вечный сюжет роденовский что это
Огюст Роден. Вечная весна
Созданные скульптором образы влюбленных олицетворяют поэзию чувства, возникшего в юных сердцах. Мастер применил особый прием обработки камня: он обобщил форму, не до конца выбирая мрамор в углублениях. В результате, фигуры приобретают расплывчатые очертания, белая толща мрамора, слегка пропускающая свет, рождает впечатление чистоты и целомудренности любовной сцены.
Красота обнаженного тела завораживала Родена. Человеческое тело было для
скульптора неиссякаемым источником вдохновения и в своих очертаниях и линиях скрывало бесчисленные возможности интерпретации. «Иногда оно напоминает цветок.Изгибы торса похожи на стебель, улыбка груди, головы исияние волос – словно цветущий венчик…
С 1890 года он работает с натурщицами и просит их не позировать, а вести себя как можноестественнее. Скульптор мечтал поймать и запечатлеть мгновения истины и
красоты. Натурщицы были его сообщницами.
Они познавали свое тело, его способность возбуждать, волновать, обвораживать. Открывая свое тело и свои желания для себя самих, они открывали их для художника.
Чувственность и эротические фантазии, плотские наслаждения и
сексуальность женщины становятся для Родена манящим запретным плодом,
скрывающим божественную мудрость и тайну творения. «И Бог создал
женщину…», и создал ее загадочной…
В 2016годуна аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке cкульптура «Вечная весна» Огюста Родена была продана за 20,4 млн долларов.
Вечный идол: 15 шедевров Огюста Родена
Илья Маршак
Долгое время Роден считался противоречивой и даже скандальной фигурой, новаторское мастерство которого шокировало консервативную публику. Оглушительный успех к нему пришёл лишь в конце жизни, когда он был признан величайшим мастером со времён Микеланджело.
«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию подборку знаменитых произведений одного из создателей современной скульптуры.
«Мужчина со сломанным носом» (1874-1875)
Монумент Бальзаку работы Огюста Родена (Париж) 1891-1898 / Фото: wikipedia.org
«Бронзовый век» (1877)
Камилла Клодель / Фото: wikipedia.org
«Иоанн Креститель» (1878)
В этой работе Роден хотел изобразить движение таким образом, чтобы обе ноги героя твёрдо стояли на земле и вес был чётко распределён между ними. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (эскиз без головы, 1877) и «Иоанн Креститель» (1878). Фигура натурщика, итальянского крестьянина, вызывала у мастера самопроизвольную ассоциацию с Иоанном Крестителем, однако он решил отказаться от каких-либо религиозных аллюзий, сделав упор на уверенной позе героя и его внутренней собранности. В 1880 году Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне и получил за него третью премию.
Музей Родена в Париже / Фото: wikipedia.org
«Призыв к оружию» (1879)
В 1879 году, участвуя в конкурсе на лучший памятник воинам, погибшим в войне 1870–1871 годов, Роден представил динамичную и одновременно монументальную скульптурную группу «Призыв к оружию». Отвергнутая жюри, она была уже после смерти автора отлита в бронзе и установлена в Вердене как монумент, призывающий народ Франции противоборствовать германской агрессии.
Роден в своей мастерской (1905 год) / Фото: wikipedia.org
«Ева» (1881)
«Данаида» (1885)
«Мысль» (1886)
«Поцелуй» (1886)
Вот что писал об этой скульптуре Райнер Мария Рильке: «Чувствуешь, как волны из всех соприкасающихся поверхностей пронизывают тела, трепет красоты, чаяние, мощь. Потому и кажется, будто видишь блаженство этого поцелуя в каждой точке этих тел; он как восходящее солнце с его вездесущим светом».
«Мыслитель» (1888)
«Граждане Кале» (1884-1888)
После одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города Юсташ де Сен-Пьер, его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Это требование было исполнено. Английская королева исполнилась жалостью и вымолила у супруга прощение для них.
«Вечный идол» (1889)
«Памятник Оноре де Бальзаку» (1893-1897)
Памятник, заказанный Родену Обществом литераторов, стал последней крупной работой скульптора. Четыре года мастер искал образ, полностью соответствовавший его представлению о великом романисте. Закутанный в монашескую рясу, грубый, могучий Бальзак был выставлен в Салоне в 1898 году и вызвал очередной скандал. Роден выступил в свою защиту в прессе: «Утверждение, что я небрежно выполнил своего Бальзака из-за озорства, — оскорбление, которое прежде заставило бы меня вскочить от негодования. Если истина должна умереть — последующие поколения разломают на куски моего Бальзака. Если истина не подлежит гибели — я вам предсказываю, что моя статуя совершит свой путь. «
«Вечная весна» (1900)
Скульптурная группа была исполнена Роденом на сюжет из пятой книги поэмы Овидия «Фасты». Она почти точно иллюстрирует фрагмент поэмы, в котором юная и прекрасная нимфа Хлорида, ставшая впоследствии богиней цветов Флорой рассказывает о том, как ее похитил бог западного ветра Зефир.
«Рука Бога» (1898-1902)
«Врата ада» (1880-1917)
Римма Казакова Стихи
Ты меня любишь, яростно, гордо, ласково.
Птицей парящей небо судьбы распластано.
Ты меня любишь. Болью моей испытана.
Знаю, не бросишь и не предашь под пытками.
Ты меня любишь.
Лепишь, творишь, малюешь!
О, это чудо!
Ты меня любишь.
Ночью дневною тихо придёшь, разденешься.
Узнан не мною вечный сюжет роденовский.
Я подчиняюсь. Радость непобедимая
Жить в поцелуе, как существо единое.
Ты меня любишь и на коне и в рубище.
Так полюбил я, что меня просто любишь ты.
Я забываюсь, я говорю: «Прости, прощай!»
Но без тебя я вечною гордой мукой стал.
Ты меня любишь.
Лепишь, творишь, малюешь!
О, это чудо!
Ты меня любишь.
Но, хоть воздастся, может быть,
любовью за любовь едва ли,
безмерная, как эти дали,
не устаёт душа любить.
И затеряться страха нет,
как незаметная песчинка,
в глубинке города, починка,
села, разъезда, вёрст и лет.
Поослабли наши узы,
нет тепла в народе.
Как какие-то французы,
мимо мы проходим.
В переходах тянут дети:
«Есть хочу. Подайте!»
Что стряслось на белом свете?
Люди, отгадайте!
И жалеть я разучаюсь,
фактор неуместный.
И помалу превращаюсь
в часть картинки мерзкой.
Наступил медведь на ухо.
И на сердце, вроде.
На земле лежит старуха.
Мимо жизнь проходит.
Бьют кремлёвские куранты.
Шторм качает сушу.
А слепые музыканты
Всё терзают душу.
Я полюбила быт за то,
что он наш общий быт,
что у меня твоё пальто
на вешалке висит.
За тесноту, за тарарам,
где всё же мы в тепле,
за то, что кофе по утрам
варю лишь я тебе.
За то, что хлеб или цветы, —
привыкла я с трудом! —
приносишь вечером и ты,
как птица в клюве, в дом.
Пускай нас заедает быт,
пускай сожрёт нас, пусть, —
тот, где в твоих ладонях спит
мой очумелый пульс.
Тот, где до нас нет дела всем,
где нет особых вех,
где по-московски ровно в семь
он будит нас для всех.
[1980]
Люби меня!
Застенчиво,
боязно люби,
словно мы повенчаны
богом и людьми.
Люби меня уверенно,
чини разбой —
схвачена, уведена,
украдена тобой!
Люби меня бесстрашно,
грубо, зло.
Крути меня бесстрастно,
как весло.
Люби меня по-отчески,
воспитывай, лепи, —
как в хорошем очерке,
правильно люби.
Люби совсем неправильно,
непедагогично,
нецеленаправленно,
нелогично.
Люби дремуче, вечно,
противоречиво.
Буду эхом, вещью,
судомойкой, чтивом,
подушкой под локоть,
скамейкой в тени.
Захотел потрогать —
руку протяни!
Буду королевой —
ниже спину, раб!
Буду каравеллой:
в море! Убран трап.
Яблонькой-дичонком
с терпкостью ветвей.
Твоей девчонкой.
Женщиной твоей.
Усмехайся тонко,
защищайся стойко,
злись,
гордись,
глупи.
Люби меня только.
Только люби!
[1980]
Кто-то ночью хлопает, лопочет.
То ль сверчки настроили смычки,
то ли это, вылупясь из почек,
листья разжимают кулачки?
У природы есть своё подполье —
как людей, её не обвиню:
то девчонкой принесёт в подоле,
то дурнушкой сохнет на корню.
Жаль травы, которая завязла
в страхе, чтоб метели не смели.
Жаль травы, которая завяла,
слишком рано выйдя из земли.
Слишком рано или слишком поздно.
Но, ни в чём природу не виня,
не хочу ни мудрости обозной
и ни скороспелого огня.
Побывав в дозоре и в разведке,
испытав судьбу на сто ладов,
лето, подожги зелёным ветки!
Безгранично. Прочно. До плодов.
[1980]
Ночью дневною тихо придёшь разденешься, узнан не мною вечный сюжет роденовский, я подчиняюсь, радость непобедимая.
Фотопутешествие по саду при музее Родена во Франции (все фото) http://www.vestnik-cvetovoda.ru/photo/?cat=1409&id=6551
Музей Родена — крупнейшее собрание работ французского скульптора Огюста Родена. Открыт в 1919 г. Размещается в старинном особняке на улице Варенн. Здание было построено в первой половине XVIII в. для одного цирюльника, разбогатевшего на спекуляции ценными бумагами. Позднее владельцем особняка стал герой военных походов Людовика XV маршал Бирон, имя которого закрепилось за этим зданием.
В начале ХХ в. особняк перешел в собственность государства, сдавшего его в аренду художникам и артистам. Здесь жили в разное время танцовщица Айседора Дункан, живописец Анри Матисс, поэт Жан Кокто. С 1908 в особняке работал скульптор Огюст Роден, завещавший государству свои произведения.
Благодаря его влиянию дворец был сохранён от сноса, и в 1916 было принято решение собирать здесь работы Родена. В музее собраны более 6600 скульптур, 8000 фотографий и 7000 других произведений искусства. В музее также хранятся скульптурные произведения возлюбленной Родена — Камиллы Клодель, а также его личное собрание живописи — в том числе работы кисти Винсента ван Гога.
На песчаных площадках в саду выставлены монументальные работы Родена, в том числе знаменитая статуя «Мыслитель», композиции «Врата ада» и «Граждане Кале». В помещении псевдоготической часовни, оставшейся от бывшего монастыря, экспонируются произведения греческого, римского и египетского искусства, собранные Роденом. Каждое лето здесь устраиваются выставки современного искусства.
СЮЖЕТ РОДЕНОВСКИЙ
Несколько лет назад в Сатке, в сквере у ДК «Магнезит», обосновались две скульптуры Родена — «Мыслитель» и «Тень». На наши вопросы ответила руководитель пресс-службы Группы «Магнезит» Татьяна ЗАБРОДИНА.
— Представленные в Сатке работы Родена, и «Мыслитель», и «Тень», — это оригиналы второго литья из частной коллекции, выполненные по оригинальным формам уже после смерти известного скульптора, — рассказывает Татьяна Забродина. — Они сертифицированы Музеем Родена как точные репродукции работ мастера, хранящихся в собрании экспонатов. Для российского зрителя это не совсем обычный подход. Однако согласно французскому законодательству эти работы считаются оригиналами второго литья. В мире существует более 20 оригиналов второго литья скульптуры «Мыслитель». Они принадлежат городам или коллекциям авторитетных музеев, в том числе ГМИИ им. Пушкина в Москве.
— Где были сделаны отливки скульптур, которые сейчас выставлены в Сатке?
— «Мыслитель» и «Тень» произведены методом литья по восковой модели в знаменитой литейной мастерской Вальзуани (Valsuani), Бокель, во Франции. Именно в этой мастерской свои работы еще при жизни отливали Роден, Дали, Ренуар, Модильяни, Гоген и другие мастера с мировым именем. Стоит отметить, что «Мыслитель» и «Тень» стали самостоятельными произведениями в ходе работы над величайшим творением Родена, над которым он трудился до конца жизни, — композиции «Врата ада». Заказ на оформление главных дверей строившегося Музея декоративных искусств в Париже автор получил от французского правительства в 1880 году. Это произведение так и не было закончено и барельеф так никогда не украшал вход в Музей декоративных искусств. Сегодня этот признанный шедевр мастера занимает почетное место в Музее Родена.
— Но каким образом работы Родена оказались в Сатке? Почему именно Роден и именно «Мыслитель» и «Тень»?
— Летом и осенью 2011 года, во время празднования 110-летия комбината «Магнезит», в Сатке проходила уникальная выставка скульптуры «Творцы миров». Это самая крупная за последние 20 лет совместная выставка работ ведущих российских скульпторов, признанных в России и за рубежом. На ней для широкого обозрения было представлено собрание экспонатов разного масштаба из музейных коллекций и частных собраний. За время работы, помимо жителей Саткинского района, выставку посетили свыше 15 тысяч россиян из различных регионов… «Мыслитель» и «Тень» стали логичным продолжением этой выставки, создав своеобразный мост от лучших образцов отечественной современной скульптуры конца XX — начала XXI века к шедеврам мировой культуры конца XIX — начала XX века, уже ставших классикой. При этом стоит отметить, что Огюст Роден — один из основоположников импрессионизма в скульптуре, его считали революционером и превозносили как великого новатора.
— Почему скульптуры установлены на заднем крыльце ДК «Магнезит», а не в самом сквере?
— Так сложилось исторически: для размещения скульптурных произведений в рамках выставки «Творцы миров» был задействован сам ДК «Магнезит» и сквер вокруг него. Для того чтобы вписать шедевры Родена в пространство выставки и при этом не смешивать их с работами российских мастеров, было выбрано место на возвышении у стен дворца, где они размещены и поныне. В настоящее время рассматривается вопрос о возможности изменения места установки скульптур в Сатке, но окончательного решения пока не принято.
— Охраняются ли скульптуры?
— Да. Но это мы оставим без комментариев.
— Итак, в 2011 году в Сатке проходили «Творцы мира», в 2013-м действует другая выставка — «Запорожцы»… Что в этой связи планируется провести в дальнейшем?
— Реализация культурных и образовательных проектов в регионе — одно из ключевых направлений социальной политики Группы «Магнезит».
На открытии выставки «Запорожцы» генеральный директор Группы «Магнезит» Сергей Одегов отметил: «Реализация инициатив, ориентированных на гармоничное развитие личности, повышение уровня образования и жизни людей, — ключевые направления социальной политики компании. В прошлом году «Магнезит» стал членом международного общества «Друзья Русского музея», и мы готовы продолжать это сотрудничество по развитию культурно-образовательных и просветительских программ и в дальнейшем».
Для справки
«Мыслитель» являет пример одной из самых известных и узнаваемых скульптур в мире. Он был создан в период между 1880 и 1882 годами. Первоначально «Мыслитель» был размером всего 72 сантиметра. В 1902 году Роден принял решение увеличить скульптуру, придав ей монументальность. Самого известного монументального «Мыслителя» Роден подарил Парижу.
Высота скульптуры — 1,83 метра.
«Мыслитель» и «Тень» — бронзовые скульптуры, отлитые в песчаные формы.