вебдизайн для начинающих что это
Освоить веб-дизайн с нуля: что читать и где учиться?
Рассказываем, кто такой веб-дизайнер, чем занимается и где этому учиться. Бонусом — немного истории.
Что такое веб-дизайн
В начале нулевых веб-дизайн и веб-разработка зачастую шли нераздельно. Но технически веб-дизайн — это подкатегория веб-разработки, которая в первую очередь относится к видимой части сайтов, онлайн-сервисов и приложений.
Веб-дизайн — проектирование и визуализация продуктов, их макетов и прототипов.
Сегодня веб-дизайн не связан с кодом и включает в себя несколько аспектов:
А профессиональный веб-дизайнер вдобавок знает и понимает основные принципы сайтостроения, разбирается в вёрстке и маркетинге. Научиться веб-дизайну с нуля можно за год на курсе «Веб-дизайн с нуля до PRO» онлайн-университета Skillbox.
Пишет про дизайн в Skillbox. Редактор и арт-директор собственного дизайн-бюро. Ведет рассылку о текстах, типографике и дизайне.
Чем занимается
веб-дизайнер
Веб-дизайнер всегда в курсе новейших технологий, знает, куда двигается индустрия, обладает хорошим эстетическим вкусом и постоянно его развивает.
Во-первых, веб-дизайнер — это проектировщик, инженер. Он продумывает логику сайта, проектирует рабочий прототип, тестирует его, чтобы тот получился функциональным, и лишь после этого «оживляет» графику.
Во-вторых, дизайнер применяет на практике принципы юзабилити, чтит стандарты, использует анимацию, подбирает шрифты. Он также продумывает, как пользователь будет взаимодействовать с сайтом, объясняет расположение элементов на странице и отстаивает визуальные решения перед клиентом.
В отличие от графического или UX/UI-дизайнера, веб-дизайнер совмещает функции менеджера и дизайнера. Работа веб-дизайнера состоит из нескольких этапов, о которых мы рассказали ниже. И дополнили рассказ ссылками на наши статьи.
Где учиться
на веб-дизайнера
По запросу «веб-дизайнер» на сайте hh.ru открыто около 800 вакансий, из которых бóльшая часть — в сфере IT и диджитал. Спрос есть и продолжает расти.
Веб-дизайнер — довольно молодая профессия, получить образование по этой специальности в российских вузах проблематично.
На нашем курсе вы научитесь решать задачи реального бизнеса, создавать сильные дизайн-решения для продуктов и брендов, работать с типографикой, верстать контент по сетке, а также соберёте и оформите убедительное портфолио на Behance или вашем сайте. Обучение состоит из двух блоков — «Веб-дизайн с нуля» и «Веб-дизайн PRO», длится оно 12 месяцев.
Вы окунётесь в мир веб-дизайна, освоите популярные графические редакторы, научитесь создавать макеты сайтов и мобильных приложений — и в итоге получите прибыльную и востребованную профессию, даже если раньше никогда этим не занимались. Чтобы стать настоящим веб-дизайнером, нужно освоить несколько основополагающих навыков. Мы подробно расскажем обо всём, а вы под руководством личного наставника научитесь создавать крутые сайты.
История веб-дизайна
История веб-дизайна начиналась в 1990 году, когда британский учёный Тим Бернерс-Ли разработал язык HTML (англ. HyperText Markup Language) — язык гипертекстовой разметки. С его помощью 6 августа 1991 года команда Бернерса-Ли сделала первый в мире сайт — http://info.cern.ch.
Первые сайты представляли собой страницы с текстовыми ссылками, которые вели на другие сайты. Речи о дизайне и вёрстке тогда не шло — у первой версии HTML не было возможностей мультимедиа, которые доступны нам сегодня.
Быстрый прогресс веб-технологий привёл к тому, что в 1993 году сайты стали поддерживать до 16 цветов, появилась возможность добавлять картинки и располагать контент по сетке. Тогда создатели сайтов задумались над тем, как сделать веб-страницы более привлекательными и удобными для пользователей.
В 1994 году появился Консорциум Всемирной паутины, известный как W3C. Эта организация и сегодня разрабатывает и утверждает технологические стандарты интернета.
До 1996 года Консорциум выступал в роли консультативного органа, где крупнейшие мировые компании вырабатывали цельный подход к развитию HTML. Благодаря единым стандартам и набору тегов веб-сайты работают в разных браузерах и на разных устройствах. Сегодня мы называем это кросс-платформенностью.
Настоящий веб-дизайн, близкий к тому, который мы знаем сегодня, появился в период с 1994 по 1998 год. Тогда интернет-технологии совершили бешеный рывок вперёд.
Первая версия браузера Opera.
Появились Internet Explorer 1, JavaScript и PHP.
CSS и запуск технологии Flash, которую стали использовать для векторной графики, игр и мультимедиа.
Релиз Internet Explorer 3 и HTML 4.0 — в мире уже 100 млн пользователей.
Именно технологический прорыв привёл к появлению веб-дизайна.
Веб-дизайнер: кто это, чем занимается и как им стать
Кто такой веб-дизайнер
Веб-дизайнер — это человек, который работает над внешним видом сайта. Он выбирает, какие элементы будут представлены на странице и в каком порядке они будут отражаться на мониторах пользователей. Например, он решает, что будет, если навести курсор мыши на определенный блок и в какой последовательности будет отображаться информация при прокрутке страницы вниз. В отличие от дизайнера одежды или интерьера, к работе веб-дизайнера нельзя физически прикоснуться, она существует исключительно в интернет-пространстве. И если дизайнер мебели должен уделять внимание тканям и материалам, из которых создается предмет, то веб-дизайнер думает о цветах, композиции и простоте использования сайта для пользователя.
Веб-дизайн зародился с распространением интернета, когда люди стали активно посещать сайты. Популярность профессии начала расти в 2007 году вместе с распространением смартфонов. В этот период компании стали заботиться о том, чтобы их сайты органично смотрелись как с компьютера, так и с экрана телефона. Нужны были люди, которые продумали бы новую структуру и сделали опыт пользования сайтом приятным для всех людей, вне зависимости от того, с какого устройства они заходят. Сейчас веб-дизайнеры востребованы во всех сферах бизнеса, поскольку сайты фактически стали лицом компании в интернете. На одном HeadHunter можно найти около тысячи открытых вакансий по всей России.
Чем занимается веб-дизайнер
Такие специалисты отвечают за внешний вид и верстку сайта. Это может быть как совершенно новая страница, которая создается с нуля, так и редизайн ранее существующего портала. Дизайнеры решают, как разные части сайта будут сочетаться между собой и какая между ними будет работать логика. В отличие от веб-разработчиков, которые занимаются программированием и написанием кодов, веб-дизайнер уделяет больше внимания именно визуалу. Но в некоторых случаях эти профессии могут и пересекаться.
В первую очередь задача веб-дизайнера — сделать так, чтобы портал был красивым и привлекал внимание пользователей. Здесь важны художественные навыки и чувство вкуса. В то же время если на старте зарождения профессии основной целью было создание именно красивой картинки, то сейчас к задачам прибавилось еще и удобство. Дизайнер должен сделать так, чтобы даже при первом посещении пользователь не растерялся и сразу нашел интересующий его раздел. Получается, что дизайнер выстраивает баланс между внешним отображением сайта и удобством его использования.
Основные обязанности веб-дизайнера:
Сколько получают веб-дизайнеры
Как и во многих других профессиях, зарплата веб-дизайнера зависит от его стажа. Если смотреть на объявления с сервисов по поиску работы, то в России начинающие специалисты или стажеры могут рассчитывать на зарплату от ₽40 тыс. Профессионалы среднего уровня, со стажем от года, получают от ₽60 тыс., а старшим специалистам с многолетним опытом обещают от ₽100 тыс. и выше. При этом на уровень зарплаты влияет не только опыт, но и знания, навыки, репутация и количество клиентов.
Что должен знать и уметь веб-дизайнер
Чтобы стать таким специалистом потребуется широкий спектр навыков. Важно не только быть творческим человеком, но и уметь работать с рядом программ и обладать определенной базой знаний. В то же время важны и soft skills, поскольку работа веб-дизайнера неразрывно связана с общением с клиентами.
Что может потребоваться веб-дизайнеру:
Необходимые soft skills:
Как стать веб-дизайнером
Чтобы стать веб-дизайнером не обязательно заканчивать университет по специальности. Диплом в этой профессии не так важен, как набор навыков, которыми обладает специалист. Можно обучаться и самостоятельно, но специализированные курсы предоставят более структурированную и полноценную программу и помогут не упустить из обучения важные детали.
Где учат на веб-дизайнера:
Что дополнительно почитать:
Веб дизайн — что это и как начать карьеру веб-дизайнера
Веб дизайн — это одна из отраслей веб разработки, которая специализируется на создании дизайна сайтов (проектирование структуры и последующая визуализация). В этой статье мы с вами подробно поговорим про веб дизайн: что это, из каких элементом он состоит, что лучше веб дизайн или графический дизайн и как начать свою карьеру в веб дизайне.
Для начала давайте более подробно поговорим, что же такое веб дизайн на самом деле.
Веб дизайн — что это простыми словами
В самом начале я дал вам общее определение веб дизайна, но если углубиться, то…
Веб дизайн — это процесс планирования, компоновки контента и последующая визуализация решений, в результате которого получается готовый макет сайта для последующей разработки и переноса его в Интернет.
Думаю, такое определение немного больше раскрывает всю суть веб дизайна. Под компоновкой подразумевается расположения элементов дизайна (картинки, тексты, формы и прочее) друг относительно друга, а под визуализацией — детальная проработка макета с добавлением цветов. Те специалисты, которые работают в сфере веб дизайна, называются веб дизайнерами.
Веб дизайнер — это специалист, который проектирует сайты и делает их эстетически привлекательными для пользователей.
Современный web дизайн уже давно вышел за рамки обычной эстетики (визуальной красоты). В зону ответственности этой сферы входит удобство использования сайтов и их функциональность. Это не прихоть представителей дизайна, а тенденции текущего рынка. Пользователи ориентированы на удобные интерфейсы, поэтому веб дизайнерам нужно подстраиваться под эти запросы и создавать эстетически привлекательные сайты с понятной и продуманной структурой.
Помимо веб дизайна есть еще одно направление под названием UX UI дизайн. Что это такое и в чем между ними разница я описал в соответствующей статье, рекомендую прочитать.
В двух словах скажу, что web design ориентирован исключительно на сайты и веб-приложения, а UX UI дизайн на все интерфейсы в целом (сайты, веб и мобильные приложения, сервисы и т.д.). Соответственно, в UX UI дизайна есть такая профессия, как дизайнер интерфейсов.
И та и другая области очень похожи друг на друга, но различия все же есть (хоть и не большие). В целом, можно сказать, что веб дизайн отвечает за общее впечатление от использования того или иного ресурса.
Визуальные элементы веб дизайна
Веб дизайн складывается из множества элементов, которые в совокупности создают макет сайта. Результатами работы веб дизайнеров (и веб разработчиков) мы ежедневно пользуемся в интернете, заходя на любой сайт.
Тексты
Текст присутствует на любом сайте, потому что с помощью него мы взаимодействуем с интерфейсом и понимаем, что от нас хотят. Роль текста в любом дизайне имеет огромное значение и умение с ним работать отличает хорошего веб дизайнера от плохого.
Достаточно сделать плохо читаемый текст (мало контрастный), то сразу же большинство пользователей будут уходить с ресурса к конкурентам. Умение работать с типографикой — это важный навык любого веб дизайнера.
Конечно, веб дизайнер не должен быть копирайтерам и сам писать тексты, но вот оформлять их и делать понятную верстку — да.
Цвета
Каждый сайт имеет свою палитру цветов. Более того, в каждой отдельной нише есть свои цветовые схемы, которые ассоциируются именно с этой сферой. Например, медицина ассоциируется с бирюзовым или синим цветом, а экология — с зеленым. Это называется мета-сообщением.
Если веб дизайнер неправильно передаст мета-сообщения тематики с помощью цвета, то у пользователя может возникнуть диссонанс. Согласитесь, будет странным видеть сайт об экологии в красных или желтых тонах.
Именно поэтому, умение работать с цветом и совмещать между собой оттенки также является ключевым навыком любого веб дизайнера.
Композиция
Любой сайт имеет структуру, согласно которой разрабатывается финальный дизайн проекта. Каждый элемент дизайна расположен в макете в определенном месте и в совокупности все элементы создают композицию сайта. Расположение элементов подчиняется так называемой сетке — это невидимые направляющие относительно которых и располагается весь контент.
Работа с сеткой и композицией является еще одним ключевым навыков веб дизайнера. Если в работе не придерживаться композиции, то конечный дизайн получится хаотичным и без прослеживаемой логики расположения объектов.
Шейпы
Шейпы — это примитивные геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник и так далее. Любой дизайн сайта состоит из подобных примитивов. Любая кнопка — это шейп, любое поле ввода — это шейп, любая картинка — это шейп и так далее.
Отступы
Отступы добавляют любому дизайну ощущение воздушности. Благодаря отступам можно формировать иерархию и группировать между собой логически связанные объекты. Одним словом, отступы — это мощный инструмент веб дизайнера, который помогает создавать эстетически привлекательные дизайны.
Картинки и иконки
Картинки служат для передачи эмоций в веб дизайне или для подробного объяснения действий. Иконки используются для простой навигации, чтобы пользователь мог легко считывать информацию, увидев определенную пиктограмму.
И тот и другой элемент является неотъемлемой частью любого дизайна и помогает пользователям «цепляться» взглядом за определенные куски информации.
Помимо визуальных элементов в веб дизайне присутствуют и функциональные элементы.
Функциональные элементы веб дизайна
Первым и самым главным функциональным элементом является навигация.
Навигация
Навигация помогает пользователям находить нужную информацию и быстро перемещаться по сайту. Грамотная навигация — это залог удобного в использовании сайта, плохая навигация — ненависть со стороны пользователей.
Именно поэтому каждый веб дизайнер, должен первым делом продумывать простую и понятную навигацию по сайту. Существует правило 3 кликов, которое говорит о том, что пользователь должен доходить до нужной информации в 3 клика. Если кликов будет больше, то такая навигация считается слабой и требует улучшений.
Анимация
Анимация служит для того, чтобы взаимодействие пользователя с интерфейсом было более интересным. Помимо этого, анимация помогает акцентировать внимание пользователей на определенной части дизайна или информации.
Здесь главное правило — анимация должна быть минимальной, чтобы не перегружать интерфейс и не забирать на себя излишнее внимание пользователей.
Это все что касается элементов веб дизайна. Помимо веб дизайна существует еще такое направление как графический дизайн. Давайте разберемся в чем между ними разница.
Что лучше веб дизайн или графический дизайн
Графический дизайн — это одна из разновидностей дизайна, которая ориентирована в большей степени на работу с типографикой и векторной графикой.
Графические дизайнеры, в основном, занимаются разработкой логотипов, иллюстраций и фирменного стиля для компаний. Чтобы ответить на вопрос что лучше, веб дизайн или графический дизайн, нужно в первую очередь задать себе 2 вопроса.
Во-первых, чем вам больше нравится заниматься: сайтами (веб дизайн) или логотипами и иллюстрациями (графический дизайн)? Во-вторых, важна ли для вас творческая составляющая?
Дело в том, что современный веб дизайн с натяжкой можно назвать творческой профессией. В разработке сайта существуют определенные рамки, которым нужно следовать. В графическом дизайне таких рамок поменьше и поэтому там больше места для творчества.
Если говорить, какое направление популярней, то, разумеется, веб дизайн, просто потому что на веб дизайн больше спрос. Но я бы не советовал определяться со сферой только по ее популярности. Намного важней ваш интерес.
В той и другой области можно стать первоклассным специалистом и получать хорошее вознаграждение за свой труд. Это вопрос времени, желания и стремления. Есть много графических дизайнеров, которые зарабатывают больше, чем веб дизайнеры.
Если вам нравится заниматься и сайтами, и логотипами, то никто не запрещает вам совмещать обе профессии в одной. Вы можете легко создавать дизайны сайтов и параллельно разрабатывать для них же логотипы, иллюстрации и прочие элементы графического дизайна.
Кому подходит веб дизайн
Ошибочное мнение, что сфера веб дизайна ориентирована исключительно на творческих людей. Мол если вы технарь, то в веб дизайн вам лучше не соваться. На самом деле, как я уже сказал выше, web design уже давно ушел от творчества в сторону функциональности.
Поэтому вам не обязательно быть творческой личностью. Достаточно иметь желание создавать крутые проекты, которыми будут пользоваться другие люди. Если вам нравится ощущение того, что в какой-то степени вы будете делать виртуальный мир чуточку удобней и привлекательней (путем создания дизайна), тогда это профессия вам подойдет.
Еще одним плюсом будет перфекционизм в разумных пределах. Внимание к мелочам — это важный аспект любого профессионального веб дизайнера, потому что именно из мельчайших деталей складывается общая картина.
Помимо этого, аналитический склад ума также добавит вам несколько баллов в копилку. Как я уже говорил, создание дизайна базируется в первую очередь на проектировании и определенных исследованиях.
Нужно ли высшее профильное образование? Нет. В этой сфере вам достаточно пройти курсы, и вы уже сможете претендовать на вакансии. Более того, профильных высших заведений с этим направлением очень мало, и они есть не в каждом городе.
По большому счету, веб дизайном может заняться абсолютно любой человек, было бы желание. Большое преимущество этой сферы заключается в том, что можно работать удаленно из любой точки планеты. Это открывает большие возможности в плане заработка и профессионального роста.
Как начать карьеру в веб дизайне
Для старта карьеры в веб дизайне у вас есть 2 пути:
И там и там есть свои плюсы и минусы. При самостоятельном обучении вам нужно запастись терпением, упорством и целеустремленностью, иначе будет очень сложно. Про то, как самостоятельно стать веб дизайнером я написал подробную статью.
Прохождение курсов значительно сэкономит вам время и даст возможность общаться с наставником и получать обратную связь по своим работам. К тому же, это отличный вариант для сильно ленивых людей, которым нужно постоянно давать пендаля. Но минус в том, что за это придется заплатить. В случае с самостоятельным обучением вы просто заплатите своим временем. Здесь уже каждый сам решает, что для него является более ценным ресурсом.
Где можно обучиться веб дизайну с нуля
Со своей стороны я могу порекомендовать вам вот этот курс, который затрагивает абсолютно все аспекты работы веб дизайнера.
Выбирая курсы, важно обращать внимание на то, кто их преподает и какие результаты демонстрируют ученики. Помимо этого, немало важным фактом является и продолжительность курса. Например, за 1 месяц очень сложно освоить все навыки дизайна и стать хорошим специалистом. А вот за 3-12 месяцев это сделать уже более реально.
Чем дольше продолжительность курса, тем насыщенней программа обучение и больше практических задач.
Заключение
В этой статье мы с вами подробно поговорили про веб дизайн: что это, из каких элементов он состоит, что лучше веб дизайн или графический дизайн и как начать карьеру в веб дизайне. Надеюсь, вы получили все ответы на свои вопросы, а если нет, то задавайте их в комментариях.
Не забудьте подписаться на мой YouTube и Telegram. Там еще больше полезного материала про дизайн интерфейсов.
Основы веб дизайна для начинающих — 7 правил
В данной статье я расскажу вам про основы веб дизайна для начинающих, благодаря которым вы сможете избежать множества ошибок новичков и «взять» правильный вектор развития для своего профессионального роста. Вместо того, чтобы самостоятельно набивать себе кучу шишек я предлагаю вам ознакомиться с «выжимкой» самой основной теоретической базы, которую просто обязан знать любой уважающий себя дизайнер. И все это абсолютно бесплатно.
В рамках данной статьи мы с вами рассмотрим 7 основных правил дизайна, поговорим об иерархии и контрасте, а также разберем порядок создания любого дизайна, будь то дизайн простых лэндингов или же дизайн объемных проектов.
Статья представляет из себя некую мини-книгу для новичков, прочитав которую вы получите ценные знания и сможете прокачать свой уровень в дизайне. Итак, начнем.
Основы веб дизайна для начинающих — 7 главных правил
В любой сфере деятельности есть свои правила и это круто, потому что именно они (правила) помогают людям выполнять свою работу более качественно и профессионально. Дизайн не является исключением и здесь тоже есть свои правила, которые помогают разрабатывать дизайн «по-взрослому». По крайней мере, соблюдая их, у вас будет намного меньше шансов «запороть» дизайн.
Начнем мы с правила, которое нарушают 99% начинающих дизайнеров.
1 — Правило внутреннего и внешнего
Суть его в том, что внутренние отступы у блоков должны быть МЕНЬШЕ внешних отступов.
Согласитесь, правило достаточно элементарное, но парадокс в том, что именно его чаще всего нарушают новички. Обращайте на это внимание.
Для закрепления давайте рассмотрим один практический пример. Предположим, что у нас есть блок, в котором располагается 4 карточки товара с каким-то содержимым (с каким — не важно). Прежде чем смотреть картинку, попробуйте сами расположить карточки внутри блока так, чтобы соблюсти наше правило.
У вас должно получится следующее:
Наши 4 карточки должны иметь отступ между собой МЕНЬШЕ, чем отступ от карточек до края контейнера.
2 — Правило группировки
Элементы, логически связанные между собой, должны находится рядом друг с другом. Выделяют 3 вида группировки:
Для лучшего понимания давайте посмотрим примеры правильной и неправильной группировки:
В первом случае абзацы расположены близко друг к другу и из-за этого теряется логическая связь, 2 абзаца выглядят как 1 большой. Во втором случае — абзацы разделены отступом и внутри каждого абзаца заголовок и текст сгруппированы между собой по принципу близости.
В первом случае, логически связанные элементы (заголовки и картинки с текстом) разделены друг с другом прямой линией. Из-за этого нарушилась их логическая связь и они выглядят как 4 самостоятельных блока. Во втором случае — логически связанные элементы сгруппированы общей зоной и создают 2 больших блока.
Правило внутреннего/внешнего и правило группировки частенько работают в связке, поэтому предлагаю рассмотреть конкретный пример для закрепления.
Предположим, что у нас есть компонент «Карточка», в которой находится иконка, заголовок, текст с описанием и кнопка. И допустим наш компонент располагается в блоке со светло-серым бэкграундом. Выглядеть это будет примерно так:
Здесь все 4 элемента являются логически связанными, но наибольшую связь имеют заголовок и текст с описанием, поэтому они должны находиться максимально близко друг к другу, по сравнению с другими элементами (группировка по близости).
Также, весь компонент в целом еще сгруппирован по общей зоне (белый фон) и по правилу внутреннего/внешнего, внутренние отступы в компоненте МЕНЬШЕ внешних отступов.
Таким образом у нас получился логически связанный компонент, который отвечает правилам внутреннего/внешнего и группировки. Вся прелесть в том, что если следовать только лишь этим 2 правилам, то можно на уровень поднять качество своих работ. Ваш дизайн будет более структурирован. А структурированные данные нашему мозгу намного легче воспринимать, нежели, когда в дизайне царит полный хаос и непонятно какой элемент к какому относится.
Конечно, с ростом вашего профессионального уровня, вы можете где-то немного отступать от данных правил. С опытом у вас выработается так называемая «чуйка» и вы будете интуитивно понимать, что и как лучше всего сгруппировать и какие отступы поставить, чтобы было и эстетично, и понятно. Но пока вы новичок, я рекомендую вам строго соблюдать эти 2 правила.
3 — Правило Паретта
При наличии большого количества элементов лучше всего отобрать 20% наиболее важных, а остальные 80% скрыть в «Подробнее». В этом и есть суть данного правила.
Дело в том, что наш мозг не может адекватно воспринимать слишком большой объем информации. Ему (мозгу) гораздо легче и проще воспринимать маленький объем данных. Так мы лучше ориентируемся в информации и лучше ее усваиваем.
Чтобы продемонстрировать правило Паретта «в деле», достаточно взглянуть на такой элемент, как «Фильтр», который часто используется в интернет-магазинах. Возьмем, к примеру интернет-магазин по продаже мобильных телефонов и сделаем для него фильтр по моделям телефонов.
В начале мы проигнорируем правило Паретта и у нас получится вот такой фильтр:
Скажите, удобно будет вам искать из такого огромного списка нужную вам модель? Скорей всего нет, потому что для этого нужно будет напрягать глаза и вчитываться в каждую позицию из списка, чтобы не пропустить нужную.
А теперь мы воспользовались услугами опытного дизайнера интерфейсов, который «обновил» наш фильтр вот таким образом:
Ну как, теперь стало лучше? Определенно да! Теперь у нас в видимом списке представлено примерно 20% всех позиций, а остальные — скрыты. Но их можно по необходимости раскрыть, если нажать на кнопку «Еще». Таким образом мы улучшили юзабилити нашего фильтра и помогли потенциальным клиентам легче осуществлять выбор.
Но у многих может возникнуть вопрос, а как мы должны определить, какие именно позиции войдут в эти самые 20%? Ответ достаточно прост. Эту информацию должен знать непосредственно владелец бизнеса, для которого разрабатывается дизайн.
С правилом Паретта очень тесно граничит другое правило…
4— Правило 7±2 (закон Миллера)
Суть его в том, что в одном наборе элементов должно быть не более 7±2 штук. Это опять же обуславливается тем, что мозгу легче воспринимать маленькое количество данных. В примере выше (с фильтром) я как раз параллельно применил правило 7±2. Если вы посчитаете количество видимых позиций, то их окажется 9, что как раз соответствует данному правилу.
5 — Правило упрощения навигации
Это правило я вывел для себя сам и хотел бы поделиться им с вами. Суть его в том, чтобы максимально упрощать навигацию для пользователей (в разумных пределах конечно). Чем легче навигация, тем проще осуществляется поиск и взаимодействие с нужной информацией. А для этого, чаще всего, нужно избавлять пользователей от лишних действий.
То есть вы, как дизайнер, должны в первую очередь думать о том, как ОБЛЕГЧИТЬ взаимодействие с продуктом, а не как его усложнить.
Банальный пример, сейчас я все чаще замечаю, что на обычных лэндингах стали прятать навигацию в «Меню-бургер» (это иконка с тремя параллельным полосками, для тех, кто не знает). По нажатию на это меню у вас открывается навигация с ссылками.
В таком исполнении дизайн с одной стороны выглядит «чище», потому что на виду нет навигационных ссылок. Их заменяет всего лишь одна иконка. Но, с другой стороны, с точки зрения удобства использования, такой подход усложняет взаимодействие с сайтом. Меня, как посетителя, вынуждают совершать лишнее действие для того, чтобы просто посмотреть меню сайта.
Более того, огромный процент посетителей сайта даже не будут знать, что нужно нажать на эту иконку для того, чтобы открылось меню.
То, что очевидно для вас, совершенно не значит, что это очевидно и для других людей.
Поэтому, чтобы не усложнять навигацию, лучше всего сокращать количество действий для пользователя. Но опять же, все должно быть в разумных пределах. Могут быть и такие ситуации, когда вы будете вынуждены закладывать в дизайн больше действий для пользователя. Но это крайне редкие случаи.
Еще один яркий пример этого правила можно продемонстрировать на фильтрации таблиц с данными. Допустим у нас есть таблица из 3 колонок: модель, цвет и цена. И нам нужно добавить в эту таблицу фильтр по всем трем параметрам.
Можно сделать это вот так:
В таком исполнении все выглядит «красиво». Есть таблица и иконка фильтра (синяя), по нажатию на которую открывается сам фильтр.
А теперь сделаем другой вариант таблицы с фильтром:
Здесь у нас под каждым параметром располагается фильтр данного параметра. Выглядит уже не так «красиво», но зато данный вариант будет в разы удобней для пользователя.
Представьте, что такой таблицей вы будете вынуждены пользоваться каждый день и по многу. Будет ли вам удобно каждый раз раскрывать фильтр и выбирать там необходимые параметры? Или же вам будет удобней «не отходя от кассы» фильтровать данные и сразу видеть результат, как во второй таблице? Я думаю, ответ очевиден.
6 — Правило минимализма в дизайне
Суть его в том, чтобы вы стремились упрощать сущности, а не наоборот усложнять их. Последним кстати часто «грешат» начинающие веб-дизайнеры. Минимализм — это не новый тренд, но как по мне, это уже давно переросло понятия «тренд» и стало неким правилом дизайна. Лично для меня, так точно.
Я люблю минимализм, потому что он позволяет избавиться от лишнего визуального шума в дизайне и акцентировать внимание только на важных вещах. К тому же, чем меньше визуального шума, тем эстетичней выглядит сам дизайн (но это только мое субъективное мнение). Под визуальным шумом я подразумеваю элементы, без которых можно вполне обойтись и которые не несут какого-то логического смысла.
Вообще, про минимализм в дизайне я хочу написать целую статью, чтобы подробнее раскрыть эту тему, но пока давайте обойдемся одним примером. Представьте, что у нас есть интернет-магазин по продаже домашних цветов. И нам нужно сделать карточку товара для продукции.
Начинающий дизайнер сделает примерно вот такое:
Здесь прям виден «дизайн». Есть и тени, и градиенты, и обводки, и «декоративные» элементы в виде ветвей растений. Как же без них, у нас ведь интернет-магазин про растения 😊
Здесь нет ни капли минимализма, зато полно визуального шума. И так делать нельзя. Ваш «пестрый» дизайн будет наоборот отталкивать посетителей, нежели притягивать их внимание. Чтобы исправить эту ситуацию применим правило минимализма. У нас получится вот такой результат:
Мы убрали все лишние элементы в виде обводок, теней и градиентов и наша карточка стала более «чистой» и минималистичной. Теперь в ней нет ничего лишнего и за счет этого, она легче воспринимается (визуально). Внимание обращено только на суть, а не распыляется на разглядывание «дизайна».
7 — Правило «воздуха» в дизайне
Суть данного правила заключается в том, что нужно делать свой дизайн более «воздушным». Под воздухом подразумеваются отступы между блоками. Они должны быть не сильно мелкими, но и не сильно большими. Некая золотая середина.
Если брать в пример обычный лэндинг, то между смысловыми блоками лучше придерживаться отступов в диапазоне от 100px до 200px. Чтобы было понятней, вот вам пример с картинкой:
Данное правило также, как и правило внутреннего/внешнего, очень часто нарушается новичками (и я был не исключением). Почему-то интуитивно все начинают лепить блоки близко друг к другу. Тем самым дизайн превращается в одно сплошное полотно информации, которое трудно считывать.
А мы с вами уже знаем, что мозгу легче воспринимать структурированную информацию и поэтому, для логического разделения на блоки, нужно использовать больше «воздуха».
Более того, «воздушный» дизайн придает сайту легкость и эстетику. Находясь на таком сайте даже как-то дышится легче 😊
Я говорю «нужно», в контексте того, что в большинстве случаев подобный подход будет уместным. Бывают случае, когда «воздух» сложно куда-то впихнуть так, чтобы он был там уместен.
Чаще всего, данное правило распространяется на дизайн обычных сайтов и интернет-магазинов. В разработке сложных интерфейсов с ним немного посложнее, потому что там обычно используется много данных, которые нужно понятно и удобно скомпоновать друг с другом. В таких случаях чаще всего руководствуются правилами группировки и внутреннего/внешнего.
Поскольку вы новичок, то скорей всего сложные интерфейсы вы пока не разрабатываете, поэтому правило «воздуха» будет для вас весьма актуальным.
С основными правилами мы закончили и давайте теперь плавно перейдем к принципу иерархии в дизайне.
Принцип иерархии в дизайне
Как и везде, иерархия представляет из себя некую подчиненность низших звеньев к высшим, тем самым создавая структуру по типу «дерево».
В любом дизайне существуют элементы более высокого порядка (самые главные и важные) и менее высокого порядка, которые имеют меньшую значимость и меньший вес.
Иерархия в дизайне помогает упрощать восприятие информация и делать ее более понятной. Нам намного проще воспринимать вещи, которые четко организованы в иерархию, нежели наблюдать какой-то хаос. Это наша данность и это нужно учитывать в том числе и в дизайне.
Чаще всего, иерархия в дизайне ярко выражена в текстовых блоках, где есть заголовки и наборный текст. Если с текстом все более-менее ясно (заголовок — главный элемент, а текст под ним — второстепенный), то с иерархией различных элементов все немного сложнее.
Чтобы правильно составить иерархию, всегда задавайте себе вопрос: «Что в данной ситуации наиболее важно для пользователя?». Далее, то, что более важно ставьте на вершину иерархии, а то, что менее важно — вниз.
Казалось бы, все просто, но на самом деле это не так. Дело в том, что если вы выстроите неправильную логическую иерархию, то тем самым вы можете, наоборот, еще больше запутать пользователя. И в такой ситуации уж лучше, чтобы у вас вообще не было иерархии, чем была, но запутанная.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, давайте разберемся с иерархией на наглядном примере. Для начала я нарисовал плохой пример:
Здесь иерархия отсутствует полностью и подобное объявление очень сложно воспринимать. Но все меняется, когда мы выстраиваем структуру и добавляем контрастов (об этом ниже).
Когда появилась иерархия, то все кардинальным образом изменилось и теперь объявление намного проще считывать. Что мы сделали? Во-первых, выделили главные элементы и разместили их вверху.
В нашем случае заголовок и дата являются самыми главными, потому что посетителям важно знать КУДА их зовут и КОГДА.
Далее идет картинка, как иллюстрация того, что будет на мероприятии. Под картинкой расположили краткое описание, чтобы посетитель мог ознакомиться с тем, что будет на мероприятии. И дальше у нас уже идет адрес и телефон.
Иерархия тесно перекликается с контрастом, поэтому давайте перейдем именно к нему.
Принципы контраста в дизайне
Контраст — это мощный инструмент в руках опытного дизайнера, поскольку с его помощью можно управлять вниманием пользователя и акцентировать его на нужных местах (или наоборот заглушать). Контраст может передаваться 4 способами:
Чаще всего размер и толщина линий используются для передачи иерархии (то, о чем мы говорили выше), а цвет и форма — для расстановки акцентов. Контраст очень важен в дизайне, поскольку с его помощью вы как бы «разбавляете» дизайн и структурируете информацию, выделяя главное и «заглушая» второстепенное.
Пример хорошего контраста:
Пример плохого контраста:
Контрасты в дизайне должны быть сильными.
Порядок создания дизайн-макета
Очень часто новички берутся за создание дизайна с рисования макета. Это в корне неверно, потому что велик риск разработать дизайн, который не будет решать задачи бизнеса.
Первое, с чего начинается любой дизайн — это аналитика. На этом этапе вы «погружаетесь» в бизнес и изучаете его. Проводите бриф с заказчиком, анализируете конкурентов, выявляете их слабые и сильные стороны, смотрите чем они «цепляют» своих клиентов и какое у них УТП.
Далее, на основе анализа и брифа вы разрабатываете структуру своего дизайна. Другими словами, создаете скелет будущего сайта. То есть расписываете, где и какой блок у вас будет и что примерно в него будет входить.
После этого собираете контент по теме и начинаете «примерять» его на ваш скелет. Создаете первый прототип. В прототипе не должно быть картинок, вместо них рисуете обычные прямоугольники или квадраты. Выглядеть прототип должен примерно так:
После этого вы согласовываете прототип с заказчиком, вносите правки (если есть) и только после этого приступаете к финальному дизайну. В финальном дизайне все уже должно быть в цвете и с картинками. Как видите, большую часть всей работы занимает аналитика и структурирование информации, а не рисование макета. Но именно такой подход и является настоящим Дизайном с большой буквы 😊
Здесь я очень тезисно описал процесс создания дизайна, поскольку в зависимости от проекта может быть намного больше этапов. Но для общего понимания вам хватит и такой сжатой инструкции.
Заключение
В данной статье я рассказал вам про основы веб дизайна для начинающих, а именно мы разобрали с вами 7 основных правил в дизайне, поговорили об иерархии и контрасте, а также рассмотрели порядок создания дизайна. Надеюсь, моя статья оказалась для вас полезной, и вы подчерпнули для себя что-то новое. В знак благодарности можете поделиться статьей у себя в соцсетях 😊
Если остались вопросы, то пишите их в комментариях.
Не забудьте подписаться на мой YouTube и Telegram. Там еще больше полезного материала про дизайн интерфейсов.