вербальная атака что это
Как следует отвечать на вербальную атаку?
Для того, чтобы не попасть в опасную ловушку «вербально-острого» юмора в Ваш адрес, начните изучать свои обязанности и все, что непосредственно касается их выполнения, чтобы, в случае атаки или насмешливого тона в адрес Вашей персоны, Вы могли быть вооружены, а значит и опасны для противника.
Начнем с психологического комфорта на рабочем месте… Если Вы уже ощутили «на своей шкуре», как можно сесть в калошу, будучи профессионалом, значит, пора приступать к наведению порядка на рабочем месте. Не забывайте: чем быстрее Вы почувствуете внутреннее удовлетворение от лежащих на своих местах вещей, тем меньше вербальной атаки Вы услышите в свой адрес.
Теперь можно приступать к наведению порядка …в голове.
Начните с главного: Ваша цель пребывания в должности. Вам нужно определиться с приоритетами и знать, что, кроме Вас, никто с этой работой не справится. Это поможет Вам быть более ответственным на рабочем месте и утвердиться в собственной значимости. Ведь согласитесь: прессинг и постоянные «уколы» сотрудников и начальника действуют угнетающе на всю нашу нервную систему, и в конце рабочего дня человеку уже не хочется ничего, кроме, как дойти до дивана.
Ну, а если Вы все-таки «распустили» своих сослуживцев, Вам необходима помощь специалиста-психолога.
Есть несколько способов борьбы с прессингом и вербальной атакой.
Первое. Вы должны осознать, что Вас начали атаковать.
Первое, что при этом может прийти Вам в голову: «Сейчас как врежу!» Но этот метод борьбы с нарушителями спокойствия на рабочем месте нам не подходит, потому что это может вызвать либо физическую реакцию со стороны «вербальщика», либо ещё большую интеллектуальную атаку.
Четко разграничивайте интонацию, которой те, кто атакует, пользуются на высоком профессиональном уровне. К примеру, предложение: «Ты что, уже собрался уходить?», может быть произнесено с разным логическим ударением.
Первый вариант: ради интереса и без эмоций. Второй вариант: человек делает логическое ударение на слово «уходить», значащее, что собеседник хочет узнать причину Вашего раннего ухода с работы. И третье: оппонент делает упор на слово «что», это переводит всю смысловую нагрузку предложения в настоящую угрозу.
Второе. Определите тип атаки.
Воздействие на Вас может быть сильным и слабым, в зависимости от его целей. Начальник может хотеть Вас обидеть при всех либо выливает на Вас свой негатив по причине своей раздражительности и плохого настроения.
Третье. Выберите тип защиты от вербальной атаки.
Эффект неожиданности действует безотказно на всех! Даже если Вы не готовы отвечать, не бойтесь сказать в ответ что-либо несуразное и вообще не имеющее отношение к делу. Например: «Какой сегодня замечательный день… был». Это сразу приведет атакующего в чувство. И запомните: как бы Вас ни атаковали (жестко или интеллигентно) – всегда спокойно отвечайте, это вдвойне неприятно тому, кто решил вылить на Вас «ушат грязи». Говорите спокойно и с чувством собственного достоинства, ведь человек, уверенный в себе, никогда не позволит себя атаковать!
Как эффективно преодолевать вербальные атаки
Вербальное общение – мощная сила. Даже единственным словом можно поддержать человека в трудную минуту, поднять настроение, или наоборот, испортить его серьезно и надолго, даже нанеся психологическую травму. Интонация, с которой происходит общение, является важнейшим элементом: например, спокойно произнесенное: «Когда ты планируешь закончить проект?» говорит об участии собеседника в ваших делах. А вот «Чего ты до сих пор никак не справишься с проектом?» уже менее приятно и звучит как упрек. А какие моральные потери наносят глупые вопросы, «подколки» и языковые манипуляции!
Вербальный прессинг как дома, так и на работе действует на нервы и не позволяет свободно жить. И чтобы дать достойный ответ вербальным атакам, нужно научиться их распознавать. Итак, подробнее рассмотрим этот вид словесной агрессии и узнаем, какой способ защиты лучше выбрать.
Вербальная атака – что это?
Вербальная атака – это обращение к собеседнику, несущее в себе определенный личностный подтекст, острые высказывания и сопровождающееся своеобразной, понятной собеседнику интонацией, направленной на создание конфликтной ситуации.
Обычно психологический прессинг вызывается не самими словами, употребляемыми собеседником, а именно интонацией, тоном, которые при этом используются.
Возьмите за правило не рассказывать людям о собственных проблемах и достижениях: манипуляторы и завистники есть повсюду, их не победить, но неизвестность защитит ваши личные границы.
Защитное общение
И все же вы не можете всегда быть готовы к неожиданной вербальной атаке: агрессор может неожиданно вылить на вас порцию критических комментариев, провокационных вопросов, издевательств, упреков. Дезориентирует и не позволит конструктивно выдержать напор. Для подобных случаев необходимо знать разные методы решения: разумные ответы и уловки, спасающие от словесных манипуляций, минимизируя конфликт и моральные потери.
Действенные методы борьбы с вербальными атаками:
Избегание: осознать, что конкретная ситуация приведет к оскорблениям и просто избежать ее, например, путем молчания или физического удаления от зоны конфликта.
Отклонение: изменение темы или перенос акцента из конфликта на взаимодействие во избежание возражений или негативной реакции со стороны манипулятора.
Отступление: в процессе вербальной атаки остановиться, извиниться и покинуть зону конфликта.
Компромисс: предложить методы успокоения манипулятора или устранить причины оскорбительного поведения.
Нападение в ответ и психологическое давление: умение задавать встречные вопросы и игнорировать манипулятора, пользоваться его же методами.
Метод «Почему»: отвечать на агрессивные вопросы вопросом: «А почему вы так думаете?». Это позволит не вступать в полемику и успокоить агрессора. Например, «Вы – неблагодарный человек!». Ответ: Почему вы так думаете? Ваше мнение ошибочно».
Метод «Вербальной крышки» – набор слов и фраз, помогающих дать ответ на глупые вопросы (оппонент сам знает ответ, но хочет вами манипулировать) и вопрос «ниже пояса». Например: «Я здесь ничего не понимаю!», крышковые ответы: «Ничего страшного», или «Очень хорошо, я вас научу», или «Это ваша проблема» и т.д.
Подыгрывание – самая веселая техника: оставляем манипулятора с чувством его собственного преимущества путем восторженного взгляда и полного согласия со всеми его высказываниями. Втайне радуемся его ошарашенным видом.
В процессе общения с агрессивными и критически настроенными людьми, ложная вежливость заставляет вас слушать деструкторов и отвечать на провокационные и//или обесценивающие вопросы. Самодостаточность и профессионализм диктуют другое решение: преодолевать конфликт технически, помня о своих сильных сторонах и достижениях.
Как следует отвечать на вербальную атаку в случае межличностного конфликта — Метод “Почемучки”.
Вербальная атака может являться формой выражения межличностного конфликта между подчиненными или со стороны руководства в вашей компании. Она может проявляться в форме нелестных критических комментариев, колких высказываний, подтрунивания, слов, сказанных издевательским тоном или с укоризненной интонацией, разговора на повышенных тонах. В случае вербальной атаке по причине межличностного конфликта, как правило, психологический прессинг вызывается не самими словами, которые употребляет говорящий, а интонацией, контекстом и ситуацией, в которой эти слова были произнесены. Так сказать, важно не то, что было сказано, а как это было сказано. Если вы чувствуете со стороны сослуживцев или босса подобное отношение в свою сторону, то стоит задуматься и начать принимать меры, направленные на разрешение конфликта.
Безусловно, во многом культура межличностных коммуникаций в компании зависит от сформировавшийся в офисе корпоративной культуры, а так же от способности руководства эффективно управлять конфликтами внутри организации. Но в случае вербальных атак не стоит на кого-то надеется или ждать, что все это как-то само по себе решится. Здесь нужно брать все в свои руки и начинать действовать, поскольку в конце концов это ваши нервы, ваше душевное спокойствие и ваша жизнь.
С чего начать? В первую очередь необходимо навести порядок в голове, и понять вашу цель пребывания в должности. Постоянный прессинг со стороны сотрудников и руководства может существенно сказываться на вашем психологическом равновесии и плохо влиять на выполнение обязанностей. Если вы сможете утвердиться в собственной значимости и понять, что никто не справится с этой должностью настолько ответственно и правильно, то вы получите внутреннею уверенность и мощную энергию, которую будет тяжело сломать окружающим.
Выбор типа защиты от вербальной атаки
Опыт показывает, что есть лишь одна ситуации, когда ваша борьба с вербальными атаками, вызванными межличностным конфликтом, скорее всего ни к чему не приведет. Это ситуация когда вербальные атаки — это часть корпоративной культуры компании. К примеру, если вы барышня с тонкой организацией души и академическим образованием с какого-то перепуга начали работать в порту с грузчиками, и с вами разговаривают трех этажным матом, который травмирует вашу нежную натуру, то здесь решение может быть простым — собираемся и уходи. Иными словами, если корпоративная культура компания, которая транслируется в культуру межличностного общения, не совпадает с вашими ценностями, то не важно где и с кем вы будете работать, вам постоянно будет мучить чувство дискомфортно. В этой ситуации нужно признать, что это просто не ваше место, не ваши люди, не ваша компания и искать другое место трудоустройства. В остальных случаях у вас есть все шансы изменить ситуацию к лучшему.
Как уже было сказано, управление конфликтами в организации — это прямая и непосредственная обязанность руководства. Если вы чувствуете, что руководство ничем не сможет помочь, либо не хочет оказывать содействие в решении конфликтной ситуации, то стоит взять все в свои руки и самому выбрать тип защиты от психологического давления.
Защита от межличностного конфликта: Меньше знают — крепче спят.
Для успешной вербальной атаки необходима информация и желательно личного характера. В основном мастера вербальных атак на начальном этапе начинают много спрашивать про вашу личную жизнь, нюансы и проблемы на работе, а после чего используют эту информацию в виде «подколов» и ехидных шуток. Такие люди обычно не могут спокойно усидеть на месте, когда слышат, что у кого — то что-то хорошо. Если человек отзывается при вас о коллегах не лестным образом, задумайтесь, может, кому-то он именно так же говорит и про вас. Эти люди не меняются и всегда ищут повод, чтобы создать конфликтную ситуацию. Поэтому возьмите себе за правило: в офисе не стоит лишний раз показывать и рассказывать о ваших достижениях в личной жизни, так как зависть приводит к неминуемым последствиям и может в конечном результате проявится в виде межличностного конфликта. А так, меньше знают — крепче спят.
Искусство словесной атаки. Практическое руководство
Новый учебник по риторике, написанный известным коуч-консультантом Карстеном Бредемайером, знакомит с конструктивными приемами ведения дискуссии, которые он пропагандирует на семинарах для менеджеров среднего и высшего звена. Этому искусству важно научиться, ведь находчивый ответ поможет победить в споре, обезоружить не всегда благожелательно настроенного оппонента, а также подать себя с достоинством в непростой ситуации. В книге представлены более 50 различных приемов и свыше 200 упражнений, которые позволят отточить мастерство ведения дискуссий. Теперь вас не смогут застать врасплох, а ваши умелые действия и смелые реплики вызовут настоящую зависть окружающих.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство словесной атаки. Практическое руководство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Быть находчивым в споре
• с точки зрения процессов, происходящих внутри человека, — ваши профессиональные реакции на задаваемые вопросы. Если, конечно, на фоне подскочившего давления и нападок оппонентов вы способны сделать больше, чем просто открыть рот, набрать воздух и потом снова его закрыть;
• с точки зрения внешних проявлений — поступки, вовремя поданные реплики, вербальные и невербальные действия в ответ на нападки, фразы-убийцы или несправедливые выпады в свой адрес. Причем сказанные так, что противник / оппонент и/или присутствующие захотели бы в подобной ситуации поступить так же;
• подсознательный или сознательный навык и ответная реакция, которая просто прочно «усвоена». Им, как и грамматике, можно обучиться.
Меткие ответы должны приходить в нужный момент. Не позволяйте им посещать вас задним числом по пути домой!
Ситуация, когда вы не способны слова вымолвить, возникает, если вы не владеете профессиональными приемами, не используете подходящие в данной ситуации методы и инструменты, непрофессионально реагируете на словесные выпады, если вы неправильно оценили ситуацию или недооценили оппонента. Вот тогда вы и реагируете неадекватно: или слишком бурно, или вообще становитесь замкнутым.
Поэтому для начала возьмите на заметку следующее:
• меткие ответы должны приходить в нужный момент. Не позволяйте им посещать вас задним числом по пути домой или вообще на следующий день. И уж, конечно, они не должны создавать впечатления замедленной реакции, растягивания того промежутка, в течение которого в разговоре надо дать ответ (обычно 3–5 секунд). Однако в любом случае следует помнить, что лучше промедлить с ответом, чем потом объяснять, что вы имели в виду;
• ваш ответ должен быть изящным и уместным;
• вы должны оставить у себя самого и (что, конечно же, лучше всего) у своей аудитории или оппонента впечатление, что все сказанное — наиболее удачно в сложившейся ситуации. Поэтому в большинстве случаев такие орудия вербального поражения, как язвительные оскорбления, подобны зарядам, разорвавшимся еще в стволе пушки. Поэтому они, как и ответы-бумеранги, исключаются. Быстро найденный стандартный ответ на замечание не добавит вам очков, а впоследствии может настроить аудиторию и оппонента против вас. Правда, для подобных случаев вы наверняка подготовили пару вербальных мин, но, к сожалению, их жертвой будете только вы сами. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы осталось приятное впечатление: вы дали подходящий ответ, продемонстрировали пример адекватной реакции, а вспоминая ситуацию, вы остаетесь довольны своим поведением и с уверенностью можете сказать: «Все было о’кей, я был о’кей, и ситуация была о’кей». Вот поэтому я и отличаю конструктивную находчивость в споре от всех остальных приемов;
• меткие ответы подобны точным уколам рапиры, заставляющим противника задуматься. Но они никогда не должны быть фейерверком словесных оскорблений или костром инквизиции для вашего оппонента;
• профессиональная находчивость призвана помочь найти выход из неприятной ситуации, а не инсценировать обмен боксерскими ударами и не провоцировать эскалацию агрессии;
• в переносном смысле под находчивостью в спорах можно понимать все ваши, вместе взятые, остроумные мысли, которые хотя и могут остаться невысказанными, однако позволяют удержаться на вершине, а не скатываться вниз;
• уместные и конструктивные ответы в споре должны подвигнуть оппонента на размышления, разъяснить ситуацию, остаться у него в памяти, чтобы он смог их проанализировать;
• находчивость в споре основывается на эмоциональном восприятии, поэтому ваши меткие ответы — это осознанные вербальные, невербальные и паравербальные действия, объясняющие уместную критику поступков, слов вашего собеседника и приглашающие его к продолжению, если вы сами этого хотите, конструктивной беседы;
• ваши меткие ответы должны быть связаны с контекстом, с конкретной фразой, на которую вы хотите отреагировать, и ни в коем случае не превращаться в словесный мусор, вываленный не к месту;
• ваши находчивые ответы нацелены на то, чтобы разрешить противоречия, не позволив разговору превратиться в клубок эмоциональных проблем;
• и наконец, именно поэтому ваши меткие и находчивые ответы в разговоре с критически настроенным или неприятным собеседником должны стать отражением вашей репутации, независимости и одновременно высокого коммуникативного интеллекта. Будьте настойчивы в демонстрации своего превосходства.
Находчивость в классическом понимании слова — это продукт светлой головы, а не сильной глотки.
Прежде всего работайте головой и не повторяйте глупости вслед за другими — это серьезное требование к вашей самостоятельной работе с этой книгой и одновременно призыв к вам.
Давая меткий ответ, призванный прекратить словесный поединок, вы должны прервать зрительный контакт.
Тому, кто вставляет рискованную или, наоборот, уместную реплику во время словесной перепалки, дает хороший, убедительный ответ оппоненту на заседании, групповом обсуждении, в разговоре с глазу на глаз, во время беседы за «круглым столом» или на конференции, часто ничего другого не остается, кроме как позволить этому ответу оказать свое воздействие на собеседника.
Человек хочет насладиться вожделенными звуками фанфар в свою честь, реакцией оппонента, его поразительным раздражением и раздражающим поражением. Но вот тут (надо же!) передохнувший оппонент снова рвется в бой. По статистике, в словесной дуэли шансы удержаться на вершине 50/50.
Посредством длительного зрительного контакта вы приглашаете собеседника к продолжению словесного поединка. Не стоит этого делать, если вы ожидаете прямо противоположного эффекта.
Зрительный контакт — деталь, о которой часто забывают, но которая может быть решающей. В то же время это глупая привычка, избавление от которой требует напряжения и концентрации.
Конструктивные приемы ведения дискуссии
Вы всегда стоите перед выбором, какое направление придать дискуссии, в которой вы участвуете, вашему докладу, презентации или обсуждению. Это может быть:
• конструктивный разговор, цель которого — возобновление дискуссии, ориентированной на достижение результата;
• словесная перестрелка, которая, с одной стороны, содействует установлению определенных отношений между сторонами, а с другой — является деструктивной с точки зрения достижения результата коммуникации.
Конструктивное направление состоит в том, что вы пресекаете эскалацию эмоционального возбуждения, используя каскадную технику прерывания неконструктивных отступлений от темы, сущность которой состоит в том, чтобы возвратить дискуссию в деловое русло и заинтересовать стороны в ее результативности. Для того чтобы погасить эскалацию, используйте три стратегических приема:
1. Реакция на предметном уровне — «Правило КПД».
2. Реакция на эмоциональном уровне — «Эмоциональная желтая карточка».
3. Реакция на метауровне — «Ответная реакция по Бредемайеру».
Реакция на предметном уровне — «Правило КПД»
При первых же признаках начинающейся конфронтации, ставящей под сомнение вашу репутацию, имидж или компетентность, имеет смысл применить стратегию прерывания конфронтации на предметном уровне. Это означает, что вы быстро, безболезненно и настойчиво возвращаетесь к обсуждению основной темы.
Представим себе, что до сих пор разговор был конструктивным и протекал по-деловому. Внезапно и почти незаметно он превратился в обсуждение посторонних тем, отклонившись, таким образом, от главной цели. Существуют расхожие нападки личного характера и словесные атаки, которые призваны оказать на вас давление или похоронить вашу репутацию. В такой ситуации вы должны стремиться к тому, чтобы вернуть обсуждение к главной теме. Наиболее подходящая реакция № 1 заключается в «правиле КПД». КПД означает соответственно: «Коснуться (какой-либо темы)», «Повернуть (разговор в нужное русло)» и «Договорить».
1. К — Оценка: дайте оценку теме разговора с точки зрения цели дискуссии.
2. П — Возврат: вернитесь к главной теме.
3. Д — Углубление: углубитесь в главную тему, чтобы она опять стала основным предметом обсуждения.
К — Оценка: «Пожалуйста, не переходите на посторонние темы. Давайте останемся в русле обсуждения главной темы нашей дискуссии и не будем отклоняться от нее».
П — Возврат: «Наша тема сегодня — логистика продукта XYZ на вашем предприятии».
Д — Углубление: «Я как раз хотел обратить ваше внимание на негативное влияние на наши производственные циклы. Итак, каким образом мы в приемлемые сроки сможем обеспечить безупречную логистику? Один из способов состоит в том, что…»
Альтернативный вариант, актуальный в случае личных выпадов:
К (в повелительном наклонении): «Не стоит начинать полемику. Пожалуйста, придерживайтесь основной темы».
П: «Наша тема сегодня — логистика продукта XYZ на предприятии».
Д: «Я отметил уже те факторы, которые оказали негативное влияние на наши производственные циклы. Итак, каким образом мы в приемлемые сроки сможем обеспечить безупречную логистику? Один из способов состоит в том…»
Совет: на совещании за «круглым столом» или в дискуссии используйте прием КПД вместе со зрительным контактом.
К / Зрительный контакт с адресатом
Вы говорите: «Не стоит начинать полемику, пожалуйста, придерживайтесь основной темы».
П / Смена зрительного контакта
Глядя на другого собеседника, вы говорите: «Наша тема сегодня — логистика продукта XYZ на предприятии».
Д / Второй собеседник становится адресатом
Вы говорите: «Я указал уже на те факторы, которые имели негативное влияние на наши производственные циклы. Итак, каким образом мы в приемлемые сроки сможем обеспечить безупречную логистику? Один из способов состоит в том…»
Только так можно гарантированно исключить первого адресата из разговора. Зрительный контакт означает: у кого-нибудь есть возражения?! Вы в любом случае не хотите возвращаться к посторонней теме.
Преимущества «правила КПД» очевидны:
• вы последовательно занимаете позицию лидера в разговоре;
• вы не позволяете другим отклоняться от темы разговора;
• вы активно исключаете из разговора посторонние темы и не вдаетесь в обсуждение настроения присутствующих;
• вы непоколебимы в своей позиции и строго придерживаетесь главной темы;
• вы пресекаете перебранки и остроты по поводу компетентности присутствующих;
• все ваши маневры не выходят за рамки вежливости и здравого смысла;
• вы быстро и настойчиво пресекаете бестактное поведение участников;
• при этом вы не только отвечаете на вопросы, но и акцентируете внимание аудитории на четких формулировках;
• вы отвечаете только на те вопросы, которые помогают продолжать дискуссию, соответственно оценивая их по достоинству.
Помните, что каждый ответ оправдывает заданный вопрос!
Пожалуйста, соблюдайте следующие принципы:
Формулируйте позитивные высказывания.
Неправильно: «Душевный настрой — не тема сегодняшней встречи!»
Правильно: «Наша тема сегодня — логистика. Разъясните, пожалуйста, вашу позицию по этому вопросу!»
Подчеркните сказанное однозначной оценкой.
Неправильно: «Таким образом мы быстрее достигли бы поставленной цели».
Правильно: «Только так мы сможем быстро достичь цели нашего разговора!»
Негативные формулировки ставьте в начало фразы, а позитивные — в конец.
Неправильно: «Сейчас речь идет о предприятии в целом, а не о вашей конкретной области».
Правильно: «Сейчас речь идет не о вашей конкретной области, а о предприятии в целом».
Формулируйте свои высказывания кратко и четко.
Неправильно: «Ну вот, так сложилось, что мы уже многократно пытались перейти к обсуждению этой темы. Конечно, при определенных обстоятельствах…»
Правильно: «Вернемся к теме. Мы все разделяем мнение относительно того, что…»
Избегайте любых сравнений, ограничений, объявления себя интеллектуальным банкротом и обнаружения признаков коммуникативной некомпетентности.
Неправильно: «Возможно, пришло время обсудить это, хотя наверное — и я в любом случае “за” — но здесь есть свои минусы…»
Правильно: «Вернемся к предложенным решениям проблемы. Первое решение…»
В разговоре/дискуссии употребляйте не вопросы, а непосредственные призывы в повелительном наклонении.
Неправильно: «Не могли бы мы вернуться к нашей основной теме логистики?»
Правильно: «Господин Майер, пожалуйста, расскажите подробнее о вашем решении проблемы!»
Откажитесь от повторов чужих негативных высказываний: это усиливает ошибочное представление и закладывает основу для упреков в ваш адрес.
Неправильно: «Плохой имидж? Кто вам сказал, что у нас плохой имидж?»
Правильно: «Нет, у нас хороший имидж в глазах общественности!»
Типичные и возможные примеры «К»/Оценки
• вопрос был поставлен в другом контексте;
• это не главная тема;
• в этом и состоит наш главный вопрос;
• речь сейчас не об этом;
• это ваше личное мнение;
• наши клиенты спрашивают о другом;
• это вы так полагаете;
• вы воспользовались неверной информацией;
• это неверное впечатление.
При негативных высказываниях в ваш адрес, в адрес вашей компании по поводу имиджа, компетентности, образования или опыта запретите себе задавать встречные вопросы. Ведь подкованные в риторике противники в ответ на такие вопросы могут открыть самый настоящий «огонь на поражение».
Пример неудачного встречного вопроса
Атака: «В компании у вас плохой имидж!»
Неудачный встречный вопрос: «Почему вы так решили?»
1. Все сотрудники отзываются о вас плохо.
2. Никто не ожидает от вас удачного завершения важного проекта.
3. Вы только что провалили серьезный проект.
Если вы все-таки заинтересованы в развитии темы, советую задавать только оценочные вопросы: «Как вы пришли к такому ошибочному мнению?»
Только так можно быть уверенным, что все сказанное вашим оппонентом проиграет в глазах присутствующих и они доверятся вашей оценке.
Вообще «Оценка» и «Возврат» в ответах-возражениях часто противопоставляются друг другу.
Чем сильнее упрек, тем настойчивее возражение.
Этот контраст особенно заметен в противопоставлениях:
Несколько примеров метких ответов, намеренно сформулированных развернуто и, таким образом, позитивно:
«Вы когда-нибудь посещали семинары по риторике?»
Возможная реакция противника: «А почему тогда это незаметно?»
«Почему у вашей компании плохой имидж?»