велосипед гревел что это значит
Как выбрать гравел (гравийный велосипед)
Все о выборе гравийника: особенности, передаточные диапазоны, размеры колес, давление в шинах и прочее
Универсальность гравийников поражает. У вас есть широкий спектр вариантов подбора компонентов.
Каждый достойный производитель велосипедов имеет в своем ассортименте гравийные велосипеды, но существует множество технических характеристик и вариантов настройки, от передач и размеров колес до ширины шин и аксессуаров.
Некоторые gravel-байки предназначены для комфортной езды по дорогам и грунту, другие созданы для туризма с перевозкой вещей на багажнике. Что вам подходит? На какие параметры нужно обращать внимание? И какие компоненты вы можете настроить, чтобы адаптировать гравийный велосипед к планируемому вами типу езды?
Если вы хотите купить гравийник или улучшить нынешний байк, то мы написали эту статью, чтобы помочь вам принять правильное решение.
Передачи
Несколько лет назад многие гравийные велосипеды были оснащены звездами 50/34Т, обычно встречающейся на шоссейных велосипедах, а также кассетой с довольно узким диапазоном.
Но если вдруг на вашем пути появится хороший подъем, вы, скорее всего, спешитесь, т.к. не хватит сил крутить педали.
Что можно сделать?
В настоящее время наблюдается тенденция к гораздо более низкой передаче для гравийных велосипедов. Фактически, по мере роста популярности гравийных велосипедов, мы видели специальные групсеты для них, такие как Shimano GRX.
В GRX Shimano представила противоскользящие кожухи и новое покрытие рычага, а радиус поворота рычага адаптирован для усиления торможения на рыхлых поверхностях, сместив точку поворота рычага по сравнению с существующими шоссейными рычагами Shimano.
Тем временем SRAM выпустила свой групсет Force eTap AXS Wide, всего-лишь добавив гравийные звезды к шоссеному групсету.
Выбор передних звезд.
Спереди наблюдается тенденция к уменьшению размеров передних звезд и все более широкому использованию суперкомпактных комплектов звезд (именно здесь размеры передних звезд меньше, чем у стандартных компактных звезд 50/34T).
Варианты звезд доступны во множестве комбинаций размера: групсеты Shimano GRX для гравия дают выбор между сочетаниями 48/31Т или 46/30Т. Также все большее количество сторонних производителей, включая FSA, Rotor и Praxxis, продают гравийные системы аналогичного размера.
Помимо более низких передаточных чисел, меньшая передняя звезда означает, что конструкторам велосипедов будет проще добавить зазор для более широких покрышек, поддерживая еще одну тенденцию в дизайне гравийных велосипедов.
Выбор кассеты.
Между тем новейшие задние переключатели, могут работать с кассетами гораздо большего размера, что снова обеспечивает более широкий диапазон передач для езды по бездорожью.
Более старые задние переключатели, разработанные для шоссейных велосипедов, могли втиснуть самую большую звездочку с 30 зубьями, многие современные задние механизмы для шоссейных дорог могут работать с 34Т. Это дает некоторый комфорт в подъемы, особенно с нагруженным байком.
Что касается максимальных передач, кассеты Shimano начинаются с 11 зубьев, но у SRAM есть варианты с 10 зубьями на самой маленькой звездочке. Кассеты с десятью зубьями подходят только для барабана SRAM XD-R, а не для стандартной конструкции Shimano/SRAM.
1х или 2х?
Другой тенденцией в групсетах для гравийных велосипедов стал переход к одной звезде в сочетании с кассетой с очень широким диапазоном, в отличие от обычной двойной системы.
С групсетом 1x вы сэкономите немного веса за счет отказа от переднего переключателя, а также уменьшите вероятность поломок и вероятность скопления грязи. Они также спроектированы удерживать цепь на звезде во время езды по ухабам.
С другой стороны, существует меньше вариантов передач, охватывающих примерно один и тот же диапазон, поэтому переход между передачами менее плавный.
Одинарные звездочки имеют более глубокие зубцы, что помогает удерживать цепь на месте. Одиночные передние звезды обычно имеют чередующиеся широкие и узкие зубья (NarrowWide), соответствующие разной ширине звеньев цепи, опять же для улучшения удержания цепи на неровных поверхностях.
Таким образом, выбор 1х и 2х системы зависит от типа местности. Если вы в основном хотите ездить быстро по дороге и более гладкой местности, двойная система может дать вам больше высоких передаточных чисел и меньшие рывки между передачами. Для более сложной местности стоит остановится на 1х системе из-за преимущества удержания цепи и простого переключения.
Размеры колес.
Обычный размер колес 700c для шоссейных велосипедов продолжает оставаться популярным, но растет количество гравийных виллсетов. Они обычно имеют более широкие обода, чем шоссейные колеса, чтобы обеспечить лучшую посадку гравийных покрышек.
Гравелы всегда имеют дисковые тормоза, а обода почти всегда готовы к использованию без камер. Защита от проколов, которую обеспечивает герметик в бескамерной шине маст хэв при движении по пересеченной местности.
Помимо колес 700c, многие гравийные велосипеды оснащаются колесами 650b. Меньший размер, эквивалентный 27,5-дюймовым колесам горного велосипеда, позволяет устанавливать в раму еще более широкие шины.
Колеса 27,5 добавляют комфорта при езде, а также увеличивает сцепление с дорогой на бездорожье и позволяет вам катать при более низком давлении в шинах. С большой шиной окружность качения колеса 650b такая же, как у колеса 700c с узкой шиной, поэтому передача и управляемость схожи с 700С.
Как и в случае с одиночной / двойной системой, размер колес зависит от ваших целей и того, что вы хотите от гравийного велосипеда.
Для быстрой езды по дороге и легкому гравию стоит остановиться на колесах 700c с более узкими шинами 32-40 мм. Если вы планируете ехать по более сложной местности, вы оцените сцепление и амортизацию с более широкими шинами 27.5×2.1, хотя это может быть за счет скорости на асфальте.
Выбор покрышек.
Ширина покрышек.
Как только вы остановитесь на колесах 700c или 650b, выбор шины будет во многом зависеть от рисунка протектора и ширины. Если важны сцепление с дорогой и устойчивость на грунте или песке- ищите широкие шины с более агрессивным рисунком протектора. Если выпланируете ездить по дороге или по твердому гравию, более узкая и гладкая шина будет более подходящей.
Гравийные шины 700c обычно имеют ширину около 40 мм, хотя вы можете установить шины шире или уже. Типичная ширина 35 мм, 40 мм, 42 мм или 45 мм.
Выбор покрышек, отчасти, зависит от местности, по которой вы едете, и клиренса рамы. Если вы живете в месте с влажным климатом, неплохо было бы оставить зазор для грязи между рамой и покрышкой.
Давление в покрышках
Наряду с рисунком протектора и шириной, давление в шинах является важным фактором, определяющим управляемость вашего гравийного велосипеда.
Более широкие шины позволяют снизить давление, обеспечивая лучшее сцепление с дорогой, потенциально более низкое сопротивление качению и более комфортную поездку.
Подбор давления в гравийных покрышках 700С стоит начать с 40psi, для 650- 35psi.
Если вы едете по неровной поверхности, слишком низкое давление в шинах может привести к тому, что камера, может сплющится и получить пробой (змеиный укус). С бескамерной шиной это не проблема исключена.
Тем не менее, гравийные рамы и ряд компонентов обладают достаточной адаптируемостью, поэтому вы можете легко поменять свой комплект и адаптировать гравийную систему к различным целям и условиям. Ожидайте, что вам придется менять покрышки и, возможно, снаряжение для разных ландшафтов и сезонов.
Как выбрать велосипед? Что такое гравел и почему он такой классный
Как мы выбираем: чтобы ехал побыстрее, при этом оставался экономичным (требовал меньше энергозатрат), иногда в приоритете повышенная проходимость, иногда — вместительный багажник. В общем, чтобы был на все случаи жизни, но при этом оставался каким-то особенным. Погодите-ка, мы все еще о велосипедах? Ну разумеется! Среди всего многообразия предложений Каталога мы стремимся указать на ту модель, которая подойдет лучше всего именно вам. И сегодня в программе нечто особенное: гравел-байки — пожалуй, одно из самых модных веяний на сегодняшний день. Причем, что необычно, вполне заслуженно. Не пугайтесь названия, речь пойдет об очень классных велосипедах.
Выбираем гравел
Напоминаем, как устроен наш путеводитель. Каталог — это настоящая пещера Аладдина, полная сокровищ. Где-то там, среди всех прочих чудес, находится то, что вам нужно. Осталось это найти, не остановившись ненароком на полпути. Чтобы облегчить задачу, воспользуемся системой фильтров. Ничего сложного: выбираем то, что подходит именно нам, отбрасывая все прочее в сторону. Осталось определиться с тем, что же конкретно выбрать — и как раз с этим мы поможем.
Класс
Сейчас к экранам должны прильнуть все те, кто вполне обоснованно утверждает, что горный велосипед — это не универсальный солдат, и большинству для покатушек он не подходит. Давайте разделим весь рынок на несколько сегментов: классические городские велики (сюда отнесем и дедушкин «взрослик», и всякие там круизеры); шоссейные велосипеды (к ним же отнесем разделочные и триатлонные байки — все это, как ни крути, в первую очередь спортивные снаряды); горники (найнеры / не найнеры — все они на один профиль). Остается расширяющийся сегмент так называемых гибридов и прочих турингов, и вот тут велопромышленность внезапно вбросила в массы новинку.
Они там пока решают, как это все назвать правильно да единообразно, но на нашем рынке такие велосипеды относят к разряду гравелов. Со стороны их можно нечаянно перепутать с шоссейниками (и действительно, некоторые достоинства этого класса переняты), но гравел — это самостоятельная единица. Он медленнее шоссейника, так как не обладает настолько спортивной геометрией, однако именно это позволяет чувствовать себя на нем более комфортно. Профи могут терпеть в седле в неудобной позе по семь часов кряду, но вам, возможно, это ни к чему. К тому же гравелы оснащаются более универсальной резиной: широкой (обычно до 38 мм или даже больше), с вменяемым протектором. Такие шины достойно катят по асфальту, при этом легко проглатывают любое неэкстремальное бездорожье.
Говоря проще, гравел — велик на все случаи жизни, просто еще не все об этом знают.
Материал рамы
Другое дело — цена. Гравел наверняка будет дороже соперников в одном классе. Его стоимость стремится к стоимости шоссейного велосипеда, что вполне объяснимо с учетом схожести комплектующих.
Начнем с рамы. На рынке можно встретить различные варианты, но выбирать, скорее всего, придется из алюминия и карбона. Дело в том, что сталь хоть и любима ценителями классического велосипедного образа, однако постепенно отходит в тень и все чаще используется разве что бутиковыми брендами. Бутиковый бренд — это когда совершенно не понятно, почему продукт столько стоит. Адепты возразят: все дело в том, что в производстве используются только самые дорогие материалы. Но это не отменяет вопроса — зачем? Мы же все еще говорим о велосипедах, верно?
Примерно туда же приходится задвигать титановые рамы. Они всем хороши: титан легок и при этом прочен (его трудно даже поцарапать), не подвержен коррозии. Но он редкий, дорогой, часто эксклюзивный. Короче, если хотите титановую раму — наше вам уважение. Ну а если острой потребности нет, возможно, имеет смысл выбрать что-то подоступнее.
В этом смысле самый доступный материал — это алюминий. И правда в том, что он всем хорош: легкий, прочный, износостойкий. Не ржавеет и почти не устаревает. Алюминий хорош для производства самолетов, и, поверьте, он хорош для производства велосипедов. Но он доступный и недорогой, поэтому маркетологи часто воротят нос — не слушайте их.
Второй вариант, без сомнения популярный (можно сказать, выбор профессионалов) — это карбон. Мы уже рассказывали о том, что он бывает хорошим и плохим, дорогим и не очень дорогим. Главное достоинство карбона — жесткость при одновременной способности поглощать вибрации. Жесткость велосипеда — это трансформация ваших усилий в движение: чем велосипед жестче, тем меньше энергии уходит впустую. Но нужен и комфорт, иначе дорожное покрытие вытрясет из вас всю душу. Карбон даст больше комфорта по сравнению с алюминием.
Но есть и минусы. Во-первых, достоинства дешевого карбона остаются предметом споров. Правильное плетение волокон, число слоев, используемое сырье — все это достаточно сложная наука. Досадно переплатить и ничего за это в действительности не получить. К примеру, рама из никудышного карбона не будет легче хорошей алюминиевой, но точно продастся маркетологами куда дороже. Во-вторых, карбон — материал хоть и надежный, но не вполне стойкий к ударным нагрузкам. Он выдержит ездока и почти наверняка не сломается даже на сложном рельефе, однако неудачно отскочивший камушек с дороги может запросто оставить заметный скол. А гравел, мы понимаем, велосипед не для паркета.
В общем, раму выбирать нужно с оглядкой на бюджет. В любом случае мы вправе рассчитывать, что наш гравел будет весить в районе 10 кг, а то и меньше, что очень даже неплохо для велосипеда такой проходимости. Вес и скорость, мы помним, достались ему в наследство от шоссейника.
Зачем гнутый руль?
Что еще гравел унаследовал от шоссейного велосипеда, так это руль-баран. Некоторые смотрят на него скептически, отдавая предпочтение прямому флэтбару или райзеру. И совершенно напрасно. У шоссейного руля есть неоспоримые преимущества. Как минимум он правильной ширины: рули по 70 см имеют смысл на сложных трейлах, где рулежка решает, но при менее специфичных покатушках вам будет куда удобнее ехать с руками, расставленными на ширине плеч, а не так, будто вы пытаетесь охватить фитбол в спортзале. Но самое главное преимущество «барана» — вариация хватов. Переместить кисти рук, взяться за руль снизу, сверху, за ручки — все это возможность разгрузить мышцы, не допустить болезненных ощущений при долгих поездках. В общем, попробуйте обязательно: войдете во вкус — за уши будет не оттащить, это точно.
Еще один важный момент — вынос, а именно его длина и высота. Не бойтесь экспериментировать с этим: рулевая колонка велосипеда сделана таким образом, что вынос можно переставлять выше или ниже, к тому же не проблема найти модель подлиннее или покороче. Также подкорректируйте положение седла, найдите оптимальную для себя посадку, и долгие велопоездки перестанут быть проблемой.
Тормоза
Когда речь заходит о байках, которые предполагается использовать на бездорожье, дисковые тормоза по умолчанию считаются наилучшим выбором. В случае с гравелами есть и еще один нюанс. Навесное оборудование этому типу велосипедов во многом досталось от шоссейной ветки велосипедного строительства. Не так давно производители, в частности Shimano и Campagnolo, выпустили специфичные классы оборудования: GRX и Ekar соответственно. Но шоссейные калиперы на гравелах использовать невозможно — слишком широкая резина. Кантилеверные тормоза решали вопрос, но не получили должного технического развития. Так что на вашем гравеле будут дисковые тормоза, и точка, никакой альтернативы. Ну и ладно, в данном случае диски действительно органично вписываются в общую концепцию велосипеда.
Другое дело, какие тормоза выбрать. Варианта два. Первый, бюджетный — это дисковая механика. То есть тормозные колодки приводятся в движение металлическим тросом. Такой механизм очень прост в обслуживании и настройке, в меру надежен и, как правило, недорог в эксплуатации. Есть и нюансы: в некоторых моделях, к примеру, движется только одна колодка, прижимая диск к другой. В любом случае тормозить велосипед будет, но от идеала такой механизм далек, экстренных ситуаций лучше избегать.
Дисковые гидравлические тормоза — это нечто, пришедшее в велоспорт от других, тяжелых видов транспорта. Такая система торможения считается наиболее современной, технически сложной, дорогой, но при этом эффективной. Колодки сжимаются под воздействием гидравлической жидкости. Не нужно бояться, что в неподходящий момент гидролиния порвется — все это страшилки для любителей такого жанра. Ничего с гидравликой не случится, скорее колодку заклинит, если тормоза не обслуживать хотя бы время от времени, но это риск для любой технологии. Поэтому выбор для многих очевиден, все опять же сводится к возможностям бюджета.
Если сравнивать с другими классами велосипедов, то в любых горных моделях диски прижились уже очень давно, а шоссейный велоспорт буквально за два-три года также почти полностью перешел на эту сторону. И если в случае с шоссейниками все не так однозначно (никуда не исчезла проблема перегрева, отвратительного визжания, да и в целом многие считают эту технологию избыточной для шоссе), то для гравелов диски — это плоть от плоти. Для бездорожья надежнее дисков еще ничего не придумали, а вопросов с перегревом и прочими «болячками», выявленными на скоростных шоссейных спусках, просто не существует в другом жанре — не те скорости.
Количество звезд
Еще одно ноу-хау, которое маркетологи безуспешно пытались продать шоссейному велоспорту, — одна звезда спереди, то есть односкоростная система. Не пошло: скоростной диапазон слишком широк и слишком разнится в зависимости от рельефа. Зато для гравела все совсем иначе. Иметь одну звезду спереди — значит в какой-то мере сузить свой выбор. Но он все равно останется достаточным: трудно представить ситуацию, когда набора из 42 или даже 44 спереди и 11—42 сзади будет мало как начинающему, так и продвинутому велолюбителю. К тому же простота конструкции вас однозначно порадует: сэкономите на переднем переключателе.
Если же намерены гонятся не на шутку, меняя тип покрытия с асфальта на бездорожье, то можно обратить внимание и на велосипеды с двухскоростными системами. Традиционно в таких моделях спереди устанавливают звезды на 46—36, что закрывает вопрос с передаточным соотношением на любом рельефе.
Хотя общая тенденция для вида — меньше звезд спереди и больше звезд сзади. 13-скоростные кассеты уже не редкость, но, в отличие от разных видов систем, число звезд сзади никак не отражается на оснастке велосипеда.
Родство с циклокроссом
Массы так не хотят, массы так не поедут. Поэтому в гравелах геометрия рамы укороченная, что позволяет сидеть прямее и выше, то есть удобнее.
Производители в этом смысле оказались на перепутье. Мало кто с нуля стал разрабатывать гравел для собственного модельного ряда. Создание велосипеда — процесс непростой, а результат всегда неопределенен: зайдет новинка или не зайдет, какими в принципе будут тренды в этом направлении. Понимая это, индустрия пошла другим путем. У кого чего удачного в линейке было, тот это и попытался адаптировать. К примеру, берет именитый велобренд удачную модель шоссейного велосипеда. Укорачивает раму и расширяет зазоры для того, чтобы помещались широкие колеса, — гравел. У другого был хороший циклокросс. Путем легких переработок из циклокросса получается все тот же гравел — удобно же. Главное, название придумать, чтобы про adventure и endurance.
Кстати, пару слов о циклокроссах. Кто поопытнее, наверняка с самого начала беседы критически вскинул бровь, заметив некоторое явное сходство между двумя типами велосипедов. Расслабьтесь, гравел — он попроще, подоступнее. Циклокросс, как и шоссейник, остается узкоспециализированным спортивным снарядом с соответствующими безжалостными требованиями к спортсмену в плане подготовки (в том числе это касается посадки). Но если за плечами есть некоторый опыт, можно присмотреться и к циклокроссам — сходств и правда немало.
Что такое гравел байк? Кому он подойдет?
Гравийный велосипед взял расслабленную геометрию шоссейных эндуранс велосипедов, но с усиленной рамой и вилкой, которые позволяют устанавливать мощные покрышки, обычно от 35С и больше. Также, такие велосипеды, как правило, оборудованы дисковыми тормозами. Передачи и кассета больше напоминают горный велосипед. На раме имеются все необходимые отверстия для крепления фляг с водой, крыльев, на некоторых моделях и багажника.
Концепция гравела
Почему это не циклокросс?
Действительно, описание гравийного велосипеда очень близко к циклокроссовым моделям. Более того, многие незадачливые производители на фоне роста популярности гравийников просто добавили к своим циклокроссовым моделям слово «gravel», по сути ничего не поменяв в конструкции.
На самом деле настоящий циклокроссовый велосипед является полноценным спортивным снарядом с агрессивной геометрией и посадкой, прямо как у классических шоссейных велосипедов. Геометрия таких велосипедов больше адаптирована для гонок, то есть динамичных непродолжительных заездов. Идея гравийных велосипедов заключается в том, чтобы за счет своей геометрии обеспечить более расслабленную и комфортную посадку, благодаря которой в седле можно находится продолжительное время.
Почему не гибрид?
Кому подойдет гравийный велосипед?
Благодаря своей универсальности гравел байк подойдет многим. В первую очередь он придется по вкусу любителям шоссейных велосипедов, которым нужно нечто более универсальное, чем просто шоссейник. На гравийном велосипеде можно и тренироваться, и ездить в длительные заезды по шоссе, не боясь при этом съехать на пересеченку или прокатиться по лесу. Благодаря этому такой велосипед также отлично подойдет для велопутешествий.
Гравел-байки (гравийные велосипеды)
На сцену выходят гравел байки
На мой взгляд, толчком к выделению гравелов в отдельный класс послужило решение производителей велокомпонентов вывести на рынок шоссейных велосипедов дисковые тормоза. Перед маркетологами стояла непростая задача — сломать скепсис потребителей: ведь самые консервативные велосипедисты это шоссейники. Шоссейные велы не менялись по сути десятилетиями, вбирая в себя лишь технологические инновации, но форма оставалась неизменной много лет.
И тут — дисковые тормоза, вопиющий моветон. Маркетологи, видимо, рассуждали так: во-первых, людей надо приучить к виду шоссера с дисками. Во-вторых, у нас есть класс комфортных шоссеров, который не очень популярен ввиду узости ниши — вроде как обычный шоссейник, только тяжелее и медленнее.
Давайте поставим на него дисковые тормоза и будем позиционировать как универсальный шоссейный велосипед. В первую очередь станем упирать на то, что он способен ездить по гравийным дорогам (вот, диски в подтверждение), а на асфальте лишь немного уступает спортивному шоссейнику. А там глядишь, дисковые тормоза перестанут вызвать бешенство у велосипедистов, тогда и переведем на них всю шоссейную линейку.
Совет маркетологам, как сделать хороший гравел байк
Итак, рецепт хорошего гравел байка:
Рама. Берем легкую раму от циклокроссера, дорабатываем, чтобы вмещалась более широкая покрышка, полноразмерные крылья и еще оставался достаточный грязевой зазор. ETT рамы должна быть немного короче, чтобы посадка стала более вертикальной, а углы рулевой трубы менее острыми, для более комфортной и плавной рулежки. Задний треугольник делаем длиннее, гораздо длиннее, чтобы колесная база расширилась почти до значения, принятого у турингов. Обязательно добавляем резьбовые отверстия для крепления крыльев и багажников.
Трансмиссия. По всей видимости, тенденция «одна звезда спереди» приживется на гравел байке, поэтому уместной будет трансмиссия с кассетой на 11 скоростей с большими «нижними» звездами, что-то типа 11-42.
Руль. Так как гравел предназначается для шоссейных и гравийных дорог, а не для города, то имеет смысл ставить широкий «баран» — на дальних перегонах такой руль позволяет сменить максимальное количество положений рук.
Тормоза. Диски, без вариантов. Вообще, история с гравел байками отчасти началась с дисковых тормозов, например, маркетологи Specialized одними из первых поставили диски на свои циклокроссеры не гоночных моделей и назвали это gravel advetnure bike.
Здесь не столько важно, какие покрышки установлены в стоке, сколько возможность поставить размер вплоть до 40мм, причем чтобы еще остались грязевые зазоры. По дефолту, на мой взгляд, должно стоять что-то с не слишком агрессивным протектором, но достаточно широкое
Смысл в том, что это гравел байк — велосипед для гравийных дорог, не для грязи. На гравийках нужна широкая и мягкая резина. Эта же резина будет хорошо катить и по асфальту.
Adventure road bike
Маркетологи на достигнутом, разумеется, не остановились, потому что эндуранс вроде как зашел, но не так, как бы этого хотелось. Ниша по прежнему остается узкой, велосипедисты отказываются признавать шоссейный велосипед универсальным лишь на том основании, что у него появились дисковые тормоза.
Поэтому, решили они, давайте пойдем немного дальше. Вы хотите реально универсальный шоссейник? Мы дадим его вам! Надо максимально отстроиться от спортивного применения — наш новый байк для фана, поэтому назовем его Adventure road bike, что значит, шоссейный велосипед для приключений.
Возьмем за основу циклокроссер, немного увеличим слоппинг верхней трубы и удлиним задний треугольник, тормоза, конечно же, поставим дисковые. Угол наклона рулевой трубы сделаем не таким острым, чтобы рулежка стала более вальяжной. Резина должна быть чуть шире, чем на кроссерах, но с менее агрессивным протектором.
Scott Speedster Gravel 2017
Позиционировать это будем как шоссейный велосипед, пригодный для жесткого оффроада, а когда спросят, чем он отличается от циклокроссера, станем загадочно улыбаться.
Adventure bike — универсальный велосипед на базе шоссейника, предназначенный для быстрой езды по плохому асфальту и грунтовым дорогам. Применяются дисковые тормоза и шины 35-38мм.
Маркетологи многих веломарок сделали слишком буквально — приписали к существующим в модельном ряду циклокроссерам приставку Adventure или Gravel, и дело в шляпе. Другие всё же адаптировали рамы и вилки под вышеприведенное описание и получили нечто среднее между endurance и циклокроссером.
Одним словом, сейчас под понятием гравел байк может стоять всё, что угодно, но всё же основных тренда два: почти шоссейник и почти циклокроссер, в разных пропорциях и консистенциях. Судя по реакции велосипедистов, гравел в смысле Adventure bike находит больше понимания в их сердцах.
Потребительские метания
У меня пока что идет в голове борьба противоположностей: вроде бы и нужен новый велосипед и вроде бы гравел это как раз то, о чем я мечтал длинными зимними вечерами. Но! Внутренний голос жабы шепчет: зачем тебе еще один вел, ведь есть же складник и гибрид. Голос практичности шепчет: зачем тебе гравел, вспомни, сколько раз за этот год ты съезжал с асфальта, возьми обычный шоссер и не выпендривайся!
Так что я пока не определился, настолько ли мне нужен гравел, насколько мне нравится эта концепция. Может быть, учитывая то, что я крайне неохотно съезжаю с шоссе и то, что там, где я катаюсь на шоссере, асфальт вполне хорошего качества, гравел окажется в роли «городского MTB», который 99% времени ездит по асфальту и жужжит шипастыми покрышками…
С другой стороны, гравел будет просто идеальным вариантом для тех людей, которые мечтают о шоссейнике, но из-за плохого качества асфальта не решаются на его покупку. На плохом дорожном покрытии гравел будет гораздо комфортнее и быть может, даже быстрее шоссера, плюс к этому у вас останется полноценная возможность съехать в лес на грунтовку.
Какой гравел выбрать
Или же противоположность — Salsa DEADWOOD 29+, трудно поддающийся классификации гравел туринг байк, заточенный под бездорожье.
А вот GT Grade Adventure, вроде бы гравел, но по геометрии и грязевым зазорам практически — циклокроссер.
Сейчас в модельном ряду основных производителей первого и второго эшелона обязательно найдется велосипед, так или иначе подходящий под классификацию гравел, поэтому просто сопоставляйте характеристики и выбирайте то, что вам надо. Маркетинг он такой маркетинг — дает нам выбор, что бы там не говорили. Хотя, часто его же и забирает…
Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:
Почему не гибрид
Опять-таки опытный человек спросит: «Ну ок, нужен вам велосипед для долгих комфортных поездок по асфальту с возможностью бездорожья. Есть же гибриды — они как раз и придуманы для такого использования». Лично меня не устраивает в гибридах две вещи: прямой руль и большой вес. Покатав изрядно на этом типе, я пришел к выводу, что он совмещает не сильные стороны MTB и дорожного вела, а наоборот — слабые. На шоссе он не слишком быстр из-за большого веса и почти вертикальной посадки, а на бездорожье сливается горному байку из-за узких шин и высокого центра тяжести.
Что такое велосипед гибрид — помесь горного и дорожного байка, выбор для тех, кто любит универсальность
Гравел же наоборот, берет сильные черты от своих предков: на асфальте это почти шоссейник: посадка хоть и не такая низкая, как на классическом шоссере, но и отнюдь не вертикальная. На бездорожье же из-за широких шин (считаю, что настоящий гравел байк должен быть оснащен широкой мягкой резиной без ярко выраженного протектора) он будет вполне конкурентоспособен везде, за исключением жидкой грязи.
Зачем вообще нужны гравелы
Основная легенда маркетологов такова: впереди перед вами длинный произвольный маршрут, где хватает хорошего асфальта, разбитого асфальта, грунтовок и даже немного грязи. Вам одновременно нужен и шоссейник, и циклокроссер, и туринг, и даже иногда мтб. Всё это можно найти в одном велосипеде — удобная посадка, широкие шины, комфорт на плохой дороге и грунтовке, но в то же время это всё таки шоссер! Старый добрый шоссер!
Вы спросите, почему не гибрид, почему не циклокросс, ведь они тоже неплохо отвечают всем требованиям. Они отвечают: потому что для нас придумывать новые велы это работа, а для вас выбирать их — это развлечение. Придумайте сами, зачем вы хотите именно такой велосипед. Кто лучше вас знает, зачем вы хотите купить гравел байк? Особенно если у вас уже есть шоссер, циклокроссер и мтб.
Имеет ли право на жизнь такой подход? На мой взгляд, более чем. Я двумя руками за маркетинг, когда он внедряет новые смыслы в существующие явления, в данном случае получается действительно хороший велосипед, который попал в аудиторию.
Рынок принял гравелы, это уже свершившийся факт. Сложно сказать, что будет через несколько лет, куда сместятся велосипедные тренды (как минимум, на гравелах появятся подвески), но на данный момент гравел байк, будь то в виде эндуранс или адвенчер, является достойным претендентом на покупку для тех, кому обязательно нужен руль-баран.
NS Bikes RAG+ Gravel Bike
The NS Bikes RAG+ Gravel Bike is a road and gravel bike, which rolls on the traditional 700c road tyres (up to 45c in width). However, the plus after the model name refers to its ability to also run 27.5″ MTB wheels with tyres as wide as 2.2″. This benefit makes this bike a perfect all-rounder that is suitable for everything from commuting, cyclocross racing and off-road trail riding.
Modern Day Technology
This bike is equipped with a bag full of awesome, modern day technology. Featuring a lightweight and extremely tough alloy frame, a full carbon fibre fork, front and rear thru-axles, an 11-Speed drivetrain combined with disc brakes and the ability to run tubeless tyres up to mountain bike sizes; this bike can become the only bike you will ever want and ever need.
Features:
Easy Assembly
When you order a bike, one of our trained mechanics will carefully prepare and pack your bike for shipping. Upon delivery, the assembly is simple and all necessary tools are conveniently included in the box.
Depending on the delivery service and destination, bikes will either be delivered in a large or a small box. Below is a guide as to how your bike will arrive:
This video demonstrates assembly from a SMALL BOX.
This video demonstrates assembly from a LARGE BOX.
Что такое шоссейный велосипед и чем он стал плох
На протяжении долгого времени тот велосипед, который мы называем шоссер, был спортивным снарядом и использовался в основном в тренировочных и соревновательных целях. Обычные люди выбирали дорожный велосипед, он отличался от шоссейника всем, кроме руля-барана: гораздо больше весил, имел комфортную геометрию, более широкие покрышки, меньше скоростей (или вообще их не имел). В те времена мало кому приходило в голову покупать спортивный байк для езды в своё удовольствие.
Но к началу 2000-х велосипедная маркетинговая машина уже крутилась на полных оборотах, неожиданно оказалось, что созрел так называемый средний класс велосипедистов, готовых платить, и платить много за своё увлечение. Инвесторы поняли, что велосипед — это замечательный высокомаржинальный инструмент по изъятию лишних средств у населения, из-за чего денежная накачка велоиндустрии увеличилась во много раз.
Вот тогда-то шоссейный велосипед и перестал быть исключительно спортивным снарядом. Шоссер начали покупать обычные люди — средний класс увлеченных велолюбителей. Накат и легкость хода поражали, а малый вес позволял форсировать горки гораздо энергичнее, чем на дорожных или тем более горных велосипедах. Оказалось, что шоссейный вел совсем не хлипкий, как это кажется, а что касается непривычной посадки, то после первой сотни километров дискомфорт исчезал без следа. Тренд пошел в массы.
Шоссейный велосипед отличается собранной геометрией, крайне малыми зазорами рамы и вилки, короткой колесной базой и узкими (23-25мм) шинами высокого давления. Предназначение: тренировки и гонки по шоссе, марафоны и бреветы.
Маркетологи со свой стороны поняли это так: люди пересаживаются на спортивные шоссейники? Значит, чтобы продать им через два года новую модель, нужно сделать её еще спортивнее, еще легче, еще быстрее, ведь это именно те качества, которые «нужны» самому обычному катальцу.
Specialized Tarmac S-Works 2010
Однако, немалая часть покупателей начала отваливаться, наигравшись со спортивной игрушкой. Сами они любительскими гонками так и не увлеклись, а катание исключительно по асфальту на жестком велосипеде в посадке «кверху задом» им стало казаться ограничением. И тогда эти люди стали искать альтернативу — нужен был велосипед с рулем бараном, но способный ехать по грунтовкам. Выбирать приходилось из двух видов: циклокроссеров и турингов.
Циклокроссеры по своей сути — те же жесткие шоссейники со спортивной посадкой, просто с более широкими и агрессивными шинами, поэтому это как бы не совсем то, чего жаждала душа. Туринги — слишком тяжелые, слишком надежные, вчерашнему шоссеристу было сложно привыкнуть к упавшей скорости из-за потенциальной возможности съехать на грунт.
Нужно было что-то другое, нечто остававшееся в парадигме шоссейного велосипеда, но чуть-чуть менее спортивное, чуть-чуть более комфортное. Чтобы возможность езды по грунту была реализована лишь в качестве дополнения, а не основного направления.
NS Bikes RAG+ Gravel Bike
The NS Bikes RAG+ Gravel Bike is a road and gravel bike, which rolls on the traditional 700c road tyres (up to 45c in width). However, the plus after the model name refers to its ability to also run 27.5″ MTB wheels with tyres as wide as 2.2″. This benefit makes this bike a perfect all-rounder that is suitable for everything from commuting, cyclocross racing and off-road trail riding.
Modern Day Technology
This bike is equipped with a bag full of awesome, modern day technology. Featuring a lightweight and extremely tough alloy frame, a full carbon fibre fork, front and rear thru-axles, an 11-Speed drivetrain combined with disc brakes and the ability to run tubeless tyres up to mountain bike sizes; this bike can become the only bike you will ever want and ever need.
Features:
Easy Assembly
When you order a bike, one of our trained mechanics will carefully prepare and pack your bike for shipping. Upon delivery, the assembly is simple and all necessary tools are conveniently included in the box.
Depending on the delivery service and destination, bikes will either be delivered in a large or a small box. Below is a guide as to how your bike will arrive:
This video demonstrates assembly from a SMALL BOX.
This video demonstrates assembly from a LARGE BOX.
Как появлялись комфортные шоссеры
Маркетологи к этому времени уже увидели новый спрос на немного иные шоссейники и были рады этот спрос удовлетворить — так появились велосипеды, которые в целом называли Comfort road bike. Основное отличие этого вида от спортивных шоссеров было в более длинном заднем треугольнике и покрышках 25мм (вместо 23), а также немного более вертикальной посадке.
Specialized Secteur 2013
Такие велосипеды значительно более удобны на длинных дистанциях и плохом асфальте, поэтому свою долю рынка они заняли: кто-то пересаживался на них со спортивного вела, кто-то брал в дополнение, чтобы катать марафоны. При желании, можно катать и по твердым грунтовкам.
При кажущейся хрупкости шоссейный велосипед способен вынести многое
На этом шоссейная линейка могла бы и устояться: есть спортивные велы для тренировок и гонок, есть комфортные для бреветов и простого катания, есть циклокроссеры для маршрутов с большой долей грунтовок, но: