великомученика георгия что в грузинах

Через страдания к победе

Архимандрит Рафаил (Карелин) о почитании святого Георгия Победоносца в Грузии

10/23 ноября Грузинская Православная Церковь чтит память святого великомученика Георгия Победоносца, вспоминая его колесование. Отношение к святому Георгию в Грузии особое. О том, почему именно этого святого Грузия избрала своим Небесным покровителем, как хранят здесь память его, как почитание святого Георгия повлияло на менталитет и мировоззрение грузинского народа, мы беседуем с архимандритом Рафаилом (Карелиным).

По-английски Грузия называется Georgia. Почему именно святой Георгий стал покровителем этой страны?

– Согласно древнему преданию, святой великомученик Георгий был двоюродным братом святой равноапостольной Нины, и она первой учредила почитание своего брата в новопросвещенной стране (начало IV столетия). Знаменательно, что гробница святой Нины находится в приделе храма святого Георгия – одного из старинных храмов, построенных при ее жизни, который сохранился до сих пор в первозданном виде. Эти два имени – Нина и Георгий – в сознании грузинского народа нераздельно связаны друг с другом.

Нельзя найти уголка в Грузии, где не стояли бы храмы и часовни, посвященные святому Георгию

Святой Георгий издавна считается Небесным покровителем Грузии. Его имя – самое распространенное и любимое среди народа. Вряд ли в Грузии существуют семьи, в родословии которых не было бы мужчин по имени Георгий. Нельзя найти уголка в Грузии, где не стояли бы храмы и часовни, посвященные святому Георгию. Даже руины этих храмов бережно хранит память народа, и в день святого Георгия к ним идут вереницы паломников. Характерно, что некоторые храмы святого Георгия носят особые названия: Белый Георгий, Георгий-лев и т.д., в которых отразились благодарность и любовь народа к своему покровителю. Он почитается во всех областях Грузии, особенно у горцев. После храмов, построенных в честь Пресвятой Богородицы, наибольшее число церквей и часовен посвящено святому Георгию Победоносцу.

На гербе Багратиони – царской династии Грузии – наряду с изображением Хитона Господня, псалтериона и пращи царя Давида Псалмопевца – предка грузинских царей – находится икона святого Георгия, поражающего дракона. Здесь как бы воплотились слова тропаря святого «царей поборниче»: Георгий не только помощник, но невидимый участник и предводитель в борьбе с врагами и завоевателями, которые в течение 17 веков упорно, но безуспешно старались искоренить Православие в Грузии.

Двенадцать царей из династии Багратиони носили имя святого Георгия. Из них следует особо отметить Георгия III – отца царицы Тамар, избравшего при жизни свою юную дочь соправительницей страны и наследницей трона, при которой Грузия достигла вершины своего величия и славы (XII–XIII вв.). Если Грузию во время царицы Тамар можно сравнить с цветником, то царь Георгий III воздвиг его ограду.

Георгий V, названный Блистательным (XIII–XIV вв.), объединил разделенную на части страну и сверг вековое монгольское иго. Царь Георгий XII – последний царь Грузии – отличался благочестием. Будучи тяжелобольным, он сумел за короткое время своего царствования (1798–1800) восстановить и возродить жизнь страны и отстроить столицу Тбилиси, разграбленную и сожженную при нашествии персидского правителя Ага-Магомет-хана (1795).

После революции 1917 года на новом гербе Демократической Республики Грузия (1918–1921) был изображен святой Георгий, только в секуляризированном виде: юноша на коне, окруженный небесными светилами. Современный герб Грузии, принятый с 2004 года, представляет собой уменьшенный герб Багратиони, только с изображением святого Георгия. А главную площадь Тбилиси украшает 44-метровый столб со скульптурой великомученика Георгия, поражающего дракона.

великомученика георгия что в грузинах. Смотреть фото великомученика георгия что в грузинах. Смотреть картинку великомученика георгия что в грузинах. Картинка про великомученика георгия что в грузинах. Фото великомученика георгия что в грузинах

Не только в Грузии, но и по другую сторону Главного Кавказского хребта нет, наверное, ни одного храма, где не было бы иконы святой равноапостольной Нины и святого Георгия: они стали покровителями всего Кавказа. Как это произошло, в связи с чем?

– Равноапостольный царь Мириан, при котором произошло крещение Грузии (IV в.), умирая, заповедовал своему сыну Бакару окончить то, что не успела совершить святая Нина, – проповедовать христианство среди горцев-язычников Кавказа. Это завещание царь Бакар исполнял на протяжении всей своей жизни и просветил светом Евангелия многие племена Кавказа.

Этот поход царя Вахтанга напоминал крестный ход вокруг Кавказа как нерукотворного храма

В V веке святой царь Вахтанг Горгасал в ответ на вторжение в Грузию горцев и пленение его сестры предпринял военный поход на север Кавказа, который завершился блистательной победой. Это была необычная война, в которой победитель не облагал побежденных данью и пленных не обращал в рабство. Царь Вахтанг своей доблестью и великодушием умел превращать прежних врагов в своих друзей. Он взял с собой в поход зодчих, которые строили христианские храмы и часовни на пути, и священников, проповедовавших Евангелие и крестивших горцев, обращенных в христианство. Этот поход напоминал крестный ход вокруг Кавказа как нерукотворного храма.

Святой благоверный царь Давид Строитель (XI–XII вв.) крестил несколько тысяч половцев, которые служили в его войске, а затем вернулись на Кавказ.

Знаменательно, что самый высокий купольный храм Грузии, построенный в XI веке в южных предгорьях Кавказа, носит имя Георгия Победоносца. Этот собор пользовался глубоким почитанием не только христиан, но даже иноверцев-горцев, которые посещали его в праздник святого Георгия и приносили жертвы по своему обычаю.

В начале XVIII века великим просветителем кавказских племен и народов, особенно дагестанцев, ингушей и осетин, стал святитель и чудотворец Иоанн, митрополит Манглисский, который взял на себя апостольский подвиг, чтобы восстановить христианство на севере Кавказа. Он построил храмы в Дербенте, Астрахани и Кизляре, а также основал миссионерскую школу, где подготавливались будущие проповедники Евангелия для этого региона. В те времена на севере Кавказа проживало немало грузин, а в Астрахани находился царь Вахтанг VI со свитой. Естественно, что свое особое почитание и любовь к святым равноапостольной Нине и великомученику Георгию они передали горцам-христианам Кавказа.

Надо отметить, что Константинопольская Церковь также принимала участие в христианизации горских народов Кавказа. С VI по XIV века приблизительно в районе Туапсе существовала епархия Константинопольской Церкви, называемая Зихийской. При святом византийском императоре Юстиниане (VI в.) и его преемниках там происходило широкое храмостроительство. После завоевания Византии турками епархия прекратила свое существование.

Как почитание святого Георгия повлияло на характер и менталитет грузинского народа?

Войны, которые вела Грузия, были религиозными войнами, где понятия «Родина» и «Вера» сливались воедино

– В течение многих веков Грузия оставалась единственным христианским государством не только Кавказа, но и Ближнего Востока. Православие приходилось защищать крестом и мечом. Характерно, что мусульмане называли Грузию Гюрджистаном – «страной воинов». В те времена Грузия подвергалась постоянным нападениям со стороны мусульман; она в среднем вела четыре больших войны в год. Образ святого Георгия Победоносца – бесстрашного витязя, заступника бедных и беззащитных, помощника в боях – стал любимым и близким сердцу грузинского народа. Грузинская Церковь издавна учредила особый праздник в память пыток святого Георгия. Этот праздник был как бы девизом: «Победа через страдания». Следует помнить, что войны, которые вела Грузия, были в значительной степени религиозными войнами, где понятия «Родина» и «Вера» сливались воедино.

Началось… гудит земля…
Бьет набат… Рубя, коля,
Стал громить один другого –
В честь Георгия Святого
И во имя короля.

Что позволило Грузии во времена жесточайших нашествий – и персидских, и арабских, и вторжений Тамерлана – сохранить Православие, в то время как, увы, на территориях Северного Кавказа оно было сокрушено?

Грузинские воины накануне боя, перед лицом смерти пели песни, будто их созвали на праздник

– Огромная заслуга в сохранении Православия и самого грузинского этноса принадлежит Грузинской Церкви. Византийский историк Прокопий (VI в.) в книге «История готских войн» пишет о грузинах (колхах), что они самые религиозные из всех народов, которых он знал, и еще отмечает жизнерадостность грузин, которые во время тяжелых военных походов, накануне боя, перед лицом смерти, пели песни, будто их созвали на праздник. Глубокая вера народа, соединенная с надеждой, жизнерадостность, спасающая от уныния, давала возможность Грузии в недолгие периоды мира залечивать свои раны и восставать из руин и пепла, как бы воскресать снова. Грузию можно сравнить со сказочной птицей Фениксом, которая не сгорает, а обновляется в огне.

Что касается участи Православия на севере Кавказа, то надо сказать, что там исламизация происходила от VIII века вплоть до XIX столетия, встречая сопротивление местных христиан. Только при Шамиле были изгнаны и уничтожены последние фамилии, которые еще сохраняли христианство.

Святого Георгия как своего собственного святого почитают многие народы – и грузины, и арабы, и англичане, и испанцы, и русские: он покровитель Москвы и нашего воинства. Почему мы все ищем заступничества именно у святого Георгия?

Любовь народа к некоторым святым основывается на мистическом опыте поколений

– Вопрос об особом почитании некоторых святых относится к области православной мистики, это не может быть понято и объяснено на основе рационалистической аналитики. Даже исследования агиографической литературы не дают решения этого вопроса. Надо учесть, что святые, пребывая в вечности, сохраняют в преображенном виде свою индивидуальность, которой они отличались в земной жизни. Молитва к святому – это особый вид духовного познания через общение, это не рассуждение, а созерцание, называемое видением. Тайна почитания святых и духовного общения с ними приоткрывается в молитвенном переживании, и тогда вопрос «почему» исчезает, сменяясь благоговейным изумлением о том, как дивен Бог во святых Своих и как дивны святые в Боге.

Особое почитание и любовь народа к некоторым святым основывается на мистическом опыте поколений. И этот молитвенный опыт, выкристаллизованный веками, становится одним из видов церковного предания.

Источник

Пресненский. Церковь Георгия Победоносца в Грузинах.

Карта и ближайшие объекты

великомученика георгия что в грузинах. Смотреть фото великомученика георгия что в грузинах. Смотреть картинку великомученика георгия что в грузинах. Картинка про великомученика георгия что в грузинах. Фото великомученика георгия что в грузинах

Статьи

Церковь в классическом стиле была построена в 1792-1799 гг. на территории слободы, заселённой с 1729 г. свитой грузинского царя Вахтанга. В 1870-1872 гг. архитектор Н.Н. Васильев перестроил церковь уже в стиле ампир. В 1895-1900 гг. совместными усилиями В.Е. Сретенский и А.П. Попов с восточной стороны церкви пристроили новый храм в русско-византийском стиле. После закрытия церкви в 1928 г. старая часть церкви потеряла верхние ярусы колокольни и окна. Сегодня в «новой» части находится Электротехнический техникум, в «старой» с 1993 г. возобновлены богослужения.

В 1841 г. в церкви был поставлен иконостас, в 1870 г. увеличена высота колокольни. В 1897 г. к старой церкви, которая уже не могла вместить всех прихожан (в связи с ростом населения в этом районе Москвы) было построено новое здание в псевдо-византийском стиле (архитектор Сретенский). Церковь считалась богатой, в ней хранились православные грузинские реликвии (в их числе и крест св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии), а также богатая библиотека, в которой были старопечатные книги на старославянском и грузинском языках. При церкви в 1864 г. М.Д. Цициановым была устроена богадельня для престарелых монахинь.

До конца 1920-х гг. в церкви проходили богослужения. В 1930 г. церковь была закрыта, а здание перестроено: разобрана колокольня и глава, сооружены межэтажные перекрытия. Библиотека, вероятно, была увезена. С этого времени в церкви размещается вечерний электромеханический техникум им. Красина.

Как сообщает справочник «Православная Москва», храм был закрыт в 1929 г.; в 1993-м древняя часть храма была возвращена Церкви, новая часть и поныне занята техникумом. В храме очень необычная новая роспись в византийском стиле.

Согласно договоренности между Русской Православной и Грузинской Православной Церквами, в этом храме, принадлежащем Московскому Патриархату, служит также клирик Грузинской Церкви, богослужение ведется на церковно-славянском и грузинском языках.

Источник

великомученика георгия что в грузинах. Смотреть фото великомученика георгия что в грузинах. Смотреть картинку великомученика георгия что в грузинах. Картинка про великомученика георгия что в грузинах. Фото великомученика георгия что в грузинахgalik_123

Наводы

великомученика георгия что в грузинах. Смотреть фото великомученика георгия что в грузинах. Смотреть картинку великомученика георгия что в грузинах. Картинка про великомученика георгия что в грузинах. Фото великомученика георгия что в грузинах
Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинках, Московский государственный техникум технологии, экономики и права им. Л. Б. Красина

В настоящее время осталось не так уж много исторических свидетельств на Большой и Малой Грузинских улицах. Пожалуй, лучше всего сохранились названия этих улиц. Они напоминают нам о том, что улицы расположены в месте, которое называлось Грузины, и здесь на самом деле еще в начале XVIII века поселились грузины. Это произошло в 1724 году, когда лишенный престола грузинский царь Вахтанг VI с несколькими тысячами своих подданных по приглашению российского императора Петра I прибыл в Москву. Грузины заняли отведенное им село Воскресенское.
В селе этом стояла деревянная церквушка в память Иоанна Богослова, но к середине XVIII века она сгорела. Сын царя Георгий Вахтангович (генерал-майор русской армии) испросил разрешения построить церковь на том же месте, но в честь святого Георгия Победоносца, почитаемого как покровителя Грузии. Получив разрешение в 1749 году, Георгий на собственные средства начал строительство. Через год церковь освятил грузинский архиепископ Иосиф Самебели. С тех пор вся грузинская диаспора начала посещать богослужения на грузинском языке в этом храме.
В 1779 году Георгиевская церковь сгорела. И тогда грузины начали в 1788 году строительство каменного храма на месте сгоревшего. Средства на него пожертвовал московский купец Семен Васильев, а спроектировал в стиле ампира архитектор Н.Н. Васильев. В 1800 году новую каменную церковь освятили. В 1870-е годы к храму пристроили два алтаря, выдвинув их на восток в одну линию с главным, прибавив с запада дополнительный ярус. Колокольню надстроили, сделав достаточно высокой. Вот так выглядел трехчастный однокупольный храм с трапезной и колокольней.

Храм Георгия Победоносца в Грузинах, 1882

В течение всего XIX века церковь святого Георгия средствами прихожан расширялась и благоустраивалась. Но грузинская слобода разрасталась, и в храме стало тесно. В 1895-1898 годы по проекту архитекторов В.Е. Сретенского и А.П. Попова с восточной стороны церкви на месте разобранных апсид выстроили новый монументальный храм, решенный в русско-византийском стиле. Иконы для храма писал Ф. Соколов. Княгиня Е.Д. Авалова пожертвовала церкви позолоченный крест с частичкой мощей великомученика Георгия. Церковная библиотека была полна книгами на грузинском и церковно-славянском языках. Церковь была богатой, в ней хранились православные грузинские реликвии, в их числе и крест святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

великомученика георгия что в грузинах. Смотреть фото великомученика георгия что в грузинах. Смотреть картинку великомученика георгия что в грузинах. Картинка про великомученика георгия что в грузинах. Фото великомученика георгия что в грузинах

31 марта 1922 года по приказу правительства из церкви вынесли больше 150 килограммов золота и серебра. С колокольни в тот же период сняли все девять колоколов, общий вес которых был больше 10 тонн. В 1929 году храм закрыли, а здание перестроили: разобрали колокольню и главу, сделали межэтажные перекрытия. После закрытия облик старого храма претерпел значительные изменения. В 1993 году здание старого храма возвращено православной церкви, в нем проведены реставрационные работы.

великомученика георгия что в грузинах. Смотреть фото великомученика георгия что в грузинах. Смотреть картинку великомученика георгия что в грузинах. Картинка про великомученика георгия что в грузинах. Фото великомученика георгия что в грузинах

великомученика георгия что в грузинах. Смотреть фото великомученика георгия что в грузинах. Смотреть картинку великомученика георгия что в грузинах. Картинка про великомученика георгия что в грузинах. Фото великомученика георгия что в грузинах

Новый красно-кирпичный храм хорошо виден с улицы и является главной доминантой этой части улицы. Но его здание до сих пор находится в перестроенном и обезображенном виде. Крест на центральном куполе отсутствует, так же можно увидеть по углам останки разрушенных угловых колоколен.

великомученика георгия что в грузинах. Смотреть фото великомученика георгия что в грузинах. Смотреть картинку великомученика георгия что в грузинах. Картинка про великомученика георгия что в грузинах. Фото великомученика георгия что в грузинах

Церковная лавка находится прямо у входа на территорию храма.

великомученика георгия что в грузинах. Смотреть фото великомученика георгия что в грузинах. Смотреть картинку великомученика георгия что в грузинах. Картинка про великомученика георгия что в грузинах. Фото великомученика георгия что в грузинах
Церковная лавка при храме Георгия Победоносца в Грузинах

Эта часть храма до сих пор занята техникумом. На здании висит табличка, что оно является памятником архитектуры регионального значения. Думается, что было бы справедливо вернуть и это здание Православной церкви. Тогда, может быть, будет восстановлен его первоначальный вид.

Источник

МОСКОВСКИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ ХРАМ В ГРУЗИНАХ

великомученика георгия что в грузинах. Смотреть фото великомученика георгия что в грузинах. Смотреть картинку великомученика георгия что в грузинах. Картинка про великомученика георгия что в грузинах. Фото великомученика георгия что в грузинах
Москва, Церковь Георгия Победоносца в Грузинах

Московский храм в честь великомученика Георгия Победоносца в Грузинах

Деревянную церковь построили, очевидно, на средства царевича Георгия. Ее освятил архиепископ Иосиф Самебели (И.Т. Кобулашвили).

Богослужение в церкви велось на грузинском языке. В 1779 г. Георгиевская церковь сгорела, однако ризница была спасена.

На месте деревянной церкви было начато строительство каменной церкви, которая была освящена в 1800 г. В течение всего XIX в. церковь св. Георгия расширялась и обустраивалась.

Церковь считалась богатой, в ней хранились православные грузинские реликвии (в их числе и крест св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии), а также богатая библиотека, в которой были старопечатные книги на старославянском и грузинском языках.

При церкви в 1864 г. М.Д. Цициановым была устроена богадельня для престарелых монахинь.

До конца 1920-х гг. в церкви проходили богослужения. В 1930 г. церковь была закрыта, а здание перестроено: разобрана колокольня и глава, сооружены межэтажные перекрытия. Библиотека, вероятно, была увезена. С этого времени в церкви размещается вечерний электромеханический техникум им. Красина.

Как сообщает справочник «Православная Москва», храм был закрыт в 1929 году; в 1993 году древняя часть храма была возвращена Церкви, новая часть и поныне занята техникумом.

В храме очень необычная новая роспись в византийском стиле.

Согласно договоренности между Русской Православной и Грузинской Православной Церквами, в этом храме, принадлежащем Московскому Патриархату, служит также клирик Грузинской Церкви, богослужение ведется на церковнославянском и грузинском языках [1].

Настоятели

Источник

Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах

великомученика георгия что в грузинах. Смотреть фото великомученика георгия что в грузинах. Смотреть картинку великомученика георгия что в грузинах. Картинка про великомученика георгия что в грузинах. Фото великомученика георгия что в грузинах

Храм Великому́ченика Гео́ргия Победоно́сца в Грузи́нах (Храм Великому́ченика Гео́ргия Победоно́сца на Большо́й Грузи́нской у́лице) — храм Русской Православной Церкви в Москве, где ведутся службы на русском и грузинском языках по соглашению между патриархами РПЦ и Грузинской Православной Церкви. Расположен по адресу —- станция метро Баррикадная, улица Большая Грузинская, дом 13.

Содержание

История

великомученика георгия что в грузинах. Смотреть фото великомученика георгия что в грузинах. Смотреть картинку великомученика георгия что в грузинах. Картинка про великомученика георгия что в грузинах. Фото великомученика георгия что в грузинах

великомученика георгия что в грузинах. Смотреть фото великомученика георгия что в грузинах. Смотреть картинку великомученика георгия что в грузинах. Картинка про великомученика георгия что в грузинах. Фото великомученика георгия что в грузинах

В 1725 году грузинский царь, Вахтанг Леванович, со свитой приехал в Москву, где Петр II пожаловал ему для строительства дворца деньги. Около дворца выросла грузинская слобода, где на средства сына Вахтанга, Георгия, в 1750 году была построена церковь. Для строительства было выбрано место недалеко от дворца сына Вахтанга, царевича Георгия. Известно, что место было выбрано не случайно, так как на этом же месте стояла сгоревшая церковь Иоанна Златоуста. Изначально была построена деревянная церковь, которую проверила специальная комиссия 4 апреля. 23 апреля 1750 года церковь освятил грузинский архиепископ Иосиф Самебели. Первым настоятелем храма был назначен Дмитрий Петров. 6 января 1779 года деревянная церковь сгорела, а сохранённые церковные ценности передали на хранение близлежащему монастырю покрова Богоматери. 9 лет спустя, 11 июня 1788 года грузинские семьи обратились с просьбой к митрополиту Платону (Левшин) разрешить начать строительство каменной церкви. 13 сентября того же года разрешение было получено и началось строительство новой каменной церкви. Известно, что к 1800 году паствой церкви было 894 человека, к 1833 году — 1143 человека, а к 1843 году уже 1372 человека. В 1870 году по проекту архитектора Н. Н. Васильева была построена колокольня храма.

В 1899 году по проекту архитектора В. Г. Сретенского была построена новая большая кирпичная церковь в русско-византийском стиле, примыкающая к старому зданию храма с востока. [1]

31 марта 1922 года по приказу правительства из церкви вынесли больше 150 килограммов золота и серебра. С колокольни в тот же период сняли все девять колоколов, общий вес которых был больше 10 тонн.

великомученика георгия что в грузинах. Смотреть фото великомученика георгия что в грузинах. Смотреть картинку великомученика георгия что в грузинах. Картинка про великомученика георгия что в грузинах. Фото великомученика георгия что в грузинах

великомученика георгия что в грузинах. Смотреть фото великомученика георгия что в грузинах. Смотреть картинку великомученика георгия что в грузинах. Картинка про великомученика георгия что в грузинах. Фото великомученика георгия что в грузинах

Современность

В храме ведутся службы на церковно-славянском и грузинском языках. При церкви действует воскресная школа. Храм имеет статус патриаршего подворья. В настоящий момент настоятелем является Протоиерей Феодор Кречетов — сын О. Валериана Кречетова — духовника Московской Епархии.

Здание церкви является памятником архитектуры регионального значения [2]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Грузинская церковь