 / Гл. редактор А. В. Луначарский. — М.: Советская энциклопедия, 1934. — Т. 8.

Зайцева Е. А. Музыка русского народного календаря в контексте традиционных национальных верований, автореферат — 2006

Гаврищук М. Л. Календарная обрядовая поэзия Брянского края :проблематика. Поэтика. Современное бытование, автореферат — 2007

Дата добавления: 2020-11-15 ; просмотров: 302 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *