верно ли что хронометрирование проводится с целью определения адекватности нагрузки
Хронометраж урока физической культуры
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 76
(МБОУ г.Иркутска СОШ №76)
хронометрирование урока физической культуры
в 5 классе «А» МБОУ г.Иркутска СОШ№76
Хронометрирование урока физической культуры
Хронометрирование урока проводится с целью получения данных об общей моторной плотности урока, значительно уточняющих и углубляющих педагогический анализ урока.
Выполняя задания, учитель заполняет протокол хронометрирования, проводит расчет общей и моторной плотности (в процентах), представляет данные хронометрирования в графическом оформлении и делает письменный анализ плотности урока.
Хронометраж урока рекомендуется выполнять вдвоём, один наблюдает и сообщает время, затраченное на тот или иной вид деятельности, другой фиксирует эти сведения в протоколе. Для наблюдения выбирают одного ученика, который добросовестно выполняет задания учителя.
Общие сведения об уроке следует записывать в протокол до начала урока. Дальнейшее ведение протокола осуществляется непосредственно на уроке, причем заполняются только графы: «Виды деятельности» и «Время окончания действия». Секундомер включается со звонком. Хронометрирование проводится по скользящей стрелке секундомера. Обработка данных выполненного хронометрирования проводится после окончания урока.
По характеру работы в уроке, различается несколько видов деятельности учителя и учащихся класса:
— «объяснение» (объяснение учителя и показ упражнений);
— «выполнение упражнений» (выполнение учащимися упражнений);
— «отдых» (ожидание учащимися выполнения очередного задания и отдых после выполнения упражнений);
— «организация» (построения, переход от одного вида занятий к другому, подготовка мест занятий, уборка оборудования и инвентаря, а также другие вспомогательные мероприятия).
Все эти виды деятельности входят в категорию рациональных затрат времени и определяют общую плотность урока.
При проведении урока могут быть случаи, когда затраты времени нельзя назвать рациональными, педагогически оправданными (опоздание класса к началу урока, окончание урока до звонка, затянувшаяся подготовка мест занятий, поиск инвентаря и др.) и в этом случае затраты времени определяются как «простой» и не входят в процент плотности.
общая плотность урока – отношение рационально затраченного времени к общему времени урока умноженное на 100 %.
Общая плотность полноценного урока физической культуры должна теоретически приближаться к 100 %. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:
— неоправданные простои на уроке (опоздание, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря и т.п.);
— неподготовленность учителя к уроку, непродуманные содержание и организация урока, приводящие к неизбежной потере времени;
— излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;
— нерациональное использование времени из-за неудовлетворительной дисциплины занимающихся, многократных повторений объяснения, команд и распоряжений учителем, замечаний ученикам.
моторная плотность урока – отношение времени, затраченного на выполнение упражнений (графа 5) к общему времени урока умноженное на 100 %.
В зависимости от типа и двигательной направленности урока показатели моторной плотности могут изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, моторная плотность на уроках по спортивным играм будет выше моторной плотности на уроках по гимнастике. На уроках совершенствования техники движений и развития двигательных качеств она может достигать 70-80 %. Для уроков направленных на обучение двигательным действиям и формирование знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность учащихся, моторная плотность может находиться на уровне 50 % и ниже. Оптимальной моторной плотностью на роках физической культуры в 4-5 классах принято считать плотность, равную 37-49 %; в 6-8 классах – 50-60 %; в старших – до 70 %.
При вычислении плотности урока время необходимо перевести в секунды.
Подводя итоги хронометрирования урока, следует помнить, что сумма всех рациональных и непроизводительных затрат времени должны равняться общей продолжительности урока.
На основе данных хронометрирования дается всесторонний письменный анализ деятельности учителя, и оценка его умения правильно и рационально использовать время урока. Оценивая плотность урока, необходимо учитывать поставленные перед уроком задачи и условия проведения. Необходимо проанализировать, какие специальные педагогические мероприятия были проведены преподавателем с целью более эффективного использования времени на уроке. В анализе плотности урока нужно конкретно изложить причины, которые обусловили соответствующие показатели. В заключение анализа должны быть внесены предложения по устранению отмеченных недостатков и указаны пути повышения плотности урока.
протокол хронометрирования урока фк
В 5 классе «А» от г.13.02.2018 г.
Фамилия проводящего урок: Бабков А.Г
1. Обучать прыжку ноги врозь через козла в ширину на высоте 100-110 см.
2. Совершенствовать кувырки вперед и назад.
3. Развивать координационные, силовые и скоростно-силовые способности.
4. Воспитывать чувство организованности и дисциплинированности.
В классе по списку 28 человек. Присутствовало 24 (из них 15 мальчиков, 9 девочек).
Наблюдение проводилось за учеником Ивановым В.Н.
Хронометрирование как самостоятельный метод исследования
4. Хронометрирование как самостоятельный метод исследования
Определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий, и его графическое изображение составляют основное содержание хронометрирования и хронографирования.
Обычно проводится хронометрирование какого-либо одного элемента целостного действия, например разбега в прыжках (для высчитывания скорости разбега), либо поэтапное хронометрирование длительно выполняемого действия, являющегося частью занятия, например, проплывания пятидесятиметровых отрезков, либо хронометрирование всего занятия.
Хронометрирование используется и как самостоятельный метод исследования (например, при обобщении опыта работы лучших учителей) и как дополнительный к другим методам (например, в педагогическом эксперименте, определяющем сравнительную эффективность методов разучивания двигательных действий, оно необходимо для установления времени, затрачиваемого на освоение подводящих упражнений).
Хронометрирование занятия осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо ученика. Для большей объективности под наблюдение следует брать такого занимающегося, который по своим качествам в большей мере отвечает задачам исследования. Например, при изучении опыта работы учителя наблюдение целесообразно проводить за средним по развитию учеником; если же требуется установить двигательную активность занимающихся, которые имеют медицинские ограничения, то под наблюдение необходимо брать ученика именно этой медицинской группы.
В случае снижения активности (например, пропусков очередных подходов для выполнения упражнений) занимающимся, за которым ведется наблюдение, хронометрирование может быть перенесено на другого ученика. Поэтому целесообразно предварительно наметить для наблюдения двух-трех учащихся.
Для определения общей и двигательной плотности урока хронометрируются следующие виды деятельности учеников:
1) Выполнение физических упражнений. Определяется точное время выполнения всех двигательных действий, которым обучают на занятии. К ним могут быть отнесены не только упражнения на гимнастических снарядах, игры, бег, прыжки, метание, лазание, акробатические и танцевальные упражнения, но и гимнастические перестроения, упражнения на внимание и упражнения типа заданий и т. п. Не фиксируется деятельность, связанная с решением организационных задач занятия: перестроения для выполнения очередного упражнения, переход от одного места занятия к другому и пр. Рапорт дежурного ученика перед началом урока относится условно к физической работе. Что касается игры, то степень подробности хронометрирования определяется ее характером: если по ходу игры ученик сравнительно часто и долго вынужден не двигаться, хронометрирование должно быть более подробным и не ограничиваться фиксацией лишь начала и конца игры.
2) Слушание объяснений и наблюдение за показом упражнений, демонстрацией наглядных пособий. Команды и краткие указания, занимающие менее 5 сек., могут не подлежать фиксации. Исследователь должен заметить, слушает ли ученик учителя или отвлекается на что-то постороннее.
3) Отдых, ожидание занимающимся очередного выполнения задания. Регистрируется время отдыха, вводимого в урок для регулирования физиологической нагрузки, и время ожидания очередного задания преподавателя.
4) Действия по организации занятия. Фиксируется деятельность занимающегося по подготовке и разметке мест занятий, установке и уборке оборудования, раздаче и уборке спортивного инвентаря и т. п. Учитывается время, потраченное учеником на перестроения для выполнения очередного задания, переход от одного места занятия к другому, подготовку к игре (распределение по командам) и т. п. Если в разметке мест занятий, установке снарядов и пр. участвует всего несколько человек, то это следует оговорить в примечании.
5) Простои. К ним относится все нерационально затраченное время в занятии по вине преподавателя или учащихся (опоздание группы к началу урока, приведение в порядок неисправного оборудования, поиски инвентаря, недисциплинированность занимающихся и т. п.).
Измерение и фиксация времени производятся с помощью различного рода секундомеров, хроноскопов и хронографов. Простейшим, но наименее точным из этих приборов является ручной секундомер. Сейчас все шире начинают внедрять полуавтоматические и автоматические приборы, имеющие электрореле, фотоэлементы и другие технические средства измерения и записи времени.
Техника хронометрирования состоит в следующем, Время деятельности занимающегося определяется по скользящей стрелке секундомера (т. е. время окончания одного вида деятельности определяется визуально по движущейся стрелке секундомера и служит началом отсчета Бремени выполнения следующей деятельности). Секундомер пускается в то суточное время, которое определено расписанием занятий. Например, по расписанию школьный урок должен начаться в 9.00, именно в это время и пускается секундомер (вне зависимости от того, начался урок или запаздывает). Принято считать, что началом занятия является организованный вход занимающихся в спортивный зал или начало построения на спортивной площадке перед рапортом преподавателю. Секундомер останавливается после организованного выхода учеников из зала или ухода с площадки. Записи видов деятельности занимающегося, фиксация временных показателей деятельности и последующая обработка полученных данных производятся в специальных, заранее заготовленных протоколах. В некоторых случаях, когда задачи исследования ограничиваются только определением плотности занятий, они могут стать основным документом и сделают ненужными те протокольно которых говорилось выше.
Непосредственно на месте хронометрирования в протоколе заполняются только первые три колонки. Если появляется необходимость, то могут вноситься записи и в колонку «Примечания». Остальные пять колонок («Выполнение физических упражнений», «Слушание и наблюдение», «Отдых», «Действия по организации», «Простои») заполняются после исследования.
Обработка протокола хронометрирования состоит в следующем. Вначале для каждой графы показания секундомера определяется характер деятельности ученика и ее длительность (путем определения разности между показанием секундомера, зафиксированным в момент окончания предыдущей деятельности, и показанием секундомера, записанным в момент завершения последующей деятельности). Полученная разность заносится в одну из пяти колонок. Затем по вертикали суммируется время отдельных частей и урока в целом.
Протокол хронометрирования занятия
Количество учеников_____ из них: мальчиков_____девочек____
Количество отделений______Фамилия наблюдаемого__________
Номер урока с начала учебного года__________
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Хронометрирование урока физической культуры
Хронометрирование урока проводится с целью получения данных об общей моторной плотности урока, значительно уточняющих и углубляющих педагогический анализ урока.
Выполняя задания, студент заполняет протокол хронометрирования, проводит расчет общей и моторной плотности (в процентах), представляет данные хронометрирования в графическом оформлении и делает письменный анализ плотности урока.
Хронометраж плотности урока рекомендуется выполнять вдвоём, один студент наблюдает и сообщает время, затраченное на тот или иной вид деятельности, другой фиксирует эти сведения в протоколе. Для наблюдения выбирают одного ученика, который добросовестно выполняет задания учителя.
Общие сведения об уроке следует записывать в протокол до начала урока. Дальнейшее ведение протокола осуществляется непосредственно на уроке, причем заполняются только графы: «Виды деятельности» и «Время окончания действия». Секундомер включается со звонком. Хронометрирование проводится по скользящей стрелке секундомера. Обработка данных выполненного хронометрирования проводится после окончания урока.
По характеру работы в уроке Ф.К. различается несколько видов деятельности учителя и учащихся класса:
— «объяснение» (объяснение учителя и показ упражнений);
— «выполнение упражнений» (выполнение учащимися упражнений);
— «отдых» (ожидание учащимися выполнения очередного задания и отдых после выполнения упражнений);
— «организация» (построения, переход от одного вида занятий к другому, подготовка мест занятий, уборка оборудования и инвентаря, а также другие вспомогательные мероприятия).
Все эти виды деятельности входят в категорию рациональных затрат времени и определяют общую плотность урока.
При проведении урока могут быть случаи, когда затраты времени нельзя назвать рациональными, педагогически оправданными (опоздание класса к началу урока, окончание урока до звонка, затянувшаяся подготовка мест занятий, поиск инвентаря и др.) и в этом случае затраты времени определяются как «простой» и не входят в процент плотности.
общая плотность урока – отношение рационально затраченного времени к общему времени урока умноженное на 100 %.
Общая плотность полноценного урока физической культуры должна теоретически приближаться к 100 %. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:
— неоправданные простои на уроке (опоздание, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря и т.п.);
— неподготовленность учителя к уроку, непродуманные содержание и организация урока, приводящие к неизбежной потере времени;
— излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;
— нерациональное использование времени из-за неудовлетворительной дисциплины занимающихся, многократных повторений объяснения, команд и распоряжений учителем, замечаний ученикам.
моторная плотность урока – отношение времени, затраченного на выполнение упражнений (графа 5) к общему времени урока умноженное на 100 %.
В зависимости от типа и двигательной направленности урока показатели моторной плотности могут изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, моторная плотность на уроках по спортивным играм будет выше моторной плотности на уроках по гимнастике. На уроках совершенствования техники движений и развития двигательных качеств она может достигать 70-80 %. Для уроков направленных на обучение двигательным действиям и формирование знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность учащихся, моторная плотность может находиться на уровне 50 % и ниже. Оптимальной моторной плотностью на уроках физической культуры в IV-Vклассах принято считать плотность, равную 37-49 %; вVI-VIIIклассах – 50-60 %; в старших – до 70 %.
При вычислении плотности урока время необходимо перевести в секунды.
Подводя итоги хронометрирования урока, следует помнить, что сумма всех рациональных и непроизводительных затрат времени должны равняться общей продолжительности урока.
На основе данных хронометрирования дается всесторонний письменный анализ деятельности учителя, и оценка его умения правильно и рационально использовать время урока. Оценивая плотность урока, необходимо учитывать поставленные перед уроком задачи и условия проведения. Необходимо проанализировать, какие специальные педагогические мероприятия были проведены преподавателем с целью более эффективного использования времени на уроке. В анализе плотности урока нужно конкретно изложить причины, которые обусловили соответствующие показатели. В заключение анализа должны быть внесены предложения по устранению отмеченных недостатков и указаны пути повышения плотности урока.
примерная запись протокола хронометрирования урока фк
Фамилия проводящего урок: Мирошниченко В.
1. Обучать прыжку ноги врозь через козла в ширину на высоте 100-110 см.
2. Совершенствовать кувырки вперед и назад.
3. Развивать координационные, силовые и скоростно-силовые способности.
4. Воспитывать чувство организованности и дисциплинированности.
В классе по списку 28 человек. Присутствовало 24 (из них 15 мальчиков, 9 девочек).
Наблюдение проводилось за учеником Ивановым В.Н.
Хронометрирование урока физической культуры
Хронометрирование урока проводится с целью получения данных об общей моторной плотности урока, значительно уточняющих и углубляющих педагогический анализ урока.
Выполняя задания, студент заполняет протокол хронометрирования, проводит расчет общей и моторной плотности (в процентах), представляет данные хронометрирования в графическом оформлении и делает письменный анализ плотности урока.
Хронометраж плотности урока рекомендуется выполнять вдвоём, один студент наблюдает и сообщает время, затраченное на тот или иной вид деятельности, другой фиксирует эти сведения в протоколе. Для наблюдения выбирают одного ученика, который добросовестно выполняет задания учителя.
Общие сведения об уроке следует записывать в протокол до начала урока. Дальнейшее ведение протокола осуществляется непосредственно на уроке, причем заполняются только графы: «Виды деятельности» и «Время окончания действия». Секундомер включается со звонком. Хронометрирование проводится по скользящей стрелке секундомера. Обработка данных выполненного хронометрирования проводится после окончания урока.
По характеру работы в уроке Ф.К. различается несколько видов деятельности учителя и учащихся класса:
— «объяснение» (объяснение учителя и показ упражнений);
— «выполнение упражнений» (выполнение учащимися упражнений);
— «отдых» (ожидание учащимися выполнения очередного задания и отдых после выполнения упражнений);
— «организация» (построения, переход от одного вида занятий к другому, подготовка мест занятий, уборка оборудования и инвентаря, а также другие вспомогательные мероприятия).
Все эти виды деятельности входят в категорию рациональных затрат времени и определяют общую плотность урока.
При проведении урока могут быть случаи, когда затраты времени нельзя назвать рациональными, педагогически оправданными (опоздание класса к началу урока, окончание урока до звонка, затянувшаяся подготовка мест занятий, поиск инвентаря и др.) и в этом случае затраты времени определяются как «простой» и не входят в процент плотности.
ОБЩАЯ ПЛОТНОСТЬ УРОКА – отношение рационально затраченного времени к общему времени урока умноженное на 100 %.
Общая плотность полноценного урока физической культуры должна теоретически приближаться к 100 %. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:
— неоправданные простои на уроке (опоздание, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря и т.п.);
— неподготовленность учителя к уроку, непродуманные содержание и организация урока, приводящие к неизбежной потере времени;
— излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;
— нерациональное использование времени из-за неудовлетворительной дисциплины занимающихся, многократных повторений объяснения, команд и распоряжений учителем, замечаний ученикам.
МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ УРОКА – отношение времени, затраченного на выполнение упражнений (графа 5) к общему времени урока умноженное на 100 %.
В зависимости от типа и двигательной направленности урока показатели моторной плотности могут изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, моторная плотность на уроках по спортивным играм будет выше моторной плотности на уроках по гимнастике. На уроках совершенствования техники движений и развития двигательных качеств она может достигать 70-80 %. Для уроков направленных на обучение двигательным действиям и формирование знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность учащихся, моторная плотность может находиться на уровне 50 % и ниже. Оптимальной моторной плотностью на роках физической культуры в IV-V классах принято считать плотность, равную 37-49 %; в VI-VIII классах – 50-60 %; в старших – до 70 %.
При вычислении плотности урока время необходимо перевести в секунды.
Подводя итоги хронометрирования урока, следует помнить, что сумма всех рациональных и непроизводительных затрат времени должны равняться общей продолжительности урока.
На основе данных хронометрирования дается всесторонний письменный анализ деятельности учителя, и оценка его умения правильно и рационально использовать время урока. Оценивая плотность урока, необходимо учитывать поставленные перед уроком задачи и условия проведения. Необходимо проанализировать, какие специальные педагогические мероприятия были проведены преподавателем с целью более эффективного использования времени на уроке. В анализе плотности урока нужно конкретно изложить причины, которые обусловили соответствующие показатели. В заключение анализа должны быть внесены предложения по устранению отмеченных недостатков и указаны пути повышения плотности урока.
Наблюдение и измерение затрат времени (хронометрирование)
После заполнения лицевой стороны карты и проведения всех мероприятий по подготовке к хронометражу начинают непосредственно хронометрирование, то есть измерение затрат времени по элементам операции, зафиксированными в перечне наблюдения. Обычно для хронометрирования применяются специальные однострелочные или двухстрелочные секундомеры с секундным и минутным делением циферблата, которые разрешают выполнять более точный отсчет продолжительности отдельных приемов. Обработка результатов наблюдений, записанных в десятичной системе, требует значительно меньшего времени.
В зависимости от цели хронометража и характера выполняемой работы, наблюдение может быть сплошным (беспрерывным) или выборочным.
В практике хронометража различают три способа хронометрирования:
· выборочный, по отдельным отсчётам затрат времени;
· сплошной, по текущему времени;
Записи о продолжительности отдельных элементов операции, полученные в процессе хронометрирования, подлежат обработке. Если хронометрирование велось по текущему времени, то предварительно определяется продолжительность каждого приема (элемента операции) путем вычитания из показаний текущего времени из данного приема показаний текущего времени предшествующего приема. При выборочном хронометрировании по отдельным отсчетам продолжительность каждого приема определяется в процессе наблюдения.
В результате выполненных вычислений из каждого приема (элемента операции) получают ряд чисел, любое из которых представляет собой зарегистрированную продолжительность данного приема. Такой ряд продолжительностей отдельных измерений называется хронометражным рядом (хронорядом); количество их равняется количеству приемов (элементов операций), на которые была расчленена операция для наблюдения.
В любом хроноряде имеют место некоторые колебания (распыления) его продолжительностей. В большинстве случаев эти колебания являются неминуемыми и закономерными. Они вызваны тем, что при выполнении тех или других элементов операции оказывается невозможным соблюдение абсолютной стабильности факторов, которые влияют на продолжительность движений, составляющих данный элемент, а также повторение этих движений рабочим в абсолютно одно и то же время.
На величину распыления хроноряда, кроме факторов, которые зависят от рабочего (квалификации, степени освоения ним данной операции), не меньше влияют также организационные и технические факторы (тип производства, повторяемость изделий, стабильность технологического процесса, состояние организации труда и т.п.). Относительные величины этих колебаний характеризуют степень стойкости хроноряда, то есть стабильность тех условий, в которых выполнялся данный элемент операции.
Степень стойкости хроноряда определяется коэффициентом стойкости хроноряда Кст, который в практической работе принято определять как отношение максимальной продолжительности элемента операции tmax к минимальной продолжительности tmin, то есть
Величина коэффициента стойкости хроноряда изменяется в зависимости от продолжительности элемента операции и характера выполняемой работы. Чем меньше продолжительность элемента операции, тем больше вероятность распыления хроноряда и тем, очевидно, большим должен быть нормальный коэффициент стойкости. Для машинных операций характерен более стойкий ритм работы, чем на ручных операциях, поэтому нормальный коэффициент стойкости для машинных работ должен быть более жестким. Стабильность условий, в которых выполняется тот или другой элемент операции, зависит от повторяемости операции, то есть от типа производства. Поэтому в массовом производстве к стойкости хроноряда выдвигаются более жесткие требования, чем в серийном и мелкосерийном производствах. В машиностроении и в ряде других областей промышленности применяются показатели для оценки стойкости хроноряда, приведенные в табл. 8.1.
Для элементов основного машинного времени коэффициент стойкости не должен превышать 1,2 для приемов менее 0,1 мин и 1,1 для приемов более 0,1 мин для всех типов производства.
Кроме нормальных колебаний продолжительности элементов операций, в хроноряде могут иметь место и значительные отклонения от их средней продолжительности, которые возникли вследствие или допущенной наблюдателем неточности при хронометрировании, или в результате отступлений от нормального выполнения элементов операции. Поэтому измерения, относительно которых в перечне наблюдения хронометража являются отметки об отступлениях от нормальных условий выполнения элемента операции или относительно которых у наблюдателя есть основания считать, что они является следствием допущенных неточностей при хронометрировании, из хронометража изымаются.