веб комикс что это
webcomics community :: сообщество веб-комиксов
Веб-комиксы: особенности, выгоды, перспективы
Пишут: Николай Swamp_Dog Ковалёв и Александр Gravedigger Козлов
Что такое веб-комикс и в чём его отличие от «бумажного» комикса?
Итак, что такое веб-комикс? Формально, веб-комикс — это комикс, опубликованный в сети. Однако занимаясь с коллегами вопросами комиксостроения, мы пришли к выводу, что это определение слишком общее, и не показывает всей специфики. Так под него, например, попадает любой отсканированный бумажный комикс, размещённый в сети.
Являются ли отсканированные «Хранители» веб-комиксом? Очевидно нет. Является ли сериал «Кальвин и Гоббс» веб-комиксом? По-видимому нет – его последняя серия была нарисована ещё до того, как веб-комиксы оформились как жанр. Является ли «Бисер перед свиньёй» веб-комиксом? Наверное да – своё первое официальное издание он получил в сети, и приносит своему автору доход через веб-сайты. Однако задумывался «Бисер» для бумаги, и на данный момент публикуется в более чем сотне газет. А вот веб-комикс «Синфест», начиная с 2001го года, выходит в сети ежедневно, но до сих пор имеет всего несколько бумажных публикаций, и это не смотря на то, что автор с самого начала пытался попасть на страницы журналов или газет.
Собственно в упомянутых трёх комиксах (Calvin and Hobbes, Pearls before Swine, Sinfest) вы, конечно, заметили много общего – формат. Он выбран с ориентацией на газеты и журналы – не слишком широкий, чтобы поместиться на странице, не слишком длинный, чтобы оставить место для других материалов, и (это очень важно) законченный в пределах выпуска, но бесконечный в пределах всего комикса. Эта особенность роднит газетные комикс-сериалы с веб-комиксами, из-за чего граница между ними оказывается гораздо более размытой, чем этого можно было бы ожидать исходя только из определений.
Но вернёмся к нашим примерам. «Последняя кровь» – веб-комикс, созданный для того, чтобы быть изданным на бумаге. Автор рассматривает сеть только как стартовую площадку для своих творений, возможность доказать будущим издателям, что вложение денег в публикацию будет выгодным. В то же время автор «Унесённых взрывом» – абсолютный веб-комиксист. Он даже рисует только на компьютере. И так уж вышло, что свой второй веб-комикс он, во-первых, нарисовал в «страничном» формате, а во-вторых, настолько удачно, что вместе с бешеной популярностью получил и предложение издать своё творение. Остаётся ли веб-комиксом, комикс, который издали на бумаге?
Как видим, вопросов больше чем ответов. Граница между веб и не веб-комиксами размыта, и дать ей определение довольно трудно. Попытавшись выделить главное, что объединяет обсуждаемый нами жанр, я пришёл к выводу, что веб-комикс это комикс созданный, существующий или развивающийся с учётом специфики, присущей публикации комиксов в сети.
Специфика: плюсы и минусы веб-комиксов.
Наверное первое, что приходит на ум, это то, что веб-комиксы – это самиздат. Они не требуют от автора значительных денежных затрат, обеспечивая при этом широкой потенциальной аудиторией. Они не требуют учитывать мнение издателя. Автору веб-комиксов могут быть побоку нормы цензуры. Качество графической составляющей будет таким, каким его хочет видеть автор. Техники её исполнения так же на его совести. Вы видите – ограничений, кажется, никаких. Такая потрясающая свобода выбора многим кружит голову, но у неё есть и обратная сторона – веб-комиксов очень много.
Отсутствие цензуры позволяет создавать веб-комиксы кому угодно, но она же очень быстро создаёт жесточайшую конкуренцию, в результате чего на вершину популярности пробиться становится ой как не просто. Таким образом, главным ориентиром для автора веб-комикса становится читатель.
Конечно, не последнюю роль в популярности веб-комикса играет банальная раскрутка – это свойственно любым интернет-ресурсам. Но не она, в конце концов, определяет победителя. Читатель должен *хотеть* продолжать читать ваш комикс. Именно методами работы с читателями определяют специфику веб-комиксов.
И в первую очередь, хотелось бы упомянуть такой фактор как периодичность. Тот самый, который так роднит веб-комиксы с комиксами газетными. Повторимся: в идеале веб-комикс должен восприниматься законченным в пределах выпуска, но бесконечным, или, по крайней мере, длинным, в пределах всего комикса. Почему это важно? Очень просто: читатель не будет читать сразу весь комикс. Он составит впечатление о нём по одному, максимум нескольким выпускам. И именно по этому, каждый из выпусков должен свободно восприниматься в отрыве от всех остальных. С другой стороны, читатель обычно не перечитывает одно и то же по нескольку раз. Это значит, что чтобы его удержать, вам нужно пообещать, что когда он в следующий раз зайдёт к вам на сайт, там будут новые серии его любимого сериала. Чаще всего авторы стараются анонсировать конкретное расписание обновлений: три раза в неделю, раз в день, раз в месяц, другие варианты. Как бы то ни было, чем реже обновления – тем сложнее удержать читателя, а чем чаще – тем больше шанс потерять вдохновение и начать повторяться. Кроме того, ведь вам надо будет уходить в «отпуск», а значит, иногда придётся рисовать «на опережение».
Другим важнейшим фактором является оригинальность. Если в магазине покупателя может отпугнуть необычность комикса – ведь он рискует потерять деньги, купив непонятно что, то в интернете читатель просматривает комиксы бесплатно и десятками-сотнями, из-за чего повторяющиеся темы очень быстро набивают у него оскомину. Так что вам придется попотеть, чтобы предложить читателю что-то своеобразное.
Ну и наконец, не стоит забывать, что даже будучи мега-оригинальным, веб-комикс должен быть ещё и массовым. Конечно, в интернете легко найти читателей-анимэшников, ролевиков, готов и других, но создавая веб-комикс по такой оригинальной теме, как вязание, готовьтесь, что читателей будет мало, что не есть хорошо.
Итак мы уже упомянули две центральных особенности веб-комикса: самиздат и ориентация на читателя. Упомянем и третью: веб-комикс существует не на бумаге, а на экране. То есть у веб-комиксов отсутствуют ограничения, связанные с бумагой. Например они не ограничены её форматом и размером – те, кто публикуясь в сети, продолжают придерживаться формата A4, делают это либо по привычке, либо рассчитывая однажды издать свои работы, либо потому, что пользуются бумагой в процессе создания комикса. Большинство же действительно он-лайн комиксистов наслаждаются полной свободой от каких-либо ограничений: полосы (тут уж их никак не назовёшь «страницами») могут быть широкими, узкими, длинными, не прямоугольными и меняющими формат от выпуска к выпуску.
Известный теоретик комиксостроения Скотт МакКлауд на конференции TED, пророчил интернет-комиксам переход к непрерывным полосам, где взгляду вообще не надо будет прерываться для «перехода на следующую строку». Я нахожу его взгляды утопическими, но хотел бы обратить внимание на важнейший момент, вытекающий из его идеи: полоса веб-комикса всегда может продолжаться столь долго, сколь необходимо для передачи законченной мысли. У веб-комикса нет проблемы «разворота», когда эпическое действо хочется развернуть на двух страницах, и для этого нужно его подвести строго к началу листа, нет проблемы перехода на другую страницу, создающего долгую паузу между кадрами. Веб-комикс сам задаёт себе формат, и даже размеры экрана лишь частично его ограничивают – изображение на экране свободно «прокручивается». Как говорит МакКлауд, «экран это не бумага, экран это окно».
Ещё один важный момент: компьютер позволяет привнести в веб-комикс нововведения, которых в классическом комиксе никогда не было. Это и набирающие популярность всплывающие дополнения, и элементы анимации, и комментарии автора, и звуковое или музыкальное сопровождение. Часть этих приёмов уже нашла своё место в инструментарии авторов, другим это ещё только предстоит, но возможности огромны.
Подведём итог: cпецифика веб-комиксостроения состоит в том, что веб-комикс это массовый самиздат, ориентированный на читателя, и опубликованный на экране а не на бумаге. Объединив эти три элемента, можно составить представление, о том, что такое на самом деле веб-комикс, в чём его прелесть и где его недостатки. Каждый сам для себя выбирает, что ему ближе, но что очень важно лично для меня – это то, что веб-комиксы являются отличной стартовой площадкой и средством проникновения в массы самой культуры комиксов. Именно самопроизвольно зародившиеся сообщества по переводу иностранных веб-комиксов, на мой взгляд, начали формировать российского читателя.
— Николай Swamp_Dog Ковалёв
Коммерческий веб-комикс
Из рассказа Николая вы, вероятно, уже поняли, какая замечательная вещь – веб-комикс, однако у многих могло возникнуть обманчивое впечатление, что распространяемые в Интернете комиксы – это когда комиксист, вместо того чтобы издать свое произведение, добровольно выставляет его на всеобщее обозрение, или способ тренировки перед выходом на «серьезную» арену индустрии комиксов.
Конечно, вы можете относиться к ним и так, но едва ли с такой точкой зрения вам светит успех. Дело в том, что веб-комиксы при правильном отношении к ним и позиционировании тоже могут быть серьезным бизнесом. Моя часть статьи посвящена коммерческой стороне веб-комиксов.
Итак, вопрос: каким образом можно извлекать коммерческую выгоду из свободно распространяемого в интернете проекта? Напрашивается идея выкинуть из словосочетания «свободно распространяемый в интернете» слово «свободный», то есть закрыть доступ к комиксу для неавторизованного пользователя и взимать некоторую плату за просмотр как за покупку журнала в магазине.
Именно поэтому будем рассматривать способы извлечения коммерческой выгоды из веб-комикса, которые подразумевают свободный доступ посетителя к контенту и не портят ваш авторитет. Их условно разделить на две группы: Прибыль с сайта и Прибыль с веб-комикса.
Прибыль с сайта
Как бы прагматично это не звучало, в основе веб-комикса в любом случает находится веб-сайт, составляющие его страницы, его доменное имя и ежедневная посещаемость. Поэтому для начала давайте рассмотрим способы заработка, которые используются на 90% всех веб-сайтов, включая и сайты веб-комиксов. Здесь приведены три из них:
Также неплохой идеей будет организовать информер в стиле «до покупки нового планшета осталось 3,5 тысячи» и, конечно, публиковать благодарности самым щедрым читателям.
Баннерная или контекстная реклама – эти способы подразумевают показ на страницах текстовых или графических объявлений. Разница в том, что баннерные сети выбирают объявления для вашего сайта, ориентируясь только на общую тематику, а оплата, как правило, идет по количеству показов. В свою очередь системы контекстной рекламы выбирают объявления для каждой страницы индивидуально, ориентируясь на представленную на ней информацию, а оплата идет по количеству кликов.
Прибыль зависит от многих факторов: выбранная баннерная сеть, размер и количество объявлений, место размещения и конечно посещаемость. Наиболее известные службы контекстной рекламы: Google Adsense и Яндекс.Директ
Ссылочный маркетинг. Тут уже посещаемость не так важна как раскрученность сайта с точки зрения поисквых систем. Не углубляясь в дебри поисковой оптимизации, скажу, что заключается в продаже текстовых ссылок с каждой страницы сайта в отельности.
Наиболее известные биржы ссылок: Sape и Linkfeed
Прибыль зависит от таких факторов, как Pagerank, индекс цитируемости, количество и относительное расположение страниц. Тема эта очень интересная, но, к сожалению, выходит за рамки нашего доклада.
Прибыль с комикса
Теперь поговорим о способах извлечения прибыли, характерных исключительно для веб-комиксов. Имеется в виду:
На изделиях может красоваться особенно любимый вами кадр комикса, изображения персонажей в высоком качестве, особо запоминающиеся фразы, удачные шутки – читатели, несомненно, будут рады возможности приобрести такие вещи. К тому же, покупка товара в магазине можно рассматриваться как способ выражения благодарности автору, то есть форма пожертвования: ведь с точки зрения читателя гораздо приятнее перевести некоторую сумму и получить прикольную футболку, чем просто перевести сумму.
Печать комикса на бумаге. Это может звучать иронично, но самый верный способ получить деньги за веб-комикс – это напечатать его. На западе практически все успешные веб-комиксы рано или поздно издаются на бумаге. И дело даже не в том, что если комикс готов – почему бы не напечатать его? А в том, что имеющий успех в интернете, проект почти наверняка будет успешен и за его пределами, и когда комикс уже имеет сотни читателей и почитателей, общаться с издательствами гораздо проще. Покупать ваш журнал или книгу будут не только люди, заинтересовавшиеся вашим творчеством, но и преданные читатели: ведь как круто давать товарищу почитать реальную книгу комиксов, вместо того чтобы «скидывать» ему на флешку файлы.
Product placement. Этот термин появился сравнительно недавно, и я не уверен, что у него есть достойный русский эквивалент… Его суть – скрытая реклама – упоминание в комиксе какого-либо брэнда, демонстрация логотипа или представление товара в хорошем свете. Это чем-то напоминает выполнение работ на заказ для третьих лиц, разница лишь в том, что заказ можно выполнить сразу, не отрываясь от создания очередной серии.
Интерактивный сюжет. Если у комикса интересный сюжет, и читатели, затаив дыхание, наблюдают за судьбой главных героев и их взаимоотношениями, то интересной идеей будет вовлечь читателей в процесс создания комикса, предложив выбрать дальнейшее развитие сюжета из предложенных вариантов. Технически это выглядит как платное голосование, в котором может поучаствовать любой читатель за небольшую сумму.
Заключение
Подводя итог, хочется сказать, что всегда важно помнить ту грань, которая разделяет коммерческие проекты и некоммерческие. Веб-комиксы должны быть прежде всего бесплатными и направленными на читателя, а не ваш кошелек – только так можно заслужить уважение читателей и создать вашему произведению аудиторию.
Было сказано о 7 способах извлечь коммерческую выгоду из веб-комикса и все они предполагают свободный доступ читателя к комиксу без каких-либо ограничений. Конечно, на каждом из пунктов хотелось бы остановиться поподробнее, но, откровенно говоря, каждый из них заслуживает отдельного доклада и не может быть описан в рамках общей статьи.
Веб комикс что это
Несмотря на то, что первые веб-комиксы появились аж в середине 80-х годов, издательства не спешили осваивать этот новый формат. Первопроходцем стало издательство Marvel, которое в 1996 году запустило подразделение Marvel CyberComics.
Изначально комиксы, которые там выходили, были эксклюзивом для пользователей американского интернет-провайдера AOL — сервис был создан в рамках промо-сделки с провайдером.
AOL изначально был крупнейшим в США интернет-провайдером, и во время своего расцвета в начале 2000-х годов его приобрел медиаконгломерат Time Warner. В середине 90-х годов провайдер дал своим пользователям доступ к компьютерной сети USENET (отец всех будущих имиджбордов) и стал мега-популярным, когда было заключено пятилетнее соглашение с компанией Microsoft и услуги провайдера стали входить в комплект с Windows.
В 1997 году издательство уже имело собственный сайт — MarvelOnline.com, куда комиксы и переехали, став доступными для всех зарегистрированных пользователей. В 1999-м был заключен договор о взаимном сотрудничестве между Marvel и только-только открывшимся онлайн-магазином комиксов _NextPlanetOver _(NPO) — на сайте Marvel висела реклама магазина, а те взамен оплачивали создание эксклюзивных комиксов.
В 1999 году открылось два онлайн-магазина комиксов — упомянутый выше NPO и Comicstore.com. На тот момент на рынке уже присутствовали и другие онлайн-магазины — например, старейший Mile High Comics.
Спустя год NPO обанкротился и закрылся, а CyberComics были переименованы в Webisodes, и комиксы стали доступны без регистрации и СМС на сайте Marvel.com.
В интервью один из основателей NPO заявлял, что магазин не собирается тратиться на рекламу. «Мы знаем, как находить наших клиентов онлайн. Мы можем положиться на сарафанное радио и выходить на клиентов, которые не ходят в комикс-шопы».
В качестве первых героев для своих первых цифровых комиксов Marvel выбрало тяжеловесов — Человека-паука и Росомаху. В дальнейшем появились истории про Сорвиголову, Блэйда, Дэдпула, Гамбита и Людей Икс в целом. Выпуски разбивались на четыре части по восемь страниц, каждая часть выходила ежемесячно.
Рисовались они на бумаге, затем оцифровывались, раскрашивались при помощи Adobe Illustrator, затем в Macromedia Shockwave прикручивалась простенькая анимация и музыкальные эффекты — процесс был адски трудоемким.
В итоге получались такие анимированные комиксы — по щелчку мышки появлялись новые пузыри диалогов и панельки, со звуковым сопровождением.
В итоге подразделение Marvel CyberComics было упразднено и вместо него появилось DotComics.
Само собой, все эти комиксы с сайта были убраны, но я смог найти канал на YouTube, на котором сохранены аж 22 выпуска. Вот так это примерно выглядело:
Про этот самый DotComics преступно мало информации в Сети — все, что я смог нарыть, это рецензия/мнение/описание с архивной страницы сайта The Official Time-Wasterʼs Guide, сборника рецензий на игры, книги, комиксы и прочее. Название как бы намекает, что основная цель — помочь вам тратить свое время с пользой.
В общем, по состоянию на 2002 год DotComics представлял из себя архив, состоящий из нескольких дюжин выпусков. Еженедельно происходило обновление, но, судя по всему, рандомное. Денег за комиксы никто не просил, однако главным препятствием было то, что они были во Flash-формате, что требовало быстрого интернета в то время. То есть позволить такую роскошь себе могли только состоятельные парни. Комиксы там были актуальные — даже были выпуски из едва стартовавшей _Ultimate-_вселенной.
Затем, в 2004 году, судя по всему, на сайте хранилось не больше дюжины выпусков одновременно, которые постоянно обновлялись — опять же, дремучая древность, информации кот наплакал.
На тот момент это был единственный издатель, который совершал шаги на этом поле. Подытоживая, можно сказать, что за восемь лет он толком ничего не добился.
Развитие и первые успехи
В 2005 году произошла еще одна реорганизация — DotComics превратился в Marvel Digital Comics. Количество комиксов еще больше сократилось — до четырех. Спустя год, правда, эта цифра резко подскочила до 24. Но это все равно было стоянием на месте.
В ноябре 2007 года Marvel наконец представило то, что сегодня можно назвать адекватным сборником цифровых комиксов, — Marvel Digital Comics добавил в свое название Unlimited и предложил читателям базу в две с половиной тысячи комиксов с еженедельным обновлением. За платную подписку, разумеется, которая на момент запуска равнялась 4,99 долларов США. В качестве привлечения читателей в бесплатной версии было доступно 250 комиксов.
Среди них были сто первых выпусков серий Spider-Man и Fantastic Four, шестьдесят шесть выпусков Uncanny X-Men, пятьдесят первых номеров The Avengers и россыпь первых появлений кучи героев.
Тогда предполагалось, что в цифре комиксы будут выходить на полгода позже, чем в бумаге, однако уже в 2008 году Marvel вновь оказалось впереди планеты всей, выпустив семистраничный цифровой комикс Secret Invasion: Prologue, который стал предысторией к событию Secret Invasion.
В том же году было заявлено пять цифровых эксклюзивов, так называемых digital-only комиксов. На сегодняшний день их насчитывается уже несколько десятков. С тех пор платформа пережила два крупных обновления и сменила название на Marvel Unlimited.
В 2010 году Марвел могло войти в историю как первое издательство, выпустившее одновременно и бумажную, и цифровую версию комикса, — им должен был стал I_nvincible Iron Man Annual #1_ Мэтта Фрэкшена. Однако их на повороте обошло DC со своей серией Justice League: Generation Lost (о ней чуть позже).
Разумеется, остальные издатели не сидели сложа руки и внимательно следили за успехами Marvel, и когда стало понятно, что цифровые комиксы это не очередная забава, а вполне серьезный формат, зашевелились сами.
Новые игроки, развитие успехов и стабилизация рынка
Пока цифровая история представляла из себя флэш-версии, которые рандомно вываливались в Сеть, никому особо не было до этого дела, но успешный старт Marvel Digital Comics Unlimited резко уменьшил градус скептицизма у конкурентов.
Начнем, разумеется, с DC. Летом 2010 года было объявлено, что DC запускает сотрудничество одновременно с ComiXology (о нем отдельно чуть позже) и PlayStation Network.
Это стало весомым козырем в руках ComiXology, который в итоге смог забороть своих тогдашних конкурентов в лице Graphic.ly и Longbox Digital. Более того, DC первым начало выпускать комиксы и в цифре, и на бумаге день в день на постоянной основе – с четвертого впуска Justice League: Generation Lost, который вышел на неделю раньше вышеупомянутого Invincible Iron Man Annual #1.
Платной подписки, как у Marvel, не было — пользователи просто покупали каждый комикс по отдельности. Спустя еще два года комиксы издательства стали доступны на трех крупнейших площадках цифровых книг: Kindle Store, iBookstore and NOOK Store. Также DC запустило собственную платформу — readdc.com.
Dark Horse начало выпускать свои комиксы в цифре в 2011 году на Windows, Mac, iOS и Android.
Image одним из последних заскочило на этот поезд, однако тоже смогло выделиться на общем фоне — оно стало первым издательством, которое продавало цифровые версии своих комиксов без DRM — читай, без защиты. После покупки пользователь мог скачать комикс в любом формате: PDF, EPUB, CBR или CBZ. Также Image снабжало цифровые версии пятистраничным превью.
На посыпавшиеся вопросы о том, не боятся ли они пиратства из-за отсутствия защиты, в издательстве ответили, что в первую очередь это делается для того, чтобы у пользователей сохранилась их цифровая библиотека в случае технических проблем или ухода Image с рынка. И вообще, если ты выпускаешь хорошие комиксы, их будут покупать, и издательство не видит никаких разрушительных последствий в этом решении.
На сайте Image написано, что читатели могут спокойно печатать купленные ими копии для «оффлайнового наслаждения».
В 2012 году в Marvel был открыт импринт Infinite Comics, в рамках которого выходят оригинальные, специально созданные под цифровой формат комиксы — c анимацией, финтифлюшками и прочим. Первым стал Avengers vs. X-Men #1: Infinite — собственно, пролог к событию Avengers vs. X-Men.
Эти цифровые комиксы стали наследниками CyberComics — здесь тоже используются анимированные панели, всплывающие пузырьки с текстом и так далее. Последним комиксом в рамках данного импринта стал Doctor Strange/Punisher: Magic Bullets, восьмой выпуск которого вышел в феврале 2017 года.
Но это издатели. Я несколько раз упоминал сервис ComiXology — пора уже и о нем поговорить отдельно.
ComiXology как синоним цифровых комиксов
Компания была основана в 2007 году Дэвидом Штайнбергером, Джоном Робертсом и Питером Джеффом. Сначала был создан портал ComiXology.com — сервис для фанатов комиксов, которые могли отслеживать выход комиксов и делать предзаказы в местных комиксшопах; также там была краткая информация о каждом выпуске (дата выхода, художник, сценарист и т. д.), и, разумеется, новости, блоги, интервью и тому подобное.
В декабре 2008 года появилось мобильное приложение Pull List — оно также позволяло делать предзаказы в физических магазинах, а также отображало их местоположение на карте.
А теперь следите за цепочкой событий:
Комментарии, как водится, излишни. Крыть оказалось нечем, и ComiXology утвердился как безоговорочный лидер. Спустя недолгое время приложение стало доступно для Android и Windows.
Дальше успех, успех, рост, рост, успех. В 2012 году газета New York Times назвала сервис ни много ни мало «iTunes для комиксов». В том же году ComiXology стал третьим по счету набирающим популярность приложением для iPad.
В 2014 году компания была куплена Amazon. И вроде бы все было хорошо — поддержка медиа-магната, пламенные речи о том, что и Amazon, и ComiXology нацелены на одно и то же — но были и достаточно неприятные моменты. Чтобы не исказить события, приведу цитату из новости о покупке от коллег со «Спайдермедии»:
В новом приложении для Android теперь отсутствует возможность оплачивать комиксы карточкой, привязанной к аккаунту Play Store, а ведь именно благодаря ей Google получал процент с каждого проданного комикса, but not anymore. В остальном все радужно — теперь оплата производится напрямую без посредников либо через PayPal — таким образом вся выручка идет прямиком в Amazon — также появилась удобная «корзина». C версией для iOS все гораздо хуже. Там не только исчезла возможность покупать комиксы внутри приложения, но и полностью испарился раздел Магазин (Store). Теперь, чтобы увидеть новинки или купить комикс, пользователи устройств Apple вынуждены идти на сайт comixology.com. Напомним, что ранее процент отчислений Apple за каждый комикс, проданный внутри приложения, равнялся 30%. До вчерашнего дня ComiXology являлось самым прибыльным приложением в AppStore.
Это про историю становления платформ. Скажем пару слов о различных форматах цифровых комиксов. Раньше комиксы выходили в печатном виде раньше, чем в цифре — а что если попробовать наоборот?
Digital-first
Так появился формат digital-first — название уже говорит само за себя.
В 2010 году вышел десятый, последний сезон сериала «Тайны Смоллвиля», в самом-самом конце которого Кларк взлетает с крыши Daily Planet и рвет на себе рубашку, показывая спрятанный под ней костюм. Но что же дальше? Шоу успело собрать армию преданных поклонников, которые наконец дождались этого эпохального момента — и хотели еще. Но ведь шоу закончилось, верно?
Верно, но кто сказал, что нельзя продолжить его уже в формате комикса? Назовем его Smallville: Season 11 и запустим в дело!
Нет, это не мой косяк и не косяк издателей — здесь использовалась довольно интересная модель дистрибуции. В течение трех недель каждую пятницу выходили «части» одного «эпизода», а в четвертую они собирались вместе и печатались в одном сборнике, который выходил традиционно в среду. Впоследствии в эту четвертую неделю выходила отдельная история, параллельная текущему «эпизоду» — но только в цифровом формате. Серия продержалась 69 выпусков, что весьма прилично.
Примерно по такой же схеме DC выпустило еще несколько тайтлов, таких как Batman: Arkham Unhinged и Batman: Arkham City: End Game, которые стали ответвлениями к нашумевшей в те годы Arkham City (к последней части игры тоже выходил свой комикс).
Не забудем и серию Legends of the Dark Knight, которая явно была нацелена на фанатов трилогии Нолана, предлагая им нечто похожее — не так гениально, конечно, но тоже сойдет.
Что забавно — в конце 80-х годов начала выходить серия с таким же названием, но приуроченная к фильмам Бертона, которая разрослась аж до 214 выпусков. Наследие.
Из совсем недавнего — серия The Death of Superman, которая стала ответвлением одноименного полнометражного мультфильма.
Стоит он, кстати, всего 99 центов за выпуск в 20 страниц — но о цене чуть позже.
В июле этого года была анонсирована Marvel Digital Originals — линейка digital-first комиксов, среди которых уже вышли первые выпуски _Jessica Jones и Luke Cage._Ожидаются еще две серии — Daughters of the Dragon и Iron Fist.
И если вам кажется, что Marvel ломит конский ценник за свои комиксы (одна страница «Джессики Джонс» стоит в два с половиной раза дороже страницы «Смерти Супермена»), то я предлагаю вам сравнить эти самые страницы:
К тому же Марвел пытается усидеть на двух стульях сразу — эти серии явно ориентированы на телевизионную аудиторию сериалов Netflix, но при этом заявлено, что они находятся в общей вселенной, тогда как Death of Superman строго направлен на зрителей анимационного фильма. Предыдущие digital-first от DC также не выходили за рамки «фандома» того или иного продукта. Изменится ли это в будущем? Время покажет.
Ладно, а если совсем без бумаги?
Digital-only
Совсем недавно, в июне этого года, была анонсирована инициатива ComiXology Originals.
Она будет включать в себя как авторские цифровые серии комиксов, выходящие под логотипом ComiXology, так и серии других издательств, например Deadpool: Secret Agent Deadpool, и комиксы этой линейки будут выходить только в цифровом формате.
И мы таким образом плавно переходим к следующему пункту нашего исследования.
Текущее состояние цифрового рынка
На сегодняшний день есть три крупных сервиса цифровых комиксов — это все тот же ComiXology, Marvel Unlimited и совсем недавно появившийся DC Universe.
То есть ты не получишь все за шесть баксов — ты получишь много, но не все. Остальное надо будет докупать в частном порядке. В программе Unlimited в основном представлены серии не «большой двойки» — за редкими исключениями.
Это о сервисах и их моделях услуг. А если взглянуть на объемы рынка?
Информация взята с сайта comichron.com. Как видно из таблицы, объем продаж цифровых комиксов уже три года остается неизменным и составляет около 10% от продаж печатных комиксов. И каких-то серьезных подвижек для роста не предвидится.
Более того — никто не спешит делиться цифрами по продажам тех или иных выпусков или серий в цифровом и печатных форматах, да и вообще какой-бы то ни было конкретной информацией.
Если посмотреть на цены цифровых комиксов, то некоторые люди могут удивиться, обнаружив, что цифровой и бумажный комикс будут стоить одинаковое количество вечнозеленых бумажек. Почему так?
Вопрос, на самом деле, интересный.
Чисто логически можно рассудить, что цифра должна стоить дешевле бумаги — потому что бумажный комикс нужно напечатать и доставить в магазин, что стоит денег. А цифровой не нужно печатать и отвозить — всего лишь залить на сервер. Однако цифра упорно стоит тех же самых денег, что и бумага. Правда, при гигантских тиражах печать отдельно взятого выпуска или сборника стоит копейки, но дистрибуцию никто не отменял.
Одним из наиболее правдоподобных объяснений может стать то, что бумажные издания до сих пор остаются основой финансовой модели как для комиксных, так и для книжных издательств. Если уронить цену на цифру, это ударит по продажам бумаги, следовательно ударит по сложному и отлаженному механизму печати-распространения.
Еще можно предположить, что таким образом издательства поддерживают на плаву и комиксшопы, которые в случае снижения бумажных продаж почувствуют себя хуже (у них и без этого все не так радужно). А комиксшопы у нас это так называемый direct market, и с ним нужно обращаться бережно.
В пользу последнего можно привести пример с недавней нашумевшей апрельской распродажей на ComiXology, в ходе которой новехонькие и не очень сборники Marvel продавались по цене всего лишь в 99 центов, тогда как их физические версии стоили по 11-13 долларов.
Разумеется, так не могло продолжаться долго, и со стороны комиксшопов послышалось открытое недовольство. 5 апреля на Diamond Retailer Event главный редактор Marvel Си Би Себульски держал ответ и заявил, что ценовую политику ComiXology регулирует не Marvel, а либо сам сервис, либо Amazon. «Мы продаем свои комиксы ComiXology по той же цене, по которой продаем их вам» – говорил главред, при этом признавая, что подобная ценовая политика губительна для магазинов.
7 апреля, спустя два дня после этого выступления, основатель магазина Comix Experience Брайан Хиббс опубликовал открытое письмо к руководству Marvel. Оригинал можете прочесть здесь, вкратце: «Вы там что, совсем охренели демпинговать? Мне пришлось временно перестать заказывать сборники Marvel, потому что вы отдаете их даром». Короче, Брайан весьма недоволен подобной ценовой политикой.
Однако, не все его поддержали. Спустя еще два дня Майкл Сэвидж, основатель магазина Uncanny Heroes во Флориде, опубликовал свое открытое письмо к Брайану. В нем он сдержанно заявил: «Брайан, ты предлагаешь, чтобы издатель вышел на рынок и начал давить наших конкурентов в лице цифрового рынка? Точно так же, как у издателя нет контроля за ComiXology, так у него нет и контроля за комиксшопами и их скидками. И вообще, надо договариваться».
Вопрос, кто здесь прав, а кто виноват, находится за пределами этой статьи. Однозначно можно сказать, что когда цена на цифру начинает драматически снижаться, что «логично», возникают драмы уже реальные. А ведь это сборники, которые ты покупаешь, ставишь на полку, они такие красивые и так здорово смотрятся рядом (если, конечно, с версткой корешка не намудрили). Казалось бы, зачем беспокоиться, ведь сборники покупают для коллекции? Но нет, аж главному редактору пришлось объясняться и всех успокаивать. Так может, не в коллекционировании и ощущения «держания в руках» дело?
Может, магазины просто зря подняли панику?
А что насчет digital-first комиксов, например? Выше я озвучивал ценники — и если у Death of Superman цена в 99 центов не вызывает вопросов (это психологический барьер, дешевле уже просто бесплатно), то, пусть и сдвоенный, выпуск из серии_ Marvel Digital Original_ стоит пять баксов — на доллар дешевле печатного сингла в 20 страниц. Выгоднее? Безусловно. «А не слишком ли дорого» скажут некоторые, учитывая отсутствие необходимости его печатать, развозить и т. д. — вопрос исключительно интересный, вот только ответа на него нет, на «кухню» за детальными цифрами нас никто не пустит.
Действительно ли 40-страничный выпуск цифрового комикса, полноценно нарисованный и написанный, на выходе стоит пять долларов? Может ли он стоить дешевле? Не стало ли это следствием продолжения той самой консервативной политики? Если да, то с кем конкурировать выпуску digital-first — с печатным сборником из самого себя, который выйдет через полгода?
Я не знаю ответов на эти вопросы. Но очень хочу их узнать.
А еще не забывайте, что в цифровых комиксах рекламы меньше, чем в печатных. Издатели уж точно об этом не забывают.
Убивает ли цифра печатный рынок?
Учитывая то, что нет подробной статистики по продажам цифровых и физических копий комиксов, дать ответ на этот вопрос трудно. В теории, в перспективе, чисто логически да, цифра убьет печать, как письмо на бумаге убило берестяные грамоты, например. Спросите десять человек — и услышите десять вариантов того, как это будет происходить.
Однозначно можно сказать, что объем продаж цифры не растет. Как упоминалось выше, он составляет около 10% от объема продаж печатных комиксов. Каких-то серьезных перспектив к росту, опять же, нет — выходя в Интернет, издательства почему-то бросают свои усилия в первую очередь на стриминговые сервисы (привет, DC Universe), а комиксам достается пусть и почетное, но место в стороне.
На мой взгляд, цифровые комиксы сейчас представляют собой просто разумную альтернативу печатным комиксам, а никак не серьезного конкурента, который гробит печатный рынок и растет не по дням, а по часам. Да, возникают локальные драмы, как в случае с распродажами, но я рискну предположить, что это самое «убийство» — это такой зверь, о котором все слышали, все его до жути боятся, но внятно охарактеризовать его никто не может. У страха глаза велики?
Перспективы и прогнозы
Прогнозы туманные, перспективы неясные. Все-таки это еще неизвестный зверь, и любые эксперименты с ним приведут к прибытку в одном месте и убыли в другом — все по законам капитализма. Серьезных исследований или какой-то статистики на эту тему нет, и все прогнозы чисто умозрительные. Неизвестных факторов — прорва, и неясно, как их укладывать в уравнение.
Например, есть сентенция «если цифра подешевеет — все побегут покупать цифру — печатный рынок сдохнет». С объективной точки зрения, чисто экономической, это верно — потребитель покупает товар по более выгодной для себя цене. С субъективной же точки зрения при учете всяких веселых факторов типа «запаха типографской краски» или «смотрите, как у блогера красиво омнибусы стоят, хочу так же», «в чтении с бумаги есть своя атмосфера» и тому подобных вышеупомянутая сентенция уже не выглядит столь однозначной — кто-то переплатит десять баксов и купит помимо истории и рисунка эстетическое наслаждение от вращения книги в руках или лицезрения ее на полке. И это лишь самый простой пример.
При общении с товарищами на эту тему услышал достаточно любопытную точку зрения — мол, цифра сможет забороть синглы, а всякие делюксы и прочие омнибусы будут спокойно себе жить. Прикупил пару сюжетных арок по 99 центов за выпуск, если понравилось — заимел омнибус или делюкс или что-то там еще. С печатными синглами же работает так — да я сам так делаю время от времени. Некоторое время мне казалось, что теория в целом правдоподобная, однако затем вспомнил об одном из главных бустов продаж современных комиксов — о вариантках. Которые покупают, подписывают, перепродают, хранят, дарят и тому подобное. Вариантки в перспективе не умрут еще очень долго, так что синглы чувствуют себя сейчас вполне прилично. Так стоит ли синглам с вариантками бояться цифры?
Я рискну сделать предположение, что в настоящее время безопасный и эффективный путь роста для цифровых комиксов лежит в digital-first сегменте. С самого начала они были ориентированы на тех, кто не читает комиксы или знаком с ними очень поверхностно — и как раз для них то цифровой формат представляет собой сплошные плюсы. Не надо никуда идти, что-то выбирать, мучаться с посылками — зайди и купи в пару кликов. Этот новый потребитель еще не успел «подсесть» на вариантки, поглаживание своего харда Бэтмена поздней ночью или споры о том, грешно ли ставить омнибусы Marvel и DC на одну полку, поэтому его мозг чист, а душа невинна. Учитывая, какой мощной поступью комиксы идут по другим медиа, этот путь может быть сверх-эффективным. Опять же, это мое мнение, подкрепленное несколькими неделями чтения десятков статей и мнений на эту тему — не берусь утверждать, что это истина в последней инстанции.
Когда я садился писать эту статью, я хотел прояснить для себя несколько моментов, но вместо этого обнаружил ворох вопросов, на которые у меня пока нет ответов. Нам остается только ждать и смотреть, что будет дальше.
И последнее. На этапе финальной редактуры я наткнулся на эту замечательную книжку от 2014 года: