вендель что это такое
Вендель
Вендель (нем. Wendel ) — немецкая фамилия. Известные носители:
Список статей об однофамильцах. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, возможно, стоит уточнить ссылку так, чтобы она указывала на статью о конкретном человеке. См. также полный список существующих статей. |
Смотреть что такое «Вендель» в других словарях:
Вендель, Лара — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вендель. Лара Вендель Lara Wendel Имя при рождении: Daniela Rachele Barnes Дата рождения: 29 марта 1965( … Википедия
Вендель, Йозеф — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вендель. Его Высокопреосвященство кардинал Йозеф Вендель (нем. Joseph Wendel; 27 мая 1901(19010527), Блискастель, Германская империя 31 декабря 1960, Мюнхен, ФРГ).… … Википедия
Вендель, Карл Густав. — р. 1807 г., † 18 нояб. 1866 г., ген. майор. Прибавление: Вендель, Карл Густавович (а нужно Венден), генерал майор; † не 18 ноября 1866 г., а 1867 г. 2 февр. <Половцов>… Большая биографическая энциклопедия
Санкт-Вендель — St. Wendel Герб … Википедия
Санкт-Вендель (район) — Landkreis St. Wendel Герб Расположение … Википедия
ХИПЛЕР Вендель — ХИПЛЕР Вендель, смотри Гиплер Вендель (см. ГИПЛЕР Вендель) … Энциклопедический словарь
Гиплер Вендель — Хиплер (Hipler) (около 1465 1526), один из руководителей крестьянской войны 1524 26 в Германии, рыцарь. Стремился использовать крестьянскую борьбу в интересах бюргерства и отчасти рыцарства. * * * ГИПЛЕР Вендель ГИПЛЕР Вендель (Хиплер; Hipler)… … Энциклопедический словарь
ГИПЛЕР (Hipler) Вендель — ГИПЛЕР (Хиплер) (Hipler) Вендель (ок. 1465 1526) один из руководителей Крестьянской войны 1524 26 в Германии, рыцарь. Стремился использовать крестьянскую борьбу в интересах бюргерства и отчасти рыцарства … Большой Энциклопедический словарь
Гиплер Вендель — Гиплер, Хиплер (Hipler) Вендель (ок. 1465≈1526, Гейдельберг), один из вождей Крестьянской войны 1524≈26 в Германии. Дворянин. В 1490≈1514 секретарь графа Гогенлоэ. С началом восстания во Франконии (конец марта 1525) примкнул к крестьянскому… … Большая советская энциклопедия
Гиплер, Хиплер (Hipler) Вендель — (около 1465 1526), один из руководителей Крестьянской войны 152426 в Германии, рыцарь. Стремился использовать крестьянскую борьбу в интересах бюргерства и отчасти рыцарства … Большой Энциклопедический словарь
Период Вендель (около 550 – около 800 гг. н. э.)
(около 550 – около 800 гг. н. э.)
Читайте также
Англия около 600 г
Поздний каменный век (около 3000 – около 1500 гг. до н. э.)
Поздний каменный век (около 3000 – около 1500 гг. до н. э.) Приблизительно 3000 лет до н. э., то есть около 7000 лет после появления культуры земледелия на Ближнем Востоке, жители Севера научились земледелию и скотоводству. Развитие новых форм хозяйствования стало для историков
II. Бронзовый век (около 1500 – около 500 гг. до н. э.)
II. Бронзовый век (около 1500 – около 500 гг. до н. э.) /24/ Бронза – сплав, состоящий на 90 % из меди и на 10 % из олова, использовался на Ближнем Востоке примерно за 2500 лет до н. э. Жители севера, которые рано познакомились с металлами – золотом и медью, стали применять в хозяйстве
Доримский/кельтский период железного века (около 500 г. до н. э. – начало н. э.)
Доримский/кельтский период железного века (около 500 г. до н. э. – начало н. э.) /26/ В период перехода от бронзового века к железному климат на севере стал более прохладным и влажным, чем ранее, и столь неблагоприятным для человека, что один ученый позже назвал эти
Римский период железного века (приблизительно с начала новой эры – около 400 г. н. э.)
Римский период железного века (приблизительно с начала новой эры – около 400 г. н. э.) На рубеже нашей эры германцы теснили кельтов, которые, в конце концов, потерпели поражение от Римской империи. Прямое соприкосновение римлян и германцев друг с другом означало для
Время переселения народов (около 400 – около 550 гг. н. э.)
Время переселения народов (около 400 – около 550 гг. н. э.) Время переселения народов было периодом величия германцев, беспокойным временем, когда хорошо организованные германские пле- /28/ мена снялись со своих мест и вторглись в римские провинции, чтобы уничтожить Западную
Династический период: около 4000–3100 гг. до н. э
Династический период: около 4000–3100 гг. до н. э В период приблизительно с 4000 г. до н. э. до 3100 г. до н. э. население Египта было разобщенным и состояло из многочисленных племен нижней и верхней частей страны. По мере роста населения и наступления пустыни борьба за доступ к
Второй переходный период: около 1650–1550 гг. до н. э
Второй переходный период: около 1650–1550 гг. до н. э Второй переходный период характеризуется тем, что Египтом впервые стали править иноземцы – гиксосы. Эти кочевники пришли из Леванта и основали XV и XVI династии. Столицей их стал город Аварис в дельте Нила. Правители
ЛИТЕРАТУРА И ОКОЛО НЕЕ.
ЛИТЕРАТУРА И ОКОЛО НЕЕ. Вытеснение евреев происходило не только на «передовой фронта пропаганды», каковой считалась журналистика, тот же кадровый зуд явственно ощущался и во вроде бы идеологически «тыловом» литературоведении, в тиши академических институтов. В
Эпоха саг (söguöld, около 930–1030) и эпоха мира (friðaröld, около 1030–1120)
Самые дорогие шлемы. Часть двенадцатая. Вендельские шлемы
Итак, мы знаем, что «вендельский период» в истории Швеции (550—793) был эпохой завершения германского железного века в Скандинавии, или, можно и так сказать, эпохи великого переселения народов. Центром всей религиозной и политической жизни являлся район Старая Уппсала в Уппланде, центрально-восточной части Швеции, где росли священные рощи и находились Королевские курганы. И это был период довольно мирного развития, когда «люди Севера» предпочитали торговать с Центральной Европой, а не воевать с ней. Что они туда экспортировали? Мех, рабов и янтарь. Взамен они получали предметы искусства и знакомились с новыми технологиями. В частности, именно из Европы в Скандинавию попали стремена.
Археологические раскопки в Венделе и Вальсгерде позволяют утверждать, что Уппланд вполне можно отождествить с королевством свеев, неоднократно описанного в сагах. Находки говорят о том, что свейские короли имели в своем распоряжении хорошо вооруженные дружины, включая конницу, о чем говорят и найденные в погребениях стремена, и украшения для седел из позолоченной бронзы с инкрустациями.
Шлем «Вальсгарде-8» имел кольчужную бармицу по всему периметру, так что это позволяет утверждать, кольчуги в Скандинавии в вендельскую эпоху были известны и даже очень хорошо. (Государственный исторический музей, Стокгольм)
Готский историк VI века Иордана также писал, что у свеев были очень хорошие лошади, если не считать тюрингов. Да и в сагах, правда более позднего времени, местные короли воюют верхом и имеют в своем распоряжении прекрасных коней. Кстати, и Один, верховный бог скандинавов, ездит на Слейпнире (переводится как «скользящий» или «живой, проворный, шустрый») восьминогом коне, чем подчеркивается его быстроногость.
Ну, а любому всаднику того времени, если ему только хватало богатства на коня, хватало обычно и на все остальное. То есть воины-всадники вендельского времени имели шлемы, кольчуги, круглые щиты с умбоном, мечи, характерной для эпохи переселения народов конструкции, и копья. И все это встречается в корабельных погребениях, так что тут археологам, можно сказать, повезло. Причем особенно повезло со шлемами, потому что их в отличии от «эпохи викингов» найдено так много, что им были присвоены порядковые номера – «Вендель 1, 2, 3… 14 – то есть общепринятые названия этих шлемов соответствуют номерам тех погребений, в которых они были найдены.
«Погребение знатного руса». Скорее всего вот так вождей хоронили и в вендельскую эпоху. Эпоху. Картина Г.И. Семирадский
Скорее всего, шлемы вендельского типа использовались по всему скандинавскому региону, но больше всего их находят в области Уппланд и на острова Готланд. В Уппланде найдено не менее 12 шлемов, из которых 8 были впоследствии реконструированы и опубликованы. Это находки из захоронений Венделя и Вальсгарде, также найденные в других местах. Рассмотрим их поподробнее.
Самым ранним среди всех найденных относится «шлем из Торсбьёрга», который датируется III в. н.э. Только найден он не в районе Уппланда, а в болоте Торсбьёрг на границе между современными Данией и Германией. Шлем этот каркасного типа вырезов для глаз не имеет, как не имеет и продольного гребня. Сам каркас состоит из довольно широкой продольной полосы, соединяющейся с венцом шлема спереди и сзади, и решетки из тонких железных полос между ними, скрепленных с помощью заклепок. Все части этой ажурной конструкции украшены орнаментом и посеребрены.
Интересно, что вместе с ним находилась и типично римская серебряная маска со следами позолоты от «спортивного» шлема II – начала III в. Вот только надевать этот шлем с этой маской было нельзя, не подходила она к нему, так что можно предполагать, что она надевалась либо отдельно, либо ее носили с другим шлемом, а в болото она попала как дар богам по принципу «бери боже, что нам негоже».
Маска из болота в Торсбьёрге. (Музей Готторпского дворца-замка, Щлезвиг, Германия)
Вид сбоку. И… понятно почему ее с обычным шлемом надеть невозможно.
Поскольку шлемов найдено много, шведской ученой Г. Арвидссон удалось разработать их классификацию, которой в настоящее время все и пользуются: в ней первая буква A обозначает шлемы без гребня, буква – шлемы с гребнем, вторая цифра 1 обозначает пластины, служащие для дополнительной защиты – нащечники и назатыльник, а цифра 2 – наличие у шлема кольчужной бармицы. Вот только «шлем из Торсбьёрга» из этой классификации полностью выпадает. Впрочем, неудивительно. Ведь он самый ранний из всех.
Шлем «Вендель-14». (Государственный исторический музей, Стокгольм)
Ну, а теперь давайте посмотрим на дошедшие до нас образцы вендельских шлемов из погребений в Венделе, Вальсгарде и в некоторых других местах. Вот, например, шлем из погребения «Вендель-14». по классификации Г. Арвидссон явно относится к группе A1, то есть это шлем без гребня, но с нащечниками и назатыльником. Причем эта самая ранняя находка среди всех погребений со шлемами. Оно датируется временем от 520 г. и до начала VII в., то есть катастрофа 536 года могла случиться уже после того, как этот шлем оказался в земле. Сделан он из железа, куполообразной формы с неглубокими вырезами для глаз. Он очень сильно коррозирован, однако видно, что каркас его состоит из венца, продольной и поперечных полос, а пространство между ними заполняют пластины, спускающиеся от продольной полосы к венцу.
«Вендель-14» – это единственный из шведских шлемов, у которого сохранились нащечники с двумя вырезами: верхним для глаз и нижним – для рта. Такая форма необычна и не характерна для вендельских и англосаксонских шлемов. В сочетании с большим наносником такие нащечники образуют весьма эффективную защиту лица и в то же время дыхания все это не стесняет. Чем-то они напоминают римские имперские шлемы, но только напоминают, не более.
Украшают шлем характерные бронзовые позолоченные надбровья с рисунком из точек и стилизованной головой животного, представленной ее видом сверху, то есть она не объемная. Похожие головы, но меньше по размеру, украшают концы надбровий. Поверхность шлема покрывают бронзовые декоративные пластины. Но выпуклого гребня на нем нет.
Шлем «Вальсгарде-5». (Государственный исторический музей, Стокгольм)
Этот шлем, по классификации Г. Арвидссон, принадлежит к группе B1. Он тоже каркасный, при этом каркас его состоит из венца, широкой продольной полосы и боковых полос. А вот пространство между ними заполнено очень изобретательно: спереди двумя подтреугольными пластинами и прямой выгнутой по форме головы пластиной в средней части, и «плетенкой» из железных полос между ними. То есть шлем этот был «вентилируемым», хотя, скорее всего, носился он с подшлемником из кожи либо ткани, цвет которой был виден в прорезях плетенки.
А вот это его современная реконструкция. Хорошо видна «плетенка» с отверстиями. Впечатляет, не правда ли?
Назатыльник у этого шлема необычный, но характерный для многих вендельских шлемов – из металлических полос, подвешенных на петлях к нижнему краю шлема. Лицо защищает полумаска простой формы, а вырезов для глаз нет. Надбровья штриховки не имеют, но и заканчиваются головами животных, выгнутых так, что их длинные челюсти касаются верхнего края надбровий.
Гребень шлема – высокий с продольным «хребтом», с обеих сторон украшен головами животных. Корпус шлема, кроме ажурных участков, покрыт бронзовыми пластинками. Датируется шлем началом VII в.
Шлем «Вальсгарде-6» принадлежит к группе B2, и он еще более необычен по конструкции, чем все остальные. То есть он имеет и полумаску, и каркас из стандартного венца, продольной полосы с гребнем и поперечных полос, вот только способ заполнения пустого пространства между ними разительно отличается от других шлемов. Видимо делал его мастер с богатой фантазией, поскольку он заполнил это пространство ажурной конструкцией из соединенных между собой трех довольно узких Y-образных полос (попарно двух больших и четырех малых и четырех ажурных крестообразных пластин с отверстием посредине)!
Защищать шею и низ лица должна была кольчужная бармица, прикрепленная к краю шлема и к нижней части полумаски. Гребень имеет продольный «хребет», который так же, как и у других шлемов, украшен на концах головами фантастических животных. С ним соединены надбровья, головы животных на которых расположены друг напротив друга и повернуты в профиль. Каркас и у этого шлема покрывают чеканные бронзовые пластинки.
«Шлем из Ультуны». Хорошо видна тулья из корзинообразно переплетенных между собой металлических полос. (Государственный исторический музей, Стокгольм)
«Шлем из Ультуны» назван так потому, что был найден в г. Ультуна недалеко от Уппсалы. Это шлем группы B1. Вес – 1,8 кг, из которых 452 г приходится на гребень. Купол шлема такой же, как у многих других шлемов, в частности, «Вальсгарде-5» без вырезов для глаз и надбровных украшений. Необычен же он, что обе половины по обе стороны гребня сделаны в виде решетки из железных полос, расположенных по диагонали. Шею и щеки должны были закрывать пять железных полос, подвешенные на петлях, из которых сохранилась лишь одна. Гребень D-образной в сечении бронзовой трубки с продольным «хребтом» по традиции украшают головы животных на обоих его концах. Замечено, что подобные гребни были характерны для вендельских шлемов конца VII – первой половины VIII вв.
Современная реконструкция шлема «Вальсгарде-7».
Много шлемов было найдено и на острове Готланде, причем не только сами шлемы, но и детали от них. Например, это железные надбровья от шлемов, инкрустированные серебром с головами животных; бронзовые надбровья с инкрустацией гранатами и зооморфным орнаментом; а также декоративные бронзовые пластинки для шлемов с чеканным плетеным орнаментом. Причем, интересно, что «шлем из Саттон-Ху», хотя и имеет другую конструкцию, украшен в точности так же, как вендлельские. Все это говорит о том, что традиции изготовления шлемов в Англии и Скандинавии были очень схожи, хотя и не тождественны. То есть достаточно тесные торговые и культурные контакты между Скандинавией и Британией в то время уже существовали, а вот военных не было до конца VIII века, поскольку ни в каких свидетельствах они не отражены. Большинство шлемов больше в длину, чем в ширину, то есть были изготовлены для долихоцефалов и именно они, следовательно, обитали в Скандинавии в эту эпоху. Как итог, следует также отметить, что такие шлемы могли служить неплохой защитой от рубящего удара мечом. Наличие решетчатых отверстий вряд ли в этом случае ослабляло их защитные функции, а вот ударов копьем владельцам таких шлемов, скорее всего, следовало явно опасаться!
На одном из ближайших занятий будем делать рыцарские шлемы и вот это образец одного из них. Всегда считал, что если что-то знаешь и умеешь, то этим надо делиться, и делиться первым делом с детьми. Вот и делюсь!
Значение слова Вендель
Вендель — немецкая фамилия. Известные носители:
Судья верховного суда Оливер Вендель Холмс как—то сказал: «Истиной является то, за что проголосовало большинство нации, имеющее теперь право колотить всех остальных».
Его разглядывали, им восхищались, и он уже мог получить представление о том, какой же сенсацией должен был быть Вендель Грип.
Он говорил о полуострове Ямал и об устье Оби — что Вендель пришел оттуда и что его провели в летнее стойбище ненцев на Карском море.
И они назвали ему имя этого места, которое ему раньше слышать не приходилось — либо Вендель его не знал, либо же, по его мнению, оно не было столь существенным, чтобы его упоминать.
Вокруг местечка Вендель севернее Упсалы и на озере Меларен образуются небольшие княжества свеев (Svea rike – Свейское королевство; отсюда Sverige – Швеция).
И вот 26 апреля 1939 года, вскоре после дня рождения Адольфа Гитлера, летчик-испытатель Фриц Вендель в качестве подарка фюреру на Ме-209 установил мировой рекорд скорости 755,138 км/час.
Вендель высказал еще несколько приветственных слов в адрес Анабелы, перед тем как перейти к обычной процедуре и заняться чтением протоколов и обсуждением текущих вопросов, словом, той рутиной, которая большей частью и составляет деятельность советов директоров вместо активной руководящей работы.
Но насколько я понял, дядя Вендель мог посредством него достигать уменьшения как пространственных, так и временных отношений в любом масштабе.
Что будет, если я окажусь на одной из разбрызганных водяных пылинок, а дядя Вендель со своим микрогеном — на другой?
Вендельская культура и славянская мифология.
Средневековье. Форум об истории
Вендельская культура и славянская мифология. ⇐ Средневековье
Сообщение marinin » 23 апр 2016, 08:05
Вендельская культура и славянская мифология.
Чтобы разобраться в этих противоречиях, необходимо вернуться к Вендельской культуре, отражение которой мы находим в Вендельском похоронном обряде, источнике т. н. «скандинавской» культуры и «скандинавского похоронного обряда.
Кроме того, весьма показательны детали вендельских изображений : усатые и безбородые ( или с коротко стриженной бородой ) лица воинов; шлемы с изображением хищных птиц и кабанов; копья с ромбическими наконечниками ( см. ОБЛИК РУСОВ. Л.Р. Прозоров )
Таким образом, можно сделать промежуточный вывод : вендельские захоронения, характеризующиеся богатыми трупоположениями в ладье, соответствуют религиозным, мифологическим представлениям прибалтийских славян.
Ответ очевиден : вендельцы и, соответственно, вендельский период ( 550 – 800 гг.) с его культурой, никакого отношения к скандинавам, судя по похоронному обряду, не имеют.
Чем практически можно подтвердить славянскую природу вендельского похоронного обряда?
Русскими народными сказками и былинами, которые, по одному меткому высказыванию, являются мифом, утратившим свою религиозность.
Следовательно, существует возможность восстановления, хотя бы частично, мифологии народа из его сказок и былин.
В частности, можно проверить, насколько я был прав, настаивая на славянском содержании Вендельской культуры.
Итак, в данной былине русский богатырь, когда возникла острая необходимость, с помощью побратимов отправляется в загробный мир и побеждает темное божество, как это делали славянские светлые боги.
Набор погребальных вещей, в том числе и особых ( кузнечные клещи и железные прутья), соответствует вендельскому погребальному обряду, описанному Вильгельмом Хольмквистом:
« Следует упомянуть одно из хорошо документированных погребений в ладье, могилу № 6 в могильнике Вальсъерде. Ладья в могиле имела длину около 10 м и была выстроена в технике клинкерной обшивки. Так как дерево истлело, ее положение устанавливается только по размещению рядов железных заклепок, скреплявших обшивку. Покойник был уложен внутри ладьи на подстилке из перьев, но без парадной одежды. Возле его левого бока были положены два длинных меча и скрамасакс (однолезвийный меч), а также два стеклянных бокала. С правого бока, кроме того, находился еще один однолезвийный меч. У края бортов лежали три щита, два по одной и один по другой стороне ладьи. В средней части ладьи были уложены три конские узды, два колчана со стрелами, ларец с различными орудиями, крюк для подвешивания котла, кузнечные клещи, три топора и четыре поковки полосового железа. Кроме того, там же находился шлем, два набора конской сбруи, наконечник копья, стеклянная чаша, игральная доска с фигурами, портупейный крюк для меча. Близ форштевня стоял железный котел, при нем были вертел, черпак, козлы для вертела и ларчик, а кроме того, остатки запасов мяса в виде массы костей животных. Две или три собаки, так же как конь, были убиты и уложены в ладью, а снаружи ладьи были положены еще одна лошадь и бык.»
(«ШВЕЦИЯ И ШВЕДСКИЕ ПЛЕМЕНА
Начальные века: культура и искусство вендельского периода.
Можно вспомнить подобные по сути сказки о Царевне-лягушке, о Марье Моревне. в которых темным загробным божеством выступает Кощей Бессмертный, участь которого решается волей, силой и мужеством русского богатыря (богатырей), вторгшегося в темный мир и уничтожившего казалось бы бессмертное потустороннее божество.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод : большой пласт нашей духовной культуры, отражающий славянскую мифологию, предполагает в сознании народа возможность, способность и даже необходимость для его лучших представителей борьбу с темными богами в потустороннем (подземном, мертвом) мире, наравне с богами светлыми и, через равное богам деяние достойнейших из богатырей, их обожествление. Более того, в сказках и былинах русские богатыри по сути подменяют светлых богов в борьбе с потусторонними божествами.