веничка ерофеев мне с тобой пить не о чем
О несовпадении
Помните у тонкого и несчастного Венички Ерофеева его честное «Мне с тобой пить не о чем».
Это не о высокомерии, не о превосходстве, не о разделении на плохих и хороших.
С кем-то нам не о чем пить. не о чем спать. не о чем любить. не о чем говорить. не о чем дружить. не о чем жить вместе.
Нас не выбрали, или не полюбили совсем не потому, что мы недостойные, а потому, что мы не совпали внутренними пазлами, как оно и есть на самом деле.
И оно совсем не означает, что мы абсолютно идентичны, можем и диаметрально отличаться.
Ты его просто любишь, и тебе хорошо.
Вы многое знаете друг о друге, самого разного, но это не мешает вам. вот вообще не мешает.
Вы знаете в лицо квартирующих в головах друг друга тараканов, и даже не пытаетесь обрисовать их будущие трупы древней «Машенькой».
Вы понятны друг другу во всех непонятностях, и вам это нравится.
Вы кусаетесь иногда, но точно знаете, что в яде содержится обязательное противоядие.
Вы живёте неправильно для тех, кто думает, что знает, как правильно, но вам от этого весело, а не страшно.
Потому что вам есть о чём пить, о чём есть, о чём спать, о чём любить, о чём говорить, о чём ругаться, о чём решаться на авантюры.
О чём быть друг у друга в этой местами нелепой и нестерпимой жизни.
С годами ближний круг неизбежно сужается, друзья мои.
Это она упорно требует ото всех любви, и ещё более упорно пытается её заслужить даже у тех, с кем абсолютно не совпадает.
А когда ты вырос, тебе становится не нужно поддерживать пустые отношения, бывать где-то из этикетной вежливости, имитировать несуществующий интерес и симпатию, и сближаться с чужими твоей душе людьми только для того, чтобы быть в центре внимания, и утешить своё тщеславие.
Будьте с теми, с кем ЕСТЬ О ЧЁМ.
И только вам знать, о чём важнее.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
12 цитат из «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева
Больше пейте, меньше закусывайте. Это лучшее средство от самомнения и поверхностного атеизма
Венедикт Ерофеев (1938 — 1990) — советский писатель-постмодернист, автор знаменитой поэмы в прозе «Москва — Петушки». По сюжету этой псевдоавтобиографической книги главный герой (алкоголик-интеллектуал) едет в электричке к любовнице и ребенку. По пути он знакомится с разными людьми, распивает с ними спиртные напитки и пускается в длинные монологи об алкоголизме, культуре, литературе, истории, философии и политике. Лексика поэмы представляет собой синтез библеизмов, советских идеологических штампов, нецензурной брани и цитат из художественных произведений и трудов по марксизму-ленинизму.
На сегодняшний день «Москва — Петушки» является одним из наиболее ярких произведений русского постмодернизма. Поэма переведена на многие языки, по ней ставят спектакли в российских и европейских театрах.
Мы отобрали из нее 12 цитат:
Надо чтить потемки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна — все равно: смотри и чти, смотри и не плюй.
У каждого свой вкус — один любит распускать сопли, другой утирать, третий размазывать.
Наше завтра светлее, чем наше вчера и наше сегодня. Но кто поручится, что наше послезавтра не будет хуже нашего позавчера?
Если уж мы прожили тридцать лет, надо попробовать прожить еще тридцать, да, да. «Человек смертен» — таково мое мнение. Но уж если мы родились — ничего не поделаешь, надо немножко пожить. «Жизнь прекрасна» — таково мое мнение.
Больше пейте, меньше закусывайте. Это лучшее средство от самомнения и поверхностного атеизма.
Жизнь человеческая не есть ли минутное окосение души? И затмение души тоже. Мы все как бы пьяны, только каждый по-своему, один выпил больше, другой — меньше. И на кого как действует: один смеется в глаза этому миру, а другой плачет на груди этого мира. Одного уже вытошнило, и ему хорошо, а другого только еще начинает тошнить.
Вот еще Гегель был. Это я очень хорошо помню: был Гегель. Он говорил: «Нет различий, кроме различия в степени между различными степенями и отсутствием различия». То есть, если перевести это на хороший язык: «Кто же сейчас не пьет?» Есть у нас что-нибудь выпить, Петр?
Если человек умен и скучен, он не опустится до легкомыслия. А если он легкомысленен да умен — он скучным быть себе не позволит.
Я очень люблю читать! В мире столько прекрасных книг! Я, например, пью месяц, пью другой, а потом возьму и прочитаю какую-нибудь книжку, и так хороша покажется мне эта книжка, и так дурен кажусь я сам себе, что я совсем расстраиваюсь и не могу читать, бросаю книжку и начинаю пить, пью месяц, пью другой, а потом.
Пить просто водку, даже из горлышка, — в этом нет ничего, кроме томления духа и суеты. Смешать водку с одеколоном — в этом есть известный каприз, но нет никакого пафоса. А вот выпить стакан «Ханаанского бальзама» — в этом есть и каприз, и идея, и пафос, и сверх того еще метафизический намек.
Веничка ерофеев мне с тобой пить не о чем
Помните у тонкого и несчастного Венички Ерофеева его честное «Мне с тобой пить не о чем»…
Это не о высокомерии, не о превосходстве, не о разделении на плохих и хороших…
С кем-то нам не о чем пить… не о чем спать… не о чем любить… не о чем говорить… не о чем дружить… не о чем жить вместе…
Несовпадение — хороший способ отказаться от громкой вражды, потому что в ней нет смысла, если мы просто понимаем, что не совпадаем, а значит, не спорим до хрипоты, не взрываемся от малейшей критики, не навязываем друг другу своих мнений…
Несовпадение — НЕобидный способ признать отсутствие взаимности…
Нас не выбрали, или не полюбили совсем не потому, что мы недостойные, а потому, что мы не совпали внутренними пазлами, как оно и есть на самом деле…
Несовпадение — мудрая причина не осаждать несдающиеся крепости, не душить своим темпераментом не нуждающихся в нём, не оставаться там, где близость не сложилась…
И оно совсем не означает, что мы абсолютно идентичны, можем и диаметрально отличаться…
Совпадение — внутренняя настроенность на принятие конкретного человека, не выискивая в нём недостатков, не опротестовывая его данность, не пытаясь его переделывать…
Ты его просто любишь, и тебе хорошо…
Вы многое знаете друг о друге, самого разного, но это не мешает вам… вот вообще не мешает…
Вы знаете в лицо квартирующих в головах друг друга тараканов, и даже не пытаетесь обрисовать их будущие трупы древней «Машенькой»…
Вы понятны друг другу во всех непонятностях, и вам это нравится…
Вы кусаетесь иногда, но точно знаете, что в яде содержится обязательное противоядие…
Вы живёте неправильно для тех, кто думает, что знает, как правильно, но вам от этого весело, а не страшно…
Потому что вам есть о чём пить, о чём есть, о чём спать, о чём любить, о чём говорить, о чём ругаться, о чём решаться на авантюры…
О чём быть друг у друга в этой местами нелепой и нестерпимой жизни…
С годами ближний круг неизбежно сужается, друзья мои…
Так и должно быть, потому что только с годами мы начинаем понимать, что пытаться нравиться всем — выбор унылой инфантильности, пестующей свою давно прошедшую, и во многом мнимую недолюбленность…
Это она упорно требует ото всех любви, и ещё более упорно пытается её заслужить даже у тех, с кем абсолютно не совпадает…
А когда ты вырос, тебе становится не нужно поддерживать пустые отношения, бывать где-то из этикетной вежливости, имитировать несуществующий интерес и симпатию, и сближаться с чужими твоей душе людьми только для того, чтобы быть в центре внимания, и утешить своё тщеславие…
Цитаты из книги «Москва-Петушки»
Я расширял им кругозор по мере сил, и им очень нравилось, когда я им его расширял: особенно во всем, что касается Израиля и арабов. Тут они были в совершенном восторге — восторге от Израиля, в восторге от арабов, и от Голанских высот в особенности. А Аббэ Эбан и Моше Даян с языка у них не сходили. Приходили они утром с б***ок, например, а один у другого спрашивает: «Ну как? Нинка из 13-ой комнаты даян эбан?» А тот отвечает с самодовольную усмешкою: «Куда ж она, падла денется? Конечно, даян.»
А какое мне дело! А вам — тем более! Пусть даже и неверна. Старость и верность накладывают на рожу морщины, а я не хочу, например, чтобы у неё на роже были морщины. Пусть и неверна, не совсем, конечно, «пусть», но всё-таки пусть. Зато она вся соткана из неги и ароматов. Её не лапать и не бить по ***алу — её вдыхать надо. Я как-то попробовал сосчитать все её сокровенные изгибы, и не мог сосчитать — дошёл до двадцати семи и так забалдел от истомы, что выпил зубровки и бросил счёт, не окончив.
Я одну вещицу вашу читала. И знаете: я бы никогда не подумала, что на полсотне страниц можно столько нанести околесицы. Это выше человеческих сил!
Когда корабли седьмого американского флота пришвартовались к станции Петушки, партийных девиц там не было, но если комсомолок называть партийными, то каждая третья из них была блондинкой. По отбытии кораблей седьмого американского флота обнаружилось следующее: каждая третья комсомолка была изнасилована, каждая четвёртая изнасилованная оказалась комсомолкой, каждая пятая изнасилованная комсомолка оказалась блондинкой, каждая девятая изнасилованная блондинка оказалась комсомолкой. Если всех девиц в Петушках 428 — определи, сколько среди них осталось нетронутых беспартийных брюнеток?
— «Стервозность как высшая и последняя стадия ***овитости». И отослал в «Ревю де Пари». — И вам его опять вернули? — спросил черноусый, в знак участия к рассказчику и как бы сквозь сон. — Разумеется, вернули. Язык мой признали блестящим, а основную идею — ложной. К русским условиям, — сказали, — возможно, это и применимо, но к французским — нет; стервозность, — сказали, — у нас ещё не высшая ступень и далеко не последняя; у вас, у русских, ваша ***овитость, достигнув предела стервозности, будет насильственно упразднена и заменена онанизмом по обязательной программе; у нас же, у французов, хотя и не исключено в будущем органическое врастание некоторых элементов русского онанизма, с программой более произвольной, в нашу отечественную содомию, в которую — через кровосмесительство — трансформируется наша стервозность, но врастание это будет протекать в русле нашей традиционной ***овитости и совершенно перманентно.
Ну так вставай и иди. Чтобы мы все видели, что ты пошел. Не унижай нас и не мучь. Вставай и иди. Ну что ж, я встал и пошел. Не для того, чтобы облегчить себя. Для того, чтобы их облегчить.
Поразительно! Я вошел в вагон и сижу, страдаю от мысли, за кого меня приняли — мавра или не мавра? Плохо обо мне подумали, хорошо ли? А эти пьют горячо и открыто, как венцы творения, пьют с сознанием собственного превосходства над миром… «закуска типа? я вас умоляю?»!» … Я, похмеляясь утром, прячусь от неба и земли, потому что это интимнее всякой интимности. До работы пью — прячусь. Во время работы пью — прячусь… А эти!! «транс-цен-ден-тально!»
Я вынул из чемоданчика все, что имею, и все ощупал: от бутерброда до розового крепкого за рупь тридцать семь. Ощупал — и вдруг затомился я весь и поблек… Господь, вот ты видишь, чем я обладаю. Но разве это мне нужно? Разве по этому тоскует моя душа? Вот что дали мне люди взамен того, по чему тоскует душа! А если б они мне дали того, разве нуждался бы я в этом? Смотри, господи, вот: розовое крепкое за рупь тридцать семь… И весь в синих молниях, господь мне ответил: — А для чего нужны стигматы святой Терезе? Они ведь ей тоже не нужны. Но они ей желанны. — Вот-вот! — отвечал я в восторге. — Вот и мне, и мне тоже — желанно мне это, но ничуть не нужно! «Ну, раз желанно, Веничка, так и пей», — тихо подумал я, но все медлил. Скажет мне господь еще что-нибудь или не скажет? Господь молчал.
А «поддал» — то почему? Потому что, допустим, человек грустит и едет к бабе. Нельзя же ехать к бабе и не пить! — плохая, значит, баба! Да если даже и плохая — все равно надо выпить. Наоборот, чем хуже баба, тем лучше надо поддать.
Ибо жизнь человеческая не есть ли минутное окосение души? И затмение души тоже? Мы все как бы пьяны, только каждый по-своему, один выпил больше, другой — меньше. И на кого как действует: один смеется в глаза этому миру, а другой плачет на груди этого мира. Одного уже вытошнило, и ему хорошо, а другого только еще начинает тошнить. А я — что я? Я много вкусил, а никакого действия, я даже ни разу как следует не рассмеялся, и меня не стошнило ни разу. Я, вкусивший в этом мире столько, что теряю счет и последовательность, — я трезвее всех в этом мире; на меня просто туго действует…
Да, да, в тот день мое прекрасное сердце целых полчаса боролось с рассудком. Как в трагедиях Пьера Корнеля, поэта-лауреата: долг борется с сердечным влечением. Только у меня наоборот: сердечное влечение боролось с рассудком и долгом. Сердце мне говорило: «тебя обидели, тебя сравняли с гов***. Поди, Веничка, и напейся. Встань и поди напейся, как с***». Так говорило мое прекрасное сердце. А мой рассудок? — он брюзжал и упорствовал: «ты не встанешь, Ерофеев, ты никуда не пойдешь и ни капли не выпьешь». А сердце на это: «ну ладно, Веничка, ладно. Много пить не надо, не надо напиваться, как с***, а выпей четыреста граммов и завязывай». «Никаких грамм! — отчеканивал рассудок. — если уж без этого нельзя, поди и выпей три кружки пива; а о граммах своих, Ерофеев, и помнить забудь». А сердце заныло: «ну хоть двести грамм. Ну… ну, хоть сто пятьдесят…» и тогда рассудок: «Ну хорошо, Веня, — сказал, — хорошо, выпей сто пятьдесят, только никуда не ходи, сиди дома». Что ж вы думаете? Я выпил сто пятьдесят и усидел дома? Ха-ха. Я с этого дня пил по тысяче пятьсот каждый день, чтобы усидеть дома, и все-таки не усидел. Потому что на шестой день размок уже настолько, что исчезла грань между рассудком и сердцем, и оба в голос мне затвердили: «Поезжай, поезжай в Петушки! В Петушках — твое спасение и радость твоя, поезжай.»
Диалектика сердца этих четверых мудаков — известна ли тебе?
Что это предвещает, знатоки истинной философии истории? Совершенно верно: в ближайший же аванс меня будут ***ить по законам добра и красоты, а ближайший аванс — послезавтра, а значит, послезавтра меня измудохают.
Я закричал — наверно, вслух закричал — и снова проснулся, на этот раз даже в конвульсиях, потому что теперь уже все во мне содрогалось — и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
Вот еще Гегель был. Я это очень хорошо помню: был Гегель. Он говорил: «Нет различий, кроме различия степени, между различными степенями и отсутствием различия.» То есть, если перевести на хороший язык: «Кто же сейчас не пьет?». Есть ли у нас что-нибудь выпить, Пётр?
Как известно, в Петушках нет пунктов А. Пунктов Ц тем более нет. Есть одни только пунткты Б.
Нет, я положительно влюблён и безумец.
Сызмальства почти, от младых ногтей, любимым словом моим было «дерзание», и — бог свидетель — как я дерзал! Если вы так дерзнете — вас хватит кондрашка или паралич.
А потом я попал в центр, потому что у меня всегда так: когда я ищу Кремль, я неизменно попадаю на Курский вокзал.
Совпадение — когда ты просто любишь и тебе хорошо
Совпадение — это не совсем о том, как мы похожи…
У тонкого и несчастного Венички Ерофеева есть честное: «Мне с тобой пить не о чём».
Это не о высокомерии, не о превосходстве, не о разделении на плохих и хороших. Это о несовпадении.
С кем-то нам не о чём пить, не о чём любить, не о чём говорить, не о чём дружить, не о чём жить.
Несовпадение — хороший способ отказаться от громкой вражды, потому что в ней нет смысла, если мы понимаем, что не совпадаем, а значит, не спорим до хрипоты, не взрываемся от малейшей критики, не навязываем друг другу своих мнений.
Несовпадение — необидный способ признать отсутствие взаимности. Нас не выбрали или не полюбили совсем не потому, что мы недостойные, а потому что мы не совпали внутренними пазлами.
И оно совсем не означает, что мы абсолютно идентичны, можем и диаметрально отличаться.
Совпадение — внутренняя настроенность на принятие конкретного человека, не выискивая в нем недостатков, не пытаясь его переделать. Ты его просто любишь и тебе хорошо.
Вы многое знаете друг о друге самого разного, но это не мешает вам. Вы знаете квартирующих в головах друг друга тараканов. Вы понятны друг другу во всех непонятностях и вам это нравится.
Будьте с теми, с кем есть о чём…
И только вам знать, о чём важнее.