веб журналистика что это
FAQ по веб-журналистике
Читайте также:
Инфографика о том, что в себя вмещает 1 минута жизни
28 ноября Twitter Fiction Festival изменит ваше представление о художественной литературе!
Обернитесь
7 комментариев по теме “ FAQ по веб-журналистике ”
Отличный сайт, прекрасные материалы.
А я вот слышала такое мнение, что многие новоявленные «веб-журналисты» двух слов написать не могут. Возможно поэтому на вашем сайте так редко появляются свежие материалы. Не обижайтесь сейчас. Но некоторые мои друзья в ЖЖ пишут чаще, чем вы. Сайт никому, кроме вас самих, не будет нужен, если вы не станете нормально писать.
Сочувствую.
Так не можете?
Пусть и заработают, зато я могу стать журналистом, и буду проводить много времени в любимой сети.
Мимаход, и как на нас БГУ зарабатывает деньги? Мне правда интересно.
Web-журналистика — это вариант для БГУ заработать денег на наивных дурачках.
То, что за год этому белорусскому хау-ноу не придумали внятного определения, только подтверждает сказанное.
Прекрасно, прекрасно: в первом же предложении грамматические ошибки.
Веб-журналистика: за и против
Александр Николайчук, директор PR-агентства ETC, координатор проекта Радио TUT.BY Веб-журналистика несомненно будет доминировать. Прогресс остановить невозможно. В свое время люди искренне верили, что музыка живет только в виниловых пластинках, а телефоны навечно связаны проводами и коммутаторами. Сегодня мы пользуемся mp3-проигрывателями и носим в карманах мобильные телефоны, рассуждая: когда же умрет стационарная связь. Точно так СМИ и журналистику ждут неизбежные перемены. Отменить их может только война и потеря современных знаний. Если завтра мы вновь окажемся на пороге пещерного века, тогда веб-журналистика будет невостребованной. Хотя я считаю, что журналистика не может делится на веб и не веб. Качественная журналистика имеет свойство мутировать, приспосабливаться и выживать в любых технических условиях.
Отдельные преподаватели факультета журналистики БГУ считают, что Веб-журналистика – это умение оперативно реагировать на события и лаконично излагать информацию на Веб-ресурсах. Дескать, классики печатных СМИ так не умеют. При этом вопрос таланта и качества подготовки остается за бортом. На самом деле талантливый журналист, как и талантливый солдат может работать (читай «воевать») в любых условиях. Не важно, на танке с аналитической и занудной броней или с новостным огрызком саперной лопатки. Важно быть настоящим журналистом, стремиться сделать свою профессию лучше, пытаться пробиться к новым горизонтам. Вопрос веб или не веб отпадет сам собой.
Печатные и электронные СМИ – всего лишь инструмент, белая стена на которой можно написать все что угодно. Если завтра все начнут писать на стенах и появится понятие wall-журналистика, суть профессии она не изменит. Читатель будет искать на стенах интересные заметки и качественную информацию. А на то, как она разнесена по штукатурке, он обратит внимание в последнюю очередь. Журналистика – это творческий прогресс, который подстраивается (уклоняется, пригибается, перепрыгивает) под технический. Другое дело, что веб-журналистика подразумевает активные гимнастические упражнения каждый день, в то время, как классика – это минимальный набор телодвижений, отработанных и совершаемых даже во сне. Так что веб-журналистика вытеснит классику, но только за счет своей подвижности, моментальной реакции и возможности изобрести вместо велосипеда космический корабль.
Алистер Крилмэн
Алистер Крилмэн, координатор дистанционного обучения Университета Кальмара (Швеция)
Александр Градюшко, доцент Института журналистики БГУ
По мнению зарубежных учёных, индустрия печатных СМИ находится на пороге крупнейшего кризиса за всю свою историю. Во-первых, растут затраты на печать и распространение газет. Во-вторых, молодая аудитория предпочитает получать новости из Интернета. В-третьих, активно заявляют о себе новые медиа (социальные сети, блоги, Twitter и др.), которые предлагают совершенно новую модель медиапотребления. Рядовой человек возвращается в Интернет в качестве автора. Наконец, рекламодатели уходят в Интернет. Лично мне надоела реклама по ТВ.
Помимо того, широкополосный и беспроводной Интернет по технологии 3G способствует развитию мобильной журналистики. Пройдет совсем немного времени, и основным источником информации о происходящих в мире событиях для нас станет мобильный телефон.
Добавлю, что за последние годы в ближнем и дальнем зарубежье вышло немало докладов («Trends in Newsrooms 2009», «Российский рынок периодической печати-2009» и др.), авторы которых доказывают: веб-журналистика имеет огромный потенциал. Нравится нам это или нет, мы будем следовать за мировыми тенденциями. На наших глазах произойдут большие перемены на рынке «старых» СМИ. Поезд уже отправляется. С нами или без нас.
ПРОТИВ
Думаю, что не скоро веб-журналистика вытеснит газеты. Многие говорили, что с появлением телевидения не будет радио. Но нет: всё существует параллельно. Так и Интернет-издания будут работать параллельно с печатными.
Елена Вартанова
Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ
Ответ на этот вопрос совсем не короткий, исследователи думают на эту тему уже несколько лет, обсуждая ее на многочисленных конференциях и форумах. Мое личное мнение: бумажные газеты продолжат жить, хотя возникнут новые формы этого существования, предполагающие и электронные версии. Традиционная журналистика должна не просто выжить, но сохраниться, потому что такие профессиональные роли журналиста, как навигатор, модератор, комментатор, непрофессиональная журналистика выполнять не сможет.
Виталий Вашкевич, доцент Института журналистики БГУ:
Я не против веб-журналистики, но считаю, что она не вытеснит традиционные СМИ. Что касается электронных версий газет – то это уже не газеты, а что-то другое. Но что, пока точно неизвестно. Во многих странах (в том числе Беларуси, России и Украине), кроме разве что скандинавских, Интернет-издания не вытесняют газеты. Да и вообще у нас многие журналисты не берутся за создание как веб-версий печатных СМИ, так и самостоятельных веб-изданий – они попросту не окупаются. В Беларуси нет таких изданий, которые смогли бы вытеснить газеты. Технологии идут вперёд, развиваются, но газеты будут продолжать существовать.
Анна Цыганкова, кассир «Белсоюзпечати»
Развитие Интернета не сильно влияет на существование газет и журналов: они не закрываются. Хотя часто приходится слышать: «Ай, не будем мы покупать газету, лучше в Интернете пойдём почитаем». Но консервативные люди по-прежнему отдают предпочтение печатным СМИ. Им хочется больше читать газету, чем «лазить» в Интернете. Хотя студенты часто предпочитают услугу заказ контрольных.
Владимир Капцев, доцент Института журналистики БГУ:
Я считаю, что не следовало вводить специальность «Журналистика (веб-журналистика)». Гораздо лучше, если бы это была долгоиграющая дисциплина. Хотя сложно сейчас говорить, пока мы не увидим результата на выходе. Поэтому сейчас выгоднее всего быть газетчиком. Те, кто сейчас заканчивают факультет журналистики, осваивают всё сами. А этому следовало бы учить всех студентов.
Мы не берёмся делать точных выводов и не можем подвести итог данной дискуссии. Уж слишком много но… Посмотрим, что будет в 2043 году…
Александра ВОЕВОДИНА, Алексей КОВАЛЁВ, «ЖурФакты«
Online-журналистика в России
Содержание
Авторы проекта
Название проекта
Online-журналистика в России
Online-журналистика (интернет-журналистика, сетевая журналистика) — новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета.
Специфика Интернета позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без специального развёртывания особой технической инфраструктуры. Таким образом, почти любой желающий получил возможность создавать средства массовой информации.
Интернет-издания могут иметь официальный статус СМИ, могут не иметь его. Работающий на интернет-издание журналист (интернет-журналист), как правило, не сталкивается со многими атрибутами традиционной журналистики — специализированной аппаратурой для телесъёмки и звукозаписи, полиграфией.
Важным является правовой аспект деятельности журналиста в Интернете. Фактически, журналист несёт ответственность за опубликованную информацию, но на практике это не всегда так.
Широкую популярность приобрела индивидуализация журналистики. Это новое явление, получившее свое распространение в журналистике. Любая личность выступает как производитель и распространитель информации без контроля и каких-либо ограничений извне. Стала развиваться и завоёвывать популярность блогосфера; общественность, пресса и научные круги задались вопросом, могут ли блоги вытеснить т. н. «традиционные СМИ». К настоящему времени многие приходят к выводу, что профессиональная журналистика и блогосфера (которую иногда называют «индивидуальной» или «гражданской» журналистикой) дополняют друг друга, так как преимущества одной восполняют недостатки другой, и наоборот.
Самым ярким примером выброса индивидуальной информации в интернет явились недавние события в Грузии и Абхазии, куда доступ профессиональным журналистам несколько недель был практически закрыт.
Возможно, блог можно расценить как очередную ступень в эволюции журналистики, одними из признаков которой являются децентрализация СМИ, стремление к интерактивности, переход от монолога к диалогу и т. д. В этом ключе понимания эволюции журналистики одной из следующих ступеней стала идея Web 2.0 и подкасты.
Стилистика «гражданской или индивидуальной журналистики» часто напоминает гонзо-журналистику.Статья из Википедии
Свойства онлайн-журналистики
Онлайн-журналистика является развивающейся и исключительно подвижной сферой, поэтому сложно выделить её характеристики. Однако, есть возможность выявить её основные черты:
— актуальность и избирательность;
— большой объем памяти и возможность архивирования;
— возможность быстрого производства и распространения;
Интернет-издания находятся в выигрышном положении среди всех СМИ в плане оперативности: новость может быть доступна пользователям сети уже через несколько минут после события. Информация на новостных лентах и в информационных вкладках могут меняться ежечасно и ежеминутно. При этом, в отличии, к примеру, от прессы, происходит оперативное освещение не одного дня из жизни, а конкретного события.
Существуют три возможности актуализации информации:
• произвольное обновление: по мере подготовки материала;
• обновление с установленной периодичностью: сайт обновляется, например, ежедневно или еженедельно;
• перманентное обновление: новости и сообщения размещаются на сайте сразу по мере поступления.
Понятие «интерактивность» применительно к СМИ чаще всего подразумевает наличие технических или социальных параметров. Под техническими понимаются в основном взаимодействия между пользователем и техническими средствами (человек — компьютер), под социальными — между пользователями, но посредством технических средств (человек — компьютер — человек).
Журналистика предполагает взаимодействие «человек — машина», где пользователь может активно отбирать информацию и откликаться на нее. Интерактивность может иметь формы телеконференций, чатов, рассылок новостей, форумов и гостевых книг.
В распоряжении журналистики имеются следующие формы передачи информации:
— текст — единовременно передает не очень много информации, но использует силу других элементов (схемы, звуки и др.);
— фото — представляет запечатленные детали событий, наглядно их фиксируя;
— звук — воздействуя эмоционально, усиливает влияние текстов, фото или видеосюжетов;
— видеосюжеты — темы, освещаемые в фоторяде, могут быть представлены в видеороликах;
— анимация — эрзац-видео, при загрузке требуется большая мощность.
Техника гипермедиа
Техника «гипермедиа» (ссылочный аппарат) открывает новое, комплексное измерение. Сделать его таким помогают разнообразные элементы текста и графики, которые одновременно могут нести некую первичную информацию, привлекать внимание и являться ссылками, ведущими к пока что не видимой информации (текстовой, мультимедийной или графической).
Использование гипермедиа возможно только на базе современных технологий.
Онлайн-журналистика активно использует «гипертекстовость». И здесь гипертекст не только реализует нелинейную связь в пределах одного вида носителя информации (текстовых документов), но и в нелинейном разнонаправленном сетевом объединении различных типов информационных носителей (например, текста и аудиозаписи).
Технические средства, необходимые для онлайн-СМИ
Для создания онлайн-СМИ необходимы:
— стандартная программа — профессиональный веб-редактор;
— программа обработки графики;
— программа для обмена данных (например, FTP);
— место на диске какого-либо хостера и услуги провайдера для работы в Интернете.
Распространение осуществляется самостоятельно и не ограничивается, как в других СМИ, определенной географией влияния. Доставка онлайн-газет потребителям происходит в цифровом формате, то есть такие статьи расходов, как бумага, печать и перевозка отпадают.
Жанры виртуальной журналистики
В виртуальной журналистике представлены все три вида жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические. К примеру, некоторые из них:
Становление интернет-журналистики в России
«В 1995 г. была подготовлена почва для интернет-журналистики. 10 октября открывается «РОМАН» – первый интерактивный литературный проект, если не считать «Буриме» (первая русскоязычная игра в интернете, а также первая полностью интерактивная страница в русской сети). «РОМАН» был одновременно и первым опытом сетевой прозаической литературы (так называемой сетературы). В октябре – декабре того же года в сети публикуется информация о ходе выборов в реальном времени «Россия: выборы-95».
Из первых опытов веб-проектов, позиционирующих себя как СМИ, отметим авторские проекты, веб-обзоры, блоги. Можно сказать, что все современные сетевые СМИ так или иначе содержат в себе элементы перечисленных праформ, которые, впрочем, встречаются и в чистом виде.
6 ноября 1996 г. вышел первый выпуск «Паравозов-News» – заметок «обо всем и ни о чем» сервера ok.ru Ивана Паравозова (Александра Гагина).
В конце 1996 г. колонка «Паравозов-News» перешла на сервер только что возникшей компании «Ситилайн» (московский интернет-провайдер) и стала служить этой фирме живой и веселой рекламой.
24 декабря начинает выходить «Вечерний Интернет» – ежедневное обозрение русской и мировой Сети под редакцией А. Носика. Авторская колонка Носика имела громадный успех. Писавший на самые различные компьютерные, сетевые и околосетевые темы, Носик приучил читателя к ежедневному чтению электронного издания. Фактически «Паравозов-News» и «Вечерний Интернет» стали первыми сетевыми изданиями, существовавшими в форме авторского проекта.
Естественно, что интернет-журналистика первое время была оторвана от традиционной журналистики. Публикации веб-журналистов не считались солидными публикациями, а сами веб-журналисты не нуждались в помощи профессиональной журналистской среды, представители которой не имели понятия, зачем, о чем и как нужно писать в сети.
Таким образом, интернет-журналистика формировалась стихийно, часто людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ».
Популярные новостные сайты России
Сайт | Хосты | Посетители | Хиты |
Lenta.ru | 20 606 | 23 714 | 33 593 |
RBC.ru | 17 558 | 26 083 | 44 003 |
Gazeta.ru | 16 063 | 18 738 | 28 585 |
Izvestia.ru | 10 249 | 11777 | 15 383 |
Популярные информационные порталы Республики Коми
Мужчины | Женщины | Состоят в браке | Есть дети |
33,33% | 66,67% | 33,33% | 33,33% |
Ежедневно «Комиинформ» осуществляет сбор и распространение информации о важнейших событиях в общественно-политической и социально-экономической жизни региона. Всестороннее и глубокое освещение ситуации в республике достигается за счет взаимодействия с органами власти, промышленными предприятиями, финансовыми структурами и общественными организациями. «Комиинформ» гарантирует оперативность, достоверность и качество информации.
«БНКоми» работает в такой сфере как справочно-информационные услуги и имеет огромный опыт работ. Адрес компании: г.Сыктывкар, ул.Бабушкина, 22.
«СТЕНОГРАФ» — это информационное общество, каждый участник которого формирует информационные блоки на свой вкус, получает высококачественный контент и помощь от специалистов, публикует свои мысли, рассуждения, мнения, благодаря чему самовыражается, а также общается с коллегами и друзьями.
Базовыми сервисами проекта выступают:
Урок 2. Жанры, типология и направления журналистики. Интернет-журналистика и Web 2.0
Классификацию жанров журналистики можно сравнить с классификацией жанров литературы. Еще в IV веке до н. э. древнегреческий философ Аристотель в своих работах «Риторика» и «Поэтика» разделял литературу на разные виды, исходя из способа, посредством которого отражается реальная действительность (например, в драме это диалог, в поэзии – особый тип лирики и т.д.)
Следуя традициям искусствоведения и литературоведения, теория журналистики исследует жанры и виды журналистских произведений. Основа же такого деления зиждется на огромном количестве видов социальной деятельности человека, великом многообразии окружающей действительности и творческого потенциала ее отражения.
Содержание:
Любое журналистское произведение основывается на факте, т.е. на свершившемся событии. Факты составляют базу информации и обладают такими свойствами как общественная значимость, правдивость, свежесть, достоверность и небанальность.
Исследователи классифицируют журналистские жанры разными способами. В наиболее распространенном из них жанры делятся на художественно-публицистические, аналитические и информационные. Однако есть и другие способы: к примеру, известный литературовед и педагог Лев Кройчик выделяет следующие виды журналистских текстов:
Согласно Кройчику, жанр представляет собой особую организационную форму жизненного материала, наделенную различными структурно-композиционными признаками. В то же время несколько иначе рассматривает данный вопрос советский и российский историк Семен Гуревич. Жанр как таковой он считает рядом устойчивых особенностей содержательно-тематических характеристик, типом отображаемой реальности, стилистики и композиции. Исходя из этого, отличается и его разделение жанров журналистики. Гуревич выделяет:
A | Сатирические жанры |
B | Художественно-публицистические жанры |
C | Эпистолярные жанры |
D | Ситуативно-аналитические жанры |
E | Диалогические жанры |
F | Жанры новостной информации |
Но вернемся к наиболее распространенному разделению на жанры. Самыми востребованными в журналистике считаются художественно-публицистические, аналитические и информационные. К художественно-публицистическим относятся памфлеты, фельетоны, пасквили, очерки, эссе и зарисовки. В категории аналитических можно назвать обзоры, мемуары, рейтинги, беседы, рецензии, письма, статьи, комментарии. А среди информационных отметим отчеты, некрологи, хроники, репортажи, событийные интервью, заметки и расширенную информацию на ту или иную тему.
Информационные жанры передают объективную информацию о явлениях, людях и событиях до общественности. Журналист здесь является фиксатором протекания событий, источником данных, которые не могут быть получены аудиторией из первых рук, посредником, передающим сведения в режиме реального времени. Но критический анализ и оценка информации в этом случае отходят на второй план, т.к. эту задачу выполняют аналитические жанры. А художественно-публицистические жанры позволяют журналисту в полной мере проявить свое творческое мышление, представить свою картину мира.
Не будет ошибкой добавить и то, что три упомянутых выше жанра и ассоциируются сегодня с журналистикой у большинства людей. Но этим ее многогранность вовсе не ограничивается – жанры журналистики тесно переплетаются с ее типологией, поэтому и ей тоже необходимо уделить некоторое внимание.
Типология журналистики
Разграничить журналистику по типам можно лишь условно, ведь ее опорой служит общественное объективно-истинное знание, попадающее под влияние ценностных социальных норм. Но и эти нормы в каждом конкретном социуме могут отличаться. Чтобы провести полноценный анализ типологии журналистики, нужно выявить ее исторически сложившиеся разделы, их взаимовлияние и периодизацию. У нашего курса нет такой задачи (при желании вы можете провести собственное исследование), поэтому мы просто перечислим основные типы, на которые подразделяется на сегодняшний день журналистика.
Журналистика бывает:
При этом выделяют также журналистские расследования, трэвел- и гонзо-журналистику, а также интернет-журналистику.
Любой из типов предполагает использование специальных методов. Беря во внимание то, что предметом журналистики является общественная жизнь во всем ее многообразии, а обязанность представителя журналистской профессии – это донесение до людей правды и поиск истины в спорных вопросах, достигать поставленных целей помогают:
1 | Диалоги, в которых обсуждаются актуальные и важные проблемы. |
2 | Дискуссии, позволяющие узнавать различные точки зрения на одни и те же вопросы и приближаться к истинному пониманию вещей. |
3 | Сомнения, заставляющие искать аргументы, трезво рассуждать и отыскивать правду. |
4 | Критика, посредством которой исследуется внутренняя природа вещей и достигается объективная интерпретация сведений. |
5 | Проблематизация, при помощи которой ставятся конкретные проблемы и ищутся их решения. |
Когда речь идет о журналистике, автоматически подразумевается сбор и творческая обработка полученной информации о социальной жизни, тенденциях, новостях и т.д. Эти сведения впоследствии будут распространены при помощи СМИ. И уже в зависимости от того, какие для распространения данных будут использоваться технические средства, определяется направление журналистики.
Направления журналистки
Всего на данный момент можно выделить пять основных направлений:
Рассмотрим основные отличия этих направлений.
Фотожурналистика
Фотожурналистика является особым направлением журналистики, где главным средством выражений информации служат фотографии. Среди обязательных условий этого направления можно выделить объективность (фото должны точно воспроизводить события), хронологию и последовательность (фото должны передавать зрителю смысл изображенных на них событий).
Тележурналистика
Тележурналистика признана сегодня самым массовым и самым мощным способом распространения информации. На общественность она оказывает максимальное воздействие. Отличается наличием возможности параллельной передачи видеоряда, музыкального сопровождения, комментариев авторов, а также возможностью применения аудио- и видеоэффектов. Для журналистского творчества здесь кроются неисчерпаемые возможности.
Радиожурналистика
Радиожурналистика предполагает применения средств радиовещания для распространения информации. Характерные черты данного направления состоят в высокой оперативности и специфическом характере эмоционального воздействия на аудиторию.
Периодическая печать
Периодическая печать считается самым старым направлением журналистики. Сведения распространятся в этом случае посредством печатной продукции, такой как журналы, газеты, специализированные издания каких-либо организаций, информационные бюллетени и т.п. Задача любого подобного издания – это информирование (литературно-художественное, научное, общественно-политическое и т.д.) общества. Также периодическая печать формирует общественное мнение на тему того или иного вопроса.
Интернет-журналистика
Интернет-журналистика – это новейшее направление, начавшее распространяться около 20 лет назад. Ее специфика заключается в практически неограниченном потенциале для любого человека, который хочет испытать свои силы на поприще журналиста, и максимально высокой степени оперативности.
Названные нами направления могут быть как вполне самостоятельными, так и дополнять друг друга, переплетаться между собой. К примеру, в периодических печатных изданиях часто помещаются фотографии, а на интернет-ресурсах запросто транслируются телевизионные каналы и радиостанции и т.п.
Немаловажен и тот факт, что каждая эпоха характеризуется своими собственными тенденциями, а это значит, что со временем одни жанры и направления журналистики начинают преобладать над прочими. Если, например, в 90-х годах прошлого столетия отмечался бум тележурналистики с ее громкими скандалами и расследованиями, то сейчас все большие обороты набирает интернет-журналистика. И дабы не идти вразрез с тенденциями нашего времени, мы хотим посвятить отдельный блок урока именно ей.
Интернет-журналистика
Интернет-журналистика, как мы уже и сказали, представляет собой новое направление журналистики. Она появилась в самом конце 1990-х годов, что связано с бурным развитием и повсеместным распространением интернета. Благодаря специфике Всемирной паутины начало организовываться систематическое информационное вещание на широкие массы, не требующее развертывания специальной технической базы. Это позволило практически любому человеку иметь возможность создавать СМИ.
Онлайн-издания бывают и официальными, и неофициальными. А интернет-журналист, работающий на одно из таких изданий, в большинстве случаев не сталкивается в своей деятельности с множеством атрибутов журналистики традиционной формы, например, с полиграфией, звукозаписывающим или телевизионным оборудованием и т.д. Однако правовой аспект для интернет-журналиста все так же важен, т.к. по факту он всегда несет ответственность за то, что публикует.
Тесно связана с интернет-журналистикой и индивидуализация журналистского дела. Личность стала выступать в качестве производителя и распространителя информации, работающего вне какого бы то ни было внешнего контроля. Так, широкое распространение получила блогосфера (совокупность всех блогов как сообщества), по причине чего даже в научных кругах и прессе стал подниматься вопрос о том, не вытеснят ли блоги традиционные СМИ.
Интернет-журналистику как совершенно неординарное и необычное явление в области журналистики вообще вполне можно расценивать как новую ступень в ее эволюции. Это отчетливо прослеживается по таким ее признакам как децентрализация СМИ, интерактивность, отказ от монолога и переход к диалогу и т.д. И если продолжить рассматривать развитие журналистики в этом ключе, в глаза бросается еще одно новое направление, именуемое Web 2.0. Собственно, говоря об интернет-журналистике, не упомянуть о нем в принципе было бы неверно.
Web 2.0
Понятие «Web 2.0» означает методику проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем большее количество людей их использует. Важным нюансом Web 2.0 считается принцип привлечения интернет-пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала (информация из свободной энциклопедии «Википедии»).
Представленное словосочетание впервые употребило в 2004 году издательство O’Reilly Media, специализирующееся в сфере информационных технологий. Но вышеназванная трактовка должна быть уточнена: «становятся лучше» нужно понимать как «становятся плотнее», т.к. имеется в виду наполнение систем сведениями, но вопросы их объективности и достоверности не поднимаются. По большому счету под Web 2.0 подразумеваются сервисы и проекты, которые активно развиваются и улучшаются самими пользователями, а это и есть те самые блоги, соцсети, вики-проекты и т.п.
Для определения сути Web 2.0 вполне подходит определение комплексного подхода, дающего возможность организовывать, реализовывать и поддерживать веб-ресурсы. Предлагаем вам ознакомиться лишь с несколькими успешными проектами, где Web 2.0 прекрасно себя проявила (наверняка вы и сами чуть ли не ежедневно сталкиваетесь с ними):
Википедия. В настоящее время это целый конгломерат интернет-ресурсов, позиционирующихся, как правило, как справочники и энциклопедии. Этот проект – одна из самых крупных в Сети баз данных, предлагающих практически всем возможность редактировать информацию, размещенную на сайте.
Методика Web 2.0 взаимодействует и с веб-приложениями. Ежедневно у множества таких приложений появляются аналоги, а пользователи избавлены от необходимости устанавливать специализированное программное обеспечение на свои компьютеры. К тому же пользоваться веб-сервером почти всегда дешевле, нежели покупать аналогичную программу в стандартном варианте.
У Web 2.0 есть ряд весомых преимуществ. Например, традиционные интернет-сервисы не дает пользователям развивать свою деятельность. А Web 2.0 позволяет это делать применительно к каждому конкретному ресурсу. Интерактивность же Web 2.0-ресурсов дарит людям все возможности для самореализации.
Однако, как и у любой другой технологии, у Web 2.0 есть и недостатки. Основной – это «зашумление» Сети, продуцируемое просто невероятным количеством непрофессиональных сайтов. Навигация и качество таких проектов далеки от идеала, по причине чего была разработана концепция Web 3.0 – сервисы и контент высокого качества, создаваемые профессиональными мастерами на базе Web 2.0. Несмотря на это, влияние Web 2.0 все больше расширяется, а традиционные интернет-ресурсы понемногу отходят на второй план.
Специфика и возможности как самостоятельно Web 2.0, так и интернет-журналистики в целом, открывают новые горизонты для работы и профессиональных достижений, но все же онлайн-журналистика остается журналистикой, и призвана влиять на массовое сознание и формировать общественное мнение. Это говорит о том, что даже в наше время стремительного технологического и информационного прогресса поставленных перед собой целей и задач журналист может достичь, пусть и при помощи безграничных просторов интернет-пространства, но все же посредством давно зарекомендовавших себя приемов, таких как написание всем известных статей, отчетов, пресс-релизов, интервью и т.д. И, конечно же, все это невозможно без поиска информации.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Третий урок посвящен конкретно поиску информации и написанию статей и отчетов. Мы расскажем о работе с источниками, структуре статей и шагах по их написанию, а также о том, как создать свой собственный журналистский отчет.