ведомственная пожарная охрана что это
Ведомственная пожарная охрана что это
Статья 12. Ведомственная пожарная охрана
Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Виды пожарной охраны
Виды пожарной охраны:
· Государственная противопожарная служба
· муниципальная пожарная охрана
· ведомственная пожарная охрана
· частная пожарная охрана
· добровольная пожарная охрана
В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:
— организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;
— организация и осуществление государственного пожарного надзора;
— тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
— профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.
В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Cегодня на страже безопасности граждан республики находится 114 пожарных частей и 18 отдельных пожарных постов общей численностью 5772 человека.
Ведомственная пожарная охрана
Ведомственная пожарная охрана – вид пожарной охраны, которую могут создавать федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с ГПС. При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей в подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организаций (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и ж.-д. транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений РФ, а также представительств РФ за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций личному составу осуществляется их учредителями за счёт собственных средств.
Литература: Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Ведение гражданской обороны – одна из важнейших функций государства, составная часть обеспечения его безопасности и оборонного строительства в целом. Заключается в практическом осуществлении мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основными из них являются: проведение первоочередных мероприятий гражданской обороны по наращиванию возможностей обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей; приведение в полную готовность и задействование систем и органов управления гражданской обороны, соответствующих пунктов управления и средств связи; реализация мероприятий гражданской обороны в соответствии с мобилизационными планами; приведение в полную готовность и задействование необхо-димых сил гражданской обороны; организация и проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ, а также осуществление иных мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; всестороннее обеспечение действий сил и выполнения мероприятий гражданской обороны. Подготовка государства к В. ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учётом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (см. Подготовка к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий). В. ГО на территории РФ или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом организация и В. ГО. осуществляются с учётом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, сочетания централизации в управлении мероприятиями гражданской обороны с сохранением за нижестоящими уровнями необходимой самостоятельности.
Ведомственная поисково-спасательная служба – функционально-организационная структура федерального органа исполнительной власти РФ или её субъекта, осуществляющая непосредственное руководство, организацию и проведение имеющимися у неё силами и средствами в пределах своей компетенции мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при их возникновении на подведомственных объектах или в зонах ответственности.
Ведомственная пожарная охрана: принцип организации и функции выполняемые службой
Ведомственная пожарная охрана (ВПО) создается федеральными органами власти, собственниками предприятий и организаций.
В ее задачи входит проведение спасательных работ, защита работников и имущества, профилактика пожаров и др.
Деятельность подразделений согласуется с Государственной пожарной службой (ГПС), а также другими федеральными органами, если наблюдение ведется за железнодорожным, водным и воздушным транспортом.
Процесс создания подразделения ведомственной пожарной охраны
Право на организацию ведомственной пожарной охраны появляется с момента получения лицензии на тушение и предупреждение пожаров.
Этот документ выдается территориальным органом МЧС бессрочно. При выявлении нарушений Министерство может отозвать лицензию.
Для получения лицензии необходимо выполнить несколько условий:
Повышение квалификации сотрудников нужно проводить не реже, чем раз в 5 лет. Для получения лицензии потребуются учредительные бумаги юрлица, сертификаты безопасности на приобретенное оборудование, правоустанавливающие документы на территорию предприятия и квитанция за уплату госпошлины.
Создание ведомственной пожарной охраны отмечается в реестре МЧС. В нем хранится вся информация о действующих, истекших, приостановленных и отозванных лицензиях.
Уполномоченные лица
Кто может создавать подразделения ведомственной пожарной охраны:
Полномочия и обязанности сотрудников определяет начальник охраны. Он назначается руководителем предприятия. Создание отдела пожарной безопасности утверждается внутренним приказом.
Для создания охраны организуется специальная комиссия, которая определяет следующие обстоятельства:
Порядок работы отделов регламентируется законодательством РФ, нормативными актами о пожарной безопасности, уставом, инструкциями ГПС, организационными документами предприятия и Положением о ВПО.
Структура ВПО
Структура ВПО включает:
Структура и численность штата зависит от величины предприятия.
Например, ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта состоит из отдела пожарного надзора, отдела пожаротушения и пожарных поездов, отдела филиалов и отрядов ВПО. К подразделениям охраны железнодорожного транспорта РФ относятся пожарные поезда и команды.
Функции и задачи отдела
В задачи ведомственной пожарной охраны входит:
Подразделения могут привлекаться к аварийно-спасательным работам за пределами обслуживаемой территории. Круг обязанностей отдела зависит от внутренних правил организации.
Основными функциями ВПО являются:
В обязанности начальника ведомственной пожарной охраны входит организация работы подразделения, определение полномочий сотрудников, разработка программ по подготовке персонала и профилактике возгораний.
Преимущества и недостатки
Ведомственные охранные подразделения нужно отделять от частных. Частная пожарная охрана обеспечивается сторонней фирмой, для которой тушение пожаров является профильной деятельностью. ВПО же является частью предприятия-заказчика.
Преимуществами ведомственной охраны являются:
К недостаткам ВПО по сравнению с частными организациями можно отнести:
Таким образом, наличие ВПО облегчает контроль за деятельностью охранной структуры, но значительно увеличивает расходы.
Заключение
ВПО позволяет сохранить имущество организации и обеспечить безопасность сотрудников.
Создание такого подразделения требует лицензирования, технического оснащения и квалифицированного штата.
Порядок работы охраны регламентируется государственными, региональными и внутренними нормативными актами.
Видео: Ведомственная пожарная охрана
Пожарная охрана
Пожарная охрана – это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Дата создания
Официальной датой создания пожарной охраной в России считается 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве. Эта же дата отмечается ежегодно как День пожарной охраны России.
История
Пройдите по ссылкам для ознакомления с материалами об истории пожарной охраны:
Кратко
Конный обоз, как история пожарной охраны
В 1472 году Великий князь Иван III, во главе царской дружины участвовавший в тушении пожара в Москве и получивший на нем ожоги, издал указ о мерах пожарной безопасности в городе.
В 1504 году в Москве была создана первая пожарно-сторожевая охрана.
В 1549 году царь Иван Грозный издал специальный указ о мерах противопожарной защиты в городах.
В 1624 году в России организована первая специализированная пожарная команда.
30 апреля 1649 года царь Алексей Михаилович издал «Наказ о градском благочинии», содержащий основные положения, присущие пожарной охране: определены её штатный состав, техническое обеспечение, источники финансирования, установлено постоянное дежурство, предусмотрено наказание жителей за нарушения правил обращения с огнем. Эти положения распространились на все города России.
В Российской империи успешно функционировало «Императорское российское пожарное общество», под патронажем которого было создано общество «Голубой Крест», которое оказывало всевозможную поддержку пожарным пострадавшим при выполнении должностных обязанностей; если пожарный погибал, то помощь оказывалась членам его семьи.
В 1892 году было 590 постоянных пожарных команд, добровольных (вольных): городских — 250, сельских — 2026, заводских — 127, военных — 13, частных — 12, железнодорожных — 2.
17 апреля 1918 года был издан Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». До 1999 года, считался официальным праздником пожарных в СССР и России – Днем пожарного, а затем, Днем пожарной охраны.
В 1934 году в составе НКВД СССР организовано Главное управление пожарной охраны. Для охраны пожароопасных и особо важных промышленных объектов и крупных административных центров создана военизированная Пожарная охрана НКВД.
В 1936 году утверждено Положение о Государственном пожарном надзоре.
В годы Великой Отечественной Войны пожарная охрана стала своеобразным щитом, обороняющим от огня военные объекты, критически важные объекты, населенные пункты. В первые месяцы войны основную тяжесть борьбы с пожарами, возникавшими при налетах вражеской авиации, пришлось выдерживать городским профессиональным пожарным командам. Многие огнеборцы сражались с врагом в партизанских отрядах.
В 1957 году открылся факультет инженеров противопожарной техники и безопасности при Высшей школе МВД СССР. В крупных городах были образованы пожарно-испытательные станции.
В 1958 году пожарную охрану СССР приняли в Технический комитет по предотвращению и тушению пожаров.
С 1966 года руководство пожарной охраной осуществляло МВД СССР, в состав которого входили Государственный пожарный надзор, осуществлявший работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной пожарной охраны и профессиональной пожарной охраны, которые тушили пожары в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства. Некоторые министерства и ведомства (например, Министерство путей сообщения, Министерство лесного хозяйства, Главнефтеснаб) имели собственную ведомственную пожарную охрану.
Военизированная пожарная охрана организовывалась в городах, являющихся важнейшими административными центрами СССР, а также на промышленных и других объектах, имеющих особо важное значение или повышенную пожаро- и взрывоопасность. Профессиональная пожарная охрана создавалась в городах, поселках городского типа, районных центрах, а также на объектах народного хозяйства.
С 1965 года части и подразделения военизированной пожарной охраны Москвы стали комплектоваться из лиц, призванных на действительную военную службу.
МВД РСФСР в 1991 году образовало аварийно-спасательные структуры в составе подразделений военизированной пожарной охраны, обеспечив создание единой противопожарной и аварийно-спасательной службы.
В 1993 году Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел.
21 декабря 1994 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О пожарной безопасности», согласно которому, проблема пожарной безопасности вновь стала государственной. Пожарные получили право издавать Нормы пожарной безопасности, дублирующие требования государственных стандартов и требовать сертификации любой продукции (такой как холодильники и бытовая электроника).
30 апреля 1999 года Указом Президента РФ установлен профессиональный праздник — «День пожарной охраны России».
Согласно Указу Президента России от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба была передана из МВД России в состав МЧС России.
В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную. В составе федеральной осталось более 80 тысяч человек, в ведение региональных властей перешли 137 тысяч, и около 70 тысяч пожарных содержались за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе.
Задачи
Основными задачами пожарной охраны являются:
К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Виды пожарной охраны
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
Федеральная противопожарная служба
Федеральная противопожарная служба включает в себя:
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Противопожарная служба субъектов
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Муниципальная
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Ведомственная
Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны (ВПО).
Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Частная
Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности.
Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
Добровольная
Добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон РФ № 100-ФЗ от 06.05.2011 «О добровольной пожарной охране»).
Дополнительный материал: