вечерний намаз что это
Время вечерного намаза (Магриб)
«Первое, за что будет произведен расчет с рабом Аллаха в День воскрешения – молитва». (ат-Табарани). Пророк (мир ему и благословение): «Когда мусульманин совершает намаз ради Аллаха, его грехи спадают с него, как листья» (Муслим). Вечерний – один из обязательных молитв.
Время вечернего Магриб намаза
Сразу после захода дневного светила начинается время вечернего намаза. Расулюллах (да благословит его Аллах и приветствует) изрек: «Совершайте вечернюю молитву, как только зайдет солнце». (ат- Табарани). Из сказанного следует, что как только диск солнца исчезнет за горизонтом, наступает время богослужения. Не путать с началом времени Иша намаза, который начинается с полным исчезновением вечерней зари. Промежуток, отведенный на вечернюю молитву, короткий: нужно торопиться с Ахшамом, время Магриба не стоит откладывать. Хадис о приходе Джибриля (мир ему) в течение двух дней к Пророку (мир ему и благословение) дает понять, что данный намаз предпочтительно читать в самом начале.Получив ответ на вопрос, во сколько читать вечерний намаз, мусульманину следует выполнять его своевременно, уповая на милость Всевышнего.
Когда вечерний намаз считается сделанным вовремя
В отличие от других молитв, срок на выполнение которых может растянуться: (выбор и необходимость), вечерний намаз следует выполнять в строго определенное время. Магриб намаз будет считаться выполненным в срок, если приступили к нему после захода дневного светила и закончили до растворения зари. «Время вечерней (Магриб) молитвы длится до исчезновения вечерней зари». (Муслим). Нужно уложиться за отведенный промежуток времени. О важности своевременного соблюдения вечернего намаза сказал почтенный Расулюллах (да благословит его Аллах и приветствует): «Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд». (Ахмад, Абу Дауд).
Объединение намаза Магриб и Иша
Если время чтения намаза Магриб начинается с заходом солнца и заканчивается с растворением зари, то Иша намаз длится до рассвета. Причем до середины ночи – время выбора, до рассвета – по необходимости.
Последователи Абу Ханифы соединяют вышесказанные намазы лишь при совершении хаджа. В одном из риваятов сообщается, что пребывая на Арафате и Мудзалифе, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совмещал вечерний и ночной намазы. Ученые ханафитского мазхаба придерживаются того мнения, что во время военного похода или хаджа досточтимый Расулюллах (мир ему и благословение) вечерний намаз совершал в самом конце предписанного срока, а ночной в самом начале по времени. Из чего следует, что каждый намаз читался в свое время. Никто из ученых Ислама никогда не говорил о дозволенности объединения Магриб и Иша намазов вне путешествия. Последователи Абу Ханифы под путешествием подразумевают хадж.
Правоверный мусульманин должен остерегаться совмещать вечерний и ночной намазы без уважительной причины. Нужно выполнять каждый намаз в соответствии с установленным временем. О важности выполнения намазов в соответствующий срок Всевышний говорит: «Воистину, молитвенный обряд для верующих предписан в строго определенное время». (Священный Коран. Сура «ан–Ниса», аят 103).
Что делать, если невозможно определить время намаза по солнцу
Трудности в определении точного времени намаза могут возникнуть при отсутствии солнца. Такая проблема актуальна в северных широтах, где несколько дней или месяцев устанавливается полярная ночь. Невозможность установления точного времени, сложные метеорологические условия также вызывают затруднение в совершении обрядовой молитвы. В таких случаях возможны три пути решения:
В любом случае не следует отчаиваться, а уповать на милость Всевышнего, так как намаз является высшей формой поклонения. Недаром Аллах, свят Он и велик, сказал: «Поистине, блаженны верующие, которые смиренны при совершении молитвы…». (Священный Коран. Сура «аль-Муъминун», аят 1,2).
Совершение ритуальной молитвы несет в себе неисчислимые блага. Благодаря намазу между правоверным мусульманином и большими грехами возникает непреодолимая преграда. Человек очищается от мирского и уповает на прощение Господа миров.
Молитвенный коврик: читаем намаз в чистоте
Чистота в исламе имеет очень важное положение, особенно если это касается поклонения Всевышнему, которое должно сопровождаться чистотой как внутренней (чистота помыслов) так и.
Кто заслуживает право быть имамом на молитве с джамаатом?
Так как намаз является важнейшим богоугодным делом, а совместный намаз является еще более почетным, возникает вопрос кто же может быть имамом в намазе.
Посланник Всевышнего (мир ему): «Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз» (ат-Тирмизи). Утренний намаз входит в пять обязательных молитв, которые правоверный.
Вечерний намаз что это
Намаз – это персидское слово обозначает один из самых важных видов поклонения Всевышнему Аллаху: определенные слова и движения, которые вместе составляют исламский молитвенный обряд.
Каждый совершеннолетний (по Шариату) и находящийся в здравом уме мусульманин обязан сначала обучиться способу совершения намаза, а затем ежедневно – в определенные промежутки времени – выполнять его.
В арабском языке намаз обозначается словом «солят», что изначально означает «дуа» («мольба» – то есть обращение к Аллаху с просьбой о благе для себя или других людей). Весь комплекс слов и движений стал обозначаться этим словом, поскольку дуа – это важнейшая часть нашего намаза.
Намаз – это прежде всего наша связь с Аллахом, а также выражение благодарности Ему за все бесчисленные блага, которыми Он нас одарил.
Откуда мы знаем об обязанности совершать намаз?
Обязанность совершать намаз установлена Всевышним Аллахом в Священном Коране. Хадисы нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, подтверждают повеление Господа, а также подробно объясняют нам способ совершения намаза и другие связанные с ним аспекты.
Намаз упоминается в Коране многократно. Так, например, Всевышний Аллах говорит: (смысл)
В одном из достоверных хадисов передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил своих сподвижников:
Намаз обязателен для каждого человека, в котором объединились три условия:
1. Ислам. Немусульмане не обязаны совершать намаз.
2. Совершеннолетие по Шариату. До этого ребенок не обязан совершать намаз.
3.Рассудок. Для сумасшедшего совершение намаза не обязательно.
Родителям следует приучать детей к совершению намаза с семилетнего возраста. По достижении ими десяти лет их необходимо заставлять совершать намаз, а за несовершение – наказывать.
Фард-намазы – это такие намазы, совершение которых обязательно, причем эта обязательность уставлена однозначным, не подлежащим сомнению доводом. Это прежде всего пять ежедневных молитв:
Наилучшее время совершения утреннего намаза: ближе к концу его времени, когда становятся видны контуры предметов. Смысл выбора такого времени в том, чтобы собрать как можно больше людей для совершения коллективного намаза в мечети. Однако не следует чрезмерно его откладывать, чтобы не выйти за пределы установленного временного промежутка. У мусульманина должно быть достаточно времени для того, чтобы подготовиться к намазу (совершить омовение, одеться и т. п.), а также чтобы была возможность неторопливо прочитать в обоих ракаатах утреннего намаза от сорока до шестидесяти аятов Корана, прежде чем солнце выйдет из-за горизонта. Женщине же, совершающей фаджр-намаз в одиночку, предпочтительно выполнить его в самом начале времени.
С этого времени наступает период совершения намаза аср.
Оптимальное время совершения намаза зухр зависит от времени года. Зимой (а также весной и осенью) лучше всего совершать его ближе к началу его времени. Летом же желательно отложить его совершение на более позднее время: в самом начале его времени обычно дневная жара достигает своего пика. Мусульманам будет легче собраться в мечети для совершения намаза зухр коллективно, когда жара начнет немного спадать.
Лучше всего этот намаз выполнять не сразу, а чуть попозже, но и не следует откладывать до того момента, пока солнце станет красноватого или рыжего цвета и глаза смогут безболезненно смотреть на него. Совершение намаза аср после этого момента (обычно солнце становится таким за 20-30 минут до заката) будет грехом, однако намаз совершить нужно все равно.
Оптимальное время выполнения вечернего намаза – сразу, как только возникнет уверенность в наступлении его периода (то есть как только не останется сомнений, что солнце зашло за горизонт). Желательно читать вечерний намаз сразу после азана, не совершая между азаном и икаматом никаких дополнительных намазов. Совершать магриб ближе к концу его периода – нежелательно (макрух танзихан).
Наилучшее время выполнения ночного намаза – конец первой трети ночи. Для определения этого времени нужно период от начала ночного намаза до начала утреннего разделить на три части: например, если по нашему расписанию время намаза иша наступает в 18-30, а намаза фаджр – в 6-30 утра, то, разделив двенадцатичасовой период на три части, мы получим следующие отрезки времени:
Витр-намаз. Этот намаз является ваджибом для всех мусульман, обязанных совершать намаз.
Состоит из трех ракаатов с одним салямом в конце. В каждом ракаате обязательно (ваджиб) читать суру «Аль-Фатиха» и суру (или аяты) после нее. После второго ракаата является ваджибом сесть для чтения ташаххуда, а затем, не читая после него ничего (ни салавата Пророку, мир ему и благословение Аллаха, ни дуа), встать для совершения третьего ракаата. В начале третьего ракаата не нужно читать «сана» («Субханака…») и таʼаввуз («Аʼузу билляхи…»). После чтения суры «Аль-Фатиха» и другой суры (аятов) в третьем ракаате намаза витр нужно поднять руки на уровень ушей, произнося такбир – «Аллаху акбар», – затем является ваджибом прочитать дуа-кунут, после которого нужно перейти в поясной поклон (руку) и далее завершить намаз обычным способом.
Само по себе чтение дуа-кунут является ваджибом, однако чтение его в определенной форме является сунной.
Намаз витр совершается после иша (ночного намаза), и время его совершения заканчивается с наступлением времени намаза фаджр. Оптимальное же время для выполнения намаза витр – последняя треть ночи. Если мусульманин уверен, что сможет проснуться в конце ночи для исполнения витра, то его лучше отложить. В противном же случае следует совершить намаз витр сразу после намаза иша (и после двух ракаатов желательного намаза (сунна муаккада) после него).
Витр-намаз совершается мусульманами в одиночку, кроме месяца Рамадан: в это время витр читается мусульманами коллективно после намаза таравих. И имам, и джамаат читают дуа-кунут про себя.
Тот, кто пропустил намаз витр намеренно или по забывчивости, обязан восполнить его.
Ид-намаз (праздничный намаз). Два праздничных намаза в году: на Ид аль-фитр (ураза-байрам) и на Ид аль-адха (курбан-байрам) – являются ваджибом для тех, кто обязан посещать пятничный намаз (джума): для здорового мужчины-мусульманина, не находящегося в этот момент в пути.
Женщины, больные, слепые и путники не обязаны совершать праздничный намаз. Однако, если они все же совершат его, их намаз будет действителен.
Время совершения праздничного намаза наступает, когда солнце поднимется над горизонтом на высоту копья, то есть примерно спустя 30-40 минут после восхода и завершается в тот момент, когда солнце достигает зенита (за некоторое время до начала намаза зухр).
Ид-намаз состоит из двух ракаатов и совершается коллективно. Имам в нем читает Коран вслух. Отличительной особенностью праздничных намазов являются дополнительные такбиры: три в первом ракаате сразу после чтения «сана» («Субханака…») и три во втором ракаате перед руку. После намаза имам читает хутбу. Совершать праздничный намаз без хутбы или читать хутбу до намаза нежелательно (макрух).
Времена намазов – игра света и тени
Умеете ли вы определять время совершения намаза?
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
حافظوا على الصّلوات
Смысл: «Строго постоянствуйте в выполнении пяти обязательных намазов» (сура «Аль-Бакара», аят 238).
А в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «Есть пять намазов, которые Аллах повелел выполнять Своим рабам. Кто выполняет их как следует, должным образом, тому Аллах обещал Рай. А кто не выполнял свои обязанности, тот в опасности. Аллах по Своему желанию накажет его или дарует ему прощение».
Пять обязательных намазов
1. Утренний намаз («ас-субх»).
2. Полуденный намаз («аз-зухр»).
3. Послеполуденный намаз («аль-‘аср»).
4. Вечерний намаз («аль-магриб»).
5. Ночной намаз («аль-‘иша»).
Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин (мукалляф), кроме женщины, находящейся в периоде менструации или послеродового очищения, должен выполнять пять намазов в сутки.
Первой молитвой, совершённой Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), является обеденная молитва. Имам Табарани передал в книге «Авсат» от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) и Абу Саида (да будет доволен им Аллах): «Первой обязательной молитвой, возложенной Господом на Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), является обеденная молитва».
С той поры проходит уже около полутора тысяч лет, и сложно даже угадать, какое количество молитв было совершено на этой земле мусульманами.
Одним из условий обязательной пятикратной молитвы (намаза) является совершение каждого из пяти намазов в определённый для него промежуток времени. Поэтому обязательную молитву нужно выполнять только после того, как наступит время соответствующего намаза. Следовательно, необходимо знать, как определить начало и окончание времени молитвы.
Современные мусульмане привыкли, что азан провозглашают с минаретов мечетей, время молитвы можно узнать в интернете или в календарях с расписанием молитв. Но при этом в разных расписаниях время намазов часто различается, то же самое и в интернете. Это создаёт определённое неудобство, плюс к этому верующие в большинстве своём даже не имеют представления о том, как определяется время каждой из молитв. Что делать мусульманину, окажись он в каком-нибудь месте, где нет мечетей, нет интернета и календаря с расписанием молитв?
Поэтому мусульмане должны знать, когда наступает пора каждой молитвы, и при необходимости самим определить нужный час, чтобы своевременно помолиться.
Любимец Аллаха – Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал о пятикратной молитве «В намазе – свет моих очей».
Он же сказал: «Лучшее из деяний – это вовремя совершённый намаз» (Джамиуль-ахадис, № 3957).
أفضل الأعمال الصلاة لوقتها
Преждевременно выполненный намаз (даже за мгновение до наступления его времени) является недействительным. А если человек не совершил намаз в течение времени, определённого для него, не имея на то уважительной с религиозной точки зрения причины, то он впадает в большой грех и ему необходимо возместить этот намаз.
Аллах дал знать Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через ангела Джабраила (мир ему), как определить время для каждого из намазов.
При определении времён молитв очень важную роль играет солнце, а также такое пространственно-оптическое явление, как тень.
В исламских книгах, где пишется о временах намазов, первым указывается время обеденной молитвы.
Полуденный намаз («аз-зухр»)
По мнению имама Ан-Навави, обеденную молитву назвали «аз-зухр», потому что время её наступает в середине дня.
Начало. Время полуденного намаза начинается с момента отклонения солнца от зенита в сторону запада, и отклонение должно быть не просто предположительным, а фактическим. А определить наступление времени намаза можно по тени какого-нибудь предмета. Во время зенита тень предмета бывает самой короткой, и с момента отклонения от точки самой короткой тени в сторону увеличения начинается время обеденной молитвы.
Конец. Время обеденной молитвы длится до тех пор, пока длина тени определённого предмета не станет равной его высоте, плюс тень, которая была во время зенита.
В дни весеннего и осеннего равноденствия, т. е. 2 раза в год, солнце на экваторе находится в зените, прямо над головой, и предметы не отбрасывают тени.
Время, отведённое для совершения обеденного намаза, делится на две части. Первое – наилучшее и самое ценное время для молитвы – это первый начальный период. Как пишется в книге «Мукадиматуль хадрамия», этот промежуток времени длится примерно 35 минут. А второе – допустимое для молитвы время, которое длится до начала времени следующей молитвы.
Послеполуденный намаз («аль-‘аср»)
Его именуют так, потому что это время, завершающееся заходом солнца.
Начало. Время послеполуденного намаза начинается сразу же после того, как заканчивается время полуденного намаза. То есть когда тень предмета, равная его высоте, и плюс тень, которая была во время зенита, начинают движение в сторону дальнейшего увеличения.
Конец. Заканчивается с полным заходом солнца, когда солнечный диск полностью исчезнет за западным горизонтом.
Время послеполуденного намаза в книге «Шарх ибн касим аль-Газийи аля матни аби шуджа» делится на пять частей. Первое, как и для всех молитв, наиценнейшее время – первые полчаса в самом начале. Второе – время, в котором ещё есть выбор для беспрепятственного и полноценного совершения молитвы, – до того момента, пока тень предмета не станет больше него в два раза. Третье допустимое время – до захода солнца, совершение намаза в котором считается исполненным. Четвёртое допустимое, в котором ещё нет нежелательности, – с момента, когда тень стала в два раза длиннее предмета, до того, пока не появится на горизонте отсвет жёлтого цвета. И четвёртое – близкое к заходу солнца, которого недостаточно для своевременного совершения молитвы. Откладывать намаз до этого времени является запретным.
Вечерний намаз («аль-магриб»)
Его назвали так, поскольку его время начинается с заката солнца.
Время вечерней молитвы начинается после полного захода солнца и продолжается до тех пор, пока не исчезнет зарево, т. е. красная полоса заката на западном горизонте.
В книге «Шарх ибн касим аль-Газийи аля матни аби шуджа» сказано: по новому слову (джадид) имама Аш-Шафии, время вечернего намаза – это время, которое необходимо человеку для провозглашения азана, совершения омовения или таяммума, одевания, как положено для намаза, чтения икамата и совершения пяти ракаатов. По истечении временного отрезка, примерно необходимого для совершения всех этих действий, заканчивается время для совершения вечерней молитвы. А по старому слову (кадим) имама Аш-Шафии, время вечерней молитвы заканчивается с исчезновением зарева, которое и знаменует начало ночного намаза. Следование второму слову имама Аш-Шафии (кадим) выбрал и имам Ан-Навави.
Из этого нам следует понимать, что вечернюю молитву нужно совершать без отлагательств – сразу же после наступления её времени.
Время вечерней молитвы делится на две части: первая – это начальный промежуток времени, в котором лучше всего совершить молитву, а далее уже наступает время, на которое нежелательно оставлять совершение намаза.
Ночной намаз («аль-‘иша»)
Его назвали так потому, что связано это время с ночной тьмой.
Начало. Время ночного намаза начинается после исчезновения зарева, т. е. после исчезновения красной полосы заката на западном горизонте.
Конец. Время этого намаза заканчивается с появлением истинного рассвета, при котором отсвет в небе равномерно расстилается по горизонту.
Время ночной молитвы в некоторых книгах делится на три части: самое ценное время для совершения намаза – это сразу после наступления его времени; первая треть ночи – время, в котором ещё есть возможность для полноценного совершения намаза; до момента появления истинного рассвета – это время, в котором обязанность совершения намаза считается исполненной.
По мнению имама Аль-Газали, откладывание молитвы на промежуток времени, попадающий между «ложным» и «истинным» рассветом, является нежелательным (карахатом).
«Ложный» рассвет, или «зодиакальный свет»
В книгах по исламскому праву, в тех разделах, где говорится о временах молитв, встречаем такие понятия, как «ложный» и «истинный» рассветы.
«Ложный» рассвет, или по-научному «зодиакальный свет», – это астрономическое явление, которое появляется в виде конусовидной вертикальной полосы света. Он выступает с горизонта, и его свет идёт вверх по небу. В определённые времена года при благоприятных погодных условиях зодиакальный свет можно увидеть невооружённым глазом.
После «ложного» рассвета вновь наступает мрак. А потом через некоторое время наступает «истинный» рассвет, при этом свет равномерно расстилается по горизонту. Это знаменует конец времени ночной молитвы и начало утренней.
Утренний намаз («ас-субх»)
Он назван так, потому что связан с началом дня.
Время утреннего намаза начинается с истинного рассвета, сразу же после того, как появится белая горизонтальная полоса на восточном горизонте. Время утреннего намаза продолжается до восхода солнца, т. е. до тех пор, пока солнечный диск не покажется на восточном горизонте.
Время утренней молитвы в книге «Мукадиматуль хадрамия» делится на четыре части.
Первое – это начало времени молитвы, самое ценное для совершения намаза.
Второе – когда немного рассветёт и можно будет отличить предметы, находящиеся рядом. Это время, в котором ещё можно совершать молитву без потери вознаграждения за неё. Третье, допустимое время – до появления отсвета красного цвета на горизонте. Далее идёт время, до которого нежелательно откладывать совершение молитвы. Молитва, совершённая до восхода, считается исполненной. Но является запретным откладывать молитву до момента, близкого к восходу, которого недостаточно для её исполнения и после которого молитва не будет уже считаться совершённой своевременно.
Молитва за полярным кругом
Всевышний Аллах создал нашу планету Земля очень красивой и удивительной. На земном шаре есть и такие территории, где нет разделения между днём и ночью, то есть наблюдаются такие явления, как полярный день – когда солнце не заходит за горизонт дольше 24 часов, – и полярная ночь – такой период, когда солнце более 24 часов не появляется из-за горизонта.
Во время полярного дня на протяжении каждых суток солнце не заходит за горизонт, а описывает круг вдоль линии горизонта. Самый короткий полярный день равен почти двум суткам, самый же долгий наблюдается на полюсах – более шести месяцев.
На одной и той же широте относительно экватора основные характеристики полярной ночи аналогичны в Северном и в Южном полушариях. Самая короткая полярная ночь длится почти двое суток, самая длинная – на Южном полюсе – чуть менее шести месяцев.
И возникает вопрос: как же совершать молитву в таких условиях и определять время намазов?
Ответ простой: обязательный пятикратный намаз совершается там согласно расписанию ближайшего населённого пункта, где смена дня и ночи происходит в обычном режиме. Вот в этом специфика длительной ночи и нескончаемого дня.
Молитва в космосе
Справедливо будет спросить: а как определить время намазов в космосе? Как молиться космонавтам-мусульманам?
По мнению современных исламских учёных, в космосе, где нет понятий «день» или «ночь», время для молитвы необходимо привязать не к восходу и закату солнца, а к 24-часовому ритму жизни. При этом часовой пояс для отсчёта будет определяться относительно региона, откуда осуществляется запуск космического корабля.
Как мы видим, молитву нельзя пропускать и откладывать даже в космосе.
Чем больше мы откладываем выполнение намаза, тем меньшее вознаграждение мы получаем за него. Поэтому необходимо спешить с совершением обязательного намаза при наступлении его времени.
Учимся совершать намаз: порядок совершения вечернего намаза (ФОТО)
Порядок совершения вечернего намаза.
Вечерний намаз состоит из 3-х ракаатов фарза и 2-х ракаатов сунны. Вначале совершается 3 ракаата фард намаза, затем 2 ракаата сунны. Перед совершением фард намаза произносится икамат.
1-й ракаат; 2-й ракаат
Первые два ракаата этого намаза совершаются так же, как было описано выше в намазе из двух ракаатов.
После чтения «Ташаххуд» а во втором ракаате произносим «Аллаху акбар» и встаем на третий ракаат.
(2) Произносим такбир «Аллаху акбар» и совершаем руку (поясной поклон). В поясном поклоне трижды произносим:
«Субхаана раббийаль-газ̣ ыйм».
При выпрямлении произносим: «Самигаллааху лиман хамидах».
(3) Выпрямившись, произносим: «Раббанаа лякаль-хамдъ».
(4) Произносим такбир «Аллаху акбар» и совершаем саджда (земной поклон). В саджда трижды произносим: «Субхаана
раббийаль-агляя».
Перевод: «Хвала моему Господу Всевышнему!»
Локти не касаются земли и не прижаты к ребрам. Пальцы ног направлены в сторону кыблы.
(5) Произносим «Аллаху акбар» и совершаем второй земной поклон:
В саджда трижды произносим: «Субхаана раббийаль-агляя».
Перевод: «Хвала моему Господу Всевышнему!»
Произносим «Аллаху акбар», поднимаем голову, садимся на колени.
(6) Произносим «Аллаху акбар» и совершаем второй земной поклон:
В саджда трижды произносим: «Субхаана раббийаль-агляя».
Перевод: «Хвала моему Господу Всевышнему!»
В этом положении читаем «Ташаххуд», «Салават» и «Раббана».
(8) Поворачиваем голову вправо и произносим приветствие: «Ас-саляяму аляйкум уа рахматул-лаах».
(9) Поворачиваем голову влево и произносим приветствие: «Ас-саляяму аляйкум уа рахматул-лаах».
(10) Произносим «Астагфируллах! Астагфируллах! Астагфируллах!» и читаем дуа «Салям» :
Аллаахумма антас-саляяму уа минкас-саляяму табааракта йаа з̣ ал-джаляали уал-икраам.
Перевод: «О Аллах, Ты – мир и от Тебя – мир. Ты – Благословенный и Возвышенный, Обладающий величием и почетом. О Аллах, неустанно я поминаю Тебя».
После этих слов проводим ладонями по лицу. На этом завершается совершение трёх ракаатов вечернего намаза.
Два ракаата сунны вечернего намаза совершаются так же, как два ракаата сунны утреннего намаза. Различие лишь в намерении.