ведическая литература это что такое
Ведическая литература это что такое
«Шри Чайтанья-чаритамрита» (Мадхйа 20.122):
«Душа, очараованная материальной энергией, не может в себе возродить знание о Кришне своими силами.
Поэтому Кришна по Своей беспричинной милости дал людям Веды и дополняющие их Пураны»
Веды – это древнейшие священные писания, изложенные на языке санскрит. Веды содержат знания, описывающие материальную и духовную реальность, положение Бога и индивидуального живого существа, действие сил Бога, Его вечную обитель, Его деяния, Его спутников, Его качества и имена.
Все тексты Вед являются дыханием Нараяны, т.е дыханием Господа, что значит, что все они богооткровенны, все они изошли из уст Господа Бога. Некоторые тексты ведической литературы были произнесены непосредственно Богом, а некоторые Он явил через посредство великих мудрецов, поведав им знание и заповедовав его представить человеческому обществу.
Веды испокон веков передавались изустно, а 5000 лет назад были записаны Шри Двайпайана Ведавьясой, Шрилой Вьясодевой.
Классификация и сущность текстов
Ведические тексты подразделяются на две категории именуемые шрути ( санскр. – услышанное) и смрити (санскр. – запомненное). То, что запомнено, должно быть услышано, а услышанное, в свою очередь, должно быть запомнено. Т.е. не существует большой разницы между услышанным и запомненным, между шрути и смрити. Этот подход к названию в классификации ведической литературы существует, чтобы утвердить, что и шрути и смрити – это, по сути, единая категория писаний, где все произведения достойны почитания.
Шрути, в основном, описывают пути религии, приводящие к материальному процветанию, к возможности наслаждения и к освобождению от плена материи, т.е. дарму, артху, каму и мокшу.
Дарма, артха, кама и мокша – являются четырьмя целями человеческой жизни.
«Веданта» подытоживает все ведические тексты категории шрути, но сама составлена так, что не доступна для понимания без комментариев. Естественным, т.е. составленным самим автором «Веданты», комментарием является «Бхагавата Пурана», или «Шримад Бхагаватам».
Четыре Веды – Риг, Сама, Яджур и Атхарва – состоят из сборников мантр, самхит, которые предназначены для совершения религиозных ритуалов из раздела карма-канды, пути благочестивой деятельности, ведущей в рай. Этот раздел знания описывает, как заработав достаточное количество благочестия, которое накапливается как результат праведных поступков и поклонения деватам, полубогам, правителям материальной вселенной, человек может попасть в рай. В раю можно существовать так долго, как это позволит запас благочестия, а когда этот запас будет израсходован, человек снова вернется на землю, зарабатывать новую благочестивую карму. Если человек зарабатывает не благочестивую, а греховную карму, он попадет в ад, где должен будет изжить последствия своих неблагочестивых поступков, после чего снова вернуться на землю. Земля является местом, где зарабатывается карма, а расходуется она, как на самой земле, так и в раю или в аду. Эти бесконечные рождения в разных условиях, дающие разные возможности для попыток обрести счастье именуются самсарой, кругом рождений и смертей. Карма, или карма-канда, путь корыстной деятельности с желанием обрести мирское счастье, этот путь описан в четырех Ведах.
Четыре Веды призваны зародить начальную веру у людей, чье понимание религии не может подняться выше представлений о своей собственной выгоде. Вместе с тем, они не лишают человека высшего знания и поэтому ясно показывают и высший путь – путь поклонения Всевышнему, т.е. Вишну или Кришне.
Из каких произведений состоят Веды?
Валентин Даценко
Из каких произведений состоят Веды? Около 5000 лет назад мудрец Вьяса (Вьясадева) получил океан ведического знания от своего учителя, Нарады Муни. Перед мудрецом стояла задача: изложить все Веды в письменном виде.
Войдя в глубокую медитацию, погрузившись в транс, великий мудрец надиктовывал знание своему помощнику, который все записал.
Единое знание стало дробиться на разные произведения. Поэтому мудреца называют Вьяса, что буквально переводится как «разделяющий». Он для удобства понимания разделил одно знание на разные разделы. Так проявилось множество произведений в письменном виде, которые составляют ведическую литературу. Мудрец Вьяса является составителем этих писаний.
» alt=»»>
Что это за писания?
Дальнейшее изложение позволит хотя бы немного понять, до какой степени обширной и серьезной является ведическая литература, и из каких произведений состоят Веды. Нужно подчеркнуть, что приведенный ниже список не является полным. Это только самые основные разделы литературы, которую мудрецы относят к категории ведической.
Четыре Веды – результат разделения единой Веды
Итак, сначала мудрец Вьяса разделил единую Веду на четыре:
Разделы каждой из четырех Вед
Каждая их этих четырех Вед подразделяется на четыре подкатегории:
» alt=»»>
Разделы Вед под названием Самхиты и Брахманы в основном описывают различные обряды для достижения тех или иных материальных целей.
Разделы Вед под названием Араньяки и Упанишады описывают то, что находится за пределами человеческой сенсорики: вечность, бесконечность, время, душа, Бог. Араньяки детально описывают различные медитативные и йогические практики. А главной мыслью Упанишад является познание человеком самого себя, окружающего мира и Бога.
Упанишады – вершина знания всех Вед
Ниже приведен список 11 главных Упанишад:
Эти 11 произведений являются основными Упанишадами. В более расширенный список, кроме этих одиннадцати, входит еще 97 Упанишад. Таким образом, по некоторым данным, их насчитывается 108.
Каждая Упанишада – это отдельное произведение. Как правило, на эти произведения имеются комментарии мудрецов. Поэтому только Упанишады – это уже огромный пласт мудрости, который является сокровищем для всего человечества. Но этот океан знания невозможно постичь, даже выучив санскрит и потратив десятилетия на изучение самих текстов. Как говорится в Упанишадах (Мундака Упанишад 3.2.3 и Катха Упанишад 1.2.23):
найам атма правачанена лабхйо на медхаса на бахуна шрутена Недостаточно сильного разума, обильного слушания или способностей говорить изысканные речи, чтобы постичь суть всех Упанишад, для этого нужно получить эту способность свыше: йам эваиша вринуте тена лабхйас тасйаиша атма вивринуте танум свам Таков процесс познания ведической мудрости, таков процесс познания Упанишад. Попытки обычных ученых разобраться в этой философии, когда они не совмещены с практикой, которая изложена на страницах Упанишад, обречены на провал. Со стороны искреннего последователя Вед деятельность этих ученых выглядит как детская забава.
Веданта Сутра – суть всех Упанишад
Далее мудрец Вьяса составил произведение, где в очень кратком виде содержится эссенция четырех Вед. Это произведение называется «Веданта Сутра». Слово анта переводится как «эссенция, суть», а сутра – «очень краткое изложение». То есть, очень краткое изложение всех Вед находит себя в этом произведении – Веданта Сутра.
Три самых главных раздела Вед
11 главных Упанишад, Веданта Сутра и Бхагавад-гита (о которой будет сказано ниже, которую также причисляют к Упанишадам, называя Гита Упанишад) занимают особое место среди всех ведических произведений. Эти тексты называют прастхана-трайи. Три главнейших раздела Вед (трайи), которые указывают путь к совершенству за рамками рождения и смерти (прастхана). Если Вы спросите, из каких произведений состоят Веды, мы ответим – в первую очередь из прастхана-трайи.
Нет никаких сомнений в том, что прастхана-трайи составляет верх философской мысли и метафизики Вед. Эта литература не рассчитана на обычных людей. Тайный смысл прастхана-трайи доступен только для очень возвышенных и чистых душ. Сложность постижения прастхана-трайи заключается в том, что эти писания могут понимать только те люди, чьи сердца чисты от зависти и прочих пороков этого мира. Об этом сказано в Бхагавад-гите (9.1):
идам ту те гухйатамам правакшйамй анасуйаве Это сокровище знания ты узнаешь благодаря тому, что ты не завидуешь.
Пураны и Итихасы – пятая Веда
Кроме этого, Вьяса составил Пураны. В Сама Веде, а именно, в Чхандогья Упанишад 7.1.4 сказано, что Итихасы и Пураны имеют статус пятой Веды:
итихасапуранам панчамам веданам
Такая концепция также подтверждается в Махабхарате, Бхагавата Пуране, Сканда Пуране и прочих произведениях.
В некоторых других ведических текстах, которые не относятся к кактегрии Пуран и Итихас, также указывается их статус как пятой Веды. Однако детальное рассмотрение этого вопроса может занять не один том статей.
Некоторые ученые пытаются ввести в заблуждение общество, придумывая гипотезу, что Пураны не относятся к Ведам. Но мы подчеркиваем: Пураны имеют статус Вед и ничем от них не отличаются. Об этом говорят сами Веды и настоящие ученые – мудрецы, постигшие сокровенный смысл Вед. Отличие только в том, что для обычного человека изучение Пуран является куда более простой задачей, чем изучение четырех Вед. Тем более, если говорить о западных людях современности.
Ниже перечисляются восемнадцать основных Пуран. Это не все Пураны, а только основные. Список начинается с Бхагават Пураны. Это главная Пурана, которая является комментарием Вьясы на составленную им Веданта Сутру.
Следующий раздел писаний называется Итихасы. Итихасы также имеют статус пятой Веды (об этом также сказано в Чхандогья Упанишад 7.1.4 и Бхагавата Пуране 3.12.39). Наиболее подходящий перевод санскритского слова итихаса – это “эпос”. Буквально фраза ити-ха-аса означает “было именно так”.
Два основных ведических эпоса – это:
Панчаратры и Веданги – писания, дополняющие Веды
Далее в списке разделов ведической литературы идут Панчаратры и Веданги. Эти писания составлены на основе Вед, Пуран и Итихас. В каком-то смысле – это комментарии к Ведам, или писания, которые более широко раскрывают смысл всей ведической литературы и дают практическое руководство: как жить по Ведам.
Эти писания составлялись в разные времена. В определении их возраста наука, как правило, оперирует таким фразами: “предположительно, возможно, точный возраст установить не представляется возможным”. Авторами Панчаратр и Веданг являются различные мудрецы древности.
Шесть Веданг
Существует шесть Веданг. В Ведах (Мундака Упанишад) говорится, что с ними должны ознакомиться все, кто изучает Веды. Если человек не понял смысл Веданг, он не может понять и Веды.
Итак, Веданги разделяются на такие части:
Дхарма-шастры
Из шести Веданг особого внимания заслуживают Дхарма-шастры – писания о законах нравственного поведения в человеческом обществе. В них раскрываются разные сферы социальной жизни человеческого общества, как например:
Список основных Дхарма-шастр
Здесь будут приведены только некоторые из писаний о законах нравственного поведения:
Перевод на русский язык “Ману-смрити” (Ману-самхиты), доступный на данный момент, содержит достаточно много изъянов, текст представлен без комментариев. Это означает, что понять то, что написано в этом своде законов, неподготовленному человеку будет невозможно. Не тяжело, а невозможно. Но для особо любознательных выкладываем его также.
Так из каких произведений все же состоят Веды?
Мы перечислили только самые основные разделы ведической литературы, которые доступны для понимания человеку.
Поэтому, когда нам пишут письма с вопросами: “Где можно прочесть непосредственно Веды?”, мы отвечаем письмом, содержащим вопрос: “Какие именно разделы из Вед Вас интересуют?”, с приложением вышеуказанной статьи. Так как люди почему-то думают, что Веды – это небольшая (или большая) книга, максимум в нескольких томах. Это не так. Если напечатать и собрать все Веды даже без комментариев, понадобится несколько огромных железнодорожных грузовых вагонов. К тому же, без личного общения со знатоками Вед изучить эти писания невозможно.
Статья “Веды и история мира”.
Ведийская литература
Айтарея · Брихад-араньяка · Иша · Тайттирия · Чхандогья · Кена · Мундака · Мандукья · Катха · Прашна · Шветашватара
Шикша · Чандас · Вьякарана · Нирукта · Джьотиша · Калпа
Смрити · Шрути · Бхагавад-гита · Агамы · Даршаны · Панчаратра · Тантры · Сутры · Стотры · Дхарма-шастры · Дивья-прабандха · Теварам · Чайтанья-чаритамрита · Рамачаритаманаса · Шикша-патри · Вачанамрут · Ананда-сутрам
На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме [3] и только гораздо позднее были записаны. [4] [5] Индуистская традиция считает Веды апаурушея — несотворёнными человеком вечными богооткровенными писаниями, [6] [7] которые были даны человечеству через посредство святых мудрецов. [8] [9] Существует четыре Веды:
Веды относятся к категории шрути («услышанное») [10] [11] и мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах. Основной частью Вед являются Самхиты — сборники мантр, к которым примыкают Брахманы, Араньяки и Упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведическим Самхитам.
В Ведах утверждается, что ведическое знание безгранично и всё человеческое знание по сравнению с ним — простая пригоршня грязи. [12] Традиционно в индуизме принято считать, что в «Бхагавад-гите», которая является отрывком из эпоса «Махабхарата», изложена основная суть ведического знания. [13]
Философские системы и религиозные традиции, развивавшиеся на индийском субконтиненте, занимали разные позиции по отношению к Ведам. Философские школы, принимающие авторитет и богооткровенность Вед, называют астика. Другие традиции, такие как буддизм и джайнизм, — отвергают Веды и поэтому относятся к категории настика. [14] Помимо буддизма и джайнизма, сикхизм также не принимает авторитет Вед. [15] [16]
Содержание
«Веды» и «ведические писания»
Понятие «ведические писания» используется в индуизме не только по отношению к Ведам и примыкающим к ним текстам, составленным на ведическом санскрите в ведический период (шрути), но и к другим писаниям, связанным с Ведами или дополняющим их (смрити). [17] Применение термина «ведический» сильно обусловлено тем, является ли контекст индологическим, филологическим или религиозным. Например, сами индуисты часто называют свою религию «ведической традицией».
«Ведическими писаниями» или «ведической литературой», в контексте религиозной традиции индуизма, называют широкий спектр древнеиндийских текстов как на ведическом, так и на классическом санскрите. Например, в индуизме «Бхагавад-гиту» приравнивают по значению к ведическим текстам категории шрути, и большинство индуистов относят к ведическим писаниям основные канонические Пураны, классические древнеиндийские эпосы «Махабхарату» и «Рамаяну», а также такой вайшнавский текст как «Панчаратра». [18]
Этимология
Датировка и история написания Вед
Веды считаются одним из самых древних священных писаний в мире. Согласно современной индологической науке, Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. [23] Он начался с составления «Риг-веды» около XVI века до н. э., [23] достиг своего апогея с созданием различных шакх в Северной Индии и завершился во времена Будды и Панини в V веке до н. э. [24] Большинство индологов сходятся на том, что до того, как Веды были записаны, в течение многих веков существовала устная традиция их передачи. [25]
Из-за недолговечности материала, на котором записывались Веды (для этого использовалась древесная кора или пальмовые листы), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет. Древнейшие манускрипты «Риг-веды» датируются XI веком. В Бенаресском санскритском университете хранится манускрипт, датируемый XIV веком.
Индийский брахман и европейски-образованный историк Бал Гангадхар Тилак (1856—1920) обосновал концепцию, что Веды были созданы примерно за 4500 лет до н. э. Аргументы Б. Г. Тилака основаны на филолого-астрономическом анализе текста Вед и комментариев к ним. Выводы автора таковы: та картина неба, которую воспроизводят Веды, могла возникнуть лишь у людей, обитавших в приполярной области земного шара. [26] Однако, Арктическая гипотеза, выдвинутая Тилаком, не нашла поддержки.
Основа индуизма — отношение к Ведам как к санатан — вечным — и апаурушея — не сотворённым человеком. В начале каждого космического цикла, сразу после сотворения Вселенной, Брахма получает ведическое знание. В конце космического цикла ведическое знание уходит в непроявленное состояние, а затем появляется вновь в следующем цикле творения. Великие риши получают это знание и передают его в устной форме на протяжении миллионов лет. Более 5000 лет назад, в конце Двапара-юги, часть ведического знания была записана и разделена на четыре Веды великим риши Вьясой, [27] который также изложил основную его суть в форме афоризмов «Веданта-сутры». [28]
Каждую Веду Вьяса передал для упорядочения одному из своих учеников. Пайла упорядочил гимны «Риг-веды». Мантры, которые использовались в религиозных и общественных церемониях, были собраны Вайшампаяной в «Яджур-веде». Про Джаймини известно, что он собрал гимны, положенные на музыку и имевшие мелодию в «Сама-веде». «Атхарва-веда», представляющая собой собрание гимнов и чар, была упорядочена Сумантой.
Ведические школы и различные редакции Вед
Различные ведические школы создали свои комментарии к Ведам, из которых только некоторые, преимущественно относящиеся к средним векам, дошли до наших дней. Одним из самых известных средневековых комментаторов принято считать Саяну. Ведические школы также произвели каталогизацию Вед, составив для каждой из них индекс анукрамани. Общий индекс всех Вед называется сарванукрамани.
В ведическом обществе, все варны имели право изучать Веды, однако позднее был установлен запрет на изучение Вед для женщин и шудр, который нашёл своё отражение в Дхарма-шастрах, провозгласивших изучение Вед религиозной обязанностью исключительно трёх высших варн — брахманов, кшатриев и вайшьев.
Деление
Мантры в Самхитах представлены в виде гимнов, молитв, заклинаний, ритуальных формул, чар и т. д. и обращены к пантеону богов и богинь, которые обозначаются санскритским термином «девы», что в буквальном переводе означает «светящиеся», «сияющие» и часто переводится как «небесные существа», «полубоги» или «ангелы». [31] Основными девами ведического пантеона, которым посвящено больше всего гимнов и молитв, являются Рудра, Индра, Агни и Варуна. К каждой Самхите примыкают три сборника комментариев: Брахманы, Араньяки и Упанишады. Они раскрывают философские аспекты ритуальной традиции и вместе с мантрами Самхиты используются в священных ритуалах. В отличие от основной Самхиты эта часть Вед, как правило, изложена в прозе. Каждая Самхита сохранилась в нескольких версиях, или редакциях («шакхах»), различия между которыми незначительны.
Самхиты и Брахманы относят к категории карма-канды (обрядового раздела), тогда как Араньяки и Упанишады принадлежат к категории гьяна-канды (раздела о знании). [32] [33] [34] В то время как Самхиты и Брахманы сосредоточены на ритуальных практиках, основной темой Араньяк и Упанишад является духовное самоосознание и философия. В них, в частности, обсуждается природа Брахмана, атман и реинкарнация. [35] [36] Араньяки и Упанишады являются основой веданты — одной из шести теистических школ индуистской философии. Другая категория ведических писаний, Брахманы, представляют собой ритуальные тексты, описывающие детали жертвоприношений и комментирующие смысл жертвенного ритуала. Брахманы связаны с Самхитой одной из Вед и являются отдельными текстами, за исключением Шукла Яджур-веды, где они частично интегрированы в Самхиту. Важнейшая из Брахман — «Шатапатха-брахмана», которая относится к «Шукла Яджур-веде». Брахманы также могут включать в свой состав Араньяки и Упанишады. [37] [38]
По мнению учёных, составление Брахман, Араньяк и основных Упанишад канона «мукхья» завершилось в конце ведического периода. Остальные Упанишады, принадлежащие к канону «муктика», были составлены уже в после-ведический период.
К писаниям на ведическом санскрите также принадлежат некоторые сутры, такие как «Веданта-сутры», «Шраута-сутры» и «Грихья-сутры». [39] [40] Учёные считают, что их составление (около VI века до н. э.), вместе с появлением Веданг, ознаменовало конец ведического периода, после которого начали появлятся первые тексты на классическом санскрите в период Маурьев.
Четыре Веды
Согласно каноническому делению, Веды разделены на четыре части (турия), это: [41] «Риг-веда», «Яджур-веда», «Сама-веда» и «Атхарва-веда». Принято считать, что из этих четырёх Вед, первые три составляли изначальный ведический канон, называемый трайи — «тройственная видья», что можно перевести как «тройственная священная наука», которая состояла из:
Подобное тройственное деление присутствует в Брахманах, в частности в «Шатапатха-брахмане», «Айтарея-брахмане» и других. «Ману-смрити» также часто упоминает три Веды, называя их траям-брахма-санатанам — «тройная вечная Веда». Однако, «Риг-веда» рассматривается как древнейший из текстов из которого остальные три Веды заимствовали часть материала. Таким образом, существует три основных вида ведических мантр:
«Яджур-веда», «Сама-веда» и «Атхарва-веда» представляют собой отдельные сборники мантр и гимнов, которые соостветственно служили руководством для ведических священников адхварью, удгатри и брахманов. «Атхарва-веда» — это четвёртая Веда. Она представляет собой сборник мантр и заклинаний, которые использовались в волшебстве и исцелении.
Риг-веда
Самхиту «Риг-веды» принято считать древнейшим сохранившимся индийским текстом. [44] «Риг-веда» состоит из 1,028 гимнов на ведическом санскрите и 10,600 текстов, которые разделены на десять книг, называемых на санскрите мандалы. [45] Гимны посвящены ригведическим богам. [46]
Учёные считают, что книги «Риг-веды» составлялись поэтами из различных групп священников в течение пятисотлетнего периода. По мнению Макса Мюллера, основанному на филологических и лингвистических особенностях, «Риг-веда» была составлена в период с XVIII по XII век до н. э. в районе Пенджаба. [47] Другие исследователи дают несколько более поздние или более ранние даты, [48] а некоторые полагают, что период составления «Риг-веды» не был столь продолжительным и занял около одного столетия между 1450—1350 годами до н. э. [49]
Существует большое лингвистическое и культурное сходство между «Риг-ведой» и ранней иранской Авестой. Это родство уходит корнями в праиндоиранские времена и ассоциируется с Андроновской культурой. Самые древние колесницы, запряжённые лошадьми, были обнаружены в андроновских местах раскопок в районе Синташта-Петровка в Уральских горах и приблизительно датируются началом II тысячелетия до н. э. [50]
Яджур-веда
«Яджур-веда» («Веда жертвенных формул») — состоит из мантр, частично заимствованных и адаптированных из «Риг-веды» и изложенных в прозе. Мантры «Яджур-веды» имеют практическую цель — каждая мантра предназначена для использования во время определённой части ритуала жертвоприношения. Мантры этой Веды были составлены для всех ведических обрядов, а не только для ритуала Сома, как в «Сама-веде». Существует две основных редакции этой Веды — «Шукла Яджур-веда» и «Кришна Яджур-веда». Происхождение и значение этих редакций точно неизвестны. В «Шукла Яджур-веде» содержатся исключительно тексты и формулы, необходимые для совершения жертвоприношений, а их пояснение и философское толкование выделены в отдельный текст «Шатапатха-брахману». Этим она сильно отличается от «Кришна Яджур-веды», в которой объяснения и толкования мантр интегрированы в основной текст и обычно следуют сразу же после каждой мантры. Сохранились четыре основных редакции «Кришна Яджур-веды»:
Они отличаются друг от друга в толковании ритуалов, а также в фонологии, грамматической структуре, синтаксисе и подборе слов.
Сама-веда
«Сама-веда» — «Веда мелодий» или «наука о мелодиях». Название этой Веды происходит от санскритского слова саман которое используется для обозначения мелодии метрического гимна или восхвалительной песни. [51] Она состоит из 1549 строф, все из которых (за исключением 78-й) были заимствованы из «Риг-веды». [52] Также как и в случае с ригведическими строфами в «Яджур-веде», Саманы были изменены и адаптированы для воспевания. Некоторые из ригведических текстов повторяются по нескольку раз, включая которые, общее количество текстов «Сама-веды» составляет 1875. [53] Сохранились две основных редакции «Сама-веды»:
Основной целью «Сама-веды» были литургический и практический — служить как сборник гимнов для священников-певчих, принимавших участие в литургии. Священников, которые воспевали гимны из «Сама-веды» во время ведических ритуалов, называли удгатри, словом, которое происходит от санскритского корня уд-гай («петь» или «воспевать»). [54] В использовании гимнов в литургиях, ключевую роль играл стиль воспевания. каждый гимн должен был воспеваться согласно строго определённой мелодии — отсюда и название этой Веды.
Атхарва-веда
Самхита «Атхарва-веды» состоит из 760 гимнов, из которых около 160-ти являются общими с «Риг-ведой». [57] Большинство текстов — метрические, и только некоторые разделы написаны в прозе. [58] По мнению большинства учёных, «Атхарва-веда» была составлена около Х века до н. э., [59] хотя определённые её части датируются ригведическим периодом, [60] а другие — даже древнее «Риг-веды». [61] «Атхарва-веда» сохранилась в двух редакциях:
Согласно некоторым исследователям, у неё есть девять шакх. [63] Текст Пайппалада, который существует в кашмирской и орисской версиях, длиннее чем Шаунака. Как одна, так и другая версия были только частично опубликованы, и большая их часть так и остаётся непереведённой.
Лингвистически, мантры этой Веды относятся к самым древним образцам ведического санскрита. В отличии от остальных трёх Вед, мантры «Атхарва-веды» не имеют прямого отношения к торжественным жертвоприношениям шраута, за исключением отдельных практик, в которых священники-брахманы используют мантры «Атхарва-веды» для нейтрализации неблагоприятных эффектов, в случае если в ходе жертвоприношения были совершены какие-либо ошибки. Её первая часть состоит в основном из магических формул и заклинаний, которые посвящены защите от демонов и бедствий, исцелению болезней, увеличению продолжительности жизни, осуществлению различных желаний и достижению определённых целей в жизни. [64] [65] Во второй части содержатся философские гимны. Р. К. Заехнер указывает на следующее:
«Атхарва-веда», последняя из четырёх Вед, в основном содержит в себе магические тексты и заклинания, но в ней же мы находим космологические гимны, предвосхищающие Упанишады, — гимны Стамбхе, поддерживающей Вселенную, которая выступает как изначальный принцип и материальная причина мироздания, пране — «жизненному воздуху», ваку — «слову», и т. д. [66] |
В третьей части «Атхарва-веды» в основном содержатся мантры, предназначенные для использования во время проведения свадебных обрядов и похорон.
Брахманы
Философское и мистическое объяснение значения Вед, которое появилось в ведантической философии, уходит своими корнями в тексты Брахман. Веды отождествляются с Брахманом («Шатапатха-брахмана» 10.1.1.8, 10.2.4.6), а Вач («речь») называется «матерью Вед» («Шатапатха-брахмана» 6.5.3.4, 10.5.5.1). Также утверждается, что ведическое знание безгранично и всё человеческое знание по сравнению с ним — простая пригоршня грязи. («Тайттирия-брахмана» 3.10.11.3-5). Изначально, Веды заключали в себе всю Вселенную («Шатапатха-брахмана» 10.4.2.22 и Праджапати пришли к выводу, что «все живые существа являются частью Вед»). [67]
Веданта
Хотя современные веданте традиции (шраута, мимамса) продолжали поддерживать ведический ритуализм, веданта полностью его отвергла и истолковала Веды в чисто философском контексте. В «Айтарея-араньяке» объясняется связь трёх Вед с мантрой бхур бхува сваха: бху представляет «Риг-веду», бхува олицетворяет «Яджур-веду», сваха — это «Сама-веда». [68] В Упанишадах утверждается, что основной смысл Вед заключён в слоге «Ом» ( ॐ ). В «Катха-упанишаде» говорится:
«Ом» — это цель, о которой говорится во всех Ведах, на которую направлены практики аскез и которую желают достичь люди, практикующие воздержание. [69] |
Веданга
Другая ведическая литература
Большинство индуистов, в особенности последователи вайшнавизма, кроме четырёх Вед, Брахман, Араньяк и Упанишад, также относят к ведической литературе такие писания смрити, как:
«Бхагавад-гиту», которая является частью «Махабхараты», в индуизме принято считать ведическим писанием категории шрути. Её также относят к Упанишадам и называют «Гита-упанишада» или «Йога-упанишада». [78] [79] [80] «Махабхарату», «Рамаяну» и канонические Пураны принято считать «Панча-ведой» («пятой Ведой»). [81] Самое раннее упоминание о «пятой Веде» содержится в «Чхандогья-упанишаде».
Другие «Веды»
Термин «упаведа» («второстепенное знание») используется в традиционной литературе для обозначения специфических текстов. [82] [83] Они не имеют отношения к Ведам, а просто представляют собой интересный предмет для изучения. Существуют различные списки предметов, которые относятся к Упаведе. Чаранавьюха упоминает четыре Упаведы:
В других источниках, к Упаведам причисляются также:
Канонические тексты традиции бхакти на тамильском языке называют «Дравида-ведой».
- валюта выплаты дохода в справке что это
- валюта амд что это