великий гэтсби чем занимался
“Великий Гэтсби” Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Гимн поколению джаза
По чисто эстетическим ощущениям давно не приходилось читать столь приятные, легкие и одновременно увлекательные произведения, и это при том, что содержание и развязка уже известны благодаря увиденной ранее экранизации База Лурмана. Философские размышления в “Великом Гэтсби” сочетаются с саркастическими и веселыми сценками героев, а многие упомянутые в повествовании детали характеризуют эпоху тех времен, в том числе архитектура поместий, музыка, церемонии и даже названия употреблявшихся напитков.
Но восприятие романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда “Великий Гэтсби” невозможно без понимания, кто и когда его написал. Автор произведения не выдумывал светские вечера в доме богатого и влиятельного Гэтсби, он рассказывал то, что видел сам, в чем принимал непосредственное участие. По этой причине все действо оказывается столь живым и правдивым. Именно поэтому многие современники Фицджеральда считают “Великий Гэтсби” во многом символом и синонимом эпохи джаза 1920-х гг.
“Ты или охотник, или дичь, или действуешь, или устало плетешься сзади.”
Содержание
Автор
Сколько бы иронии над высшим обществом США не вкладывал Фрэнсис Скотт Фицджеральд в свой роман, нельзя отступиться от того факта, что он был ярчайшим представителем этого социума. Талантливый литератор и мастер ловкого слова, он зарабатывал деньги не за счет писательского труда, а за счет журналистской деятельности, ведя колонки в тех или иных журналах. Слава и богатство пришли к нему именно оттуда.
Да, выход романов «По эту сторону рая» и «Прекрасные и проклятые» ввели его в пантеон ярчайших американских литературных деятелей своего поколения, но оценили произведения скорее коллеги по цеху, чем публика. Даже “Великий Гэтсби” не стал той жемчужиной, которой бы восхищался весь мир (это случилось только после смерти писателя). Но Фрэнсис жил яркой и роскошной жизнью, обеспеченной гонорарами от престижных светских журналов вроде Scribner’s Magazine, The Saturday Evening Post, Esquire и др.
Поэтому прежде чем изучать “Великого Гэтсби”, не поленитесь почитать самые короткие сведения об авторе романа. Когда он выступает с точки зрения моралиста, обличающего пороки, низменность и пустоту существования богатого сословия США 1920-х гг., стоит понимать, что он обличает сам себя. Возможно, произведение стало в какой-то степени его исповедью, признанием, которое он никак не мог сделать лично. Его разгульная жизнь на пару с супругой Зельдой была показательно отображена на страницах собственного романа. Дерзкие и скандальные выходки в обществе были особенностью не только героев “Великого Гэтсби”, но и самого Фрэнсиса.
Сюжет
Повествование ведет Ник Каррауэй, который делится своими переживаниями от необходимости сменить свой уклад и отправиться жить на восточное побережье, в предместье Нью-Йорка. Новый дом, новая работа, но старые знакомые. Удивительно, но оказавшись в столице мира он регулярно встречает друзей и родственников. Нью-Йорк – “большое яблоко”, куда стекаются жители всей провинциальной Америки, и все как будто знакомы друг с другом.
Дэзи Бьюкенен, троюродная сестра Ника, и ее муж Том Бьюкенен становятся постоянными спутниками повествователя. Они вольно и невольно демонстрируют Нику особенности существования ленивой богатой публики, которая не тратит много времени на общение и воспитание детей, но всегда готова погрузиться в водоворот гуляний в любое время суток. В то же время Ник знакомится с подругой Дэзи по имени Джордан Бейкер, в которую со временем влюбляется.
Покой каждого из вышеупомянутых персонажей нарушается после более тесного знакомства этой компании с загадочным соседом Ника, в величественном и богатом особняке которого каждый вечер проходят шумные приемы до самого утра. Музыка, алкоголь, женщины – весь бомонд не только Нью-Йорка, но и всего восточного побережья являются завсегдатаями Джея Гэтсби. Так зовут хозяина особняка. Никто не знает, как он появился в Уэст-Эгге на Лонг-Айленде, чем занимается и чем зарабатывает, более того – никто не в курсе, как вообще выглядит Гэтсби, но все отчаянно бросают дела и семьи, лишь бы развлечься на всю катушку и совершенно бесплатно.
Ник в виду особенности своего характера оказывается единственным человеком, заинтересовавшимся именно личностью Гэтсби, а не его состоятельностью. Знакомство не заставило себя ждать. В удивительно короткий период времени Ник становится закадычным другом Гэтсби и поверенным всех его секретов, в том числе своего печального детства, службы в армии, обретения богатства и самой главной тайны – Гэтсби и Дэзи в свое время были влюблены друг в друга.
С этого момента развитие сюжета начинает резко набирать обороты, достигая удивительной скорости: волнительное свидание Гэтсби и Дэзи, обличение Тома Бьюкенена в измене жене, раскрытие карт Гэтсби, признавшегося, что специально купил дом напротив поместья Бьюкененов, и трагическая развязка.
Каждый персонаж романа по мере развития событий сначала помогает читателю обзавестись симпатией лично к нему (даже Том Бьюкенен может обрести поклонников, особенно среди спортсменов), а затем все они жестоко обличаются. Ник тоже оказывается в удивительно глупом положении. Ведь он именно что восхищался Джэем Гэтсби, столь бездарно посвятившим свое существование попытке вернуть прошлое. А мог бы прожить счастливую жизнь, не гонясь за любовью и вниманием столь пустой особы как Дэзи. Наступая на грабли Гэтсби, Ник влюбляется в абсолютно циничную и меркантильную Джордан. Финал их взаимоотношений – настоящий синоним термину фарс. Может показаться, что Фицджеральд создавал карикатуру на общество тех лет, но самое печальное заключается в том, что это была скорее калька реального положения дел.
Ярчайшее социальное расслоение 1920-х прослеживалось не только среди бедных и богатых. Даже самые состоятельные люди страны делились на две категории: знатные богачи и так называемые “новые” богачи. Первые были рождены в достатке, а вторые добились всего сами. В романе они даже живут в разных районах Лонг-Айленда: Уэст-Эгг и Ист-Эгг. Но и те и другие отличались крайней пустотой сознания: бездушные создания, прожигающие жизнь впустую. Долларовые излишки развратили их сущности, превратив в фиктивных властителей жизни. Их мнение о себе сильно разнится с реальной значимостью для общества.
Показателен в этом отношении образ Тома Бьюкенена, старающегося выказывать из себя альфа-самца, мускулистого эрудита, берущегося размышлять о политике и экономике. Радикализм в поведении само собой находит отражение в радикализме мнений. Но за стеной этой мускулинности прячется неуверенный в себе и глупый человек, чьи суждения об общественно-политической обстановке зиждутся на принципах пещерного расизма и следования сплетням и слухам. Требуя верности от жены, он не считает нужным сохранять преданность супруге сам; получая укол от более подкованного интеллектом субъекта он считает нужным ответить подлостью; и в центре всего этого стоит неподдельный эгоцентризм и самолюбие, которые оказываются важнее того, что он сам невольно для себя считал любовью.
“Великолепная книга, ее каждый должен прочесть. Там проводится такая идея: если мы не будем настороже, белая раса… ну, словом, ее поглотят цветные. Это не пустяки, там все научно доказано.”
Дэзи – невероятно точный пример легкомысленной и глупой красавицы, которая удручена недостойным поведением своего мужа, хотя годами ранее была влюблена в него по уши. Всю ее показную гордыню и достоинство рушит появление бывшего возлюбленного. Но нахлынувшее сомнение улетучивается, когда влияние Гэтсби ослабевает. Это выдает в ней натуру подконтрольную, слабовольную, которую сможет заполучить даже тот, кто строит из себя альфа-самца, но на самом деле таким не являющийся.
Джордан Бейкер в отличие от Дэзи представляет собой более умную, независимую и целеустремленную натуру. Гордая и подкованная интеллектуально, она при этом не теряет всех слабостей своего сословия, ограничиваясь силой характера. Долгое время Ник Каррауэй был убежден во взаимности своих нежных чувств к Джордан, но реальность оказалась куда более прозаичной, подстать меркантильности личности Джордан, которая успела обручиться за период короткой легкой размолвки с Ником.
Ник, являясь наравне с Гэтсби главным протагонистом романа, оказывается восхищен личностью своего нового друга, для него он имел статус великого, но так ли это на самом деле? Джэй, вырвавшись из оков бедности, со дна общества ворвался в элиту, став настоящей легендой Нью-Йорка. Этот статус мог бы помочь ему достичь небывалых высот не только для себя лично, но и для окружения. Он же решил положить все на кон ради любви легкомысленной девушки, в которую он был влюблен когда-то, но которую совершенно не успел узнать изнутри. Разве это достойная цель для растранжиривания состояния? Романтичная, но глупая идея фикс. А тут еще намеки на статус бутлеггера, которые вполне себе могут быть правдой, потому что альтернативной реалистичной истории обретения богатства мы так и не получаем.
Саркастическое прилагательное “Великий”, обращенное к личности Гэтсби, было проверено временем и делом, когда на похороны Джэя так никто и не пришел. Доказательство того, какую пустую жизнь прожил этот действительно ярчайший персонаж. Насколько сильно он запутался и подчинился собственным мечтам, хотя достаточно было жить и наслаждаться каждым днем. Для этого у него было все, о чем другие могли бы только мечтать.
Кто такой Великий Гэтсби?
«Великий Гэтсби» – так называется роман американского писателя Фитцджеральда. Книга на самом деле очень популярна среди читателей – и была всегда популярна. Так почему же? Очень хочется в этом разобраться. Этот роман вышел в свет 10 апреля 1925 года, в тот век, который принято называть «Веком джаза».
Но в 1920-х годах экономика США стремительно развивалась, потому что США – это единственная страна в мире, которая не пострадала ни от последствий первой мировой войны, ни от последствий второй мировой войны. Почему-то больше всех страдала всегда Россия, потом СССР. Многие биографы Фитцджеральда пишут о том, что его жена, прототип героини романа «Ночь нежна» в этот период заболела тяжёлой формой психического заболевания. Сам писатель бесконечно переживал по этому поводу, да и сам часто ложился в больницу с туберкулёзом.
Стоит иметь ввиду, что у Фитцджеральда были ещё и внутренние противоречия, потому что он хотел в своё время очень попасть на фронт первой мировой войны, чтобы защищать демократию, но не попал. Разочарование в жизни, болезнь жены, дало роману трагический подтекст.Стоит заметить, что слово «джаз» ничего не имеет к весёлому (чаще) музыкальному направлению того периода. В понимании биографов Фитцджеральда «джаз» означает какую-то философскую глубину, какое-то нервное напряжение, царящее в атмосфере того времени вплоть до трагизма, какое-то предчувствие грядущего разлада. Это подчёркивал сам Фитцджеральд: «Когда говорят о джазе, то имеют ввиду прежде всего ситуацию в больших городах, когда к ним приближается линия фронта…а стало быть, давайте жить, пока живы, веселиться, а завтра за нами придёт смерть». В статье «Эхо джазового века», Фитцджеральд писал: «События 1919 года сделали нас, скорей всего, циниками, чем революционерами… для джазового века было характерно, что мы совсем не интересовались политикой».
Наверное, роман Фитцджеральда «Великий Гэтсби» нельзя назвать сатирическим, или каким-то обличающим – иначе писатель вывел бы на суд читателя какие-то или реальные или вымышленные «пороки» того общества, которым он так интересовался. Но, вполне вероятно, Фитцджеральд заинтересовался именно этой прослойкой людей, далёких от искусства, потому что, скорей всего, внутренне предчувствовал их крах в 1929 году.
Ник закончил Йельтский университет в 1915 году, завёл собаку, и поселился в Уэст-Эгге. Напротив, как известно, располагалась усадьба Гэтсби. В Америку из Франции вернулись его родственники – муж и жена Том и Дэзи Бьюккенен. Молодые люди – Том, Дэзи, подруга Дэзи и Ник встречаются в неформальной обстановке, и Том на вопрос Дэзи «кто такой Гэтсби» хотел ей его представить как ближайшего соседа. Таинственный Гэтсби продолжал волновать Ника почему-то. Случай, когда он увидел Гэтсби ночью на балконе, встревожил его, но он тут же об этом забыл.Но между Ником и самим Гэтсби в последствии завязываются приятельские отношения, когда они оба разобрались, что являлись некогда товарищами по полку. Гэтсби решает приоткрыть Нику тайну своего внутреннего и внешнего мира настолько, насколько это возможно.
Мне Гэтсби показался не то, чтобы нерешительным, скорей всего, действительно загадочным, и любящим слегка прихвастнуть. На это есть намёк в книге в сцене, в которой он демонстрирует Нику орден «из маленькой Черногории», хотя, вполне вероятно, награда, полученная на фронте первой мировой войны, тогда составляла для молодого человека всё его личное счастье. На мой взгляд, это история о невозможном – о том, что Гэтсби и Дэзи никогда не были бы вместе, а Ника с Джордан в итоге ждало разочарование в их отношениях. Том и Дэзи были всё-таки людьми безответственными. Как их характеризует автор, «беспечными». Если бы Дэзи любила Гэтсби, она бы вышла за него замуж тогда, когда он был беден.
Но прошло время. Гэтсби на своей славе, возможно, где-то и приторговал нажил себе состояние, и создал о себе какую-то таинственную легенду, сумел привлечь общество, и Дэзи побежала за ним только потому, что он не только богат, но и обладает какой-то славой. Тогда ей стал не нужен Том. Кстати, здесь речь не идёт об отношениях с разницей в возрасте. Здесь идёт речь об отношениях именно погодок – людей, которым 30. Причём, всем. Наверное, Дэзи характеризует одно слово: «безответственность». Даже по отношению к своей дочке, которой она, вероятней всего, и не занималась. Но надо сказать, что отношения Ника и Джордан под напором событий тоже не выдержали, и дали трещину. Наверное, величие и мотив поступков Гэтсби в том, что он каким-то своим способом пытался привлечь внимание возлюбленной – Дэзи. Но, видимо, молодой человек не знал иных способов покорения женского сердца, как вымышленное, или реальное всё-таки богатство. На самом деле, в этом основная трагедия Гэтсби. А, возможно, и молодых людей во многом – пытаясь покорить женщину, они выставляют перед ней всё своё богатство (чем-то напоминает образ Златогора из оперы «Пиковая дама» Чайковского). Но ведь это не всегда факт. Наверное, если бы Гэтсби знал как привлечь внимание Дэзи, он бы отбил её у Тома ещё тогда. Но это, в принципе, грустно.
Но, вполне вероятно, события развивались бы по-другому, если бы не роковая случайность – гибель Миртл в аварии по вине Гэтсби. Возможно, этим Фитцджеральд хотел подчеркнуть бесцельность существования поколения тридцатилетних. Для них жизнь означала веселье, но до того момента, когда роковое стечение обстоятельств не заставляло их задумываться всё-таки о тех человеческих ценностях, которые они должны были бы нести в себе.
СОДЕРЖАНИЕ
Биография персонажа
— Ф. Скотт Фицджеральд, Глава 1, Великий Гэтсби
Вскоре после этого Гэтсби сопровождал Дейзи и ее мужа в центр Манхэттена в Нью-Йорке в компании Карравэя и друга Дейзи Джордана Бейкера. Том одолжил желтый « роллс-ройс» Гэтсби, чтобы поехать в город. Он направился к заправочной станции в « долине пепла », обширной свалке мусора на Лонг-Айленде. Обнищавший по закону Джордж Уилсон выразил обеспокоенность по поводу того, что его жена Миртл закрутила роман с другим мужчиной, не подозревая, что речь идет о Томе.
В номере отеля на двадцатиэтажном здании Plaza Hotel Том столкнулся с Гэтсби по поводу его продолжающегося романа с женой в присутствии Дейзи, Каррэуэя и Бейкера. Гэтсби призвал Дейзи отказаться от своей любви к Тому и заявить, что она вышла замуж за Тома только из-за его денег. Дейзи утверждала, что любит и Тома, и Гэтсби. Выйдя из отеля, Дейзи уехала с Гэтсби на своем желтом «роллс-ройсе», а Том уехал на своей машине с Бейкером и Карравей.
Несмотря на множество тусовщиков и шейхов, которые еженедельно посещали щедрые вечеринки Гэтсби, на похоронах Гэтсби присутствовал только один гуляк, которого называли «совиным глазом». На похоронах также присутствовали продавец облигаций Ник Каррауэй и отец Гэтсби Генри К. Гатц, которые заявили о своей гордости за достижения своего сына как миллионера, заработавшего свои деньги.
Создание и зачатие
После публикации «Великого Гэтсби » в апреле 1925 года Фицджеральд был встревожен тем, что многие литературные критики неправильно поняли роман, и его возмущал тот факт, что они не смогли увидеть многих параллелей между собственной жизнью автора и его вымышленным персонажем Джея Гэтсби; в частности, что оба создали мифическую версию самих себя и пытались соответствовать этой легенде.
Гэтсби как ориентир
Термин «Гэтсби» также часто используется в Соединенных Штатах для обозначения реальных фигур, которые заново открыли себя; в частности, богатые люди, чье восхождение к известности было связано с элементом обмана или самомифологизирования. В 1986 году в разоблачении опального журналиста Р. Фостера Винанса, который участвовал в инсайдерской торговле с биржевым маклером Питером Брантом, « Сиэтл Пост Интеллидженсер» назвал Бранта «Гэтсби Вайнана». Брант изменил свое имя с Борнштейна и сказал, что он «человек, который отвернулся от своего наследия и своей семьи, потому что он чувствовал, что признание евреем нанесет ущерб его карьере».
Достойное чтиво для господ: Фрэнсис Скотт Фицджеральд, «Великий Гэтсби»
По окончании Первой мировой войны человечество замерло, подобно испуганному зверю. Перед разочарованной молодежью, которая должна была взяться за строительство нового порядка, стоял важнейший выбор: в каком направлении двигаться дальше? Многие из ее числа были начисто выжаты принесенными войной лишениями, неимоверным напряжением и непоколебимым осознанием конечности бытия. В любую секунду на мир может обрушиться новая война и проглотить несколько миллионов жизней. После этого озарения двадцатые, смачно сплюнув на пол, заревели.
Весь мир ринулся вперед — представители творческих профессий получили необходимый накал, экономика и производство воспряли духом, а богема с радостным хохотом вывалилась на танцполы. В Америке этот небывалый экономический подъем совпал с принятием «сухого закона». С его подачи бутлегеры исправно доставляли запрещенный, но столь желанный алкоголь в подпольные клубы, а женщины задорно вились под раскаты «черной музыки». «Век джаза» отчаянно, до хрипоты и боли в боках ревел, лишь для того, чтобы очнуться в холодных объятиях Великой депрессии.
«…четверо мрачных мужчин во фраках идут по тротуару с носилками, на которых лежит женщина в белом вечернем платье. На ее руке, свесившейся вниз, ледяным огнем горят бриллианты. В гробовом молчании мужчины сворачивают и входят в дом — но не в тот, куда направлялись. Никто не знает имени женщины, и никому нет до нее дела».
— «Великий Гэтсби», Фрэнсис Скотт Фицджеральд
Федеральные агенты избавляются от нелегального алкоголя, 1929-ый год
До трагедии, захлестнувшей Америку в конце двадцатых, еще далеко. На дворе 1925-ый год — банки жадно набивают животы, брокеры и не думают массово выбрасываться из окон, а Джон Стейнбек лишь мечтает написать нечто столь сильное и человечное, как «Гроздья гнева». В этот относительно благоприятный период Фрэнсис Скотт Фицджеральд выпускает свой третий роман — «Великий Гэтсби», который впоследствии станет олицетворением всей его творческой жизни.
К этому моменту у Фицджеральда дела идут не лучшим образом. Широкая известность пришла к нему в 23 года после выхода его дебютного романа «По эту сторону рая». В один миг он обрел ошеломительную общественную любовь, богатство и супругу в лице Зельды Сейр. Поначалу все складывалось прекрасно, молодая и красивая пара ни в чем себе не отказывала — изысканные наряды, шикарные рестораны и вереница европейских курортов, их жизнь походила на неутихающий и выставленный на всеобщее обозрение праздник.
«Иногда я не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов».
— Фрэнсис Скотт Фицджеральд
На первой волне успеха Фицджеральд стал самым высокооплачиваемым писателем, на постоянной основе публиковавшим рассказы в «глянцевых» журналах, среди которых были The Saturday Evening Post и Esquire. И хотя это сотрудничество позволило Фицджеральдам вести роскошный образ жизни на протяжении нескольких лет, оно не пошло на пользу и без того ветшающей популрности Фицджеральда. Постепенно общество перестало воспринимать его как настоящего писателя, все чаще в нем видели автора посредственных рассказов и персонажа светских хроник. В результате, и критики, и читатели встретили «Великого Гэтсби» крайне прохладно — за первый год его тираж достиг неубедительных 20 тысяч копий.
Зельда, выросшая в достатке, вышла замуж за Фицджеральда лишь после того, как он разбогател, поскольку не желала себя в чем-либо ограничивать
Действие «Великого Гэтсби» разворачивается в 1922-ом году. Америка переживает небывалый экономический рост, зарождается культура массового и зачастую беспорядочного потребления, а «сухой закон» уже три года не справляется со своей задачей. Как раз в это время Ник Каррауэй, отпрыск ныне разорившегося семейства, покидает родной Средний Запад и перебирается в Нью-Йорк. Но из-за нехватки средств он вынужден поселиться поодаль от центра — в одноэтажной халупе, расположившейся в небогатом районе Лонг-Айленда и окруженной выцветшей метровой травой.
Тем удивительнее, что по соседству со столь непримечательным жилищем затаилось поместье внушительных размеров. Ухоженный и опрятный уголок, в который каждые выходные стекаются сотни представителей Нью-Йоркской богемы, жаждущей с головой окунуться в долгожданное веселье и смыть непроходящие горести терпким алкоголем. Большинство посещает это олицетворение «ревущих двадцатых» без всякого приглашения, поскольку двери Великого Гэтсби открыты для всех страждущих.
Снесенный в 1945-ом особняк Beacon Towers, которым предположительно вдохновлялся Фицджеральд при написании романа
Джей Гэтсби, обаятельный и не по годам успешный молодой человек, подобно Нику Каррауэю и самому Фицджеральду, несколько лет назад перебрался в Нью-Йорк со Среднего Запада. Но если последние решились на этот шаг преимущественно ради толчка в карьере, то Гэтсби преследовал куда более благородную цель — им руководило незапятнанное корыстью желание вернуть некогда выскользнувшее из рук счастье.
«Даже когда Восток неодолимо манил меня, когда я наиболее остро осознавал его подавляющее превосходство над скучными, сонными и провинциально-самодовольными городками за рекой Огайо, где бесконечные сплетни не щадят никого, кроме детей и стариков, — даже тогда я ощущал в нем какую-то ущербность, если не сказать — извращенность».
— «Великий Гэтсби», Фрэнсис Скотт Фицджеральд
За пять лет до начала романа, во время службы в армии, Гэтсби встретил удивительно красивую и утонченную представительницу богатого рода. Изнеженная и выросшая в изолированном мире роскоши Дэйзи искренне влюбляется в Джея Гэтсби. Но, вопреки взаимности их чувств, зыбкое, если не сказать плачевное, положение Гэтсби в обществе становится причиной их разлуки. И если Дэйзи без лишнего надрыва смирилась с этой досадной оплошностью и вскоре вышла замуж за способного обеспечить ее Тома Бьюкенена, то Джей Гэтсби отвел утраченному чувству особое место в своей жизни.
После расставания с Дэйзи его единственной мечтой и целью, на достижение которой работал каждый его мускул, стало скорейшее воссоединение с ней. Именно ради нее он разбогател, обосновался на Лонг-Айленде и окружил себя шумными вечеринками, не дающими покоя всему Нью-Йорку. Все лишь для того, чтобы ненароком встретиться с Дэйзи и уже никогда ее не отпускать.
Центр Нью-Йорка, 1920-ый год
Собственно говоря, Фицджеральд является писателем крайне сентиментальным, чувственным и лишенным присущей тому же Хемингуэю маскулинности. И в этом плане «Великий Гэтсби» мало чем отличается от его прочих работ, поскольку на поверхности романа зиждется крайне простая, хотя и не лишенная изысканности, история о крушении личности. Его истинная прелесть кроется в неочевидных деталях, окружающем их контексте и обманчивой атмосфере благополучия.
Главной и при этом наименее очевидной особенностью «Великого Гэтсби» является образ Дэйзи. Повествование построено таким образом, что читатель ни на секунду не должен усомниться в ее особенности. Она является единственным желанием Гэтсби, стержнем, на котором держится весь его образ. Именно поэтому в ней не должно быть ни единого изъяна.
И Фицджеральд достигает кристальности образа Дэйзи не за счет акцента на ней самой, а благодаря личности самого Гэтсби. Это противоречивый, но крайне яркий персонаж, глубины которому придает выступающий непредвзятым рассказчиком Ник Каррауэй. Иными словами, Фицджеральд не просто усиливает, он непосредственно возводит образы героев на их отношении друг другу. Подобно иллюзионисту он создает хрупкую иллюзию, в реальности которой поначалу не возникает никаких сомнений.
В 1925-ом году, во время визита в Париж, Фицджеральд познакомился с начинающим писателем Эрнестом Хемингуэем. Так зародилась очень непростая, но важная для обоих писателей, дружба
Фицджеральд вырос в некогда состоятельном, но разорившемся к его рождению, семействе. Семействе, которое несмотря на все трудности сумело отправить его на обучение в частную школу, где юный Фицджеральд впервые соприкоснулся с понятием богатства. Лишенный широких возможностей, он инстинктивно тянулся к обеспеченным детям, искал их компании и одобрения, хотя это вовсе не означает, что он перед кем-то пресмыкался. Вовсе нет, уже в возрасте тринадцати лет он, опубликовав свой первый рассказ, показал себя яркой и незаурядной личностью.
Благодаря тому, что Фицджеральд прекрасно сознавал исключительность богатых и их оторванность от остального мира, на свет появились Джей Гэтсби, Дэйзи и Том Бьюкенен. По ходу романа выясняется, что Гэтсби не просто богач, он является порождением «новых денег», ведь разбогател он совсем недавно, и, как следствие, внушительные возможности еще не успели деформировать его мироощущения. В свою очередь, Дэйзи и Том Бьюкенен олицетворяют «старые деньги» — их семьи богаты на протяжении многих поколений, и их жизни неразрывно связаны с достатком.
Противостоянию нового и старого легко не придать должного значения, но именно оно наполняет историю столь важной глубиной. Немногочисленные победы героев, смердящие кровью и разочарованием, обретают в свете этого конфликта совершенно иной окрас. Фицджеральд рушит не чей-то отдельно взятый мир, а судьбу целого поколения, вознамерившегося вспорхнуть на уже занятую вершину. Поколения, представителем которого был и он сам.
При том, что Фицджеральд является одним из самых ярких голосов «потерянного поколения», увидеть ужасы войны воочию ему не довелось
Помимо прочего, Фицджеральд сумел запечатлеть необычайно громкую и яркую, как тысяча палящих орудий, эпоху со всеми присущими ей атрибутами. Это был отчаянный рывок, навсегда изменивший Америку, а вместе с ней и остальной мир. Небывалый рост организованной преступности, подкрепленный коррупцией передел власти и зарождение двух трагедий — Великой депрессии и Второй мировой войны. Вопреки тому, что Фицджеральд едва ли мог предвидеть эти огромные рытвины, благодаря им царящий в «Великом Гэтсби» подъем отдает нарастающим запахом разлагающейся плоти и неминуемой смерти. Этот не желающий утихать праздник полон скорби и страха перед завтрашним днем.
«— Сдается мне, что это последний писк моды: преспокойно сидеть и наблюдать, как мистер Никто из Ниоткуда крутит роман с твоей женой! Ну, если так, то эти веяния не по мне… Сегодня глумятся над семьей и семейными ценностями, а завтра выкинут за борт все моральные устои и разрешат браки между белыми и черными».
— «Великий Гэтсби», Фрэнсис Скотт Фицджеральд
В годы большой нужды Фицджеральд успел поработать сценаристом в Голливуде. Самой известной картиной, к которой он приложил руку, стали «Унесенные ветром», хотя в титрах об этом нет ни слова
Еще в студенческие годы Фицджеральд серьезно пристрастился к алкоголю, а ранний брак с любившей веселье Зельдой, лишь укоренил эту привычку. В дальнейшем нараставшую зависимость дополнили неудачи в творчестве, глупые выходки, регулярно попадавшие на страницы газет, и шумные семейные ссоры. Под влиянием столь деструктивного образа жизни еще в середине двадцатых у Зельды начало проявляться помутнение рассудка, кульминацией которого стал диагноз шизофрения и последующее заточение в лечебной клинике.
Эта потеря, при иных обстоятельствах способная стать освобождением, лишь усложнила жизнь Фицджеральда — его популярность продолжала падать, а счета за лечение Зельды и количество потребляемого алкоголя лишь росли. Умер Фрэнсис Скотт Фицджеральд от сердечного приступа накануне Рождества в возрасте 44 лет, искренне уверенный, что ему, как и его произведениям, не сулит ничего, кроме забвения. Пузырь, нареченный американской мечтой, лопнул без лишнего шума, оставив после себя смесь затухающего восхищения и разочарования, которым только предстояло распуститься ярким соцветием.
«Подобный мне писатель должен быть безгранично уверен в себе, он должен верить в свою звезду. Это почти что мистическое ощущение, ощущение того, что с тобой ничего не может произойти, ничто не способно навредить тебе или тронуть. Эта уверенность есть у Томаса Вулфа. У Эрнеста Хемингуэя. Однажды она была и у меня. Но после серии потрясений, многие из которых произошли по моей вине, что-то случилось с этим чувством неприкосновенности и я потерял хватку».
— Фрэнсис Скотт Фицджеральд
Тем, кто хочет углубиться в мир классического чтива, рекомендуем посетить паблик автора, Юрия Ягупова — Библиотека вымерших динозавров.