венский стул что это такое
Знаменитый венский стул: история происхождения
Две революции
Данные события имели поистине революционный характер. Раньше вещи изготавливались на заказ, были очень сложны по своей конструкции. Мебель из гнутой древесины гениальна по своей конструкции, она объединяет простоту и прочность.
Кроме того, стул венский деревянный, как, собственно, и джинсы, находится в абсолютном согласии с телом человека, он его движений не стесняет и дает возможность сохранять непринужденность. Вполне вероятно, что именно за счет этого изобретения фирмы Levis и компании Тонета историей не стали, они до сих пор актуальны. На таких стульях сидел, скорее всего, каждый, а о джинсах нечего и говорить – кто же не носил их?
Изобретение краснодеревщика
Стулья венские начали свою историю с появления технологии обработки дерева так называемым гнутьем: вымоченную в кипятке или распаренную водяным паром древесину выгибали в различных направлениях, таким образом придавая ей всевозможные формы. В разные времена из гнутой древесины делались сани, лыжи, лодки, бочки, но именно Михаэль Тонет, венский краснодеревщик, разработал такую технику для производства мебели и использовал ее в фабричном изготовлении.
Немец Тонет свою мастерскую на Рейне в Боппарде открыл в 1819 году, а спустя 11 лет начал первые опыты по производству прочных и легких конструкций (выгибая и склеивая слои фанеры) взамен обычных столярных изделий из цельного дерева. Так, на какой-то промышленной выставке на стул венский деревянный Тонета обратил свое внимание Меттерних (австрийский канцлер-князь) и предложил ему обосноваться в Вене, разрабатывая интерьеры для его огромного дворца. Спустя несколько лет Тонет смог открыть в Вене собственную мастерскую.
Культовый стул
Михаэль Тонет в этом городе и создал свою фирму, предложившую в 1850 году венский стул. Своими руками он собрал его из буковых гнутых элементов.
Тонет в 1859 году запустил его в серийное производство. Предмет получил название «стул 14». Кроме привлекательного вида, в нем удивляет совершенство технологии, ведь число деталей было сведено к абсолютному минимуму, их осталось только шесть штук. Детали вместе удерживались с помощью небольших винтиков, а не на клее.
Венский стул не только смог дожить до наших дней, он также оказал большое влияние на развитие дизайна.
Мебельный гений смог догадаться, что винтовые соединения, а не столярные, дают возможность мебель сделать разборной, следовательно, «возить воздух» ему больше не понадобится. Тонет перевозил мебель в полностью разобранном виде пачками (например, 36 разборных стульев занимают пространство в 1 м 2 ).
Первые клиенты
Сразу же нашлись клиенты, которым приглянулись стулья венские. Дизайнер первую партию поставил одному кафе в Вене, и они в нем прослужили аж 26 лет! Еще 400 стульев в этом же году отправились в венгерский город Пешт в отель под названием «Королева Англии».
С того момента, как был изобретен венский стул, его производство ни разу не прекращалось. Кроме 22 моделей, были созданы также столы, кресла-качалки, колыбели, кровати, целые мебельные гарнитуры и туалетные столики, игрушечная, детская и садовая мебель, лыжи, сани, теннисные ракетки. И специальные стулья с приподнятыми сиденьями, предназначенные для крупье. В начале прошлого века каталоги компании Тонета включали более 1200 моделей, при этом фабрики изготавливали каждый год почти по 2 миллиона изделий.
Мебель вне стиля
Поразительно, но венский стул в минималистском стиле был создан в период эклектики. В то время типичными были массивные, вычурные изделия с огромным количеством деталей а-ля Людовик, а-ля рококо и пр. При этом Тонет все современные направления проигнорировал, и изготовил стул вне стиля. И в этом оказался прав: его мебель, миновав все дальнейшие веяния моды, современной осталась до сих пор.
Гнутая мебель в XIX веке стала непременной деталью русского и западного интерьера. С приходом периода модерна многие архитекторы Европы пытались создать мебель для массового производства, которая одновременно была бы доступной, красивой и простой, о чем писал Карл Манг, австрийский искусствовед. Но это у них сделать не получилось. Единственным исключением стала продукция компании Тонета.
«Братья Тонет» в России
Компания «Братья Тонет» имела в Российской империи 2 фабрики – в Ново-Радомске и Ревеле. Реализация мебели осуществлялась через собственные склады и магазины в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве, на Нижегородской ярмарке. Эта мебель в России была невероятно популярна.
Гнутый буковый венский стул компании «Тонет», вошедший во всеобщее употребление, тогда продавался во многих магазинах, как отмечали справочники тех лет. Крупнейший магазин этой мебели в Москве находился на Кузнецком мосту, в то время как в Петербурге – на пересечении Большой Морской и Невского.
Многочисленные кресла-качалки, стулья и другие гнутые изделия смогли вписаться в купеческие эклектичные интерьеры, в скромные жилища простых горожан, в изысканные квартиры аристократов.
В России деятельность представительств компании «Тонет» завершилась в 1917 г., склады и магазины были закрыты. При этом миллионы венских стульев в нашей стране успели прочно обосноваться. Они пережили вместе с людьми революцию, потом войну, дальше строительство социализма и период застоя и дожили мирно в гостиных и на кухнях до сегодняшних дней, оставаясь всем привычным и знакомым предметом. Недаром сегодня так популярна такая услуга, как реставрация венских стульев. Они дождались своих новоиспеченных собратьев. Последние наводнили современные мебельные магазины и кафе под прежним наименованием – «венский стул».
Плюсы и минусы стеклянного стола
История венского стула насчитывает более 160 лет, за это время предмет интерьера не потерял своей актуальности. Он заслуженно считается самой удобной моделью в мире, а потому из особняков XIX века «перекочевал» в современные городские квартиры и офисы. Пользователи ценят его за прочность и небольшой вес, стильный и лаконичный дизайн, долговечность, разнообразие цветов и моделей. Рассмотрим историю этого изделия, особенности конструкции и способы реставрации.
История создания и популярности венского стула
Что такое венский стул? Это самая значительная веха в истории индустриального дизайна. Производство изделий началось в 1859 году и не прекращается по сей день. Причины их популярности – следующие потребительские характеристики:
Изобретатель предмета интерьера – австрийский ремесленник Михаэль Тонет. Название мебельного изделия происходит от города, в котором оно впервые было изготовлено, – Вены. Изначально товар задумывался как разборный. Элементы соединялись между собой металлическими крепежами. Это позволило сократить затраты на производство, сделать венский стул самой дешевой моделью на рынке.
Ранние модели обладали двумя винтами крепления для сиденья. Впоследствии конструкция была оптимизирована, винт остался только один. Стандартизированная продукция фирмы Михаэля Тонета продавалась по каталогам, что позволило быстро захватить рынок. Большое внимание уделялось рекламе. Например, на выставке в Париже в 1889 году стул в качестве демонстрации надежности сбросили с верхней площадки Эйфелевой башни. Он отпружинил от брусчатки и остался цел, что произвело яркое впечатление на публику.
К 1917 году в России было продано более 20 млн экземпляров венской мебели. Такие стулья встречаются еще и сегодня: выпускаются современными мебельными фабриками серийно или по индивидуальному заказу. Подержанные модели можно найти в продаже на площадках объявлений, например, на Юле или Авито. Достаточно немного отреставрировать изделие, чтобы получить в своем доме настоящую икону индустриального дизайна, которая выставлена во всех мировых музеях.
Особенности конструкции венского стула
Веским стулом называется предмет мебели для сидения, который оснащен четырьмя ножками из гнутого дерева и фигурной спинкой. Средний вес конструкции составляет около 3 кг. Стандартные размеры таковы:
Изначально венские стулья изготавливались из бука, но постепенно началось использование и других твердых пород древесины: ольхи, ясеня, дуба. При производстве бюджетных моделей используется ЛДСП и МДФ. Для изготовления конструкций повышенной прочности древесные элементы совмещаются с металлическими.
Сидения в классическом варианте изготавливались из древесины. При производстве этого элемента в современных моделях также применяется текстиль, натуральная и искусственная кожа. Срок службы изделий составляет 10-30 лет в зависимости от использованных материалов.
Изначально венские стулья применялись как элемент обстановки богатых особняков, фешенебельных заведений. По мере развития массового производства они появлялись в домах простых горожан. Сегодня это мебельное изделие используется в различных интерьерах: в обстановке спален, гостиных и кухонь, в офисах и административных зданиях.
Классический цвет изделия – светло-коричневый, однако сегодня в продаже имеются изделия в разнообразных оттенках. Они отлично впишутся в разные варианты дизайна помещений.
Как обновить подержанные венские стулья?
Чтобы обновить старые предметы интерьера, вовсе не обязательно обращаться к профессиональным реставраторам. Существуют следующие способы, как восстановить их привлекательный внешний вид в домашних условиях:
Необходимо снять с изделия обивку, тщательно вымыть, затем обезжирить при помощи растворителя и обработать деревянные элементы наждачной бумагой (при необходимости). Для удаления глубоких царапин и трещин используется шпатлевка.
После подготовительных работ предмет мебели покрывается грунтовкой и слоем лака выбранного оттенка. Для фиксации результата дополнительно можно использовать восковой бальзам.
Подготовительный этап такой же, как при обработке лаком. Для однородного покрытия рекомендуется использовать валик с коротким ворсом, делать несколько тонких слоев, а не один плотный. Каждый последующий слой следует накладывать после высыхания предыдущего и его обработки наждачкой. Эксперты советуют использовать для домашней реставрации акриловые краски. Они быстро сохнут, устойчивы к истиранию и к действию ультрафиолета.
Скрыть потертости и несовершенства старого венского стула поможет декоративный чехол. Существуют модели, которые закрывают все изделие, только спинку или состоят из 2 раздельных элементов (один для спинки, другой – для сиденья).
При пошиве чехлов используются износостойкие ткани, например, лен, бязь, жаккард и т.д. Можно приобрести готовое изделие в мебельном магазине или пошить самостоятельно по выкройкам из интернета.
Альтернативный способ обновления старого стула – использование подушки для сиденья. Она скроет дефекты мебели и добавит интерьеру уюта.
Венский стул – классический предмет мебели, который сегодня не менее востребован в интерьерах, чем 160 лет назад, когда он только появился на рынке. Он впишется в любой дизайн: от классики до хай-тека. Дополнительными «бонусами» станут его легкость, эргономичность, прочность и долговечность.
Знаменитый венский стул: как появился самый удобный предмет мебели
С виду обычный деревянный стул, а на самом деле.
И офисным работникам, и ювелирам, и рукодельницам приходится выполнять свою работу сидя. И чем удобнее их стул, тем меньше они устают. Удобная мебель у каждого своя. У одних это большое мягкое кресло, у других — офисный стул на колесиках. Но самым удобным в мире признается венский стул. Почему, сейчас расскажем.
Удобный стул — какой он?
Назвать стул удобным можно лишь в том случае, если у него правильные высота, глубина сидения и изгиб спинки. Правильная высота не создаст нагрузку на колени, суставы и нижнюю поверхность бедра сидящего, а значит, и кровообращение не нарушится. Правильная глубина не оставит спину без опоры, а значит, не появятся ни дискомфорт, ни боль. Форма правильной спинки в точности повторяет естественные изгибы позвоночника человека и тем самым снижает нагрузку на поясницу. Такого идеала сумел добиться венский краснодеревщик Михаэль Тонет.
История создания венского стула
В середине XIX века австрийские краснодеревщики заинтересовались технологией обработки дерева водяным паром. Для того чтобы деревянному изделию придать изогнутую форму, его распаривали или вымачивали в кипящей воде. Больших успехов в этом достиг житель Вены Михаэль Тонет. Сначала он научился изготавливать гнутые ножки и спинку стула, затем стал изгибать фанеру. Но скептики долгое время не хотели признавать его творения уникальными. А все потому, что ранее древесину подобным образом изгибали при строительстве кораблей.
Все изменилось, когда Михаэль представил на суд общественности свою 14-ю модель изогнутого деревянного стула, который позднее стали называть венским. И он оказался очень удобным, вопреки тому, что был изготовлен исключительно из дерева и у него не было ни мягкого сидения, ни мягкой спинки. В чем причина? Все дело в размерах.
Особенности венского стула
Венские стулья сегодня пользуются большой популярностью, купить можно модели для кухни, гостиной и даже офиса. Они продаются по высокой цене, но качество того стоит. Венский стул легкий (он весит всего лишь 3 килограмма) и невероятно прочный. Но его главные достоинства — это размеры:
высота (со спинкой) — 88 см;
высота от пола до сидения — 46 см;
глубина сидения — 41 см.
Классический дизайн и высокая эргономичность сделали творение Михаэля Тонета очень популярным. Его «спроектировали» специально для кафе, но сегодня венские стулья можно увидеть в интерьере жилых домов (кухня, гостиная, спальня) и офисов. Классический венский стул — светло-коричневый, но в продажу поступают модели и черного цвета. Кроме того, никто не мешает владельцам такого удобного предмета мебели при реставрации окрасить его, например, в белый или голубой.
Старинные вещи. Венские стулья
9. Старинные вещи. Венские стулья.
«До сих пор не создано ничего столь элегантного по форме
столь качественного по разработке и столь целесообразного
по конструкции, как венский стул»
Ле Корбюзье. французский архитектор швейцарского происхождения.
В рассказах о старинных вещах я упоминал о том, что такие вещи, как сундуки и самовары имелись почти в каждом доме. Среди бытовых предметов существовали и другие очень популярные вещи, не терявшие своей востребованности. К таким вещам, безусловно, можно отнести венские стулья. Венские стулья – это стулья из гнутого дерева. Технологию их изготовления придумал венский краснодеревщик Михаель Тонет еще в первой половине XIX века. В Вене он получил королевский патент на «выгибание дерева любого рода, включая самые негибкие породы, химико-механическим способом с целью получения желательных форм, в том числе округлых». Потому-то стулья и стали называться венскими.
Стулья Тонета были дешёвыми, красивыми, удобными, лёгкими, прочными, а значит, долговечными. Кстати, их прочность была продемонстрирована эффектным рекламным трюком: стул был сброшен с Эйфелевой башни и не разбился.
Венские стулья быстро стали товаром массового промышленного производства и вскоре завоевали весь европейский рынок. Проникли они и в Россию, где стали очень популярными. Магазины по продаже мебели фирмы «Братьев Тонет» появились в обеих российских столицах, а также в Киеве, Одессе, Ревеле и других городах империи. Торговали венскою мебелью и калужские купцы.
Гнутая мебель фирмы «Братья Тонет» очень быстро проникает в дворянские усадьбы. А в 1889 г. фирма «Братья Тонет» становится поставщиком Двора Его Императорского Величества, и гнутая мебель появляется в загородных резиденциях, на верандах и балконах летних дворцов.
Венские стулья становятся настолько популярными, что живописцы стали изображать их на своих картинах. Их можно увидеть на картинах как русских художников: Серова, Маковского, Кустодиева, Корина, Репина; так и зарубежных: Пабло Пикассо, Жана-Андре Риксена, Жана Беро, Ван Гога, Гогена, Матисса, Поля Сезанна и многих других. А Фонд Михаила Шемякина даже устроил тематическую выставку «Стул в искусстве». На ней было представлено около трёхсот картин со стульями, при этом венскому стулу было уделено особое внимание: он был изображен более, чем на ста картинах.
А изображали ли венский стул скульпторы? Оказывается, изображали. Так, венский стул можно увидеть на скульптурной композиции «Связь времён», посвященную встрече К.Э.Циолковского и С.П.Королёва, установленную в 2011 году в Калуге (см.приложение http://proza.ru/2020/12/27/1072).
Имелись венские стулья и в нашем доме. Полагаю, что стульями дедушка и бабушка обзавелись в 1905 году, в этом году они обвенчались и сняли квартиру в доме зубного врача Гимеля на Дворянской улице.
Стулья продавались, как правило, комплектами по шесть штук, поэтому поначалу я решил, что их у нас было только шесть, но их было больше. Хорошо помню, что шесть стульев стояли вокруг стола в центре залы, но стулья находились и в другой комнате: возле швейной машины и у маминой кровати, так что их было более шести.
Стульев ожидала печальная судьба, впрочем, как и другого нашего имущества. Пришла война, мы покинули Калугу за три дня до вступления в неё немецких войск. С собой взяли вещей столько, сколько смогли унести в руках. Всё имущество, нажитое годами, было брошено. Стулья тоже. А когда через два года мы вернулись, в нашей квартире жили чужие люди. Оставленное нами имущество пропало, пропали и стулья. Мы искали свою мебель и другие вещи у людей, проживавших в квартире в наше отсутствие, искали и стулья. Нашли диван и кровать, а стульев не нашли. Даже если бы и обнаружили у кого-нибудь венские стулья, то, как было доказать, что они наши, ведь никаких особых примет на стульях, которые бы об этом свидетельствовали, на них не имелось. А поскольку стулья в доме были нужны и без них было не обойтись, то купили дешёвые ширпотребовские стулья калужской мебельной фабрики, которые прослужили нам не один десяток лет.
Вот такая коротенькая история с венскими стульями. Впрочем, никакой интересной истории со стульями, по сути, и не произошло. Были в доме стулья, на которых сиживали бабушка, дед, другие члены семьи и все, кто приходил к нам в дом, были, да сплыли, вот и вся история.
На снимке, предваряющем текст, почтовая марка номиналом 80 евроцентов, выпущенная в Австрии в 2018 году, на ней изображены венский стул и австрийский изобретатель гнутой мебели Михаэль Тонет.
100 лет дизайна: венский стул
Отсчет истории мебельного промышленного дизайна ведут именно с момента появления этого стула. Его гениальность — в простоте и низкой цене. Сборная конструкция из гнутого дерева, отличавшая прочностью, красотой, удобством, универсальностью и доступностью транспортировки, дала начало массовому производству мебели в мировых масштабах.
«Венский стул», представленный Михаэлем Тонетом в 1859 году, стал самым продаваемым в мире (около 50 миллионов его экземпляров разошлись по разным странам). Сегодня он производится компанией Gebrüder Thonet Vienna GmbH и так же состоит только из шести компонентов.
По теме: 160 лет самому знаменитому стулу в мире
Адольф Лоос считал этот стул лучшим дизайнерским продуктом, когда-либо созданным в мире — он высоко ценил эту модель за необычайное сочетание техники и стиля. Популярный предмет увековечен на полотнах Пикассо и Дали, в фильмах Федерико Феллини и Боба Фосса. Ле Корбюзье считал, что нет ничего «столь элегантного по форме, качественного по разработке и целесообразного по конструкции», чем «венский стул».
Михаэль Тонет, мастер-краснодеревщик, в 1819 году в своем родном городке Боппарде (Рейнланд-Пфальц, Германия), открыв собственную мастерскую, был полон решимости найти нечто особенное. Все свое время он посвящал экспериментам с доступными в то время материалами — массивом и фанерой. И уже десять лет спустя его технология по склеиванию и выгибанию фанеры позволила упростить и удешевить процесс производства мебели: любому рабочему было под силу производить необходимые детали быстро и точно, а использовать готовые элементы можно было практически сразу, лишь подрезав концы заготовки.
Важным шагом к дальнейшему триумфу дела Тонета был переезд в Вену в 1842 году: только там можно было получить королевский патент на «выгибание дерева любого рода, включая самые негибкие породы, химико-механическим способом с целью получения желательных форм, в том числе округлых». Трудолюбивого и талантливого мастера заметили: поддержку в получении патента Михаэлю оказал сам канцлер Австрии, Клеменс князь фон Меттерних, уроженец Рейнской области, обративший внимание на вещи Тонета на выставке в Кобленце.
В 1843 году Михаэль Тонет создал стулья специально для дворца Лихтенштейна, а в 1849 году оборудовал свою собственную мастерскую в Вене. Здесь был разработан стул N 1 со спинкой, где была деталь в виде петли: эта модель выражала новую, прогрессивную эстетику, отличную от тяжеловесной мебели начала века. Ее немедленно оценили в высшем свете, и она отправилась прямиком в интерьеры Шварценбергского дворца. Дальше заказы посыпались на Тонета, как из рога изобилия. Мастерская сделала стулья для самого модного и известного венского кафе Daum, а потом перешла к оптовым сделкам.
1 мая 1851 года в лондонском Crystal Palace была открыта первая Всемирная выставка. Число посетителей превысило все ожидания — 6 миллионов человек за полгода. Тонет начал готовиться к этой выставке за год. Он представил в Лондоне 6 моделей стульев, 2 кресла, 2 стола, канапе, столик для шитья, а также столики для чтения и две этажерки. Экспонаты были удостоены бронзовой медали, а после их приобрел архитектор Дисвайгнес, друг и покровитель Тонета.
В 1853 мастерская Тонета превратилась в мебельную компанию Gebrüder Thonet («Братья Тонет»), которую возглавили пятеро сыновей Михаэля Тонета. Сам Михаэль, передав большую часть производственных вопросов сыновьям, так же настойчиво продолжал свои поиски, и за десятилетие выпустил множество новых моделей стульев. Он часто модифицировал уже имеющиеся в производстве и старался найти такую форму, при которой создание вещи было бы максимально простым, а использование стула — долгим. Именно так случилось с будущим знаменитым стулом: он был разработан путем восстановления и модификации уже существующего продукта, стула N.8. Почти 20 лет понадобилось мастеру, чтобы найти оптимальную форму и конструкцию.
Новая модель, вышедшая в 1959 году и получившая название N14, покорила тем, что подходила для использования в ресторанах и дома, в канторах и парадных столовых. Всемирный успех этого определили цена, вес, прочность и упаковка. Стул стоил три шиллинга — как три десятка яиц. Стулья поставлялись в разобранном виде по 36 штук в ящике и собирались на месте, что минимизировало затраты на хранение и транспортировку: упаковка из нескольких десятков стульев занимала всего кубический метр. Только в 1905 году более 4000 коробок было отправлено по суше и по морю, в разные страны мира, включая Японию.
Стулья Тонета были не только эстетичными, самыми дешевыми, очень легкими, но еще и невероятно прочными: тонетовский стул оставался невредимым даже после падения с Эйфелевой башни. Неудивительно, что для кафе, его заказывали сразу сотнями.
Тонет никогда не остановливался на достигнутом: стул с момента появления претерпевал непрерывную эволюцию и совершенствовался до конца XIX века. В период с 1859 по 1861 год техника парового изгиба букового дерева стала совершенной: детали, которые изготавливались из ламинированной древесины были окончательно заменены на массив. Постепенно изменялись пропорции стула, размеры сиденья и высота спинки. Позднее добавилось усилительная дуга, соединявшая ножки стула. За несколько десятилетий претерпели изменение даже винты, скрепляющие различные детали, а также сам метод сборки.
К 1913 году Gebrüder Thonet производила уже 1,8 млн предметов в год, а в 1921 году компания объединилась с Mundus AG, чтобы стать крупнейшим производителем мебели в мире. Свои акции семья Тонет выкупила у Thonet Mundus AG в 1938 году.
В начале XX века каталоги фирмы включали около 1200 моделей, а фабрики семьи Тонет производили почти 2 млн. изделий в год. Помимо 22 моделей стульев были созданы кресла-качалки, столы, кровати, колыбели, туалетные столики, садовая, детская и игрушечная мебель, сани, лыжи, теннисные ракетки, специальные стулья для крупье и пр.