веджимайт что это такое
Веджимайт
Для австралийцев веджимайт – национальная закуска, без которой они не мыслят ни одной традиционной трапезы. Далекая Австралия, являющаяся родиной продукта, производит веджимайт в разных вариациях для экспорта и внутреннего использования. Что необходимо знать о таком товаре, как веджимайт?
Веджимайт – что это?
Густая и аппетитная паста темного коричневого оттенка продается во всех супермаркетах Австралии. В основе продукта лежит дрожжевой экстракт. Пасту мажут на хлеб и крекеры, а также делают с ее помощью разнообразные бутерброды.
Веджимайт изготавливают из пивного сусла и пищевых добавок. Вкус продукта очень нетривиальный. Горьковато-соленый соус с пивным послевкусием слегка напоминает говяжий бульон со специями.
По консистенции любимый австралийцами продукт напоминает арахисовую пасту. Веджимайт можно есть в любое время суток с мясом, рыбой, простыми бутербродами.
На сегодняшний день, на австралийском континенте производят около 22 миллионов банок веджимайта за год. Название продукта было выбрано в ходе конкурса, где главным призом были 50 фунтов.
Состав веджимайт
Помимо пивных дрожжей в австралийской пасте много специй, пряностей и витаминов. Говорят, что в веджимайт можно найти все необходимые витамины для ногтей и волос. Доподлинно известно, что продукт содержит витамины группы В, и даже редкий в пище витамин В12.
Еще в пасте содержится фолиевая кислота, витамин А, а также ниацин. Австралийские врачи рекомендуют употреблять пасту регулярно в качестве источника полезных веществ и витаминов.
Похожий состав есть у британского продукта «мармайт», а также у швейцарской пасты «ценовис». Веджимайт – не первая подобная паста в мире, но зато самая известная и экспортируемая за рубеж.
Веджимайт – тот продукт, вкусовые качества которого вызывают много споров. Австралийцы обожают пасту, не могут спокойно пройтись по магазину, не захватив с собой заветную баночку. Туристы при первом знакомстве с веджимайт, чаще всего, пребывают в шоке от необычного вкусового сочетания. Со временем и они привыкают к оригинальному товару, а когда отправляются домой, то обязательно везут пару банок веджимайта на родину, чтобы угостить родных и друзей.
В честь Барти назвали главный австралийский продукт в мире. Вне Австралии его ненавидят
Баночка с плеча Майли Сайрус.
Эшли Барти не только главная теннисистка 2019-го, но и настоящий патриот. Уже три года она рекламирует самый австралийский продукт в мире – пасту «Веджимайт».
Этой австралийской весной самый патриотичный рекламный контракт стал еще мощнее: «Веджимайт» выпустил партию пасты с этикеткой «Бартимайт». Эш стала первым человеком, давшим название пасте, которая есть на кухне 9 из 10 австралийцев.
Тайминг рекламной кампании идеален: сборная Австралии в ноябре зарубилась в домашнем финале Кубка Федерации, а впереди – серия турниров перед Australian Open и сам «Шлем». Рекламщики «Веджимайт» – молодцы еще и потому, что выбрали просто идеального героя для австралийской аудитории.
«Австралийцам в рекламе с селебрити важнее всего два критерия: личная симпатия к человеку и возможность ассоциировать себя с ним», – объясняет Кон Стэврос, профессор маркетинга из Мельбурна. Скромная и трудолюбивая Эшли идеально попадает в оба, а также в ЗОЖ-философию бренда: производитель почти в каждой рекламе указывает на содержание витамина В.
Но разве история про местечковую нутеллу привлекла бы наше внимание, если бы в «Веджимайте» не было ничего странного?
«Веджимайт» – солено-горькая паста, похожая на бульон
Вы ведь тоже подумали, что это что-то сладкое и приятное? На деле «Веджимайт» – солено-горький, по вкусу напоминает то ли говяжий бульон, то ли ядреный соевый соус и сделан на основе пивного сусла.
По классике его едят, намазав на тост тонким слоем, но вот сайт пасты предлагает еще десяток неочевидных рецептов. Блинчики, спагетти болоньезе, сырные шарики, японский мисо-суп – австралийцам вообще все равно, куда закидывать эту прелесть.
Паста появилась из-за Первой мировой: мировая торговля в начале 1920-х сильно сбоила, и в Австралию перестали поставлять «Мармайт» – британскую пасту с похожим вкусом. Тогда местный бизнесмен Фред Уокер нанял химика Кирилла Каллистера – он вывел рецепт из сусла, сельдерея, лука и соли. Для Каллистера этот проект стал делом жизни: в 31 он даже написал докторскую, основой для которой стала работа над «Веджимайтом».
Но сперва гениальный бизнес-план Уокера ждала грандиозная подстава: прямо перед попаданием на полки магазинов в 1923 году в Австралию вернулся «Мармайт». Тогда компания Фреда переименовала пасту в «Парвилл» и придумала дерзкую рекламную кампанию, чтобы уделать колонистов. Слоган звучал так: «Если Мама может, папа сделает». (If Marmite-Ma (r) might, Pa (r) will). Дикий для 2019-го патриархальный слоган не сработал и полвека назад.
Тогда Уокер объединил компанию с американцем Джеймсом Крафтом и переключился на производство плавленого сыра. В 1935-м австралийца не стало, Крафт тут же выкупил часть компании Уокера и воскресил «Веджимайт» всего за пару лет мощной кампанией.
Сперва Крафт вернул старое название. Затем сделал очевидный ход: «Веджимайт» стали вручать в подарок тем, кто купил сыр «Крафт Фудс». Следующий шаг – поэтический конкурс: Крафт устроил конкурс стихотворений и в качестве приза разыграл американские «Понтиаки». Результат был ошеломительный, компания получила «наводнение из заявок со стихами».
Дальше «Крафт Фудс» сделала еще два рывка в сторону культовости пасты. В 1939-м британская медицинская ассоциация разрешила врачам рекомендовать «Веджимайт» как суперпитательный для пациентов продукт, в котором еще и много витамина В. Затем началась Вторая мировая, и «Веджимайт» вошел в паек австралийской армии: 3-килограммовые банки поставляли на взвод, 220-граммовые порции выделяли каждому солдату, а 15-граммовые пакеты забрасывали в тыл.
В военных условиях внутри Австралии «Веджимайт» стал дефицитом. «Крафт Фудс» сориентировались и выкатили патриотичный эксплейнер: «Веджимайт» сражается вместе с нашими людьми там на севере! Если «Веджимайт» не нужен вам по медицинским показаниям, то тысячи раненых просят вас отказаться от пасты на время». Поэтому паста продавалась с ограничением на душу населения.
Для военных паста напоминала о доме, для тех, кто остался в тылу, была просто редким товаром, по которому очень соскучились. Итог: после войны «Веджимайт» было уже не остановить.
Культовый статус окончательно сформировали 50-е. Почти любой австралийский бэбибумер с самого детства на уровне генетического кода помнит рекламную песню Happy Little Vegemites. В 1954-м она появилась на радио, а потом и на ТВ. Мотив получился таким въедливым, что песню называют неофициальным гимном Австралии и используют в рекламных кампаниях пасты по сей день.
Откуда такой культ?
Даже сами австралийцы не могут объяснить, почему «Веджимайт» стал настолько культовым. На форумах они вспоминают и песню с ТВ, и чувство патриотизма из-за поставок для армии, и элементарную привычку от родителей. История любви австралийцев к пасте настолько необычная, что журнал о еде Gastronomica выпустил полноценный ресерч «Веджимайт» как признак национальной идентичности» и назвал пасту самым явным национальным продуктом во всем мире. По итогам опроса журнал выяснил, что вторая ассоциация с «Веджимайтом» у австралийцев после тоста – это собственно сама Австралия.
Тем ироничнее, что «сама Австралия» до 2015-го принадлежала американской компании «Монделез» – преемником той самой «Крафт Фудс». И только в 2015-м местный производитель сыров «Бега Чиз» выкупил «Веджимайт» у гиганта почти за 500 миллионов долларов.
Страны
Свежие комментарии
Метки
Рубрики
Кулинарные путешествия
Веджимайт великий и ужасный
Веджимайт (vegemite) — это первое, что я хотела попробовать, приехав в Австралию. И первое, что приходит в голову, когда я говорю об австралийской кухне.
Что же это такое и с чем его едят?
Веджимайт — густая паста тёмно-коричневого цвета на основе дрожжевого экстракта. Обычно его намазывают на хлеб, сэндвичи и крекеры, а также используют для начинки австралийских булочек.
Скудновато, правда? Давайте немного углубимся в историю создания этого спреда.
Веджимайт, а также британский и новозеландский мармит (Marmite), австралийский промит (Promite) и еще несколько других -митов изготавливают из остатков пивного сусла и различных вкусовых добавок. Эта паста на вкус соленая и немного напоминает концентрированный бульон из говядины, немного соевый соус. Считается, что она насыщена «пятым вкусом» — умами, который дает мягкое послевкусие. Пища, насыщенная умами — звучит!
Веджимайт и его подобия
Мармит (кстати так и не пойму, почему веджимайт и мармит произносятся на различный манер) изобрели раньше, Великобритания поставляла его в Австралию, но после первой мировой войны поставки были прекращены. Тогда, в 1922 году, Сирил Каллистер по поручению главы одной компании создал будущий веджимайт: жидкий дрожжевой экстракт смешивался с солью и экстрактами лука и сельдерея, в результате получалась тягучая, замечательно черная паста.
Австралийский черный спред
Название «веджимайт» получилось тоже просто: был объявлен конкурс на лучшее название нового продукта и назначен приз в 50 фунтов. Предложенные названия, написанные на бумажках, скинули в шляпу и дали вытянуть одну дочке главы компании. И вот перед нами веджимайт. Но это сегодня он очень популярен, сначала же, несмотря на всю его полезность, он не пользовался большим успехом, особенно по сравнению с его ближайшим конкурентом мармитом. Веджимайт даже пытались переименовать в парвил (Parwill), но смена названия не принесла успеха, и веджимайт вернули обратно.
Надо было что-то делать и тогда на выручку пришло умение продавать и делать рекламу. Здесь есть, чему поучиться!
Глава австралийской компании Фред Уокер (Fred Walker), по поручению которого был создан и продавался пока не очень успешно веджимайт, создал еще одну компанию по производству сыра — Kraft Walker Cheese Co. Компания стала весьма успешной, вот этим-то и воспользовался ее глава, чтобы продвинуть на рынок веджимайт. В течение двух лет он бесплатно предлагался всем, кто покупал сырную продукцию компании, для привлечения внимания устраивались поэтические конкурсы с дорогим автомобилем в качестве приза. Все это значительно увеличило популярность продукта. В 1939 году Британское Медицинское общество подтвердило исключительную полезность веджимайта как источника витаминов ряда В. Во время Второй мировой войны в армейский рацион включили веджимайт.
И уже к к концу 40-х годов его можно было найти на столах в девяти из десяти австралийских семей.
Сегодня в Австралии производится более 22-х миллионов банок веджимайта в год.
Его рецепт сохранился практически без изменений со времен первых дней производства, зато цена ушла далеко вперед от подобных спредов, в том числе мармита.
И мы тоже его едим!
Черный-черный спред на белом-белом хлебе…
Соленый вкус и черный цвет отталкивают тех, кто пробует веджимайт впервые, но знаете что? Попробуйте еще раз! Во-первых, он действительно исключительно полезен а во-вторых, его вкус очень необычный и интересный. Те, кто распробовал его, становятся поклонниками веджимайта навсегда. Есть даже официальный вебсайт веджимайта и страница в Facebook. Там народ выкладывает рецепты и способы подачи, но по мне такой сильный вкус не нужно портить, намажьте его тонким (!) слоем на теплый и хрустящий тост и смело употребляйте с чашечкой ароматного кофе!
Ну, можете добавить ломтик авокадо или огурца — они отлично сочетаются с веджмайтом, дополняя его вкус. И запас витаминов В вам обеспечен!
PS:
Одна баночка веджимайта уехала на пробу в далекую от нас теперь Россию! Посылка из Австралии в Россию обычной почтой ехала так долго (больше месяца), что я уже и не надеялась, что она дойдет. Но она дошла! А предназначалась посылка Галине, автору замечательного блога Дороги мира. Галя коллекционирует кружки из разных городов и стран, так что, я не могла не прислать ей кружку из Австралии, а заодно и баночку австралийского веджимайта. В общем, читайте про посылку из Австралии и о том, как ощущаешь себя, когда впервые пробуешь веджимайт!
Веджимайт
Как странная паста стала символом Австралии
В начале 1980-х годов первое место в чартах Великобритании, Австралии, США, Канады и некоторых европейских стран занимала песня австралийской группы Men at Work «Down Under». В хите звучали такие строки:
Buying bread from a man in Brussels.
He was six-foot-four and full of muscle.
I said, «Do you speak-a my language?»
He just smiled and gave me a vegemite sandwich.
Рекламный постер «Don’t worry. It’s still half full». 1920-е годы Vegemite / Bega Cheese Limited
Веджимайт (vegemite) — австралийская густая, тягучая соленая паста темно-коричневого цвета с дрожжевым послевкусием. Это не просто намазка на хлеб, а национальный имиджевый продукт. И хотя вовсе не все австралийцы любят веджимайт, как и не все американцы — арахисовую пасту, веджимайт — маркер принадлежности к культуре.
Как есть пасту из пивных дрожжей
Главная ценность веджимайта — в полезности. Делают пасту из смеси пивных и пекарских дрожжей с добавлением растительного экстракта, смягчающего вкус. Питательный, богатый витаминами веджимайт позже ввели в рацион австралийской армии. В рекламе 1953 года сообщалось, что в одной банке веджимайта массой 115 грамм больше витаминов группы B, чем в «двух буханках хлеба, пучке моркови, пучке салата, шести яблоках, шести грушах, двух пинтах молока, двух тарелках каши, шести бананах, дюжине яиц, фунте гороха, фунте картофеля и однофунтовом стейке, вместе взятых».
Современные австралийцы едят веджимайт на завтрак, намазав на тост, иногда вместе с маслом, но паста годится и для мясных блюд, и для начинки в выпечке. Некоторые традиции употребления даже имеют собственные названия: если пасту с маслом намазать на хлеб и нарезать бутерброд на тонкие полоски, получатся «пальчики веджимайт», а если намазать на два крекера, соединить их и сдавить, чтобы выдавилась начинка, — «червячки веджимайт».
От британского оригинала к местной имитации
Веджимайт стал популярен в Австралии только после Второй мировой, вытеснив с рынка своих предшественников. Сначала, в 1910 году, на рынке Австралии появилась британская паста из отработанных пивных дрожжей мармайт (marmite). Но во время Первой мировой войны мармайт стал дефицитом: все запасы власти отправляли воевавшим в Европе соотечественникам для профилактики авитаминоза и цинги, а поставки на местный рынок прекратились.
В 1908 году будущий производитель веджимайта Фред Уолкер основал в Мельбурне компанию Fred Walker & Company, которая в основном специализировалась на мягком сыре в упаковке и паштетах. Первым шагом Уолкера к созданию веджимайта стало производство говяжьего экстракта Bonox: он вдохновился «говяжьим чаем» — темно-коричневым пастообразным концентратом Bovril, производимым одноименной компанией для британских военнослужащих. Пасту, по консистенции напоминающую мармайт, заливали горячей жидкостью, и получалось нечто похожее на бульон.
Как произвели веджимайт и почему в нем сомневались
Несмотря на то что продвижение нового продукта в первые полгода обошлось в 500 фунтов, успехом он не пользовался — в отличие от сыра, паштетов и консервированных продуктов, выпускавшихся Fred Walker & Company. Даже у сотрудников веджимайт вызывал сомнения: работники фабрики отказывались пробовать первые образцы пасты, глава отдела продаж не одобрял ее вкус и предлагал убрать из ассортимента, чем приводил Каллистера в бешенство, а его коллеги скептически относились к пользе пасты для здоровья и возможности ее успеха.
Банка Parwill. 1926 год Monash University
По совету рекламного агентства, Уокер предпринял попытку ребрендинга: пасту переименовали в Parwill, а в новом слогане «If Marmite… then Parwill» сыграли на названии единственного конкурента: «Ma might, but Pa will» («Мама может, но папа будет»). Но и это не помогло — в итоге продукт продолжили выпускать как веджимайт.
Как всем доказали, что веджимайт полезный
В середине 1920-х Каллистер получил от профессора химии Лондонского университета Роберта Плиммера результаты первого исследования веджимайта на содержание витаминов. Химик Fred Walker & Company Кит Фаррер, ставший «величайшим ученым пищевой промышленности Австралии», писал, что во времена, когда о витаминах Неологизм vitamine в 1912 году ввел польско-американский биохимик Казимеж Функ. В оно было заменено на vitamin, поскольку не все витамины содержат аминовый компонент. знали мало, Каллистер понимал: этот продукт может стать хорошим источником витаминов всей группы B. Плиммер провел эксперимент на голубях и пришел к выводу, что с помощью веджимайта птиц можно лечить от полиневрита — авитаминоза B1 (у людей — бери-бери), а значит, паста — надежный источник витаминов группы B, в частности B1 (тиамин, в то время его называли аневрин). Эксперименты Кита Фаррера позволили доработать формулу так, что витамина B1 в пасте стало в два раза больше.
Реклама веджимайта с одобрением Британской медицинской ассоциации. 1939 год Vegemite / Bega Cheese Limited
Полезность стали признавать и государственные организации: после того как в тридцатые годы пасту начали продвигать центры здоровья младенцев, продажи резко подскочили, а в Британская медицинская ассоциация официально одобрила веджимайт как источник витамина B.
Как спред стал национальным
Настоящий перелом наступил во время Второй мировой войны: после того как были проведены тесты на содержание в веджимайте витамина В, пасту включили в армейский рацион. Как и в случае с мармайтом в Первую мировую войну, во время Второй мировой веджимайт тут же стал дефицитом и исчез с прилавков магазинов. В рекламе пасты зазвучали патриотические ноты: «Vegemite fights for the men up north!» «Веджимайт сражается за людей на севере!»