вербальная агнозия что это
Агнозия
Агнозия ‒ это нарушение восприятия действительности с помощью одного или нескольких органов чувств. Так, выделяют зрительную, слуховую, тактильную и другие разновидности болезни. У пациента сохраняется сознание и чувствительность, но изменяются процессы узнавания и осознания даже знакомых предметов. Это редкое заболевание, связанное с повреждением нейронных связей в коре головного мозга. В Клиническом Институте Мозга предлагаются индивидуальные программы диагностики и лечения подобных нарушений, а также реабилитация после болезни.
Причины агнозии
Основная причина любого вида агнозии ‒ это повреждение коры головного мозга и подкорковых структур, которые отвечают за отдельные типы восприятия. Это вторичное нарушение, связанное с различными заболеваниями, в том числе деменцией и болезнью Паркинсона. Также агнозия может проявляться на фоне черепно-мозговых травм и инфекционных заболеваний, которые протекают с поражением нервной системы.
Виды и классификация
Симптомы агнозии существенно отличаются, в зависимости от поврежденного участка коры головного мозга. Чаще поражается один из видов восприятия, но болезнь может затрагивать одновременно несколько систем. Выделяют несколько основных видов агнозии:
Специалисты Клинического Института Мозга имеют большой опыт работы с пациентами с агнозией. Важно своевременно определить тип нарушения и приступать к поддерживающей терапии. Кроме того, первые признаки заболевания могут указывать на серьезные патологии нервной деятельности.
Зрительная агнозия
Этот вид агнозии характеризуется нарушением восприятия информации, которая поступает в головной мозг посредством зрительного анализатора. Ее симптомы могут отличаться у каждого пациента, в зависимости от типа и локализации повреждений. Так, можно выделить несколько специфических разновидностей:
При зрительных агнозиях сохраняется нормальная работа остальных органов чувств, также не определяются какие-либо заболевания глаз. После реабилитации в Клиническом Институте Мозга пациент адаптируется в повседневной жизни и может компенсировать зрительные расстройства за счет остальных систем-анализаторов.
Оптические и оптико-пространственные агнозии
У пациентов наблюдается нарушение способности определять расстояние между предметами, ориентироваться в пространстве. В этой категории можно выделить несколько специфических разновидностей агнозии:
Память и внимание при оптико-пространственных агнозиях сохраняются. Пациенту потребуется помощь в быту и при выполнении новых задач, но грамотная реабилитация позволит испытывать минимальный дискомфорт в повседневной жизни.
Слуховые агнозии
При этом виде агнозий функции слухового анализатора сохраняются. У больного могут возникать различные расстройства восприятия информации на слух, в том числе:
Все разновидности слуховой агнозии развиваются при поражении височной доли головного мозга. При неспособности распознавать речь пациент испытывает сложности в повседневной жизни, при этом его память, внимание, функции зрительного и других анализаторов компенсируют нарушения.
Соматоагнозия
Соматоагнозией называют расстройство, при котором пациент не способен идентифицировать и узнавать части собственного тела. Это комплексные нарушения восприятия, связанные с поражением различных отделов правого полушария головного мозга. Выделяют два основных типа соматоагнозии:
Признаки соматоагнозии могут возникать приступами. Так, у некоторых пациентов они являются предвестниками приступа эпилепсии, а при грамотном лечении практически незаметны и не доставляют неудобства в повседневной жизни. Однако, они могут сохраняться и постоянно.
Нарушение осознания пространства и времени
Этот вид считается наиболее редким и связан с поражением затылочной доли коры головного мозга. Пациент испытывает сложности с определением течения времени, а также скорости движения любых объектов. Отдельно выделяют акинетопсию ‒ нарушение способности идентифицировать движущиеся предметы.
Методы диагностики
В Клиническом Институте Мозга есть все условия для полноценной диагностики пациентов с агнозией. На начальном этапе важно определить, какие именно сложности с восприятием окружающей среды есть у больного. Для этого существуют специальные тесты, в ходе которых пациента просят описывать предметы, звуки, указывать на части тела. После определения типа расстройства важно провести визуализацию головного мозга, с помощью компьютерной либо магнито-резонансной томографии. Этот способ исследования позволит обнаружить новообразования, инфаркты, повреждения сосудов и другие аномалии, которые могут становиться причиной агнозии.
Лечение агнозии
Тактика терапии подбирается индивидуально. В Клиническом Институте Мозга работают специалисты с огромным опытом лечения различных видов агнозии. Только некоторые случаи требуют хирургического вмешательства ‒ при обнаружении опухолей, аневризм, абсцессов и других структур, которые необходимо удалять. В остальных случаях лечение заключается в компенсации утраченных функций и адаптации пациента. Для этого применяются:
Врачи Клинического Института Мозга настаивают на полноценной реабилитации. Она может продолжаться до 10 месяцев и более, но квалифицированная медицинская помощь существенно повлияет на самочувствие пациента. Несмотря на то, что некоторые изменения в структуре коры головного мозга могут быть необратимыми, улучшить качество жизни больного и адаптировать его в быту представляется возможным.
Слуховая речевая агнозия
Особенности терминологии: гнозис=восприятие. Агнозия = нарушение восприятия, дефицит. Слуховая речевая агнозия = нарушение восприятия речи на слух.
Нарушения слухового речевого восприятия в той или иной степени встречаются у большинства детей с задержками речи. Не всегда родители это замечают. Часто на консультациях слышу: «Он все понимает. Скажу «кушать» — бежит на кухню, скажу «гулять» — стоит у двери. Но сам не говорит!». Бывает и другая крайность. В грубых случаях, когда ребенок совсем не понимает речь, и врачи, и родители могут ошибочно думать, что у ребенка аутизм.
А теперь представьте, что вы оказались в стране, языка которой не знаете. При этом вам нужно как-то общаться с жителями, познавать мир, жить обычной жизнью. Вроде бы слышите от человека поток звуков, но где заканчивается одно слово, а где начинается другое – непонятно. Вы не можете слушать новости по радио, и вас раздражает чужая речь, ведь вы ее не понимаете. Постепенно в часто повторяющихся ситуациях (по типу «гулять» и «кушать») вы сможете вычленить повторяющиеся образы слов, которые и будут ассоциироваться с данной (биологически обусловленной) ситуацией. Там, где мотив не такой сильный, вы уже не будете искать «опорные» звучания, ведь это очень энергоемкий процесс, и ваше поведение в понимании местных жителей будет несколько странным. Возможно, не зная о вашей особенности, они даже подумают, что вы аутист.
Надеюсь, после такого примера стало немного понятнее, как может чувствовать себя ребенок с нарушением слухового речевого восприятия.
Нарушение слухового восприятия
В процессе развития ребенка слуховое восприятие проходит несколько этапов становления и далее служит фундаментом для речи и познавательного развития.
На каждом из этапов развитие слуховой функции (прошу не путать с физическим слухом, сейчас я говорю о том, как уже в мозге происходит обработка слухового сигнала) может нарушаться. Причем если нарушился один этап – то все последующие будут как падающие домино развиваться дефицитарно.
Может страдать:
И степень нарушения также может быть различной (поэтому предлагаю здесь разделить на агнозию как полную несформированность и дисгнозию как частичную несформированность).
Достаточно часто при несформированности слухового восприятия речь у ребенка все же появляется, и родители не замечают проблем лет до 5-6, пока ребенок не начинает сильно отставать в познавательном развитии. При обследовании такого ребенка выясняется, что слуховой речевой гнозис сформировался неполноценно, и все последующие функции, которые в своем развитии опираются на него, вторично пострадали. Например, ребенок может не запоминать на слух более 2-3 слов, не понимать предлоги, смысл короткого рассказа. Не может понять глаголы, которые выходят за рамки повседневных действий (например, «мама гладит белье»). Не помнит названий дней недели, времен года, основных цветов, хотя их постоянно с ним разучивают. Не может подобрать обобщающие понятия («инструменты», «транспорт»). Не понимает смысл абстрактных слов, не имеющих четкого предметного соотнесения (например, «лишний», «одинаковый», «равный» и др.).
Для того, чтобы скорректировать нарушения слухового восприятия, нужно провести подробную диагностику, выявить, в каком «месте» пошел сбой, «откатиться» на тот уровень и детально проработать его и все последующие, вышестоящие этапы. Работать на том уровне, где уже есть очевидные проблемы, будет малоэффективно, ведь не сформирован «фундамент».
Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Агнозия причины, симптомы, методы лечения и профилактики
Агнозия — патологическое состояние, характеризуется нарушением различных видов восприятия: зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, тактильного. При этом функции сенсорной системы, ответственной за восприятие сигналов из окружающей и внутренней среды, сохраняются в норме. Возникает на фоне повреждения коры и подкорковых структур головного мозга после травмы, инсульта, инфекций, дегенеративных заболеваний, опухолевых процессов.
Симптомы агнозии
Основное проявление агнозии — невозможность распознать воспринимаемые ощущения при сохранении чувствительности. Другими словами, больной не понимает, что он слышит, видит, ощущает, возникают трудности в восприятии собственного тела. Симптомы зависят от области поражения:
Статью проверил
Дата публикации: 24 Марта 2021 года
Дата проверки: 24 Марта 2021 года
Дата обновления: 13 Декабря 2021 года
Содержание статьи
Причины
В основе развития агнозии лежит поражение вторичных отделов головного мозга, выполняющих функцию анализа и обобщения информации, поступающей из внешней и внутренней среды организма. К повреждению указанных зон предрасполагают следующие патологии:
Разновидности
Классификацию агнозии проводят с учетом области поражения на следующие формы:
Диагностика
Выявление агнозии и причин её возникновения осуществляет невролог. В некоторых случаях будет необходима консультация эндокринолога, травматолога, инфекциониста, онколога, нейрохирурга. Чтобы определить базовое заболевание, локализацию поражения головного мозга, дифференцировать болезни со схожим симптомом используют следующие диагностические методики:
Специалисты клиник ЦМРТ для выяснения причин и вида агнозии используют совокупность физикальных и инструментально-лабораторных методик:
СОДЕРЖАНИЕ
Презентация
Слуховую вербальную агнозию можно назвать чистой афазией, поскольку она имеет высокую степень специфичности. Несмотря на неспособность понимать речь, пациенты со слуховой вербальной агнозией обычно сохраняют способность слышать и обрабатывать неречевую слуховую информацию, говорить, читать и писать. Эта специфика предполагает, что существует разделение между восприятием речи, обработкой неречевого слуха и обработкой центрального языка. В поддержку этой теории есть случаи, когда нарушения обработки речи и неречевой информации по-разному реагировали на лечение. Например, некоторые методы лечения улучшили понимание письменной речи у пациентов с течением времени, в то время как речь оставалась критически нарушенной у тех же пациентов.
Пациенты с чисто словесной глухотой жалуются, что звуки речи просто не регистрируются или что они, как правило, не воспроизводятся. Другие утверждения включают в себя звучание речи, как если бы она была на иностранном языке, слова, имеющие тенденцию сливаться друг с другом, или ощущение, что речь просто не связана с голосом пациента.
Причины
Слуховая вербальная агнозия редко диагностируется в чистом виде. Слуховая вербальная агнозия может проявляться как в результате острого повреждения, так и в виде хронической прогрессирующей дегенерации с течением времени. Задокументированы случаи, когда тяжелая острая травма головы привела к двустороннему повреждению височной доли. Напротив, слуховая вербальная агнозия, как было документально подтверждено, прогрессирует в течение нескольких лет. В одном из таких случаев пациент демонстрировал прогрессирующую словесную глухоту в течение 9-летнего периода, но не демонстрировал никаких других когнитивных или психических нарушений. МРТ показала атрофию коры в области левой верхней височной доли.
Диагностика
У пациентов со слуховой вербальной агнозией нет единой производительности; следовательно, синдром не может быть отнесен к определенным фонетическим или фонологическим нарушениям. Для диагностики АВА необходимо установить две сохранные способности:
Если оба этих критерия соблюдаются и очевидно отсутствие слухового речевого понимания, может последовать диагноз AVA.
По крайней мере, в одном случае Бостонское диагностическое обследование на афазию использовалось для определения профиля AVA. Этот метод смог показать, что пациент испытывал заметные трудности в восприятии речи с незначительными или незначительными нарушениями в производстве, чтении и письме, что соответствовало профилю AVA. Хотя это является хорошо известным примером, другие батареи вербально-звуковых тестов могут и использовались для диагностики чистой речевой глухоты.
Когнитивный дефицит
Неврологический дефицит
Многие двусторонние случаи имеют одну важную особенность: после первого (одностороннего) поражения восприятие речи обычно не нарушалось после начального периода нарушения. Только после второго поражения (в другом полушарии) постоянным исходом стали постоянные проблемы с восприятием речи. Тот факт, что у большинства этих пациентов слуховая вербальная агнозия проявлялась только после второго поражения, подтверждает гипотезу о необходимости обеих сторон верхней височной извилины.
Слуховая вербальная агнозия редко диагностируется в чистом виде. Слуховая вербальная агнозия может проявляться в результате острого повреждения или хронической прогрессирующей дегенерации с течением времени. Задокументированы случаи, когда тяжелая острая травма головы привела к двустороннему повреждению височной доли. Напротив, слуховая вербальная агнозия, как было документально подтверждено, прогрессирует в течение нескольких лет. В одном из таких случаев пациент демонстрировал прогрессирующую словесную глухоту в течение 9-летнего периода, но не демонстрировал никаких других когнитивных или психических нарушений. У этого пациента с помощью МРТ была обнаружена атрофия коры в области левой верхней височной доли.
Лечение
Жестовая языковая терапия
Терапия жестовым языком входит в пятерку самых распространенных методов лечения слуховой вербальной агнозии. Этот вид терапии наиболее полезен, потому что, в отличие от других методов лечения, он не основан на восстановлении поврежденных участков головного мозга. Это особенно важно в случаях AVA, потому что было очень трудно определить причины агнозии в первую очередь, а тем более лечить эти области напрямую. Таким образом, терапия с помощью языка жестов позволяет человеку справиться с инвалидностью и обойти ее, во многом так же, как она помогает глухим. В начале терапии большинство из них будет работать над определением ключевых объектов и установлением начального основного словаря знаков. После этого пациент переходит к расширению словарного запаса до нематериальных предметов или предметов, которых нет в поле зрения или нет. Позже пациент заучивает отдельные знаки, а затем предложения, состоящие из двух или более знаков. В разных случаях сначала записываются предложения, а затем пациента просят подписать их и одновременно произносить. Поскольку разные пациенты с AVA различаются по уровню речи или понимания, порядок и методы обучения жестовой терапии очень специфичны для индивидуальных потребностей.
Удаление опухоли
В случаях, когда опухоли и их воздействие на давление являются причиной чистой словесной глухоты, было показано, что удаление опухоли позволяет вернуть большую часть слухового вербального понимания.
Методы лечения синдрома Ландау-Клеффнера
Внутривенная иммуноглобулиновая терапия
Лечение слуховой вербальной агнозии с помощью внутривенного иммуноглобулина (ВВИГ) является спорным из-за его непостоянства в качестве метода лечения. Хотя ВВИГ обычно используется для лечения иммунных заболеваний, некоторые люди со слуховой вербальной агнозией положительно отреагировали на использование ВВИГ. Кроме того, пациенты с большей вероятностью рецидивируют при лечении ВВИГ, чем при других фармакологических методах лечения. Таким образом, ВВИГ является спорным методом лечения, поскольку его эффективность в лечении слуховой вербальной агнозии зависит от каждого человека и варьируется от случая к случаю.
Диазепамовая терапия
В исследовании, проведенном Масааки Нагафучи и соавт. (1993) 7-летняя девочка начала принимать диазепам в дозе 2 мг перорально каждый день. Она продемонстрировала значительные улучшения в поведении и понимании речи во время терапии диазепамом. В течение месяца проблемы с разговором были устранены. После года терапии ее способность к повторению стала почти нормальной. Через два года ее способность различать односложные слова была в пределах нормы. Ее аудиологическое распознавание оставалось нормальным с момента начала болезни (то есть она могла распознавать знакомые звуки, такие как плач ребенка или телефонный звонок).
Агнозия
Агнозия — это нарушение распознавания зрительных, слуховых или тактильных ощущений при нормальном функционировании воспринимающего аппарата. Соответственно локализации поражения церебральной коры состояние характеризуется непониманием увиденного, услышанного, неузнаванием предметов при ощупывании, расстройством восприятия собственного тела. Диагностируется по данным исследования психоневрологического статуса, результатам нейровизуализации (КТ. МРТ, МСКТ головного мозга). Лечение осуществляется этиотропными, сосудистыми, нейрометаболическими, холинэстеразными фармпрепаратами в сочетании с психотерапией, логопедическими занятиями.
МКБ-10
Общие сведения
Гнозис в переводе с греческого означает «познание». Является высшей нервной функцией, обеспечивающей узнавание предметов, явлений, собственного тела. Агнозия — комплексное понятие, включающее все нарушения гностической функции. Расстройства гнозиса зачастую сопровождают дегенеративные процессы ЦНС, наблюдаются при многих органических поражениях мозга, возникающих вследствие травм, инсультов, инфекционных и опухолевых заболеваний. Классическая агнозия редко диагностируется у детей младшего возраста, поскольку высшая нервная деятельность у них находится в стадии развития, дифференцировка корковых центров не завершена. Нарушения гнозиса чаще возникают у детей старше 7 лет и у взрослых. Женщины и мужчины заболевают одинаково часто.
Причины агнозии
Гностические нарушения обусловлены патологическими изменениями вторичных проекционно-ассоциативных полей мозговой коры. Этиофакторами поражения указанных зон выступают:
Патогенез
Церебральная кора имеет три основные группы ассоциативных полей, обеспечивающих разноуровневый анализ поступающей в мозг информации. Первичные поля связаны с периферическими рецепторами, принимают идущую от них афферентную импульсацию. Вторичные ассоциативные зоны коры отвечают за анализ и обобщение информации, поступающей из первичных полей. Далее информация передается в третичные поля, где осуществляется высший синтез и выработка задач поведения. Дисфункция вторичных полей приводит к нарушению указанной цепочки, что клинически проявляется утратой способности узнавать внешние раздражители, воспринимать целостные образы. При этом функция анализаторов (слухового, зрительного и т. д.) не нарушена.
Классификация
В зависимости от области поражения в клинической неврологии агнозия классифицируется на следующие основные группы:
Существует также нарушение всех форм гнозиса. Данная патология обозначается термином «тотальная агнозия».
Симптомы агнозии
Базовый симптом состояния — невозможность узнать воспринимаемые ощущения при сохранении способности их чувствовать. Проще говоря, больной не понимает, что он видит, слышит, ощущает. Зачастую отмечается дифференцированная агнозия, обусловленная выпадением функции отдельного поражённого отдела коры. Агнозия тотального характера сопровождает патологические процессы, диффузно распространяющиеся в церебральных тканях.
Зрительная агнозия проявляется путаницей предметов, неспособностью назвать рассматриваемый предмет, срисовать его, нарисовать по памяти или начатому рисунку. Изображая предмет, пациент рисует только его части. Зрительная форма имеет много вариантов: цветовая, избирательная агнозия лиц (прозопагнозия), апперцептивная — сохранено узнавание признаков предмета (формы, цвета, размера), ассоциативная — пациент способен описать предмет целиком, но не может назвать его, симультантная — неспособность узнать сюжет из нескольких предметов при сохранении узнавания каждого предмета в отдельности, зрительно-пространственная — нарушение гнозиса взаимного расположения предметов. Расстройство распознавания букв и символов ведёт к дислексии, дисграфии, утрате способности делать арифметические вычисления.
Слуховая агнозия при поражении доминантного полушария приводит к частичному или полному непониманию речи (сенсорной афазии). Пациент воспринимает фонемы как ничего не значащий шум. Состояние сопровождается компенсаторной многоречивостью с повторениями, вставлением случайных звуков, слогов. При письме могут отмечаться пропуски, перестановки. Чтение сохранено. Поражение субдоминантного полушария может приводить к потере музыкального слуха, способности узнавать знакомые ранее звуки (шум дождя, собачий лай), понимать интонационные особенности речи.
Сенситивная агнозия характеризуется расстройством гнозиса раздражений, воспринимаемых болевыми, температурными, тактильными, проприоцептивными рецепторами. Включает астериогнозис — невозможность опознать предмет на ощупь, пространственную агнозию — нарушение ориентировки в знакомой местности, больничной палате, собственной квартире, соматогнозию — расстройство ощущения собственного тела (пропорциональности, размера, наличия отдельных его частей). Распространёнными формами соматогнозии выступают пальцевая агнозия — пациент неспособен назвать пальцы, показать указанный врачом палец, аутотопагнозия — чувство отсутствия отдельной части тела, гемисоматоагнозия — ощущение только половины своего организма, анозогнозия — неосознание наличия заболевания или отдельного симптома (пареза, тугоухости, ухудшения зрения).
Диагностика
Обследование направлено на выявление агнозии, поиск её причины. Определение клинической формы агнозии позволяет установить локализацию патологического процесса в головном мозге. Основными диагностическими методиками являются:
Агнозия является лишь синдромом, синдромальный диагноз может иметь место на начальном этапе диагностики. Результатом вышеперечисленных исследований должно быть установление полного диагноза базового заболевания, в клиническую картину которого входит расстройство гнозиса.
Лечение агнозии
Терапия зависит от основного заболевания, может состоять из консервативных, нейрохирургических, реабилитационных методов.
Реабилитация пациентов длится не менее трёх месяцев, включает:
Нейрохирургическое лечение может потребоваться в случае черепно-мозговой травмы, церебральной опухоли. Проводится на фоне консервативной терапии с последующей реабилитацией.
Прогноз и профилактика
Успех лечения зависит от тяжести базового заболевания, возраста больного, своевременности проводимой терапии. Агнозия, возникающая у молодых пациентов вследствие травмы, энцефалита регрессирует на фоне лечения в течение 3 месяцев, в тяжёлых случаях процесс восстановления занимает до 10 месяцев. Агнозия опухолевого генеза зависит от успешности удаления образования. При дегенеративных процессах прогноз неблагоприятный, лечение позволяет лишь приостановить прогрессирование симптоматики. Профилактика состоит в своевременной терапии сосудистой патологии, предупреждении травм головы, онкогенных воздействий, инфекционных заболеваний.