верите ли вы что аня и петя посадят новый сад
Будущее в пьесе «Вишнёвый сад»
Будущее как основная тема пьесы
В 1904 году на сцене МХТа была поставлена последняя пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад», которая стала итогом всего творчества драматурга. Встреченная восторженно зрителями, эта постановка вызвала неоднозначную оценку критиков. Споры вызывали и герои, и обстоятельства в которых они оказались. Тема и идея пьесы так же были спорными. Несомненно то, что Чехов постарался понять какое будущее в пьесе «Вишневый сад» ждет героев, да и все русское общество в целом. Чем же было вызвано это стремление? После отмены крепостного права прошло уже более 40 лет. Привычный уклад жизни, строящийся веками, распался, а перестроиться для нового не у всех хватило сил и способностей. Причем не только дворянство страдало от потери своих крестьян, но и многим крестьянам было тяжело привыкнуть к свободе. Одни привыкли жить за счет труда других, а те другие просто не умели самостоятельно думать и принимать решения. В пьесе это звучит довольно часто: «Мужики при господах, господа при мужиках». Но это прошлое. А что ждет всех их в будущем – именно это и хотел понять драматург. Чтоб было наглядное объяснение, Чехов использовал образ вишневого сада, как символ России, а через отношение к нему – отношение к родине. Будущее вишневого сада – будущее России.
Будущее и герои пьесы «Вишневый сад»
Лопахин с его деловой хваткой, это настоящее. Он вырубает вишневый сад, прекрасно понимая, что разрушает многовековые традиции, как бы разрывая узел, связавший землевладельцев с работающими на их земле и принадлежащими им крестьянами. Поэтому закулисная сцена прощания крестьян с хозяевами так же весьма символична. Он понимает, что будущее за дачниками, которым земля не принадлежит, и работать на ней не является их повинностью и обязательством. Для Лопахина есть будущее, но оно тоже весьма туманно.
Самым радостным будущее в представлении чеховских героев «Вишневого сада» у Пети и Ани. Петя очень красиво размышляет о благе всего человечества, призывает к действию, но что ждет его, он и сам не знает, ведь его речи так расхожи с его действиями, он пустослов. Даже Раневская замечает: «Вы ничего не делаете, только судьба бросает вас с место на место, так это странно…». Для него нет прошлого, он не находит места в настоящем, но он искренне верит, что найдет себя в будущем: «…Я предчувствую счастье…я уже вижу его».
А что же ждет Варю, приемную дочь Раневской и молодых слуг Яшу и Дуняшу? Варя, очень хозяйственная и здравомыслящая девушка, но она настолько приземлена, что не вызывает никакого интереса у Лопахина, которому хотели ее сосватать. Очевидно, что нет впереди у нее ярких впечатлений, что ждет ее будущее, не отличающееся от настоящего.
А вот будущее Яши и Дуняши способны вызвать множество споров. Они оторваны от своих корней, будучи малообразованными, не имеющие строгих моральных принципов ради удовлетворения своих желаний способны на многое. Они без уважения относятся к хозяевам, в чем- то даже способны их использовать. Так наглый и хамоватый Яша, напрашивается с Раневской обратно в Париж, так как для него стало тягостным жизнь в российской глубинке, среди простых крестьян. Он пренебрежительно относится даже к собственной матери, и видно, что в любой момент он так же переступит и через свою хозяйку. Именно такие как Яша через 13 лет будут громить Зимний дворец, разрушать дворянские усадьбы и расстреливать бывших хозяев.
Можно утверждать, что будущее в комедии «Вишнёвый сад» весьма расплывчато. Чехов только указал, в каком направлении могут двинуться герои, ведь будущее России очень занимало всех, живших в столь сложное историческое время. Бесспорно лишь то, что Антон Павлович ясно показал, что к прошлому возврата не будет и необходимо учиться жить по–новому, сохранив лишь самое лучшее в виде набора духовных ценностей.
Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»
Особенности драматургии Чехова
До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности. Его пьесы заставляли зрителя задуматься, хотя в них не было интриг, открытых конфликтов, но они отражали внутреннюю тревогу переломного исторического времени, когда общество застыло в предчувствии скорых перемен, а героями становились все социальные слои. Видимая простота сюжета знакомила с историями персонажей до описываемых событий, давая возможность домыслить, что же будет с ними после. Так удивительным образом смешались прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишневый сад», путем соединения людей не столько разных поколений, сколько разных эпох. И одним из «подводных течений», характерных для пьес Чехова, стало размышление автора о судьбе России, а тема будущего заняла центральное место в «Вишневом саде».
Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»
Так каким же образом встретились прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»? Чехов как бы разделил всех героев на эти три категории, изобразив их очень ярко.
Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой. И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние. Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности. Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.
Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь. Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное. Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить. Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.
В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.
Связь времен сегодня
Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой « Вишневый сад». История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению. Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас. Прав был драматург, говоря, что «Вся Россия – наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.
Почему вишневый сад в одноименной пьесе Чехова был обречен на уничтожение? (2 фото)
Над вопросом, почему в пьесе Чехова не спасли вишневый сад, бьется не одно поколение критиков. Вроде бы в произведении достаточно ключевых героев и даже сторонников сохранения деревьев, однако все они фактически бездействовали.
Почему был обречен вишневый сад
Написанная в 1903 году пьеса «Вишневый сад» является одним из самых известных произведений Антона Павловича Чехова. Сам автор определял его жанр как комедию и даже возмущался по поводу того, что пьесу причисляли к драме или трагедии.
«Вишневый сад», по мнению критиков, является отображением важнейшего периода в истории России, связанном с вымиранием русского дворянства. Класс, на который могла опираться власть и который, в свою очередь, от власти зависел, к тому времени терял свои позиции. Ему на смену стремились люди нового поколения и иных ценностей, которые не считались со старыми устоями.
Сам вишневый сад, вокруг которого разворачиваются действия пьесы, является олицетворением прежней дворянской России. На протяжении всего произведения только и ходят разговоры о том, чтобы его сохранить, но по факту ни один из героев не приложил усилий для этого.
Кто мог взять на себя такую ответственность? Помещица Раневская, которой принадлежат дом и сад, выставленные на продажу из-за долгов? Автор смеется над этим персонажем, легкомысленным и беспомощным в житейских делах. Для нее сад является символом молодости, поэтому она так держится за него. Однако ее сентиментализм может быть эффектен на словах, но на деле от него ничего не зависит.
Может быть, ее брат Гаев? Этот человек утверждал, что пострадал за свои либеральные убеждения, однако и он ограничивается одними словами. Прячась от реальности, он постоянно бормочет нечто бессвязное про биллиард, словно выставляя себя умалишенным. От своей сестры он отличается тем, что строит грандиозные планы на будущее, однако для их реализации у него нет ни хватки, ни силы воли.
Почему бы не спасти вишневый сад Ане Раневской и студенту Пете Трофимову? Это энергичные, полные жизни молодые люди, которые увлечены великими идеями о преображении мира. Но для них вишневый сад кажется мелкой задачей. К тому же Аня не испытывает к нему теплых чувств и вообще считает, что дворянство виновато перед народом. А если так, то нужно срубить под корень ненавистный сад.
И ведь именно Лопахин в итоге становится хозяином положения, выкупая имение у Раневской. Он, сын мужика, приходит на смену людям, которые получали привилегии только по факту своего рождения, а не по заслугам. Лопахин этим горд, он рад, он чувствует триумф. Да, возможно, он не такой чуткий, отзывчивый и сентиментальный, как другие персонажи, но он хваткий, трудолюбивый и целеустремленный, а именно эти качества, по мнению Чехова, стали актуальны для России в период смены эпох.
По мнению критиков, вишневый сад был обречен, поскольку в пьесе не нашлось ни одного героя, пожелавшего встать на его сторону. В историческом контексте начала XX века подобный персонаж, отмечает Чехов, просто не мог существовать. Наполненный множеством символов сад стал центром конфликта между старым и новым мирами, причем первый стремительно утрачивал свои позиции.
Новое поколение, молодая Россия в пьесе
Будущее России представлено образами Ани и Пети Трофимова.
Ане 17 лет, она порывает со своим прошлым и убеждает плачущую Раневскую, что впереди целая жизнь: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу». Будущее в пьесе неясно, но оно увлекает и манит чисто эмоционально, как всегда привлекательна и многообещающа молодость. Образ поэтичного вишневого сада, юной девушки, приветствующей новую жизнь, — это мечты и надежды самого автора на преображение России, на превращение ее в будущем в цветущий сад. Сад — символ вечного обновления жизни: «Начинается новая жизнь», — восторженно восклицает Аня в четвертом акте. Образ Ани по-весеннему праздничен, радостен. «Солнышко мое! Весна моя», — говорит о ней Петя. Аня осуждает мать за барскую привычку сорить деньгами, но она лучше других понимает трагедию матери и сурово отчитывает Гаева за плохие слова о матери. Откуда у семнадцатилетней девушки эта жизненная мудрость и такт, не доступные ее далеко не молодому дяде?! Привлекательны ее решимость и энтузиазм, но они грозят обернуться разочарованием судя по тому, как безоглядно она верит Трофимову и его оптимистическим монологам.
В конце второго действия Аня обращается к Трофимову: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад».
Трофимов отвечает ей: «Вся Россия наш сад».
Петя Трофимов, как и Аня, представляет Россию молодую. Он бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской. Отец его был аптекарем. Ему 26 или 27 лет, он вечный студент, не кончивший курса, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а «только работать». Правда, Чехов уточнял в письмах, что Петя Трофимов не закончил университет не по своей воле: «Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а как ты изобразишь сии штуки».
Петя говорит чаще всего не от себя — от имени нового поколения России. Сегодняшний день для него — «. грязь, пошлость, азиатчина», прошлое — «крепостники, владевшие живыми душами». «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом».
Петя Трофимов — из чеховских интеллигентов, для которых вещи, десятины земли, драгоценности, деньги не представляют высшей ценности. Отказываясь от лопахинских денег, Петя Трофимов говорит, что они не имеют над ним «ни малейшей власти, вот как пух, который носится в воздухе». Он «силен и горд» тем, что свободен от власти житейского, материального, овеществленного. Там, где Трофимов говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой, автор ему сочувствует.
При всей «положительности» образа Пети Трофимова он вызывает сомнение именно как положительный, «авторский» герой: он слишком литературен, слишком красивы его фразы о будущем, слишком общи его призывы «работать» и т.д. Известно чеховское недоверие к громким фразам, ко всякому преувеличенному проявлению чувств: он «не выносил фразеров, книжников и фарисеев» (И.А. Бунин). Пете Трофимову свойственно то, чего сам Чехов избегал и что проявляется, например, в следующем монологе героя: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!»; «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!»
«Новые люди» Чехова — Аня и Петя Трофимов — также полемичны по отношению к традиции русской литературы, как и чеховские образы «маленьких» людей: автор отказывается признавать безусловно положительными, идеализировать «новых» людей только за то, что «новые», за то, что они выступают в роли обличителей старого мира. Время требует решений и действий, но Петя Трофимов на них не способен, и это сближает его с Раневской и Гаевым. К тому же на пути к будущему утрачены человеческие качества: «Мы выше любви», — радостно и наивно уверяет он Аню.
Раневская справедливо упрекает Трофимова в незнании жизни: «Вы смело решаете все важные вопросы, но, скажите, голубчик, не потому ли это, что вы молоды, что вы не успели перестрадать ни одного вашего вопроса. » Но этим-то и привлекательны молодые герои: надеждой и верой в счастливое будущее. Они молоды, а значит, все возможно, впереди — целая жизнь. Петя Трофимов и Аня не являются выразителями некоей определенной программы переустройства будущей России, они символизируют надежду на возрождение России-сада.
Сочинение: Будущее Вишневого сада в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
(371 слово) Последняя пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» собрала в себе все лучшие черты драматургии, это значимое для отечественной литературы произведение, наполненное ярким символизмом и глубиной образов. Вишневый сад объединяет в себе время и поколения: отжившее прошлое олицетворяют Гаев, Раневская и Фирс, настоящее — деятельный купец Лопахин, а будущее — юная дочь хозяйки сада Аня и вечный студент Петя Трофимов.
Вишневый сад — знак быстротечности времени и неизбежности, финал говорит нам: «ничто не вечно» и даёт надежду на светлое будущее. Вишневый сад — это вся Россия, ее нелегкая судьба, отображенная в пьесе, перекликается с реальностью — будущее неизменно, туманно и полно трепетных надежд. Аня и Петя — молодые люди, живущие чувствами, тягой к прекрасному и живому, им не чуждо понимание красоты мира и природы, они мечтательны и готовы вырваться из пут старой жизни навстречу всему новому и неизвестному. Аня строит планы по поводу сдачи экзамена и работы, в то время как деятельность Петра ограничивается громкими и сладкими речами. Герои не идеальны — и это делает их живыми, настоящими людьми, со своими страхами, сомнениями, желаниями. Будущее для них неопределенно и загадочно, но у читателя складывается стойкое впечатление — их «завтра» обещает быть счастливым. Персонажи легко переживают прощание с вишневым садом и готовы начать новую жизнь. В то же время так происходит не у всех — несмотря на сожаления о продаже земли и вырубке сада, Раневская и Гаев возвращаются к тому же, что происходило в самом начале произведения — Раневская едет обратно во Францию, Гаев также примиряется с судьбой. «Ужасная драма» оказывается всего лишь перевёрнутой страницей, пройденным этапом. И, несмотря на боль потери и тоску, герои внутренне освобождаются от бремени, от места, с которым была связана вся их прошлая жизнь.
На фоне судьбы этих героев тем лучше кажется судьба молодых людей, непосредственных, искренних, счастливых. Автор верит в их будущее и будущее России, несмотря на печальные события в ее истории, Чехов говорит нам — будущее за трудящимися, честными людьми, красивыми сердцем и душой. «Мы построим новый сад!» — верит Аня, и, конечно же, речь не только о цветущих деревьях и аллее, речь о стране, о родине, которая жаждет выпутаться из цепей жестокости, крепостничества, беспечного дворянства. И как бы ни было жаль прощаться с дорогим сердцу и таким родным вишневым садом, сложно не верить девушке — ведь на смену старому всегда приходит что-то новое, лучше и сильнее, чем прежде.