вечные образы что такое
вечные образы
Смотреть что такое «вечные образы» в других словарях:
Вечные образы — (мировые, «общечеловеческие», «вековые» образы) под ними подразумеваются образы искусства, которые в восприятии последующего читателя или зрителя утеряли первоначально присущее им бытовое или историческое значение и из… … Википедия
ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ — литературные персонажи, которым предельная художественная обобщенность и духовная глубина сообщают всечеловеческое, всевременное значение (Прометей, Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Фауст, Меджнун) … Большой Энциклопедический словарь
Вечные образы — ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ, мифологические и литературные персонажи, которым предельная художественная обобщенность, символичность и неисчерпаемость духовного содержания сообщают всечеловеческое, вневременное значение (Прометей, Авель и Каин, Вечный жид, Дон… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
вечные образы — мифологические, библейские, фольклорные и литературные персонажи, ярко выразившие значимое для всего человечества нравственное и мировоззренческое содержание и получившие многократное воплощение в словесности разных стран и эпох (Прометей,… … Литературная энциклопедия
вечные образы — мифологические и литературные персонажи, которым предельная художественная обобщённость, символичность и неисчерпаемость духовного содержания сообщают всечеловеческое, всемирное значение (Прометей, Авель и Каин, Вечный жид, Фауст, Мефистофель,… … Энциклопедический словарь
вечные образы — литературные персонажи, которым предельная художественная обобщенность и духовная глубина сообщают всечеловеческое, вневременное значение. Рубрика: художественный образ Пример: Гамлет, Прометей, Дон Жуан, Фауст, Дон Кихот, Хлестаков Вечные образы … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Вековые образы — или, как называла их идеалистическая критика, мировые, «общечеловеческие», «вечные» образы. Под ними подразумеваются образы искусства, к рые в восприятии последующего читателя или зрителя утеряли первоначально присущее им бытовое или историческое … Литературная энциклопедия
Нусинов, Исаак Маркович — [1889 ] видный советский критик и литературовед. Род. в м ке Чернихове Волынской губ. в зажиточной еврейской семье. С 15 лет участвовал в еврейском рабочем движении, с 1905 в «Бунде». В период реакции эмигрировал за границу, где изучал… … Большая биографическая энциклопедия
Нусинов — Исаак Маркович (1889 ) видный советский критик и литературовед. Р. в м ке Чернихове Волынской губ. в зажиточной еврейской семье. С 15 лет участвовал в еврейском рабочем движении, с 1905 в «Бунде». В период реакции эмигрировал за границу, где… … Литературная энциклопедия
ОБРАЗ — художественный, категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. О. также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто … … Литературный энциклопедический словарь
Вечные образы
Вечные образы (мировые, «общечеловеческие», «вековые» образы) — под ними подразумеваются образы искусства, которые в восприятии последующего читателя или зрителя утеряли первоначально присущее им бытовое или историческое значение и из социальных категорий превратились в психологические категории.
Таковы, например, Дон-Кихот и Гамлет, которые для Тургенева, как он это говорил в своей речи о них, перестали быть ламанческим рыцарем или датским принцем, а стали вечным выражением изначально присущих человеку стремлений преодолеть свою земную сущность и, презрев все земное, унестись в высь (Дон-Кихот) или способности сомневаться и искать (Гамлет). Таковы Тартюф или Хлестаков, при восприятии которых читатель меньше всего помнит о том, что один представляет французское католическое духовенство XVII век, а другой — русское мелкое чиновничество 1830-х годов; для читателя один — выражение лицемерия и святошества, тогда как другой — лживости и хвастовства.
Вековые образы противопоставлялись так называемым «эпохальным» образам, которые были выражением настроений определённой исторической полосы или идеалов общественного движения; например Онегин и Печорин как образы так называемый «лишних людей» или Базаров как образ нигилиста. Терминами «Онегины», «Базаровы» характеризуют только русских интеллигентов определённой эпохи. Ни об одной группе русской интеллигенции примерно периода до 1905 года, а тем более после 1917 года, нельзя сказать — «Базаровы», но можно сказать «Гамлеты» и «Дон-Кихоты», «Тартюфы» и «Хлестаковы» об иных наших современниках.
Возможность абстрагирования психологической значимости образов от их первоначальной социальной сущности, приложимость этих образов к явлениям, бытующим до сих пор, способность их воздействовать на различных людей — привели к тому, что эти образы были объявлены вечными, общечеловеческими, выражающими вневременную сущность человека и ставящими перед человеком неразрешимые проблемы.
Это традиционно-идеалистическое понимание вечных образов не учитывает диалектики литературного явления, рассматривает большие литературные факты вне их исторической конкретности и приводит к их метафизической оценке. Каждый из так называемых «вечных» образов отвечал при своём возникновении определённым социально-бытовым запросам данной эпохи, ставил проблемы, насущные для данной социальной формации, и художественно синтезировал характер определённой эпохи.
Первоначально Дон-Кихот был «эпохальным» образом и как социально-бытовая категория им навсегда остался. Дон-Кихот был задуман как сатира на рыцарский роман, на рыцаря, который не заметил новых социальных отношений, установившихся вместе с торжеством торгового капитала. Рыцарь, некогда выполнявший важную и полезную социальную функцию, не нужен больше государству с массовой армией, снабжённой порохом. Осознать свою ненужность — для рыцаря значит признать, что пришёл его смертный час. Осуждённая историей социальная группа всегда старается возможно дольше не замечать неизбежности своей гибели. Она продолжает верить, что прошлое вернётся, что её кризис — временный. Этой иллюзией живёт и погибающее рыцарство.
Отсюда вера Дон-Кихота. Падающее рыцарство, как любая погибающая группа, было глухо к урокам истории. Отсюда неспособность Дон-Кихота учесть уроки действительности, отсюда его безмерный оптимизм. Вера Дон-Кихота в то, что он защищает угнетённых, что он борется за справедливость, тем полнее и искреннее, что он сам угнетён, подавлен тем, что больше не нуждаются в его услугах для защиты. Его наивный идеализм — результат беспомощности — является такой же карикатурой на доподлинное средневековое рыцарство, как его деревенская Дульцинея — карикатура на ту средневековую феодальную дама, служению которой посвятил себя Дон-Кихот.
Прославление Дон-Кихота — бунт человека, бессильного победить материю. Отрицание и насмешка над донкихотством — сознание сильного, умеющего заставить материю служить себе.
Хлестаков — порождение российской мелкопоместной гоголевской действительности. Хлестаковщина — лживость и хвастливость немощного, мечтающего о победах, легковерие ничтожных, жаждущих покровительства мощных победителей.
Общественная потребность в фиксации таких образов находит удовлетворение в том, что они возникают в литературе; писатель при этом даёт им свойственное данной эпохе конкретное выражение, сообщает им все специфические черты данной социальной формации. Тургенев не только произносит речь о Гамлете и утверждает его изначальную сущность: он и вслед за ним целый ряд писателей его эпохи создают своих русских Гамлетов, так называемых «лишних людей».
Салтыков-Щедрин образом Иудушки Головлёва, Достоевский образом Фомы Опискина («Село Степанчиково») перекликаются с Мольером («Тартюф»), а Альфонс Додэ создаёт в образе «Тартарена из Тараскона» своеобразное французское сочетание Дон-Кихота и Хлестакова.
Формалисты здесь видят «бродячие сюжеты» и стремятся установить те литературные приёмы, в поисках которых сюжеты блуждают. Но ясно, что тут литературные приёмы — обстоятельство производное, что не ими, как и не литературным влиянием «Тартюфа» Мольера на Достоевского и Щедрина, объясняется создание «Села Степанчикова» и «Господ Головлёвых». Их возникновение является результатом родственности социальной ситуации.
Литература каждый раз отмечает их в исторической конкретности, даёт им то индивидуальное для данной эпохи выражение, по отношению к которому так называемые «вечные» образы являются лишь наиболее совершенным родовым выражением.
Возникновение «Гамлета», «Фауста», повышение интереса к проблемам, которые ими поставлены, и охлаждение интереса к ним, культ этих произведений и их периодическое забвение — все это было каждый раз социально обусловлено, имеет основу в социальном быту. Вопрос о том, «что есть истина», проблема ограниченности человеческого познания, которая имела такое большое значение для создания этих образов, — могут волновать человечество ещё в течение многих поколений.
вечные образы
мифологические, библейские, фольклорные и литературные персонажи, ярко выразившие значимое для всего человечества нравственное и мировоззренческое содержание и получившие многократное воплощение в словесности разных стран и эпох (Прометей, Одиссей, Каин, Фауст, Мефистофель, Гамлет, Дон Жуан, Дон Кихот и др.). Каждая эпоха и каждый писатель вкладывают в трактовку того или иного вечного образа свой смысл, который обусловлен их многокрасочностью и многозначностью, богатством заложенных в них возможностей (напр., Каин толковался и как завистник-братоубийца, и как смелый богоборец; Фауст – как маг и чудодей, как любитель наслаждений, как учёный, одержимый страстью к познанию, и как искатель смысла человеческой жизни; Дон Кихот – как фигура комическая и трагическая и т. п.). Нередко в литературе создаются персонажи-вариации вечных образов, которым придаются иные нац. черты, или они помещаются в иное время (как правило, более близкое автору нового произведения) и/или в необычную ситуацию («Гамлет Щигровского уезда» И. С. Тургенева, « Антигона» Ж. Ануя), иногда – иронически снижаются или пародируются (сатирическая повесть Н. Елина и В. Кашаева «Ошибка Мефистофеля», 1981). Близки к вечным образам и персонажи, чьи имена стали нарицательными в мировой и нац. литературе: Тартюф и Журден («Тартюф» и «Мещанин во дворянстве» Ж. Б. Мольера), Кармен (одноимённая новелла П. Мериме), Молчалин («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Хлестаков, Плюшкин («Ревизор» и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя) и др.
Дон Кихот. Гравюра Г. Доре. 1860-е гг.
В отличие от архетипа, отражающего прежде всего «генетические», изначальные особенности человеческой психики, вечные образы всегда являются продуктом сознательной деятельности, имеют свою «национальность», время возникновения и, следовательно, отражают не только специфику общечеловеческого восприятия мира, но и определённый исторический и культурный опыт, закреплённый в художественном образе.
Полезное
Смотреть что такое «вечные образы» в других словарях:
Вечные образы — (мировые, «общечеловеческие», «вековые» образы) под ними подразумеваются образы искусства, которые в восприятии последующего читателя или зрителя утеряли первоначально присущее им бытовое или историческое значение и из… … Википедия
ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ — литературные персонажи, которым предельная художественная обобщенность и духовная глубина сообщают всечеловеческое, всевременное значение (Прометей, Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Фауст, Меджнун) … Большой Энциклопедический словарь
Вечные образы — ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ, мифологические и литературные персонажи, которым предельная художественная обобщенность, символичность и неисчерпаемость духовного содержания сообщают всечеловеческое, вневременное значение (Прометей, Авель и Каин, Вечный жид, Дон… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
вечные образы — мифологические и литературные персонажи, которым предельная художественная обобщённость, символичность и неисчерпаемость духовного содержания сообщают всечеловеческое, всемирное значение (Прометей, Авель и Каин, Вечный жид, Фауст, Мефистофель,… … Энциклопедический словарь
вечные образы — литературные персонажи, которым предельная художественная обобщенность и духовная глубина сообщают всечеловеческое, вневременное значение. Рубрика: художественный образ Пример: Гамлет, Прометей, Дон Жуан, Фауст, Дон Кихот, Хлестаков Вечные образы … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Вековые образы — или, как называла их идеалистическая критика, мировые, «общечеловеческие», «вечные» образы. Под ними подразумеваются образы искусства, к рые в восприятии последующего читателя или зрителя утеряли первоначально присущее им бытовое или историческое … Литературная энциклопедия
Нусинов, Исаак Маркович — [1889 ] видный советский критик и литературовед. Род. в м ке Чернихове Волынской губ. в зажиточной еврейской семье. С 15 лет участвовал в еврейском рабочем движении, с 1905 в «Бунде». В период реакции эмигрировал за границу, где изучал… … Большая биографическая энциклопедия
Нусинов — Исаак Маркович (1889 ) видный советский критик и литературовед. Р. в м ке Чернихове Волынской губ. в зажиточной еврейской семье. С 15 лет участвовал в еврейском рабочем движении, с 1905 в «Бунде». В период реакции эмигрировал за границу, где… … Литературная энциклопедия
ОБРАЗ — художественный, категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. О. также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто … … Литературный энциклопедический словарь
Что такое «вечные образы»?
Что такое «вечные образы»?
Иногда бывает так, что образы похожих героев встречаются во многих произведениях, созданых разными авторами в разное время. Несмотря на то, что в каждом из произведений они носят разные имена, читатель легко улавливает сходство между ними. Оно основано на том, что все эти образы отражают одну и ту же философскую или нравственную идею. Такие образы и называются «вечными».
К числу таких образов относится, например, Дон-Кихот. Хотя после написания романа Сервантесом прошло много веков, образ защитника всех обездоленных продолжает волновать писателей. Имя Дон-Кихота стало не просто литературным персонажем, но и обозначением идеи бескорыстной помощи.
Аналогичная судьба и у образа Робинзона Крузо. Множество подражаний и похожих героев в литературе позволяют говорить о том, что он также стал нарицательным обозначением упорства и стойкости.
Одним из самых популярных образов такого рода является образ Золушки. В многочисленных произведениях рассказывается, как героиня (или герой), пережив трудности и невзгоды, в конце вознаграждаются за доброту, ум и трудолюбие.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Универсальные символы-образы
Универсальные символы-образы Вещь справедлива не потому, что этого хочет Бог, но Бог именно потому ее желает, что она справедлива. Св. Фома Символы-образы – зачастую предметы (вещи) или графические изображения, имитирующие форму того существа или предмета, с которым они
Образы времени
Образы времени Мудрые обращают годы в месяцы, месяцы – в недели, недели – в дни. Парацельс Все бренно в этом мире.Образ неумолимого времени – дорога. Символ времени – песок, струящийся сквозь пальцы. Атрибуты отмеренного времени – часы, горящая свеча; это символ
№ 8: Ищите оригинальные образы
№ 8: Ищите оригинальные образы Ищите оригинальные образы, составляйте списки синонимов, свободных ассоциаций — удивляйтесь возможностям языка. Отвергайте клише и творческие идеи «первого уровня».Мэр хочет перестроить разрушенный деловой центр города, но не намерен
№ 28: Используйте зрительные образы
№ 28: Используйте зрительные образы Превратите свой ноутбук в видеокамеру.Еще до появления кино, писатели научились использовать кинематографические приемы на бумаге. Под влиянием изобразительных искусств они давно поняли, как наводить фокус, чтобы схватить
Вечные подростки
Вечные подростки Для многих американцев лучшие годы жизни – это старшие классы, от пятнадцати до восемнадцати лет. У подростков никаких обязанностей, куча возможностей заработать на карманные расходы и пропасть энергии, чтобы оттягиваться и хулиганить. Многие так на
Вечные следы на Новой Гвинее
Вечные следы на Новой Гвинее Несмотря на солидный список экспедиций Н.Н. Миклухо-Маклая, проведшего в странствиях практически половину своей жизни, на которую ему было отпущено всего 42 года, имя его навечно связано именно с папуасами Новой Гвинеи. Выдающийся русский
Глава 2 МИФОЛОГИЗИРОВАННЫЕ ОБРАЗЫ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ
Глава 2 МИФОЛОГИЗИРОВАННЫЕ ОБРАЗЫ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ Дуб. — Верба. — Береза. — Иван-да-марья. — Папоротник. — Яблоня. — Волк. — Медведь. — Бык. — Пчела. — Лягушка. — Кукушка. Мифологизированные образы растений Образы растений занимают заметное место в
Мифологизированные образы растений
Мифологизированные образы растений Образы растений занимают заметное место в мифопоэтичес-ких представлениях. Выше уже шла речь о мировом древе как едином растительном образе, воплощающем архаическое восприятие мира. Значительная роль и диких, и культурных растений в
Мифологизированные образы животных
Мифологизированные образы животных Роль животных в мифологии чрезвычайно велика и определяется тем исключительным значением, которое они имели на ранней стадии развития человечества, когда люди еще не выделяли себя из ряда живых существ и не противопоставляли себя
МИФОЛОГИЗИРОВАННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ И СОБЫТИЯ
МИФОЛОГИЗИРОВАННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ И СОБЫТИЯ Алеша Попович Алеша Попович — младший из трех богатырей, основных героев русского эпоса. Имя Алеша в Древней Руси было уменьшительным от Александра. В летописях упоминается не сколько Александров Поповичей, живших в
AETERNAE VERITATES Вечные истины
AETERNAE VERITATES Вечные истины ABIENS, ABI! – Уходя, уходи!AD AUGUSTA PER ANGUSTA. – К высоким постам узкими дорожками.AD ARMA, CIVES! – К оружию, граждане!AD BENE VIVENDUM BREVE TEMPUS SATIS EST. – Чтобы честно прожить, довольно и малого времени.ADVOCATUS DIABOLI. – Адвокат дьявола.ALEA JACTA EST. – Жребий брошен. (Гай Юлий
Вечные поиски философского камня
Вечные поиски философского камня Считается, что поиски философского камня унесли больше жизней, чем некоторые войны. И это неудивительно: ведь он обладал уникальными свойствами. При помощи философского камня можно было обрести бессмертие и мудрость, он обладал
Вечные образы
Вечные образы — это художественные образы персонажей, которые будучи однажды созданы, приобретают настолько очевидную общечеловеческую, внеисторическую значимость, что впоследствии, превращаясь в своеобразные символы, вновь и вновь возникают в творчестве писателей последующих эпох.
В вечных образах запечатлены главные качества и свойства человеческой личности (готовность к самопожертвованию, стремление обрести истину, тяга к идеалу, поиски смысла жизни) и широта типизации их так велики, что меняющаяся историческая обстановка позволяет развивать заложенный в них универсальный смысл, усиливая те или иные оттенки. К вечным образам относятся Прометей, Фауст, Гамлет, Дон Жуан, Дон Кихот и другие.
Емкость и содержательность вечных образов настолько значительны, что они приобрели непреходящую эстетическую ценность.
Неутолимость творческих запросов человека нашла отражение в вечном образе Фауста. Но характер искателя истины, готового во имя нее на серьезные жертвы, со временем существенно менялся.
Древние легенды о докторе Фаусте считали само познание тяжким грехом, а тяжелую расплату за познание неизбежной. Герой «Трагической истории доктора Фауста» (1589) английского драматурга Кристофера Марло, прозрев, уже протестует против уготованной ему за познание казни. Хотя раньше сам был на нее согласен. Еще более очевидно идеал счастья, доставляемого человеку знанием и трудом, торжествует над угрозой расплаты в «Фаусте» Гете.
Однако и здесь художественные возможности, заложенные в вечных образах не были исчерпаны. Немецкий писатель ХХ века Томас Манн продолжил их в своем романе «Доктор Фаустус».
То же самое в вечном образе, пришедшем из испанских легенд XIV-XVII веков дон Жуане, о Гамлете. Но вечные образы не следует смешивать с образами, которые стали нарицательными (Тартюф, Обломов, Манилов), они не имеют такого обобщающего общечеловеческого значения.
Нередко образ литературного героя строится в соответствии с замыслом автора как сознательная ретроспекция вечного образа: образ Прометея в поэзии Байрона.
Потенциально всякий образ, воспринимаемый как современный читателями разных эпох, может расцениваться в качестве «вечного». Однако по традиции, установившейся в литературоведении, к вечным относятся прежде всего такие образы, которые дают возможность их многозначной философской интерпретации.