вектор развития что это
Определение вектора развития в проекте
Если кораблю некуда плыть, то ни одна карта не покажет правильный маршрут
В этой статье изложу методику, с помощью которой можно определить вектор развития проекта. Она хороша тем, что позволяет не только оголтело двигаться вперед, но и включить больше осознанности при выборе целей. В конечном итоге мы хотим жить более счастливо не теряя ясности, работать эффективно с воодушевлением, использовать свой потенциал, сохранять достигнутые блага. Кто этого не желает, тот может нажать на крестик и дальше не читать, потому что дальше речь пойдет о методике, которая может показаться и простой и сложной одновременно. Проста она потому, что позволяет за несколько шагов найти лежащие неглубоко проблемы и решения. А сложна она потому, что в конечном итоге определяет алгоритм собственных действий, и никто другой, кроме вас или ваших помощников их не сделает. Но в этом есть тоже плюс, так как вы сами можете решить что делать, а что нет.
Почему то в нашем обществе безусловно принимается идея развития и всё новое и блестящее вызывает интерес. Новые технологии, новые возможности лезут чуть ли не через форточку. Я уже давно наблюдаю как легко манипуляторы могут сначала убедить, что существует нечто несомненно лучшее, чем вы уже имеете, а потом подсунуть свои идеи. Но по прошествию времени выясняется, что идеи были непроверенными, если не сказать шальными. А кто вложил в них много сил получали разочарование и горсть смешных понтов. Вспомните, например, какой-нибудь инцидент с апгрейдом софта, когда под натиском энтузиазма и любопытства после апдейта что-нибудь отваливалось и переставало работать. Тоже самое касается бездумного введения модных схем управления проектом.
Я ориентируюсь на принципы бесстрессового воздейстия — никакой революции, плавно улучшаем текущее положение дел, не ухудшаем полезные функции. Алгоритм предполагает сначала сбор и обработку информации по определенной схеме, далее — выработку шагов и собственно сами действия.
Первый пункт из четырех, который надо заполнить при сборе информации — это текущее состояние дел. Найти несколько вещей, которыми вы довольны и хотели бы сохранить. При ближайшем рассмотрении некоторые блага, например, наличие удобного туалета или возможности работать из дома оказываются весьма ценными. В порыве целеполагания можно небрежно потерять хорошее, что уже было наработано. Если все настолько приелось, что уже не замечаете приятное, то сравните свой рабочий день с рабочим днем программиста крайнего севера, Африки или Непала. А еще лучше — сгоняйте туда на пару недель, чтобы прочувствовать на своей шкуре что значит отсутствие удобств, а интернет пару часов в день с бензиновым генератором. Не хочется? Мне тоже.
Для начала работы заведите электронный документ или лист бумаги, в который будете постепенно собирать информацию из разных источников. Хорошо завести общий документ и дать его заполнять членам команды, чтобы они видели мысли друг друга. Не ленитесь слушать, что говорят коллеги и конвертировать это в формат этой методики, так как в формальной обстановке далеко не все захотят делиться своими мыслями. Иногда интересные мысли можно услышать на вечеринке или корпоративе, когда люди расслаблены и открыты. Проявите творческий подход, не зацикливайтесь на формальностях, будьте ближе к людям.
Итак, записываем первым пунктом ответы на вопрос “А) что мы сейчас имеем и при этом хотим продолжать это иметь?”. Навскидку запишите сколько получится. Потом при удобном случае дополняйте. Воспитательный момент этого списка в том, чтобы осознать, что имеем мы довольно много благ, просто некоторые не ценятся так, как должны цениться. C тем, что находится в списке, ничего особенного делать нет необходимости ближайшее время, если оно не подвержено изменениям. Но надо учесть, что со временем всё меняется, изнашивается и само-собой лучше не становится.
Следующие наводящие вопросы, построены по принципу квадрата Декарта. Я взял их из системы психологического консультирования и адаптировал для группы. Их особенность в том, что они позволяют людям с разными метапрограммами психики раскрыть, — что нужно приобрести и от чего избавиться. Люди с метапрограммой “от” в основном будут генерировать мысли по избавлению от трудностей. Люди с метапрограммой “к” в основном будут генерировать мысли о приобретении благ. Заодно можно проследить у кого какие метапрограммы активны для последующего составления диалога. Итак, следующие два наводящих вопроса имеют формулировку:
“Б) что мы сейчас имеем и при этом НЕ хотим продолжать это иметь?”
“В) что мы сейчас НЕ имеем и при этом хотим начать этим обладать?”
Эта пара наиболее информативна с точки зрения “что надо делать? куда и откуда двигаться?”. То есть по списку “Б” будем искать способы избавиться от мешающих явлений. По списку “В” будем искать способы приобрести желаемые недостающие блага. Собирайте любую информацию, даже шуточную. Потом её можно адекватизировать и преобразовать в нечто более реальное.
Остался еще один коварный вопрос, — “Г) что мы сейчас НЕ имеем и при этом НЕ хотим это иметь?”. Особенность этого вопроса в том, что он вскрывает страхи и опасения, которые бродят в темных уголках сознания и невольно держат людей в напряжении. Примером такого страха может быть “всех разгонят”, “сократят зарплату”, “рухнет здание” и тд… Хоть этого не происходит и это нежелательно, тем не менее такие мысли надо учесть для полноты картины. Собирать страхи придется неформальным способом, потому что вряд ли кто-то захочет напрямую об этом говорить. Обычно об этом ропчат в темных уголках, поэтому запаситесь терпением. Эту клетку лучше оставить доступным только для себя, чтобы не подогревать темные мысли, которые могут отчасти быть фантазией, отчасти — правдой.
В результате получается такой квадрат, который я заполнил примерами из практики. Ваши списки будут другими.
Этой таблицы достаточно, чтобы начать действовать, но можно произвести еще некоторые шаги.
Во первых требуется устранить бросающиеся в глаза противоречия в пунктах “А”,”Б”,”В” (пункт “Г” пока не трогаем). Противоречие может исходить от разных людей и подгрупп в случае конфликта интересов. В этом случае надо договариваться. Как именно улаживать противоречия, занимается целая наука soft skills. В данном примере воздействие на техничку по пункту Б.4 может повлиять на пункт “А.4. чистый офис”, а игры для снятия стресса В.5 могут увеличить шум в офисе Б.5.
Если же один человек генерирует противоречивые требования, то скорее всего он манипулирует и саботирует. С опытным манипулятором справиться сложно, но возможно, если найти правильный подход. В институте на уроках психологии мы проводили игры, в которых надо было принимать коллективное решение путем полного консенсуса. Условия были таковы, что после обсуждения игра считалась проигранной, если хоть один участник оставался несогласен. Чтобы выиграть и получить награду приходилось договариваться даже с самыми несговорчивыми.
Далее обрабатываем клетку “Б”. Для этого как бы преобразуем её в формат клетки “В”. Дело в том, что просто избавиться от проблемы — этого мало. Лучше всего перенаправить имеющуюся энергию в созидательном направлении. Это легко понять, так как даже в школьных задачах паровоз имеет и точку отправления и точку назначения. Если просто удалиться от пункта отправления без цели, то скорее всего получится пустопорожнее блуждание. Поэтому для начала просто переделываем формулировку, что углубит понимание направления движения.
Далее надо различать конкретные запросы и размытые. Конкретные запросы можно измерить, например, уровень шума в офисе измеряется прибором и даже существуют стандарты по этому поводу. А абстрактные, размытые требуют конкретизации. Например, о просто “тупых ТЗ” трудно сказать насколько единиц они тупые и насколько единиц они могут быть улучшены. Поэтому желательно иметь какие-то образцы для сравнения, конкретизировать что значит “умное и понятное ТЗ”, сколько там должно быть текста, какие пункты включены или исключены и т.д… В лингвистике это иногда называется довести общие фразы до перформатива, то есть до состояния, когда понятно что делать и сколько делать. Если не договориться по поводу размытых фраз, то это будет на руку любителям манипулировать или выкручиваться.
Еще важный момент в негативных явлениях — их неявная позитивная сторона, которую тоже можно выделить и записать в одну из клеток. Например, тупые ТЗ являются признаком бардака, а в мутной водичке иногда можно и рыбку половить и где-то похалявить или проявить творческий подход. Надеюсь, подход понятен.
Следующим шагом переходим к самому неочевидном пункту “Г”. Прежде всего в этом списке нужно отделить пустые фантазии от реальных опасений. Приход зеленых зомби может быть нереальным, а вот кража оборудования вполне допустима в нашей стране. Если какие-то опасения имеют реальную почву, то надо позаботиться о том, как смягчить, избежать или найти обходные пути.
Некоторые руководители пытаются управлять коллективом на основе страха, подогревая его слухами о заканчивающихся деньгах или каких-то неурядицах. Нашим гражданам порой даже нравится сидеть на адреналине и с большими глазами рассказывать друг другу страшилки. Выбор за вами — подогревать или охлаждать эти опасения. Иногда напряжение мобилизует и заставляет лучше работать. Иногда оно выматывает и делает работу бессмысленной. Психологи в 60х годах экспериментально выявляли формулу максимальной мотивации и пришли к пропорции три к одному. Надо иметь три “морковки” и один “перчик”, чтобы движение было максимально мотивировано. Другими словами должны быть три мотивирующих фактора на один демотивирующий одного уровня. Поэтому оставлять только позитивные пункты не получится.
Далее преобразуем каждый пункт в набор действий и также анализируем, чтобы эффект от действий не вступал в противоречия и не ухудшал другие пункты. Ранжируем действия по эффективности путем простой сортировки. Для более полного анализа делаем логические раскрутки целей, определяем скрытые цели и системы ценностей участников, ищем критические факторы. Находим тот комплекс мероприятий, который при минимальном усилии покроет максимальное количество пунктов наших целей.
Векторы развития и векторы деградации
Проектирование будущего, определение общего вектора развития требуют осмысления фундаментальных вопросов бытия и актуального состояния реальности. Не определив цели движения, власть вместо определения стратегического курса захлебывается в ситуативных решениях. Она вынуждена периодически делать выбор или коррекцию вектора (проекта будущего), как витязь выбирает путь на «перекрестках судьбы». В условиях смуты «переходного периода» власть, бывает, выбирает цели, далекие от чаяний и главных интересов большинства, и мы даже не можем понять, какие конъюнктурные обстоятельства заставляют правителей принимать странные решения.
Но еще важнее, что само наше большинство, которое страдает от этих решений власти, не делает достаточно усилий, чтобы определить свои чаяния и главные интересы. Без этих усилий и обучения невозможно оценить с приемлемой основательностью те угрозы и потери, которые сулят нам пути, идущие с очередного перекрестка. А значит, и влиять на выбор вектора большинство не сможет.
В большой картине «актуального состояния реальности» есть один такой сюжетный план, о котором почти не думают, даже странно. Этот сюжетный план — совокупность тех процессов, которые уже сложились в реальности и направлены в совсем другие стороны, нежели выбранный властью (обществом, народом, личностью) вектор. Особенно необходимо учесть и оценить те процессы, которые направлены прямо в противоположную сторону и обладают мощным потенциалом. Лучше, конечно, составить более полную карту, поскольку многие побочные процессы, кажущиеся безобидными, могут и повернуть — в сторону самых опасных.
Вот типичная и систематическая ошибка при принятии решений в политике и управлении, к которой равнодушно и общество. Важной категорией политических деклараций стали программы развития. Это понятие обозначает векторную величину — процесс созидания новых структур, укрепляющих страну и улучшающих фундаментальные показатели ее бытия. Лейтмотивом этих деклараций служит формула: «Следует принять долгосрочную программу развития…», — а дальше обозначается какая-то сфера (дороги, судостроение, развитие животноводства и пр.).
Каждый раз эта вводная фраза противоречит описанию реальности, ибо вслед за ней речь идет о деградации или даже разрушении этой сферы или отрасли. Иными словами, актуальная реальность описывается векторной величиной, направленной противоположно развитию. Если так, то и цели программы должны соответствовать совсем иному процессу, нежели желательное развитие. Нельзя игнорировать реальность!
Какой смысл принимать программу развития, если продолжает действовать уже сложившийся механизм разрушения, который за 25 лет показал свой потенциал?
Ведь здравый смысл подсказывает, что прежде надо выполнить программу по остановке и демонтажу этого механизма. Когда в доме пожар, никто не занимается покупкой новой мебели — все заняты ликвидацией механизма разрушения.
Вот аналогия: в 1941–1945 годах в нашей стране действовал механизм разрушения нашего хозяйства — нашествие фашизма. Соответственно, приоритетной была программа по уничтожению этого механизма: «Всё для фронта, все для победы!» Более того, уже в конце 1930‑х годов, предвидя войну, промышленность перевели на производство техники и материалов для войны, а продовольствие стали закладывать в неприкосновенный запас. Город был на голодном пайке, это как будто забыли. Эти решения были понятны, зато «долгосрочная программа развития», начатая сразу после победы, сплотила общество не меньше, чем война, и была эффективной.
Можно даже предположить, что программы развития и вырастают как контрнаступления — из программы борьбы против сил разрушения. Но в стратегических решениях применяется примерно такая формулировка: «Существенным фактором… должно стать развитие речных перевозок». Как может появиться это развитие! Развитие было с 1970 по 1990 год — объем речных перевозок вырос тогда в три раза. Но в начале 1990‑х годов возник (точнее, был создан) механизм деградации речного судоходства. Произошел спад речных перевозок в 6 раз, и никакого подъема не наблюдается. Созданный в 1990‑е годы механизм по уничтожению водного транспорта никуда не делся, этот вектор — данность сложившейся реальности! Механизм деградации надо демонтировать, чтобы стало можно вновь развить речной транспорт. Но об этом и речи нет.
Такая же нечувствительность наблюдается в отношении процессов, идущих в социальной сфере. Вот, например, в послании 2007 года было сказано: «Разрыв между доходами граждан еще недопустимо большой» [выделено мной]. Слово «еще» искажает реальность. Оно соответствует вектору процесса сокращения разрыва между доходами, в то время как доминирует вектор противоположенного процесса — после 2000 года разрыв доходов между богатыми и бедными увеличивается, а не уменьшается. Если надо было дать верную картину, то фраза должна была бы звучать примерно так: «Разрыв между доходами граждан уже недопустимо большой, но еще не достиг показателей Конго».
Неверные определения вектору процессов давались и во время обострения кризиса 2008 года.
Правительство определяло ситуацию так: «В последнее время мы сталкиваемся с замедлением роста объемов экономики». Но на деле речь шла не о замедлении роста, а о спаде, о сокращении объемов производства.
Это противоположно направленный вектор! В ряде важнейших отраслей спад уже был критическим. Так, в ноябре 2008 года производство минеральных удобрений составило 48,4% по отношению к ноябрю 2007 года, а производство грузовых автомобилей — 41,9%.
Здесь не ошибки, а тупиковая ветвь мировоззрения, причина провала многих программ и проектов. Вспомним национальный проект «Развитие АПК» (2005–2007 годы.). Ядром его было развитие животноводства. На высшем уровне говорилось об ускоренном развитии и субсидировании покупки телят, в то время как целью проекта должна была бы быть ликвидация тех экономических и социальных структур, которые загнали животноводство России в кризис.
25 декабря 2007 года министр сельского хозяйства А.В. Гордеев сделал доклад о «предварительных итогах» национального проекта: «Все двадцать контрольных целевых показателей по всем трем направлениям нацпроекта “Развитие АПК” будут полностью выполнены». В 2008 году он был даже награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за большой вклад в реализацию национального проекта «Развитие АПК». Какие показатели? Относительно уровня 2002 года производство молока в 2007 году сократилось на 3,9%.
В 2006 году А.В. Гордеев сказал: «В 2005 году в целом по России численность крупного рогатого скота к уровню 2004 года уменьшилась более чем на 1,5 млн голов, в том числе коров — на 722 тыс. голов. Таким образом, мы катастрофически теряем базу производства продукции животноводства».
Потеря базы производства — процесс именно катастрофический. Задача остановить этот процесс — фундаментальна. А в отчетах представляется важным достижением проекта закупку на условиях лизинга 105 тысяч племенных телят. Как, не устранив доминирующий вектор сокращения поголовья скота по миллиону в год, обеспечить развитие посредством покупки 50 тысяч телят? Эффект национального проекта не виден на следах хода событий:
Олимпиады
Олимпиады для выпускников, студентов и преподавателей
Олимпиады. График проведения
Олимпиады Вектор развития проводятся в течение всего учебного года.
Олимпиады I полугодия 2021-2022 учебного года
Название Олимпиады
Дата проведения
Всероссийская Олимпиада Экономика Итоги…
Всероссийская Олимпиада История бухгалтерского учета Итоги…
Международная Олимпиада Реклама Итоги…
Всероссийская Олимпиада Страховое дело Итоги…
Международная Олимпиада Менеджмент Итоги…
Всероссийская Олимпиада Основы логистики Итоги…
Международная Олимпиада Этика деловых отношений Итоги…
Всероссийская Олимпиада История предпринимательства Итоги…
Международная Олимпиада Поведение потребителей Итоги…
Всероссийская Олимпиада Информационные технологии Итоги…
Всероссийская Олимпиада Материаловедение Итоги…
Всероссийская Олимпиада Налоговая грамотность Итоги…
Всероссийская Олимпиада Основы бухгалтерского учета Итоги…
Международная Олимпиада Ценные бумаги Итоги…
Всероссийская Олимпиада Экономика организации Итоги…
Всероссийская Олимпиада Основы бизнес-планирования Итоги…
Международная Олимпиада Маркетинг Итоги…
Международная Олимпиада Основы товароведения Итоги…
Международная Олимпиада Ценообразование Итоги…
Всероссийская Олимпиада Банковское дело Итоги…
Всероссийская Олимпиада Технология составления бухгалтерской отчетности Итоги…
Международная Олимпиада Экономика и управление Итоги…
Всероссийская Олимпиада Инвентаризация активов и обязательств Итоги…
Всероссийская Олимпиада Финансовый анализ Итоги…
Всероссийская Олимпиада Финансовая грамотность Итоги…
Всероссийская Олимпиада История российских денег Итоги…
Всероссийская Олимпиада Основы налогообложения Итоги…
Всероссийская Олимпиада Документационное обеспечение управления Перейти…
Всероссийская Олимпиада Анализ финансово-хозяйственной деятельности Перейти…
Всероссийская Олимпиада Электротехника Перейти…
Всероссийская Олимпиада Аудит Перейти…
Международная Олимпиада Основы менеджмента и маркетинга Перейти…
Всероссийская Олимпиада Статистика Перейти…
Международная Олимпиада Гостиничный бизнес Перейти…
Всероссийская Олимпиада Экономика отрасли Перейти…
Всероссийская Олимпиада Коммерция Перейти…
Всероссийская Олимпиада Планирование и организация эффективности продаж Перейти…
Всероссийская Олимпиада Психология общения
Всероссийская Олимпиада Основы экономики
Всероссийская Олимпиада Управление структурным подразделением
Всероссийская Олимпиада Складская логистика
Вы также можете ознакомиться с графиком проведения конкурсов
Бесплатные олимпиады Вектор развития помогут вам проверить свои знания и получить новые.
Вектор развития
Олимпиады для выпускников, студентов и преподавателей
Итоги олимпиады Финансовая грамотность
В период с 8 ноября по 6 декабря 2021 г. проведена Всероссийская Олимпиада Финансовая грамотность Дипломы в электронном виде будут отправлены в течение 7 рабочих дней после момента оглашения итогов.
Олимпиада Бухгалтерский учет активов организации
Всероссийская Олимпиада Бухгалтерский учет активов организации Дата проведения: 6 декабря 2021 — 12 января 2022 Дорогие друзья! Мы рады, что вы опять с нами. Давайте проверим свои знания, приобретенные навыки и умения, приобретенный практический, отвечая на тестовые задания олимпиады по бухгалтерскому учету активов экономического субъекта. Удачи вам, друзья!. Положение о проведении олимпиады «Вектор развития: Бухгалтерский…
Читать дальше
Олимпиада Коммерция
Всероссийская Олимпиада Коммерция Дата проведения: 6 декабря 2021 — 12 января 2022 Торговля одна из наиболее ранних форм деятельности человека. С развитием общества меняется форма и средства торговли. Появляются новые методы доставки, оплаты товара и предоставления услуг. Изменяются ассортимент и номенклатура, качество, послепродажное обслуживание. Положение о проведении олимпиады «Вектор развития: Коммерция» Скачать… Заявка на участие…
Читать дальше
Олимпиада Планирование и организация эффективности продаж
Всероссийская Олимпиада Планирование и организация эффективности продаж Дата проведения: 6 декабря 2021 — 12 января 2022 Положение о проведении олимпиады «Вектор развития: Планирование и организация эффективности продаж» Скачать… Заявка на участие во олимпиаде «Планирование и организация эффективности продаж» Скачать… Задания к олимпиаде «Вектор развития: Планирование и организация эффективности продаж» Скачать…
Итоги олимпиады Основы налогообложения
В период с 8 ноября по 6 декабря 2021 г. проведена Всероссийская Олимпиада Основы налогообложения Дипломы в электронном виде будут отправлены в течение 7 рабочих дней после момента оглашения итогов.
Итоги олимпиады История российских денег
В период с 8 ноября по 6 декабря 2021 г. проведена Всероссийская Олимпиада История российских денег Дипломы в электронном виде будут отправлены в течение 7 рабочих дней после момента оглашения итогов.
Итоги олимпиады Управление персоналом
В период с 8 ноября по 6 декабря 2021 г. проведена Всероссийская Олимпиада Управление персоналом Дипломы в электронном виде будут отправлены в течение 7 рабочих дней после момента оглашения итогов.
Олимпиада Гостиничный бизнес
Международная Олимпиада Гостиничный бизнес Дата проведения: 29 ноября 2021 — 27 декабря 2021 Гостиничное бизнес в России развивается бурными темпами, но по мнению экспертов, отелей и гостиниц по-прежнему не хватает, а, значит, и специалистов гостиничного дела тоже. Друзья мы рады, что вы выбрали это направление и предлагаем вам ответить на тестовые задания и расширить свой…
Читать дальше
Олимпиада Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Всероссийская Олимпиада Правовое обеспечение профессиональной деятельности Дата проведения: 29 ноября 2021 — 27 декабря 2021 Знание основ правового обеспечения профессиональной деятельности позволит работнику и работодателю избежать ошибок, уверенно чувствовать себя на рынке труда. Положение о проведении олимпиады «Вектор развития: Правовое обеспечение профессиональной деятельности» Скачать… Заявка на участие во олимпиаде «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» Скачать… Задания к…
Читать дальше
Олимпиада Статистика
Всероссийская Олимпиада Статистика Дата проведения: 29 ноября 2021 — 27 декабря 2021 Положение о проведении олимпиады «Вектор развития: Статистика» Скачать… Заявка на участие во олимпиаде «Статистика» Скачать… Задания к олимпиаде «Вектор развития: Статистика» Скачать…