вечная память что это значит
Значение словосочетания «вечная память»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Изначально выражение использовалось как для прославления живых или умерших выдающихся лиц. Возникновение такой практики относят к эллинистическому периоду. В христианстве выражение использовалось в том же значении, но уже применительно к усопшим. Первоначально это касалось церковных деятелей (например, в Деяниях Халкидонского собора 451 года возглашается «Вечная память Кириллу!»), а затем и императоров (например, в чине Торжества православия).
В более поздней практике «Вечная память» стала последованием панихиды по любым усопшим. Оно трижды поётся по следующей схеме:
Во время провозглашения «вечной памяти» принято совершать три удара в колокол. В богослужебной практике «вечная память» обычно поётся после заупокойных последований и ей обычно предшествует панихидное возглашение.
«Вечная память», являясь заупокойным богослужебным текстом, не поётся в честь святых. Во время церемонии канонизации святого усопшему в последний раз возглашают «вечную память», а затем поют ему величание, как новопрославленному святому. Исключение в виде возглашение «вечной памяти» в её изначальном смысле сохранилось лишь в ряде богослужебных текстов, например в службе равноапостольным Константину и Елене или в Чине Торжества православия.
На заупокойной литии в Великий пост это песнопение троекратно поётся в несколько изменённом виде:
«Ве́чная ва́ша па́мять, / достоблаже́ннии отцы́, бра́тия и се́стры на́ша, / приснопомина́емии!»
В Католической церкви существует схожее песнопение для поминовения усопших — «Покой вечный» (лат. «Requiem Æternam»). От его первого слова заупокойная месса получил название реквием.
пребывания какого-н. умершего в памяти, в воспоминании людей.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: липнуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
8. Что такое “память вечная”?
8. Что такое “память вечная”?
Вопрос: Что такое “память вечная”?
Отвечает священник Александр Мень:
Когда мы говорим о вечной памяти, не воображайте, друзья мои, что речь идет о человеческой памяти. Человеческая память исключительно непрочна. Но та единственная Божественная Мысль, которая объемлет все, которая сохраняет все прекрасное и не даст ничему погибнуть, — она-то и есть та неумирающая Память, которая восходит и уносит нас в Вечность.
Читайте также
Что такое покаяние? Что делать, если покаянные молитвы не рождают покаяния? Что такое «сухая молитва» и как избавиться от нечувствия сердца?
Что такое покаяние? Что делать, если покаянные молитвы не рождают покаяния? Что такое «сухая молитва» и как избавиться от нечувствия сердца? — Что такое покаяние?— Иоанн Лествичник определяет покаяние следующим образом:«Покаяние есть возобновление крещения.Покаяние
Его вечная сила
Его вечная сила Энергетические запасы созданной Вселенной столь огромны, что человеку совершенно непостижимы. Энергию для всех своих физических и биологических процессов Земля получает от Солнца. Но только бесконечно малая часть энергии Солнца используется Землей. А
Вечная жизнь
Вечная жизнь Любое подобное учение о спасении подразумевает выживание человеческой души (если уж не говорить о воскресении вместе с ней и человеческого тела) и будущий личный суд для всякого человека. Мы видим, что подобным верованиям определенно учит литература
Что такое «память смертная»?
Что такое «память смертная»? Память смертная – это особенное чувство. Человек не может помнить о смерти, это неестественно для него. Знать о смерти человек не может, потому что он не имеет этого опыта. По крайней мере, мы понимаем, что такое болезнь, к болезни мы можем
Что такое хорошо, и что такое плохо
Что такое хорошо, и что такое плохо Теперь мы встретились с безупречной Дхармой, учением Будды, причем именно с учением Махаяны, Великой Колесницы, которое показывает путь к великому освобождению, к полному Пробуждению. Мы обрели драгоценное человеческое рождение и
Что такое хорошо, и что такое плохо
Что такое хорошо, и что такое плохо Теперь мы встретились с безупречной Дхармой, учением Будды, причем именно с учением Махаяны, Великой Колесницы, которое показывает путь к великому освобождению, к полному Пробуждению. Мы обрели драгоценное человеческое рождение и
Что такое память?
Что такое память? «Память, — это средство, при помощи которого мы записываем и храним информацию о прошлых событиях, чтобы воспользоваться ей в настоящем» (Sternberg, 2006, р. 157). Среди вещей, которые мы помним, хранятся наш личный опыт (скажем, последнее свидание), факты
Вечная память (Суббота)
Вечная память (Суббота) «Чаю воскресения мертвых И жизни будущаго века, аминь!» Современный культурный человек покорил запредельные вершины. Он проник туда, где раньше никто не бывал и не предполагал побывать. Своим пытливым и любознательным разумом он стремится к еще
Вечная молодость
Вечная молодость Шьямала деви даси. Ей было 55лет. Это произошло во Вриндаване в 2002 году, она оставила здесь тело. А приехала сюда в 2000 году, вовсе не собираясь здесь оставаться надолго. Это был не первый ее приезд во Врадж.Раньше она даже несколько раз участвовала во
Вечная молодость
Вечная молодость Шьямала деви даси. Ей было 55лет. Это произошло во Вриндаване в 2002 году, она оставила здесь тело. А приехала сюда в 2000 году, вовсе не собираясь здесь оставаться надолго. Это был не первый ее приезд во Врадж.Раньше она даже несколько раз участвовала во
Что такое теория? Что такое факт?
Что такое теория? Что такое факт? Каким критериям должна отвечать теория для того, чтобы считаться научной в общепринятом смысле? Джордж Гейлорд Симпсон (1964) указывал:«В любом определении науки говорится, что утверждение, которое нельзя подтвердить наблюдениями, не
“ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ” В НЕДЕЛЮ ПРАВОСЛАВИЯ
“ВО БЛАЖЕННОМ УСПЕНИИ” И “ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ”
“ВО БЛАЖЕННОМ УСПЕНИИ” И “ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ” В заключение всего последования панихиды возносится моление о даровании усопшим вечного покоя и вместе громогласно исповедуется, что рабы Божий блаженно почивают, находятся в вечной памяти у Бога. Эту истину, это исповедание
Письмо 60 Мелентию Д., на вопрос, что означают слова “вечная память”
Письмо 60 Мелентию Д., на вопрос, что означают слова “вечная память” Тебя мучает то, что ты не понимаешь значения этих слов, которые столько раз слышал и сам часто произносил над усопшими. Хорошо делаешь, что спрашиваешь: чем лучше человек знает нашу исконную и добрую
Что такое «вечная память»
Слово на Троицкую родительскую субботу
Царство Небесное, вечная память всем, за кого сегодня святая Церковь накануне праздника Пресвятой Троицы приносит свою молитву, о всех от века почивших православных христианах, всех сподобившихся крещения во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, всех, кто по Превечному замыслу Божию должны быть в славе Божественной со всеми святыми. Мы приносим наши молитвы, вверяя души наших близких милосердию Божию, ищем заступничества у Божией Матери и всех святых, тех кто уже достиг жизни, для которой создан человек. Мы всех стараемся включить в нашу молитву — не только наших близких, но и тех, кого мы вспомнить не можем, потому что мы их просто не знали, и тех, за кого некому помолиться. Наша молитва, конечно же, несовершенна, как несовершенна наша любовь. Но тем не менее то, что здесь в храме происходит, имеет очень большое значение. Это самое главное, что сейчас совершается в мире, самое важное дело из всех дел, какие могут быть.
Когда мы выйдем из храма, мы постепенно снова погрузимся в свои обычные дела и заботы, и память об усопших как бы уйдет от нас. И это естественно. Но есть вечная память — память, которая принадлежит Богу и которая пребывает всегда. Как бы ни была неглубока наша молитва, наша надежда всегда заключается в том, что Бог присутствует в этой молитве, и Бог знает, как углубить любовь тех, кто молится. Он открывает нам тайну Церкви, когда мы молимся за всех словами: «со святыми упокой».
Когда происходит прославление святого, совершается необыкновенное. Один человек рассказывал мне, как он присутствовал на прославлении священномученика Илариона в Сретенском монастыре. Прежде чем Церковь провозгласит кого-то святым, в последний раз звучит песнопение, которое мы слышим каждый раз во время панихиды, за всеми нашими заупокойными службами: «Со святыми упокой». И во время этого пения ему вдруг дано было узнать, что весь храм заполнился Божественной благодатью, святостью Божией, той новой жизнью, для которой создан человек. Церковь не создает святых. Сам Бог Духом Святым свидетельствует о Своем новом избраннике. И в то же время это значит, что и наши молитвы имеют значение. Они приняты, Церковь домолилась до Бога, и Бог открывает ей, что этот человек святой. Остается только возвестить всему миру о его святости.
И мы в такой же надежде молимся о всех усопших, и, наверное, в первую очередь о праведниках, чтобы Господь упокоил их со святыми. Может быть, не будут они прославлены, как великие угодники Божии, но всякий раз, когда мы среди наших записок встречаем имена людей, которые приняли достойную христианскую кончину, мы знаем, что соединяемся с ними сокровенным, таинственным образом. Они уже имеют власть ходатайствовать за нас перед Богом, и Бог иногда дает нам каплю благодати, если наша молитва истинна. Каплю той благодати, которая идет от океана благодати, когда прославляются великие святые, и мы сподобляемся участвовать в этой тайне молитвы Церкви.
Но в то же время Церковь призывает нас, если мы хотим действительно быть причастными жизни вечной, с не меньшей заботой предстательствовать о людях грешных — в этом жизнь Церкви. Святые отцы говорят нам, что горе будет миру, если христиане отвернутся от него, мир погибнет. И горе будет всем умершим без должного покаяния, если мы перестанем за них молиться. Горе будет и нам, потому что мы не узнаем, что такое любовь Христова, мы не достигнем ни Бога, ни одного человека, потому что это одна и та же обнимающая всех на Кресте любовь.
Преподобный Силуан Афонский предупреждает нас о тех, кто лишен после смерти Божественного света: «Не говори: “сам виноват”, или сердце у тебя железное, но в раю железо не нужно». Семя фарисейства с его зловредными побегами постоянно угрожает нашей жизни, и они будут исторгнуты с корнем только при конце истории, когда все раскроется до конца, и мы предстанем обнаженными пред Богом.
Вот эта тайна, которую открывает нам Церковь, что этот не имеющий никакой надежды человек оказался достойным любви. Бог остановил на нем взгляд — на том, кто не хотел смотреть на Бога, и Бог вверяет его любви того, кто молится. И тому, кто молится, дается от Божией любви, так что он может видеть, как Бог любит этого грешника.
Какая она — вечная память
Монахиня Иулиания (Денисова): В последние месяцы было очень много уходов в жизнь вечную близких нашему монастырю людей. В связи с этим я часто задумываюсь о том, что такое вечная память. Разбирая мамины архивы, в которых сохранились наши с братом детские фото, папины аттестаты и еще что-то, я столкнулась с тем, что моим детям это неинтересно и не нужно так, как мне. Я удивилась, что сегодняшние молодые люди, компьютерно-ориентированные, не стремятся к вещественной памяти, у них «все в компьютере».
Двадцать с лишним лет назад умер мой отец. Тогда у меня не находилось времени, чтобы расспросить его о том, как они жили, узнать о наших предках. Сейчас мне так этого хочется, а спросить-то уже некого…
Я говорю своим детям: «Храните память о предках, чтобы ваши дети, внуки знали, кто был у них в роду». Но, к сожалению, у них на этот счет пассивное отношение: «Мы и так все помним. У нас же есть Интернет, где хранится вся наша «память»».
В связи с этим я задумалась: неужели этот компьютерный склад мышления и есть наша вечная память? И вообще, нужна ли вещественная память об ушедших людях или достаточно молитвенной памяти? Например, заплатил человек миллион за так называемое вечное поминовение — и спокоен, за него будут постоянно молиться.
Или вечная память — это когда ты скорбишь внутри каждый день, что человека нет? Молишься ты о нем или нет, не важно, главное — помнишь. Или — это когда ты перебираешь вещи, оставшиеся от близкого человека; или бесконечно смотришь его фотографии? Или вечная память существует вне зависимости от тебя и твоих действий — у Бога?
Протоиерей Андрей Лемешонок: Когда живешь литургией, то трудно понять, кто живой, а кто мертвый. Мы все-таки пытаемся говорить о вечности, стараемся преодолеть человеческое. Христианство подразумевает, что человек начинает думать другими мерками. Мои родители, твоя мама в числе людей, за которых мы молимся. Мы говорим о том, спаслась ли душа, в вечности ли она — вот что важно.
Девятнадцатый, пятнадцатый, первый век — человек один и тот же. Читаешь апостола Павла и видишь картинку сегодняшней жизни: всяк человек ложь (Пс. 115: 2). Конечно, мы можем идеализировать, вспоминать детство, другой уклад, другие отношения, но этим постоянно жить не будешь. И хранить что-то на полочках для памяти, чтобы потом перебирать, думаю, не имеет особого смысла. Лучше встать и помолиться. Это мое мнение. Может, я бесчувственный человек…
Монахиня Иулиания: Тогда возникает вопрос: нужны ли нам жития святых?
Протоиерей Андрей: Нужны. Жития святых — это не автобиография. Они пишутся Церковью нам в назидание. Некоторые говорят, что в житиях многое преувеличено, надумано. Конечно, если писать жизнеописание святого, то ситуация будет другой. Цель житий — чтобы человек, прикоснувшись к жизни святого, увидел действие Бога, а не копался в грязном белье, которого у каждого, даже у святого, хватает.
Мы же не будем вспоминать, что святитель Кирилл Александрийский говорил по поводу Иоанна Златоустого. Это их разборки были… Мы будем говорить о том, что Господь явил через этих святителей. Так же и об усопшем мы никогда не говорим какие-то плохие вещи, которых в жизни было много. Мы говорим о хорошем. Надо такую память сохранять.
Монахиня Иулиания: Сейчас много святых, о которых сохранилось достаточно много информации, особенно это касается XX века. В их житиях есть все. Это про святых первых веков один-два абзаца написано, и то идеализированно.
Протоиерей Андрей: Очень важно увидеть немощь человека и то, как он с ней боролся.
Монахиня Иулиания: Когда я кому-то рассказываю о преподобномученице Елисавете, то всегда акцентирую внимание на том, что она была внучкой английской королевы, немецкой принцессой, по-русски не говорила, а стала русской святой. И для меня это важно. Это же чудо — как человек становится русским. А человек становится русским тогда, когда он сам себя считает русским и видит себя в пространстве русской культуры.
Я, например, боюсь, что после моей смерти мои дети не сохранят имена наших потомков, которые удалось узнать (по моей просьбе поднимали архивы в Новочеркасске, удалось узнать новые имена). Я всех стараюсь поминать. А вот когда я уйду, кто будет их поминать? Неужели вечная память о них прервется? Или Сам Господь их будет поминать?
Протоиерей Андрей: Ты же их поминаешь, и есть надежда, что они в Царствии Небесном. Так что они уже за тебя и твоих сродников будут молиться.
Монахиня Иулиания: У Бога же нет времени как категории? Если я молилась 20‒30 лет своей земной жизни, а потом моя молитва прервалась, что тогда?
Протоиерей Андрей: Церковь молится о мире всего мира. Старец сидел на берегу моря, и молодой отец Софроний сказал ему: «Молись за меня, отче». А тот, не обращая на него внимания, ответил: «Я молюсь за весь мир, и ты там тоже есть».
У каждого своя мера. Тот, кто бережет память о своих предках, аккуратно хранит архивы и так далее — хорошо делает. А кто не следит за семейными архивами — тоже неплохо делает. Он уже думает о горнем, ему все это не очень важно. Везде можно найти добрый помысел.
Все будут поминаться. Будешь умирать — передашь кому-нибудь свой синодик. Внуку, например (смеется).
Часто видишь такую картину: прекрасная семья, живут в достатке, а потом проходит время, и от этой семьи ничего не остается. Вот, кажется, жили так дружно, можно было любоваться, и вдруг раз — никого нет: авария. Дом, который строили и где должны были жить столько людей, оказался пустым. И стоит старушка и говорит: «Кому это строили? Почему так случилось?» Как вместить то, что Бог забрал всех? Думаю, нам тут не нужно мудрствовать.
Как люди общаются в Царствии Небесном? Нам трудно ответить на этот вопрос. Старец Силуан говорил, что он молится за всех, но когда он увидит Бога, то никого уже помнить не будет — все растворится в Божией любви.
Монахиня Иулиания: Но некоторые и ад видят…
Протоиерей Андрей: Это все очень условно. Например, мы часто видим ангела как юношу с крыльями и кучеряшками. Ну, какой же это ангел? Это просто образ. К чему человек готов, то ему и показывается.
Письмо 60. Мелентию Д., на вопрос, что означают слова «вечная память»
Тебя мучает то, что ты не понимаешь значения этих слов, которые столько раз слышал и сам часто произносил над усопшими. Хорошо делаешь, что спрашиваешь: чем лучше человек знает нашу исконную и добрую православную веру, тем больше любит ее. «Вечная память» – вечное воспоминание о человеке. Однажды я слышал, как кто-то в прощальном слове над умершим воскликнул: «Вечная тебе память на этой земле!». Я был удивлен такому неверному истолкованию нашей веры. Может ли быть что-нибудь вечное на земле, где все преходяще, где все мы гости? В самом деле, ничтожного блага мы хотим покойному, если желаем вечного воспоминания о нем в мире, который сам приближается к концу. Но, даже если память о ком-то будет жить на земле до конца времен, что ему от того, если он будет забыт небесами?
Правильно думать, что мы желаем усопшему вечной памяти в вечности, в жизни вечной и в Царстве Божием. В этом заключен смысл слов «вечная память».
В божественной науке имя иногда отождествляется с самим человеком. В Откровении говорится: /произошло великое землетрясение, и погибло семь тысяч имен человеческих/ (ср.: Откр. 11, 13 ). Под землетрясением следует понимать великие искушения, которым поддались /семь тысяч имен/, отпали от Христа и погубили свои души. Погибли не только их тела – это менее важно, – но погибли имена и души. Их имена были вычеркнуты из Книги живых и из вечности.
Кто желает бессмертного поминовения в вечности, тот евангельского духа ищет. Кто хочет своему имени бессмертия на земле, тот тщеславится. Знай, что многие из тех, кто неслышно и незаметно прошел по этой жизни, обрели бессмертие именам своим в том мире, который выше смерти и перемен. Подумай об этом, брат Мелентий, и Господь еще многое откроет тебе. А когда услышишь о моей смерти, тихо помолись: «Вечная ему память».