вечный город это что
Вечный город
Вечный город
С латинского: Aeterna urbs (этэрна урбс).
Впервые так назвал Рим римский поэт Тибулл (Альбий Тибулл, ок. 50 — 19 до н. э.) в своей второй элегии. В ней бог Аполлон предсказывает необычайное могущество Рима. Впоследствии эти слова станут расхожей фразой в выступлениях и сочинениях практически всех римских писателей, поэтов и ораторов.
И поныне эта фраза жива во многих языках мира благодаря тому, что Рим теперь воспринимается не как столица Империи, но прежде всего как один из центров человеческой цивилизации, ее органическая, неотъемлемая часть.
Но образ великого, «вечного города» рождается у Тибулла под влиянием вполне конкретных обстоятельств. Поэт жил и творил при императоре Октавиане Августе (63 до н. э. — 14 н. э.), который все утраченные ранее городские сооружения восстановил, а сохранившиеся — реконструировал. Это дало ему повод, как свидетельствовали современники, с гордостью повторять: «Я застал Рим кирпичным, а оставляю его мраморным». Эти слова стали известной исторической фразой.
Мотив о вечности Рима проходит также в творчестве позднеримских поэтов Клавдия Клавдиана, который уверен, что Риму «не будет конца», и Клавдия Рутилия Намациана, который, покидая Рим, восклицает: «Жизни грядущей твоей нет пределов». К этой традиции примыкает и историк распадающейся Римской империи Аммиан Марцеллин: «Рим будет жить, пока будет существовать человечество». Несмотря на то, что все писатели древности, говорившие о вечности Рима, имели в виду его политическое могущество, наименование «вечный город» удержалось за Римом и позднее. Однако содержание выражения претерпело при этом существенное изменение. Под «вечным городом» стали понимать Рим как огромный культурный комплекс, обнимающий античность, христианство и Возрождение.
Почему Рим называют Вечным городом? История Рима
Возраст города Рим составляет 2770 лет. Он принадлежит к наиболее древним поселениям в мире и сохранил в себе памятники Античности. Этим он ценен для археологов, историков и любителей старины.
Из статьи станет понятно, почему Рим называют Вечным городом. Для этого следует больше узнать о его истории, укладе и жителях.
Основание города
История Рима связана с племенами итаков, которые проживали на левом берегу реки Тибр. В девятом веке до нашей эры они разместились на холмах Лация. Постепенно представители племен латины и сабины объединились и построили укрепление на холме Капитолий. Так возник Рим. Назван город был в честь правителя Ромула. Легенда о нем гласит, что он спасся со своим братом Ремом и был вскормлен волчицей. Позднее он основал свой город.
Сегодня римские историки называют точную дату основания Рима – 21.04.753 год до нашей эры. Земля принадлежала представителям племен-основателей, которых называли патрициями. Постепенно население Рима увеличилось до ста тысяч человек. Вновь прибывших людей и их потомков называли плебеями. Они были свободными, но не имели собственной земли и не могли заниматься государственными делами.
Периоды Рима
Город существует уже более двух с половиной тысяч лет. За это время он пережил множество периодов. Древние времена принято разделять на следующие этапы:
Завершилась история Рима, который связан с античностью, в пятом веке. Он был захвачен вестготами под предводительством Алариха, а позднее разграблен вандалами.
Во времена Средневековья город стал центром папства. Постепенно главным местом стал Ватиканский холм. Наиболее хорошо сохранились те здания, которые использовали для себя христиане. Остальные сооружения разрушались от времени и набегов.
Новое время началось для Рима нападением французов, которые создали республику и выгнали папу. Противостояние продолжалось несколько веков. Город захватывали по очереди французы, неаполитанцы, папы.
Рим завоевал Италию
С момента появления Рима велась борьба с другими племенами, населявшими Апеннинский полуостров. Прежде всего, война велась с этрусками.
К третьему веку до нашей эры государство с центром в Риме завладело всем полуостровом. Итальянские племена вынуждены были подчиниться, они отдали часть своих земель, стали посылать своих детей на службу в римское войско. Не завоеванными оставались северные земли, на которых располагалась греческая колония Тарент. Помочь грекам прибыл Пирр. Сначала он одержал победу, но с большими потерями. В результате римляне одержали победу и устроили в своем городе триумф. По Риму они провели тысячу плененных греков и четырех слонов противника.
К 265 году до нашей эры Рим подчинил себе всю Италию. Далее город расширял свое влияние все дальше и дальше.
Италия завладела Римом
До середины девятнадцатого века на карте не существовало единого итальянского государства. Земли были разделены между независимыми королевствами, империей Габсбургов. В 1861 году началась борьба за объединение.
Итальянские государства боролись с австрийцами и французами за свои земли. Наконец в 1870 году они вошли в Рим. В этом же году город стал столицей Королевства Италии.
Древний Рим – Вечный город, который в 1922 году был захвачен фашистами. Это продолжалось до 1943 года.
Описание древнего города
Во времена основания Рима люди жили в хижинах из тростника, который обмазывался глиной. Каменные дома стали появляться в шестом веке до нашей эры.
Ближе к нашей эре император Октавиан Август создал Форум – новую площадь в городе. Там Черным камнем было отмечено место захоронения Ромула.
Описание города Рим следует начинать с главной святыни – храма Юпитера. Располагался он на Капитолийском холме, был закончен в шестом веке до нашей эры. Через два века римляне построили множество храмов, каменных дорог, мостов, водопроводов, цирков.
В третьем веке до нашей эры в городе появились первые дворцы. В это время римляне начали покорять другие государства, вывозя их ценности. Улицы Рима стали мостить камнем в 174 году до нашей эры. Они всегда были заполнены народом, который ходил пешком. Знатные граждане передвигались по улицам на носилках. Но иногда проезд запрещался из-за слишком узких улиц.
В третьем веке до нашей эры в городе появились многоквартирные дома (инсулы), которые имели несколько этажей. В одной квартире находилась кухня и пара комнат. Люди с малым доходом могли снимать одну квартиру. В этих домах не было водопровода, поэтому воду приходилось брать в фонтанах. Мылись римляне в общественных банях.
Богатые римляне жили в роскошных домах (домусах). На территории дома находилось множество залов, купален, спален. Был там и внутренний двор с садом.
Повседневная жизнь в городе в период империи
Во времена империи численность жителей достигла одного миллиона особ. Город заполнился многими народами, которые проживали в отдельных кварталах. Город состоял из 14 районов.
День римлянина начинался с восходом солнца. В первые часы он проводил за молитвой. Далее бедные жители посещали богатых граждан, чтобы попросить милостыню. Последние работали в судебных учреждениях, в городском совете.
Их рабочий день начинался в три часа (в современном мире это девять часов утра). В шесть часов по римскому времени проходил малый обед, а через два часа – большой обед. После обеда люди занимались своими делами, отдыхая и развлекаясь.
Каждый день жители посещали термы, так называемые бани. Там были не только бассейны с водой, но и библиотеки, места для прогулок. В городе было больше одной тысячи личных бань и одиннадцать общественных.
Римское общество было достаточно военизированным. В государстве действовала всеобщая воинская повинность, которая касалась мужчин возрастом с семнадцати до сорока шести лет. Чтобы получить государственный пост, мужчина был обязан принять участие в десяти военных компаниях.
Отдельной темы достойно любимое развлечение всех жителей Рима – бои гладиаторов, проходившие в Колизеях.
Сохранившиеся достопримечательности
Перед тем как разобрать, почему Рим называют Вечным городом, стоит вспомнить о тех культурных памятниках, которые сохранились до наших дней.
Список главных достопримечательностей периода Античности:
Форум был довольно большой территорией, на которой расположены храмы, арки, базилики. При раскопках здесь была обнаружена древняя тюрьма, дом весталок, продовольственные склады и многое другое.
Кто поведал о Риме?
Каждый гражданин Рима знал героев родного города. Идеалом древнего римлянина был образ сурового воина, который довольствовался домотканой одеждой, обычной едой, скромным жильем без прикрас. Предания о таких людях дошли до нас сквозь века.
Многое о Риме известно благодаря Титу Ливию и его труду по истории Рима. Писатель поведал о городе с момента его появления. Интересная информация о героях Рима содержится в поэме Вергилия «Энеида».
Герои этих творений предстают перед современными людьми очень жестокими, при этом великодушными. Они любят свободу, стоят за справедливость и верны своему городу.
Осталось узнать, почему Рим называют Вечным городом.
Кто сказал, что Рим – Вечный?
Впервые Рим был назван вечным городом поэтом Тибуллом Альбием. Он жил в 50-20 годах до нашей эры. В своем произведении (Книга элегий) автор через Аполлона доносит до читателей мысль, что Рим будет могущественным городом. Слова о вечности стали использовать в своих сочинения и выступлениях многие римские ораторы и писатели. Например, император Адриан, путешествуя по другим землям, увидел там руины и понял, что его город вечно будет существовать.
Чтобы понять, почему Рим называют Вечным городом, стоит немного узнать о городе того времени. Тибулл жил во время Октавиана Августа. При этом императоре были реконструированы и восстановлены городские сооружения, утраченные ранее. Император гордо заявлял, что застал город кирпичным, а оставил мраморным.
История подтвердила слова о вечности. Несмотря на войны, всевозможные потрясения, мятежи, город восстанавливался, укрепляя свое могущество.
Рим — Вечный город
Центр итальянской столицы – музей под открытым небом. Один из наиболее ярких его экспонатов – Колизей, символ не только Рима, но и всей Италии.
Колизей — символ Италии
Его возвели в I веке нашей эры, строительство длилось 12 лет, в нем принимали участие более 100 тыс. рабов. В результате получилось гигантское сооружение высотой 50 м и наибольшим диаметром овала 188 м. Вместимость Колизея была 50 тыс. человек, на его арене проходили гладиаторские бои, травли зверей и прочие развлечения, которые нравились публике тех лет. После победы христианства над язычеством бои гладиаторов были запрещены.
Нашествия варваров, природные катаклизмы постепенно разрушали Колизей. Римляне также способствовали этому процессу, используя камни из стен амфитеатра для строительства зданий. Лишь в середине XVIII века сооружение перешло под опеку католической церкви, которая остановила процесс разрушения и взялась за восстановление Колизея. Теперь его реставрация осуществляется за счет государственной казны.
Пантеон и Форум — древние памятники Рима
Уникальным архитектурным и культовым памятником итальянской столицы является Пантеон. Очень часто экскурсоводы начинают показывать достопримечательности Рима именно с него. Этот «храм всех богов» был построен в 126 г. нашей эры и являл собой чудо инженерной мысли того времени. Ротонду здания накрыли полусферическим куполом, который образовал со стенами единое целое. Единственный источник дневного освещения – 9-метровое отверстие в центре купола, в солнечный день столб света становится настолько осязаем, что кажется, его можно потрогать. В 603 г.н.э. Пантеон обрел статус христианского храма и стал называться церковью святой Марии и мучеников. С тех пор в день Святой Троицы верующих через отверстие в куполе осыпают лепестками красных роз. Кроме того, Пантеон является местом, где захоронены останки великого Рафаэля Санти и короля Виктора-Эммануила II, первого монарха объединенной в 1861 году Италии.
Еще одна древняя достопримечательность – Форум, построенный до нашей эры. Рим – это город на семи холмах, а его главная площадь – Форум был заложен после осушения болотистой низины. Сначала там был рынок, затем началась активная застройка, и это место стало центром не только деловой, но и политической, и религиозной жизни древнего Рима. Сюда переехала знать, здесь принимались законы, вершилось правосудие. В средние века Форум утратил свое величие, памятники приходили в упадок, на месте разрушенных храмов появились ремесленные мастерские и пастбища для скота.
На протяжении нескольких столетий шло разграбление и разрушение древних руин, но в XIX веке начались археологические раскопки, и то, что удалось найти и сохранить, представлено в виде экспозиции под открытым небом.
Алтарь Отечества или монумент Витториано
Но не только древними памятниками славится Рим, фото и более поздних достопримечательностей украшают альбомы туристов. Например, площадь Венеции, расположенная рядом с руинами Форума. Ее назвали так в честь посольства Венецианской республики, находившегося в одноименном палаццо во времена раздробленности Италии.
На этой площади находится комплекс Алтарь Отечества, он же – монумент Витториано, названный так в честь Виктора-Эммануила, первого итальянского короля, и посвященный объединению страны. Выполнен Витториано в помпезном ампирном стиле, состоит из многочисленных роскошных колонн, 2 фонтанов, декора. Венчает эту композицию конная статуя Виктора-Эммануила. Внутри комплекса находится музей, посвященный борьбе итальянцев за независимость.
У туристов Витториано неизменно вызывает восхищение, римляне же относятся к нему иронично, называя «шкатулкой с выдвижной челюстью».
Галерея Боргезе — коллекция шедевров
Италия – страна, подарившая миру не только великих архитекторов, но и непревзойденных художников и скульпторов. Одна из богатейших коллекций шедевров находится на вилле Боргезе в одноименной галерее. Вилла Боргезе – один из 3 самых больших ландшафтных римских парков. Когда-то здесь были виноградники, но в XVII веке кардинал Шипионе Боргезе облюбовал эти земли и решил их присвоить. Поскольку он был кардинал не простой, а приходился родным племянником папы Павла V, это удалось ему легко, и вместо виноградников появилась резиденция Боргезе. Но была у Шипионе еще одна всепоглощающая страсть – коллекционирование картин и скульптур. В этом вопросе кардинал-племянник не брезговал никакими методами, конфисковывал шедевры у их хозяев, делая им предложения, от «которых нельзя было отказаться». Так появилась знаменитая галерея Боргезе, где находятся полотна Караваджо, Рафаэля, Тициана.
В скульптурной экспозиции представлено множество работ великого Джованни Бернини, которому кардинал всячески покровительствовал. Значимость творчества Бернини соизмерима со значимостью Шекспира в литературе. Джованни влил душу в свои творения, и его каменные герои словно живые, так по-настоящему напряжены их мышцы, а на лицах отражаются искренние человеческие эмоции.
Галерея Боргезе не была разграблена и распродана. В конце XIX века Ротшильд предпринял попытку приобрести полотно Тициана «Любовь небесная и любовь земная» за фантастическую для тех времен сумму в 4 млн. лир, но его предложение было отклонено. В 1903 году галерею Боргезе выкупило государство и подарило Риму, который превратил ее в музей.
Государство Ватикан — бриллиант в сокровищнице Вечного города
Еще один бриллиант в сокровищнице Вечного города – это государство Ватикан, резиденция главы католической церкви. Первые упоминания о нем восходят к 326 г.н.э., когда на Ватиканском холме была возведена базилика св. Константина. Предполагалось, что там находится захоронение апостола Петра, одного из 12 учеников Христа.
С той поры это место начало заселяться, в VIII веке появилось Папское государство, которое в 1870 году было упразднено Итальянским королевством. А спустя 59 лет были заключены знаменитые Латеранские соглашения между Святым Престолом и итальянским правительством во главе с Муссолини. Так и появилось в центре Рима государство Ватикан.
Теперь это не только резиденция главы католической церкви, а центр паломничества миллионов туристов, жаждущих увидеть дворцы, музеи Ватикана и, конечно, собор святого Петра.
К его созданию причастны такие люди, как Донато Браманте, Рафаэль Санти, Микеланджело. Работой над созданием облика этого гигантского храма занимался и Джованни Бернини. Он является создателем колоннады и площади перед собором, нескольких скульптурных групп внутри него. Огромный балдахин высотой в 29 м над главным алтарем – тоже его детище.
Собор святого Петра является крупнейшим историческим христианским храмом, его длина 211 м, высота в верхней точке купола 192 м, вместимость – около 60 тыс. человек. На площади перед собором может собраться около 400 тыс. прихожан.
Официальной резиденцией папы является Апостольский дворец, он же Дворец Сикста V. На самом деле это целый комплекс, состоящий из нескольких дворцов, капелл, галерей, выполненных в различных архитектурных стилях.
Наиболее известной капеллой является Сикстинская, первое время являвшаяся домовой церковью папы Сикста V. Теперь это величайший памятник эпохи Возрождения, а также место проведения конклавов, где кардиналы выбирают очередного папу.
Стены и свод капеллы украшены фресками работы величайших мастеров: Боттичелли, Микеланджело, Россели, Перуджино и другими. До наших дней из 16 написанных сохранилось 12 фресок, рассказывающих об истории Христа и истории Моисея.
Путешествие по Италии – событие незабываемое, но чтоб увидеть и понять все величие и красоту этой страны, нужно посетить ее не один раз. Просто надо бросить монетку в фонтан Треви, и это желание сбудется обязательно!
Вечный Рим. ч-III
Как говорил Генри Мортон: «Лучший способ узнать незнакомый город — это много гулять по нему». В Риме можно и нужно ходить пешком. Во-первых, это доступно. Во-вторых — полезно для здоровья. Кроме того, пешая прогулка дает отличную возможность почувствовать атмосферу и услышать голос Вечного города. Важно не забыть прихватить с собой фотоаппарат и хорошее настроение. И тогда Рим обязательно удивит и поведает вам свои вековые легенды!
Начнем маршрут от площади Треви (Piazza di Trevi). Это, вне всяких сомнений, самое многолюдное место города. Здесь назначают свидания, предлагают руку и сердце, устраивают фотосессии. Каждого, кто приходит сюда, поражает своей красотой и масштабностью фонтан Треви.
История известного фонтана восходит к временам императора Августа, когда консул Агриппа открыл шестой акведук древнего Рима, предназначенный для подачи воды в первую бесплатную общественную баню — термы Агриппы. По легенде, путь к источнику указала римским солдатам прекрасная дева, поэтому акведук назвали Аква Вирго (лат. Aqua Virgo, «вода девы»). Для поддержания работоспособности акведук иногда приходилось ремонтировать и перестраивать, но тем не менее, водопровод все еще функционирует, обеспечивая водой несколько римских фонтанов, в том числе и Треви.
Изначально фонтан выглядел просто. Попытки реконструкции скромного сооружения предпринимались неоднократно, но без особого успеха. Наконец, в 1730 году Никола Сальви удалось убедить тогдашнего понтифика Клемента XII в. том, что сможет не только сотворить нечто удивительное, но и органично впишет фонтан в уже существующий ансамбль площади. Проект был завершен уже после кончины Сальви. После почти тридцатилетнего строительства, 22 мая 1762 года, бесподобный в своем великолепии фонтан Треви предстал перед римлянами.
Фонтан примыкает с одной стороны к палаццо Поли (Palazzo Poli) и сливается с ним в единую скульптурную композицию. Огромная центральная фигура представляет бога воды Океана. Из глубины неудержимо рвется вперёд его колесница-раковина, запряжённая конями- гиппокампами.
На углу площади Треви стоит барочная церковь святых Винченцо и Анастасио (La chiesa dei Santi Vincenzo e Anastasio a Trevi). В ней хранятся необычные реликвии — забальзамированные сердца 22-х пантификов. А ещё эта церковь интересна тем, что в ней захоронена княгиня Зинаида Волконская — писательница, поэтесса, светская львица, видная фигура русской культурной жизни первой половины XIX века.
Покинем шумную площадь и заглянем туда, куда обычно не водят организованных туристов. Для этого пройдем по Via delle Muratte, потом свернём на первом перекрестке налево, и сделав буквально пару шагов по Via delle Vergini повернём на Via Marco Minghetti. В здании под номером 9 «спрятана» Галерея Скьярра. Фактически это частный проходной двор. Вход туда обычно бывает открыт в рабочие дни.
Парадный вход палаццо (portale di Carboniani), обращенный на улицу Виа-дель-Корсо, когда-то входил в список «четырех чудес Рима». Считалось, что портал вырезан из цельного куска мрамора.
Прямая как стрела Via del Corso в древнем Риме именовалась виа Лата, т. е. «широкая улица». Благодаря стараниям Папы Павла II улицу благоустроили и стали использовать в качестве главной «сцены» для карнавальных шествий. Традиционно этот праздник отмечался перед началом Великого поста и по одной из версий, слово «карнавал» происходит от латинского carne vale, что означает «прощай, мясо». Главным зрелищем карнавальных состязаний считались скачки берберийских лошадей — Сorsa dei barberi. Они и послужили источником названия для Виа дель Корсо.
В XV веке Via del Corso превратилась в модное место для строительства церквей и дворцов знати. В середине XIX века на Корсо было проведено газовое освещение, после чего стали один за другим открываться антикварные лавки, торговые центры, модные и ювелирные магазины. Сегодня Виа дель Корсо — это важная торговая артерия города и настоящая туристическая достопримечательность.
Жемчужиной Корсо по праву считается Палаццо Дориа-Памфили. Один из самых больших дворцов Рима занимает целый квартал и насчитывает свыше 1000 комнат.
Первое здание дворца возвели в 1435 году для кардинала Никколо д’Аччиапаччо. Остальные корпуса достраивали позже. Дворец несколько раз переходил из рук в руки, пока в 1647 году не перешел в собственность семьи Памфили. В 1671 году Анна Памфили вышла замуж за генуэзского аристократа Джованни Андреа III Дориа Ланди, который взял себе двойную фамилию и унаследовал дворец жены. Последним представителем рода Дориа-Памфили по мужской линии был князь Филиппо-Андреа VI. После себя он оставил огромное состояние своей единственной дочери Ориетте. В 2000 году княгиня Ориетта Дориа Памфили-Ланди умерла, не оставив потомства. Но у нее было двое приемных детей — сын Джонатан Погсон и дочь Гесина Дориа. Сводные брат и сестра оказались наследниками баснословного богатства и до сих пор являются владельцами дворца. Однако в семействе не все ладно. Последние годы Джонатан и Гесина общаются только через адвокатов и делят имущество в суде.
На протяжении сотен лет дворец непрерывно расширялся, а его великолепие приумножалось. Знатным семейством была собрана богатейшая коллекция живописи, скульптур, мебели. Это частное собрание впервые открыл для публики в 1950 году принц Филипп Дориа Памфили.
Сегодня в галерее Дориа-Памфили выставлено свыше 600 произведений искусства. Стены сплошным ковром покрывают картины. Среди них творения Рафаэля, Бриля, Бернини, Романо, Веласкеса, Гверчино, Караваджо.
Отдельного внимания заслуживает роскошный интерьер. Кругом антикварная мебель, хрустальные люстры, зеркала в позолоченных рамах, статуэтки, вазы, столики на изящных ножках. Всё говорит о высоком статусе и безупречном вкусе владельцев.
На улице Корсо находится одна из наиболее старых церквей Рима — Сан-Марчелло-аль-Корсо. Она построена на фундаменте еще более древней церкви. Первое документальное упоминание о существовании церкви относится к 418 году. Нынешнее здание San Marcello al Corso спроектировал Якопо Сансовино, а барочный фасад достроил в 17-м веке Карло Фонтана.
В ночь на 22 мая 1519 года сильный пожар почти полностью уничтожил церковь. Когда огонь потух, прихожане обнаружили, что чудом уцелело деревянное распятие. Мало того, перед ним продолжала гореть лампада. С тех пор распятие почитается как чудотворное. Во время вспышки чумы в 1522 году распятие носили по городу 16 дней с молитвой об окончании эпидемии. В 2000 году перед этим древним распятием смиренно преклонил колени Папа Иоанн Павел II и впервые попросил прощения за грехи Церкви, совершенные за 2000 лет христианства. В наши дни Папа Римский Франциск молится перед этим распятием о прекращении пандемии коронавируса.
Однонефная церковь с правым и левым рядом капелл может похвастаться прекрасными произведениями искусства XVII и XVIII веков: изысканными фресками, картинами, скульптурой.
От улицы Корсо до площади Игнатия Лойолы проходит Via del Caravita. Эта короткая улочка названа в честь иезуитского миссионера Пьетро Гравита. Для удобства произношения римляне исказили имя Гравита и стали называть Карвита. Так и повелось.
При финансовой поддержке ряда благородных семей, проживавших в окрестностях Пантеона, Пьетро Гравита позаботился о строительстве оратории. Здание использовалось для богослужений, чтения и толкования библии, «душеспасительных» бесед и пения. В настоящее время Oratory of San Francesco Saverio del Caravita привлекает не только верующих. Благодаря безупречной акустики здесь регулярно проводятся концерты классической и органной музыки.
На площади Игнатия Лойолы стоит другая церковь иезуитов — Сhiesa di Sant’Ignazio di Loyola (1626 г.). Она посвящена основателю ордена иезуитов Игнатию Лойоле, канонизированному в 1622 году. Церковь славится уникальной 3D росписью Андреа Поццо. Глядя на потолок, сложно поверить в то, что он на самом деле плоский. А купола так и вовсе нет! Он просто нарисован на ровной поверхности, а мы видим лишь иллюзию.
Piazza della Rotonda появилась в Риме сразу после возведения храма богов. Со времён средневековья вплоть до конца 19 века здесь шумел базар. В первой половине 15 века Папа Евгений IV поставил в центре площади фонтан с порфировой чашей-ванной и двумя базальтовыми львами. В 1575 году состарившиеся львы уступили место дельфинам и пучеглазым маскаронам. Ими скульптор Леонардо Сормани украсил новый фонтан работы Джакомо делла Порта.
От первоначального замысла Джакомо мало что осталось. В 1711 году по воле Папы Клементе XI Альбани произошла масштабная реконструкция. К фонтану добавили постамент с группой камней, а в центр водрузили египетский обелиск. Его привезли в Рим из Гелиополя во времена правления императора Домициана.
Во всем своем непревзойденном величии предстает перед нами из глубины веков «Храм всех богов» Пантеон. «Достаточно двух мгновений для того, чтобы проникнуться его красотой. Вы останавливаетесь перед портиком, делаете несколько шагов, видите храм — и все кончено… Никогда еще я не встречал человека, который бы не испытал хоть какого-нибудь волнения при виде Пантеона» — писал о Пантеоне Стендаль.
Выдержав пожары, землетрясения, годы забвения и многочисленные грабежи, этот ценнейший памятник античной архитектуры смог донести до нас свой исторический облик. Безусловно, за столь длительный период своего существования Пантеон претерпел множество перемен. В 663 г. по приказу византийского императора Константа II были сняты позолоченные бронзовые пластины, полностью покрывающие купол. Усилиями нескольких поколений римских пап здание покрыли свинцовой крышей, перестроили крышу портика и заменили на другие три рухнувшие колонны. Едва ли не самое заметное вмешательство во внешний вид Пантеона произвел в 1747 году папа Урбан VIII, в миру Маффео Барберини. Из бронзовых скульптур и модильонов, поддерживавших крышу портика он велел отлить пушки для защиты Замка Св. Ангела. Этот санкционированный акт мародерства вызвал возмущение в народе: «Чего не сделали варвары, то сделали Барберини (букв, „сыны варваров“)» («Quod поп fecerunt Barbari, fecerunt Barbarini»).
После преобразования сооружения в христианскую церковь, Пантеон стал местом захоронения выдающихся людей своего времени. Здесь находятся усыпальницы двух первых королей объединенной Италии и покоятся многие знаменитые художники, скульпторы и музыканты: архитектор Бальдассаре Перуцци, композитор Арканджело Корелли, живописцы Перино дель Вага, Аннибале Карраччи, Джованни да Удине, скульптор Фламинио Вакка и Рафаэль Санти.
Надпись на надгробии Рафаэля гласит: «Здесь покоится тот Рафаэль, который соперничал с великой Матерью-природой. Она опасалась, что в своем творчестве он превзойдет даже ее и что она зачахнет, когда его не станет».