вербальный ребенок что значит
Вербальный интеллект
Специфические для людей, связанные с усвоением языка навыки, которые, как считается, отражают общие интеллектуальные способности. Большинство исследователей признает важность вербального интеллекта, что проявляется в его выделении как отдельной составляющей во всех основных иерархических моделях человеческого интеллекта.
Оценка уровня развития вербального интеллекта
Вербальный интеллект оценивается по выполнению одного или нескольких тестов (субтестов), исследующих понимание речи, способность определения понятий, способность к логическому рассуждению и т. п. Вербальный интеллект оценивается также и в тестах невербального интеллекта, выполнение которых по факту зависит от уровня развития вербального интеллекта (например, понимание инструкций).
Часто при оценке вербального интеллекта используют тесты, направленные на оценку пассивного и/или активного словарного запаса, которые являются условно универсальными для большинства культур. В этих тестах, как правило, просят указать на одну из нескольких картинок, услышав название или определение предмета/действия/события, изображенного на картинке. Другие типы тестов, оценивающих вербальный интеллект, требуют определенных знаний в самых различных областях (например, проводить аналогии между отдельными словами, что позволяет исследовать не только способность к логическому вербальному рассуждению, но и общие знания об окружающем мире, понимание социальных правил и норм).
Оценить уровень развития вербального интеллекта действительно можно с помощью разных тестов. Например, с помощью одного теста, направленного на оценку словарного запаса, такого как Словарный тест в картинках Пибоди (Peabody Picture Vocabulary Test) или с помощью нескольких субтестов вербальной шкалы теста интеллекта Векслера или теста Стэнфорда—Бине. Стоит отметить, что в случае последних тестов по результатам оценок, полученных по отдельным субтестам вербальной шкалы вычисляется коэффициент вербального интеллекта. В некоторых исследованиях или в целях сокращения времени оценки в практике используются сокращенные варианты вышеуказанных тестов: коэффициент вербального интеллекта вычисляется по результатам выполнения заданий одного или двух субтестов.
Важно отметить, что большинство тестов, которые оценивают уровень развития вербального интеллекта, являются культурно зависимыми, поэтому недостаточно просто перевода на другой язык, требуется их адаптация для корректного использования в другой культуре.
Уровень развития вербального интеллекта при оценке соответствующими тестами может выражаться в коэффициенте вербального интеллекта или других стандартных баллах, в процентилях, в вербальном ментальном возрасте или в сырых баллах.
Тесты, оценивающие развитие детей младенческого и раннего возраста (например, Шкалы развития младенцев Бейли — Bayley scales of infant development), также как и тесты адаптивного поведения (например, Шкалы адаптивного поведения Вайнленд) часто используются для оценки лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС) и включают области, связанные с развитием языка. Однако они оценивают развитие или адаптивное поведение, а не вербальный интеллект.
История исследований вербального интеллекта у лиц с расстройствами аутистического спектра
Уже в самых первых формальных описаниях отмечаются необычные паттерны (профили) вербальных способностей у лиц с расстройствами аутистического спектра. Ни один из 11 детей, описанных Лео Каннером, не отвечал на вопросы, создавая впечатления неслышащего ребенка. У восьми из них впоследствии речь развилась (с задержкой или без), но ни один, по мнению Каннера, не был способен к поддержанию вербальной коммуникации. Большинство из них демонстрировали непосредственную и отсроченную эхолалию, неправильное использование местоимений, невозможность инициировать вербальное общение и неправильное построение фразы. Слова использовались в идиосинкразическом или буквальном значении. Каннер также отмечал хорошую память этих детей, что выражалось в запоминании наименований различных объектов, числительных и времен, больших объемов связанного текста (стихи, псалмы и т. п.), а также в запоминании списков (президентов, животных, композиторов и т. п.).
Четверо аутичных детей, описанных Гансом Аспергером, имели устную речь, по крайней мере, с такими же особенностями, как те, с которыми столкнулся Каннер. Они говорили как взрослые, отвечали неадекватно или ненадлежащим образом — если вообще отвечали — когда их спрашивали. Аспергер, как и Каннер, больше полагался на описание, чем на результаты тестов оценки вербальных способностей, сомневаясь, что интеллект детей с аутизмом может быть справедливо оценен с помощью обычных тестов на интеллект.
Текст: Евгения Лебедева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Института психологии РАН
Что такое вербальный интеллект?
Способность человека адаптироваться к новым ситуациям и обучаться новому называется интеллектом. Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию, а также воспроизводить ее в виде речевых сигналов. Вербальные способности — это свойства мышления, которые отражают, насколько выражено у человека словесно-логическое мышление. Вербальные способности определяют возможности человека в использовании речи для оформления своих мыслей в виде логического высказывания.
Если вербальное мышление имеет высокую степень развития, человеку легче будет овладеть языковыми средствами. В этом случае может стать прекрасным оратором, изучение гуманитарных предметов не будет для него сложным. Если проводится психологическая диагностика вербальных способностей, тестовые задания направлены на оценку возможностей человека в поиске аналогий, исключении лишнего, обобщении, сравнении.
Что такое вербальный и невербальный интеллект
Уровень развития вербального интеллекта определяет, насколько человек способен изучать иностранные языки, овладевать словесным материалом. Этот вид интеллекта начинает развиваться еще в раннем детстве вместе с овладением ребенком связной речью. Еще один важный этап в развитии этого вида интеллекта – процесс овладения письменной речью, то есть обучение письму и грамоте. Если у ребенка к этому периоду процессы анализа и синтеза словесной информации сформированы в достаточной степени, процесс обучения чтению будет протекать легче. В среднем у детей может быть достаточная степень готовности к обучению чтению в возрасте 5 – 7 лет.
Какие игры на логику и мышление вы знаете? Игры для маленьких и взрослых.
Что такое «Шесть шляп мышления»? Читайте о методике развития мышления.
От уровня развития вербального мышления зависит успешность в учебной деятельности. Это важно не только для овладения гуманитарными предметами. Весь процесс обучения протекает легче при достаточном уровне развития вербального мышления, так человек при этом может хорошо понять и оценить полученную речевую информацию, понять смысл высказывания.
Невербальный интеллект это вид интеллекта, функционирующий с опорой на пространственные представления и зрительные образы. Невербальное мышление оперирует наглядными объектами, представляя их человек может оценивать сходства и отличия между предметами и изображениями, определять положение в пространстве. Развитие этого вида интеллекта поможет человеку ориентироваться в схемах и чертежах, конструировать, рисовать.
Что такое вербальные способности?
Хорошо развитые вербальные способности позволяют человеку овладеть языковой системой. В неё входят различные элементы и правила использования и соединения этих элементов. В систему языка входит:
Фонетическая сторона речи – это звуковой состав языка. Вербальные способности позволяют различать звуки на слух, определять правильность своего произношения. В грамматике вербальные способности проявляются правильно построенными высказываниями, слова в которых согласованы, падежи и предлоги употреблены правильно. В синтаксисе – красиво и верно оформленными предложениями, составляющими связный текст. Словарный запас человека с хорошо развитыми вербальными способностями, как правило, богат.
Все перечисленное помогает в вербальной стороне общения, то есть коммуникации, происходящей с использованием речи. Высокоразвитое вербальное мышление помогает донести до собеседника свои мысли, убедить в своей правоте, наладить диалог и совместную деятельность. При недостаточном развитии этих способностей процесс общения затруднен (см. Дизартрия у детей). Только лишь невербальная сторона общения (мимика, пантомимика и жесты) не дает достаточной информации. Качественное использование речи для передачи информации необходимо в процессе общения.
Диагностика вербального и невербального интеллекта
Вербальный и невербальный интеллект диагностируют различными способами. Есть отличия в заданиях и материале, на котором эти задания даются. Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого. Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г.Айзенка.
Для диагностики невербального интеллекта используют задания на наглядном материале, без использования речи. В тестовых заданиях человек манипулирует объектами, составляет фигуру из отдельных элементов, сравнивает наглядный материал. Для определения уровня развития невербального интеллекта применяют «кубики Коса», тест в виде доски форм Сегена, прогрессивные матрицы Равена.
Существуют и тесты, задания в которых позволяют оценивать уровень развития и вербального и невербального мышления одновременно. Это, например, тест Векслера на интеллект. Диагностика в этом случае занимает достаточно большой отрезок времени, около 1,5 – 2 часов.
Знаете, как тренировать память и внимание? Улучшение слуховой памяти.
Узнайте, как развивать абстрактное мышление. Возможности абстрактного мышления.
Подведем итоги
Вербальное и невербальное мышление взаимосвязаны. Сниженный уровень развития одного из этих видов мышления оказывает влияние и на другой вид. Например, если недостаточный уровень развития пространственного мышления не позволяет хорошо ориентироваться в размере, форме и соотношении предметов, пострадает и развитие речи. В этом случае человек может путать похожие по изображению буквы (см. Дизартрия). Недостаточное развитие вербального мышления отразится на понимании любого вида информации.
Невербальный интеллект: понятие, основные функции, уровень и методы развития
Способность человека адаптироваться к новым ситуациям и обучаться новому называется интеллектом. Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию, а также воспроизводить ее в виде речевых сигналов. Вербальные способности — это свойства мышления, которые отражают, насколько выражено у человека словесно-логическое мышление. Вербальные способности определяют возможности человека в использовании речи для оформления своих мыслей в виде логического высказывания.
Если вербальное мышление имеет высокую степень развития, человеку легче будет овладеть языковыми средствами. В этом случае может стать прекрасным оратором, изучение гуманитарных предметов не будет для него сложным. Если проводится психологическая диагностика вербальных способностей, тестовые задания направлены на оценку возможностей человека в поиске аналогий, исключении лишнего, обобщении, сравнении.
Что такое вербальный и невербальный интеллект
Уровень развития вербального интеллекта определяет, насколько человек способен изучать иностранные языки, овладевать словесным материалом. Этот вид интеллекта начинает развиваться еще в раннем детстве вместе с овладением ребенком связной речью. Еще один важный этап в развитии этого вида интеллекта – процесс овладения письменной речью, то есть обучение письму и грамоте. Если у ребенка к этому периоду процессы анализа и синтеза словесной информации сформированы в достаточной степени, процесс обучения чтению будет протекать легче. В среднем у детей может быть достаточная степень готовности к обучению чтению в возрасте 5 – 7 лет.
Какие игры на логику и мышление вы знаете? Игры для маленьких и взрослых.
Что такое «Шесть шляп мышления»? Читайте о методике развития мышления.
От уровня развития вербального мышления зависит успешность в учебной деятельности. Это важно не только для овладения гуманитарными предметами. Весь процесс обучения протекает легче при достаточном уровне развития вербального мышления, так человек при этом может хорошо понять и оценить полученную речевую информацию, понять смысл высказывания.
Невербальный интеллект это вид интеллекта, функционирующий с опорой на пространственные представления и зрительные образы. Невербальное мышление оперирует наглядными объектами, представляя их человек может оценивать сходства и отличия между предметами и изображениями, определять положение в пространстве. Развитие этого вида интеллекта поможет человеку ориентироваться в схемах и чертежах, конструировать, рисовать.
Вербальный интеллект
Наверняка, вы замечали, что среди ваших знакомых, родственников или более широкого окружения, есть люди, про которых говорят: «язык без костей».
И это не просто любители поговорить, это те, для которых общение является жизненно важным средством наполнения своих желаний.
Таких людей медом не корми, дай поговорить. И говорят они, зачастую, очень ярко, выразительно, используя свое природное мастерство говорения, и даже вкусно. Именно это слово является для них ключевым во многих моментах. Вкусно. Но об этом, чуть позже.
А пока давайте посмотрим, что же такое вербальный интеллект и какую функцию он несет в природе, и в частности, в обществе?
Вербальный интеллект – это врожденная способность мыслить в процессе говорения, бессознательно ощущая, при этом, желания других людей.
При этом, данная способность выражена желанием и стремлением к общению с другими людьми.
Развитый вербальный интеллект позволяет его носителю стать превосходным оратором, диктором, ведущим, первоклассным рассказчиком историй, и даже великолепным вокалистом.
Кстати, именно выдающиеся ораторы, дикторы, комики, артисты театра и кино, чаще всего, являются носителями вербального интеллекта в своем наборе психических свойств.
Еще с детства такой ребенок разговаривает с игрушками, часто что-то напевает, постоянно проговаривает то, что видит или чувствует. Когда родители не осознают, что постоянный шум и болтовня – это проявление врожденного вербального интеллекта, то часто делают всевозможные замечания и даже бьют по губам.
«Сколько можно болтать? Ты хоть когда-нибудь рот закрываешь?».
Однако такое воспитание может подавить развитие вербального интеллекта, что может проявиться в виде страха общения, заикания, шепелявости и даже невротических состояний.
Поэтому, очень важно позволить ребенку естественным образом развивать свой вербальный интеллект, проговаривая свои чужие желания.
Одно из любимых занятий вербального интеллекта, помимо самого говорения, это большой стол с едой и выпивкой. И главное, чтобы было весело и вкусно.
Тут же за столом такой человек рассказывает байки, веселит, одновременно перепробовав все блюда со стола. Дело в том, что наиболее чувствительной зоной в теле человека с вербальным интеллектом является рот. Именно через вкусовые ощущения наш герой получает наибольшее удовольствие и очень хорошо считывает информацию через этот орган чувств.
Таких индивидов часто называют «люди без плохого настроения». И, действительно, как ни посмотришь на «вербальника» (назовем его так), он всегда веселый, радостный, постоянно хохмит, имитирует звуки, придумывает какие-то байки. Как будто у таких людей не бывает проблем.
Дело в том, что вербальный интеллект не имеет самостоятельного мышления. Его мышление ограничено желаниями других типов мышления. Поэтому, несмотря на внешнюю эмоциональность и яркую мимику, вербальный интеллект абсолютно монотонен. Наиболее наблюдательные даже замечают, что когда смотришь в глаза такому человеку, в момент его говорения, то замечаешь, что внутри полная пустота, никакого процесса мышления. Само говорение и является проявлением вербального интеллекта.
Но когда мы смотрим на любое явление целостно, то мы видим, что все вокруг несет свою определенную функцию и выполняет те или иные природные задачи.
Так какова же функция вербального интеллекта?
Если вы хоть немного знакомы с методикой интегрального восприятия реальности или с социальной психологией, то вы уже знаете, что функция вербального интеллекта – это объединение или слияние.
В самой методике эти природные функции очень наглядно описаны.
Что значит, функция объединения и как она проявляется?
Для этого, давайте вспомним любое мероприятие, будь то свадьба, корпорат или вечеринку в клубе. Помните ведущего на том мероприятии?
К примеру, это была свадьба. Маша и Петя женятся и пригласили десяток другой своих друзей с разных сторон. Естественно все разные, кто-то более общителен, кто-то менее. В общем, все разбрелись по углам или по маленьким кучкам. Постепенно атмосфера праздника теряется и мероприятие, как бы разваливается.
Если мы посмотрим на само оральное отверстие и на то, какую оно функцию несет в теле, то также будет заметно, что именно через рот больше всего происходит слияние разных элементов, к примеру, пищи с органами в теле.
Я ем грушу. И что же происходит? Груша, объединяясь со мной создает систему другого порядка. Я уже не тот, что был минуту назад. Я чуть более сытый и довольный. Груша становится частью меня. Это и есть волшебство объединения и слияния в природе. Здесь наглядно видно, как все взаимосвязано и по большому счету, все является всем.
Внешне, люди с вербальным интеллектом очень подвижно артикулируют, часто облизывают губы, причмокивают, иногда пускают слюни в прямо смысле этого слова.
Такой человек может сходу придумать любую историю, приукрасить ее и выдать за правду. При этом, его не будут интересовать деньги или другая материальная выгода, которая так интересует людей с логическим мышлением. Помните, «польза-выгода», «деньги, бизнес, карьера, желание быть круче, чем другие?». Это все логическое мышление. Такой человек соврет только ради материальной выгоды.
А вот обладатель вербального интеллекта даже не соврет, а выдумает историю только ради самой истории, чтобы просто ее рассказать. Все, что ему нужно – это только ваши уши. Ведь без слушателя, вербальный интеллект не функционирует.
«Вы из какого города? – спрашивает наш герой другого человека.
— О, а я как раз там жил на улице Ленина. Давно это было. Но зато столько впечатлений осталось. Хотите, расскажу историю, вы просто обхохочитесь…». И если вы будете слушать, он будет говорить столько, сколько вы сможете его выдержать. Потому что вербальный интеллект живет говорением.
Примерное количество носителей вербального интеллекта в мире насчитывается около 5% процентов. В больших городах это соотношение другое, примерно 15%, а в маленьких городах – 2-3%.
Из известных обладателей этого интеллекта можно выделить Хрущева, Ленина, Жириновского, Джорджа Карлина, Барак Обама, актёр Джим Керри, все артисты Камеди Клаб и КВН, Мадонна и большинство современных артистов эстрады.
Что такое вербальные способности?
Хорошо развитые вербальные способности позволяют человеку овладеть языковой системой. В неё входят различные элементы и правила использования и соединения этих элементов. В систему языка входит:
Фонетическая сторона речи – это звуковой состав языка. Вербальные способности позволяют различать звуки на слух, определять правильность своего произношения. В грамматике вербальные способности проявляются правильно построенными высказываниями, слова в которых согласованы, падежи и предлоги употреблены правильно. В синтаксисе – красиво и верно оформленными предложениями, составляющими связный текст. Словарный запас человека с хорошо развитыми вербальными способностями, как правило, богат.
Все перечисленное помогает в вербальной стороне общения, то есть коммуникации, происходящей с использованием речи. Высокоразвитое вербальное мышление помогает донести до собеседника свои мысли, убедить в своей правоте, наладить диалог и совместную деятельность. При недостаточном развитии этих способностей процесс общения затруднен (см. Дизартрия у детей). Только лишь невербальная сторона общения (мимика, пантомимика и жесты) не дает достаточной информации. Качественное использование речи для передачи информации необходимо в процессе общения.
Что такое вербальный интеллект?
Тони Бьюзен
Способов стать убедительным
Текст предоставлен правообладателем https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=11815990
«10 способов стать убедительным / Т. Бьюзен»: Попурри; Минск; 2014
Аннотация
Определяя вербальный интеллект как способность «жонглировать» буквами, то есть комбинировать их в слова и фразы, автор предлагает читателям развить и улучшить ее.
Для широкого круга читателей.
Тони Бьюзен
Способов стать убедительным
Перевела с английского Ю. Е. Андреева по изданию: THE POWER OF VERBAL INTELLIGENCE (10 Ways to Tap into Your Verbal Genius) /by Tony Buzan, 2002.
© Перевод. ООО «Попурри», 2004 © Оформление. ООО «Попурри», 2014.
Посвящение
Книга посвящается моей дорогой мамочке Джин Бьюзен, которая привила мне любовь к живому слову, пробудив глубокое понимание его красоты и могущества; «главному архитектору интеллект-карт», замечательному другу Ванде Норт в знак преклонения перед ее готовностью безраздельно посвятить себя пропаганде сути этого метода; а также доктору Уилфреду Фанку, чьи книги о работе над речью и колонка в журнале «Reader’s Digest» послужили для меня источником вдохновения в работе над моим собственным вербальным интеллектом.
Список интеллект-карт
Сводная интеллект-карта для главы 2. Как изучить язык: уловки, которыми пользуются дети, когда осваивают устную речь, – имитация, игра, готовность делать ошибки, настойчивость и любопытство.
Сводная интеллект-карта для главы 3. Могущество, заключенное в слове (корни, приставки, суффиксы), энергетическая мощь словесной речи, особые возможности, таящиеся в отдельных частях слова (в его корне, приставке и суффиксе), которые позволяют существенно повысить коэффициент вербальной интеллектуальности, умение пользоваться словарями и энциклопедиями.
Сводная интеллект-карта для главы 4. Написание эссе: еще больше приставок и суффиксов, возможность расширить свой словарный запас.
Сводная интеллект-карта для главы 5. Как обогатить свой словарный запас: память и припоминание, левое и правое полушария мозга, специфика слова, в силу которой оно существует сразу в нескольких системах координат.
Сводная интеллект-карта для главы 6. Язык тела: осанка, поза и манера поведения, жестикуляция и память, тон и сила голоса.
Сводная интеллект-карта для глав 7 и 9. Как подготовиться к собеседованию при найме на работу, как публично выступить с речью, как разговаривать таким образом, чтобы люди вас запомнили, как давать указания и общаться с животными.
Сводная интеллект-карта для главы 8. Чтение: наилучшие подходы при работе с текстами, умение читать быстрее и «раскладывать свои знания по полочкам».
Сводная интеллект-карта для главы 10. Вербальный интеллект и другие разновидности интеллекта (творческий, пространственный, социальный и телесный), каким образом они взаимодействуют между собой.
Выражение признательности
Я бесконечно признателен своей команде, помогавшей мне опубликовать книгу «HeadFirst», которая оказалась в верхних строчках списков бестселлеров. Теперь они помогли мне в создании данной книги. Большое спасибо распорядительному редактору Кэрол Тонкинсон, редактору Шарлотте Ридингс, художнику и иллюстратору Алану Бэртону, дизайнеру Жаку Колтону, Стивену Брею, Паулю Редхэду, Тоби Уотсону, Тиму Бэрну, Иветте Каулз, Джо Лэю, а также Меган Слайфилд. Еще раз спасибо за то, что вы позволили мне стоять «на плечах у гигантов» – на ваших собственных плечах!
Я также приношу благодарность моей персональной команде, в частности менеджеру по работе над публикациями Каролине Шотт, внешнему редактору Ванде Норт, личному помощнику и дорогому другу Лесли Байесу и моей дорогой маме Джин Бьюзен – лучшему корректору, которого я когда-либо встречал!
Глава первая
Предисловие
Начало вашего незабываемого путешествия в Страну Красноречия
«Перо могущественнее, чем меч», – но только в том случае, если за ним стоит мозг, который знает, как владеть словом!
Что такое вербальный интеллект?
Вербальный интеллект – это способность «манипулировать» алфавитом, составленным из букв, объединяя их в слова и предложения. Ваш коэффициент вербальной интеллектуальности, как правило, измеряется объемом и диапазоном вашего словарного запаса и способностью видеть глубинные взаимосвязи между отдельными словами.
Почему вербальный интеллект имеет столь существенное значение?
В начале XX века психологи подметили, что существует непосредственная взаимосвязь между объемом словарного запаса и присущей человеку внутренней силой, а также его успехом в жизни. Другими словами, чем обширнее и совершеннее ваш словарный запас и вербальный интеллект, тем бо́льших успехов вы добьетесь и тем более уверенно будете чувствовать себя в жизни в целом – в учебе, на работе, в общественной и личной жизни.
Слова наделены огромным и поистине чудесным могуществом. Те люди, которые способны обуздать эту могущественную силу и найти ей надлежащее применение, одаривают самих себя могучим талантом убеждать, вдохновлять, гипнотизировать и всеми возможными способами влиять на человеческий мозг.
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что слова и присущая им несокрушимая властная мощь стали одной из самых ходовых разменных монет в той «революции познания», которая развернулась в XXI столетии.
Диагностика вербального и невербального интеллекта
Вербальный и невербальный интеллект диагностируют различными способами. Есть отличия в заданиях и материале, на котором эти задания даются. Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого. Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г.Айзенка.
Для диагностики невербального интеллекта используют задания на наглядном материале, без использования речи. В тестовых заданиях человек манипулирует объектами, составляет фигуру из отдельных элементов, сравнивает наглядный материал. Для определения уровня развития невербального интеллекта применяют «кубики Коса», тест в виде доски форм Сегена, прогрессивные матрицы Равена.
Существуют и тесты, задания в которых позволяют оценивать уровень развития и вербального и невербального мышления одновременно. Это, например, тест Векслера на интеллект. Диагностика в этом случае занимает достаточно большой отрезок времени, около 1,5 – 2 часов.
Знаете, как тренировать память и внимание? Улучшение слуховой памяти.
Узнайте, как развивать абстрактное мышление. Возможности абстрактного мышления.
Читайте, что такое аналитические способности. Как развить аналитический склад ума.