ведомственный контроль что это
Ведомственный контроль что это
Статья 263. Ведомственный контроль
1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, вышестоящий таможенный орган при наличии поводов вправе провести ведомственный контроль решений, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа. В случае выявления по результатам ведомственного контроля не соответствующего требованиям международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании решения нижестоящего таможенного органа вышестоящий таможенный орган обязан отменить полностью или частично такое решение, за исключением случаев, когда допущенные нарушения при принятии решения нижестоящим таможенным органом не могут быть устранены либо срок для принятия нового решения истек.
2. В случае, если после отмены (частичной отмены) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа требуется принятие нового решения, такое решение принимается таможенным органом по результатам таможенного контроля в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в течение тридцати календарных дней с момента получения результатов указанного таможенного контроля при условии, что иной срок не предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также настоящим Федеральным законом.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, определяет порядок проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия), а также форму решения, принимаемого по результатам ведомственного контроля.
4. Проведение ведомственного контроля осуществляется таможенными органами в связи с наличием поводов. К поводам для проведения ведомственного контроля относятся:
1) исковые заявления (заявления) граждан и организаций, определения, иные документы судебных органов, поступившие в таможенные органы в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
2) обращения граждан и организаций в таможенные органы;
3) обращения, поступившие в таможенные органы из государственных органов, органов прокуратуры и иных органов;
4) обращения, поступившие в таможенные органы из аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также из аппаратов уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации;
5) поводы, возникающие в связи с реализацией таможенными органами или должностными лицами таможенных органов своих задач и функций, в том числе при:
а) проведении таможенного контроля и (или) реализации решений по результатам таможенных проверок;
б) проведении служебных, комплексных, функциональных и целевых проверок;
в) производстве по уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
г) оказании государственных услуг по ведению реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
д) мониторинге и анализе баз данных и информационных ресурсов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов;
е) наличии возражения по акту таможенной проверки.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, вправе определить иные поводы для проведения ведомственного контроля.
Ведомственный контроль представляет собой процедуру надзора вышестоящих структур за нижестоящими. Он выступает в качестве неотъемлемого компонента административной деятельности. Рассмотрим далее, что собой представляет организация ведомственного контроля.
Общие сведения
В структуре любой управленческой системы должны присутствовать подразделения, обеспечивающие ее контрольно-ревизионные функции. Именно это положение считается исходным при оценке разных мнений о формировании надзорных институтов. В конце 90-х гг. появилось представление о целостной, единой контрольной системе государства. В этой связи была поставлена задача формирования комплекса уполномоченных структур. Предполагалось, что новое построение системы позволит уменьшить количество проверяющих, сделав государственный контроль более эффективным.
Задачи институтов
Органы ведомственного контроля должны обеспечивать:
Функции уполномоченных институтов
Они устанавливаются отраслевыми инструкциями. Эти документы разрабатываются министерствами и прочими административными институтами в соответствии с нормативными и методическими материалами, регламентирующими государственный контроль. Надзорные инстанции действуют в рамках своей компетенции и исполняют вмененные им обязанности. Среди основных их функций следует отметить:
Классификация проверок
Контроль и ревизия могут быть:
Кроме этого контрольно-ревизионное управление проводит мероприятия по наблюдению, оценке, анализу, выявлению причинно-следственных связей, прогнозированию обстоятельств, которые могут оказать влияние на результаты работы подчиненных структур. Данная деятельность именуется мониторингом.
Руководители надзорных инстанций
Они несут ответственность за работу, которую выполняет их контрольно-ревизионное управление. В настоящее время существенно возросла роль специалистов, осуществляющих проверки. Руководители служб, выполняющих ведомственный финансовый контроль и хозяйственный надзор, по своей должности входят в состав коллегиальных структур соответствующих министерств. Законодательством предусматривается особый порядок их назначения. Кандидатуры должны согласовываться в установленном порядке:
Специфика работы
Ведомственный контроль регламентируется отраслевыми инструкциями. Для повышения эффективности своей работы надзорные структуры разрабатывают методическую, нормативную, справочную литературу, указания, рекомендации, предложения и обзоры, касающиеся планирования и выполнения проверок, совершенствования надзорных методов. По указу президента, на министерства и прочие административные институты возлагается обязанность проводить ведомственный контроль деятельности всех структур, подчиненных им или входящих в их состав, с федеральной формой собственности или с ее долей.
Важный момент
При министерствах и прочих административных структурах могут формироваться специальные организации, осуществляющие ведомственный контроль. В случае его проведения на предприятии с долей госсобственности в отчетном периоде оно освобождается от ежегодных обязательных аудиторских проверок. Индивидуальная ответственность за состояние надзорной деятельности возлагается на руководителей соответствующих институтов.
Существующие сложности
Как отмечают эксперты, с появлением новых видов собственности, расширением самостоятельности действующих предприятий, а также сокращением количества отраслевых министерств и изменением их функций область распространения ведомственного контроля существенно уменьшается. В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема совершенствования надзорных методов. В первую очередь это обусловливается тем, что ведомственный контроль реализует подчиненную, вспомогательную функцию. Он не является обособленной административной задачей, а только обеспечивает регулирование тех или иных отклонений в работе хозяйствующих субъектов. В этой связи ведомственный контроль не может вносить принципиальные изменения в характер и форму их деятельности. В современных рыночных условиях тем не менее данная разновидность надзора должна отличаться достоверностью, оперативностью и мобильностью. В этой связи считается нецелесообразным формирование в министерской структуре многочисленного ведомственного контрольного аппарата.
Между тем имеет место и иное мнение. Эксперты полагают, что ведомственный контроль должен быть качественнее вневедомственного, поскольку ведомствам предоставляется большая самостоятельность, они обладают высококвалифицированными специалистами, знающими лучше особенности деятельности подчиненных предприятий. Поэтому сокращение их численности может привести к снижению эффективности надзора.
Проведение внутренних проверок на предприятиях
Такой ведомственный контроль выполняется руководителем, работниками бухгалтерии либо сотрудниками страховой организации, членами ревизионной комиссии или специально сформированным подразделением административного аппарата, которое находится в подчинении начальника. В качестве ключевой цели проверки выступает обеспечение эффективности функционирования на всех уровнях защиты имущественных интересов собственников, акционеров и всего предприятия в целом. Ревизия осуществляется по инструкции и плану, утвержденным директором. К сожалению, в настоящее время квалификация экспертов, их зависимость от руководства филиалов, текучесть кадров, отсутствие конкретных методических рекомендаций, несовершенство зарплаты специалистов не позволяют достичь всех поставленных целей. Согласно ФЗ «О хозяйственных обществах», контроль деятельности таких предприятий, их филиалов, дочерних компаний, руководителя и должностных лиц проводит ревизионная комиссия. Она избирается общим собранием участников. Им же утверждается порядок проведения проверки.
Работа ревизионной комиссии
На эту структуру возлагаются обязанности по надзору за соблюдением:
Ревизионная комиссия контролирует сохранность имущества, расходование товарно-материальных ценностей и денежных средств, правильность ведения учета, расчета с сотрудниками, отчетности. Кроме этого, она проверяет своевременность рассмотрения должностными лицами и администрацией заявлений и жалоб участников общества.
Права комиссии
Ревизионная служба может:
По завершении деятельности комиссия составляет акт ведомственного контроля. Этот документ прилагается к годовому отчету предприятия. Без заключения комиссии общее собрание не вправе утверждать финансовую документацию. В годовом докладе комиссия освещает результаты своей деятельности. В частности, в отчете участники общества информируются о степени выполнения плана по социальному и производственному развитию, финансовом состоянии предприятия, сохранности имущества, соблюдении работниками правил и устава. Кроме этого, в отдельном разделе приводятся результаты непосредственной работы комиссии. В частности, освещаются вопросы, касающиеся планирования, выполнения ревизий в текущем году, ключевые показатели, меры, принятые администрацией. В заключении приводятся предложения, ориентированные на устранение обнаруженных нарушений и недостатков, повышение эффективности работы предприятия в следующем году.
Ведомственный контроль что это
Об утверждении Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья и государственном контроле (надзоре) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2021 г. № 1297
МОСКВА
Об утверждении Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья и государственном контроле (надзоре) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья
В соответствии со статьей 88 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьей 292 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья и государственном контроле (надзоре) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 3 августа 2021 г. № 1297
ПОЛОЖЕНИЕо государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья и государственном контроле (надзоре) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья
I. Общие положения
2. Предметом государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья является соблюдение органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
а) прав граждан в сфере охраны здоровья;
б) порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций.
3. Предметом государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья является соблюдение органами местного самоуправления:
а) прав граждан в сфере охраны здоровья;
4. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами.
5. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются:
а) руководитель (заместитель) руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальных органов);
6. Инспектора, уполномоченные на проведение конкретной проверки, определяются решением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения о проведении проверки.
7. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении проверки, являются:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальных органов);
б) заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальных органов) (в случае наличия у него полномочий в соответствии с должностными обязанностями, должностным регламентом или распределением обязанностей).
8. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальных органов) при проведении проверки в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, предусмотренными статьей 86 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
9. К отношениям, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья, применяются положения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
10. К отношениям, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья, применяются положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
11. При проведении проверок в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации прав граждан в сфере охраны здоровья Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальными органами) осуществляется:
а) рассмотрение документов и материалов, характеризующих деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья, в том числе доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в указанной сфере;
б) рассмотрение документов и материалов, характеризующих организацию работы по рассмотрению обращений граждан;
в) оценка соблюдения требований законодательства Российской Федерации к размещению и содержанию информации об осуществляемой деятельности в сфере охраны здоровья.
12. При проведении проверок в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальными органами) осуществляется:
а) рассмотрение документов и материалов, характеризующих организацию ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе рассмотрение актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих правила осуществления ими ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций;
соблюдения установленного порядка проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
соблюдения порядка оформления результатов ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
обоснованности мер, принимаемых по результатам проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в) анализ эффективности проводимого ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
13. При проведении проверок в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением органами местного самоуправления прав граждан в сфере охраны здоровья Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальными органами) осуществляется:
а) рассмотрение документов и материалов, характеризующих деятельность органов местного самоуправления по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья, в том числе доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в указанной сфере;
б) рассмотрение документов и материалов, характеризующих организацию работы по рассмотрению обращений граждан;
в) оценка соблюдения требований законодательства Российской Федерации к размещению и содержанию информации об осуществляемой деятельности в сфере охраны здоровья.
а) рассмотрение документов и материалов, характеризующих организацию ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе рассмотрение актов органов местного самоуправления, регулирующих правила осуществления ими ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций;
соблюдения установленного порядка проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
соблюдения порядка оформления результатов ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
обоснованности мер, принимаемых по результатам проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в) анализ эффективности проводимого ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
15. Документы, оформляемые Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальными органами) при осуществлении государственного контроля (надзора), а также специалистами и экспертами, привлекаемыми к проведению проверок, составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
16. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальные органы) вправе утверждать формы документов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора).
17. Документы, направляемые органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальные органы) в электронном виде, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».
II. Осуществление государственного контроля (надзора)
18. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих проверок:
а) документарная проверка;
б) выездная проверка.
19. Проверки проводятся на плановой и внеплановой основе.
20. Плановые проверки в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) проводятся Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальными органами) на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного в соответствии с частью 23 статьи 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 4 статьи 292 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
21. В решении о проведении проверки, указываются:
а) дата, время и место принятия решения;
б) кем принято решение;
в) основание проведения проверки;
д) фамилии, имена, отчества (при наличии), должность инспектора (инспекторов, в том числе руководителя группы инспекторов), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению проверки;
е) объект контроля, в отношении которого проводится проверка;
ж) адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес места нахождения иных объектов контроля, в отношении которых проводится проверка;
з) фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (должностного лица органа местного самоуправления) или наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), адрес органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта контроля, в отношении которого проводится проверка;
к) перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках проверки;
л) предмет проверки;
м) проверочные листы, если их применение является обязательным;
н) дата проведения проверки, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом;
о) перечень документов, предоставление которых должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (должностным лицом органа местного самоуправления), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) необходимо для оценки соблюдения обязательных требований.
22. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 2 года.
23. Основанием проведения внеплановых проверок являются:
а) решение руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора), принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов (органов местного самоуправления) информации о фактах нарушения законодательства Российской Федерации, которые влекут или могут повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан;
б) поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требование Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований.
24. По основаниям, указанным в подпункте «а» пункта 23 настоящего Положения, проверки проводятся по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации.
25. В ходе документарной проверки могут осуществляться следующие действия:
а) истребование документов;
б) получение письменных объяснений.
26. При проведении выездной проверки проводятся следующие действия:
б) получение письменных объяснений;
в) истребование документов.
27. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
28. При истребовании документов эти документы направляются в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальные органы) в форме электронного документа, за исключением случаев, если Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальными органами) установлена необходимость представления документов на бумажном носителе.
Документы на бумажном носителе представляются в оригинале или в виде заверенных копий.
Истребуемые в ходе проверки документы должны быть представлены инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов.
После завершения проверки подлинники документов возвращаются контролируемому лицу.
29. При проведении опроса его результаты фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте проверки в случае, если полученные сведения имеют значение для проверки.
III. Результаты проверки
30. По результатам проверки составляется акт проверки в 2 экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных экспертиз, письменные объяснения, результаты опроса, полученные в рамках выездной проверки, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
31. В случае выявления нарушений должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальных органов) принимаются следующие меры:
а) выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
б) привлечение должностных лиц, допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
32. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований утверждается Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальными органами), оформляется на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписываемого усиленной квалифицированной электронной подписью, и содержит:
а) сведения, касающиеся решения о проведении проверки;
б) сведения о выявленных нарушениях обязательных требований;
в) требование об устранении нарушений обязательных требований;
г) сроки устранения нарушений обязательных требований;
д) сроки информирования Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальных органов) об устранении нарушений обязательных требований.
IV. Обжалование решений и действий (бездействия) Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальных органов)
33. Решения и действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальных органов), осуществляющих проверки, могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
34. Жалоба на решение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальных органов), действия (бездействие) ее должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
35. Жалоба на предписание Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальных органов) может быть подана в течение 10 рабочих дней со дня получения органом государственной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.