ведьмин студень что это
«Ведьмин студень». Старые страхи на технологический лад
Настоящая, проверенная временем классика тем и замечательна, что ставит вечные вопросы и подбрасывает темы, которые каждое поколение видит и переосмысляет по-своему. Страдания юного Вертера, Раскольникова или Треплева, как это ни странно, актуальны до сих пор. Но есть и другие метафоры, переходящие из поколения в поколение и тоже становящиеся нарицательными — их поставляли и поставляют мифы, сказки и фантастика.
Они поражают воображение и оказываются настолько удачными, что воспринимаются как нечто реальное, как будто их не продиктовала фантазия, а продемонстрировала авторам некая «параллельная» или будущая реальность, а, может быть, ноосфера или даже сверхразум. И каждое новое поколение пытается разгадать образный ряд другой эпохи, и проследить за этим иногда очень увлекательно.
Начиная с Махабхараты и Откровения Иоанна Богослова, такие ряды переосмысления тянутся через века и получают новые интерпретации, особенно ярко отличающиеся друг от друга при смене научных парадигм. Так, индийские «слоны, объятые пламенем», «кипящие воды» и прочие несчастья к концу XX века осмыслялись уже как последствия ядерного взрыва, а апокалиптическое откровение «и третья часть вод сделалась полынью» однозначно связывалось с последствиями радиационного заражения.
XXI век трактует древние и не очень образы в полном соответствии с современными технологическими страхами. К тому же в его распоряжении теперь находится огромный набор прекрасных метафор, сформированный более или менее научной фантастикой предыдущего века. И логика здесь проста: если сбылись смелые предсказания, то почему бы не сбыться и предупреждениям? Если работают спутники Артура Кларка и умные дома Рэя Брэдбери, то почему бы не воплотиться и глобальным системам наблюдения Джорджа Оруэлла и «ведьминому студню» Стругацких?
Это тем более вероятно, что теперь мы можем не только представить себе эти явления как гипотетическую возможность, но и осмыслить их с чисто практической точки зрения. С системами тотального контроля все стало ясно еще лет пятнадцать назад, когда сбор и передача информации стали в буквальном смысле слова делом техники, теперь дошло дело и до «ведьминого студня» из «Пикника на обочине»:
«…Дома в Чумном квартале облупленные, мертвые, однако стекла в окнах почти везде целы, грязные только и потому как бы слепые. А вот ночью, когда проползаешь мимо, очень хорошо видно, как внутри там светится, словно спирт горит, язычками такими голубоватыми. Это «ведьмин студень» из подвалов дышит…»
Это вполне готичное описание от имени простого сталкера в дальнейшем поясняется его более образованным коллегой из их НИИ: это вроде как «коллоидный газ», что само по себе ничего не объясняет, потому что газы, вообще говоря, не образуют коллоидных систем, они полностью смешиваются и образуют истинные растворы. А в коллоидной системе наноразмерные дискретные частицы, капли или пузырьки распределены в среде, находящейся в другой фазе, то есть газ должен был бы быть распределен в жидкости или жидкость в газе, или авторы имели в виду нечто более технологичное?
«Коллоидный газ» — это нечто сродни гиперболоиду инженера Гарина, который на самом деле параболоид, или дедуктивному методу Шерлока Холмса, который на самом деле не дедуктивный, а индуктивный или даже абдуктивный. Но в отличие от нематематика и нефизика Толстого, о котором мы знаем, что ему показалось, будто «гиперболоид» звучит страшнее, или Конан Дойля, который, скорее всего, просто перепутал термины, заподозрить Стругацких в незнании или неаккуратности было бы неверно. Они всегда щепетильно относились к научным терминам и вполне сознательно описали то, что мы теперь называем «серой слизью», и выбрали название, намекающее на его наносвойства.
В 1959 году Ричард Фейнман публично высказал предположение, что перемещение одиночных атомов манипуляторами соответствующих размеров не противоречит известным законам физики. Он описал гипотетический метод создания таких манипуляторов, то есть, по сути, нанороботов. Дальнейшие теоретизирования на эту тему привели к идее саморазмножающихся нанороботов, а она, в свою очередь, трансформировалась в один из наиболее популярных до сих пор сценариев конца света, где, подчиняясь своей программе саморазмножения, нанороботы поглощают всю биомассу Земли, а, если повезет, то и все вещество во Вселенной. В полном соответствии со Стругацкими: «Ведьмина студня» вон полные подвалы, бери ведро да зачерпывай. Похороны за свой счёт».
Почему нанороботы могут выйти из-под контроля, ведь невозможно представить себе, чтобы люди намеренно запрограммировали их на бесконечную саморепликацию и уничтожение человечества? Возможно, из-за случайной «мутации», по приказу захватившего управление злодея или искусственного интеллекта, преследующего собственные цели. А самое вероятное — из-за недооценки опасности, как это, собственно, и произошло в «Пикнике»:
«…Эти идиоты поместили фарфоровый контейнер со студнем в специальную камеру, предельно изолированную… То есть это они думали, что камера предельно изолирована… А когда они открыли контейнер манипуляторами, студень прошёл через металл и пластик, как вода через промокашку, вырвался наружу, и всё, с чем он соприкасался, превращалось опять же в студень. Погибло тридцать пять человек, больше ста изувечено, а всё здание лаборатории приведено в полную негодность…»
Технология создания деструктивных нанороботов, очевидно, значительно проще, чем технология эффективной защиты, и поэтому почти наверняка окажется некоторый опасный период, в который технологии не должны выйти из-под контроля или попасть в «плохие руки», и тем более стать предметом гонки вооружений. В этот период любая ошибка, любой кризис способны спровоцировать экофагию — разрушение окружающей среды — и всеобщее окончательное уничтожение.
Эта угроза сегодня является в большей степени теоретической, но вопрос, насколько реально сохранить нанотехнологии строго контролируемыми, так чтобы никто, обладающий деструктивными намерениями, не мог до них добраться или разработать их самостоятельно, этот вопрос своевременно обсуждать именно сейчас, «на заре» этой новой технологической эры. Ведь ставки высоки как никогда — на кону выживание человечества, и, совершив ошибку сегодня, возможно, мы никогда уже ее не исправим.
Это не личные риски и даже не всемирные опасности, относящиеся к разряду «переносимых», то есть тех, которые человечество сможет пережить без последствий для цивилизации. Это так называемые «риски существованию», которые могут привести к вымиранию человеческой расы или необратимо повредить разумной жизни на Земле. В этом смысле под угрозой находится все человечество в целом.
Самое сложное и в то же время замечательное в этой проблеме то, что мы не можем просто отказаться от технологий. Уже отчетливо сформулированы другие риски, с которыми без технологий люди просто не справятся — это и болезни, и угрозы голода и нехватки энергии, и столкновение с астероидами и кометами, и даже гипотетический контакт с внеземным разумом, к которому тоже хочется быть по возможности готовыми.
Вряд ли в такой сфере как нанотехнологии можно достигнуть идеального уровня безопасности на практике, но стремление к снижению «рисков существованию» должно быть доминирующим среди забот человечества о своем будущем. Сейчас нанотехнологические риски не причиняют никому вред или страдания, но самое время сформировать общественное мнение таким образом, чтобы по меткому выражению шведского футуролога Ника Бострома «дать больше уважения и социального одобрения тем, кто тратит свое время и ресурсы на то, чтобы облагодетельствовать человечество посредством глобальной безопасности, в сравнении с другими видами филантропии».
Но даже если общество практически не в состоянии разобраться в вопросе собственной глобальной безопасности, это не отменяет надежды на простой здравый смысл и интуитивную порядочность каждого отдельного человека:
«…Сам знаешь, сталкеры — люди грубые, им только капусту подавай, да побольше, но на такое даже покойный Слизняк не пошёл бы. Стервятник Барбридж на такое не пойдёт… Я даже представить себе боюсь, кому и для чего «ведьмин студень» может понадобиться…»
Ведьмин студень
Аномалия «Ведьмин студень» | |||
[[Файл:<<<Изображение>>>|290px|]] | |||
Тип | 1 | ||
Порождаемые артефакты: | |||
«Тень Чернобыля» | Неизвестно |
Содержание
Ведьмин студень
«Ведьмин студень» — органическая аномалия, до недавнего времени считавшаяся вырезанной. Представляет из себя застывшую прозрачную субстанцию, возможно, твёрдую.
Данные
История создания
А вот ночью, когда проползаешь мимо, очень хорошо видно, как внутри светится, словно спирт горит, язычками такими голубоватыми. Это «ведьмин студень» из подвалов дышит.
Тот самосвал как стоял на яме, так и стоит, целёхонький стоит, без дыр, без пятен, и на цементном полу вокруг всё как прежде потому, наверное, что «ведьмина студня» в яме мало скопилось, не выплёскивался он с тех пор ни разу.
Темно, как у негра в ухе, из ямы «ведьмин студень» языки высовывает, голубые, как спиртовое пламя, и ведь что обидно — ничего, сволочь, не освещает, даже темнее из-за этих языков кажется.
А «ведьмин студень» — это, вероятно, коллоидный газ?
Во общем, даже теоретически существование синкариона такого размера невозможно.
Описание из диздоков
Интересный факт
— «Ведьмин студень», как я понял,
Ну так пусть сам и добывает всё это. Это же раз плюнуть! «Ведьмина студня» вон полные подвалы, бери ведро да зачерпывай. Похороны за свой счёт.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ «ВЕДЬМИНОГО СТУДНЯ». НАБЛЮДЕНИЕ ВЕЛОСЬ С ДИСТАНЦИИ 30 МЕТРОВ
Красивая штука – фумарола с «Ведьминым студнем». словно кто-то сготовил целое ведро холодца, а то и пять ведер – это на какую фумаролу нарвешься – но холодец вышел странный. Во-первых, ярко-голубой, во-вторых, светящийся, в-третьих, там, где находится самый центр фумаролы, неведомая сила подбрасывает в воздух большие сгустки необычного вещества. Размером они бывают от дождевой капли до детского кулачка. Взлетают на метр-полтора над общим уровнем «холодца», а потом шлепаются назад, вызывая всеобщее колыхание.
Но это – видимая часть. А невидимая растеклась вокруг фумаролы огромными, двух-трехлитровыми прозрачными каплями. Они не святятся. Они похожи на ртуть и еще напоминают воду, оказавшуюся на навощенной поверхности. Ближе к фумароле они сливаются воедино. Всё, что касается этих капель и, тем более, голубоватого «холодца» в сердцевине аномалии, постепенно теряет внутреннюю структуру. Было человеком – стало резиной. Было резиной – стало желе. Было желе – стало кашей.
Ч тобы остановить «Ведьмин студень», нужна умопомрачительно дорогая техника. Никакой материал не способен удержать его слишком долго. Притом «студенёк» живет циклами – то активизируется, то «спит». В активной фазе – а у него сейчас активная – он может протечь любой небоскреб насквозь, от крыши до подвалов. Здесь, под метротоннелем, он уже слопал, наверное, фундамент и почву метров на сто в глубину. Мы до сих пор не знаем, по какой причине возникают фумаролы «студня». И нам бесконечно повезло, что они, во-первых, появляются только в Зоне – за пределами Зоны «Ведьмин студень» живет не более трех суток, и, во-вторых, что «Ведьмин студень» по столь же непонятным науке причинам никогда не распространяется бесконечно. Нарыв его растет, растет, то активизируясь, то засыпая, а потом каменеет. И всё. Больше – никакой активности и никакой угрозы.
В Великобритании обнаружили загадочную слизь на траве
Загадочная желеобразная субстанция была обнаружена в заповеднике Ham Wall английского графства Сомерсет. Местные жители утверждают, что она прибыла из космоса.
Согласно народному фольклору, похожая слизь, называемая «звёздный студень» уже не раз появлялась после метеоритных дождей.
В этот раз посетители заповедника наткнулись на «студень» через три дня после падения челябинского метеорита.
Представитель Королевского общества защиты птиц Тони Вайтхед прокомментировал находку так: «Хотя мы не знаем, что это такое, однако описания подобных явлений встречались и раньше.
В 14 веке их называли «звёздным студнем». В фольклоре упоминается, что «студни» всегда появлялись после «звёздных дождей».
Посетителей заповедника предупреждают, чтобы они не дотрагивались до желеобразной субстанции – последние пару дней люди продолжают находить «звёздные студни» в разных местах заповедника, всегда на траве и довольно далеко от воды. Диаметр каждого «студня» – примерно 10 см.
Мнения учёных разделились: одни говорят, что это, скорее всего, один из видов сине-зелёных водорослей, другие считают что субстанция – результат срыгивания кого-то из земноводных, третьи – что она имеет отношение к грибку с интригующим названием «дрожалка жемчужная».
Возможно также, что британцы столкнулись с явлением под названием «волосы ангела». Во всяком случае признаки похожие.