вечный зов что значит
Вечный зов
Смотреть что такое «Вечный зов» в других словарях:
Вечный зов — Режиссёр Владимир Краснопольский Валерий Усков В главных ролях Олег Басилашвили Ефим Копелян Кинокомпания Мосфильм … Википедия
ВЕЧНЫЙ ЗОВ — ВЕЧНЫЙ ЗОВ, СССР, Мосфильм, 1973 1983, цв. Телесериал, кинороман (12 серий). По одноименному роману Анатолия Иванова. История семьи Савельевых, выходцев из далекого сибирского села, разворачивается на фоне исторических событий в России,… … Энциклопедия кино
Вечный зов (телесериал) — Вечный зов Режиссёр Владимир Краснопольский Вале … Википедия
Вечный зов (фильм) — Вечный зов Режиссёр Владимир Краснопольский Валерий Усков В главных ролях Олег Басилашвили Ефим Копелян Кинокомпания Мосфильм … Википедия
ЗОВ — Вечный зов. Жарг. мол. Шутл. ирон. О рвоте в состоянии алкогольного опьянения. Максимов, 60. Зов предков. 1. Жарг. арм. Шутл. Письмо из дома от родителей. Кор., 115. 2. Жарг. арм. Шутл. Самовольная отлучка из части. Кор., 115. 3. Жарг. морск.,… … Большой словарь русских поговорок
Зов предков — 1. Жарг. арм. Шутл. Письмо из дома от родителей. Кор., 115. 2. Жарг. арм. Шутл. Самовольная отлучка из части. Кор., 115. 3. Жарг. морск., курс. Шутл. О контрольно пропускном пункте. БСРЖ, 225. 4. Жарг. мол. Шутл. То же, что вечный зов. Максимов,… … Большой словарь русских поговорок
Иванов, Анатолий Степанович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Иванов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Иванов, Анатолий. Анатолий Иванов … Википедия
БИРЮКОВ Владлен Егорович — (7 марта 1942, село Никоново, Новосибирская область 3 сентября 2005), российский актер театра и кино, народный артист России (2003), лауреат Государственной премии СССР (1978, «Вечный зов»), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых… … Энциклопедия кино
План Даллеса — У этого термина существуют и другие значения, см. План Даллеса (значения). План Даллеса (Доктрина Даллеса) описанный в популярной в России теории заговора план действий США против СССР в эпоху холодной войны, заключающийся в скрытом… … Википедия
Краснопольский, Владимир Аркадьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Краснопольский. Владимир Краснопольский Имя при рождении: Владимир Аркадьевич Краснопольский Дата рождения: 14 июня 1933(1933 06 14) (79 лет) … Википедия
ВЕЧНЫЙ ЗОВ
Полезное
Смотреть что такое «ВЕЧНЫЙ ЗОВ» в других словарях:
Вечный зов — Режиссёр Владимир Краснопольский Валерий Усков В главных ролях Олег Басилашвили Ефим Копелян Кинокомпания Мосфильм … Википедия
Вечный зов — Жарг. мол. Шутл. ирон. О рвоте в состоянии алкогольного опьянения. Максимов, 60 … Большой словарь русских поговорок
Вечный зов (телесериал) — Вечный зов Режиссёр Владимир Краснопольский Вале … Википедия
Вечный зов (фильм) — Вечный зов Режиссёр Владимир Краснопольский Валерий Усков В главных ролях Олег Басилашвили Ефим Копелян Кинокомпания Мосфильм … Википедия
ЗОВ — Вечный зов. Жарг. мол. Шутл. ирон. О рвоте в состоянии алкогольного опьянения. Максимов, 60. Зов предков. 1. Жарг. арм. Шутл. Письмо из дома от родителей. Кор., 115. 2. Жарг. арм. Шутл. Самовольная отлучка из части. Кор., 115. 3. Жарг. морск.,… … Большой словарь русских поговорок
Зов предков — 1. Жарг. арм. Шутл. Письмо из дома от родителей. Кор., 115. 2. Жарг. арм. Шутл. Самовольная отлучка из части. Кор., 115. 3. Жарг. морск., курс. Шутл. О контрольно пропускном пункте. БСРЖ, 225. 4. Жарг. мол. Шутл. То же, что вечный зов. Максимов,… … Большой словарь русских поговорок
Иванов, Анатолий Степанович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Иванов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Иванов, Анатолий. Анатолий Иванов … Википедия
БИРЮКОВ Владлен Егорович — (7 марта 1942, село Никоново, Новосибирская область 3 сентября 2005), российский актер театра и кино, народный артист России (2003), лауреат Государственной премии СССР (1978, «Вечный зов»), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых… … Энциклопедия кино
План Даллеса — У этого термина существуют и другие значения, см. План Даллеса (значения). План Даллеса (Доктрина Даллеса) описанный в популярной в России теории заговора план действий США против СССР в эпоху холодной войны, заключающийся в скрытом… … Википедия
Краснопольский, Владимир Аркадьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Краснопольский. Владимир Краснопольский Имя при рождении: Владимир Аркадьевич Краснопольский Дата рождения: 14 июня 1933(1933 06 14) (79 лет) … Википедия
Вечный зов (телесериал)
«Ве́чный зов» — эпический советский телесериал по одноимённому роману Анатолия Иванова, который снимался на «Мосфильме» с 1973 по 1983 годы. На материалах событий полувека (с 1906 по 1960 годы) в фильме прослежена история сибирской семьи Савельевых. Селяне проходят через три войны, революцию, утверждение советской власти.
Содержание
Производство
Сюжет
Фильм первый
1 серия — «Старший брат»
1906 год. С японского фронта домой — в глухую сибирскую деревню — возвращаются двое односельчан, Демьян и Панкрат. Один вернулся без ноги, другой — с пулей в лёгких. В семье их соседа Савельева три сына — Антон, Фёдор и Иван. Старший Антон подаётся на заработки в город, где его привлекают к подпольной работе в РСДРП.
2 серия — «Ночь перед рассветом»
Идет 1914 год. Иван Савельев служит конюхом у местного богатея и мироеда Михаила Кафтанова и влюбляется в его дочь Анну. А его брат Фёдор становится доверенным лицом хозяина. С фронта возвращается Поликарп Кружилин, отданный когда-то за дерзость в солдаты по настоянию Кафтанова. У них старые счёты. В городе арестован Антон, допросы которого ведёт следователь Лахновский.
3 серия — «В чём твоя вера. »
1916 год. Антон сбегает из тюрьмы, но в деревне, где он пытается спрятаться, его опять арестовывают. Демьян Инютин — «цепной пес» Кафтанова — заставляет Фёдора «испортить» Анфиску, дочь деревенской повитухи, в которую влюблён его сын Кирьян. В деревню приходит известие: скинули царя.
4 серия — «Мятеж»
1918 год. В Сибири поднимается белогвардейский мятеж. Кафтанов собрал отряд кулаков и ищет для расправы Поликарпа, а Фёдора, отказавшегося помочь в поисках, жестоко сечёт плетьми. В городе Лахновский приказывает расстрелять Антона, но один из конвоиров помогает ему бежать. В село посылают карательную экспедицию, но с помощью отца братьев Савельевых отряду партизан удаётся скрыться в глухом ущелье. К ним присоединяются Фёдор с Анной…
5 серия — «В каменном мешке»
6 серия — «Возвращение»
1925 год. Отсидев пять лет, на свободу выходит Иван Савельев. В деревне у Анны и Фёдора, у Анфисы и Кирьяна растут дети. Но Анфиса по прежнему льнёт к Фёдору, доставляя мужу немалые страдания. На селе идут дебаты о новой форме хозяйствования — колхозах. В лесах бродят банды «недобитков», одну из которых возглавляет Лахновский. Они жгут село, пытаясь расправиться с «краснозадыми». В деревню возвращается Иван с женой Агатой. И у него сразу возникает конфликт с Фёдором, который не может простить ему смерти отца. Яков Алейников, бывший красный партизан, а ныне чин НКВД, ловит Лахновского. Идет 1933-й год.
7 серия — «На своей земле»
У Петра Полипова, бывшего провокатора, а ныне партийного руководителя, появляется дочь (Полина) якобы расстрелянного Лахновского и сообщает, что её отец жив. В село привозят кино и сельчане видят на экране своего земляка Антона Савельева, ставшего крупным руководителем производства. Фёдор подговаривает Кирьяна «свести счёты» со своим братом Иваном. За это Фёдор обещает оставить Анфису в покое. Ивана арестовывают по ложному обвинению.
8 серия — «Испытание»
Агата едет в город к Антону за помощью, убеждая, что муж обвинен напрасно, из-за мести. В партии идут массовые чистки. Этим пытается воспользоваться и Пётр Полипов для упрочения своих позиций. Спасая старого друга Кружилина, секретарь обкома Субботин организует его перевод в Ойротию (Горный Алтай). Вместо Кружилина секретарем райкома становится Полипов. А Яков Алейников признается жене, что совсем запутался. Она уходит от него.
9 серия — «Война!»
Поликарпа Кружилина отзывают из Ойротии и назначают секретарём райкома в Шантару — вместо развалившего работу Полипова. В Михайловке Фёдор по-прежнему изменяет жене с Анфисой. Из тюрьмы, после отсидки по навету, возвращается брат Фёдора Иван Савельев. В село приходит страшное сообщение: война!
10 серия — «Тревожные дни и ночи»
В Шантару прибывают эвакуированные. Следом — эшелоны с заводским оборудованием, которое предназначено выпускать снаряды для фронта. Пустить завод приказано к 20 ноября — практически, на пустом месте. Яков Алейников приходит к Кирьяну и Анфисе свататься к их дочери Вере. В Шантару приезжает Антон Савельев, назначенный директором нового завода. Он рассказывает о том, что был в плену с Петром Зубовым — сыном убитого Фёдором полковника. И видел его здесь, на стройке. Алейников обещает поймать предателя-диверсанта.
11 серия — «Перед штурмом»
Антон Савельев приглашает в гости своих братьев — Ивана и Фёдора. Но попытка примирения кончается очередным скандалом из-за упрямства Фёдора, по-прежнему считающего брата повинным в смерти отца. На фронт добровольцем уходит Кирьян, простив Анфисе её связь с Фёдором. Председатель райисполкома Полипов жалуется в обком на самоуправство председателя колхоза «Красный партизан» Панкрата Назарова, посеявшего рожь вместо пшеницы. Субботин с Кружилиным едут в колхоз и убеждаются в правоте крестьянина.
12 серия — «Судьбы человеческие»
Алейников арестовывает Петра Зубова и Макара Кафтанова. После чего говорит Вере, что не может на ней жениться, хотя и безумно любит её. Кружилину он признается, что жалеет о том, что случилось с Иваном Савельевым. Фёдор решает уйти от Анны, но, придя к Анфисе, получает от ворот поворот — она говорит, что будет ждать мужа. Завод, ценой неимоверных человеческих усилий, досрочно даёт первую продукцию. Сибиряки провожают на фронт односельчан — сына Фёдора Семёна, Ивана Савельева, Якова Алейникова, который дал возможность Петру Зубову «кровью искупить вину перед Родиной» в штрафбате. Все верят в победу…
Фильм второй
1 (13) серия — «Огнём крещенные»
Идёт 1942 год. На складе завода, где хранятся снаряды, случается пожар, при тушении которого погибает Антон Савельев. Иван Савельев и сын его брата Фёдора Семён едут на фронт с танковой бригадой. В первом же бою их экипаж подбивает пять вражеских танков. Фёдор Савельев идет к секретарю райкома Кружилину с просьбой об отправке на фронт.
2 (14) серия — «Опалённая любовь»
На передовой во время затишья Семён знакомится с Ольгой Королёвой — связной партизанского отряда, на глазах которой немцы убили мать. Кирьян Инютин, попавший в госпиталь без обеих ног, пытается покончить с собой. Фёдор попал в плен к немцам и стал служить полицаем у «старого знакомого» — бывшего следователя царской охранки Лахновского. Лахновский узнаёт о том, что где-то поблизости в армейской газете работает Пётр Полипов, которого он когда-то завербовал и сделал провокатором. Он решает найти Полипова.
3 (15) серия — «Огонь и пепел»
Яков Алейников, занимающийся на фронте разведкой и диверсиями в тылу врага, встречает своего «крестника» — Петра Зубова, которому когда-то помог избежать тюрьмы. Яков готовит рейд в тыл противника и встречает другого «крестника» — Ивана Савельева, которого Яков в своё время посадил в тюрьму. Иван рассказывает, что без вести пропал в бою его племянник Семён. Алейников же сообщает Ивану о его родном брате — отце Семёна — Фёдоре, который служит карателем у немцев. Иван решает идти с отрядом Алейникова, чтобы «взглянуть в глаза братцу».
4 (16) серия — «Противостояние»
При нападении отряда Алейникова на базу немцев погибает Лахновский. На этом же месте встречаются два брата — Иван и Фёдор, в итоге младший убивает старшего. После проведённой операции Иван встречает Ольгу, и она рассказывает ему, что носит под сердцем ребёнка пропавшего Семёна. А Семён вместе с Зубовым и Максимом Назаровым — сыном председателя колхоза «Красный партизан» Панкрата Назарова — оказался в концлагере. В это время безногий Кирьян по поездам просит «Христа ради» — он решил не сообщать жене о своем увечье, не желая быть обузой. Секретарь обкома Субботин умирает, узнав о гибели последнего — среднего — сына.
5 (17) серия — «Боль и гнев»
Жена погибшего на пожаре Антона Савельева умирает от сердечного приступа после ссоры с женой Полипова Полиной — дочерью Лахновского, от которой безуспешно пыталась добиться правды о предательстве её мужа. Анфиса, получив известие о Кирьяне, находит его и с великой радостью увозит домой. Жена Ивана Савельева Агата погибает от рук бандитов, воровавших колхозное сено. После её гибели с фронта возвращается Иван, потерявший правую руку.
6 (18) серия — «Совесть»
7 (19) серия — «Бессмертие»
В ролях
Съёмочная группа
Рецензии
Примечания
Ссылки
Самый медленный поезд • Таёжный десант • Стюардесса • Четвёртый папа • Неподсуден • Тени исчезают в полдень • Вечный зов • Отец и сын • Соучастие в убийстве • Ночные забавы • Воровка • Ермак • Сыщики • Нина • Провинциалы • Две судьбы • Сыщик без лицензии • Подари мне жизнь • Под небом Вероны • Паутина • Капкан • Ермоловы • Вольф Мессинг: видевший сквозь время • На солнечной стороне улицы
Полезное
Смотреть что такое «Вечный зов (телесериал)» в других словарях:
Вечный зов — Режиссёр Владимир Краснопольский Валерий Усков В главных ролях Олег Басилашвили Ефим Копелян Кинокомпания Мосфильм … Википедия
Вечный зов (фильм) — Вечный зов Режиссёр Владимир Краснопольский Валерий Усков В главных ролях Олег Басилашвили Ефим Копелян Кинокомпания Мосфильм … Википедия
ВЕЧНЫЙ ЗОВ — ВЕЧНЫЙ ЗОВ, СССР, Мосфильм, 1973 1983, цв. Телесериал, кинороман (12 серий). По одноименному роману Анатолия Иванова. История семьи Савельевых, выходцев из далекого сибирского села, разворачивается на фоне исторических событий в России,… … Энциклопедия кино
Ермоловы (телесериал) — Ермоловы Жанр драма мистика мелодрама В главных ролях Дмитрий Щербина Анна Миклош Елена Захарова Ада Роговцева Всеволод Болдин Владимир Симонов Анна Большова Страна Россия … Википедия
Сыщики (телесериал) — Сыщики Жанр Детектив В главных ролях Борис Щербаков Сергей Степанченко Леонид Куравлев Страна … Википедия
Капкан (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Капкан (значения). Капкан Жанр драма детективный фильм В главных ролях Александр Абдулов Ирина Алферова Сергей Виноградов Сергей Газаров Юрий Стосков … Википедия
Нина (телесериал) — Нина Жанр мелодрама криминальный фильм В главных ролях … Википедия
Краснопольский Владимир Аркадьевич — настоящая фамилия Краснопольский Ледов (р. 1933), кинорежиссёр, народный артист РСФСР (1983). Поставил фильмы (все совместно с В. И. Усковым): «Неподсуден» (1969), «Тени исчезают в полдень» (телесериал, 1971), «Вечный зов» (телесериал, 1976 83),… … Энциклопедический словарь
КРАСНОПОЛЬСКИЙ — Владимир Аркадьевич (настоящая фамилия Краснопольский Ледов) (род. 1933), кинорежиссёр, народный артист РСФСР (1983). Поставил фильмы (все совместно с В. И. Усковым); Неподсуден (1969), Тени исчезают в полдень (телесериал, 1971), Вечный зов… … Русская история
Краснопольский В. А. — КРАСНОПÓЛЬСКИЙ Владимир Аркадьевич (наст. фам. Краснопольский Ледов) (р. 1933), кинорежиссёр, нар. арт. РСФСР (1983). Пост. фильмы (все совм. с В. И. Усковым): Неподсуден (1969), Тени исчезают в полдень (телесериал, 1971), Вечный зов (телесериал … Биографический словарь
Новое в блогах
История создания фильма «Вечный зов»
Жанр: военный фильм, драма, исторический фильм, семейное кино, социальная драма
Сериал по одноимённому роману Анатолия Иванова. Фильм выходил трёмя сезонами: 1976 г., 1979 г., 1983 г. Премьера третьего сезона – 11 мая 1983 г.
История семьи Савельевых, выходцев из далёкого сибирского села, разворачивается на фоне исторических событий в России, охватывающих период с 1906 по 1960 годы. На их долю выпали три войны, революция, становление нового строя и все драматические события, которые принес двадцатый век. Жизнь постоянно требует от героев «Вечного зова» выбора между любовью и ненавистью…
В центре повествования – три брата Савельевых: старший Антон, средний Фёдор и младший Иван.
Сегодня мы расскажем о многосерийной киноленте «Вечный зов». Киноэпопея вышла на экраны в 1983 году. Снимали ее долго — десять лет. Съемки проходили на Южном Урале и в Башкирии. К каждой из 19 серий подходили как к отдельному художественному фильму, поэтому и выходило всего по три серии в год.
Кинолента охватывает почти 60 лет — с 1906-го по 1960-е — и рассказывает историю братьев Савельевых, Антона, Федора и Ивана, из далекого сибирского села, на долю которых выпали три войны, революция, утверждение советской власти.
«Вечный зов» поначалу не пускали на экраны. Из-за персонажа Якова Алейникова. Нежелательно было изображать культ личности Сталина. Тогда Анатолий Иванов, по роману которого была снята киноэпопея, обратился в Политбюро. Председатель Совета министров СССР Косыгин посмотрел, пришел в восторг и приказал выпустить фильм немедленно.
Режиссеры-постановщики
Валерий Усков и Владимир Краснопольский — двоюродные братья. Родились оба в Свердловске в 1933 году. Усков вспоминает: «Наверное, это было предзнаменование судьбы — в городе на месте одноэтажного дома, где я жил в детстве, был построен павильон киностудии». Потом была Москва, ВГИК, после — Свердловская киностудия. На Мосфильм их пригласил сам Иван Пырьев. А когда в жизнь все больше стало входить телевидение, ушли туда и начали экранизировать роман Анатолия Иванова.
Автор сценария
«Бывало, выдохнется Федор, до дна высосет она весь жар, все силы, покачивает и тошнит Федора от ощущения пустоты во всем теле, а ей все мало», — писал в своем романе Анатолий Иванов. Жену писателя спрашивали: «Ваш муж воспел любовь-измену. Вас это не коробило?». Она отвечала: «Когда я видела эти сцены, внутри покалывало. Но без них было бы неинтересно». И вспоминала: «Однажды мы вместе смотрели момент, когда Анфиса наконец находит своего мужа Кирьяна Инютина, тот после ранения остался без ног, и я вижу: Анатолий Степанович сидит и плачет. Все-таки любила Анфиса Кирьяна, любила!»
С режиссерами Усковым и Краснопольским Ивановы дружили много лет. Те часто бывали у писателя в гостях. Снимали фильмы в разных городах и звонили Анатолию Степановичу: «В эту сцену надо бы парочку фраз поярче…» Он тут же по телефону диктовал.
Поликарп Кружилин
Петр Вельяминов — коренной москвич, едва ли не полжизни кочевал по провинции, переезжая из одного театра в другой — «врагу народа» жить в столице строго запрещалось. Заключенный с девятилетним стажем, он обучался актерскому мастерству в ГУЛАГе. Режиссеры заприметили Вельяминова в Свердловском театре.
— В те 10 лет, пока снимался «Вечный зов», со мной происходили невероятные вещи, — рассказывает актер. — На съемках я иногда чувствовал: «Нет, этих слов Поликарп сказать не может, так поступать не станет». Вызывали Анатолия Иванова, и он переписывал диалоги некоторых сцен. Я как-то ему сказал: «Знаешь, ты меня снова крестил, у меня теперь два новых имени — Захар (из «Тени исчезают в полдень») и Поликарп, дорогих имени, любимых…»
Яков Алейников
Владлен Бирюков буквально разрывался: на съемки летал из Новосибирска во время отпусков и двух-трехдневных «окон» в репетициях театра.
Роль Якова Алейникова, «чекиста с человеческим лицом», принесла Бирюкову всенародную славу. А его дуэт с Еленой Драпеко (Верой Инютиной) стал одним из самых романтичных в советском кино.
— Разумеется, молва нас тут же поженила. Но роман у нас был только на экране, — говорил актер. — В жизни Елена Григорьевна совсем не похожа на свою героиню.
Образ влюбленного сотрудника НКВД отметили и в органах — актера стал обладателем специальной премии КГБ СССР. Говорили, что кандидатуру одобрил лично глава КГБ Юрий Андропов.
После «Вечного зова», несмотря на заманчивые предложения, Бирюков так и остался в Новосибирске. Не стало актера в 2005 году.
Агата
Тамара Дегтярева сыграла в кино лишь одну роль — Агаты Савельевой в «Вечном зове». Вспоминает съемки фильма в Белорецке. До него из Магнитогорска летал маленький Ан. Однажды актрисе нужно было пересесть на этот самолетик и не хватило билета. А в 9 часов начинались съемки, на которые она страшно боялась опоздать. Актриса умоляла начальника аэропорта: «Ну пожалуйста, отправьте меня как-нибудь, я маленькая». В конце концов ее посадили на «Ан», который вез мороженое. Всю дорогу она просидела на ледяной коробке с мороженым в морозилке! Пилоты сердобольные дали Тамаре какой-то кусок овчинки, но вылезла она совершенно окоченевшая.
Есть в фильме эпизод, когда Агата выходит на горку и встречает Ивана. Его режиссеру предложила сама актриса. Бабушка Тамары так ждала своего мужа, когда узнала, что он, раненый, возвращается из Сталинграда.
— На съемках в городе Белорецке, простите, жрать было совершенно нечего, — вспоминает актриса. — Даже хлеба не было, только лепешки и кумыс. В фильме есть сцена перед арестом Ивана, когда Агата беременна. Мне делали лицо с зеленоватым отливом и вешали «живот» на бретельках — в таком виде я появлялась на площалке. Местные женщины подумали, что я по-настоящему беременная и стали подкармливать. Но мужики рассекретили меня и пообещали, что если я не буду делиться, они расскажут, что живот ненастоящий. Пришлось делиться.
Вдохновила ли Анатолия Иванова на создание своей книги монументальная «Сага о Форсайтах», любовь к Сибири или возможность рассказать о любви к советской власти — останется тайной. Но то, что его «Вечный зов» стал сагой о сибиряках, сомнений не вызывает. Об их характерах и судьбах, о любви и порядочности, о вере и патриотизме. Самостоятельность, хозяйственность, широта души и совестливость, продиктованные широкими и свободными просторами и богатством Сибири, — вот он вольный сибирский характер.
История трех братьев (как в исконных русских сказках), переживших все самые страшные события первой половины XX века, или история событий, перемоловших жизни этих людей. Все ли правда, много ли политики, заказа и прочей конъюнктуры — эти вопросы преломляются через одну простую вещь. Производит ли история впечатление, цепляют ли герои?
Саге Анатолия Иванова в таком ракурсе неоценимую услугу оказала экранизация, сгладившая некоторые углы и отточившая психологизм образов. Режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков, практически все свои фильмы, сняли в творческом тандеме, дополняли друг друга на творческой площадке как лед и пламя.
Динамичность Краснопольского, по его собственному признанию, сглаживалась рассудительностью и сдержанностью Ускова и давала ту самую золотую середину, которую и можно назвать гармонией. Такая слаженность неудивительна, ведь их объединяли не только ранее снятые фильмы, но и более прочные узы. Двоюродные братья с самого рождения росли вместе.
Отрывок из фильма «Вечный зов» — Последняя встреча братьев Савельевых
Причем в очень сложной с советской точки зрения семье — в обеих родословных присутствовали богатые заводчики, состоятельные хозяева (можно сказать, кулаки) и даже жандармы. Воспоминания детства давали пищу для ума и при воплощении на экране саги, в деталях и эпизодах прослеживается их собственная история (к примеру, недолгого ареста бабушки Краснопольского). Эта своего рода причастность способствовала достоверности экранизации.
«Вечный зов» — один из самых больших сериалов советской эпохи — 19 серий. Несмотря на то, что сейчас в его адрес доносится критика советской конъюнктуры и заказа властей, у фильма не самая легкая история выхода на экран. Киноэпопея, снимавшаяся десять лет, в 1973 году вышла на экран в весьма урезанном виде, вместо отснятых двенадцати серий на экран попало только шесть.
Остальные, в которых затрагивались репрессии, положили на полку. В 1976 году по инициативе Ю. Андропова режиссерам предложили откорректировать «опальные» серии и изрядно подправленный фильм вышел на экраны. В 1982-83 годах было отснято семисерийное продолжение («Вечный зов. Фильм второй») и на экраны СССР вышла полная версия. Фильм ждал оглушительный успех. Это выражалось не только в одобрении партии и правительства (Государственная премия СССР 1979 г.), но и во всенародной любви. В адрес создателей фильма и актеров шло несметное количество писем, причем не просто откликов, а откровений и размышлений.
В наше время фильм все так же любим и востребован. Конечно, меньше за «историчность», отредактированную цензурой. Хотя стоит отметить, что перемонтированный в 2000 году по новым стандартам 27-серийный фильм, мало, что «лишился» некоторых агитационных моментов, но еще и содержит материал, который не вошел в советскую версию. Эти пленки бережно хранил у себя дома Краснопольский.
Непреходящий интерес фильм вызывает тончайшей проработкой характеров, жизненностью поступков героев, умением передать мысль даже в паузах и молчании, которые удалось воплотить режиссерам. И, безусловно, изумительной игрой актерского состава. Тандем режиссеров всегда отличался тем, что Краснопольский и Усков не боялись брать никому неизвестных, провинциальных актеров, в том числе и на главные роли.
Выбирали они долго и тщательно, но результат того стоил: они находили актеров с такими чертами характера, которые наиболее полно помогали раскрыть образ главного героя. Как ни странно для советского кино, но один из самых ярчайших образов фильма отрицательный. Федька Савельев, средний брат, не имевший ни принципов, ни веры и в результате ставший предателем (и по нынешним меркам) врезается в память, благодаря блистательной игре Вадима Спиридонова.
Самого актера тоже трудно назвать положительным примером. Инфернальный огонь в глазах, алкоголь, сложные отношения с любящей женой, а с другой стороны, бездна таланта, трудолюбия и сложились как мозаика в общий образ его мощи и отрицательного «киношного» обаяния.
(Из воспоминаний вдовы актера Вадима Спиридонова Валентины ) — На эту картину ушло 10 лет жизни мужа: ее снимали с 73-го по 83-й год. И вот что интересно: положительным его персонаж никак не назовешь, а у зрителей вызывает только добрые чувства. Для актера это высший пилотаж: сделать роль на грани положительного и отрицательного, добра и зла.
После премьеры первых серий автор «Вечного зова» писатель Анатолий Иванов сказал Вадику: «Ты сыграл больше и лучше, чем я написал». В работе над этим образом для Вадима Семеновича сложнее всего были возрастные перевоплощения. Картина захватывает огромный временной отрезок, поэтому сегодня Вадик играл 16-летнего паренька, а завтра — 40-летнего мужчину, каким Федор был уже во время войны.
Когда нужно было «помолодеть», Вадиму даже грудь брили, поскольку она выдавала его настоящий возраст. Потом он шел в баню и буквально выпаривал из себя несколько литров воды, целыми днями ничего не пил и не ел. А через два дня, перевоплощаясь во взрослого Федора, поглощал борщ кастрюлями. Это было жуткое истязание!
Еще один отрицательный образ — Кафтанова, правда, сыгранный уже широко известным Копеляном, был воплощен настолько тонко, что Ефима Захаровича еще долго именовали «главным кулаком страны». К сожалению, эта роль стала последней ролью в кино, в 1975 году Ефим Копелян умер.
Один из самых пронзительных женских образов — Анфиса — воплощен в этом фильме Тамарой Семиной. Совращенная в юности Федором, Анфиса большую часть жизни изменяет с ним любящему мужу. Но, узнав о несчастье, случившемся с Кирьяном (после ампутации обеих ног во время Великой Отечественной войны, тот просит милостыню, не желая возвращаться к жене калекой), Анфиса разыскивает его и привозит домой.
Любовь ли? Жалость ли? Сама Тамара Семина говорила: «Роль Анфисы — это постижение едва ли не главного, что составляет смысл жизни каждой женщины, вообще любого человека, определяет счастье или несчастье этой жизни — с кем ты прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя жизнь счастьем или крестом, который ты нес все эти годы».
Фильм «Вечный зов» вызывает неослабевающий интерес и полемику тем, что в нем тонко и филигранно «выписаны» человеческие характеры, такие противоречивые и разные, как это и бывает в жизни.
Сколько времени прошло — а мы все возвращаемся к старым сериалам: «Адъютант его превосходительства», «Семнадцать мгновений весны», «Вечный зов». Потому лучше их нет.