великомученика георгия что в грузинах
Через страдания к победе
Архимандрит Рафаил (Карелин) о почитании святого Георгия Победоносца в Грузии
10/23 ноября Грузинская Православная Церковь чтит память святого великомученика Георгия Победоносца, вспоминая его колесование. Отношение к святому Георгию в Грузии особое. О том, почему именно этого святого Грузия избрала своим Небесным покровителем, как хранят здесь память его, как почитание святого Георгия повлияло на менталитет и мировоззрение грузинского народа, мы беседуем с архимандритом Рафаилом (Карелиным).
– По-английски Грузия называется Georgia. Почему именно святой Георгий стал покровителем этой страны?
– Согласно древнему преданию, святой великомученик Георгий был двоюродным братом святой равноапостольной Нины, и она первой учредила почитание своего брата в новопросвещенной стране (начало IV столетия). Знаменательно, что гробница святой Нины находится в приделе храма святого Георгия – одного из старинных храмов, построенных при ее жизни, который сохранился до сих пор в первозданном виде. Эти два имени – Нина и Георгий – в сознании грузинского народа нераздельно связаны друг с другом.
Нельзя найти уголка в Грузии, где не стояли бы храмы и часовни, посвященные святому Георгию
Святой Георгий издавна считается Небесным покровителем Грузии. Его имя – самое распространенное и любимое среди народа. Вряд ли в Грузии существуют семьи, в родословии которых не было бы мужчин по имени Георгий. Нельзя найти уголка в Грузии, где не стояли бы храмы и часовни, посвященные святому Георгию. Даже руины этих храмов бережно хранит память народа, и в день святого Георгия к ним идут вереницы паломников. Характерно, что некоторые храмы святого Георгия носят особые названия: Белый Георгий, Георгий-лев и т.д., в которых отразились благодарность и любовь народа к своему покровителю. Он почитается во всех областях Грузии, особенно у горцев. После храмов, построенных в честь Пресвятой Богородицы, наибольшее число церквей и часовен посвящено святому Георгию Победоносцу.
На гербе Багратиони – царской династии Грузии – наряду с изображением Хитона Господня, псалтериона и пращи царя Давида Псалмопевца – предка грузинских царей – находится икона святого Георгия, поражающего дракона. Здесь как бы воплотились слова тропаря святого «царей поборниче»: Георгий не только помощник, но невидимый участник и предводитель в борьбе с врагами и завоевателями, которые в течение 17 веков упорно, но безуспешно старались искоренить Православие в Грузии.
Двенадцать царей из династии Багратиони носили имя святого Георгия. Из них следует особо отметить Георгия III – отца царицы Тамар, избравшего при жизни свою юную дочь соправительницей страны и наследницей трона, при которой Грузия достигла вершины своего величия и славы (XII–XIII вв.). Если Грузию во время царицы Тамар можно сравнить с цветником, то царь Георгий III воздвиг его ограду.
Георгий V, названный Блистательным (XIII–XIV вв.), объединил разделенную на части страну и сверг вековое монгольское иго. Царь Георгий XII – последний царь Грузии – отличался благочестием. Будучи тяжелобольным, он сумел за короткое время своего царствования (1798–1800) восстановить и возродить жизнь страны и отстроить столицу Тбилиси, разграбленную и сожженную при нашествии персидского правителя Ага-Магомет-хана (1795).
После революции 1917 года на новом гербе Демократической Республики Грузия (1918–1921) был изображен святой Георгий, только в секуляризированном виде: юноша на коне, окруженный небесными светилами. Современный герб Грузии, принятый с 2004 года, представляет собой уменьшенный герб Багратиони, только с изображением святого Георгия. А главную площадь Тбилиси украшает 44-метровый столб со скульптурой великомученика Георгия, поражающего дракона.
– Не только в Грузии, но и по другую сторону Главного Кавказского хребта нет, наверное, ни одного храма, где не было бы иконы святой равноапостольной Нины и святого Георгия: они стали покровителями всего Кавказа. Как это произошло, в связи с чем?
– Равноапостольный царь Мириан, при котором произошло крещение Грузии (IV в.), умирая, заповедовал своему сыну Бакару окончить то, что не успела совершить святая Нина, – проповедовать христианство среди горцев-язычников Кавказа. Это завещание царь Бакар исполнял на протяжении всей своей жизни и просветил светом Евангелия многие племена Кавказа.
Этот поход царя Вахтанга напоминал крестный ход вокруг Кавказа как нерукотворного храма
В V веке святой царь Вахтанг Горгасал в ответ на вторжение в Грузию горцев и пленение его сестры предпринял военный поход на север Кавказа, который завершился блистательной победой. Это была необычная война, в которой победитель не облагал побежденных данью и пленных не обращал в рабство. Царь Вахтанг своей доблестью и великодушием умел превращать прежних врагов в своих друзей. Он взял с собой в поход зодчих, которые строили христианские храмы и часовни на пути, и священников, проповедовавших Евангелие и крестивших горцев, обращенных в христианство. Этот поход напоминал крестный ход вокруг Кавказа как нерукотворного храма.
Святой благоверный царь Давид Строитель (XI–XII вв.) крестил несколько тысяч половцев, которые служили в его войске, а затем вернулись на Кавказ.
Знаменательно, что самый высокий купольный храм Грузии, построенный в XI веке в южных предгорьях Кавказа, носит имя Георгия Победоносца. Этот собор пользовался глубоким почитанием не только христиан, но даже иноверцев-горцев, которые посещали его в праздник святого Георгия и приносили жертвы по своему обычаю.
В начале XVIII века великим просветителем кавказских племен и народов, особенно дагестанцев, ингушей и осетин, стал святитель и чудотворец Иоанн, митрополит Манглисский, который взял на себя апостольский подвиг, чтобы восстановить христианство на севере Кавказа. Он построил храмы в Дербенте, Астрахани и Кизляре, а также основал миссионерскую школу, где подготавливались будущие проповедники Евангелия для этого региона. В те времена на севере Кавказа проживало немало грузин, а в Астрахани находился царь Вахтанг VI со свитой. Естественно, что свое особое почитание и любовь к святым равноапостольной Нине и великомученику Георгию они передали горцам-христианам Кавказа.
Надо отметить, что Константинопольская Церковь также принимала участие в христианизации горских народов Кавказа. С VI по XIV века приблизительно в районе Туапсе существовала епархия Константинопольской Церкви, называемая Зихийской. При святом византийском императоре Юстиниане (VI в.) и его преемниках там происходило широкое храмостроительство. После завоевания Византии турками епархия прекратила свое существование.
– Как почитание святого Георгия повлияло на характер и менталитет грузинского народа?
Войны, которые вела Грузия, были религиозными войнами, где понятия «Родина» и «Вера» сливались воедино
– В течение многих веков Грузия оставалась единственным христианским государством не только Кавказа, но и Ближнего Востока. Православие приходилось защищать крестом и мечом. Характерно, что мусульмане называли Грузию Гюрджистаном – «страной воинов». В те времена Грузия подвергалась постоянным нападениям со стороны мусульман; она в среднем вела четыре больших войны в год. Образ святого Георгия Победоносца – бесстрашного витязя, заступника бедных и беззащитных, помощника в боях – стал любимым и близким сердцу грузинского народа. Грузинская Церковь издавна учредила особый праздник в память пыток святого Георгия. Этот праздник был как бы девизом: «Победа через страдания». Следует помнить, что войны, которые вела Грузия, были в значительной степени религиозными войнами, где понятия «Родина» и «Вера» сливались воедино.
Началось… гудит земля…
Бьет набат… Рубя, коля,
Стал громить один другого –
В честь Георгия Святого
И во имя короля.
– Что позволило Грузии во времена жесточайших нашествий – и персидских, и арабских, и вторжений Тамерлана – сохранить Православие, в то время как, увы, на территориях Северного Кавказа оно было сокрушено?
Грузинские воины накануне боя, перед лицом смерти пели песни, будто их созвали на праздник
– Огромная заслуга в сохранении Православия и самого грузинского этноса принадлежит Грузинской Церкви. Византийский историк Прокопий (VI в.) в книге «История готских войн» пишет о грузинах (колхах), что они самые религиозные из всех народов, которых он знал, и еще отмечает жизнерадостность грузин, которые во время тяжелых военных походов, накануне боя, перед лицом смерти, пели песни, будто их созвали на праздник. Глубокая вера народа, соединенная с надеждой, жизнерадостность, спасающая от уныния, давала возможность Грузии в недолгие периоды мира залечивать свои раны и восставать из руин и пепла, как бы воскресать снова. Грузию можно сравнить со сказочной птицей Фениксом, которая не сгорает, а обновляется в огне.
Что касается участи Православия на севере Кавказа, то надо сказать, что там исламизация происходила от VIII века вплоть до XIX столетия, встречая сопротивление местных христиан. Только при Шамиле были изгнаны и уничтожены последние фамилии, которые еще сохраняли христианство.
– Святого Георгия как своего собственного святого почитают многие народы – и грузины, и арабы, и англичане, и испанцы, и русские: он покровитель Москвы и нашего воинства. Почему мы все ищем заступничества именно у святого Георгия?
Любовь народа к некоторым святым основывается на мистическом опыте поколений
– Вопрос об особом почитании некоторых святых относится к области православной мистики, это не может быть понято и объяснено на основе рационалистической аналитики. Даже исследования агиографической литературы не дают решения этого вопроса. Надо учесть, что святые, пребывая в вечности, сохраняют в преображенном виде свою индивидуальность, которой они отличались в земной жизни. Молитва к святому – это особый вид духовного познания через общение, это не рассуждение, а созерцание, называемое видением. Тайна почитания святых и духовного общения с ними приоткрывается в молитвенном переживании, и тогда вопрос «почему» исчезает, сменяясь благоговейным изумлением о том, как дивен Бог во святых Своих и как дивны святые в Боге.
Особое почитание и любовь народа к некоторым святым основывается на мистическом опыте поколений. И этот молитвенный опыт, выкристаллизованный веками, становится одним из видов церковного предания.
Пресненский. Церковь Георгия Победоносца в Грузинах.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь в классическом стиле была построена в 1792-1799 гг. на территории слободы, заселённой с 1729 г. свитой грузинского царя Вахтанга. В 1870-1872 гг. архитектор Н.Н. Васильев перестроил церковь уже в стиле ампир. В 1895-1900 гг. совместными усилиями В.Е. Сретенский и А.П. Попов с восточной стороны церкви пристроили новый храм в русско-византийском стиле. После закрытия церкви в 1928 г. старая часть церкви потеряла верхние ярусы колокольни и окна. Сегодня в «новой» части находится Электротехнический техникум, в «старой» с 1993 г. возобновлены богослужения.
В 1841 г. в церкви был поставлен иконостас, в 1870 г. увеличена высота колокольни. В 1897 г. к старой церкви, которая уже не могла вместить всех прихожан (в связи с ростом населения в этом районе Москвы) было построено новое здание в псевдо-византийском стиле (архитектор Сретенский). Церковь считалась богатой, в ней хранились православные грузинские реликвии (в их числе и крест св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии), а также богатая библиотека, в которой были старопечатные книги на старославянском и грузинском языках. При церкви в 1864 г. М.Д. Цициановым была устроена богадельня для престарелых монахинь.
До конца 1920-х гг. в церкви проходили богослужения. В 1930 г. церковь была закрыта, а здание перестроено: разобрана колокольня и глава, сооружены межэтажные перекрытия. Библиотека, вероятно, была увезена. С этого времени в церкви размещается вечерний электромеханический техникум им. Красина.
Как сообщает справочник «Православная Москва», храм был закрыт в 1929 г.; в 1993-м древняя часть храма была возвращена Церкви, новая часть и поныне занята техникумом. В храме очень необычная новая роспись в византийском стиле.
Согласно договоренности между Русской Православной и Грузинской Православной Церквами, в этом храме, принадлежащем Московскому Патриархату, служит также клирик Грузинской Церкви, богослужение ведется на церковно-славянском и грузинском языках.
galik_123
Наводы
Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинках, Московский государственный техникум технологии, экономики и права им. Л. Б. Красина
В настоящее время осталось не так уж много исторических свидетельств на Большой и Малой Грузинских улицах. Пожалуй, лучше всего сохранились названия этих улиц. Они напоминают нам о том, что улицы расположены в месте, которое называлось Грузины, и здесь на самом деле еще в начале XVIII века поселились грузины. Это произошло в 1724 году, когда лишенный престола грузинский царь Вахтанг VI с несколькими тысячами своих подданных по приглашению российского императора Петра I прибыл в Москву. Грузины заняли отведенное им село Воскресенское.
В селе этом стояла деревянная церквушка в память Иоанна Богослова, но к середине XVIII века она сгорела. Сын царя Георгий Вахтангович (генерал-майор русской армии) испросил разрешения построить церковь на том же месте, но в честь святого Георгия Победоносца, почитаемого как покровителя Грузии. Получив разрешение в 1749 году, Георгий на собственные средства начал строительство. Через год церковь освятил грузинский архиепископ Иосиф Самебели. С тех пор вся грузинская диаспора начала посещать богослужения на грузинском языке в этом храме.
В 1779 году Георгиевская церковь сгорела. И тогда грузины начали в 1788 году строительство каменного храма на месте сгоревшего. Средства на него пожертвовал московский купец Семен Васильев, а спроектировал в стиле ампира архитектор Н.Н. Васильев. В 1800 году новую каменную церковь освятили. В 1870-е годы к храму пристроили два алтаря, выдвинув их на восток в одну линию с главным, прибавив с запада дополнительный ярус. Колокольню надстроили, сделав достаточно высокой. Вот так выглядел трехчастный однокупольный храм с трапезной и колокольней.
Храм Георгия Победоносца в Грузинах, 1882
В течение всего XIX века церковь святого Георгия средствами прихожан расширялась и благоустраивалась. Но грузинская слобода разрасталась, и в храме стало тесно. В 1895-1898 годы по проекту архитекторов В.Е. Сретенского и А.П. Попова с восточной стороны церкви на месте разобранных апсид выстроили новый монументальный храм, решенный в русско-византийском стиле. Иконы для храма писал Ф. Соколов. Княгиня Е.Д. Авалова пожертвовала церкви позолоченный крест с частичкой мощей великомученика Георгия. Церковная библиотека была полна книгами на грузинском и церковно-славянском языках. Церковь была богатой, в ней хранились православные грузинские реликвии, в их числе и крест святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
31 марта 1922 года по приказу правительства из церкви вынесли больше 150 килограммов золота и серебра. С колокольни в тот же период сняли все девять колоколов, общий вес которых был больше 10 тонн. В 1929 году храм закрыли, а здание перестроили: разобрали колокольню и главу, сделали межэтажные перекрытия. После закрытия облик старого храма претерпел значительные изменения. В 1993 году здание старого храма возвращено православной церкви, в нем проведены реставрационные работы.
Новый красно-кирпичный храм хорошо виден с улицы и является главной доминантой этой части улицы. Но его здание до сих пор находится в перестроенном и обезображенном виде. Крест на центральном куполе отсутствует, так же можно увидеть по углам останки разрушенных угловых колоколен.
Церковная лавка находится прямо у входа на территорию храма.
Церковная лавка при храме Георгия Победоносца в Грузинах
Эта часть храма до сих пор занята техникумом. На здании висит табличка, что оно является памятником архитектуры регионального значения. Думается, что было бы справедливо вернуть и это здание Православной церкви. Тогда, может быть, будет восстановлен его первоначальный вид.
МОСКОВСКИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ ХРАМ В ГРУЗИНАХ
Москва, Церковь Георгия Победоносца в Грузинах |
Московский храм в честь великомученика Георгия Победоносца в Грузинах
Деревянную церковь построили, очевидно, на средства царевича Георгия. Ее освятил архиепископ Иосиф Самебели (И.Т. Кобулашвили).
Богослужение в церкви велось на грузинском языке. В 1779 г. Георгиевская церковь сгорела, однако ризница была спасена.
На месте деревянной церкви было начато строительство каменной церкви, которая была освящена в 1800 г. В течение всего XIX в. церковь св. Георгия расширялась и обустраивалась.
Церковь считалась богатой, в ней хранились православные грузинские реликвии (в их числе и крест св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии), а также богатая библиотека, в которой были старопечатные книги на старославянском и грузинском языках.
При церкви в 1864 г. М.Д. Цициановым была устроена богадельня для престарелых монахинь.
До конца 1920-х гг. в церкви проходили богослужения. В 1930 г. церковь была закрыта, а здание перестроено: разобрана колокольня и глава, сооружены межэтажные перекрытия. Библиотека, вероятно, была увезена. С этого времени в церкви размещается вечерний электромеханический техникум им. Красина.
Как сообщает справочник «Православная Москва», храм был закрыт в 1929 году; в 1993 году древняя часть храма была возвращена Церкви, новая часть и поныне занята техникумом.
В храме очень необычная новая роспись в византийском стиле.
Согласно договоренности между Русской Православной и Грузинской Православной Церквами, в этом храме, принадлежащем Московскому Патриархату, служит также клирик Грузинской Церкви, богослужение ведется на церковнославянском и грузинском языках [1].
Настоятели
Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах
Грузинская церковь | |