веер что это такое
История веера
Веер (из нем. Facher) — небольшое, как правило, складное опахало для овевания лица, шеи и плеч.
Елизавета I Тюдор, прозванная «покровительницей вееров»:
В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. В них встраивались небольшие зеркала или прорезались отверстия, чтобы скрывшаяся за веером девушка могла подсматривать за кавалером, который ей симпатичен. по манере держать веер можно отличить
«…княгиню от графини, а маркизу от буржуазки».
Точное время возникновения веера определить, наверное, невозможно. Большинство авторов, пишущих о веере, предполагают, что жара и мухи заставили когда-то древнего человека обмахиваться веткой дерева, большим листом растения или пучком перьев – так появилась сама идея веера и его прототипы, еще сугубо утилитарные.
О древности происхождения веера свидетельствуют легенды разных стран и народов, соревнующихся, у кого из них веер появился раньше. В средние века в Европе бытовала следующая версия: прародительница Ева, после грехопадения и осознания своей наготы, смущенная пристальным взглядом Адама, сорвала с дерева ветку и стала обмахиваться ею.
По другой версии: Адам проснулся после сотворения Евы и стал ее рассматривать, а она засмущалась, стала обмахиваться веером и разглядывать райский сад, изображая, что до Адама ей дела нет.
О существовании веера доподлинно известно с древнейших времен – изображения вееров встречаются в памятниках изобразительного искусства, об их использовании упоминается в старинных текстах. Веера бывают двух типов – складные и не складные. Первыми появились не складные веера. Это, как правило, были опахала с ручкой и с экраном в виде листа, флажка, круга.
Древниейшие найденные веера и их изображения относятся к эпохе Восточной Чжоу (770 гг. – 256 гг. до н. э) и периоду Воюющих царств – «Чжаньго» (475 гг. – 221 гг. до н. э.). Это вырезанные на бронзовых изделиях изображения вееров с длинными ручками, а также обнаруженные при раскопках могилы княжества Чу в Цзянлине провинции Хубэй фрагменты вееров из перьев с деревянной ручкой. Веера в то время служили признаком достатка и авторитетности их владельца.
В последние годы периода Воюющих царств большинство вееров приобрело полукруглую форму. Такие веера были сделаны из тонких бамбуковых пластинок. Ими пользовались и императоры, и простолюдины: императоры отдыхали под веерами от жары, а рабам и служанкам веера помогали в работе – готовить пищу, варить соль.
При династии Сун и Юань (960 –1368 гг.) предпочтение по-прежнему отдавалось круглым веерам, но одновременно появились новые – складные веера, тот самый вид, который пользуется популярностью по сей день. Первые складные веера появились в эпоху династии Северная Сун, а период настоящего расцвета складных веером – это династии Мин и Цин (1368 – 1911 гг.).
Со времени династии Мин складные веера начинают широко использоваться сначала в императорском дворце, а затем и во всем обществе. Искусство вееров непрерывно развивается: появились изящные веера с золотой фольгой, их император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам.
Так, в силу того, что веера пользовались популярностью в императорском дворце, а также благодаря искусству литераторов и художников они стали превращаться в изящные художественные изделия. В качестве материала для костяков вееров начали использовать золото, нефрит, слоновую кость, оправы из черепашьего панциря, рога зверей, сандал и бамбук.
Литераторам очень полюбились веера с резными бамбуковыми костяками. Со времени династии Мин до сегодняшнего дня многие знаменитые мастера занимались резьбой именно на костяках вееров. Изображались горы, реки, цветы, птицы и звери, а также портреты. Искусная каллиграфия тоже стала непременной спутницей изящного веера.
В Древнем Египте опахало служило атрибутом величия фараона, признаком высокого достоинства, эмблемой счастья и небесного покоя; их часто носили лица царской фамилии, которые имели специальный титул – «носитель веера с левой стороны». Подобные функции имел веер в Индии и Персии.
В Древней Греции, Риме, на Крите использовались восточные опахала из листьев и перьев, в частности – павлиньих на деревянной или костяной основе. В Риме такое опахало на ручке называлось флабеллум; этими веерами специальные молодые невольники – флабелеферы обмахивали своих хозяек. Овидий упоминает также о табеллае – маленьких веерах, которыми пользовались римские щеголи.
Восточные веера появились в Европе не позднее 1550-х годов, когда были основаны первые Ост-индские компании, корабли которых привозили из далеких экзотических стран удивительные вещи. Раньше других необычным восточным предметам нашлось применение в Венеции, где женщины стали пользоваться складными веерами во время карнавалов.
Скудные сведения о светских веерах встречаются в описях имущества XIV века, а чуть позже – изображения первых вееров появляются на портретах. Первоначально веера представляли собой проволочный каркас прямоугольной формы, обтянутый шелковой тканью, и имели вид флажка.
В XVI веке в Европу приходит складной веер, в форме полукруга, открывая совершенно новую блестящую эпоху жизни веера. XVII век – расцвет складного веера в Европе.
В Истории России веера известны с XVII века и главным образом в обиходе царской семьи и придворных кругов. Для Московской Руси в это время характерно еще опахало круглой формы с экраном из страусовых перьев, закрепленным на ручке из дерева, кости, серебра или золота с финифтью, драгоценными камнями и проч.
Такое опахало, если судить по описям царского имущества, было, например, у царицы Натальи Кирилловны (1651-1694), матери Петра I – из черных страусовых перьев на яшмовом с золотом черенке, украшенном изумрудами, рубинами и жемчугом. Его «прислал в дарах Государь Цареградский патриарх Кирилл с Архимандритом Филофеем».
Опахала привозили из Турции, они часто появлялись в России как дипломатические подарки. В Москве, как свидетельствуют документы того времени, мастера Оружейной палаты тоже умели делать опахала.
Складные веера в России XVII века появлялись лишь как иноземная диковина. Редкие экземпляры складных вееров, которые попадали в Россию из Европы хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкими вещами. Так, в описи казны царя Михаила Федоровича (1596-1645) за 1634 год встречается «опахало харатейное (т.е. пергаментное) сгибное, расписанное красками на дереве».
Веер в России только в XVIII веке становится таким же значимым элементом светской жизни, как и в Европе, а веерное искусство достигает своего расцвета.
С начала XVIII века, с решительными преобразованиями при Петре I, в числе многих заимствований с Запада в обиход высших сословий прочно входит и веер. Настоящий же расцвет русского веера наступает с середины XVIII века, особенно в царствование Екатерины. Веер в это время становится неотъемлемой принадлежностью парадного и вечернего туалета дам.
На веера появляется большой спрос, и они в изрядном количестве ввозятся в Россию из разных стран Европы.
Спрос на веера расширил их производство в самой России. В изготовлении вееров принимали участие мастера самых различных специальностей: живописцы, граверы, ювелиры, резчики по дереву и кости и другие мастера. Веера русского производства в XVIII веке по своим художественным достоинствам не уступали западноевропейским изделиям. Но в их оформлении наблюдаются некоторые особенности, присущие национальным художественным вкусам того времени.
Кроме своего прямого назначения на многолюдных балах веер использовался для языка знаков, как предполагает Соам Дженинс в «Искусстве танца» (1730):
«Его триумфальная дрожь, победоносный хлопок,
Его сердитый шепот и игривое легкое постукивание.»
Так, появляется специальный веерный язык, при помощи которого прекрасный пол мог выражать свои чувства, желания, намерения, Веера нередко служили своеобразной «библиотекой» нот, афоризмов, любовных стихов. На протяжении всего XVIII, а затем и последующих веков веер постоянно претерпевал изменения, следуя общему руслу развития художественных вкусов, стилевых течений и законам моды.
Таким образом, можно сделать вывод, что для дам веер являлся дополнением, придающим гармонию и утонченность костюму, а так же предметом для тайных знаков кавалерам.
В 1911 году в Москве вышел сборник правил хорошего тона, в котором несколько страниц посвящено искусству владения веером: «Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни», составленный «по лучшим русским и иностранным источникам А. Комильфо». В этом сборнике рассказано о значениях цвета веера и о знаменитом «языке веера».
—
Современная девушка с веером
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Значение слова «веер»
1. Небольшое ручное, обычно складное, опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга. [Кити] держала веер и быстрыми, короткими движениями обмахивала свое разгоряченное лицо. Л. Толстой, Анна Каренина.
2. в знач. нареч. ве́ером. Полукругом. Серая борода [Карелина] разлетелась веером по серой плотной куртке. Паустовский, Кара-Бугаз. Множество мельчайших морщинок веером рассыпалось к вискам. Шолохов, Тихий Дон. Собаки [Карпухина] шли в упряжке веером. Горбатов, Карпухин с Полыньи.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Как техническое приспособление веер является лопаткой, прикрепленной к рукояти.
ВЕ’ЕР, а, мн. а́, м. [чешск. vějir от нем. Fächer]. Небольшое, обыкн. складное, опахало для навевания на себя прохлады.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ве́ер
1. небольшое, как правило, складное опахало для собственноручного овевания лица, шеи и плеч ◆ В руке у нее был веер, она стала обмахивать лицо, грудь, и легкие волосы Чайковского взлетели под рожденным ею ветром. Ю. М. Нагибин, «Когда погас фейерверк», 1972–1979 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. то, что имеет форму полукруга или сектора круга, образованного расходящимися из одной точки линиями ◆ Вслед пулеметчик слал яркие в тумане, сверкающие веера. Г. Я. Бакланов, «Навеки девятнадцатилетние», 1979 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. большой и разнообразный набор чего-либо, множество ◆ В известных местах возникновения ситуаций раскрывается веер возможностей, намечаются варианты, среди которых прокладывает себе дорогу действие. С. Г. Бочаров, «О возможном сюжете: «Евгений Онегин»», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
4. охотн. хвост белки ◆ «Веер!» — вспомнил я. Так называют охотники беличий хвост. Юрий Коваль, «Листобой», 1972 г. (цитата из Библиотеки Максима Мошкова)
Значение слова веер
Словарь Ушакова
в е ер, веера, мн. веера, муж. (чешск. vejir от нем. Facher). Небольшое, обыкн. складное, опахало для навевания на себя прохлады.
Энциклопедия моды и одежды
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
Словарь охотничьих терминов и выражений
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ВЕЕР, а, мн. а, ов и (устар.) ы, ов, м.
1. Небольшое, обычно складное опахало, раскрывающееся полукругом. В. из страусовых перьев.
2. перен. То, что имеет форму полукруга, усечённого с боков и книзу. В. искр.
| прил. веерный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(от веять — дуть, обдавать потоком воздуха, обмахивать, опахивать воздухом; нем. — Fächer; франц. — éventail; англ. — fan). Родина В. — Восток, где, вместе с опахалом и зонтиком, он был одним из атрибутов царского достоинства, что подтверждают древние индусские поэмы («Магабгарата» и «Рамаяна»). Сохранившиеся в разных музеях памятники искусства (миниатюры, барельефы и т. п.) дают возможность заключить, что первые В. делались из листьев банана, пальмы и лотоса. По-санскритски В. называется панк-ха , и изображения его можно часто видеть на индийских саркофагах. Его воспевают поэты, им раздувают священный огонь; Индра, бог неба, держит в руке В. из павлиньих перьев. В. из пальмового листа, называемый в Cиaмe maлапат, дал название всей касте жрецов, которые здесь зовутся талапоинами оттого, что держат постоянно в руках пальмовый лист. Богатые касты в Индии, для отличия от бедных, стали употреблять В. из павлиньих перьев «с глазами Аргуса», с резною ручкою. В Индии также встречается особый род гигантских В. — панк-хи — обтянутые муслином рамы, приводимые в движение панкхи-бердарем, специальным для того слугою. Эти веера-вентиляторы, если можно их так назвать, встречаются на Востоке в домах богатых англичан, у которых они приспособлены в каждой комнате над каждой головой; их же можно видеть на судах, в храмах, гостиницах и т. п.
В Японии, как и в Китае, В. употребляется с незапамятных времен. В. — нераздельная часть японского национального костюма, а временами служит вместо записной книжки. Полагают, что В. изобретение японское, так как в обиходе японца он положительно незаменим: опусканием В. изъявляется почтение вельможе, движением В. японцы приветствуют друг друга, на В. японец подает бедному милостыню, на нем он принимает лакомства и т. п.; В. служит символом военной власти и употребляется генералами при командовании (на таком В. изображается серебряное восходящее солнце). Бронза, слоновая кость, сандальное дерево, перламутр, черепаха, серебро и золото служат материалами для японских В. Самыми ценными и красивыми, однако, считаются В. из белой пеньковой бумаги с живописью. Изумительная ловкость и изящество японских художников в деле расписывания В. недаром доставили им всесветную известность. В 1866 г. такие В. продавались в Лондоне по 900 фунт. стерл. (около 9000 руб.) за штуку. Японские В. ныне в большой моде. Они, как и китайские, имеют легкую, изящную форму.
В Китае В. составляет принадлежность всех классов без различия пола и возраста: богатый и бедный, духовный и ученый, дети и старики — все с В. в руках. Если верить стихотворению китайского поэта Ло-ки, то изобретение В. восходит до царствования императора Ву-ванг (1134 г. до Р. X.). Сначала В. делались из бамбука и перьев павлина; впоследствии их стали делать более из белой шелковой материи или из тканей, шитых шелком; их сменяют расписанные экраны (впоследствии складные) в форме круга или округлой трапеции. Они служат и для опахивания и для защиты от лучей палящего солнца. Излюбленный рисунок — древние китаянки, а также птицы и бабочки среди зелени и цветов. Если китайский В. делается из серебра, то основа его обыкновенно позолочена, а внутренние ветви состоят из филигранной работы, с синею эмалью. В. из слоновой кости, раковин и перламутра. сандального дерева и т. п. всегда а основе покрыты скульптурными украшениями, а ветви — ажурной работой. На открытых бумажных В. бывают надписи и рисунки; на таких альбомах-веерах иногда находятся автографы замечательных людей. Историческою известностью пользуется китайский В., подаренный в 1804 г. китайским послом графине Клозель, по случаю коронования Наполеона, и. В. этот хранится в коллекции Виль де Сардели, внучки графини Клозель. Грандиозной формы В. встречаются в древнем Египте. На одном египетском барельефе сыновья Рамзеса Великого, держащие в руках В. из страусовых перьев, в надписи названы «веероносцами с левой стороны царя». В египетской космогонии В. — эмблема счастья и небесного покоя. Один из изящных египетских В. полукруглой формы изображен на барельефе, представляющем триумф царя Горуса (1657 г. до Р. Хр.; см. таблицу «Bеepa», фиг. 1). В Булакском музее (см.) хранится замечательный В. царицы Аа-Хотены, жены Камеса и матери Ахмезиса, основателя XVIII династии (1703 г. до Р. X.). Из Индии через Ассирию веер перешел к мидянам и персам, у которых, по уверению Ксенофонта, он также был символом царской власти. У арабов в начале нашей эры вошло в употребление делать на В. надписи. В наше время В. в постоянном употреблении в гаремах Турции, Персии и французских владений в Африке, где В. из павлиньих перьев алжирского бея приобрел историческое значение. Известно, что 30 апреля 1827 г. раздраженный бей ударил В. французского посланника Деваля и не хотел извиниться — в результате получилось завоевание французами Алжира. В Мексике В. также был в большом употреблении, еще до завоевания ее испанцами, у древних толтеков и ацтеков. Когда Монтесума узнал о прибытии испанцев, то в числе других подарков Кортесу были приготовлены и два В., украшенные роскошными перьями, одна сторона которых заключала золотую Луну, а другая — превосходно отполированное золотое Солнце.
Через финикиян и фригийцев В. перешел из Ассирии к грекам, у которых первые В. делались из миртовых ветвей, листьев платана, лотоса и др. Только в V ст. нашей эры гречанки начинают отдавать предпочтение В. из перьев павлина (как известно, носившего у греков название птицы Геры), каковым он был у древних этрусков, у которых очень рано водворилась восточная роскошь. Такой роскошный В. из неравной величины расположенных полукругом павлиньих перьев изображен на одной этрусской вазе (Лувр, см. фиг. 2). От этрусков В. под именем флабеллума переходит к римлянам (Теренций в своей комедии «Евнух» называет В. — flabellum). К В. прибегали преимущественно в термах и в театре. Римские В. делались с длинной ручкой, чтобы самому нельзя было обмахиваться; для этого имелся молодой раб — flabellifer, — обязанный опахивать свою госпожу даже во время сна (Плавт в комедии «Тринумус»). На помпейских фресках и греческих вазах обязанности флабеллифера исполняют молодые девушки. Впоследствии появился новый род В. — tabellae, — состоявшие из тонких дощечек дорогого дерева или слоновой кости. Эти табеллы носились щеголями, когда они сопровождали своих возлюбленных (Овидий). Несмотря на моду, табеллы вскоре были заменены прежними флабеллумами из перьев и листьев. Первые христиане, подобно язычникам, употребляли веер в обыкновенной жизни. Сирийские монахи готовили В., и есть вероятие предположить, что даже св. Иероним делал В. в пустыне. Позже стали употреблять В. в церковных обрядах. В так называемых «Апостолических конституциях» говорится, что во время совершения св. Тайн два диакона должны постоянно приводить в движение два В. из павлиньих перьев, для освежения священнодействующего и для отогнания мух, которые могут cесть на хлебы или упасть в чашу. Единственный pедкий памятник этого рода, флабеллум аббатства св. Филибера (XI в.), был на всемирной выставке 1867 г. В средние века, когда флабеллуму придавали мистическое значение, веер исчезает из обращения. Во Франции в XIII столетии веер назывался «es mouchoir». Во всеобщее употребление В. входит в XVI ст. Его делают в Испании из цветной шелковой материи, натянутой на проволочную раму, в форме небольшого флага; ручка делается из слоновой кости или редкого металла; но вскоре в Испанию и Португалию В. стали привозиться из Китая. Итальянские В. круглой формы, украшенные перьями, вошли в моду при французском дворе, благодаря Екатерине Медичи, привезшей их с собой. Итальянские В. готовились разнообразной формы: а) в виде древесного листа, украшенного искусственными цветами и листьями, б) или складные, в современной форме; такой В. (XVI в.) принадлежал принцессе Элеоноре д’Эсте, прославленной любовью к ней Торквато Тассо (см. табл., фиг. 3); в) или в виде знамени — В.-флюгер, — из шитых парчи и шелка. Знаменитая «Жена Тициана» (Дрезденская галерея) держит в руках такой В. Эти В. были в большом ходу в Падуе, Венеции и Неаполе. В.-флюгера — употреблялись только замужними женщинами. В конце XVI в. во Франции складной В. носится у пояса на длинной цепочке или щнурке. В Англии В. во всеобщее употребление вводятся при Генpиxе III. Королева Елизавета установила обычай, что английская королева от своих подданных может принять единственный подарок — веер; поэтому она названа «покровительницею В.». В эпоху Людовика XIV В. во Франции достигли необыкновенного совершенства. При Людовике XV вместе с В. французского изделия успешно обращаются индийские и китайские В., давшие начало производству В., так назыв, brises. Прекрасный образец веepa г-жи Дюбуа, в стиле Людовика XV, из слоновой кости, замечательной разной работы — см. на фиг. 4 (табл.). Лучший образец В. XVIII в. представляет собою В. маркизы Помпадур, как полагают, подаренный ей Людовиком XV (в коллекции г-жи Жюбиналь). От него сохранилось только богатое кружево, своего рода высокое произведение искусства. К той же эпохе относится В. Марии-Антуанетты (см. табл., фиг. 5), поднесенный ей городом Диепом 25 мая 1785 г., в день рождения дофина, впоследствии Людовика XVII. Несчастная королева, во время событий 5 и 6 октября, оставляя Версаль, подарила его своей хранительнице кружев. В. этот состоит из 20 пластинок цейлонской слоновой кости, связанных голубою лентой; резная работа (по рисунку Вьена) изображает эпизоды свидания Александра Великого с индейским царем Пором (IV в. до Р. X.). Благодаря влиянию маркизы Помпадур рисунок В. значительно совершенствуется (Буше и др.); на В. появляются красивые цветы, амуры и пастушки, с революцией уступающие свое место портретам прославленных политических деятелей (Мирабо, Марат и др.) и изображениям текущих событий (открытие генеральных штатов Франции и др. сцены). Республика вводит В. из грубой материи с грубым рисунком заступа и грабель, под которыми выставлен девиз: » Смерть или свобода » . При директории В. душатся, рисунок становится сантиментальным. В обращение входят В.-лилипуты, небольших размеров, мода на которые продолжается и с наступлением Империи, когда фабрикация вееров значительно падает. Временем возрождения художественного В. должно считать реставрацию. Производство В. в Париже распространилось чрезвычайно, и с этих пор Франция снабжает Европу и Америку лучшими веерами. В. в стиле Людовиков XIV, ХV и XVI благодаря нескольким талантливым художникам сделались типами современного В. Вскоре и хромолитография была применена к В. Были пущены в ход новые В.: éventaile a coulisse, в подражание китайским, é v.-palme, év.— écran, év.-bouquet. év.-necessaи re, ev.-pochettes и др. Дероше — один из главных парижских фабрикантов В., приглашая лучших художников и платя им за рисунки для В. громадные деньги, стремился усовершенствовать современный стиль В. Эти художники — Энгр, Гамон, Куанье, Роза Бонер, Лами, Барон, Коламот, Говарт, Жером и др. Ныне в деле производства В. с Франциею конкурируют только Китай и Япония. Испанские В. уступают французским.
Ср. Г. Вейс, «История одежды, вооружения и пр.» (в перев. Васильева и Чаева, Москва, 1873-79); «История В.» («Ваза», 1875, №№ 8, 10, 12, 13, 15 и 19); В. Чуйко, «Из истории В.» («Новь», 1885, № 16); Blondel, «Histoire des é ve ntails» (Пар., 1875); Frauberger, «Geschichte des Fächers» (Лейпц., 1877); Uzanne, «Le eventail» (Париж, 1881, иллюстрировано).