веды что это в философии
Что такое Веды
Веды – один из древнейших литературных памятников мира – содержат в себе знания обо всем: о медицине, архитектуре, политике, экономике, астрономии, искусстве, музыке и других отраслях. Они оказали влияние на многие религиозные и философские концепции, в т. ч. буддизм и джайнизм.
Веды содержат в себе историю.
Что такое Веды
Веды – собрание мудрости индуистского учения. Изначально знания, полученные людьми в виде божественного откровения, передавались в устной стихотворной форме из поколения в поколение. Со временем каноничные тексты дополнились комментариями ученых-толкователей и святых отшельников и охватили все сферы жизни людей.
Основные ветви
Кроме индийских Вед, существуют славянские, практически полностью утраченные из-за христианизации. Сохранились только небольшие фрагменты металлических и деревянных табличек, интерпретировать которые сложно. Некоторые исследователи считают, что славянский ведизм – это неоязыческое учение. Его приверженцы объединяют найденные памятники с индийскими Ведами по причине схожести санскрита и старославянского языка.
Кем и когда были записаны
Согласно преданию, в III тыс. до н. э. мудрец Ведавьяса записал Веды, а также Пураны и эпос «Махабхарата». Для письма в древности использовали недолговечные материалы, поэтому самый ранний из сохранившихся манускриптов относится только к XI в. н. э.
Великий мудрец Ведавьяса впервые записал веды.
Какую цель носят учения
Цель учения – освободить людей от мучений. В «Бхагавад-гите» сказано, что жизнь в любом из миров – страдание. Единственный способ его прекратить – осознать иллюзорность бытия и слиться со Вселенной. Но, несмотря на это, индуизм не отвергает земную жизнь; основная задача тех, кто еще не готов выйти из круга перерождений, – следовать дхарме, закону гармонии.
В чем различие между индийскими и славянскими Ведами
Между индийскими и славянскими Ведами много сходств, но есть и важное отличие.
В славянской мифологии существует представление о 3 сторонах бытия:
Эти вселенные, разделенные почти непроницаемыми границами, объединяло Мировое Древо. В индуистских Ведах, в отличие от других религиозных традиций, нет представлений о Великом Древе.
Структура ведических учений
Чатурведа – название 4 главных книг Вед. Три из них похожи между собой, и часть текста в них повторяется. Атхарваведа отличается от остальных сборников сильнее, т. к. она была записана позже, поэтому не все школы не включают Атхарваведу в состав самхитов.
В Чатурведу входят:
Шрути – «услышанное мудрецами при медитациях»
Шрути – это священные тексты, посланные богами святым мудрецам. К ним относятся самхиты всех 4 частей Вед, Брахманы, Араньяки и Упанишады.
Самхиты (основная часть)
Самхиты – главные гимны, мантры и ритуальные формулы Вед. Самхитами считаются Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа.
Брахманы – комментарии к основной части
Брахманы – тексты, услышанные мудрецами во время медитации или полученные от богов. Эти книги считаются священными. Разные школы (шакхи) почитают разные писания. Неизвестно, сколько их существовало в древности, но сейчас их сохранилось 20. Кроме комментариев гимнов, в Брахманах подробно описаны ритуальные практики.
Тексты отшельников араньяки
Слово «араньяка» переводиться с санскрита как «лесной». Эта часть шрути описывает священные ритуалы, которые скрывали от посторонних глаз, поэтому их часто проводили в лесах, отсюда и название. В Араньяках впервые были описаны практики медитации и йоги.
Веданта, или завершающая часть
Упанишады (также их называют Ведантой) – философское толкование Вед, завершающая часть текстов категории шрути. Они посвящены ответам на экзистенциальные вопросы, в т. ч. познанию себя и смыслу жизни. В этих текстах описывается концепция Брахмана.
Смрити («запомненная» часть)
Смрити – собрание священных текстов, дополняющие шрути.
К ним принято относить:
Каждой части Вед соответствовала своя Веданга, кроме книг по грамматике и этимологии, которые содержали информацию для толкования всех священных текстов.
Основные учения
В основе ведического учения лежат 2 главных понятия: Брахман и Атман, иногда их отождествляют. Брахман – непостижимое первоначало мира, абсолютный дух. Атман – высшее «Я» живого существа, способное осознать свое бытие, «пробудиться». Пробуждение означает, что человек осознал: все живое является частью единой субстанции и его индивидуальность – лишь иллюзия.
В Упанишадах описаны виды Атмана:
Дэвы и данавы – мифологическая часть
Вселенная развивается благодаря Атману, принимающему высшие и низшие формы. В мифологии индуизма существует 3 ипостаси бога: Брахма – создатель Мира, Вишну – хранитель и Шива – разрушитель. Вместе они едины, т. к. осознают иллюзорность бытия.
Остальные божества выстраиваются в иерархию в зависимости от степени «пробуждения». Дэвы и данавы (боги и демоны) появились на свет от 2 жен мудреца Кашьяпы – одного из первых существ, порожденных разумом Брахмы. Дэвы и данавы вели войну за райские миры. После победы богов демоны были изгнаны, но не смирились со своей участью, поэтому продолжают пытаться вернуться в рай. Человеческая вселенная для них – поле битвы. Боги становятся сильнее, если люди ведут добродетельную жизнь, а демоны, наоборот, получают силу из аморальных поступков.
В Ведах описаны ритуалы, помогающие дэвам, но, согласно Упанишадам, борьба богов с демонами и вмешательство людей не имеют смысла, т. к. цель жизни в том, чтобы стать Атманом.
Четыре жизненных ступени
Для пробуждения необходимо пройти ашриму – жизненный путь, состоящий из 4 равных периодов:
Каждый этап помогает достичь одной из жизненных целей.
Брахмачарья – изучение Вед.
Пурушардха, или жизненные цели
Веды ставят перед человеком 4 цели в жизни, соответствующие ступеням ашримы:
Касты и сословия
В Индии существует обширная иерархическая система. Каста определяется профессией общины.
Общество, в свою очередь, делится на сословия – варны:
Юги – временные циклы
В индуизме мир проходит цикл от сотворения до разрушения.
После завершения последней стадии мир разрушится, и цикл начнется сначала.
Законы кармы и ее виды
Для поддержания гармонии во Вселенной существует карма – закон, который определяет дальнейшую судьбу человека или любого другого существа в зависимости от его поступков. Следование дхарме помогает ее улучшить и переродиться в раю, а причинение вреда окружающим, наоборот, может привести к реинкарнации в низших мирах.
Учение о перерождении
Человек вынужден перерождаться до тех пор, пока его карма не будет реализована. Но каждый поступок порождает новые последствия, поэтому единственный путь прекращения реинкарнаций – это йога. Практика йоги помогает справиться с желаниями, осознать себя частью единого Атмана. Посвященный перестает отождествлять себя со своим телом и сознанием, достигает мокши и выходит из цикла перерождений.
Пураны – исторические хроники
Пураны – сказания о сотворении мира, происхождении дэвов и данавов, мудрецах и великих династиях. Кроме мифов, в Пуранах рассказывается об устройстве Вселенной. В отличие от Вед, это менее консервативные тексты, в них упоминаются научные открытия в медицине, астрономии, географии, архитектуре. Пураны – мифологические сказания, но в них есть сведения и об исторических фактах. Каждая Пурана посвящена 1 богу или богине: Вишну, Шиве, Кришне или другим.
Эти произведения создавались для тех, у кого не было возможности изучать Веды: для шудр и женщин, поэтому они более легки для понимания.
«Бхагавад-гита»
«Бхагавад-гита» – поэма, изначально самостоятельное религиозно-мистическое произведение, которое позже вошло в состав эпоса «Махабхарата». Она повествует о разговоре Арджуны и Кришны перед главным сражением кланов Пандавов и Гандхарвов. Пандавы и Гандхарвы – сыновья 2 родных братьев, которые борются за власть, поэтому Арджуна не хочет вступать в бой со своими двоюродными братьями.
Поэма о сражении двух кланов.
Кришна открывает Арджуне истину йоги-деяния. Ее смысл в том, что участие в делах мира не будет порождать карму и мешать освобождению, если человек не отождествляет себя со своими поступками, телом и сознанием. Все живые существа вынуждены подчиниться своей судьбе, но их стремления должны быть направлены к мокше. Как и Кришна, который продолжает воплощаться для того, чтобы поддерживать развитие Вселенной, люди должны действовать, осознавая иллюзорность бытия.
Ведийские школы
Со временем толкование Вед и Упанишад привело к появлению множества разных школ, которые позже сложились в 6 основных традиций:
Каким редакциям подвергались Веды
В разных течениях ведизма, занимавшихся толкованием Вед, появились свои школы. Каждая шакха специализировалась на изучении одной из книг Чатурведы, так школы создали свои редакции текстов. До нашего времени сохранилось небольшое количество редакций каждой из 4 книг.
Что стоит прочесть современному человеку
В ХХI в. трудно понять жизнь древних, сложную ритуальную систему и точный смысл Вед, поэтому основные тексты гимнов будут интересны только ученым. Но, как и классические произведения Древней Греции – «Одиссею» и «Илиаду», – образованному человеку стоит прочесть индийские эпосы:
Как пользоваться учением в нынешних реалиях
Каждый выстраивает свои отношения с миром и другими людьми. Веды учат тому, как это правильно сделать. Мифо-ритуальный комплекс для современного человека не играет важной роли в жизни, но люди по-прежнему ищут смысл существования. Упанишады дают ответы на многие экзистенциальные вопросы. Но даже если отбросить религиозную составляющую Вед, практики йоги принесут ощутимую пользу физическому и эмоциональному здоровью.
Для этого нужно придерживаться основных правил:
Научно доказано, что медитация помогает при депрессии, тревожном и посттравматическом стрессовом расстройстве, т. к. приводит к изменениям в гиппокампе и задней поясной коре головного мозга (эти области отвечают за контроль эмоций).
Следуя всем 8 ступеням йоги, можно достичь гармонии тела и духа. В современных условиях трудно найти время для саморазвития, но для поддержания здоровья достаточно соблюдать простые правила режима питания и сна и выделять хотя бы полчаса для выполнения асан и медитации.
Важные отрывки из ведических учений
Гимны из самхит практически не рассказывают о самом ведическом учении, поэтому знакомство лучше всего начинать с Упанишад.
В индийской литературе существует жанр сутр – сборников афоризмов о дхарме или о философских учениях разных шакх. В них в понятной форме выражена вся мудрость ведического учения.
Литература с использованием ведических учений
Веды повлияли на всю последующую художественную литературу Индии.
Интерес к учению не ослабевает и сейчас:
Веды до сих продолжают вызывать интерес по всему миру, их изучают индологи, писатели пишут романы, пребывая под влиянием древнего учения. Но все его тайны еще не скоро будут раскрыты.
Веды — знание из глубины веков
ॐ भूर्भुवः स्वः
Om Bhur Bhuvah Svaha
Трайвидья. Структура Вед
П ожалуй, в самом эпиграфе к статье, посвящённой Ведам, заключён весь смысл текста, который вы будете читать, т. к. это первая строка из Гаятри мантры («Ригведа»), в которой содержится вся суть Вед.
Прежде чем мы приступим к описанию структуры самих Вед, нужно прокомментировать вышеприведённые строки из мантры, т. к. они и дадут нам ключ к пониманию как содержания Вед, так и их структуры.
Итак, ОМ — это Брахман, т. е. то, из чего произошло всё, или, вернее, то, что и есть Всё. Также ОМ — это звук Вселенной, суть мироздания, Творение и процесс Творения.
БХУР — это Пракрити (Природа), Земля, Агни. Если мы говорим о Ведах, то БХУР также означает «речь» — передачу информации из уст в уста, и самое главное для темы нашей статьи, что этот слог символизирует или даже является «Ригведой», первой из трёх священных Вед. Почему Земля, или физический план, имеет прямое отношение к этой высшей из Вед, Веде гимнов? Всё потому, что нижний физический план труднее всего поддаётся трансформации, поэтому для его изменения требуется самое эффективное, самое мощное из средств — «Ригведа».
БХУВА представляет собой «Яджурведу». Таким образом, «Яджурведа» является воплощением астрального плана, среднего, того, который соединяет физический и небесный миры. Также он проявляется в Пране как движущей энергии вселенной.
СВАХА — это третья Веда, «Самаведа», ментальный план, небесный, сурья. Он имеет прямое отношение к такому понятию, как манас, что означает Ум.
Таким образом, вкратце обозначив понятия, вернее, эти три мира, два из которых являются двумя половинами когда-то единого целого (БХУР и СВАХА), соединёнными средним планом (БХУВА), выраженным Праной, мы понимаем, почему в первой строке Гаятри мантры из «Ригведы» сконцентрировано всё знание Вед. Из этих трёх составляющих первой строки мантры мы узнаём не только о предполагаемом строении того мира, в котором мы находимся, но и о внутреннем психологическом мире человека, где физическая и ментальная составляющая соединены животворящей силой Праны.
Проанализировав эпиграф, мы можем наконец-то приступить к изучению структуры самих Вед и осознанию того, чем на самом деле они являются и какое значение играют в нашей жизни.
Все знания ведической традиции можно разделить на две части: одну, которая имеет божественное происхождение, — шрути («услышанное»); и творение человеческой мысли — смрити («запомненное»). Считается, что смрити дополняют шрути. Из этого можно заключить, что шрути являются первейшим и наиважнейшим знанием, которое человечество когда-либо получало. Почему мы говорим о полученном знании? Потому что считается, что всё «услышанное» — шрути — напрямую было передано людям как откровение. Но эти знания никогда не были записаны. Традиция их передачи новым поколениям изначально была устной, и это неслучайно, т. к. речь, само произнесение звуковой составляющей носило сакральный смысл, и в самом процессе запоминания и устного воспроизведения по сути воссоздавался мир Вед.
В течение многих веков строжайшим образом было запрещено записывать Веды. Классификации Вед мы обязаны Вьясадеве. Он также записал и комментарии к самхитам: брахманы, араньяки и упанишады. Три наиважнейшие книги Вед стали известны под названием Трайвидьи: «Ригведы», «Яджурведы» и «Самаведы». Позднее к священным текстам стали относить и «Архартваведу», но по стилю последняя значительно отличается от трёх Вед, входящих в Трайвидью.
Стиль Вед, их отличие от текстов смрити
Большинство текстов Вед представлены в стихах, а их метрический строй необычайно разнообразен. Так, например, то, что мы привыкли именовать Гаятри мантрой, не является единственной в своём роде мантрой и текстом. Стоит также принять во внимание, что «Гаятри» не обязательно обозначает одноимённую богиню, но ещё и форму (тройственную), в которой передаётся эта мантра.
Для того чтобы читателю стала окончательно понятна разница между текстами шрути и смрити, проиллюстрируем это следующим примером: к смрити относится всё, что не входит в состав четырёх вышеобозначенных Вед, а именно: шастры, различные сутры, даршаны, а также йога-сутры, «Рамаяна» и «Махабхарата», т. е. всего 36 Пуран, плюс исторические тексты.
Однако существует довольно интересная, так называемая пятая Веда — «Бхагавад-гита». Но нам известно, что она входит в состав «Махабхараты», поэтому её не стоит относить к шрути, или священному знанию. Какое бы глубокое послание мы не получили из «Бхагавад-гиты», философских диалогов между Арджуной и Кришной, тем не менее она является дополнением упанишад (составной части Вед, о которых мы поговорим позже) и творением человека.
Существенное отличие смрити («запомненного знания») от шрути («услышанного знания») заключается в том, что смрити передаётся в форме историй. Они более просты для восприятия. Поэтизированная форма передачи знаний во многих шрути в какой-то мере затрудняет их понимание, но именно благодаря поэтической природе «услышанного знания» оно и превосходит, становится выше тех слов, которые передаёт. Оно выходит за пределы словесной передачи информации, т. е. становится трансцендентальным. Нужно признать, что в поэзии всегда скрыто куда больше знаний, чем в прозаическом тексте. Поэтому часто, когда нам особенно нравится какой-то текст в прозе, мы называем его поэтичным. Не правда ли?
Теперь перейдём к внутренней структуре самих Вед. Каждая из книг Трайвидьи и «Атхартхаведа» состоят из четырёх разделов. Наиважнейший из них называют «самхита». Самхита — это сборник, антология Вед. Иначе можно было бы сказать, что «Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа» и «Атхартваведа» — это и есть самхиты. Остальные три раздела — брахманы, араньяки и упанишады — являются комментариями к самхитам.
Обычно главную часть, самхиту, объединяют с брахманами и называют «ритуальной частью» — карма-кандой. В то время как араньяки и упанишады — это философское осмысление самхит, джнана-канды. Араньяки и упанишады впоследствии послужили основой веданты, как последнего периода ведического знания.
Араньяки — это те знания, которые открыты в процессе медитации в лесу. «Упанишады» в переводе с санскрита означают ‘приди сюда’ (упани), ‘чтобы я разрушил тебя’ (шад). Казалось бы, для чего потребовалось подобное разрушение, но, как и само содержание упанишад, перевод термина стоит понимать в иносказательной форме. Разрушение не физической субстанции, а представлений, скорее, даже иллюзий, которые сложились в процессе жизни. Таким образом, иллюзии будут разрушены, чтобы взамен их мы получили чистое священное знание Вед.
«Бхагавад-гита» и ее значение для понимания Вед
«Бхагавад-гита», хотя и не является канонической и сакральной частью Вед, тем не менее представляет собой квинтэссенцию всех упанишад, т. е. философское осмысление всех самхит. Не зря в переводе «Бхагавад-гита» означает ‘божественная песнь’. 700 стихов «Бхагавад-гиты» через диалоги между Арджуной и Кришной повествуют о природе реальности и о том, как превратить теорию в практику. Соединение теоретического знания и трансформации его в практическое — это то, что отличает знания Вед от священных текстов других традиций, не говоря о том, что в Ведах также заключены необычайно глубокие научные знания, которые только в настоящее время могут быть осмыслены учёными современности.
Именно в Ведах и «Бхагавад-гите» мы встречаемся с такими формулировками, как воссоздание себя. Заметьте, не создание или поиск себя, а воссоздание и открытие себя заново, т. к. человеку нужно понять, что он и есть Атман — дух. Отсюда следует, что он тождественен Брахману, потому что Брахман есть всё и Брахман есть Атман, но Атману нужно осознать себя. В осознании своего равенства Брахману он, Атман, обретает настоящую природу. Поэтому не нужно ничего создавать или искать. Всё уже есть. Главное — это осознать своё бытие таким, каким оно является на самом деле.
Позднее йога (от слова «соединение») разовьёт мысль о слиянии с Богом и обретении себя заново, для чего она создаст новые методы достижения этого единства с божественным. Одни из них будут выражены через духовную практику, другие, такие, как хатха-йога, предложат методы, направленные на укрепление физических и умственных процессов, чтобы впоследствии опять же прийти к духовному единению с Высшим.
Пусть первоначально мантры Вед предназначались для того, чтобы священники их использовали в своих ритуалах огненных жертвоприношений, но впоследствии знания Вед оказали на нас другое влияние. Из прикладных и используемых преимущественно в церемониях и ритуалах они были переосмыслены благодаря джнана-кандам (араньяки и упанишады) и в наше время определённо послужили в качестве отправной точки для различных направлений психологии и философии.
Из огромного наследия Вед до нас дошло не более 5 % от того объёма, которым первоначально располагало человечество. Благодаря сохранившимся ведическим источникам у нас есть необычайно широкий спектр знаний, и пока лишь малая часть из дошедшего до нас наследия осознана и оценена современным обществом. О том, насколько новым и широким является это знание, говорит тот факт, что лучшие умы современности, такие как Р. Эмерсон, Г. Д. Торо, А. Эйнштейн, А. Шопенгауэр и другие тщательным образом изучали Веды, а Р. Оппенгеймер специально для чтения Вед в оригинале выучил санскрит.
Знания, представленные в Ведах, настолько глубоки и представляют множество направлений сфер жизни, начиная с духовного пути и заканчивая микро и макрокосмосом, что нам ещё только предстоит расшифровать многое из того, что донесли до нас Веды.
Что такое Веды
Что же такое Веды? На десять самых распространенных вопросов о Ведах отвечает Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж.
«В целом мире нет учения настолько благотворного и возвышающего, как учение Упанишад. Оно было утешением моей жизни, и оно станет утешением моей смерти».
«В великом учении Вед нет ни тени сектантства. Оно предназначено для всех эпох, климатических регионов и наций и является королевской дорогой к достижению Великого Знания. Утром я погружаю свой разум в величественную философию «Бхагавад-гиты», в сравнении с которой наш современный мир и его литература кажутся незначительными».
«Когда я читаю «Бхагавад-гиту», я спрашиваю себя, как же Бог создал Вселенную? Все остальные вопросы кажутся излишними».
«Особенно привлекли меня философские идеи «Бхагавад-гиты». Они практически совпадают с тем пониманием реальности, к которому меня привело изучение квантовой механики».
1. Что такое Веды?
Веды – это богооткровенные писания, в которых подробным образом описана природа этого мира, природа человека, Бога, души. Слово «веда» буквально означает «знание», иначе говоря, Веды представляют собой науку, а не просто набор каких-то мифов или верований. Веды на санскрите называются апаурушея, что значит «не созданный человеком». Веды вечны, и каждый раз творец вселенной, Брахма, после очередного цикла разрушения «вспоминает» нетленные Веды, чтобы творить этот мир вновь. В этом смысле Веды относятся к таким вечным категориям, как Бог и духовная энергия. Вед насчитывается четыре; это Риг-веда, Сама-веда, Атхарва-веда и Яджур-веда.
Три из них являются основными и во многом перекликаются друг с другом по содержанию: Риг-, Яджур- и Сама-веда. Атхарва-веда стоит особняком, потому что имеет дело с вопросами, которые не вошли в другие Веды. Три первых Веды состоят из молитв, или мантр, обращенных к Верховному Господу в Его многочисленных личностных и вселенских аспектах, тогда как в Атхарва-веде излагаются знания об архитектуре, медицине и прочих прикладных дисциплинах.
Звуки Вед несут в себе особую энергию, поэтому очень важно было сохранить эти звуки в изначальном виде. В ведической культуре разработан способ передачи Вед в неискаженном состоянии. Несмотря на то, что 95% Вед на данный момент утеряны, оставшиеся пять процентов дошли до нас в целости и сохранности.
2. Каким образом Веды смогли сохраниться?
Секрет кроется в языке Вед — санскрите. Веды по-другому называются шрути, «услышанное». В течение многих веков и эпох Веды передавались из уст в уста, существовала хорошо разработанная система мнемонических правил запоминания Вед; до сих пор в Индии есть люди, которые могут наизусть прочесть одну или даже несколько Вед. Это несколько сот тысяч стихов на санскрите. Слово санскрит означает «совершенный, имеющий идеальную структуру». Санскрит — это язык с уникальной грамматикой и фонетикой, и многие языки этого мира произошли от него; в частности, все западноевропейские языки, дравидские, латынь, древнегреческий и, конечно же, русский. Фонетика санскрита по своей научной организованности не имеет аналогов. В санскрите двадцать пять согласных, они разделены на пять рядов по способу звукоизвлече-ния, по пять букв на каждый ряд. Эти пять рядов имеют непосредственное отношение к пяти изначальным стихиям, из которых построен мир. Первый ряд относится к эфиру, второй — к воздуху, третий — к огню, четвертый — к воде, пятый — к земле. В самих Ведах говорится, что каждый звук санскритского алфавита несет в себе определенную тонкую энергию и именно на этой энергии основана вся ведическая культура. Мантры, состоящие из этих звуков, правильно произнесенных, способны пробуждать скрытые, тонкие механизмы природы, и мудрецы древности, риши («способные видеть сквозь грубую реальность»), с помощью правильного произношения порождали определенную волновую структуру, которая позволяла им творить чудеса.
3. Из чего состоят Веды?
Каждая Веда состоит из четырех разделов, называемых Самхитами, Брахманами, Араньяками и Упанишадами. Самхиты представляют собой сборники мантр. Их, собственно, и называют Ведами. Брахманы дают указания, каким образом, с какими обрядами и в какое время эти мантры следует произносить. Также Брахманы содержат свод законов, которые должен соблюдать человек, чтобы счастливо жить в этом мире. Араньяка — раздел более метафизического характера; здесь объяснены сокровенный смысл и высшая цель ритуалов. И, наконец, Упанишады дают философское обоснование законов этого мира; в них рассказывается о природе Бога, индивидуальной души, взаимоотношениях, которые связывают мир, Бога и душу. Помимо этого есть шесть веданг, вспомогательных ведических дисциплин. Это Шикша, правила произношения звуков санскритского алфавита; Чандас, правила ритма и расстановки ударений в стихах, из которых состоят Веды; Вьякарана, где объясняется грамматика и метафизика санскрита — каким образом в санскрите нашли свое отражение сокровенная природа человеческой жизни и структуры вселенной. Затем следует Нирукта, этимология слов санскритского алфавита на основе глагольных корней, к которым восходит каждая часть речи санскрита. Затем идет Калпа, правила проведения обрядов и ритуалов, и, наконец, Джйотиш, или астрология, которая объясняет, в какое время нужно проводить эти обряды, чтобы любое начинание увенчалось успехом.
4. Когда и кем были записаны Веды?
Пять тысяч лет назад в Гималаях они были записаны прославленным мудрецом Шрилой Вьясадевой. Само его имя указывает на того, кто «разделил и записал» (в переводе на русский язык «вьяса» означает «редактор»). История жизни Вьясадевы приводится в «Махабхарате», его отцом был Парашара Муни, матерью – Сатьявати. Вьясадева записал все Упанишады, Брахманы, Араньяки, расклассифицировал Самхиты. Здесь нужно заметить, что изначально Веда — это единое целое, один огромный «том», но Вьясадева разделил этот «том» на четыре и к каждому приложил соответствующие отрасли знания, вышеупомянутые веданги. Помимо шести веданг есть смрити, литература «для запоминания», передающая то же самое послание Вед более простым языком, на примере либо реальных исторических событий, либо аллегорических повестей. К смрити относят восемнадцать главных и восемнадцать дополнительных Пуран, а также «Рамаяну» и «Махабхарату», исторические хроники. Помимо этого есть Кавии, поэтические сборники. Их также иногда относят к разряду ведической литературы, поскольку они основаны на Пуранах, только с более подробной разработкой сюжета и историй, содержащихся изначально в Ведах, а потом записанных в Пуранах.
Для изучения Вед требовалась очень высокая квалификация, и, неправильно поняв смысл тех или иных мантр, можно было навредить и себе, и другим. Поэтому в ведической культуре существовали определенные ограничения на изучение Вед. Но для смрити, исторических повествований, таких запретов нет. Пураны, «Махабхарату», «Рамаяну» могут читать все без исключения. Эти книги несут в себе изначальные идеи Вед, вечный звук, который в свое время породил все мироздание. Язык Пуран не такой сложный, поэтому ученые различают ведический санскрит и санскрит смрити. Вьясадеву называют автором Вед, но Вьясадева просто записал то, что существовало многие тысячелетия до него. Само слово пурана означает «древнее». Эти книги были всегда, в том числе и единая Пурана, и Вьясадева изложил ее на языке, понятном людям века Кали, века деградации, в котором мы сейчас живем. Поэтому и Веды, и Пураны одинаково авторитетны. Они доносят до нас одно и то же послание, они записаны одним и тем же мудрецом и представляют собой гармоничный, согласованный корпус ведических писаний, в которых одна часть дополняет другую.
5. Какие области знания охватывают ведические писания?
Первая, самая главная тема ведических писаний, — это духовное знание, знание о природе души. Помимо этого, в Ведах есть огромное количество другой информации, касающейся всего того, что необходимо человеку для долгой и счастливой жизни. Это знание об организации пространства, васту: как строить дом, как его располагать, чтобы чувствовать себя хорошо, не болеть, жить в мире и достатке. Это медицина, аюр-веда, «наука о продлении жизни». Это ведическая астрология, которая объясняет, как Земля и микрокосмос человека связаны с макрокосмосом, со вселенной, и как человек должен планировать свой день, поездки, важные начинания в жизни. В Ведах также есть раздел о музыке, где говорится о семи основных нотах, которые соотносятся с семью чакрами, энергетическими узлами в теле человека, позволяя по-особому выстроенным мелодиям (рагам) успокаивать и излечивать человека, создавать психологический комфорт. В Ведах подробно описана йога, или набор различных техник и упражнений, позволяющих достичь огромной степени умственной концентрации, успокоить сознание, обрести мистические силы и в конце концов осознать свою духовную природу. Есть также книги по воинскому искусству. Есть разделы Вед, в которых приведены заклинания и мистические ритуалы. Есть пособия по экономическому процветанию, прикладной психологии, управлению государством, дипломатии. Есть Кама-шастра, наука интимных отношений, позволяющая человеку постепенно переходить от грубых материальных наслаждений к все более тонким и так понять, что подобные удовольствия не являются целью человеческого существования.
6. Насколько ведические знания применимы в наше время и в тех странах, которые не относятся к Индии климатически и исторически?
Ведические знания научны, веда означает «знание», а любое научное знание универсально. Когда речь идет о научных знаниях, никто не спрашивает ученых, в какой стране они открыли этот закон. Если закон есть, он действует везде, в том числе и за пределами страны, в которой был открыт. Законы, изложенные в ведических писаниях, действуют во все времена и при всех обстоятельствах, просто нужно знать, каким образом. Так, например, закон притяжения, открытый Ньютоном, действует повсюду на Земле. На других планетах он тоже будет действовать, но с определенными модификациями, и даже на северном и южном полюсах Земли коэффициенты и константы могут несколько отличаться от стандартных. Точно так же и ведические знания. Например, «Аюр-веда» формулирует общие универсальные законы здоровой жизни, но там также объясняется, каким образом эти законы применять в конкретных условиях, в другой климатической зоне, где солнце встает позже и растут другие травы и фрукты. Принципы остаются вечными и неизменными, а способы применения этих принципов могут меняться, в зависимости от времени и обстоятельств.
7. Подтверждаются ли Веды современными научными исследованиями?
Да. Один из ярких примеров — это данные, приведенные в ведических Сиддхантах, астрономических расчетах, в которых за тысячи лет до Коперника была описана структура вселенной и даны расстояния от Земли до планет солнечной системы, с их радиусами и т.п. Также ведическим математикам было известно число «пи», причем с различной аппроксимацией. Но самое любопытное и яркое подтверждение авторитетности ведических писаний — это открытие швейцарского ученого Ханса Дженни, доктора медицины, антрополога, последователя Рудольфа Стайнера. Дженни попытался найти связь между формой и звуком. Мы уже говорили о том, что ведические звуки, или звуки санскрита, создают определенную вибрацию в эфире, которая в конце концов приобретает зримые ощутимые формы. В попытке понять, какую форму имеют различные звуки, Дженни с помощью специального прибора, превращающего звуковые вибрации в видимые линии на песке или порошке, обнаружил, что звук ом, с которого начинаются многие ведические мантры и символическим образом которого является Лакшми-янтра (особое графическое изображение из пропорционально расположенных квадратов, треугольников и окружностей) при правильном произнесении порождает на песке именно эту янтру! Более того, правильно произносимые звуки санскритского алфавита также порождали формы, напоминавшие буквы этого алфавита.
8. Что общего между ведическими писаниями и священными писаниями других народов?
Безусловно, можно найти параллельные места, потому что ведические писания настолько обширны, что там, в принципе, можно найти все. В этой связи любопытен случай с митрополитом Антонием Сурожским (1914—2003), как он сам пишет: «Мне вспоминается разговор, который в тридцатые годы у меня был с Владимиром Николаевичем Лосским. Он тогда был очень отрицательно настроен против восточных религий. Мы это долго обсуждали, и он твердо мне сказал: „Нет, в них истины нет!“ Я пришел домой, взял древнеиндийскую книгу Упанишад, выписал восемь цитат, вернулся к нему и говорю: „Владимир Николаевич, я, читая святых отцов, всегда делаю выписки и пишу имя того, кому принадлежит данное изречение, а вот тут у меня восемь изречений без авторов. Можете ли вы ‚по звуку‘ их узнать?“ Он взял мои восемь цитат из Упанишад, взглянул и в течение двух минут назвал имена восьми отцов Православной Церкви. Тогда я ему сказал, откуда это взято… Это послужило какому-то началу пересмотра им этого вопроса».
Другой пример параллелей — это начало Библии, где описывается, каким образом Бог творил мир. Бог говорил: «Да будет свет», — и свет появлялся. Это напоминает строчки из «Веданта-сутры», где Брахма, «главный архитектор» вселенной, перед тем как творить, припоминает слова Вед, произносит их вслух и так вызывает к жизни различные объекты этого мира. И в Евангелии от Иоанна мы читаем: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В Ведах тоже говорится, что первым элементом этого мира был звук, духовный звук, неотличный от самого Бога. Это имя Бога, и в Ведах оно называется Ом.
9. Какие из ведических книг считаются главными?
Среди огромного корпуса ведической литературы главными книгами считаются «Веданта-сутра», одиннадцать первых Упанишад, «Бхагавад-гита» и «Бхагавата-пурана», или «Шримад-Бхагаватам». «Бха-гавад-гита» представляет собой краткое, доступное и последовательное изложение всех философских аксиом, содержащихся в Упанишадах, а «Шримад-Бхагаватам» — это квинтэссенция как философии Упанишад, так и всех Пуран. Те же Пураны упоминают, что «Шримад-Бхагаватам» служит естественным комментарием к «Веданта-сутре», о чем свидетельствует одинаковое начало обоих произведений: джанмади асйа, что значит «Тот, от кого начинается творение, кто поддерживает творение и кто является причиной его уничтожения». Санскритское слово веданта означает «венец всего знания», сутра «афоризм».
10. В последнее время много говорят о «Русских ведах». Что это такое?
Один из исследователей этого вопроса, О.В. Творогов, писал, что в 1919 году полковник белой армии А. Ф. Изенбек обнаружил в разоренной помещичьей усадьбе на западе Харьковской области деревянные дощечки с письменами на них. Он приказал денщику собрать дощечки в мешок и увез их с собой. В 1925 году А. Ф. Изенбек, проживавший в Брюсселе, познакомился с Ю. П. Миролюбовым. Инженер-химик по образованию, Ю. П. Миролюбов не был чужд литературных занятий: он писал стихи и прозу, но большую часть его сочинений (посмертно опубликованных в Мюнхене) составляют разыскания об истории и религии древних славян. Миролюбов поделился с Изенбеком своим замыслом написать поэму на исторический сюжет, но посетовал на отсутствие материала. В ответ Изенбек указал ему на лежащий на полу мешок с дощечками: «Вон там, в углу, видишь мешок? Морской мешок. Там что-то есть. ». «В мешке я нашел, — вспоминает Миролюбов, — дощечки, связанные ремнем, пропущенным в отверстия». В течение последующих пятнадцати лет Миролюбов переписывал дощечки (Изенбек не разрешал выносить их из дома). Впервые мировое сообщество познакомилось с «Велесовой книгой» из сообщения эмигрантского журнала «Жар-птица», издававшегося в Сан-Франциско в 1953 году. А в 1976 году эта тема заинтересовала и советских ученых. Газета «Неделя» опубликовала заметку двух ученых, В. Скурлатова и Н. Николаева, в которой, в частности сообщалось: «Велесова книга изображает совершенно неожиданную картину далекого прошлого славян, она повествует о русах как „внуках Даждьбога“, о праотцах Богумире и Оре, рассказывает о передвижении славянских племен из глубин Центральной Азии в Подунавье, о битвах с готами и затем с гуннами и аварами, о том, что трижды Русь погибнувшая восстала. Она говорит о скотоводстве как основном хозяйственном занятии древних славяно-руссов, о стройной и своеобразной системе мифологии, миропредставлении, во многом неведомом ранее».
С точки зрения классических санскритских Вед мы можем лишь сказать, что изначальная Веда со временем разделилась на множество частей, которые стали называться по имени мудреца, хранящего это знание, или главного персонажа в историях, связанных с этой конкретной Ведой. Веды — понятие наднациональное. То, что сейчас называют «Русскими ведами», является сборником древних сказаний. В них действительно содержатся, как и в классических Ведах, сведения о сотворении мира, о различных полубогах, управителей стихий, пространства, а также истории о древних героях, основателях различных родов и племен. Существуют многочисленные археологические и лингвистические доказательства того, что у России и Индии общие исторические корни.
Древний город Аркаим на территории Урала, санскритские названия рек в Центральной России и Сибири, тесная связь между санскритом и русским — все это дает основание полагать, что в далекие времена на огромном пространстве от Северного Ледовитого океана до южной оконечности Индии процветала единая культура, которую сейчас называют ведической. «Ведичность» находки Изенбека подтверждает тот факт, что мудрецы древней Индии так же связывали дощечки, на которых писали, собирая из них книги.