верно ли что философия платона имеет характер субъективного идеализма
Вопрос 4. Античная философия. Идеализм Платона
Античная философия –это совокупность философских учений, созданных в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе 7 века до н.э. по начала 6 в н.э.
Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др.
Наибольшего расцвета достигла в гуманистический или сократовский период, когда центр философии смещается к осмыслению сущности человека (V в. до н.э.)
Одним из величайших философов этого времени был Платон. Достоверных сведений о жизни Платона очень мало.
Известно, что Платон (427—347 до н. э.) принадлежал к старинному аристократическому роду, связанному с настоящим и прошлым Афин, и семейная традиция предназначала ему политическую деятельность. Но юный Платон предпочел занятия наукой, искусством и философией. Переломным моментом в жизни и судьбе Платона стала его встреча с Сократом. Сократ дал Платону твердую основу в жизни, которая заключалась в том, что истина носит объективный, необходимый и всеобщий характер. Платон остается верным учеником Сократа до самой смерти последнего в 399 году. После смерти Сократа Платон долгое время дружил с пифагорейцами. Эта дружба оказалась весьма плодотворной. От пифагорейцев он воспринял склонность к математически точному логическому мышлению и освоению мира в его пространственно-геометрических и структурно-числовых отношениях.
Платон купил на окраине города сад с домом, где основал философскую школу и где поселился сам. Вся близлежащая местность находилась под покровительством древнего героя Академа, которому эта земля была подарена якобы легендарным царем Тесеем. Это место афиняне называли Академией. Именно так и стала называться школа Платона, просуществовавшая до самого конца античности, а именно до 529 года н. э., когда византийский император Юстиниан закрыл ее как рассадник языческой ложной мудрости. Из Академии вышли многие замечательные философы и государственные деятели. Сам Платон оставался главой школы — схолархом — до конца жизни. Наследие Платона включает 34 диалога (подлинность некоторых из них вызывает споры), произведение «Апология Сократа» и 13 писем.
Учение об «идеальном государстве» как исток идеализма Платона. Идеальное государство — вот что стоит в центре всей философии Платона. Идеальным государством у Платона является государство, устроенное в соответствии с его идеей. А его идея — это идея Всеобщего Блага. Правители такого государства должны, во-первых, быть философами, чтобы понимать, в чем состоит идея государства, а во-вторых, они не должны иметь семьи и собственности, потому что это связано с частным интересом, который противоречит идее Всеобщего Блага. Идеальное государство, по мнению Платона, должно быть сословным. Высшее сословие философов формируется в этом государстве путем специального отбора, начиная с детского возраста. Помимо этого сословия, управляющего с точки зрения Высшего Блага, Платон выделяет сословие производителей, для которого допустимо своекорыстие и стремление к «так называемому благу». Кроме того, в идеальном государстве Платона предусмотрено сословие стражей, которое необходимо для охраны, а также для завоевательных войн, в которых добывают рабов. В государстве Платона рабство сохраняется, хотя не рекомендуется обращать в рабство эллинов. Стражи, в отличие от производителей, у которых отдельные семьи, имеют общих жен и детей. Ведь если у каждого будет своя семья, то и стараться он будет для нее в ущерб общим целям. А стражи служат государству, подобно философам. Поэтому их удел — общее проживание, совместные трапезы и т. п. Каждый из стражей лично для себя получает только пропитание.
Учение Платона есть философский идеализм. И Платона по праву считают основателем этого направления в философии.
Философский идеализм — это признание первенства идеального по отношению к материальному.
Именно Платон первым ввел в философский обиход термин «эйдос», или иначе «идея». «Идея» переводится с греческого как «облик», «образ», «очертание», «форма». Что касается Платона, то у него «идея» означает не столько внешнюю форму, сколько сущность вещи, или закон ее существования. Никто не будет отрицать, что перед тем, как человек берется что-либо создавать или творить, ему приходит в голову «идея», т. е. замысел, который затем воплощается в определенном материале, веществе природы, таком как дерево, металл и т. п. В учении Платона мир идей содержит, с одной стороны, совершенные образцы вещей, а с другой — идеалы человеческого поведения, т. е. добродетели. Вещи в учении Платона «подражают» своим идеям как неким образцам. И в силу такой «сопричастности» изменчивая вещь остается сама собой и не утрачивает связи с родом. У идеи в платонизме особый статус. Отражаясь в мышлении человека, она становится понятием, а, определяя отношения вещей, она выступает в роли их сущности. Вещи в платонизме оказываются устремлены к идее как некоему совершенству, подобно тому, как стремится к идеалу всякий достойный человек.
Платон выделяет два пути познания. Во-первых, это познание, связанное с чувствами, обращенными к миру вещей. А, во-вторых, это познание, которое осуществляет разум, который обращен к миру идей. Третий путь познания, именуемый «анамнесисом» переводится с греческого как «припоминание». В диалоге Платона «Менон» мальчик-раб решает геометрическую задачу, как бы припоминая то, чего он явным образом никогда не знал. Уточняя соотношение трех способов познания у Платона, подчеркнем, что главный из них, конечно, припоминание. Ведь человек узнает вещи, которые воспринимает чувствами, и продвигается к истине посредством логических рассуждений только потому, что душа уже когда-то знала истину, но затем, вернувшись в этот мир, ее забыла. Разум в платоновской диалектике восходит от мира вещей к миру идей, поднимается от единичного к общему, устремляясь к вершине идеальной иерархии — идее Высшего Блага. В целом мир не познаваем, а познаются только идеи, которые управляют этим миром.
Объективный идеализм Платона
Понятие идеализма в философии. Первичность духа, идеи и сознания, вторичности материи, природы и бытия. Сравнительная характеристика объективного и субъективного идеализма. Биография Платона, основные онтологические субстанции в его философском учении.
Рубрика | Философия |
Вид | доклад |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.10.2015 |
Размер файла | 1,5 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Объективный идеализм Платона
Различают два вида идеализма: объективный и субъективный.
Мир есть инобытие абсолютной идеи, мирового разума
Мир существует лишь в сознании субъекта
ОБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ принимают за первичное безликий разум, который они называют «абсолютной идеей» или «мировой волей». Мировой дух, говорят они, творит мир и все бытие.
В СУБЪЕКТИВНОМ ИДЕАЛИЗМЕ за первичное принимают сознание субъекта, а затем уже из него выводят природу, материю. Таким образом человек воспринимает лишь свои собственные ощущения.
Платон, Гегель и Шеллинг
Беркли, Фихте, Ницше
После периода странствий Платон создал знаменитую Академию, где прожил всю оставшуюся жизнь, и которая просуществовала почти тысячу лет.
платон идеализм объективный
Источником противоположных интересов, подрывающих единство общества, он первый в истории общественной мысли называет частную собственность. Поэтому ни философы-правители, ни стражи не имеют право иметь частную собственность (земледельцы и ремесленники лишь в небольшой степени). Лишены они также семей и детей, воспитанием которых занимается государство. Государство Платона построено по жесткому кастовому принципу, переход из одного сословия в другой невозможен. Это государство в котором интересы личности подчинены интересам общества, человек лишен свободы выбора.
Таким образом, можно сказать, что Платон является величайшим мыслителем Древней Греции, вечной загадкой мировой культуры, создателем системы объективного идеализма, основателем первой в мире Академии, просуществовавшей почти тысячу лет, человеком, чей образ стал символом и легендой.
Рафаэль Санти «Афинская школа»
1. Зенон Китийский или Зенон Элейский
3. Фредерико II, герцог Мантуи
4. Аниций Манлий Торкват Северин Боэций или Анаксимандр или Эмпедокл Акрагантский
7. Алкивиад или Александр Македонский
8. Антисфен или Ксенофонт
9. Гипатия (возлюбленная Рафаэля, Маргерита)
Идеалистический характер философии Платона
1.2 Идеалистический характер философии Платона
Идеальное в философии – это всё то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств. Здесь может возникнуть вопрос: если идеальное является не воспринимаемым вообще, то откуда же тогда мы о нем можем что-либо знать? Дело в том, что помимо органов чувств у нас есть еще одно орудие познания – разум, и недоступное для чувств вполне может быть доступным для разума: то, что нельзя увидеть, потрогать, услышать и т.д., можно воспринять мыслью, усмотреть умом. Говорят, однажды греческий философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей (по которой любая земная вещь, будь то цветок, камень, лошадь и что угодно еще, – всего лишь отражение или тень какой-либо идеи высшего и невидимого, но реально существующего мира), сказал ее создателю: «Я видел многих лошадей, Платон, но я никогда не видел идеи лошади, о которой ты говоришь, будто бы она существует». На это Платон ответил ему так: «Что же, Антисфен, выходит, у тебя есть глаза, чтобы увидеть конкретную лошадь, но у тебя нет разума, с помощью которого ты мог бы увидеть идею лошади». Философы идеальное также называют бестелесным, нефизическим, сверхчувственным, умопостигаемым.
Если совокупность всего материального называется в философии материей, то совокупность всего идеального называется, как правило, сознанием. Мы привыкли считать, что этим термином обозначается человеческий разум. Однако это материалистическая точка зрения, по которой мышление, разум, духовная жизнь есть только там, где есть человек и его мозг. Философский идеализм говорит о том, что сознание есть не только у человека, а вернее, человеческое сознание – это маленькая часть мирового Сознания (здесь этот термин пишется с большой буквы, потому что он обозначает некое духовное, разумное начало, находящееся вне человека и не зависящее от него). Это мировое Сознание можно назвать божественным, т.е. Сознанием Бога. Его также можно назвать Мировым Разумом или Абсолютной Идеей (как это сделал немецкий философ XIX века Георг Гегель).
Главным утверждением идеализма является мысль о том, что Сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Оно есть всё (точно так же, как и материя в материализме). Оно – первоначало мира, которое порождает, создает или творит всё материальное, физическое, телесное, чувственное. Таким образом, с идеалистической точки зрения Сознание первично, а материя вторична, она существует только на базе Сознания, благодаря ему и после него. Следовательно, всё материальное – это проявление, воплощение или инобытие (иная форма существования) идеального. Если материалистическое воззрение тесно связано с атеизмом, то идеализм, наоборот, близок к религиозным представлениям.
Чрезвычайно важно понять сразу, что идеализм Платона не субъективный, а объективный и что, как таковой, он противостоит всякому субъективизму. Для объективного идеалиста в основе всех явлений лежат сущности, бестелесные по своей природе, но существующие объективно, независимо от субъекта. Поскольку они бестелесны, учение это – идеализм. Поскольку они существуют объективно, это объективный идеализм.
Идеалистическая философия говорит о том, что человеческое мышление, или разум – это малая частица мирового Сознания, которая является как бы «Божьей искрой», находящейся в любом человеке. Поэтому познание мира, представляющего собой бесконечное Сознание, вполне возможно: ведь в нас представлена его частица, с помощью которой мы можем приобщиться к нему. Материализм тоже говорит о возможности познания. Однако вполне понятно, что пути познания мира в материализме и идеализме абсолютно различны.
Материалисты говорят о том, что надо наблюдать окружающую реальность (во многом – с помощью органов чувств) и постепенно проникать в ее тайны и открывать ее законы, а идеалисты предлагают, как правило, игнорировать, т.е. не обращать особенного внимания на материальный, физический мир, так как он – вторичное и неподлинное существование, и напрямую устремлять свои мысленные взоры к первичному и настоящему существованию – мировому Сознанию, одним только умозрением (а не органами чувств) постигая его вечные и совершенные истины.
Значительным представителем идеализма был и немецкий философ Георг Гегель. Так, Платон говорил, что все видимые нами вещи физического мира – это всего лишь отражения или тени бестелесных идей, находящихся в высшей и невидимой сфере, а Гегель утверждал, что материальная или чувственная природа – это в иной форме существующий Мировой Разум, и называл ее «застывшей мыслью».
В общем, идеалистические течения новейшего времени склонны были к такому прочтению и к такому пониманию Платона, при котором идеализм Платона приближался к абстракциям их собственных идеалистических построений. Это был идеализм Платона, увиденный сквозь очки идеализма Гегеля, Канта, кантианцев. Задача воссоздания образа Платона, более близкого к его исторической действительности, представляла большие трудности. Для решения и преодоления этих трудностей требовались не только огромные по объему знания, превосходная научная ориентировка в текстах Платона, но и свобода от гипноза позднейших интерпретаций, навеянных учениями послеплатоновского идеализма, в особенности идеализма нового времени. Свобода эта труднодостижима для зарубежных буржуазных интерпретаторов учения Платона, в том числе для самых выдающихся и глубоких.
Советская историко-философская наука располагает трудами ученого, чрезвычайно одаренного, исключительно много знающего и вместе с тем свободного от указанного выше недостатка и ограниченности зарубежных знатоков Платона. Ученый этот – профессор Алексей Федорович Лосев. Глубокий исследователь Платона и неоплатонизма А.Ф. Лосев в своих многочисленных, тщательно и обстоятельно разработанных трудах стремится воссоздать учение Платона во всем его историческом своеобразии. Характеризуя, как это делали и его предшественники, учение Платона в качестве учения объективного идеализма, А.Ф. Лосев одновременно разъясняет, чем платоновская форма, или платоновский тип объективного идеализма, существенно отличается от объективно-идеалистических систем, явившихся в феодальную эпоху и в буржуазно-капиталистическом обществе нового времени. У Платона идеи образуют особый мир: весь чувственный мир с обнимаемой им природой и обществом рассматривается Платоном как отражение и как воплощение этого вознесенного над чувственной действительностью особого мира идей. Это идеальная действительность, а идеи существуют объективно, вне и независимо от человека.
Но сказать только это – не значит характеризовать своеобразное содержание и своеобразный характер платоновского объективного идеализма. Особенность Платона, не легкая для понимания современного человека, который обычно знает идеализм лишь в гораздо более абстрактных и логизированных его формах, состоит в том, что, развивая свое учение объективного идеализма, Платон, как показывает А.Ф. Лосев, оставался греком, человеком античного культурного мира. Платон одновременно и противопоставляет идеальный мир, царство «идей» чувственному миру, и не может остаться при их дуализме и противопоставленности. Космос Платона – и не только его одного, но и весь космос античных мыслителей со всем, что есть в нем, в том числе и с самой душой, – есть космос телесный, огромное шаровидное тело. Основная интуиция Платона эстетическая, оптическая, зрительная: мир мыслится у Платона наподобие прекрасного скульптурного изваяния или скульптурной фигуры.
Таким образом, философия Платона, будучи объективным идеализмом, есть особый вид этого идеализма, это античный объективный идеализм.
В связи с этим для Платона высшая действительность есть «единое». Это не абстрактное арифметическое или математическое единство всего сущего, а «тождество всего идеального и материального. тот первопринцип, из которого только путем его дробления возникает идеальное и материальное».[1]
Особенность объективного идеализма Платона в том, что он одновременно стремится и к самому крайнему, идеалистическому пониманию космоса и идеального мира и – в своей глубоко античной, свойственной древнему греку интуиции космоса – стремится «понимать идеальный мир максимально реально».[2] Следуя этому стремлению, Платон вводит для идеального мира двойное ограничение: «сверху» и «снизу». «Сверху» идеальный мир ограничен «единым». «Снизу» он ограничен «душой мира».
Система объективного идеализма Платона
Содержание:
Введение
Знания древних отличаются своей цельностью, своей нерасчлененностью. И произведения Платона не являются исключением. Невозможно говорить о «чисто» этических произведениях Платона. Мы можем лишь читать в его диалогах этическое содержание, анализировать их.
Объектом данной курсовой работы является этика Платона.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
Идеализм Платона
В философии Платона тесно переплетаются метафизика, гносеология, логика, риторика, этика и эстетика. Понимание этических идей Платона требует особого прочтения его диалогов под определенным углом зрения и с учетом наиболее общих идей его философии. Аристокл Афинский, прозванный Платоном, изначально был поэтом. Только встреча с Сократом сделала его настоящим философом. Казнь Сократа тяжело отразилась на Платоне. Идея идеального, справедливого общества завладела его разумом. Если лучших людей, таких как Сократ, казнили, значит, государство управлялось неправильно. Платон был убежден в ненадежности и неэффективности демократии, которая не понимала философов, и считал философию, лишенную моральных устоев, бесплодной. Цель философии он видел в познании космического и социального порядка.
Теория идей является ядром философии Платона. Она обосновывает рациональность космоса, общественного устройства, масштабных исторических процессов; утверждает иерархию человеческих целей и ценностей; служит ключом к пониманию значимых событий в истории, воспитывает определенный тип личности. Благодаря своей теории идей Платон известен в современном мире как родоначальник объективного идеализма. «Объективный идеализм характеризуется признанием в качестве объективно существующего мирового разума (духа, идеи) и отношением к материальному миру как к форме его проявления».
Платон боялся новшеств, которые происходят от невежества, глупости и жадности. Он считал, что развитием государства управляет закон вырождения. Любое изменение в государстве было признаком вырождения государства, что влекло за собой морально-этические последствия. «Платон считал, что закон вырождения включает в себя моральное вырождение человечества» Эти консервативные настроения были той психологической почвой, на которой вырос идеализм Платона. Платон видел мир как прекрасный космос, в котором множество вещей образуют единое целое. Гармония космоса существовала благодаря осмысленности каждой вещи и ее включенности в смысловую ткань миропорядка. Мир живет, дышит, будучи наполненным сменяющими друг друга силами, которые связаны и согласованы благодаря идеям.
Развитие этики Платона
Этика Платона изначально является развитием этики Сократа. Этика Платона построена на признании единства мира. «По Платону, все существующее имеет одно начало, а не два, как думал Эмпедокл, и не бесчисленное множество, как думали эпикурейцы; это начало не тело, как думали стоики, а нематериально; будучи бесплотным, оно не есть жизнь, иначе существовали бы только живые существа, и оно не есть ни душа, ни ум, ни существо, потому что все эти предположения ведут к одним и тем же абсурдным выводам; оно есть единое, которое Платон называет также благом». Он считает, что самое ценное и великое благо нелегко найти, а найдя его, трудно объяснить его каждому. Это он изложил в своей беседе «О благе» своим избранным и особенно близким ученикам. Что касается человеческого блага, то внимательному читателю его трудов ясно, что он считает его наукой и созерцанием первого блага, которое можно определить как Бога и первый разум.
Все, что считается человеческим благом, заслуживает этого названия в меру своей причастности к первому и самому ценному благу. Именно разум и способность рассуждать делают наше благо таким хорошим, возвышенным, привлекательным, соразмерным и божественным. Что касается других так называемых благ, которыми для большинства являются здоровье, красота, власть, богатство и тому подобное, то все это благо не абсолютно, а лишь в том случае, когда пользование им неотделимо от добродетели, без которой оно остается лишь в категории настоящего, а при дурном пользовании оно есть зло; в этом случае Платон называет все это тленными благами.
Этика сократовского периода. Диалог «Протагор»
В этом диалоге Платон стремится установить смысловую структуру добродетели.
Чтобы точно определить, в чем состоит тождество всех добродетелей, еще раз подчеркивается их глубочайшее различие, которое состоит не только в том, что они противоречат друг другу, но и в том, что они противоположны друг другу. Очевидно, Платон хочет сказать, что как все противоречия, так и все противоположности в области добродетелей должны совпадать в одной добродетели, которая была бы их основой. Это различие добродетелей усугубляется бесконечным разнообразием хаотического элемента жизни; и отсюда можно сделать вывод, что мы должны сформулировать такое единство, которое охватило бы всю бесконечность его неустойчивых, противоречивых и относительных проявлений. Можно сказать, что принцип смысловой структуры добродетели устанавливается собеседниками. Этот принцип, прежде всего, является некой сущностью; для его установления Платон вкладывает в уста собеседников развернутое толкование одной песни Симонида.
Переходная этика. Диалог «Горгий»
Диалог «Горгий» обычно относят к переходному периоду в творчестве Платона, то есть к периоду между чисто сократовским вопросно-ответным поиском решения проблем и созданием позитивного учения об идеях.
Как и «Протагор», «Горгиас» представляет большие трудности для анализа. В «Горгии» очевидна очень широкая постановка основного вопроса и много положительных утверждений, почти отсутствующих в предыдущих диалогах. Хотя в диалоге обсуждаются вопросы риторики и эстетики, рассуждения диалога ведут к рассмотрению проявления блага, а также морального и аморального поведения. Непосредственная проблема диалога: как жить? И в связи с этим, в чем суть и назначение риторики?
Разговор принимает новый оборот благодаря еще одному возражению Сократа: нужно или не нужно управлять собой? На это Калликл откровенно и дерзко отвечает: совершенно не нужно, а благоразумие и мужество заключаются только в полной свободе от удовольствий и всякого своеволия. В этом случае, отвечает Сократ, жизнь становится полной и вечной неудовлетворенной жизнью, которую Калликл тут же предпочитает отсутствию удовольствий.
Заключение
Совершение добрых дел, социальная деятельность на основе знаний, считалась Платоном важным занятием для философа. Действительно, история сохранила свидетельства его политической и законотворческой деятельности. Этическое начало в функционировании государства и воспитании человека Платон считал самым важным. По мнению Платона, для достижения целей воспитания и просвещения необходимо было разработать практическую философию, включающую политические, этические и психологические идеи.
Прежде чем Платон разработал свою теорию идей, рецептором которых является материя, в известном современному человеку мире он прошел этапы формирования своих философских взглядов от наивного эвдемонизма как стремления к счастью, блаженству, до убежденности в существовании идеи абсолютной нравственности.
Высшей из идей, по Платону, является идея Блага или Блага. Эта идея является универсальным началом.
Практически все диалоги Платона имеют этическое содержание. В «Протагоре» ставится проблема добродетели в целом. В этом диалоге подробно рассматривается происхождение добродетели в обществе и у отдельных граждан, устанавливается структура добродетели и, наконец, раскрывается полное содержание понятия добродетели. Уже в диалоге «Горгиас» проявляется еще не сформировавшаяся теория идей. В «Горгиасе» поднимается и решается проблема соотношения чувства и понимания справедливости и ее проявления в действиях, в данном случае оратора. «Горгиас» доказывает, что справедливое и добродетельное далеко не всегда приятно, иногда маскируется под зло. В целом можно отметить, что этика Платона развивалась по мере развития его теории идей.
Список литературы
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.