велосипеды вмх что это такое
BMX: что это и для кого?
Велосипеды покорили сердца райдеров со всего мира много десятков лет назад. С течением времени появлялись разные ответвления, создавались уникальные типы этого двухколесного транспорта. BMX – велосипед для экстремального катания, который способен выдерживать жесткие нагрузки.
Рейс
История появления
В 70-е годы в США мотокроссеры нередко приезжали перед соревнованиями на трассу со своими детьми. На байк ребенка не пускали, поэтому для него оставался единственный вариант – обкатать трассу на велосипеде. Всего через несколько лет этим занятием заинтересовались и взрослые. Уже к концу 70-х был основан новый вид спорта – bicycle motocross, откуда и пошло название велосипеда (BMX).
Особенности конструкции
Главными отличиями такого велосипеда от стандартных моделей является легкость и жесткость. Рама имеет продолговатую и низкую форму, изготавливается из облегченного алюминия или карбона. Звезды на цепи большие (для быстрого разгона), педали контактные (позволяют передавать энергию за весь оборот). В таких моделях чаще всего устанавливают задний тормоз.
Стиль катания
Трасса в соревнованиях по BMX рейсу очень схожа с мотокроссовой. Есть несколько прямых с трамплинами разной сложности, между собой они соединены поворотами. Рейсеру нужно обогнать своих соперников, активно раскручивая педали и “прокачивая” велосипед на трамплинах. Допускается близкий физический контакт, поэтому такой спорт считается травмоопасным.
Дерт
История появления
К концу 80-х годов интересы райдеров разошлись. Не каждому нравилось крутить педали, кто-то получал удовольствие именно от прыжков по трамплинам с выполнением различных трюков. Так и появилось отдельное ответвление, которое стали называть Dirt.
Особенности конструкции
От рейсовых дерты отличаются колоссально. Для большей безопасности при приземлении, они имеют более прочную конструкцию из стали, соответственно, больший вес. Покрышки значительно шире, имеют агрессивный протектор, который гасит удары и повышает устойчивость на грунте.
Стиль катания
Цель проста – набрать хороший разгон и сделать крутой трюк на одном или нескольких дертах. Чем выше сложность трюков и их количество, тем выше оценка. Естественно, если не возникло проблем с приземлением. Внешне трамплины представляют собой земляную насыпь или деревянную конструкцию, многие устанавливаются поочередно для комбинированного выступления.
Стрит
История появления
Как именно появился этот вид велосипедов BMX точно не известно. Мы знаем, что это связано с изобретением прыжка с отрывом двух колес (банни-хоп). Со временем к этому трюку добавилось множество компонентов, появились совершенно новые.
Особенности конструкции
Велосипеды для стрита, как и для дерта, отличаются высокой прочностью конструкции. Для скольжения по острым и закругленным объектам установлены пеги (металлические втулки). Покрышки исключительно широкие и толстые, их основная задача – выдерживать любые приземления и постоянное трение.
Стиль катания
Стиль катания на BMX стрит смело можно назвать свободным, каждый видит его по своему. Главная задача – использовать городской ландшафт по максимуму. Популярной считается комбинация баланса, трюков и скольжения с использованием уличной архитектуры. Обычно, на таких велосипедах тормоза не используют.
Парк
История появления
Популярность такого вида спорта выросла благодаря скейтбордингу. Ориентировочно в 80-х годах скейтеры начали активно строить собственные парки для катания. Поклонники BMX приняли эстафету и тоже начали устраивать шоу для любопытной публики.
Внешне велосипед напоминает дертовый, но имеет свои отличия. Конструкция легче, шины уже и с более гладким протектором (для большего наката). Чаще всего присутствует один дисковый тормоз, но опытные райдеры предпочитают кататься без него.
Стиль катания
Способ катания зависит только от фантазии велосипедиста. Это свободный стиль, как и в стрите, только на ограниченном пространстве с фигурами различной формы. От сложности и комбинации трюков зависит общая оценка за выступление.
Заключение
Как мы выяснили, BMX представляет собой серьезный уличный транспорт с безграничными возможностями. Можно купить велосипед для определенного стиля, или для чистого фристайла. Это действительно один из самых интересных видов городского транспорта.
Если Вы не фанат опасных трюков и высоких прыжков, можете купить недорогой велосипед для катания по городу в нашем интернет-магазине. Мы предлагаем большой выбор детских и взрослых моделей от известных брендов. Зайдите в наш каталог, выберите велосипед своей мечты.
Как выбрать BMX велосипед? Какой лучше? Рейтинг 2021г.
ВМХ – одни из самых простых по конструкции велосипедов, изначально созданные для подготовки детей к занятиям мотокроссом. Однако они способны выдерживать такие нагрузки, которых не осилят иные маунтин-байки, и это делает их идеальным вариантом для трюкового катания. Увы, найти достойный комплит можно только за хорошие деньги, поэтому профи чаще всего собирают свои велосипеды сами. А вот начинающим спортсменам удастся подыскать приличный ВМХ в магазине. Главное – учесть рекомендации при выборе байка, чтобы купить достаточно надежную модель для своего уровня катания.
Принцип работы и устройство ВМХ-велосипеда
В отличие от других экстрим-байков, у ВМХ-моделей нет подвески. Жесткая ригидная рама сваривается из цельнотянутых баттинг-труб, обладающих максимальной прочностью при относительно небольшом весе. Это – единственный способ повысить надежность снаряда, испытывающего запредельные ударные нагрузки.
Отличается она и своей геометрией: мотокроссовая рама очень низкая, часто вытянутая, хотя ее длина в большей степени зависит от стиля, для которого предназначен велосипед. Для повышения надежности всей конструкции на переднем треугольнике у самого руля вваривают косынку (она работает как дополнительное ребро жесткости), а перья заднего крепят к верхней, а не только к подседельной трубе рамы.
Нестандартная конструкция и у руля. Здесь он свободно поворачивается на 360°, что позволяет расширить набор трюков, выполняемых на велосипеде. Естественно, ни о каких тросиках, тянущихся от ручек, не может быть и речи, поэтому у ВМХ нет системы переключения передач.
Что касается тормозов, на многих моделях их попросту нет. А если и есть, то это самые обычные U или V-brake колодки с передачей усилия тросиком, убранным в полость вилки. Он пропускается через гироротор в рулевой колонке, поскольку многие выступления на таких байках предусматривают вращение руля – без «переходника» тормозной трос просто закрутится и оторвется.
Еще одна характерная черта трюковых велосипедов – небольшой диаметр колес до 20″. Во-первых, это позволяет снизить массу снаряда, а во-вторых, обеспечивает хорошую маневренность и не мешает выполнять спортсмену основные трюки.
К осям колес дополнительно прикручиваются пеги – короткие трубки длиной 10-11 см, предназначенные для опоры ног и скольжений (гриндов) по различным поверхностям.
Виды велосипедов ВМХ
В чём заключается разница между различными типами велосипедов BMX? Это как раз то, что мы собираемся выяснить. После того, как вы ознакомитесь с данной статьёй, посетите магазин, подойдите к велосипедам и попытайтесь сразу же уловить разницу между ними.
Если вы недостаточно уверены в том, какой конкретно тип BMX хочет ребенок, осведомитесь по этому вопросу в веломагазине, узнав, какому именно велосипеду в вашем регионе отдают наибольшее предпочтение, потому что магазинному персоналу наверняка будет известно, какой товар наиболее популярен среди молодёжи. Либо же спросите об этом сына или дочь (в случае, если они знают, что они конкретно хотят).
Street
Пожалуй, самый популярный стиль катания. Ведь для занятий не нужны специальные трассы, площадки и парки – райдеру предоставлен весь город. Перила, парапеты, лавочки и ступени – отличные объекты для оттачивания мастерства. Из-за доступности, street выбирает преимущественное большинство начинающих райдеров. Для многих Street является, в буквальном смысле, образом жизни – это небольшая субкультура со своей модой, музыкой и стилями поведения.
Основные отличия «стритовых» байков: легкие, зачастую без тормозов и иногда даже без седел. Резина с неагрессивным или вовсе «сликовым» протектором. Для некоторых трюков могут быть установлены «пеги».
К основным плюсам Street BMX относят:
Похожие байки используются для вёрта (Vert). Это один из самых эффектных стилей ВМХ – катание в рампе с воздушными кувырками и кульбитами. Поэтому дооснащать «летающие» велосипеды приходится иначе.
Пеги устанавливаются и на переднем, и на заднем колесе, а покрышки идут только сликовые, со слабо выраженным рисунком протектора. В остальном байки для вёрта – те же стриты.
Rasing
Собственно, это и есть классические ВМХ, с которых все когда-то началось. Такие байки рассчитаны на скоростную езду с крутыми поворотами трассы, невысокими дропами и прочими мелкими препятствиями. Они имеют легкую раму из прочного алюминиевого сплава 6005А и устойчивые колеса с выраженным протектором. Тормоза устанавливаются только задние.
К основным плюсам Rasing BMX относят:
Для дёрта (прыжков с трамплинов и экстремального катания по земляным насыпям) нужны приземистые и более тяжелые байки. В отличие от всех других разновидностей ВМХ, такие велосипеды могут оснащаться не только передним, но и задним тормозом.
К основным плюсам Dirt BMX относят:
Flatland
Флэт – весьма нетипичный байк, в принципе не предназначенный для езды. На нем выполняют акробатические номера и «танцуют» на одном колесе, не касаясь земли ногами.
Такие велосипеды отличаются очень короткой базой и практически вертикальной вилкой. Обвешиваются четырьмя мощными пегами – по паре на каждом колесе – поэтому должны иметь надежные втулки и спереди, и сзади.
К основным плюсам Flatland BMX относят:
Параметры выбора BMX велосипеда
Материал изготовления
Этот параметр определяет все: вес велосипеда, срок его «жизни» (с поправкой на ваш стиль катания) и стоимость самого снаряда. Причем речь идет не только о материале рамы, но и о прочих нагружаемых элементах: вилке, руле, втулках.
В производстве ВМХ-байков применяют два основных вида металлов:
В среднем ценовом диапазоне оказываются велосипеды, где одни части конструкции сделаны из Hi-Ten, а другие – из хромомолибденовой стали. Если денег хватает только на такую модель, проследите, чтобы хотя бы рама была легированной (ее замена обойдется слишком дорого, в отличие от прочих узлов).
ВМХ на алюминиевых и титановых рамах – это отдельная категория велосипедов. Первые подходят только для рейсинга без серьезных прыжков и ударов, но могут использоваться подростками и детьми. Вторые – слишком дороги, и по сравнению с Cr-Mo, разница в цене не соответствует разнице в их прочности.
Руль и колонка
Рулевая колонка ВМХ должна быть достаточно мощной и иметь диаметр не меньше 1.1/8″. Предпочтение лучше отдать интегрированному стакану, где по умолчанию стоят промышленные подшипники закрытого типа, не оказывающие никакого негативного воздействия на трубу. К тому же такую колонку проще и дешевле менять.
Кареточный стакан
Это посадочное место для шатунов педалей и приводной звездочки.
Сегодня производители ВМХ предлагают 2 основных типа кареточных стаканов:
Иногда еще встречаются велосипеды со стаканом типа американка, где подшипники (часто насыпные) дополнительно фиксируются чашками. От покупки аппарата с такой посадкой каретки лучше отказаться.
Втулки
Заслуживают особого внимания при выборе ВМХ-велосипедов, поскольку зачастую принимают на себя всю нагрузку.
Кроме того, они имеют несколько вариантов исполнения:
Не забудьте уточнить тип установленных подшипников: индустриальные («промы») обязательны на заднем колесе и крайне желательны – на переднем.
Что касается размеров, то сзади втулки в любом случае должны быть диаметром 14 мм – обычная десятка здесь не годится, поскольку после установки пег под весом райдера ее просто выгнет. На переднем колесе допускается использование более легкой оси на 9,5 мм – опять-таки, если это не флэтовая модель, а вы не планируете ставить передние пеги.
Колеса
Сразу берите велосипед с двойными ободами – они прочнее и более устойчивы к деформациям. Одинарные можно взять для подростка, но и он после нескольких неудачных прыжков запросто сделает из колеса восьмерку.
Количество спиц зависит от размеров втулки, но чем их больше, тем серьезнее можно будет нагрузить колеса – это касается как веса райдера, так и уровня экстрима во время езды.
Покрышки обычно используются широкие (1,8-2,25″) с профилем слик или полуслик. Но если катать придется по плохому покрытию, есть смысл взять более агрессивный протектор.
Материал педалей
Речь идет не о самих шатунах – здесь выбор очевиден: либо сразу покупать байк с Cr-Mo, либо брать Hi-Ten и с первых же денег менять на легированный сплав.
Здесь возможны следующие варианты:
Ростовка
Как ни странно, традиционный размер рамы – не имеет принципиального значения в ВМХ. На таких велосипедах ездят в основном стоя на педалях, а значит, вопрос удобства зависит только от конституции спортсмена. Тем не менее на длину верхней трубы стоит обратить внимание.
Подбирать ее лучше методом примерки, но для ориентира можно пользоваться такими цифрами:
Какой ВМХ выбрать?
Если вы хотите приобщить к спорту ребенка, возьмите ему детскую модель ВМХ на колесах от 12 до 18 дюймов. Алюминиевой или Hi-Ten рамы длиной не больше 20″ ему будет достаточно, маленьких втулок до 10 мм в диаметре – тоже. Тормоза обязательны.
Новичкам, только осваивающим этот зрелищный спорт, лучше взять байк средней ценовой категории, но непременно на хромомолибденовой раме со столь же надежным рулем. Остальные металлические детали велосипеда могут быть и из обычной стали, если вес райдера небольшой.
По мере накопления опыта часть бюджетной обвески стоит все-таки заменить. А вот задняя втулка изначально должна быть «взрослой», то есть иметь 14 мм в диаметре. К передней никаких особо жестких требований нет. Тормоза, как и в случае с детскими велосипедами, на первых порах точно пригодятся.
Тем, у кого достаточно денег на хороший ВМХ и есть опыт экстрим-катания, понадобится максимально прочный байк, ведь «убивать» его вы будете старательно и со знанием дела. Соответственно в его конструкции все – от рамы до шатунов педалей – должно быть сделано из Cr-Mo.
Обвеску тоже стоит подобрать максимально надежную: Mid-стаканы на каретке, кассетные втулки с промышленными подшипниками, мощной алюминиевой звездой и соответствующей цепью. Педали лучше выбрать из магниевого сплава. Если чего-то из этого списка в комплите не окажется, желательно сразу докупить и поменять.
Сколько стоит ВМХ-велосипед
За детский трюковый велосипед в магазинах просят от 5 до 20 тысяч рублей.
Бюджетную стритовую модель на стальной раме можно приобрести за 10-22 тыс. руб.
Алюминиевые ВМХ для рейсинга идут по цене от 18 до 28 тысяч.
Примерно в тех же пределах (15-30 тысяч) можно купить комбинированные байки, собранные из легированных и Hi-Ten деталей.
Неплохие хромомолибденовые велосипеды удастся найти при бюджете от 19 до 40 тысяч рублей, хотя кое-что из обвески, возможно, понадобится поменять.
Реально крутой велосипед для мотокросса, рассчитанный на уровень профи, обойдется от 30 до 100 тыс. руб. Или еще выше, если вы выберете новинку от известного бренда.
ТОП-5 Рейтинг лучших моделей BMX.
1. Welt BMX Freedom (2021)
Экстремальный велосипед Welt BMX Freedom (2021) впечатляет своими техническими возможностями и эффектным внешним видом. Велосипед оснащён стандартным уровнем оборудования. Практичная жёсткая вилка Rigid steel проста в обслуживании. На велосипед установлена надёжные шатуны Samox 3 pcs 25T 175mm. Стальная рама Cr-Mo / Steel с продуманной геометрией. Фирменные покрышки Wanda J-1023 20×2,125 изготовлены из резины, гарантирующей хорошее сцепление с любой поверхностью. Ободные механические тормоза U-brake Artek U25D rear надежно удерживают транспортное средство на месте.
2. BMX Format 3214 (2020)
Научиться выполнять сложные трюковые элементы? Не вопрос, если вашим компаньоном является BMX велосипед Format 3214. Он сочетает в себе высокопрочную конструкцию и стильный спортивный дизайн. Его скелет составляет износоустойчивая рама, изготовленная из стального сплава, а также жесткая вилка, которая поглощает легкую дорожную вибрацию. Для повышения уровня безопасности байк оснащен задним ободным тормозом Alloy 990, который позволяет плавно останавливать движение тогда, когда это необходимо.
3. BMX Tech Team Twen (2020)
Байк для выполнения экстремальных трюков при езде в стиле дерт и стрит Tech Team Twen станет идеальным партнеров и в тренировках, и в серьезных соревнованиях. Его рама изготовлена из прочного стального сплава, что сделало ее устойчивой к деформации при случайных падениях. 20-дюймовые колеса, оборудованные покрышками Wanda P1042, имеют отличное сцепление как с покрытием велотреков, так и с другими различными поверхностями. Своевременное прекращение движения гарантируют ободные тормоза Sparkle U969D.
4. BMX STARK Madness BMX 3 (2021)
BMX STARK Madness начального уровня с продуманной геометрией и надежные, недорогие комплектующие. Хромомолибденовая рама, трехкомпонентная система шатунов в сочетании с крепкими колесами — вот, что нужно! Есть возможность дальнейшего улучшения и замены компонентов. Идеальный вариант первого велосипеда для обучения техническим элементам, рама которого в будущем послужит хорошей базой для апгрейда. Подходит для детей начиная с 10-летнего возраста.
5. BMX Format 3213 (2020)
Если вам захотелось добавить в свою жизнь немного приятного экстрима, то вам поможет трюковый байк Format 3213 20. Он подходит как для начального уровня выполнения простых элементов, так и уверенных райдеров. Односкоростная трансмиссия велосипеда не нуждается ни в какой регулировке и переключении. Базой для всей конструкции послужила высокопрочная рама, изготовленная из износоустойчивого стального сплава. За своевременное торможение при любых обстоятельствах отвечают ободные тормоза Tektro FX340R.
«BMX — недешёвый вид
спорта» — сколько стоит
стать велоспортсменом?
Про то, как стать BMX-гонщиком и что для этого нужно, «Эльдоблогу» рассказала Марина Шамахина, мастер спорта по BMX, тренер СШОР «Нагорная» Москомспорта, в велоспорте с 8 лет.
Вам пригодится
Фитнес-трекер Xiaomi Mi Smart Band 6
Беговел Navigator ВН10003 Balance
Батут с внутренней защитной сеткой Bradex
Бутылка для воды Igloo Swift 24 Asphalt
Горный велосипед Stark Shooter-3 18«/2020
Начнём с основ
BMX-race (или велоспорт) — Олимпийский вид спорта. Однако в России он только развивается. На соревнованиях (например, Кубке России, Спартакиаде, всероссийских и международных) в заезде участвуют до 8 спортсменов. Победитель — первый прибывший к финишу, а вот трюки — это больше фишки для спортсмена, и баллы за них не дают.
В основном, велоспортом занимаются в тёплое время года на специально подготовленных трассах. Трасса должна состоять как минимум из 3 виражей (участков с крутыми поворотами) и 4 прямых с препятствиями — буграми различной конфигурации. Старт начинается от первой горы 4 — 9 метров. Зимой тренируются на крытых велодромах, например, такой есть в Марьино в Москве.
Помимо основных трасс ВМХ-race, есть ещё «дёрты» и «памп-треки» для прокаченных спортсменов. «Дёрты» — серия трамплинов, которые идут один за другим. Велосипедист после приземления с одного трамплина попадает к месту вылета со следующего и так далее. Велосипедисты используют набранную скорость в самом начале для взлётов в течение всей серии трамплинов. Памп-трек — специальная велосипедная трасса без ровных участков, с чередованием ям, кочек и контруклонов. Набор и поддержка скорости происходят из-за специальной техники прохождения («прокачки») волн, а не из-за вращения педалей. Это короткая кольцевая трасса на десятки метров. Иногда добавляют развилки и перекрёстки, чтобы разнообразить маршрут. На таких трассах катают в любое время и каждый желающий. В период карантина эта была топовая альтернатива для тренировок.
Кто может заниматься велоспортом
Для велоспорта нужна хорошая физическая подготовка и координация. Последнее можно развить с помощью прыжков на батуте с акробатическими упражнениями, кувырками, на балансборде или на велосипеде. Перед тренировками важно проконсультироваться с врачом. Например, людям с больным сердцем велоспорт не подойдёт.
Занятия велоспортом подходят для любого возраста. Профессионалами обычно становятся в 18 лет. Их ещё называют класс «элита». Идеальный возраст для старта — 3–4 года. Все дети начинают с беговелов.
Первое, чему учат на тренировках — уверенно ездить на велосипеде. К 5-6 годам дети пересаживаются на двухколёсные велосипеды. Начинающие занимаются 3-4 раза в неделю, а профессионалы — 7 дней в неделю по 1-2 тренировки в день — утром и вечером. Параллельно тренировки идут у 50-60 человек. Но есть и индивидуальные занятия — для тех, кто настроен добиться серьёзных результатов.
Тренировка состоит из разминки на велосипеде по трассе или без велосипеда (бега). Затем приступаем к основной части, а в конце делаем закатку (легкую езду) и растяжку.
Сколько стоит заниматься велоспортом
BMX — недешёвый вид спорта. Средняя стоимость велосипеда — 25 000 рублей. Шлем обойдётся в 5 000 рублей и выше, защита ног и рук — от 2 500 рублей, а перчатки от 1 000 рублей. Итого под 35 000 рублей уйдёт только на базовую экипировку. В частных экстрим-школах занятие стоит от 1 500 рублей. Но можно заниматься и бесплатно на базе бюджетного учреждения, например, в СШОР «Нагорная».
Как выбрать велосипед, экипировку и тренера
Главные требования к велосипеду BMX — колёса 20 дюймов. Велосипед для BMX-race должен быть легким и жестким — гонщик должен эффективно выполнять элементы прохождения трассы. Рама для BMX-race низкая и с высоким расположением каретки из алюминия или карбона. При проезде трамплинов велосипед не будет задевать бугры. Также есть задний тормоз и одна передача. Велосипед подбирают по росту — даже 2-х метровому спортсмену можно подобрать раму (например, Pro XXXL). Все поломки велосипеда решаемы, а как быстро его менять — зависит только от роста спортсмена. Поэтому велосипед — инвестиция на долгие годы.
Как я и говорила, дети начинают с беговела. В отличие от велосипеда ВМХ, его можно отрегулировать под рост ребёнка — просто поднимите или опустите руль и седло. Можно докупить руль и сиденье больших размеров, если беговел стал мал.
Шлем должен соответствовать типу full face, а марка и дизайн не так важны.
Перчатки — полностью закрывают пальцы рук. Обязательно нужны налокотники и наколенники, а дополнительно — защита шеи, панцырь (защита груди и спины). Лично мне нравится экипировка брендов Fox, Troy Lee Designs, Alpinestars, 100%. Но можно купить и б/у экипировку на специальных сайтах, если бюджет ограничен.
При выборе тренера обращайте внимание на его результаты, личные качества, реальные результаты, а не корочки, зачетные книжки и звания. Для занятия велоспортом для детей обязательно и педагогическое образование.
Плюсы и минусы велоспорта
Велоспорт — это, в первую очередь, выброс адреналина, развитие выносливости и скорости. Здесь важно принимать быстрые и верные решения. Будем откровенны: полезный навык и в спорте, и в жизни. Также это отличная тренировка для сердца, сосудов и органов дыхания. Во время аэробной нагрузки кислород быстрее проникает в органы и ткани. И, конечно, у BMX-еров очень развит весь мышечный каркас, в основном, ноги.
Минусы — травмы, как и в любом спорте. Чтобы их уменьшить, и нужна специальная экипировка.