веретено и прялка чем отличаются
Веретено и прялка чем отличаются
Следует отметить, что как образ нити судьбы, так и орудия прядения имели у славян космический характер.
В этом нас убеждают не только приводившиеся выше сербские данные, где нить судьбы тянется из неба или из той рощи, где родился Христос.
Приводимое А.Н. Афанасьевым поверье люнебургских славян о пряхе на месяце показывает, что в славянской мифологии пряха могла иметь космический характер, что находит свою параллель в мифах других индоевропейских народов.
«Народная загадка прямо уподобляет солнечный луч веретену: «из окна в окно готово веретено». (. )
В славянских сказках сохранилось воспоминание о чудесной самопрялке, прядущей чистое золото, о золотых и серебряных нитях, спускающихся с неба». В сербской песне в частности говорится: «Когда счастие отделяется от несчастия, темная ночь от белого дня», т.е. на рассвете. Хоть песня больше не сообщает никаких подробностей о границе счастья и несчастья, стоит вспомнить, что в одном из своих двух аспектов планета Венера у многих народов была известна как «утренняя звезда», в силу чего нельзя исключать связь этого небесного светила с понятием судьбы.
Если у южных славян отделение ночи от дня ассоциировалось с отделением счастья от несчастья, то у восточных славян существовал ритуальный запрет на прядение в противостоящий ему момент вечера, т.е. отделения дня от ночи: «В Новосибирской области среди потомков переселенцев с Украины и южных областей России был зафиксирован запрет на прядение или вязанье на закате солнца. Видимо, в момент захода (временного умирания) светила нельзя было что-либо создавать, чтобы не нарушить мировой гармонии. »
Весьма показательно, что в то время как у сербов один поворотный момент суток связывался с понятием доли, у восточных славян существовало представление о недопустимости прядения в другой поворотный момент. Данное обстоятельство вновь указывает на внутреннюю связь прядения и определения доли.
Общеславянское слово веретено родственно др.-инд. vartanam ср. «вращение, катание, хождение взад и вперед», также «прялка», vartulas «круглый», vartanl «пряслице», ср.-в.-н. wirtel «пряслице» и кимр. gwerthyd «пряслице». На древность этого орудия труда у наших предков указывает и то, что его название было заимствовано финнами varttana, vartana, varttina.
Само слово веретено было образовано от глагола вертеть, однако от него же было образовано и слово время, др.-русск. веремя. С этим же ремеслом связано в русском языке и такое временное понятие, как сутки, которое, как отмечал М. Фасмер, было образовано из су- и тъка, связанного с понятием тыкать, т.е. фактически сутки означали «стык дня и ночи». Однако глагол тыкать связан с такими словами, как ткать, тку, др.-русск. тъкати, тъку. Исходя из этого, Л.В. Савельева понимала значение слова сутки как «то, что соткано», а время — как «то, что вертится», «вечная вертушка».
Связь процесса прядения с понятием времени нашла свое отражение и в других примерах. Так, в Псковском регионе был известен термин пряжей, обозначавший «бабий счет времени» по изготовленной пряже. В некоторых местах Польши период от Крещения до Пасхи называли «ткацким годом». Более чем показательна в этом свете и русская загадка о годе:
Стоит дом в двенадцать окон
В каждом окне по четыре девицы,
У каждой девицы по семь веретен,
У каждого веретена разное имя.
Об этом же свидетельствует и многоообразная символика основного орудия для прядения. Как показывают исследования, прялка была у славян не только орудием труда, но и весьма важным символом, вписанным в восходящую к эпохе индоевропейской общности мифо-магической картине мира.
Проанализировавшая под этим углом комплекс представлений, соотносящихся с этим одним из основных орудий женского труда, С.В. Жарникова пришла к следующим выводам: «Наличествующие на северорусских прялках фаллические изображения или вырезанные или процарапанные надписи, представляющие собой только одно слово, обозначающее в русской профанной лексике мужское производящее начало, свидетельствуют о том, что прялка, вероятно, являлась своеобразным символом мужского начала, участвовала в процессе прядения, аналогичному акту творения жизни.
Во-вторых, прялка в северорусской традиции, судя по строго фиксированным числовым отношениям геометрических элементов (часто кратным семи) была, вероятно, своеобразным календарем, символом упорядоченного, цикличного времени.
В-третьих, прялка, тесно связанная с символикой воспроизводства, плодородия, должна была играть значительную роль в отправлении культа предков — подателей плодородия. В этом своем качестве она, вероятно, в течение долгого времени выполняла роль надмогильного памятника. В этом убеждает тот факт, что в Сербии еще в XVIII в. архиепископ Павел Ненадович требовал от своей паствы ставить на могилах кресты, вместо «воздружаемых» по обычаю прялок. Кроме того, думается, что не случайно нуристанские надмогильные резные доски совершенно идентичны по форме и декору северорусским прялкам и швейкам. И, наконец, очень показательно то, что резной трехгранно-выемчатый декор, покрывающий всю поверхность каменных надмогильных плит Московского Кремля XIV—XV вв., абсолютно аналогичен резному декору северорусских прялок конца XIX — начала XX в.
В-четвертых, судя по структуре орнаментальных комплексов северорусских прялок, они являлись своеобразным зримым образом Вселенной, «древа жизни» и воплощали в себе идею первотворения, или первой божественной пары создателей мира. Это находит ясную параллель в гимнах «Ригведы», утверждающих, что первотворцы мира — Адити, двуполы Пуруша и Рудра, состоящие из двух половин — мужской и женской, непременно связаны с деревом, лесом, а материалом Вселенной были дерево и пряжа». Другие исследователи также отмечают наличие мотива мирового дерева на русских прялках.
Стоит отметить, что орнаментация прялок носит ярко выраженный индоевропейский характер: так, например, ближайшую аналогию трехгранно-выемчатой резьбе северорусских прялок мы находим в Осетии, Армении, Иране, горной части Таджикистана, Гиндукуше, Северо-Западной Индии, но она абсолютно не свойственна нашим ближайших соседям финно-уграм.
В более поздней своей работе С.В. Жарникова определила прялку как воплощение Верховного Изначального Божества и символ плодородия, способствовавший увеличению плодородия всего живого на Земле. Когда пряха, совершая священный в своей основе, соотнесенный с творением жизни, акт прядения нити, то она, по мысли исследовательницы, выступала в роли безличного вечного женского Вселенского начала, единение которого с мужским первоначалом порождало весь вычлененный из Хаоса Космос.
Как отмечала Н.А. Криничная, в архаическом обществе искусству прядения, плетения обучали чаще всего в период временной изоляции девушки перед достижением половой зрелости, когда она готовилась в тайном обществе женщин к обряду инициации. Как видим, прядение в древних обществах было не просто ремеслом, но и важным символическим актом, несущим многообразную религиозную и магическую смысловую нагрузку.
Отголоски космогонического значения данного ремесла сохранились и в славянской традиции: «Символика космического творения присутствует в легендах о происхождении ткачества как ремесла, а также в поверьях, например, о том, что паук «свет сновал» (основал), или что Бог создал ветер для того, чтобы порвать паутину, из которой паук плел второе небо и которая мешала людям видеть истину и вводила в грех». Очевидно, что последнее поверье возникло уже в эпоху патриархата и несет на себе отголосок борьбы с прежними верованиями, связанными с этим ремеслом, которое, в данном случае, определяется как вредящее людям.
«. перед тем, как уложить в зыбку новорожденного, ее окручивали нитками с прястня пряжи, спряденного с молитвой в святки. Концы нити, снятые с веретена, а затем и с зыбки, связывали и клали под голову младенца.
Эти магические действа призваны были обеспечить ему долгую и счастливую жизнь». Именно нитью связаны с кораблем и русалки-берегини в русской вышивке. Понятно, что образ берегинь возник у наших далеких предков раньше изобретения ткачества, однако к XIX в. символика нити оказалась перенесенной и на этих древних духов-хранительниц.
Современные исследователи отмечают: «Начало ткачества ассоциируется с рождением человека, а его окончание — со смертью. Когда начинали ткать, следили, чтобы воротило не было голым, а обернутым нитями, иначе будущий ребенок будет «голым», то есть бедным всю жизнь.
В Полесье верили, что если заканчивать тканье «против ночи», то и умирать будешь в ночь. Если человек входил в дом во время окончания тканья, говорили, что у вошедшего век короткий, он скоро умрет. » Показательно, что у восточных славян пуповину новорожденной девочке зачастую перерезали на веретене или прялке.
В Новгородских землях известно следующее гадание: в Великий четверг пряли левой рукой нити на каждого члена семьи и привязывали к березе: у кого пропадет нить, тот должен будет умереть.
С другой стороны, подобным же образом можно было обеспечить магическое исполнение своего желания: «Девушки в Чистый четверг, до восхода солнца, прядут немного ниток левой рукой. Таким прядением программируют дальнейшую судьбу.
Привязывая изготовленные необычным способом нити вместе с лоскутками в Егорьев день на дерево, задумывают желание, которое должно непременно исполниться». Обращает на себя внимание, что в обоих случаях нить была связана с деревом. Последнее, как было показано выше, было связано с образом богини-дерева, а прядение также входило в сферу деятельности языческих богинь.
И это был далеко не единственный пример сохранения в отечественной традиции представления о влиянии прядения на судьбу человека. Известны случаи, когда во время празднования святок за прялку иногда садились ряженые старухи: «Так, согласно описанию одного из них, старухи, одеваясь «шишиморами» (кикиморами), приходили на беседу, усаживались на полатях и, свесив ноги с бруса, ставили между ними прялку (копыл) и в такой позе пряли. Тот факт, что старухи, будучи ряженными, представляют собой самих мифических прях, не вызывает сомнений. Знаменательно, что в качестве таковых они появляются именно на беседе, где, в сущности, программируется судьба достигших половой зрелости парней и девушек.
Не случайно также, что действие старух, ряженных под мифических прях, совершается именно в ночь перед Рождеством: этот сакральный час содержит в себе элементы прошлого, настоящего и будущего». Еще одним «сниженным» вариантом представления о прядущих нить жизни девах судьбы было такое русское гадание: «По нити, спряденной девушкой, предсказывали ее судьбу: если мокрая — муж будет пьяницей, если неровная, с узлами — жизнь будет несчастная, если сухая, ровная — жизнь будет хорошей, гладкой».
Представление о нити судьбы присутствует в славянском фольклоре в связи со всеми значимыми моментами жизни человека. «Можно думать, — отмечал А.А. Потебня, — что в следующей Петровочной песне белая пряжа — символ самой девицы, которая ее белит. Пряжа разделяет участь самой девицы: она тонка и бела, если та выйдет за милого и будет любима; толста и не бела в противном случае. »
Использовали нить и в святочных гаданиях: пряли «наопак» (наоборот) две нити, одну для жениха, другую для невесты, и опускали их недалеко друг от друга в воду, налитую на сковородку. Если нити сойдутся вместе и «завьются», это предвещало свадьбу, если разойдутся — то нет. Данный образ прилагается не только к браку, но и к битве и смерти: «Ой у город! у Отобурi Да двi квiтки вьеться: Що шд городом Отобуром Там Овраменко бьеться. Ой у город! у Отобурi да двi квiтки звито; А шд городом, шд Отобуром Там Овраменка убито».
О кикиморе было зафиксировано следующее представление: «Когда привидится она с прялкой на передней лавке, быть в той избе покойнику». Представление о связи нити с жизнью и смертью отразилось и в русской поговорке «Жизнь висит на нитке, а думает о прибытке».
С процессом ткачества оказывался связан и переход из одного состояния в другое для парней в другой славянской традиции: «У сербов ритуальное ткачество связано с обрядом перехода юношей в группу зрелых мужчин, который совершался в день св. Георгия (23.IV), — девушки за одну ночь готовили для парней новую мужскую одежду: обнаженные и с распущенными волосами, они пряли шерсть, ткали полотно и шили штаны и пояса».
С символикой нити было связано изменение не только возрастного статуса, но и изменение места жительства. В Белоруссии был описан следующий обряд перехода семьи в новое жилище: «При первом вступлении в новоотстроенный дом («пираходины») через раскрытую дверь туда бросается клубок ниток: держась за нитку, семьяне входят в дом по старшинству. В немногих местностях хозяин входит в дом (по нитке же) один, а когда семьяне возьмутся за нитку, он притягивает их внутрь избы. »
Бросание клубка в новый дом, еще неосвоенное пространство, напоминает об указывающем путь герою клубке бабы-яги в славянских сказках. Не меньшую ценность представляет и образ нити, объединяющей воедино всех членов семьи при этом переходе, равно как и то, что в некоторых случаях старший втягивает ниткой остальных членов семьи в новый дом.
Выше мы уже приводили текст охотничьего заговора с образом прядущей Богоматери, выступающей в нем в чрезвычайно архаичной роли богини-хозяйки животных. С этим заговором можно сопоставить данные о том, что у русских женщин Восточного Казахстана (в районе Алтая) существует запрет на прядение на то время, когда муж собирается на охоту. Очевидно, что этот запрет возник из убеждения, что данное действие может помешать удачной охоте.
М. Серяков. Богини славянского мира.
Веретено
Увы, но в наши дни человек городской плохо себе представляет для чего нужно веретено и как им пользоваться. Более того, многие, ныне живущие в каменных джунглях, веретена в глаза не видывали, в руках не держивали. И это, поверьте, огромное упущение! Что ж, давайте разбираться во всём по порядку: почему это упущение, и что такое веретено.
Что такое веретено?
Веретеном называют специальное приспособление, выполненное из дерева любой породы. Данное приспособление напоминает собой вытянутую палочку (примерно тридцать сантиметров в длину и пару сантиметров в толщину, в самом толстом месте), один конец которой имеет утолщение, а другой – напротив, имеет остриё.
Стоит отметить, что в сознании человека современного, знакомого с русскими народными сказками, чётко сформировался образ того, что при помощи веретена можно прясть пряжу. И только. Но так ли это?
Веретено и прялка
Веретено и прялка — это не просто две вещи, при помощи которых деревенские бабушки прядут. Это ещё, а вернее, — прежде всего – символы непрерывности бытия, благодаря коим можно спрясть нить самой жизни. Веретено – это настоящая магическая вещь, которую держит в руках Великая Богиня Мать, сидящая у подножия Древа Мира. Она прядёт нить судьбы для каждого живущего на Земле.
Прядение, как таковое – это уже магическое действие. При помощи веретена и прялки, запутанная хаотичная куделя (беспорядочные клочья шерсти), олицетворяющая собой первичный хаос, превращается в тонкую ровную нить без изъянов.
Веретено, на протяжении многих тысячелетий, не меняющее форму, упоминается в славянской, греческой, скандинавской мифологии. Было оно и у англосаксов. Веретено – это символ жизни и смерти. Веретено – это образ мировой оси и один из элементов мироустройства.
Откуда веретено появилось, и кто его придумал – не известно. Любые предположения, любые доводы – это только доводы и предположения, не более того! Никто и никогда не сможет дать чёткого ответа на поставленные вопросы. Возможно, веретено это дар самой Богини Матери, прядущей нить судьбы, возможно кто-то когда увидел Богиню Мать и её веретено, а затем попробовал скопировать данный предмет и её действия, возможно, возможно, возможно… Версий может быть масса, но всё это только версии, не имеющие под собой ни единого факта, на который бы можно было определиться или от которого можно было бы оттолкнуться.
Какое веретено не возьми, оно всегда будет некогда установленной формы. Прошла ни одна тысяча лет, но данный предмет не претерпел никаких метаморфоз. Веретено может быть изготовлено из разного материала (но это всегда дерево и только дерево!), может быть более вытянутым или чуть покороче обычного, может иметь более плавную или более резкую форму, от этого ничего не меняется. веретено всё равно остаётся веретеном и магических свойств не утрачивает.
Подробнее о том, из каких пород дерева веретено делалось и продолжает делаться, а также что обозначает каждая из пород, Вы можете узнать из видеоматериала, подготовленной Катериной Вестой.
Веретено в магии
Стоит сразу внести ясность: магическим является не сама форма веретена, которая остаётся много тысяч лет неизменной, а действие, которое можно сделать посредством веретена. Купленное на сайте или на ярмарке народного творчества, новое веретено, не станет Вашей Волшебной Палочкой до тех пор, пока посредством его Вы не спрядёте нить. Только не подумайте, что за пять минут прядения, а вернее жалких попыток что-то спрясть, Ваше веретено превратится в магическую палочку. Прясть на веретене нужно как минимум года три, чтобы оно «проснулось» и начало работать. Увы и ах, но только так (и никак иначе!), веретено «запускается», превращаясь в «рабочий инструмент», посредством которого можно ладить и творить собственную жизнь.
Если Вы не умеете прясть, не умеете пользоваться веретеном по его прямому назначению, Ваше веретено останется обычной деревянной палочкой, пусть даже очень красивой.
При помощи веретена не только наводили порчу, но и снимали её. Посредством веретена ладили физическое тело, выгоняли любую хворь из организма, лечили испуг. Веретено помогало притянуть в жизнь нужные события или необходимый достаток, оно же помогало наилучшим образом устроить личные дела, не исключая дел сердечных. Веретена боялась нечистая сила и молния, при помощи веретена чистили дом от негатива и охраняли девочек от всякого зла. Одним словом, веретено использовалось в различных магических ритуалах и практиках, часть которых существует и по сей день.
Заряд, находящийся в веретене (а образовывался он посредством бесконечного кручения во время прядения) был поистине колоссальной силы. До нас дошли сведения о том, что подобные веретёна даже не брал Огонь (они не сгорали в кострах, несмотря на то, что были деревянными). И это не сказки, это не чудеса, это истинная правда. На белом свете существует столько всего непонятного и неизученного, но мы, вследствие собственной невежественности, данные вещи тут же помещаем в разряд «сказок», «мифов» и бог весть чего, вместо того, чтобы попробовать разобраться и найти объяснение подобным «чудесам».
Самыми сильными с точки зрения энергии являются старинные веретёна, которыми работали более пятидесяти лет, а быть может и ста. За многие-многие годы работы они успевают вобрать в себя огромное количество энергии, получая её благодаря структурированию хаотичной шерсти, олицетворяющей собой хаос бытия. Далее, веретено, находящееся в умеющих и ведающих руках, отдаёт накопленную энергию, которая и пускается в ход на устроение нужного дела. Чтобы понять, как эта «чудо-машина» работает, нужно почитать информацию, связанную с работой торсионных полей.
Не нужно надеяться на то, что при помощи даже магического веретена Вы сможете изменить мир вокруг Вас. Давно известно, что мир изменить невозможно. Зато можно изменить себя. Так вот, данные изменения тоже делаются посредством веретена. Оно помогает править собственный внутренний мир, преображая его.
До наших дней дошли многие пословицы и поговорки о веретене. Из них мы можем понять, какую важную роль играл данный инструмент в жизни наших предков. Веретено уважали, ведь оно не только одевало человека, но ещё и лечило и оберегало от всякой напасти.
Веретено: 1 комментарий
Веретено, а также прялка и все действия, связанные с прядением, являются символами жизни и непрерывности времени. М. Шнайдер пишет, что веретено является атрибутом Великой матери, которая прядет внутри каменной горы или у подножия Мирового дерева (скандинавские Норны, прядущие нить судьбы у подножия ясеня Иггдрасиля ).
Добавить комментарий Отменить ответ
Что такое прялка? Виды, история. Назначение прялки
В каждом музее народного быта, независимо от страны, обязательно есть этот предмет. Речь идет о прялке, которая еще сто лет назад была невероятно важна для каждой крестьянской семьи. Она давала возможность создавать нитки из шерсти или волокон растительного происхождения, из которых впоследствии получались ткани.
Старые добрые прялки старинные были вытеснены из использования с развитием промышленности, когда готовые нити и ткани проще и дешевле было купить, нежели сделать своими руками. Однако и сегодня некоторые продолжают использовать это приспособление. Давайте узнаем больше о прялке, ее видах и истории. А также о том, почему она и сегодня остается востребованным товаром среди народных умельцев.
Что такое прялка
Прялкой (или по-украински «прядкой») называют приспособление для ручного изготовления ниток из кудели (очищенного волокна).
Слово «прялка» пришло в русский и украинский языки из праславянского, от глагола prędti (прясть). Интересно, что в других славянских языках, этот предмет назывался по-другому.
В польском прялка именуется kądziel, что созвучно слову «кудель», которое в этом языке зовется pakuły – и также означает и паклю (непригодное для прядева волокно).
В белорусском прялку именуют «калаўрот», а в болгарском – «хурка». У чехов это přeslice, а у словенов и словаков – preslica.
Какие виды их бывают
Разобравшись с тем, что такое прялка, стоит узнать, какие их виды использовались в старину и сегодня.
Приборы для изготовления нитей бывают такие.
Особенности ручной прялки
Ручная прялка деревянная – это был наиболее распространенный, а главное, доступный для предков прибор для изготовления нитей. По конструкции выделяли два вида прялок: составная (собиралась из горизонтальной и вертикальной деталей) и цельная (изготавливали из корня и ствола дерева).
Независимо от того, к какому виду принадлежала ручная прялка (фото ниже) она имела неизменную конструкцию. Ее горизонтальная нижняя часть предназначалась для пряхи, здесь она сидела в процессе работы. Это место называлось «донце» (в украинском: «днище», «сідце» или «присідка»). Вертикальная же часть прялки состояла из двух элементов: лопаски или лопати (по-украински «кужівник») и ножки или шейки («держівно»).
Несмотря на доступность этого вида прялки, работать на ней приходилось очень долго, чтобы изготовить достаточное количество ниток. Поэтому даже самые большие любители старины, сегодня предпочитают ей механическую прялку.
Мезенская прялка
Рассматривая ручные прялки старинные, нельзя не упомянуть о традиции расписывать узорами вертикальную ее часть. В каждом селении использовались особые орнаменты для декорирования.
Сегодня наиболее известной в этом плане является Мезенская цельная прялка. Свое название она получила благодаря району Архангельской области – Мезень. Именно здесь в XIX в. сформировалась уникальная традиция росписи ручных прялок. Причем местные умельцы расписывали полностью всю поверхность приспособления.
Помимо орнамента из геометрических фигур для Мезенской росписи характерно изображение животных (оленей, лошадей), а также сцен из жизни (охота, праздники).
Народные традиции славян, связанные с прялкой
Будучи особо важным элементом быта предков, с ручной прялкой (как более древней) было связано много традиций.
В частности, для девушки она была верной спутницей от колыбели до гробовой доски. К примеру, у восточных славян пуповину новорожденной было принято перерезать на прялке, а при крещении малышку передавали крестной матери над этим приспособлением.
Чтобы девочка не плакала, в колыбель ей клали прялку.
Также она считалась оберегом девичьей чести. А сватаясь, жених дарил невесте собственноручно изготовленный для нее экземпляр.
Однако с тех пор как появилась механическая прялка с колесом, многие из этих традиций постепенно упразднились.
Как правило, у славян пряли во время свободное от работ на земле. Чаще всего это происходило с октября по март месяц, с перерывом на Рождественские праздники. Хотя у сербов распространено было символичное прядение в Рождество в хлеву подле скота.
Механическая прялка
Это приспособление для изготовления нитей стало настоящим прорывом для XIV в. Ведь благодаря ему можно было значительно быстрее, а главное качественнее прясть.
Механическая прялка (фото ниже) изначально состояла из колеса, которое быстрее подавало нить на катушку. В движение оно приводилось с помощью педали (которая появилась лишь в XVI в.).
Со временем конструкция была усовершенствована с помощью вилки (рогульки) возле катушки. Теперь женщинам не нужно было останавливаться и отдельно перематывать нити.
Конечно, этот прибор был сложнее по своей конструкции, а значит, и дороже. Но, начиная с XV в. он довольно скоро практически вытеснил ручную прялку. Которой пользовались теперь только приверженцы традиции и те, кто не мог себе позволить приобрести механический ее вариант.
Самопрялка (как часто называли механическую прялку) постепенно приобрела следующую конструкцию. В ней был небольшой стульчик для пряхи, а также вертикальное колесо с желобком для нити. По бокам колеса располагались два стержня, которые служили не только опорой, но и подставкой для веретена.
Механические прялки у славян делились на две категории: русские (колесо расположено под прямым углом к полу) и чухонки (колесо находится под другим углом к полу).
Индийский аналог механической прялки
Механические прялки активно использовались в быту не только у славян, но и у европейских народов. Несмотря на небольшие отличия, как правило, они имели схожие конструкции. А вот на родине прялок, в Индии, и в XX в. продолжал широко использоваться ее беспедальный вид – чарха.
Из-за отсутствия ножной педали, колесо прибора приходится вращать рукой, что не мешало Индии вплоть до начала промышленной революции оставаться крупнейшим поставщиком тканей в мире.
Кстати, в XIX-XX вв., благодаря Махатме Ганди, чарха стала символом движения за независимость Индии и даже была изображена на ранних вариантах флага этого государства.
История прялки до начала промышленной революции
Разобравшись с тем, что такое прялка и ее основными не электрическими видами, стоит узнать об истории этого приспособления.
Процесс изготовления нитей появился очень давно. Изначально пряже скручивали в нитки просто с помощью рук. Чтобы упростить этот труд, вскоре стало использоваться веретено, а потом и ручная прялка.
Когда именно появилось это приспособление – точно не известно. Согласно археологическим находкам, в Древнем Риме оно уже активно использовалось. Однако нитки от ручных прялок получались неравномерными, да и качество очень сильно зависело от исходного материала.
Механическая прялка с колесом пришла в Европу из Индии, где она появилась между 500-1000 гг. Наиболее древние изображения этого предмета относятся к Багдаду (1234 г.) и Китаю (1270 г.).
В Европе это изобретение распространилось где-то к XIV в, хотя существует изображение с использованием этого прибора, датируемое концом XIII в.
Европейцы усовершенствовали механическую модель, и она стала более практичной и эффективной. Однако индусы и китайцы долгие столетия все равно оставались лидерами по производству тканей, хотя их качество не всегда было достойным.
Прялка «Дженни» и начало промышленной революции
Первая прядильная машина, способная одновременно прясть не одну, а восемь нитей, была изобретена в 1764 г. британцем Джеймсом Харгривсом.
Вскоре его изобретение стало настолько популярным, что обозленные ткачи из его города сожгли дом изобретателя. Но Харгривс с семьей перебрался в другое место, запатентовал свою «Дженни» и работал над ее усовершенствованием. Так, к концу жизни Джеймса, у его «Дженни» было уже восемьдесят веретен и в движение ее приводил уже не человек, а гигантский водяной двигатель.
При всех достоинствах «Дженни» она имела один существенный недостаток – нити получались слабыми, и чтобы упрочнить их, приходилось добавлять волокна льна. Эту проблему решил другой британец – Аркрайт. Именно он, на основе прялки Харгривса, создал собственную модель, которая была способна выпускать тонкие и прочные нити, без добавок. Кроме того, прялка Аркрайта была почти полностью автоматизированной – человек, работающий на ней, должен был лишь контролировать подачу шерсти.
Однако еще более совершенную прядильную машину изобрел Самуэль Кромптон, который совместил находки Харгривса и Аркрайта, способствовав началу промышленной революции.
Сегодня прялки бытовые – это рудимент, поскольку на фабриках с помощью автоматизированных машин изготовляются миллиарды метров нитей в год.
Современный электрический аналог прялки
Несмотря на то что с XX в. нити любого цвета и качества проще купить, чем сделать самому, для любителей ручной работы существует прялка электрическая.
По своей конструкции она очень компактна (не более швейной машинки) и приводится в действие с помощью электричества или аккумулятора (если это автономная модель).
По сравнению с механической это значительно более простая в использовании прялка. Инструкция к ней очень просто описывает процесс изготовления нитей и понятна даже школьнику.
Стоит отметить, что на сегодняшний день существует ряд гибридных моделей, способных не только прясть нити, но и выполнять другие операции, например, нанизывать бисер.
Кроме того, сегодня прялка электрическая может быть изготовлена своими руками из подручных средств.
Использование прялок сегодня
Рассмотрев вопрос о том, что такое прялка ручная и самопрялка, а также историю этого прибора, стоит уделить внимание ее месту в современном мире.
Помимо музеев этот прибор можно встретить у любителей ремесел. Дело в том, что в последние годы по всему миру растет интерес к традиционным народным ремеслам, вроде гончарства, бондарства или ткачества. Как известно, изготовление тканей невозможно без прядения. Те, кто занимается этим, в том числе и для продажи, предпочитает использовать бытовую электрическую прялку (это быстрее).
Однако есть энтузиасты, любящие полноценно реконструировать процесс изготовления тканей. Именно они используют деревянные прялки, как у предков. Кстати, приобрести такой агрегат несложно. Можно либо изготовить его из дерева по чертежу, либо заказать у мастера. Ну а если есть желание почувствовать дух старины – можно купить по объявлению старинную прялку – благо стоят они недорого.