велошлем для чего нужен
Миф: велосипедный шлем сможет вас защитить
Общество постоянно диктует нам определённые нормы поведения. В принципе, это нормально, потому что существование любого государства (города, общины, семьи) основано на том, что люди договорились между собой жить по правилам.
Намного хуже, когда навязывание норм поведения начинают оправдывать заботой о вашей безопасности. Все в курсе, что досмотр сумок при входе на вокзал, блокировка «Телеграма» или строительство подземных переходов ничего общего с безопасностью не имеет.
Тем не менее, большинство принимает эти правила и даже нападает на разумные предложения изменить систему в пользу реальной безопасности. Например, идея снизить максимально допустимую скорость в городах до 50 км/ч вызывает у автомобилистов жгучую боль в том месте, которым они приросли к водительскому креслу. От предложения убрать бесконечные противопешеходные заборы вдоль улиц у любого мэра начинает идти пена изо рта.
Но если вы думаете, что всё это присуще только России, вы ошибаетесь. Есть одно неписаное (а в ряде случаев писаное) правило, которое стало общепринятым. Ему следуют во всём мире, хотя для этого не было никаких оснований.
Речь идёт о велосипедном шлеме. Надевать велошлем рекомендуют едва ли не во всех странах мира. В ЕС и многих штатах США дети обязательно должны носить шлем при катании на велосипеде. В Австралии и Новой Зеландии это правило распространяется и на взрослых. Не обходится и без пропаганды: если в каком-нибудь рекламном ролике есть велосипедист, то в 99% случаев он будет в шлеме.
В посте «Правила жизни велосипедиста в России» я написал, что шлем надевать желательно, особенно если ты ездишь на велосипеде по автомобильным дорогам. Но с тех пор мне попалось на глаза несколько статей на эту тему, и я переменил отношение к вопросу.
«Где твой шлем?!» – любят спрашивать взволнованные граждане, глядя на велосипедиста. На первый взгляд, запрет на велопоездки без шлема кажется правильной мерой. Но не всё так однозначно. Многие велосипедисты сознательно не используют шлем. Кроме того, есть исследования, которые показывают, что от шлемов больше вреда, чем пользы.
Давайте разберёмся, почему велошлем вам скорее навредит, чем защитит вас.
1. Ездить на велосипеде без шлема не так опасно, как кажется
Почему принято считать, что шлем так необходим? В 1989 году медицинский журнал New England опубликовал исследование, согласно которому велошлем сокращает угрозу получения травмы головы и травмы мозга на 85% и 88% соответственно. С тех пор многие СМИ оперировали именно этими цифрами, не утруждая себя ненужными уточнениями. Например, эта статистика применима только в том случае, если ДТП произошло.
А что если сравнить риск получения травмы головы велосипедистом с риском получения такой же травмы другими участниками движения?
У пешеходов он в полтора-два раза выше. У автомобилистов – немного выше, у мотоциклистов – несопоставимо выше. Но предложение обязать пешеходов и водителей надевать шлем при каждом выходе из дома прозвучало бы смешно и нелепо.
Согласно австралийскому исследованию 1996 года, ношение шлемов водителями машин в 17 раз уменьшило бы количество смертей среди них от травм головы. Почему же тогда акцент делается именно на рисках велосипедистов?
2. Шлем провоцирует водителей!
Знаете, чем человек за рулём отличается от обычного человека? Он всегда уверен, что контролирует ситуацию. Даже если если он выпил 2 бутылки водки, разогнался на «БелАЗе» до 300 км/ч в гололёд, впереди на дорогу выбежал котик, и наш гонщик Спиди пытается маневрировать, одновременно глядя в навигатор, разговаривая по телефону и руля коленями.
К чему это я? Когда водитель видит вас в шлеме, он окончательно перестаёт задумываться о вашей безопасности.
Провели исследование и заметили, что когда водитель видит велосипедиста в шлеме, он ведет машину опаснее. Водители полагают, что шлем на вашей голове = безопасность. Если вдруг зацепят, ничего страшного: шлем же! Шлем якобы защитит вас от травмы, а водителя – от тюрьмы. При обгоне велосипедистов в шлеме водители оставляют им меньше места, чем когда человек не защищён.
На самом деле велошлем лишь провоцирует водителя вести себя менее аккуратно по отношению к вам. Стоит ли объяснять, как это сказывается на вашей безопасности на дорогах?
3. Шлем провоцирует велосипедистов!
Но давайте не будем перекладывать всю ответственность на водителей. На психологию самого велосипедиста ношение шлема действует точно так же. Шлем даёт своему обладателю ложное чувство безопасности.
Велосипедист начинает вести себя менее внимательно, ездит быстрее, решается на манёвры, на которые без защиты не пошёл бы. Особенно это касается детей. Дети и так склонны считать себя неуязвимыми, а в шлеме перед вами уже готовый супергерой.
Здесь можно ещё провести аналогию с горными лыжами. Когда лыжники надевают шлемы, они начинают больше рисковать, в результате количество травм не уменьшается, а, наоборот, возрастает!
Не все шлемы удобны. Иногда они слишком громоздкие, иногда они сползают на лоб. В ряде случаев это может послужить причиной того, что вы не заметите машину или пешехода и попадёте в аварию. Опять же, непонятно, почему эта проблема игнорируется статистикой.
Есть также теория, что носить велошлемы попросту вредно для позвоночника и его соединения с черепом, но в ней слишком мало доказательств.
5. Меньше велосипедистов
Законы об обязательном ношении шлемов провоцируют людей отказываться от велопоездок. Это попросту неудобно, шлем лишает велосипедиста удовольствия от передвижения. Кто-то не хочет портить прическу, кто-то не хочет таскать с собой громоздкий девайс. С велопрокатами вообще беда: надевать шлем после чужого вам человека просто негигиенично. Не хватало ещё чьих-то вшей подцепить.
Федерации велосипедистов в развитых странах активно противодействуют нелепому законодательству, но получается не всегда.
Таким образом, принудительное ношение шлемов велосипедистами затормаживает развитие велодвижения.
Дальше всё просто. Чем меньше велосипедистов, тем менее развитая в городах велоинфраструктура. Тем менее внимательны водители. И в итоге ездить на велосипеде становится опасно.
В Амстердаме и Копенгагене, самых велосипедных городах мира, шлемы используют единицы. Может быть, процентов 10% от всех участников велотрафика.
Стоит ли надевать велосипедный шлем
1. Почему многие не надевают шлем?
2. Почему стоит надевать шлем?
3. Что нужно делать, чтобы максимально обезопасить себя
4. Топ-5 неадекватных поступков, при которых шлем не поможет
Стоит ли надевать шлем? Часто велосипедисты задаются этим вопросом, но не все приходят к покупке шлема.
1. Почему многие не надевают шлем?
Предлагаем ознакомиться с главными аргументами
1. В шлеме я глупо выгляжу.
2. Он портит мою причёску.
3. Я езжу очень аккуратно, мне шлем не нужен.
4. Я же не спортсмен-профессионал, экстремально не гоняю, зачем мне шлем?
6. Я велосипед купил, чтобы ездить, а не падать.
Согласитесь, так себе доводы. Но не будем углубляться в споры, ведь законодательно ношение шлема при езде на велосипеде никак не регламентировано, поэтому это личный выбор каждого.
2. Почему стоит надевать шлем?
Всё же, не можем не отметить, почему стоит надевать шлем, даже если вы отправляетесь на велосипедную прогулку, в магазин или в парк.
1. Множество падений происходит среди самых «аккуратных и медленных» начинающих велосипедистов, которые не до конца понимают, как правильно тормозить, проезжать бордюры (в Питере поребрики), объезжать ямы, вести себя на дорогах, велодорожках и тротуарах.
2. Плотность населения в городах растёт, на дорогах огромное количество автомобилей, даже на велодорожках и тротуарах очень много опасностей, которые могут привести к падению.
3. Не так страшно само падение, как его прекращение. Сможете ли вы правильно сгруппироваться и упасть, сохранив невредимой голову? Большой вопрос.
4. Падения происходят неожиданно, мало кто постоянно находится в напряжении и ожидании возможного падения, поэтому в доли секунды оценить ситуацию и принять меры к устранению опасности удаётся немногим. Хорошо, если в этот момент на вашей голове будет шлем, ведь очень сложно предугадать, как всё произойдёт.
5. Шлем вам может понадобиться в одной из 1000 поездок, но вы никогда не угадаете, в какой именно. Но когда он понадобится – он спасёт вам жизнь. Травмы конечностей залечиваются, а вот травмы головы могут напоминать о себе всю жизнь.
6. Удивительно, но в шлеме вашей голове в прохладную погоду будет теплее, а на солнцепёке прохладнее. Всё просто – в прохладную погоду прилегающие части шлема сохраняют тепло, а отверстия выводят лишние тепло и влагу наружу. В то же время, в жару вы можете полить голову водой и эффект испарения и охлаждения головы будет длиться дольше, чем без шлема.
К сожалению, реальность такова, что велосипедисты задумываются о приобретении шлема либо когда попали в неприятную ситуацию с падением, либо когда едва-едва в неё не попали. Важно понимать, что лучше к подобной ситуации быть готовым, защитив свою голову, чем потом сокрушаться, что в тот момент не было шлема.
3. Что нужно делать, чтобы максимально обезопасить себя?
1. Перед тем, как выезжать на велосипеде, сначала нужно изучить правила дорожного движения. Причём не только основной свод правил, но в особенности те, что касаются велосипедистов.
2. Важно понимать, как ведут себя водители других транспортных средств по отношению к велосипедистам. Также нужно знать, как ведут себя пешеходы на тротуарах, если вы планируете передвигаться по ним.
3. Очень важно быть заметным на дороге. Заметная одежда, отражатели на велосипеде и ногах, передний и задний фонарики – всё это должно быть у вас даже днём.
Соблюдая эти простые правила и надев шлем, вы можете быть уверены, что свели к минимуму возникновение неприятных ситуаций с вашим участием и тем более с вашей стороны. Как правило, экипированный по всем правилам, предсказуемый, «понятный» велосипедист в большинстве случаев не вызывает негатива на дороге со стороны других участников дорожного движения.
Интересно, что заботясь о собственной безопасности, вы заботитесь и о безопасности окружающих вас участников дорожного движения, ведь в случае столкновения вы останетесь целым и практически невредимым, что напрямую влияет на ответственность водителя перед законом. Многие это понимают и ценят. Да и просто приятно передвигаться по проезжей части в атмосфере взаимного уважения. Помните, что создание положительного имиджа велосипедиста играет на руку абсолютно всем.
4. Топ-5 неадекватных поступков, при которых шлем не поможет
Главное – не совершать необдуманных поступков, ведь дорога не прощает не только ошибки, туда вообще не стоит соваться с вызывающим стилем езды.
Топ 5 неадекватных поступков
— движение по встречной полосе движения;
— проезд нерегулируемых пешеходных переходов на велосипеде;
— проезд на запрещающий сигнал светофора;
— игра в «шашечки» на большой скорости на тротуарах;
— поворот налево или разворот на четырёхполосной и более проезжей части.
На видео, с одной стороны, печальный, с другой стороны, положительный опыт катания в шлеме
Пара качественных шлемов представлена в обзоре:
Как выбрать велошлем, их виды, размеры и назначение
Защита вашего тела при езде на велосипеде является одной из первоочередных задач после покупки двухколесного транспортного средства. Ведь не соблюдение простых мер безопасности может привести к очень печальным последствиям. Травмы головы при падениях происходят реже, чем повреждение конечностей (ссадины, царапины на руках и ногах), но как показывает практика, если они случаются, то последствия таковых гораздо серьезней (сотрясение мозга и т.д.). Поэтому, чтобы защитить вашу голову во время велопокатушек следует всегда надевать шлем. Плюс ко всему, если вы собираетесь участвовать в каких-либо велосоревнованиях, например, на открытие велосезона, то на большинстве из них наличие данного аксессуара является обязательным. И тут, из-за огромного ассортимента на рынке велокомпонентов, возникает вопрос, как выбрать шлем для велосипеда исходя из специфики и стиля езды велосипедиста, какой велошлем лучше подойдет, например, для агрессивного катания, и как определить нужный вам размер. Плюс ко всему мы рассмотрим конструкцию, материалы и принцип действия, а также расскажем, как правильно носить и хранить велосипедный шлем во время зимних «велоканикулов».
Типы шлемов для велосипеда
Все велосипедные шлемы, по сути, разделяются на типы по степени агрессивности езды велосипедиста, о которых мы поговорим ниже. Это необходимо учитывать при покупке велошлема, чтобы не переплачивать за тот уровень безопасности, который вам не нужен.
Кросс-кантрийный
Этот тип шлемов отлично подходит для обычных велопрогулок, поездок по городу и простых кросс-кантрийных соревнований. Из-за своей легкости, комфортности и относительно демократичной цене получил широкое распространение среди райдеров при использовании на каждый велодень. За счет большого количества вентиляционных отверстий голова хорошо обдувается воздухом, что уменьшает ее перегрев, особенно в жаркие летние дни.
Шлем защищает только верхнюю часть головы. Височные и затылочная зоны не прикрыты корпусом. Но это не особо-то и нужно, если вы не катаетесь агрессивно. Зато такая конструкция экономит вес изделия и улучшает вентиляцию. Кстати вес в среднем составляет до 300 грамм. Если вы увидели шлем данного типа тяжелее, то лучше отказаться от его покупки. Чем он тяжелее, тем больше у вас будет уставать шея, что вызовет дискомфорт при езде на велосипеде.
Так как в нашей стране велошлемы не подлежат обязательной сертификации, то при выборе данного аксессуара для большей безопасности следует обращать внимание на американские и европейские сертификаты. Хорошо если на данном типе шлемов имеется что-нибудь из этого (или все вместе): ISO9000:2008, CE EN1078, CE EN1077 CPSC 16 CFR 1203, AS/NZS 2063:2008.
Этот велошлем является одноразовым. При достаточно сильном ударе его пенопластовая основа сминается и ломается, что исключает его повторное использование. Даже если вы не видите каких-либо повреждений после сильного удара, шлем все же лучше сменить. Это связано с тем, что в пенопластовом основании могут образовываться скрытые микротрещины, которые при повторном падении не позволят шлему выполнить свои защитные функции. Способствует этому и большое количество вентиляционных отверстий.
Крепиться кросс-кантрийный шлем на голову при помощи системы ремней и фиксаторов. На внутренней стороне очень часто можно обнаружить отстегивающуюся подкладку, которую легко снять после езды, и постирать. Практически все модели кросс-кантрийных шлемов имеют регулировку в некотором диапазоне по диаметру головы райдера. Осуществляется она при помощи специального поворотного замка или ползунка.
Данный тип шлема может комплектоваться регулируемым и нерегулируемыми козырьками и светоотражателями (катафотами), что является не обязательным, но повысит вашу заметность на дороге.
Шоссейный
Шоссейные шлемы для велосипеда практически ничем не отличаются от кросс-кантрийных. Они имеют такую же конструкцию, прикрывают те же части головы райдера и имеют аналогичные сертификаты. Отличиями являются отсутствие солнцезащитного козырька для улучшения аэродинамики и увеличенные вентиляционные отверстия в корпусе.
Эндуро
Шлемы эндуро – это что-то среднее между кросс-кантрийными велошлемами и котелками (о которых речь пойдет ниже). Данный тип имеет схожие конструктивные особенности с кросс-кантрийными и, соответственно, шоссейными. У него также присутствуют развитые вентиляционные отверстия, за счет чего этот вид отлично подойдет для катания на каждый день. Отличает его от предыдущих моделей более развитая защита затылка и височных долей головы велосипедиста. Поэтому он неплохо подойдет райдерам, которые не просто используют велосипед как средство передвижение, но и иногда любят немного поэкстрималить (ключевое слово здесь – немного). Хотя данный шлем и лучше защищает затылок, но все же по безопасности он не дотягивает до котелков.
Шлемы эндуро, как и предшественники, одноразовые (после более или менее сильного удара шлем подлежит замене) и имеет те же сертификаты безопасности. Вес приблизительно такой же, около 300 грамм. Цена некоторых эндуро шлемов практически одинакова с кантрийными моделями, но в среднем все же немного выше.
Котелок
Шлемы котелки называются так из-за своей формы, которая в некоторой мере действительно напоминает котелок. Предназначены для повышенной защиты головы райдера при выполнении различных трюков на велосипеде, поэтому являются необходимым атрибутом при катании на BMX велосипедах, и других трюковых байках в стиле дёрт, стрит и прочих видах экстремального катания. Плюсом ко всему, данный шлем также отлично подойдет для экстремальной езды на роликовых коньках, скейтах, при спусках по горным рекам на лодке и т.д. Данный шлем намного лучше защищает голову своего обладателя за счет практически полного отсутствия вентиляционных отверстий, что увеличивает его прочность, и развитой защите затылочной и височных зон головы райдера. Хотя отсутствие вентиляции очень плохо сказывается при использовании шлема в летний период. Из-за этого голова велосипедиста очень сильно потеет, что может привести к тепловому удару. Но как говорится, повышенная защита требует жертв. Поэтому шлемы котелки не подходят для повседневных поездок на обычных велосипедах, а применяются только при выполнении трюков.
Данные велошлемы не одноразовые и могут переносить множество сильных ударов. Но многие райдеры все же советуют менять его хотя бы раз в 3 года. Это связано в первую очередь с тем, что пенопластовое основание от сильных ударов сминается, что ухудшает его амортизационные свойства.
Конструкция принципиально не отличается. Котелки так же имеют пенопластовое основание, внешнее покрытие и систему ремней-фиксаторов. Отличием его от предыдущих видов является отсутствие регулировки под окружность головы райдера, что усложняет процедуру подбора велошлема.
Сертификаты, которые желательны при выборе шлема-котелка: CE EN1078, ANSI Z90-4, CPSC.
За счет практически полного отсутствия вентиляционных отверстий и увеличенного размера основания данные велошлемы немного набрали в весе, что составляет где-то около 500 грамм. Цена их так же больше чем у эндуро и кантрийных шлемов.
Фулфейс
Данные велошлемы из родни мотоциклетных, и предназначены, в первую очередь, для скоростных спусков с горы – даунхиллу или фрирайда. Имеют круговую защиту головы, включая подбородок райдера. Могут комплектоваться щитками для глаз. Если последних нет, то следует докупить специальные защитные маски, которые перекрывают открытую часть лица и защищают глаза от попадания камней, пыли и т.д. Это самый защищённый вид шлемов для велосипеда, но применять его даже для катания в стиле дёрт и стрит не целесообразно. Только даунхилл или фрирайд. Из-за вышеперечисленных особенностей значительно дороже всех предыдущих моделей.
Для большей прочности данные велошлема имеют не сильно развитую систему вентиляции, и очень часто карбоновый внешний слой, который повышает ударопрочность. Вес этих шлемов варьируется около 1,1 – 1,3 кг, что практически на 700 грамм больше чем у котелков.
Сертификаты: CPSC 1203, CE EN 1078:2002 + A1:2012 ASTM F1952-15, ASTM F2032-15, ASTM F2040-11.
Трековый
Трековые шлемы для велосипеда применяются велогонщиками для достижения рекордов по скорости или на кольцевых велогонках, и призваны не только защищать голову райдера при падении, но и значительно улучшать аэродинамические характеристики велосипедиста (спорный вопрос, что приоритетней для этих шлемов). Из-за этого мы можем наблюдать подобные каплевидные формы. Абсолютно не подходят для обычных велопокатушек, поэтому заострять на них внимание, как нам кажется, не имеет особого смысла.
Детский
Детские велошлемы – практически полная уменьшенная копия кантрийных. Единственное, что немного меньше вентиляционных отверстий. Это сделано для увеличения срока службы детских шлемов, т.к. ребенок по статистике падает с велосипеда чаще, и если бы велошлем был весь в дырах, то менять поломанные пришлось бы очень часто. Они легче, а внутренние прокладки, как правило, мягче.
Конструкция
Все вышеперечисленные виды шлемов для велосипеда имеют практически одинаковую конструкцию, которую мы рассмотрим ниже.
Корпус
Корпус велосипедного шлема – это основная его конструкция, которая и выполняет защитные функции. Он может отличаться по форме и материалам составных компонентов, но общий принцип построения одинаков.
Фиксаторы и вспомогательная фурнитура
Любой велошлем оборудован фиксаторами, ремешками и прочей дополнительной фурнитурой, задача которой обеспечить надежную фиксацию шлема на голове велосипедиста не только во время падения, но и на протяжении всей поездки (т.к. плохо закрепленный шлем может сползать на глаза, затылок или в сторону). Желательно, чтобы основные ремешки прокладывались по верху шлема, а не крепились по бокам (это повышает надежность его фиксации на голове райдера). Каждый шлем для велосипеда в обязательном порядке должен иметь ремешок под подбородок. Желательно, чтобы он имел застежку, которую легко можно расстегнуть одной рукой. На велошлемах с регулировкой по диаметру головы применяется специальный вращающийся фиксатор (вместо него может быть простая резинка), которым можно увеличить или уменьшить объем. Во время выбора обращайте внимание на все пластиковые детали, так как компоненты из некачественной пластмассы могут выйти из строя раньше самого шлема.
Противомоскитная сетка
Как правило, данный элемент располагается в передних вентиляционных отверстиях для предотвращения попадания под шлем насекомых. Установлена практически на всех детских шлемах. Данный компонент не обязателен, но желателен, т.к. согласитесь, будет несильно приятно, если под шлем попадет какая-нибудь оса.
Светоотражатели и крепления
Для увеличения безопасности передвижения на велосипеде в темное время суток на велошлеме могут быть установлены дополнительные светоотражатели (катафоты) или крепления под различные электроосветительные приборы. Так же не являются обязательными, но лучше позаботиться о своей безопасности (особенно актуальны на детских велосипедных шлемах).
Стационарные крепления под экшн-камеры, типа Go-Pro, редко можно встретить. Благо, что их можно докупить отдельно и без всяких заморочек установить на шлем. Хотелось бы заметить, что данные крепления, которые клеятся к шлему, плохо подходят под кантрийные и шоссейные модели. Для этих видов лучше использовать спецкрепление с ремешком.
Дополнительно
На некоторых женских моделях может встречаться специальное отверстие для волос. Данная особенность, как обычно бывает, приводит к удорожанию продукта.
Срок годности велошлема
Как это не странно звучит, но у велошлемов есть срок годности, который не зависит от того, падали вы в нем или же он просто лежал в шкафу. Особенно это актуально к шоссейным и кросс-кантрийным моделям. Все дело в том, что со временем пенопластовое основание рассыхается и портится. В среднем, даже абсолютно новый шлем лучше заменить через 5 лет со дня его производства.
Исходя из вышесказанного, покупать велосипедный шлем б/у категорически не рекомендуется, так как вы не знаете, сколько лет данному изделию и не подвергался ли он сильным ударам (как писалось ранее, внешне шлем может быть практически идеальным, а внутри основания поврежден микротрещинами). Поэтому если вы все-таки решили купить шлем для велосипеда б/у, то лучше это сделать у знакомых велосипедистов, которым вы можете доверять.
Как подобрать размер шлема
Если вы решили купить велошлем через интернет, что не совсем хорошая идея (дальше мы расскажем почему), но бывает, что других вариантов просто нет, то следует знать некоторые параметры, а именно длину окружности вашей головы. Меряется она на линии 2 см выше бровей. Зная данный параметр можно выбрать велосипедный шлем по специальным размерным таблицам. Хотелось бы отметить, что выбирать «вслепую» можно только кросс-кантрийные, шоссейные и эндуро шлемы (т.к. там есть регулировка размера), а вот остальные разновидности стоит в обязательном порядке мерять. Ниже мы приведем таблицу размеров для взрослых (мужчин, женщин), подростков и детей.
Как правильно носить велосипедный шлем
Неправильно надетый шлем может не защитить вас во время падения или же просто мешать нормальной езде.
В данном видео неплохо рассказывается, как правильно отрегулировать положение шлема.
Как хранить велошлем
Материалы, из которых изготавливаются велосипедные шлемы, очень чувствительны к высоким и низким температурам, сырости, а также к попаданию прямых солнечных лучей. И если этого не избежать во время поездок, то при хранении лучше обезопасить его от данных вредных воздействий. Желательно хранить шлем при комнатной температуре, например, в шкафу для одежды. На балконе, в неотапливаемом гараже, подвале шлем хранить нельзя.
Если во время поездок вы испачкали шлем, то помыть его можно при помощи тряпки и теплой воды. Использование моющих химических средств не рекомендуется.
Советы по выбору шлема в магазине
Видео по теме
В данном видео довольно подробно рассказаны особенности различных велосипедных шлемов.
Ну, а здесь, если кому-то интересно, можно посмотреть как производятся велошлемы.
Заключение
Ознакомившись с данным материалом можно четко ответить на вопросы: как выбрать шлем для велосипеда, и какой лучше подойдет для конкретных задач; как выбрать велошлем по размеру головы с помощью таблиц. Мы узнали, как правильно их носить и хранить, а также затронули некоторые моменты выбора в интернет-магазине. Можно сделать вывод, что не всегда стоит гнаться за самой дорогой моделью и покупать ту, которая вам попросту не нужна. Ездите всегда в шлеме, ведь это залог вашей безопасности и здоровья. Удачи вам на дорогах!