венская бронза что это
Европа второй половины XIX – начала XX веков. Период бурного технического прогресса, материального благоденствия. Первая Мировая Война, породившая крушение множества империй, монархий, перекраивание политических границ и порождение совершенно новых политических устройств, ещё только предстоит. Обеспеченных и просто зажиточных граждан в тот период в Европе много, предметы роскоши пользуются спросом, люди охотно тратят деньги на красивые вещи, украшают жильё, балуют себя и близких изящными вещицами.
В Австрии в те времена появляется интересное явление прикладного искусства, в скором времени получившее обиходное название – «венская бронза». Это миниатюрные фигурки тончайшей работы, отлитые и прочеканенные с ювелирной тонкостью, раскрашенные вручную с использованием цветной патины и эмали. В дальнейшем «венскую бронзу» стали делать и в других странах, но обозначение прочно прижилось к этому виду предметов интерьера.
Изначально каждый предмет был исключительно авторским изделием, выполненным в единичном экземпляре, но позднее практиковалось тиражирование работ некоторых авторов, при этом тонкость выполнения работы серийных предметов была несколько хуже, чем качество изначального предмета.
На фотографии миниатюрная фигурка зайца, выполненная в стиле ярко выраженного модерна – «юнг-штиля», в период 1903-1908 г. Это штучная вещь, выполненная с потрясающей филигранностью, элегантно расписанная и в дальнейшем не тиражировалась, что безусловно делает эту вещь ещё интересней.
История венской бронзы
В конце XIX — начале XX века в разряд вещей, которые охотно коллекционировали любители пооригинальничать, органично вписалась так называемая «венская бронза», выпускавшаяся австрийской художественной промышленностью. Ее «изюминкой» стала мелкая пластика из латуни («венская миниатюра») — ярко раскрашенные и удивительно занимательные по художественной интриге фигурки животных, людей, птиц, пресмыкающихся, насекомых, растений и эпатажная в своей эротике камерная скульптура из бронзы, в том числе с «рис¬кованными сюжетами», чрезвычайно популярная в чисто мужской среде.
У истоков
Араб с танцовщицей на ковре
Словосочетание «венская бронза» появилась в начале двадцатого века, почти на 50—60 лет позднее той художественной продукции, которая стала так называться в Австрии и во всей Европе в период модерна. История венской бронзы как оригинального раздела австрийской художественной промышленности началась в буквальном смысле с малого — с фабричного производства из латуни миниатюрных фигурок животных и людей, раскрашенных вручную, которые предназначались для обычного среднестатистического бюргера. Эти миловидные фигурки стали альтернативой существовавшему в Австрии производству дорогой заказной «обстановочной бронзы» (мебели, осветительной арматуры, декоративных изделий), использовавшейся для обстановки интерьеров резиденций высших чинов, аристократов и императора. Из материалов Всемирной парижской промышленной выставки 1867 года видно, что австрийские интерьерные предметы из позолоченной бронзы могли составить конкуренцию аналогичным французским образцам. Так, обозреватель этой выставки утверждает, что «фабрикация бронзовых изделий в Вене достигла высокого развития» и «в художественном отношении венские вещи не уступают лучшим парижским изделиям». В качестве примера он отмечает отличною качества продукцию лучших венских фабрикантов бронзы Д. Голленбаха, Гануша и Дзедзинского, чьи люстры, канделябры и лампы для газового освещения были сделаны по рисункам известных столичных архитекторов. Вена, как один из старейших художественных европейских центров и средоточие мировой музыкальной культуры, ювелирного, мебельного и фарфоровою искусства, была давним соперником Франции в борьбе за звание «первой столицы мира» и законодательницы красоты и моды.
В начале XX века под «венской бронзой» подразумевались не эксклюзивные предметы роскоши из золоченой бронзы для аристократического класса, а широкий ассортимент художественных «кабинетных» изделий, выпускавшихся на фабриках по промышленным каталогам. Это емкое собирательное понятие не было придумано художниками или фабрикантами, а было простым заимствованием названия из специализированной литературы.
«Желтые литейщики»
Мопс продает щенков
Венскую бронзу» — скульптурную миниатюру, жанровые композиции в духе «ориенталь», «кабинетную» эротическую бронзу «с секретом» обожали и коллекционировали самые широкие слои населения с самого начала их производства в Австрии. Именно эти наиболее коммерческие виды продукции «венской бронзы» были knoy-hoy австрийской художественной промышленности, не имели конкурентов на мировом рынке и составляли важную статью зарубежного экспорта. Всемирные художественно — промышленные выставки, проводившиеся в европейских столицах и крупных городах мира, способствовали росту известности и все большему распространению в разных странах продукции венских литейных производств.
Одна из особенностей австрийских предприятий, занимавшихся художественным литьем изделий из медных сплавов, заключалась в том, что они одновременно отливали предметы из латуни и из бронзы. Поэтому, когда речь идет о венских изделиях из металла желтого цвета, следует помнить, что предметы миниатюрной анималистической пластики, фигурки людей, небольшие жанровые композиции в манере «ориенталь» и такие функциональные вещи, как, например, настольные светильники, пепельницы или чернильницы, в подавляющем большинстве отлиты из желтой меди, то есть латуни. «Кабинетная скульптура» ар нуво и «эротическая бронза» могли быть выполнены из позолоченной латуни или патинированной бронзы, скульптурную пластику ар деко, как правило, отливали из бронзы, зачастую используя дорогую хрисоэлефантинную технику. В целом же за всей продукцией, независимо от материала изготовления, закрепилось общее название «венская бронза», что впоследствии создало известную путаницу.
В 1991 году в Институте технических исследований в Вене по просьбе Эрнста Храбалека (Ernst Hrabalek), нового владельца одной из старейших венских фабрик, специализировавшейся на выпуске самых разных предметов «венской бронзы», и автора альбома «Венская бронза» (1991 г.), была проведена экспертиза химического состава нескольких антикварных предметов — анималистических фигурок второй половины XIX века с клеймом фабрики Бермана, которая показала, что они отлиты из высокого качества желтой меди — латуни, состоявшей почти из 50% меди и 50% цинка. Неслучайно в своем профессиональном кругу производители «венской бронзы» называли себя не бронзовщиками, а «желтыми литейщиками». Латунь для них была более дешевым и технологически идеальным материалом, позволявшим решать самые сложные художественные задачи.
Согласно промышленному справочнику «Vienna Bronze» за 1910 год, в Вене тогда насчитывалась 41 фабрика по изготовлению крашеных фиг урок и самых разных камерных предметов «кабинетной бронзы». Многие венские художники тесно сотрудничали с владельцами литейных предприятий. Работая непосредственно на производстве, они создавали рисунки, эскизы, проекты и бесчисленное множество моделей для всех видов «венской бронзы», ставшей художественным товаром массового спроса, венских фабрикантов были свои отраслевые союзы — ассоциация «Бронзовщик» и объединение «Чеканщик».
Популярность «венской бронзы» во всем мире держалась почти три десятилетия. В 1900—1920-е годы, правда, с небольшими перерывами, официальным ежемесячным печатным органом венских «желтых литейщиков» был журнал «Weiner Bronze», который активно рекламировал товар столичных предприятий, печатал списки самых крупных производителей-литейщиков, сообщал важные производственные новости и освещал хозяйственно-экономическую деятельность. Он также разъяснял необходимость введения патентной марки «WBK», которая должна защитить продукцию венских промышленников от подделок. С середины 1900-х годов название журнала стало синонимом профессионального понятия «желтые литейщики» и распространилось на весь ассортимент их художественной продукции из латуни и бронзы. Термин «венская бронза» стал для того времени обозначением целой самостоятельной области в австрийской художественной промышленности. Однако, несмотря на всю широту смыслового и производственного диапазона, понятие «венская бронза» не распространялось на изделия знаменитых «Венских мастерских» («Wiener Werkstätte»), выполненных в особой манере «венского модерна» и имевших свой фирменный знак «WW».
Кошка с котенком на прогулке
Что такое «Венская бронза»?
Собирательство в России
Кошка с котенком на прогулке
Анималистическое искусство венских мастеров
Птица торгует овощами
В конце XIX — начале XX века в разряд вещей, которые охотно коллекционировали любители пооригинальничать, органично вписалась так называемая «венская бронза», выпускавшаяся австрийской художественной промышленностью. Ее «изюминкой» стала мелкая пластика из латуни («венская миниатюра») — ярко раскрашенные и удивительно занимательные по художественной интриге фигурки животных, людей, птиц, пресмыкающихся, насекомых, растений и эпатажная в своей эротике камерная скульптура из бронзы, в том числе с «рискованными сюжетами», чрезвычайно популярная в чисто мужской среде. Кроме того, бронзовая «кабинетная» скульптура и предметы прикладного искусства из полихромно патинированной и раскрашенной латуни, тоже входившие в то время в ассортимент «венской бронзы», были хорошо знакомы российскому покупателю. Возможно, многие австрийские вещи, хотя они не были для того времени старинными, стали предметами коллекционирования. Но история, за редким исключением, не сохранила имен и каких-либо прямых упоминаний о российских коллекционерах, собиравших «венскую бронзу».
Есть лишь косвенные упоминания в художественной литературе о том, что миниатюрные фигурки анималистического жанра собирали писатель Максим Горький (1868—1936) и композитор, один из авторов первых советских массовых песен, народный артист СССР Дмитрий Яковлевич Покрасс (1899—1978). Из западных знаменитостей с большим почтением и любовью относился к венской миниатюре знаменитый американский писатель Эрнест Хемингуэй (1899—1961) и, по слухам, английская королева Виктория (1819—1901). Все они были коллекционерами и страстными поклонниками маленьких металлических фигурок и в один голос утверждали, что невозможно не восхищаться этими необыкновенными по своей привлекательности вещичками, которые отличаются идеальным качеством художественного литья и великолепной полихромной раскраской.
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация. Понятие «венская бронза» — как вербальный термин для обозначения совершенно конкретных, реально существующих вещей австрийского производства второй половины XIX — первой трети XX века активно используется в антикварном и искусствоведческом лексиконе. Но оно отсутствует в старых и, соответственно, современных справочных изданиях, словарях и профессиональной литературе.
Знаменитую во всем мире, несмотря на ее малые размеры, и вовсе недешевую венскую мелкую пластику в виде забавных анималистических и человеческих фигурок из раскрашенной латуни и «эротическую бронзу» активно коллекционируют современные любители кунштюков. Существуют крупные частные коллекции «венской бронзы», насчитывающие от 100 до 150 миниатюрных изделий, в которые попадают лучшие предметы, отобранные со знанием дела, нередко клейменые. По крайней мере, две крупные коллекции венской миниатюры сформированы на антикварном рынке Москвы. Австрийскую «кабинетную» малую пластику, выполненную в манере французского ар нуво и ар деко, часто преподносят в качестве дорого и престижного подарка. Особенно ценятся изделия «венской бронзы» с авторской подписью и клеймами таких известных австрийских производителей, как Берман и Бергман. В связи с этим возникают вопросы, относящиеся к изучению и датировке «венской бронзы», истории ее появления в Австрии и на художественном рынке Европы, а также к расшифровке фабричных клейм.
Подавляющее большинство покупателей и даже специалисты не могут найти в справочных изданиях какую-либо достоверную информацию. Наш ресурс ставит целью собрать всю полезную информацию о венской бронзе и ответить на вопросы с ней связанные.
История “Венской бронзы”
О разделе портала “История венской бронзы”
Рубрика, посвященная истории венской бронзы, клеймам венской бронзы, мастерам и фабрикам венской бронзы: Фабрике Бергмана, Берману и другим.
Проект Mosantique регулярно пополняет и расширяет тематику и статьи Венской бронзы, являясь первым проектом дающим развернутые ответы на все вопросы по данной тематике.
Вы можете купить оригинальные предметы венской бронзы в разделе интернет-магазина проекта Mosantique:
Купить венскую бронзу
Список всех статей на тему “История венской бронзы”:
Фабрика Бермана: часть 2
История Фабрики Бермана: часть 2 Фабрика после Второй мировой войны. Герта Берман и Хельга Берман-Бохачек. После Второй мировой войны и смерти Ф. Бермана семейную компанию возглавила его жена Герта Берман, профессиональный чеканщик и гравер. Для удобства управления она перенесла производство в собственный дом. После войны ассортимент изделий фабрики, которая была в Вене одним из двух предприятий […]
Фабрика Бермана
История Фабрики Бермана Зарождение производства “Венской бронзы”. Матиас Берман Фабрика Бермана (работала в 1850-2001 гг.) – австрийское производство, положившее начало выпуску «венской бронзы». Именно эта фабрика была знаменита широчайшим ассортиментом изделий. Венская бронза отливались из латуни и бронзы с использованием широкого спектра техник изготовления — в том числе монохромного и полихромного патинирования, многоцветной раскраски эмалевыми красками, золочения. […]
Терещук Пётр
Мастера венской бронзы: Терещук Пётр Биография Терещук Пётр (Питер) Пауль (Tereszczuk Peter, 1875-1963) австрийский художник, много и плодотворно трудившийся в области скульптуры малых форм, миниатюрной пластики и декоративно-прикладных изделий из бронзы и латуни.
Художники и литейщики «Венской бронзы»: Рубинштейн Артур
Мастера венской бронзы: Рубинштейн Артур Биография Рубинштейн Артур (Rubinstein Arthur) — владелец скульптурной студии «Ателье современной бронзы» в Вене, основанной в конце девятнадцатого века (примерно 1890-е годы). Ателье принимало многочисленные заказы на изготовление модной «кабинетной» скульптуры и изделий прикладного характера в стилистике ар нуво. Вещи выполнялись как в собственной литейной мастерской по эскизам заказчиков, так и […]
Художники и литейщики «Венской бронзы»: Кауба Карл
Мастера венской бронзы: Кауба Карл Биография Кауба Карл (Kauba Carl, 1865—1922) — австрийский художник, работавший в области жанровой скульптуры, скульптурной миниатюры и изделий декоративно-прикладного характера, выполнявшихся из бронзы и латуни.
История названия «венская бронза» часть 3
Популярность «венской бронзы» во всем мире держалась почти три десятилетия. В 1900—1920-е годы, правда, с небольшими перерывами, официальным ежемесячным печатным органом венских «желтых литейщиков» был журнал «Weiner Bronze», который активно рекламировал товар столичных предприятий, печатал списки самых крупных производителей-литейщиков, сообщал важные производственные новости и освещал хозяйственно-экономическую деятельность. Он также разъяснял необходимость введения патентной марки «WBK», […]
История названия «венская бронза» часть 2
В начале XX века под «венской бронзой» подразумевались не эксклюзивные предметы роскоши из золоченой бронзы для аристократического класса, а широкий ассортимент художественных «кабинетных» изделий, выпускавшихся на фабриках по промышленным каталогам. Это емкое собирательное понятие не было придумано художниками или фабрикантами, а было простым заимствованием названия из специализированной литературы.
Художники и литейщики «Венской бронзы»: Лоренцаль Йозеф
Мастера венской бронзы: Лоренцаль Йозеф Лоренцаль Йозеф (Lorcnzl Joseph, годы жизни не известны) — австрийский скульптор, один из ведущих скульпторов периода ар деко, творческая активность которого пришлась на 1920—1930-е годы. Работал в области малой скульптурной пластики, занимался изготовлением статуй в бронзе, используя хрисоэлефантинную технику, а также из кости и керамики. Так его работы попадают под обозначение “Венская […]
Художники и литейщики «Венской бронзы»: Зах Бруно
Мастера венской бронзы: Зах Бруно Зах Бруно (Zax Bruno, годы жизни отсутствуют) — австрийский скульптор, работавший в Вене и Берлине, в связи с чем в его творчестве выделяют два периода — венский (1918—1925) и берлинский (1925—1935). Он был известен как художник скульптуры малых форм. Предпочитал популярную на тот момент стилевую манеру ар деко.
История “Венской бронзы”. Часть 1: Матиас Берман
Началом истории “венской бронзы“ можно назвать середину девятнадцатого века. Главная причина ее появления в общем художественном контексте эпохи историзма (1830-1890) – расширение социального круга потребителей искусства и их стремление к комфорту и личному благополучию.
Техника изготовления венской бронзы и специфические отметки.
Высокое художественно-техническое качество изделий венской бронзы обеспечивало применение двух техник — метода “кусковой формовки в землю” по глиняной или гипсовой моделям (sand-casting) и высокорентабельной техники изготовления статуй “утраченный воск” («lost wax»), известной во всем мире под французским термином «tire perdue» (или литье по выплавляемой восковой модели).
История названия «Венская бронза»
Словосочетание «венская бронза» используется для обозначения произведенных фабричным путем художественной мелкой пластики и “кабинетных” предметов, произведенных в Вене в период с 19-ого до начала 20-ого века. Скульптурные композиции создавались на основе полихромно патинированной бронзы и латуни, раскрашивались вручную умелыми австрийскими мастерами.
Вы находитесь на портале проекта Mosantique, посвященному скульптуре и антиквариату: венской бронзе, художественному литью и мелкой пластике.
В разделе вы сможете найти научные и художественные статьи, полезные материалы и поучаствовать в обсуждениях.
Венская бронза
Однако, среди безобидной и совершенно невинной на первый взгляд «Венской бронзы» существовала специфическая категория предметов эротического и откровенно порнографического характера, часто имеющая скрытый механизм, позволяющий имитировать некоторые движения человека или животного. Эти «механические забавы», которые можно отнести к своеобразным игрушкам-сувенирам для взрослых людей, редко появлялись в антикварных магазинах и поэтому всегда являлись объектом особого поиска коллекционеров.
История «Венской бронзы» как определенного вида австрийской художественной промышленности началась в буквальном смысле с малого – с фабричного производства из латуни миниатюрных фигурок животных, ярко и красочно раскрашенных вручную, которые были предназначены для обычного среднестатистического бюргера. Эти симпатичные металлические скульптурки появились как попытка альтернативы существующему в Вене эксклюзивному производству очень дорогих заказных предметов из позолоченной бронзы.- мебели, осветительной арматуры, декоративным изделиям и т. д, используемых для императорских резиденций и аристократических жилищ.
У истоков промышленного производства «Венской бронзы» стояло, основанное в 1850 г. в Вене, небольшое предприятие мелкого венского предпринимателя Матиаса Бермана (Mathias Bermann), занимавшегося выпуском металлических украшений для музыкальных инструментов. Именно он первым стал изготавливать на своей фабрике в технике литья маленькие латунные раскрашенные фигурки животных. Совершенно очевидно, что к мысли изготовления подобного рода миниатюрных изделий М. Берман пришел под влиянием знакомства с французской анималистической скульптуры из бронзы, т.к. первыми фигурками стали изображения животных. Креативность его идеи, обеспечившей быстрый коммерческий успех его начинанию, заключалась в том, что в отличие от дорогой и элитарной «кабинетной» бронзы парижских анималистов он стал производить очень внешне симпатичную и доступную по ценам декоративную скульптуру, уменьшенную до игрушечных размеров. Новым был не только непривычно миниатюрный размер таких изделий, но и яркая ручная полихромная раскраска.
Сюжеты для мелкой скульптурной пластики и миниатюрных многофигурных композиций брались прямо из жизни. Например, строительство Суэцкого канала в Египте, построенного в 1869 году, сделало модной ориентальную тематику. Большое количество скульптурок арабов в яркой этнографически точно воспроизведенной одежде и скульптурных композиций в виде арабского чаепития, или натуралистично воспроизведенных бытовых сцен из жизни Арабского Востока (например, отдыха бедуинов в пустынном оазисе) заполнили дома любителей романтики. Зарисовки с натуры, удачная фотография красивого и крупного животного, домашние питомцы – все служило источником идей для работавших на фабрике М. Бермана скульпторов и мастеров-ремесленников, создававших для литья перспективные модели.
В фабричных моделях М.Бермана хорошо проглядываются контуры насекомых, эскизы небольшой скульптуры (в духе академических купальщиц-ню), настольные женские бюстики, жанровые миниатюры на восточный сюжет, слоники, различные пород собак, сценки охоты, лошади, олени, орлы, петухи и всякая домашняя птица. Но среди них можно встретить и изделия утилитарно-бытового плана – прессы для бумаг, пепельницы, печати, подставки для спичек и т.д. Персонажи самых известных детских книг, которые восхищали детей и взрослых во всех европейских странах, такие как, например, «Кот в сапогах» Шарля Перро или «Бременские музыканты» братьев Гримм служили образцами для расширения модельного парка «Венской бронзы». Например, в 1857 г. было осуществлено последнее прижизненное издание сказок братьев Гримм, в частности чрезвычайно популярных «Бременских музыкантов». Сказочные герои упомянутых книг нашли свое воплощение в выпуске целой серии реалистически раскрашенных миниатюрных фигурок животных-музыкантов, в которых любой покупатель мог угадать полюбившиеся с детства образы. Популярность миниатюрных скульптурных изображений, которые первой начала выпускать фабрика Бермана, была чрезвычайно высокой.
Сын Матиаса Бермана, Франц Берман, художник по образованию, также во многом способствовал процветанию семейного бизнеса. Он внес свою существенную лепту не только, как талантливый управляющий делами фабрики, но и созданием авторских моделей «кабинетной» малой пластики в новом стиле Ар Нуво. Кроме этого он отливал по моделям скульптора К. Каубы жанровую миниатюру с изображением застывших в разных позах пеших и конных индейцев. Возможно, Франц Берман сотрудничал с П. Терещуком, который мог предложить фабриканту для отливки оригинальные модели самых разных типов. В 1902 г. была впервые издана одна из самых знаменитых детских книг «Сказки кролика Питера» английской писательницы Беатрис Поттер. Ее рисунки к этой и другим книгам стали настоящим кладезем сокровищ для венских художников, которые произвели настоящий бум в промышленном производстве венской миниатюры. На фабрике Бергмана-сына по мотивам иллюстраций произведений Б. Поттер было изготовлено множество фигурок животных и разнообразных сюжетных композиций. Главными героями реалистически раскрашенных скульптурок стали кот, гусыня, волк, кролик, мышь и лягушка, заслужившие восхищение детей и взрослых во всем англоязычном мире. Волшебные герои английских книг легко узнавались и в шахматных фигурках, которые так же изготавливались на фабрике Бермана.
Среди самих австрийцев в начале XX века наибольшей любовью пользовались жанровые сценки, показывающие домашних животных в типичных для самих горожан повседневных жизненных ситуациях, например, за дружеским обедом в кафе, в магазине, в школе, дома за рукоделием, в больнице или на концерте. Так появились миниатюры, изображающие собачью трапезу в знаменитых в Австрии местных винарнях («хойригене»), бокс и «скорую помощь» лягушек, игру в бильярд кошек и собак, оркестры музыкантов из собак, кошек и обезьян, или фигурки увлеченно вальсирующих животных и т.д.
Большого успеха во второй половине XIX века в венской мелкой пластике добилось производство фабриканта Франца Бергмана (Franz Bergmann), который стал не только серьезным конкурентом Матиасу Берману, но и приобрел не меньшую славу. Основанная им фабрика по производству изделий из бронзы работала почти 100 лет, до 1954 года. Скульптура с «секретом» («мужские игрушки»), тиражируемая в больших объемах Бергманом обычно представляла собой замаскированную эротическую сценку, скрытую от непосвященного за какой-нибудь безобидной внешней деталью, которая с помощью незаметного для глаза рычага или кнопки раздвигалась или смещалась в сторону, представляя удивленному взору совершенно иную редакцию скульптурного решения. Часто автор модели такой вещицы конструировал ее «эротический дизайн» за счет простого механического разъединения двух деталей, позволявших скульптуре иметь другую, откровенно эротическую версию. Для большего эффекта в таких раскрашенных или просто коричнево патинированных скульптурах отдельные ее детали или части вызолачивались.
Несмотря на неприличие некоторых бронзовых изделий (отдельные предметы изображали фаллические символы или порнографические сцены), эти вещи рассматривались в мужском обществе того времени как приятные аксессуары письменного стола. Подтверждением этому обстоятельству является сохранившаяся камерная скульптура с эротическими сюжетами из собрания музея-заповедника «Царское село», входившая в состав личной коллекции владельцев Екатерининского дворца. Известным является и факт, что любителями и коллекционерами всевозможных предметов с эротическим содержанием во второй половине XIX века были русские императоры и великие князья, в частности Александр П и Александр Ш.
Чрезвычайно плодовитым и успешным венским виртуозом, широко использовавшим в своих скульптурных работах хрисоэлефантинную технику, был Петр Терещук (Peter Tereszczuk, 1875-1963). Он является сегодня одним из самых ярких представителей мастеров первой трети XX века, работающих в описываемой области. Его имя широко известно не только узким специалистам, коллекционерам, но и многим любителям искусства. Удачный старт профессиональной деятельности, во многом благодаря совместной работе с венским литейщиком, владельцем художественной студии-мастерской У. Ульрихом, быстро сделал П. Терещука известным мастером – художником по производству «Венской бронзы». Работы П. Терещука просты по содержанию и ясны по манере. исполнения. Предпочтение он отдает стилю модерн или стилю Ар Деко. Антикварный рынок довольно высоко ценит его работы.
К сожалению, на отечественном рынке изделий «Венской бронзы» не так уж и много. Цены на «Венку» на российском антикварном рынке практически равны мировым, а часто и превышают их, но дерзайте отдельные достойные кунштюки еще можно приобрести в магазинах старого Арбата, Измайловском пассаже и других известных коллекционерам местах Москвы и Санкт – Петербурга.
Статья написана по материалам Малаевой З.А.