важнейшим в теории систем является понимание что
Системный подход; исследование систем управления и их проектирование.
250. Задание << 329 >> ТЗ 1 Тема 0-0-0
Какое содержание вкладывается в понимание системы как «открытой»:
£ система чутко реагирует на поведение конкурентов и воспринимает наиболее эффективные принципы решения управленческих задач
£ система должна воспринимать из внешней среды все новые тенденции и обязательно применять их в своей деятельности
£ организация открыта для любых нововведений, необходимых собственнику
R система должна чутко реагировать на изменения внешней среды и изменяться в соответствии с ними
251. Задание << 330 >> ТЗ 2 Тема 0-0-0
В STEP- (или PEST-) анализ входит анализ следующих факторов внешней среды:
R политические, экономические, технологические, социальные
£ социальные, технические, общественные, экономические
£ системные, транснациональные, экологические, перманентные
£ собственники, акционеры, потребители, государство
252. Задание << 331 >> ТЗ 3 Тема 0-0-0
Преимущество, возникающее, когда организация развивает новые виды деятельности, используя имеющиеся мощности; эффект, достигаемый в результате объединения двух или более взаимодополняющих видов деятельности, приносящий результат больше, чем сумма индивидуальных усилий:
253. Задание << 332 >> ТЗ 4 Тема 0-0-0
Какое содержание вкладывается в понимание системы как «открытой»:
R система должна чутко реагировать на изменения внешней среды и изменяться в соответствии с ними
£ организация открыта для любых нововведений, необходимых собственнику
£ система должна воспринимать из внешней среды все новые тенденции и обязательно применять их в своей деятельности
£ система чутко реагирует на поведение конкурентов и воспринимает наиболее эффективные принципы решения управленческих задач
254. Задание << 333 >> ТЗ 5 Тема 0-0-0
Упрощенное представление реального объекта (бизнес-системы), отражающее некоторые аспекты знаний о бизнесе и дающее правильные ответы на вопросы, признанные существенными для управления:
255. Задание << 334 >> ТЗ 6 Тема 0-0-0
STEP- (или PEST-) анализ является разновидностью:
R систематического анализа
256. Задание << 335 >> ТЗ 7 Тема 0-0-0
257. Задание << 336 >> ТЗ 8 Тема 0-0-0
Метод исследования организации как целостного образования, цели которого диктуют его составные части, структуру, границы, процессы, взаимодействие элементов, связи с внешней средой и обилую концепцию развития:
258. Задание << 337 >> ТЗ 9 Тема 0-0-0
Анализ внутренних и внешних факторов, важных для стратегии, возможностей достижения основных целей компании. Выделяют внутренний и внешний анализ, анализ конкурентоспособности и:
R ресурсный анализ
259. Задание << 338 >> ТЗ 10 Тема 0-0-0
Важнейшим в теории систем является понимание что:
£ цикл «вход-процесс-выход» должен находиться в центре внимания руководства
R система всегда является частью еще большей системы
£ адаптация всегда происходит при участии человеческого ресурса организации
£ цикличность деятельности позволяет менеджеру более эффективно настраивать организационное управление
R выживание организации зависит от ее способности адаптироваться к требованиям среды
260. Задание << 339 >> ТЗ 11 Тема 0-0-0
Правильные варианты ответа: организационное проектирование;
261. Задание << 340 >> ТЗ 12 Тема 0-0-0
Этапы проектирования организационных структур в правильном порядке:
1:Деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности организации в стратегическом плане
2:Распределение видов деятельности по линейным и штабным подразделениям
3:Регламентация соотношений полномочий различных должностей с учетом норм управляемости
4:Определение должностных обязанностей по конкретным лицам как совокупности определенных задач и функций
262. Задание << 341 >> ТЗ 13 Тема 0-0-0
В SWOT-анализе исследуется:
£ системные и внесистемные кризисы
£ сильные и слабые стороны организации
R внешняя и внутренняя среда организации
263. Задание << 342 >> ТЗ 14 Тема 0-0-0
Какое содержание вкладывается в понимание системы как «открытой»:
£ система должна воспринимать из внешней среды все новые тенденции и обязательно применять их в своей деятельности
£ система должна чутко реагировать на изменения внешней среды и изменяться в соответствии с ними
R система чутко реагирует на поведение конкурентов и воспринимает наиболее эффективные принципы решения управленческих задач
£ организация открыта для любых нововведений, необходимых собственнику
£ положительные и отрицательные тенденции организации
Что называется шумами в теории передачи информации?
¾ Преграды, обусловленные восприятием и семантические барьеры на пути передачи информации.
¾ Все то, что искажает смысл. +
¾ Плохая обратная связь.
¾ Всё то, что шумит и мешает слушать.
298. Форма развития организации, при которой сохраняется её функция путем гибкого приспособления к изменениям во внешней и внутренней среде:
299. Ключевым ресурсом современной организации является:
¾ эффективная финансовая политика
300. Какое содержание вкладывается в понимание системы как «открытой»:
¾ система должна чутко реагировать на измерения внешней среды и изменяться в соответствии с ними+
¾ система должна воспринимать из внешней среды все новые тенденции и обязательно применение их в своей деятельности.
¾ организация открыта для любых нововведений, необходимых собственнику.
¾ система чутко реагирует на поведение конкурентов и воспринимает наиболее эффективные принципы решения управленческих задач.
301. Метод исследования организации как целостного образования, цели которого диктуют его составные части, структуру, границы, процессы, взаимодействие элементов, связи с внешней средой и общую концепцию развития:
304. Информация, которая отражает результат действия или серии действий, предпринимаемых работником, группой работников или организацией:
305. Важнейшим в теории систем является понимание что:
¾ выживание организации зависит от ее способности адаптироваться к требованиям среды +
¾ адаптация всегда происходит при участии финансового капитала
¾ адаптация всегда происходит при участии человеческого ресурса организации
¾ цикличность деятельности позволяет менеджеру более эффективно настраивать организационное управление
306. Подход, предполагающий удовлетворение всех тех работников и их групп, которые участвуют в деятельности организации:
307. Неизвестные ранее, стратегические задачи, неуверенность в результатах, неоднозначность информации характерны для:
¾ решений руководства высшего уровня
308. Субъективные факторы риска:
309. При коллективном принятии решений преимуществами являются:
¾ повышение качества решения +
¾ увеличение вероятности выбора рационального варианта
¾ рост эффективности решения
310. При коллективном принятии решений преимуществами являются:
¾ снижение уровня конфликтности в группе
¾ увеличение вероятности выбора рационального варианта
¾ увеличение числа альтернатив +
311. При коллективном принятии решений преимуществами являются:
¾ снижение уровня конфликтности в группе
¾ преодоление сопротивления персонала при внедрении +
¾ увеличение вероятности выбора рационального варианта
312. Процесс разработки и реализации рациональных решений минимально может быть разделен на:
¾ рыночная стоимость управленческих решений, деленная на суммарные затраты по РУР
¾ факт достижения цели управленческих решений при меньших затратах в результате более успешных действий персонала
¾ факт достижения цели управленческих решений в плане удовлетворения потребностей за более короткое время для большего количества работников+
¾ факт достижения цели управленческих решений в результате кадровых перестановок
314. Выберите универсальное определение управленческого решения:
¾ акт выбора одной из альтернатив +
¾ результат труда руководителя
¾ решение, принимаемое в организации
¾ поиск способа решения проблемы
316. Запрет на критику является обязательным условием при использовании метода:
317. Отказ руководителя от самостоятельного решения проблем, перекладывание большего числа решений на группу и стремление получать как можно БОЛЬШЕ указаний от вышестоящего руководства характерны для следующего стиля принятия решений:
318. Отказ руководителя от самостоятельного решения проблем, перекладывание большего числа решений на группу и стремление получать как можно МЕНЬШЕ указаний от вышестоящего руководства характерны для следующего стиля принятия решений:
321. Согласно теории постановки целей поведение человека определяется:
¾ общими целями организации
¾ теми целями, которые он ставит перед собой +
322. Комплексная процессуальная теория мотивации, объединяющая элементы теории ожиданий и теории справедливости. Она включает пять переменных величин: усилие, ожидание, результативность, вознаграждение и удовлетворение:
¾ модель Питсрса и Уотермана
¾ модель Ф. Герцберга
323. Процессуальная концепция, согласно которой наличие у человека активных потребностей не является единственным и достаточным условием мотивации его поведения на достижение какой-либо цели. Человек должен ожидать, что его действия обязательно приведут к достижению этой цели:
¾ модель Ф. Герцберга
¾ теория постановки целей
324. Процессуальная теория мотивации, согласно которой люди субъективным образом определяют отношение ожидаемого поощрения к затраченным дня этого усилиям и сопоставляют полученное отношение с отношениями, получаемыми другими людьми, выполняющими аналогичную работу. Если человек в данной ситуации считает, что его коллега получает большее вознаграждение, то он будет стремиться ликвидировать это дисбаланс:
¾ нет правильного ответа
326. Точка зрения, что удовлетворение от работы является результатом наличия внутренних стимулов, и что состояние неудовлетворенности от работы происходит от отсутствия внешних факторов, высказана в теории:
327. Теории, с помощью которых анализируется, как то или иное поведение активизируется, направляется, поддерживается и сменяется другим:
328. Сущность управления и менеджмента определяется через понимание этой деятельности как:
329. Характеристиками управленческого труда являются:
¾ умственный труд, работа с людьми, информационная природа, многообразие творческих задач и творческий характер +
¾ аналитический подход, многообразия задач и целей, работа с людьми, технологичность
¾ умственный труд, работа с задачами, многообразие творческих задач, системность
¾ внимание к ситуационным характеристиками, системность, аналитический подход, фиксация целей
330. Объективный процесс обособления отдельных видов деятельности в самостоятельные сферы труда управленческих работников:
¾ разделение управленческого труда +
¾ систематизация управленческих функций
331. Выделите основные виды разделения управленческого труда:
332. Роль менеджера это:
¾ ожидаемый набор предположений и функций, предписываемых ему организацией
¾ ожидаемый набор действий или поведения, определяемых выполняемой работой +
¾ действия менеджера по самореализации
¾ совокупность требований, предъявляемых к сотруднику собственником компании
333. Что является главным условием согласованной работы команды менеджеров:
¾ четкое понимание каждым своей функции и роли внутри организации+
¾ полнота вознаграждения за исполненную менеджерами работу
¾ использование системы управления по целям
334. Несоответствие фактических или прогнозируемых значений параметров управляемой системы целям управления:
¾ задача управленческого решения +
335. Можно выделить следующие принципиально различные подходы к управлению:
¾ управление по отклонению и по возмущению
¾ управление стратегическое и тактическое +
¾ управление мотивацией и стимулированием
¾ управление дифференциацией и интеграцией
336. Управление по отклонениям это:
¾ поиск возможного отклонения, связанного с воздействием каких-либо внешних причин
¾ реакция управляющей системы на возникновение рассогласования между параметрами функционирования и целями управления +
¾ отражение в формулировке проблемы характера её влияния на организацию, людей, ресурсы
¾ использование системы элементов, на которые может быть разложено функционирование любой организации
337. Должностное лицо, несущее прямую ответственность за результаты работы организации или её подразделения и наделенное властью и полномочиями отдавать распоряжения подчиненным:
338. Моральная обязанность выполнять задачу с максимальным использованием своих способностей и отчитываться за результат:
339. Эффект, достигаемый в результате объединения двух или более взаимодополняющих видов деятельности, приносящий результат больше чем сумма индивидуальных усилий:
340. Неизбежным результатом расширяющихся связей между различными уровнями иерархии является:
¾ возрастающая область непонимания +
¾ возрастающая область проникновения
¾ возрастающая область сотрудничества
¾ возрастающая область неопределенности
341. Процесс, при котором организационная структура разделяется, объединяя операции в структурных подразделениях в соответствии с некоторым общим признаком:
342. Степень важности для организации наличия письменных инструкций и правил, предопределяющих действия работников:
343. Перечислите основные управленческие решения, определяющие организационную структуру:
¾ департаментализация должностей на группы +
344. Перечислите основные управленческие решения, определяющие организационную структуру:
345. Функция, обеспечивающая бесперебойность и непрерывность процесса управления; главной её задачей является достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных коммуникаций между ними:
¾ принятие управленческого решения
346. Определение конечных показателей, которые должны быть достигнуты, и соответствующих средств, необходимых для достижения определенных конечных результатов включает в себя функция:
347. Определение ответственности и полномочий каждого лица и определение того, какие работы будут выполнены конкретным отделом, включает в себя функция:
348. Действия, которые менеджеры предпринимают для сопоставления фактических и плановых показателей
¾ Действия, которые менеджеры предпринимают для сопоставления фактических и плановых показателей
349. Принципами контроля являются:
¾ ориентированность на человеческий фактор
350. Инструментами выполнения функции контроля являются:
¾ анализ, фиксация, наказание, поощрение
¾ наблюдение, учет, проверка, анализ +
¾ восприятие, осознание, классификация, определение
¾ отстройка, позиционирование, сегментирование, брендирование
351. Ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в цепочке, вниз, до руководителя низового звена:
¾ скалярная цепь управления +
¾ системная цепь управления
352. Какое определение соответствует понятию «стиль руководства»:
¾ поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение другого
¾ манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации +
¾ возможное влиять на поведение других лиц
¾ степень владения манипулятнвными приемами
353. Стили руководства различаются по:
¾ степени привлечения подчиненных к принятию решений +
¾ доверию подчиненных руководителю
354. Степень достижения фиксированной цели, часто измеряемая в процентах:
355. Какой метод контроля чаще всего используется в стратегической деятельности:
356. Организационная структура, которая накладывает структуру, базирующуюся на продукте или работе по проектированию, на существующую структуру на функциональной основе:
357. Цели организации имеют следующие характеристики:
¾ маркетинговые, инновационные, кадровые;
¾ конкретность, измеримость, ориентация во времени, достижимость, гибкость; +
¾ оперативные, тактические стратегические.
¾ взаимосвязанность, сложность, неопределённость, подвижность.
358. Цели организации это:
¾ желаемое состояние или результат, к которому стремятся члены организации, работая вместе; +
¾ философия и смысл существования организации;
¾ направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм деятельности.
¾ объём прибыли, к которому стремится руководство
359. Задачи организации это:
¾ направления развития организации, касающиеся сферы, средств и форм её деятельности;
¾ работа в организации по достижению ее целей и пути их достижения; +
¾ сочетание квалифицированных навыков, оборудования и соответствующих технических заданий, необходимых для осуществления желаемых преобразований.
¾ проблемы, которые пытается решить руководство работая вместе.
360. Организационная структура это:
¾ процесс деления организации на функциональные блоки;
¾ сочетание квалифицированных навыков, оборудования и соответствующих технических заданий, необходимых для осуществления желаемых преобразований;
¾ логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. +
¾ форма внутриорганизационного взаимодействия ориентированная или на потребителя, или на продукт или на регион.
Важнейшим в теории систем является понимание что
Термины теория систем и системный анализ, несмотря на период более 25 лет их использования, все еще не нашли общепринятого, стандартного истолкования.
Причина этого факта заключается в динамичности процессов в области человеческой деятельности и в принципиальной возможности использовать системный подход практически в любой решаемой человеком задаче.
Общая теория систем (ОТС) — научная дисциплина, изучающая самые фундаментальные понятия и аспекты систем. Она изучает различные явления, отвлекаясь от их конкретной природы и основываясь лишь на формальных взаимосвязях между различными составляющими их факторами и на характере их изменения под влиянием внешних условий, при этом результаты всех наблюдений объясняются лишь взаимодействием их компонентов, например характером их организации и функционирования, а не с помощью непосредственного обращения к природе вовлечённых в явления механизмов (будь они физическими, биологическими, экологическими, социологическими, или концептуальными)
Для ОТС объектом исследования является не «физическая реальность», а «система», т.е. абстрактная формальная взаимосвязь между основными признаками и свойствами.
При системном подходе объект исследования представляется как система. Само понятие система может быть относимо к одному из методологических понятий, поскольку рассмотрение объекта исследуется как система или отказ от такого рассмотрения зависит от задачи исследования и самого исследователя.
Существует много определений системы.
Термины «отношение» и «взаимодействие» используются в самом широком смысле, включая весь набор родственных понятий таких как ограничение, структура, организационная связь, соединение, зависимость и т.д.
Таким образом, система S представляет собой упорядоченную пару S=(A, R), где A — множество элементов; R — множество отношений между A.
Система — это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.
Исследование объекта как системы предполагает использование ряда систем представлений (категорий) среди которых основными являются:
Рассмотрим определения других понятий, тесно связанных с системой и ее характеристиками.
Объектом познания является часть реального мира, которая выделяется и воспринимается как единое целое в течение длительного времени. Объект может быть материальным и абстрактным, естественным и искусственным. Реально объект обладает бесконечным набором свойств различной природы. Практически в процессе познания взаимодействие осуществляется с ограниченным множеством свойств, лежащих в приделах возможности их восприятия и необходимости для цели познания. Поэтому система как образ объекта задаётся на конечном множестве отобранных для наблюдения свойств.
Понятие «система» возникает там и тогда, где и когда мы материально или умозрительно проводим замкнутую границу между неограниченным или некоторым ограниченным множеством элементов. Те элементы с их соответствующей взаимной обусловленностью, которые попадают внутрь, — образуют систему.
Те элементы, которые остались за пределами границы, образуют множество, называемое в теории систем «системным окружением» или просто «окружением», или «внешней средой».
Из этих рассуждений вытекает, что немыслимо рассматривать систему без ее внешней среды. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия с окружением, являясь при этом ведущим компонентом этого воздействия.
В зависимости от воздействия на окружение и характер взаимодействия с другими системами функции систем можно расположить по возрастающему рангу следующим образом:
Всякая система может рассматриваться, с одной стороны, как подсистема более высокого порядка (надсистемы), а с другой, как надсистема системы более низкого порядка (подсистема). Например, система «производственный цех» входит как подсистема в систему более высокого ранга — «фирма». В свою очередь, надсистема «фирма» может являться подсистемой «корпорации».
Обычно в качестве подсистем фигурирует более или менее самостоятельные части систем, выделяемые по определённым признакам, обладающие относительной самостоятельностью, определённой степенью свободы.
Компонент — любая часть системы, вступающая в определённые отношения с другими частями (подсистемами, элементами).
Элементом системы является часть системы с однозначно определёнными свойствами, выполняющие определённые функции и не подлежащие дальнейшему разбиению в рамках решаемой задачи (с точки зрения исследователя).
Понятие элемент, подсистема, система взаимопреобразуемы, система может рассматриваться как элемент системы более высокого порядка (метасистема), а элемент при углубленном анализе, как система. То обстоятельство, что любая подсистема является одновременно и относительно самостоятельной системой приводит к 2 аспектам изучения систем: на макро- и микро- уровнях.
При изучение на макроуровне основное внимание уделяется взаимодействию системы с внешней средой. Причём системы более высокого уровня можно рассматривать как часть внешней среды. При таком подходе главными факторами являются целевая функция системы (цель), условия её функционирования. При этом элементы системы изучаются с точки зрения организации их в единое целое, влияние на функции системы в целом.
На микроуровне основными становятся внутренние характеристики системы, характер взаимодействия элементов между собой, их свойства и условия функционирования.
Для изучения системы сочетаются оба компонента.
Под структурой системы понимается устойчивое множество отношений, которое сохраняется длительное время неизменным, по крайней мере в течение интервала наблюдения. Структура системы опережает определенный уровень сложности по составу отношений на множестве элементов системы или что эквивалентно, уровень разнообразий проявлений объекта.
Связи — это элементы, осуществляющие непосредственное взаимодействие между элементами (или подсистемами) системы, а также с элементами и подсистемами окружения.
Связь — одно из фундаментальных понятий в системном подходе. Система как единое целое существует именно благодаря наличию связей между ее элементами, т.е., иными словами, связи выражают законы функционирования системы. Связи различают по характеру взаимосвязи как прямые и обратные, а по виду проявления (описания) как детерминированные и вероятностные.
Прямые связи предназначены для заданной функциональной передачи вещества, энергии, информации или их комбинаций — от одного элемента к другому в направлении основного процесса.
Обратные связи, в основном, выполняют осведомляющие функции, отражая изменение состояния системы в результате управляющего воздействия на нее. Открытие принципа обратной связи явилось выдающимся событием в развитии техники и имело исключительно важные последствия. Процессы управления, адаптации, саморегулирования, самоорганизации, развития невозможны без использования обратных связей.
Рис. — Пример обратной связи
С помощью обратной связи сигнал (информация) с выхода системы (объекта управления) передается в орган управления. Здесь этот сигнал, содержащий информации о работе, выполненной объектом управления, сравнивается с сигналом, задающим содержание и объем работы (например, план). В случае возникновения рассогласования между фактическим и плановым состоянием работы принимаются меры по его устранению.
Основными функциями обратной связи являются:
Нарушение обратных связей в социально-экономических системах по различным причинам ведет к тяжелым последствиям. Отдельные локальные системы утрачивают способность к эволюции и тонкому восприятию намечающихся новых тенденций, перспективному развитию и научно обоснованному прогнозированию своей деятельности на длительный период времени, эффективному приспособлению к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Особенностью социально-экономических систем является то обстоятельство, что не всегда удается четко выразить обратные связи, которые в них, как правило, длинные, проходят через целый ряд промежуточных звеньев, и четкий их просмотр затруднен. Сами управляемые величины нередко не поддаются ясному определению, и трудно установить множество ограничений, накладываемых на параметры управляемых величин. Не всегда известны также действительные причины выхода управляемых переменных за установленные пределы.
Детерминированная (жесткая) связь, как правило, однозначно определяет причину и следствие, дает четко обусловленную формулу взаимодействия элементов. Вероятностная (гибкая) связь определяет неявную, косвенную зависимость между элементами системы. Теория вероятности предлагает математический аппарат для исследования этих связей, называемый «корреляционными зависимостями».
Критерии — признаки, по которым производится оценка соответствия функционирования системы желаемому результату (цели) при заданных ограничениях.
Эффективность системы — соотношение между заданным (целевым) показателем результата функционирования системы и фактически реализованным.
Функционирование любой произвольно выбранной системы состоит в переработке входных (известных) параметров и известных параметров воздействия окружающей среды в значения выходных (неизвестных) параметров с учетом факторов обратной связи.
Рис. — Функционирование системы
Вход — все, что изменяется при протекании процесса (функционирования) системы.
Выход — результат конечного состояния процесса.
Процессор — перевод входа в выход.
Система осуществляет свою связь со средой следующим образом.
Вход данной системы является в то же время выходом предшествующей, а выход данной системы — входом последующей. Таким образом, вход и выход располагаются на границе системы и выполняют одновременно функции входа и выхода предшествующих и последующих систем.
Управление системой связано с понятиями прямой и обратной связи, ограничениями.
Обратная связь — предназначена для выполнения следующих операций:
Ограничение — обеспечивает соответствие между выходом системы и требованием к нему, как к входу в последующую систему — потребитель. Если заданное требование не выполняется, ограничение не пропускает его через себя. Ограничение, таким образом, играет роль согласования функционирования данной системы с целями (потребностями) потребителя.
Определение функционирования системы связано с понятием «проблемной ситуации», которая возникает, если имеется различие между необходимым (желаемым) выходом и существующим (реальным) входом.
Проблема — это разница между существующей и желаемой системами. Если этой разницы нет, то нет и проблемы.
Решить проблему — значит скорректировать старую систему или сконструировать новую, желаемую.
Состоянием системы называется совокупность существенных свойств, которыми система обладает в каждый момент времени.