венский стул 14 номер
Знаменитому венскому стулу №14, триумфально завоевавшему весь мир, скоро исполнится 200 лет!
Сегодня речь пойдет о предмете мебели, пришедшем к нам почти через 200 лет.
Он прост и изящен одновременно, сочетая в себе натуральное дерево, гнутые формы и мастерство работы. Его молодые собратья, сделанные из дерева, металла или пластика, не идут с ним по прочности и легкости ни в какое сравнение.
Автор этого творения – Михаэль Тонет, краснодеревщик из Вены. По месту рождения он немец. Там получил профессию столяра, в г. Боппард открыл мастерскую и стал проводить эксперименты с гнутой фанерой.
Надо отметить, что в этом деле не ему принадлежит пальма первенства. Впервые гнутая древесина была использована в 17 веке для изготовления спинки стула «Виндзор».
В начале 18 столетия на этот вид производства был выдан патент. Развитие данного способа производства продолжалось и в последующие годы.
Михаэль Тонет сказал новое слово в применении гнутой древесины. Клееная фанера нарезалась на полоски по волокну, варилась в клее и массово высушивалась в шаблонах. Так начиналось ее серийное производство.
В 1841 г. Михаэлем Тонетом был получен патент на собственную технологию. Однажды на одной из выставок получил предложение об открытии производства в Вене, куда и переселился в 1843 году.
Там мастер открывает мебельную фирму. Несмотря на недоброжелательность конкурентов, попытки отобрать патент, он, оформив фирму «Братья Тонет» на сыновей, интенсивно расширяет производство. Свою первую крупную фабрику он открывает в Моравии.
В 1851 году родился стул №14, разработанный в Коричане и известный под названием «венский стул». Легок, прочен, компактен и дешев. Удобен при транспортировке: детали, скрепленные винтиками, легко собираются и разбираются.
Потребительские качества, его универсальность и дизайн безупречны. Знаменитый венский дизайн №14 по праву стал родоначальником современного промышленного дизайна.
Венский стул № 14
Стул №14 «Венский стул»
Вот уже некоторое время Тонет носился с мыслью о том, чтобы покинуть Вену. В городе не было ни сырья, необходимого для производства, ни рабочих, требующихся для растущих потребностей фирмы.
Весной 1856 года Тонет отправился в Коричан/Моравия для организации первой фабрики. Здесь было достаточно рабочих, познавших прединдустриальные процессы производства на фабриках по производству фарфора и стекла, которые хотя и не были знакомы с производством мебели, но имели больше желание работать.
В период с 1856-58 гг. постепенно закрывается венская мастерская на мельнице Моллард. „Братья Тонет» переехали со всем своим мебельным магазином в Леопольдштадт. В доме было достаточно места для жилых помещений и оборудования нового репрезентативного торгового филиала.
К тому периоду времени изготовлением мебели из гнутой клееной многослойной древесины успешно занимался Йозеф Нейгер. Благополучный исход обжалования привилегии 1852 года подстегнул Тонета 10 июля 1856 года подать ходатайство с целью получения привилегии на „изготовление кресел и ножек столов из гнутой древесины, предварительно распаренной водяным паром или вымоченной в кипящей жидкости».
Тем самым Тонет на два шага продвинулся в будущее: с одной стороны, был защищен не только способ производства, но и прежде всего его применение в мебельной промышленности. С другой стороны, он заявил о том, что в его распоряжении имеются технические предпосылки для гнутья цельной древесины. Общий объем продукции за 1857 год составил уже 10000 предметов мебели из гнутой древесины.
В Коричане была разработана та модель стула, которая вскоре стала воплощением „дешевых» товаров массового потребления и первым шагом Тонета в его производстве мебели из гнутой древесины: модель N 14 самая простая и безупречная.
Этот стул, спинка которого сделана из двух концентрично гнутых деревянных прутьев, имеет всего шесть сегментов.
Производство серийных моделей осуществляется при самом незначительном расходе материала и незначительных затратах на монтаж. Основные качества этой модели характерны для оптимального индустриального производства мебели из гнутой древесины.
Стул № 14 стал наиболее популярным, известным и массовым. Именно от него и пошло название «венский стул» и представление о венской мебели вообще. Австрийский мебельный гений первым догадывается, что не столярные соединения, а винтовые позволят сделать мебель разборной, а значит, ему не нужно будет «возить воздух». Тонет транспортирует мебель в разобранном виде плотными пачками (36 разборных стульев №14 занимают пространство всего в один квадратный метр)(именно в таком виде они доставлялись и в российские магазины).
Проекты Михаэля Тонета, 1859 год.
Тотчас нашлись клиенты. Тонет поставил первую партию стульев одному венскому кафе, и они прослужили в нем верой и правдой целых 26 лет. В том же году еще 400 стульев были отправлены в отель «Королева Англии» в венгерский город Пешт. В 1860-м мастер разработал стул-качалку, и это тоже было сенсацией. Он немедленно получил заказы на 100 тысяч изделий.
Прочность венского стула была однажды продемонстрирована эффектным рекламным трюком: он был сброшен с Эйфелевой башни и не разбился. Ни один предмет традиционной мебели не выдержал бы такого испытания.
Со дня изобретения венского стула его производство не прекращалось (сейчас эта модель производится под №214). Помимо 22 моделей стульев были созданы кресла-качалки, столы, кровати, колыбели, туалетные столики и целые мебельные гарнитуры, садовая, детская и игрушечная мебель, сани, лыжи, теннисные ракетки и прочее. И даже специальные стулья с высокими сиденьями для крупье в казино. В начале XX века каталоги фирмы Тонет включали около 1200 моделей, фабрики производили почти 2 млн. изделий в год.