велики с большими колесами для чего нужны
Фетбайк. Преимущества и недостатки
Велосипеды с толстыми колесами, или просто фэтбайки, были изобретены в 80-ых годах для езды по сложным поверхностям. Фэтбайк отличается от обычного горного велосипеда только наличием толстых резиновых покрышек и особенными вилками.
Толстые шины максимально амортизируются к поверхности и повышают комфортность поездки, поэтому производители в основном оснащают фэтбайки жесткими вилками.
Фэтбайки с мягкой вилкой:
Преимущества и недостатки моделей с широкими шинами
Как и любая конструкция широкие шины имеют свои плюсы и минусы.
Особенности широких колес
Колеса – главные элементы конструкции, именно благодаря им велосипед прекрасно двигается и приспосабливается к любым поверхностям и имеет повышенную проходимость по любому бездорожью.
Вследствие воздушного объема и пониженного давления достигается плавность лавирования по каменистым поверхностям, асфальтированным дорогам и лесным тропам.
Средняя расширенность колес фэтбайка варьируется между 3,6 (9 см) и до 4,6 (12 см) дюймов, но бывают эксклюзивные шины, достигающие 5 и более дюймовый рубеж (от 14 см).
Ширина обода фэтбакйков достигает 110 мм, а вес колеблется от 15 до 21 кг. Только колеса велосипеда с широкими шинами весят по 4 кг. Рама весит около двух кг, а вилка за счёт отсутствия амортизации меньше 1 кг.
Ежегодные выставки велотранспорта выводят в показ новые модифицированные модели, которые изготавливаются из инновационной материи и требуют облегченное высокотехнологичное оборудование.
Вес новых моделей до 11 кг, поэтому байки ставят на один уровень с дорогими гоночными велосипедами.
Внешние характеристики фэтов
Внешний вид байка отличается от собратьев модификациями. Такие байки характеризуются сниженной массой, но имеют довольно высокую стоимость поэтому не распространены в массовом режиме.
Фэтбайки подразделяются на модели с симметрией и асимметрией:
Эти две разновидности офсета применяются при стандартной МТВ втулке с шириной от 140 до 110 мм. Также модели позволяют использование планетарно системы переключения скоростей.
Характерные особенности смещения
Симметричные колёса
Симметричное колесо фэтбайка также имеет плюсы и минусы:
Навесное велосипедное оснащение
Дополнительные приспособления фэтбайка в основном не отличаются от оснащения обычного горного велосипеда, но все же имеют свои различия.
Рама и вилка фэта характеризуется особой геометрией строения что и позволяет использовать более толстую резину.
Обод фэта достигает до 110 мм ширины, как и размер каретки. В фэтбайк можно установить трансмиссионную систему с валом до 110 мм размера.
Симметричные байки оснащаются задней втулкой до 175 мм и передней – 140 мм диметра. Некоторые модели переключателя имеют несколько тормозов, поэтому повышается безопасность в прохождении любых маршрутов.
Универсальность велосипеда с толстыми шинами позволяет использовать его в любых дорожных условиях и при любой погоде.
Он одинаково беспрепятственно справится с дальними пробегами по заснеженной местности, горам, песку и гладкому асфальту.
Высокая степень естественной амортизации позволяет себя чувствовать комфортно при любых катаниях и экстремальных ситуациях.
Основные производители фэтбйков
В настоящий момент существует около 20-ти фирм производителей специализирующихся на выпуске велосипедов с толстыми шинами. Некоторые фирмы могут выполнить заказ по индивидуальной разработке и чертежу заказчика.
Самыми популярными производителями фэтов являются:
Surly – это первый производитель велосипедов с толстыми колесами, фирма располагается в США и изготавливает только хромомолибденовые рамы, что выражается в повышенной прочности, антикоррозийной стойкости и других отличительных характеристиках.
В мире не существует хотя бы один велосипед с толстыми шинами, где отсутствуют запчасти производства этой фирмы.
Salsa – еще один крупный завод по производству моделей. Выпускает алюминиевые и титановые рамы к фэтбайку.
В России стали также появляются фирмы, специализирующиеся на выпусках фэтбайков, к ним относятся Nerco, Trek, Eltreco.
Российская фирма Элтреко отличается пониженной стоимостью на велосипеды с широкими шинами по сравнению с другими производителями.
Также фирма начала выпускать электро фэтбайки.
При довольно демократичной стоимости фэтбайк отличается высокими техническими характеристиками и повышенной прочностью изделия, что было доказано на практике при 310 километровом пробеге по Северному Ледовитому Океану двумя питерскими велосипедистами.
А зачем у велосипеда такие большие колеса?
Велосипеды бывают разные — синие, зеленые, красные. Кроме цвета рам, они отличаются навеской, геометрией и, в числе прочего, диаметром колес. Глаза разбегаются: вот стоит аппарат с маленькими, всего лишь в 20 дюймов диаметром, колесами. А рядом гордо возвышается байк с колесищами размером аж в 29 дюймов. Для чего создано это разнообразие?
Велосипеды с колесами 20-24 дюймов.
Про велики с колесами от 20 до 24 дюймов вкратце можно сказать так: это либо специализированные велосипеды для фрирайда или BMX, либо городские, либо детские или подростковые. Зачастую они имеют складную раму, оборудованы ножным тормозом, подножкой, высоким рулем и прочими атрибутами велосипеда для прогулочного, комфортного катания; могут иметь многоскоростную трансмиссию, дисковые тормоза, а некоторые уникальные особи оснащены задним амортизатором.
Велосипеды с колесами в 26 дюймов.
Велосипеды с колесами в 26 дюймов, с ободом диаметром 559 миллиметров, уже могут претендовать на звание полноценных байков, или горных велосипедов. Эти широко распространенные двухколесные машины характеризуются хорошей маневренностью, повышенной проходимость. На таком велосипеде, созданном для бездорожья, можно проехать там, где и пешком-то пройти трудно. Велосипеды с колесами в 26 дюймов хорошо управляемы, легко входят в повороты. Центр тяжести этого аппарата расположен достаточно близко к земле, что делает двухколесную машину отзывчивой и послушной седоку. Следует заметить, что размер велосипедного колеса зависит от двух величин: собственно диаметра обода и величины покрышки, на этот обод надеваемый. С одним и тем же ободом можно применять покрышки разных размеров, изменяя общий размер колеса. Покрышки маркируются так: на боковине выбиты два числа, например, 26*1,75, или 26*1,95. Первое число — диаметр колеса, выраженный в дюймах, второе — ширина покрышки, также выраженная в дюймах. Иногда размер покрышки указывают в миллиметрах, например, 559*47 мм. Для колеса диаметром 26 дюймов покрышка может быть шириной от 1,5 дюйма, или 38 мм, до 2,3 дюйма, или 58 мм. Правда, такого монстра можно поставить не на всякий велосипед. А уж байки для экстремальных дисциплин, например, даунхилла, могут гордо носить покрышки шириной до 3 дюймов!
Производители велокомпьютеров в инструкции по установке прилагают таблицу с численными значениями длины окружности колеса в зависимости от диаметра обода и ширины покрышки. Чем больше число, стоящее после звездочки, тем шире покрышка, чем выше протектор, тем проходимее будет велосипед, хотя несколько потеряет в скорости за счет этих двух факторов.
Колеса в 27 дюймов.
Колесо в 27 дюймов (диаметр оснащенного узкой гладкой покрышкой обода — 622 мм) — это классическое колесо шоссейного велосипеда. Именно такой размер колеса некоторое время назад был стандартом велогонок «Тур-де-Франс». Предназначение шоссейного велосипеда ясно из его названия. Это скоростная машина, требовательная к покрытию дороги, без какой-либо амортизации, востребованная любителями ветра в лицо и усиленных тренировок. Ширина покрышек — от 19 (может быть и уже) до 28 мм.
Влосипеды с колесами в 28 дюймов.
Велосипед с колесами 28 дюймов, так называемый «гибрид», — это некий универсал, на котором можно ездить быстрее, чем на горном, передвигаясь не только по асфальтовым дорогам, как на шоссейном. Как и любой универсал, гибрид вобрал в себя все лучшее от своих «родителей». Надежная и прочная машина, оснащенная ободами диаметром 622 мм и покрышками шириной от 32 до 50 мм, такой велосипед ходко идет по дороге с твердым покрытием, но может проехать по тропинке в лесу и по грунтовке, имеет хорошую курсовую устойчивость, но уже сложнее разгоняется, чем маневренный и приемистый байк с 26-ми колесами. За счет бОльшего диаметра колеса гибрид достаточно споро преодолевает неровности дороги, но его узкие покрышки будут буксовать на песчаном грейдере.
Велосипеды с колесами 29 дюймов.
Когда производители двухколесных машин решили совместить проходимость горного велосипеда и накатистость гибрида, появился так называемый «найнер», или велосипед с колесами диаметром 29 дюймов. Что же это за чудо-аппарат такой? Очень уж он хитрый, найнер-то. Оснащенный широкими ободами диаметром 622 миллиметра, или 28 дюймов, найнер обзавелся толстыми высокими покрышками, что сразу повысило его проходимость. Естественно, изменилась и геометрия рамы, стали больше просветы под колеса, еще бы, ширина покрышек для такого велосипеда начинается от 2 дюймов.
У найнеров есть чудесное качество — они «не видят» препятствий. Их замечательно большие колеса как бы «облизывают» неровности дороги, даря райдеру комфорт и уверенность. Высокая курсовая устойчивость велосипедов этого типа, хорошее сцепление с дорогой при вхождении в поворот, накатистость и возможность «валить» по пересеченной трассе с большой скоростью привлекают катальщиков различного уровня. Особенно хороши найнеры для седоков высокого роста, которые могут неуютно чувствовать себя даже на большеразмерных традиционных байках с 26-ти дюймовыми колесами. Стоит отметить, что найнеры менее приемисты, разгоняются дольше, чем «малыши 26-е», но это связано скорее с общим весом двухколесной машины, увеличенным как за счет размера колес, так и удлинения рамы.
Колеса 27.5 дюймов.
В 2013 году появился некий промежуточный тип специализированных горных велосипедов с колесами размером 27,5 дюймов. Что это: маркетинговый ход или же принципиально новая машина? Тот же обод диаметром 622 мм одели в покрышки, более широкие, чем у гибрида, но не дотягивающие до размеров найнера. Этот тип велосипедов находится как бы посередине между традиционным байком с колесом в 26 дюймов и найнером. Возможно, он больше подойдет невысоким райдерам, чем «найнер». Этот тип велосипедов прочно входит в жизнь велосообщества, и все больше катальщиков выбирают байк с колесами размером 27,5 дюймов. Хорошие накат и управляемость совмещены с высокой проходимостью, а меньший, чем у «найнера» вес и приемистость не оставят равнодушными любителей кросс-кантри.
У каждого типа велосипедов есть свои особенности. О других видах двухколесных машин вы сможете прочитать в следующих статьях на нашем сайте.
Велосипеды фэтбайки с широкими колесами
Классический вариант двухколесного средства передвижения не позволяет быстро и комфортно передвигаться по жидкой грязи, бездорожью и песку. Решают такие проблему велосипеды с широкими колесами, которые можно использовать даже в достаточно суровых климатических условиях. При этом необходимо знать, что такое фэтбайк. Также особенным моментом является то, для чего нужен фэтбайк. Соответствующая экипировка, надежный велосипед и знание некоторых особенностей эксплуатации техники обеспечат комфортное передвижение по бездорожью, в суровых условиях и при непогоде.
Назначение и особенности конструкции
Обычные классические модели велосипедов любого типа не позволяют осуществлять эффективные поездки в сложных условиях. Поэтому производители выпустили фэтбайк, который отличается широкими и большими колесами и практичностью. Перед выбором определенной модели стоит знать, что такое фэтбайк, его виды и характеристики, а также для чего нужен фэтбайк. Такой подход позволяет выбрать оптимальный вариант велосипеда, который обеспечит безопасность, комфорт в пути по любой дороге.
Велосипед с широкими и большими колесами оптимален для бездорожья, езды по рыхлому снегу или жидкой грязи и другим подобным трассам. Такая практичность техники обусловлена тщательно продуманной шириной покрышки. При этом можно регулировать давление внутри данных деталей, при необходимости увеличивая или уменьшая площадь сцепления с дорогой. Именно поэтому велосипед с большими колёсами — средство, популярность которого достаточно высока.
Тормозная система
Удобные и надежные фэтбайки выпускают только несколько основных производителей. Каждая компания также представляет все необходимые детали к данной технике, например, моторколесо. Особенно известна такая компания как SURLY, но практичны и модели, которые выпускает компания FATBIKES. В любом случае для каждой модели популярных средств чаще всего имеют дисковые гидравлические тормоза. При этом на фэтбайке с широкими и большими колесами можно установить моторколесо и сделать электровелосипед, популярность которого высока. Такой подход позволяет значительно усовершенствовать модель техники, которую выпустила любая компания.
Разнообразные модели данной техники практичны и удобны в процессе эксплуатации. Надежный электровелосипед или обычный фэтбайк отличаются большими колесами, хорошей проходимостью в различных условиях и легким техническим обслуживанием. Такими преимуществами обусловлена высокая популярность как электровелосипеда, так и простой модели.
Практичные фэтбайки, имеющие моторколеса, являются надежным средством передвижения, но техника не позволяет ездить по большим сугробам и болоту. Фэтбайк или электровелосипед обеспечат комфортную езду в тех условиях, в которых классический тип двухколесного транспорта без моторколеса не проедет даже небольшого расстояния. При этом важно подобрать качественные и прочные тормоза, большие покрышки, а также следить за техническим состоянием электровелосипеда или байка.
Велосипеды с широкими колесами и их преимущества
4 минут Автор: Михаил Скворцов 721
Покоритель бездорожья или средство привлечения внимания, модной тренд или минутное увлечение? Как бы ни было, fatbike уже катается по стране, так что стоит познакомится с новичком.
С приходом зимы по всей стране совершается ритуальное действо. Консервация. Нет, не закатывание огурцов в банки. Фанаты велоспорта убирают велосипеды до следующего сезона. И как бы мышцы не просили привычной нагрузки, как бы не чистили дороги – катание по снегу не приносит радости. Малейший лед и снежок в 5 см превращает поездку из удовольствия в тяжелый физический труд. Выбора нет и нужно мыть, смазывать и убирать велосипед до теплой погоды. Или все-таки есть?
Фирмы-производители
Пока в «мире широких шин» есть только три фирмы, выпускающие полные комплекты:
Фирма-производитель | Обода |
SURLY * | 65мм |
VICIOUS CYCLES BIKES ** | 80мм |
SPEEDWAYCYCLES BIKES *** | 70мм |
*Отличительная особенность Surly – несимметричные перья вилки, рамы.
**Обода Vicious самые распространенные на рынке.
***Speedwaycycles выпускает самые технологичные и дорогие модели fat-bike.
Конечно, есть еще ряд фирм, выпускающих комплектующие для фэтбайков, но работают они только на заказ и в лучшем случае мелкосерийными партиями. Что же касается шин, то тут «правит бал» фирма Innova. Ее модель Large Marge идет с наклейкой SURLY, но это обозначает лишь тесное сотрудничество этих фирм.
Стиль катания на велосипеде с широкими колесами сильно отличается от поездок на круизере или горном велосипеде. Значительная инерция заставляет обдумывать радиус поворота заранее, набор скорости происходит гораздо медленнее чем на обычных байках. Даже набрав скорость и удачно вписавшись в поворот, есть шанс уйти в занос. Однако велосипед с широкими колесами придуман не для скоростных поездок.
Преимущества фэтбайков
Не нужно забывать про родину фэтбайка – Аляску. Эта точка земного шара не отличается скоростными трассами и серпантинами горных асфальтовых дорог. Бездорожье и снег являются ее отличительными чертами и фэтбайк создан как раз для этих условий. Отсутствие амортизаторов с лихвой компенсируется большими, толстыми колесами, «съедая» камни и ухабы.
Низкое давление в широких шинах не вывезет в полуметровых сугробах, но по небольшому насту или ледяной крупе помогает ехать без грандиозных усилий. Эта особенность «вездехода» уже замечена владельцами электрифицированных велосипедов. Широкая вилка фэтбайка как будто специально сделана для установки электродвигателя, а мощные обода спокойно допускают утяжеление колес.
Так что с увеличением числа фанатов электротранспорта и все еще неуютными дорогами, можно ожидать бум популярности fat-bike.
Как выбрать велик и не пожалеть. Часть 1
Почему «горник» в городе — это плохая идея
Как и с автомобилями, для разных условий эксплуатации подходят разные модели велосипедов. Мало кому придет в голову ездить по Минску на квадроцикле или тракторе «Беларус», так же и вам не стоит выбирать для города модель, сделанную для бездорожья. Если мы выбираем велосипед для транспорта, а крутить педали мы будем своими любимыми ногами, в наших интересах подобрать такую модель, которая позволит тратить минимум усилий и времени на преодоление условных 10-15 километров до места назначения. От чего же зависит, устанете вы за поездку или наоборот зарядитесь энергией и хорошим настроением?
Тип колес
Несложно догадаться, что колеса — самые важные компоненты велосипеда. Во время движения значительная часть вашей энергии будет расходоваться на деформацию колес и трение их о дорогу, то есть на сопротивление качению.
Чем меньше это сопротивление, тем большее расстояние вы сможете проехать с одинаковыми усилиями или же потратите меньше сил на поездку на одно и то же расстояние. Вот что сказал бы нам парень, который в школе любил физику:
Передаточное отношение
Для разных условий эксплуатации на велосипеды устаналивают передние и задние звезды разных размеров.
Чем меньше разница диаметров передней и задней звезды, тем легче крутить педали, но тем меньшую скорость может развить велосипед. Это удобно, если вы едете по бездорожью и вам важно хоть и медленно, но продвигаться вперед.
В городе вам важнее не опоздать на работу и не потратить на поездку половину дня. Поэтому на дороге с ровным асфальтом и тротуарной плиткой на горном велосипеде с небольшими звездами вам придется сильно попотеть, быстро крутя педали, чтобы развить нужную скорость.
Для городских поездок выбирайте модели с большей разницей между размерами передних и задних звезд, так вы сможете проехать больше с меньшими усилиями. Лучше всего подойдут модели с одношением диаметра передней звезды (звезд) к задней (задним) в диапазоне от 1:1 до 4:1. Для относительно ровных белорусских городов будет достаточно 3-8 передач, а если до места вашей работы меньше десяти километров, то скорее всего вам вообще подойдет односкоростной велосипед. Помните — чем проще, тем надежнее.
Жесткость конструкции
Чем жестче ваш велосипед, чем меньше энергии будет рассеиваться во время движения и тем эффективнее вы будете тратить силы.
Поверьте, современный городской велосипед с шириной шин 32-42мм обеспечит абсолютно достаточный комфорт для минских велодорожек и тротуаров, чтобы не использовать амортизаторы. Кроме того, хорошая амортизационная вилка, которая действительно будет гасить большинство ударов колеса о дорогу, обычно стоит как среднестатистический городской велосипед. А те вилки, что установлены на велосипедах ценой до 300-400 долларов, ничего, кроме лишнего веса, не добавляют.
Простота эксплуатации
Чем проще механизм, тем меньше вероятность того, что он сломается.
Амортизационная вилка требует регулярного обслуживания, иначе она может быстро выйти из строя, а преимуществ на городских улицах у нее нет.
Дисковые тормоза тоже требуют обслуживания, сложнее по конструкции и весят больше, чем ободные. Такие тормоза лучше подходят для сложных условий бездорожья, когда при съезде с холма вам нужно приложить большое усилие для остановки. Или если ваши колеса покрыты грязью, это помешает ободным тормозам работать эффективно. Но в городе, как правило, не бывает грязи на колесах или ухабистых скоростных спусков, поэтому ободные тромоза будут не хуже, но проще в обслуживании, дешевле и легче.
Если вы спортивный человек в самом расцвете сил, храните велосипед на автостоянке и на вашем пути не встречаются поздемные переходы или лестницы, вес велосипеда для вас не особо важен.
Для большинства же из нас, живущих в многоэтажках, слишком тяжелый велосипед может стать препятствием на пути к здоровому образу жизни. Если вы не хотите, чтобы велосипед превратился в дорогую вешалку — обращайте внимание на вес модели.
Самые тяжелые велосипеды из стали, они могут весить 18-20 кг. Масса велосипедов с рамами из алюминия — от 10 до 15 кг, в зависимости от веса остальных компонентов. Кроме того, велосипеды с такими рамами, как правило, самые жесткие и скоростные. Модели из углепластика самые легкие, в среднем от 8 кг до 12 кг, но и самые дорогие.
Что в итоге?
Если вы ищете велик для поездок по делам, на работу, прогулок по городским улицам и паркам, а за город вы будете выезжать только иногда, выбирайте велосипед с: