великая схизма это что
Великая Схизма
Полезное
Смотреть что такое «Великая Схизма» в других словарях:
Великая Схизма — Христианство Портал:Христианство · Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия
Великая схизма — Христианство Портал:Христианство · Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия
Великая схизма — см. «Великий раскол» … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
ВЕЛИКАЯ СХИЗМА — см. Разделение Церквей (1054) … Православная энциклопедия
Схизма — У этого термина существуют и другие значения, см. Схизма (интервал). Схизма (др. греч. σχίσμα «расщепление, раскол, распря») раскол в Церкви или иной религиозной организации. Содержание 1 Расколы в христианской церкви … Википедия
Великая Западная Схизма — Историческая карта Великого раскола. Красным отмечены регионы, поддерживающие Авиньон, а синим Рим Великий западный раскол, Папский раскол, Великая Схизма раскол в Римской церкви в 1378 1417 годах, когда сразу два (а с 1409 г. три) претендента … Википедия
Великая идея (Греция) — См. также: Античный панэллинизм Великая идея (греч. Μεγάλη Ιδέα Мегали Идэа) ирредентистская концепция греков под игом Османской империи (Τουρκοκρατία), подразумевавшая реставрацию Византийской империи с центром в Константинополе. В среде… … Википедия
Великая идея Венизелоса — Великая идея (греч. Μεγάλη Ιδέα Мегали Идэа) ирридентистская концепция греков под игом Османской империи (Τουρκοκρατία), подразумевавшая реставрацию Византийской империи с центром в Константинополе. В среде греческой знати Константинополя… … Википедия
Великая идея — (греч. Μεγάλη Ιδέα Мегали Идэа) ирридентистская концепция греков под игом Османской империи (Τουρκοκρατία), подразумевавшая реставрацию Византийской империи с центром в Константинополе. В среде греческой знати Константинополя (фанариотов) в… … Википедия
Великая идея (Μεγάλη Ιδέα) — Великая идея (греч. Μεγάλη Ιδέα Мегали Идэа) ирридентистская концепция греков под игом Османской империи (Τουρκοκρατία), подразумевавшая реставрацию Византийской империи с центром в Константинополе. В среде греческой знати Константинополя… … Википедия
Великая схизма
В 2000-летней истории христианства существует немало переломных моментов и определяющих решений. Некоторые из них кардинально перевернули дальнейшую судьбу всего христианства. Так, в 1054 году случилось окончательное и бесповоротное разделение христианской церкви на католическую и православную.
Что такое схизма
В переводе с греческого языка это слово переводится как «раскол», «расщепление», «распря». Изначально использовался в бытовом обиходе, но позже перешел на внутрицерковные процессы. Обозначает разделение в одной Церкви, вызванное коренными несогласиями в основополагающих вероучительных принципах.
История Великой схизмы
Окончательно христианство разделилось на католицизм и православие в 11 веке. Но предпосылки такого раскола формировались веками ранее. Католицизм формировался на Западе, имея своим центром Рим, а православие — на Востоке, в Византии. Рассмотрим основные разногласия и проблемы, которые привели к разделению.
Политический фактор
Еще в первых веках существования единого христианства стали заметны раскольнические настроения в середине Римской империи. Примерно с 3 века формально Римская империя еще оставалась целостным государством, но фактически она уже была разделена на Восточную и Западную части.
Во времена правления императора Константина Великого это разделение усилилось, поскольку помимо управленческого центра в Риме возник еще Константинополь на востоке страны. Римские епископы не могли потерпеть разделения власти еще с кем-то и претендовали на единое главенство во всей Церкви.
Последующие века амбиции и гордыня римских церковных иерархов только росли, они открыто выступали против константинопольских патриархов. Римские Папы подчеркивали свою полную независимость от любых византийских иерархов.
Большой политический резонанс вызвало коронование римским папой Львом ІІІ короля франков Карла Великого. Он был наречен римским императором и считался равным императорам византийским. Последние отказались признавать коронацию, считая, что римское императорство по праву должно передаваться им.
Карл Великий в Византии считался захватчиком, а само его коронование папой — объявлением раскола в Римской империи.
Культурный фактор
Первым камнем преткновения в культурной сфере стал язык. В Восточной части Римской империи говорили на греческом языке, в то время как на Западе использовали латынь. В апостольские времена, когда Рим еще был единый, оба эти языка использовались в одинаковой мере и практически каждый гражданин понимал и тот, и другой.
Однако постепенно наблюдалось принципиальное разделение по языковому признаку, и вскоре греки вынуждены были читать латинских авторов только в переводе, и наоборот. Латинский Запад и греческий Восток стали читать разные книги, погружались в разные культуры, что еще больше отделяло две части некогда единого целого.
Так, на Востоке в особом почете были святые отцы Церкви эпохи Вселенских соборов — Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Григорий Богослов, Василий Великий. На западе же больше изучали труды блаженного Августина (который был почти неизвестен в Византии).
Его речь и способ изложения мыслей был проще, и необразованные варвары, принявшие христианство, его воспринимали лучше. Утонченные же труды восточных богословов были многим непонятны и сложны.
Экклезиологический фактор
Конечно же, предыдущие нестыковки не могли не отражаться на общецерковном учении. Наибольшее разногласие тут — все более утверждаемая на Западе доктрина о папстве. Вместе с этим в Византии крепли свои патриархальные настроения — уже с 4 века Византийский патриарх присвоил себе титул «Вселенского».
При этом Папа Римский превращался в богоизбранного настоятеля всей христианской Церкви в мире. При это на Востоке сформировалось 4 патриархата, которые признавали первенство Римского епископата, но на условиях первого среди равных.
В Западной части сформировался один престол, который и считался главой всем, как имеющий апостольскую преемственность. Поэтому вся Церковь рассматривалась Западом исключительно как монархия Папы Римского, без коллегиального участия других патриархов.
Восточная же иерархия хоть и признавала некое первенство Римского предстоятеля, но рассматривала это первенство скорее как уважительное отношение, но не отмену соборного управления Церковью.
Важно! Именно тут возникает одно из основных разногласий католицизма и православия, не разрешимое и по сей день. Решения Папы Римского считаются непогрешимыми и неоспоримыми, в то время как Византия опирается на соборные договоренности.
Богословский фактор
Основное разногласие возникло вокруг природы Святого Духа, провозглашенного в Символе Веры на Никейском Соборе. Византийская традиция признавала природу Святого духа «от Отца исходящего», в то время как на Западе стали читать «от Отца и Сына исходящего». Важно, что Никейский Символ Веры основывается на Священном Писании, и поэтому имеет неоспоримую основу.
Изменения же в Символе Веры с добавлением «и Сына» не имеет никаких оснований ни в Священном Писании, ни в имеющемся Предании Церкви. Можно предположить, что такую формулировку стали использовать во времена арианской ереси, но постепенно такое прочтение Символа Веры вошло в общую католическую практику.
Православие по сей день не приемлет такой формат прочтения Символа Веры (такая формулировка носит название Филиокве). И этому есть две причины:
Обрядовый фактор
Внешние и обрядовые различия также присутствовали между двумя Церквями с первых веков христианства. И Устав, и практика богослужений значительно отличалась на Востоке и Западе. Так, камнем преткновения стал вид хлеба, употребляемый на Причастии.
В использовании пресного хлеба византийцы усматривали нарушение символического единства плоти человеческой и Христовой. По мнению Западной Церкви, именно квасной хлеб в полной мере отражал символизм плоти Христовой и именно он должен использоваться для Евхаристии. Это, казалось бы, незначительно на первый взгляд отличие, привело к усугублению раскола.
Важно! Все эти предпосылки,сложеные воедино, сделали совершенно невозможным дальшейшее единое служение христианской Церкви как целого организма. В 1054 году произошел раскол, не преодоленный по сей день.
Начало раскола
Учитывая все накопленные негативные факторы, не хватало только какого-то одного небольшого повода, чтобы Церковь окончательно разъединилась. И таким поводом стал конфликт между иерархами Константинополя и Рима.
В то время римским первосвященником был Лев IX. Вошел на Римский церковный престол он очень эффектно — пришел в Рим в грубой одежде, босыми ногами, с покаянной головой, посыпанной пеплом. Это, конечно, привлекло к нему сразу внимание горожан.
Он был провозглашен папой очень быстро, под восторженные возгласы жителей. Новоиспеченный предстоятель был твердо убежден в наивысшем положении именно Рима. Начинается быстрый рост значимости института папства во всем римском обществе.
Новый папа позиционировал себя как защитника всех обиженных, обделенных и несчастных. Это было поводом искать примирения с Восточной Церковью. Константинополь был готов пойти на примирение, но только не на условиях верховенства и единой власти Рима. С другой стороны, соглашаться на равноправие не был готов и папа.
Великий раскол
В начале 1054 года в Константинополь прибывает делегация из Рима. Возглавляет ее кардинал Гумберт, который отличался высокомерием и гордыней. Несмотря на то, что заявленной целью было примирение с Константинополем, послы общались очень свысока.
К восточному патриарху не было проявлено никакого уважения, а достижение перемирия пытались достичь только через подчиненное положение Константинополя. Очевидно, что такое положение дел никак не устраивало патриарха Восточной Церкви. Послы же из Рима решили еще больше проучить непокорного иерарха.
15 июля 1054 года во время молений в Софийском соборе, которое проводил Восточный патриарх, в храм вошли представители Римской делегации. Прервав богослужение (что вообще является недопустимым в христианстве), они потребовали признать верховенство папы и вручили служащим документ на латинском языке, обличающий сторонников восточного обряда в ереси.
Выходя из храма, папские посланники по Евангельскому обычаю отрясли прах с ног своих, как после общения с последними грешниками. Все присутствующие были настолько потрясены происходящим, что на какое-то время воцарилась гробовая тишина.
После был зачитан папский документ в переводе на греческий язык, который вызвал целую бурю негодования. Жители бурно поддержали своего патриарха, не приняли римских правил и делегатам пришлось спешно покидать Константинополь.
Вскоре был созван Собор, на котором присутствовали 20 восточных епископов. Решением собора стало отлучение папских легатов от единого церковного общения, а решение Собора направлено ко всем Восточным патриархам.
Важно! Этот разрыв и принято считать Великой схизмой. По своей форме это было разделение между поместными Церквами в Риме и Константинополе, но со временем к Константинополю стали примыкать другие Восточные Церкви, а также вновь образованные (к примеру, Русская).
На Западе Рим также укреплял свои позиции, приняв название Католической Церкви. Церкви, попавшие под сферу влияния Византии, нарекались Православными, поскольку следовали неискаженному учению Христову, изложенному в Евангелии. Тем не менее, обе Церкви считали себя апостольскими, истинными, несущими едино верное понимание христианства.
Но даже после официального разделения на Католическую и Православную Церкви, еще несколько веков сохранялись дружеские и мирные отношения между двумя ветвями. Все хитросплетения и волнения в верхах церковной иерархии мало касались простых людей, которые зачастую продолжали молиться совместно.
Окончательное и бесповоротное по сей день разделение произошло только с началом крестовых походов. Это было страшное время ненависти, злобы и войн. В 1204 году Константинополь и вовсе был захвачен и разорен католическими крестоносцами, что сделало невозможным примирение, на которое все надеялись два предыдущих века.
Схизма
Схи́зма (от греч. σχίσμα – расщепление, раскол, распря) – то же, что раскол. «Великой схизмой» именуют отпадение католицизма от единой (единственной), святой, соборной и апостольской Церкви (1054 г.).
Что произошло в 1054 году: раскол Вселенской Церкви надвое или откол одной её части, Римской Поместной Церкви?
В богословской исторической литературе нередко встречается утверждение, что в 1054 году произошёл раскол Единой Вселенской Христовой Церкви на Восточную и Западную. Это мнение нельзя назвать убедительным. Господь Иисус Христос создал одну единую Церковь и именно об одной, а не о двух и, тем более, не о нескольких Церквях Он свидетельствовал, что она просуществует до конца времён и врата адовы не одолеют её ( Мф.16:18 ).
Более того, Мессия ясно дал понять, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе не устоит» ( Мф.12:25 ). Это значит, что если бы Церковь и действительно разделилась сама в себе, то, по Его уверению, не устояла бы. Но она обязательно устоит ( Мф.16:18 ). В пользу того, что Церквей Христовых не может быть две, три, тысяча три говорит и тот образ, согласно которому Церковь есть Тело Христово ( Рим.12:5 ), а Тело у Спасителя одно.
Но почему мы вправе утверждать, что именно Римская Церковь откололась в XI веке от Православной, а не наоборот? — В том, что это так, сомневаться не приходится. Подлинная Церковь Христова, по слову апостола, есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Стало быть, та Церковь из двух (Западная, Восточная), которая не устояла в истине, не сохранила её в неизменности, и откололась.
Какая же не устояла? — Для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, какая именно Церковь, Православная или Католическая, хранит вероучение в том непреложном виде, в каком приняла от апостолов. Разумеется, это — Вселенская Православная Церковь.
Помимо того, что Римская Церковь дерзнула исказить Символ веры, дополнив его ложной вставкой об исхождении Святого Духа «и от Сына», она исказила учение о Божьей Матери (имеем в виду догмат о непорочном зачатии Девы Марии); ввела в оборот новый догмат о главенстве и непогрешимости римского папы, назвав его наместником Христа на земле; истолковала в духе грубого юридизма учение об Искуплении человека; покушалась, в лице своих пап, не только на духовную власть, но и власть от мира сего.
Великая Схизма 1054: объясняем, как христианская церковь однажды уже раскололась надвое
Мощный скандал сотряс православное христианство на этой неделе. Назревает новый церковный раскол. Из-за споров о статусе Украинской православной церкви и ее зависимости/независимости от Московского патриархата, РПЦ разорвала все отношения с Константинопольским патриархатом, который возглавляет «первый среди равных» в православии Вселенский патриарх Варфоломей. Теперь — никаких совместных богослужений, а лояльным РПЦ православным запрещено молиться в храмах, подконтрольных Константинопольскому патриархату.
Все участники конфликта и сторонние наблюдатели понимают: религия тут не при чем, дело густо замешано на политике. Так, впрочем, всегда было с церковными расколами. И Великая Схизма почти тысячелетней давности, разделившая христианство на католицизм и православие — не исключение.
Безнадежный призыв Павла
Уже в послании Коринфянам 54-57 годах. апостол Павел предостерегал первых христиан от распрей между собой: «Слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения». И это во времена, когда главной заботой христиан было стремление не закончить день на копьях или в зубах льва (вплоть до IV века христианство в Римской империи считалось опасной ересью). Неудивительно, что когда церковь из гонимой и борющейся секты превратилась во влиятельный и богатый институт, число разногласий внутри христиан только увеличилось.
В 313 году император Римской империи Константин Великий легализовал христианство, чья популярность неуклонно росла на протяжении трех веков, а император Феодосий в 380-м и вовсе сделал учение Христа государственной религией. Проблема в том, что после Феодосия некогда единая Римская империя раскололась на Западную (собственно Римскую) и Восточную (со столицей в Константинополе). После этого разделение христианства на две ветви стало вопросом времени. Но почему?
Восток: Второй Рим выше первого?
Император в Римской империи обладал абсолютной властью, в том числе и над христианством: именно Константин созвал Первый Вселенский (Никейский) собор, установивший принципиальные догматы христианства, такие как понятие Святой Троицы. Иными словами, высшее духовенство во всем подчинялось человеку на троне.
Пока император оставался один на вершине власти, все было относительно просто — сохранялся принцип единоначалия. После того, как сформировались два равноправных центра власти, ситуация резко усложнилась. Особенно после того, как Рим рухнул под натиском варваров (476 год), и в Западной Европе надолго воцарился политический хаос.
Правители Восточной Римской империи, которую мы знаем как Византию, позиционировали себя наследниками империи, в том числе, и в том, что касается власти над церковью. Константинополь неофициально приобрел статус «второго Рима» — столицы мирового христианства.
Запад: Наследники апостола Петра
Тем временем, в настоящем Риме, переживавшем не лучшие времена, христианское духовенство не собиралось терять первенство в мире верующих. Римская Церковь чувствовала себя особенной: кроме частично утраченного столичного положения, она претендовала на особые права, восходящие непосредственно к Христу.
«Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою», — говорит Иисус в Евангелии от Матфея своему ученику Петру (чье имя и значит «камень», даже в Священном Писании есть место для игры слов). Римские епископы трактовали эту цитату вполне однозначно: римский епископ, Папа — преемник Петра, проповедовавшего и замученного язычниками в Риме, а значит, именно Рим должен править всей христианской церковью.
Возможно, сильнейшим ударом по единству церкви было венчание Карла Великого короной императора Священной Римской империи в 800 году. Это напрямую оскорбило Константинополь и окончательно разрушило формальное единство империи. Впрочем, Папу Льва III, который короновал Карла, можно понять: Карл, может быть, и франк по происхождению, зато великий полководец и может гарантировать защиту папского престола здесь и сейчас, пока греки где-то далеко решают свои собственные проблемы.
Краткий список противоречий
К 1054 году у греков и латинян накопились друг к другу трудные вопросы. Самый главный — описанное выше несогласие по поводу статуса римского папы: он глава Вселенской церкви (как считает Рим) или лишь первый среди равных епископов (как уверен Константинополь)? Как можно понять сегодня, именно этот вопрос был главным. Речь шла не только о религиозной, но и о политической власти над верующими.
Главное богословское противоречие — так называемая формула Филиокве (Filioque — «от Сына»). Со временем западная традиция установила, что в христианской Троице Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (Иисуса), в то время как восточные христиане традиционно ориентировались на более древние источники, утверждающие, что Дух исходит лишь от Отца. Для христиан в Средние Века это был более чем принципиальный вопрос, и одна мысль о внесении Филиокве в «Символ веры» вызывала огромное возмущение у восточных христиан.
Разумеется, существовал и ряд более мелких, обрядовых противоречий между двумя ветвями христианства.
К примеру, восточные христиане разрешали священникам жениться, для всех западных был обязателен целибат. Западные христиане постились в субботу во время Великого поста, восточные — нет. Римская церковь позволяла использовать в таинстве причастия пресный, без закваски хлеб (литургия на опресноках), однако это возмущало восточные церкви, обвинявшие папистов едва ли не в возврате к иудаизму. Таких бытовых различий накопилось достаточно много. И, поскольку в Средние Века люди придавали обрядам куда больше значения, все было очень серьезно.
Неудачное посольство
Что именно произошло в 1054 году? Папа Римский Лев IX отправил в Константинополь посольство. Его целью было наладить отношения, все более накаливавшиеся в последние годы: влиятельный патриарх Константинополя Михаил Керуларий резко сопротивлялся попыткам латинян навязать свою теократию на востоке. В 1053 воинственный Михаил даже распорядился закрыть в городе все церкви, служившие по латинскому образцу: латинян выгнали, некоторые особо возмущенные греческие священники пинали приготовленный для евхаристии хлеб ногами.
Патриарх Константинополя Михаил Керуларий
Необходимо было урегулировать кризис, но получилось только усугубить: возглавил посольство столь же непримиримый, как Михаил, кардинал Гумберт Сильва-Кандидский. В Константинополе он общался в основном с вежливо принявшим его императором Константином Мономахом и даже пытался уговорить его сместить патриарха, но безуспешно. С самим патриархом Гумберт и еще два легата, отправленных вместе с ним, даже не говорили. Закончилось все тем, что кардинал прямо на богослужении вручил Михаилу папскую грамоту о низложении и отлучении патриарха от церкви, после чего легаты уехали.
Михаил не остался в долгу и быстро созвал собор, который вынес анафему трем легатам (один из которых сам потом стал Папой) и проклял их. Так оформился церковный раскол, который позже стали называть Великой Схизмой.
Долгая история
Взаимное отлучение 1054 году имело скорее символическое значение. Во-первых, папские легаты отлучили от церкви только Михаила и его окружение (а не все восточные церкви), а он сам — только Гумберта сотоварищи (а не всю латинскую церковь и даже не Папу).
Во-вторых, при обоюдном желании примирения последствия того события можно было легко преодолеть. Тем не менее, по описанным выше причинам это не было нужно уже никому. Так, достаточно буднично, произошел не первый, но самый значительный в истории раскол христианской церкви.
Великая Схизма
Великая Схизма
Христианство Портал:Христианство | |
· | |