важнейшим принципом для парменида является истина что
Важнейшим принципом для парменида является истина что
В поэме «О природе» Парменид вкладывает своё учение в уста некой богини, которая его радушно принимает. Он изображает себя, влекомым ею в карете, запряженной рысаками, переступает порог суровой богини Справедливости, и в компании дочерей Солнца, Ночи и Дня, достигает заветной цели. Богиня, символизирующая Истину, торжественно провозглашает: «Необходимо, чтобы ты Единое изучил».
К нему богиня указывает три пути:
1) путь абсолютной истины;
2) путь изменчивых мнений, ошибок и фальши; наконец;
3) путь мнений, достойных похвалы.
Как Парменид обосновывает свой великий принцип? Аргументация очень проста: всё, о чём говорится и думается, есть. Невозможно думать (значит, и говорить), иначе, как думая (значит, говоря) о чём-то, что есть. Думать ничто равнозначно не думать, а говорить о ничто, значит ни о чём не говорить. Именно поэтому ничто немыслимо и невыразимо. Стало быть, «думать» и «быть» соединяются, совпадая: «одно и то же думать и быть».
«Одно и то же думать и быть функцией того, что есть мышление, Ибо вне бытия, в рамках которого все выражено,
Никогда не найдешь мышления: есть или будет, значит,
Что нет ничего вне бытия. »
Интерпретаторы указывали на этот принцип Парменида как на формулировку принципа непротиворечия, согласно которому невозможно сосуществование во времени противоречащих друг другу суждений: если есть бытие, необходимо, чтобы не было небытия. Парменид вскрывает онтологический смысл этого принципа, впоследствии получившего гносеологический и лингвистический смысл, на основе чего конституируется западная логика в её высших достижениях. Именно это недвусмыленное понимание принципа бытия и непротиворечивости очаровало Платона, который нашёл нашего философа «восхитительным и грозным» с его железной логикой.
Бытие неизменно и неподвижно, ибо подвижность и изменчивость предполагают небытие, по отношению к которому бытие двигается или во что бытие трансформируется. Парменидово бытие во всём равно; немыслимо «более бытия» или «менее бытия», ибо это сразу означает вторжение небытия. Парменид также не раз обозначает бытие как ограниченное в значении «законченного» и «совершенного». Абсолютное равенство и завершённость воплощались в идее сферы, которую уже пифагорейцы понимали как совершенную фигуру, как цельность.
Единственная истина, следовательно, состоит в том, что существует бытие ничем и никем непорождённое, неуничтожимое, неизменное, неподвижное, равное себе, сферообразное и единое. Всё прочее суть пустые имена.
2) Путь правды есть путь разума (тропа дня), путь ошибок есть неизбежно данные чувств (тропа ночи). В самом деле, от чувств мы знаем о существовании рождения и смерти, становления и движения, именно их богиня советует Пармениду остерегаться:
«Этот путь поиска да удалит тебя от мысли,
Привычка рождается от многого человеческого опыта и вынудит тебя Употреблять око, что не видит, ухо, что не слышит в грохоте,
И язык: но лишь мыслью суди и проверяй ошибки,
Ведь для того она тебе дана. Один лишь путь приемлем: бытие».
Здесь мы видим, что путь заблуждений объемлет все позиции, осмысляющие и применяющие небытие хотя бы как момент, ибо мы видели, что небытия нет, ибо оно немыслимо и неразрешимо.
3) Богиня также говорит о третьем пути, пути «приемлемых видимостей». Парменид, стало быть, склонен признать приличествующим некий тип рассуждения, который считается с феноменами и видимостями, не вступающими в противоречие с основным принципом. Речь идёт о второй части поэмы (в основном, к сожалению, утраченной), где богиня рассуждает о «порядке являющегося мира». Традиционно космологические теории базировались на динамике оппозиций, одно начало (позитивное) мыслилось как бытие, другое (негативное) мыслилось как небытие. Согласно же Пармениду, ошибка состояла в непонимании того, что сами оппозиции могут быть поняты лишь будучи включёнными в высшее единство бытия: обе противоположности принадлежат бытию. Отсюда дедукция явлений из пары ночь-день, ни одна из которых не есть небытие. Фрагменты, дошедшие до нас, слишком убоги, чтобы реконструировать мир явлений. И всё же ясно, что в мире, где элимировано небытие, нет места смерти, как форме небытия. Известно, что Парменид приписывал трупам чувствительность, например, восприимчивость к холоду, к молчанию и к элементам противоположным. Мрак ночи (холод), в который погружается труп, не есть небытие, т.е. ничто, но, каким-то образом, труп продолжает чувствовать, а, стало быть, и жить. Как бы то ни было, очевидно, что эта попытка была направлена на преодоление апорий, ибо, признав свет и ночь формами бытия, мы утрачиваем возможность их дифференцировать.
Парменидово бытие не признаёт ни количественных дифференциаций, ни качественных. Феномены, впечатанные в постоянство бытия, становились не только приравненными, но и неподвижными. Значит, великий принцип Парменида спасал бытие, но не феномены. А это станет ещё более ясно из выводов его учеников».
Джованни Реале и Дарио Антисери, Западная философия от истоков до наших дней, Том 1, СПб, «Петрополис», 1994 г., с. 37-39.
Тест Философия с ответами. Тема Философия как форма культуры
Тема 1. Философия как форма культуры 01.Устойчивая совокупность взглядов на мир, убеждений, установок, верований человека, определяющих выбор жизненной позиции, отношение к миру и другим людям – это: |
4) научным
2) компетентное мнение
3) профессиональную деятельность
4) любовь к мудрости
1) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному
2) каковы критерии истины
4) что есть добро и зло
3) прагматика
4) гносеология
1) в религиозных верованиях
2) в мифологических представлениях
3) в научных исследованиях
4) в доводах и заключениях разума
1) антропологического материализма
2) объективного идеализма
3) субъективного идеализма
4) диалектического материализма
15. Исходной истиной буддизма является утверждение, что
1) жизнь есть радость и наслаждение
2) жизнь есть страдание
3) жизнь есть борьба
4) жизнь есть форма существования белковой материи
3) Вардхамане Махавире
4) Сиддхартхе Гаутаме
1) случайно, так совпало
2) удачное географическое положение страны
3) здесь сложилась благоприятная политическая атмосфера
1) «все течет, все изменяется»
3) «все имеет начало и конец»
4) «нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в опыте»
4) Платон
1) «бытие есть, и небытие тоже есть»
2) «человек есть мера всех вещей»
3) «бытие есть, небытия нет»
4) «в одну реку нельзя войти даже один раз»
1) знания увеличивают скорбь
2) попытаюсь узнать
3) все знать и невозможно
4) другие не знают и этого
1) умение защитить свою точку зрения
2) метод рождения истины путем наводящих вопросов
3) борьба с пороками
4) формальная логика
1) припоминание того, что душа уже знала всегда
2) обобщение информации, полученной из опыта
3) дальнейшее развитие знаний, накопленных предшествующими поколениями
4) конструирование мира познающим субъектом
2) сформованная материя
3) устойчивые пучки восприятий
4) продукты активности человеческого воображения
2) религиозное государство
3) сословное государство, где принадлежность к сословию определяется личными достоинствами человека
4) деспотию восточного типа
1) «Познай самого себя»
2) «Узнай как можно больше»
3) «Следуй установленным правилам»;
1) существо двуногое без перьев
2) существо двуногое и неблагодарное
3) общественное животное
4) душа в темнице тела
1) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы
2) анархические принципы социальной жизни
3) идеал героя, противостоящего всему миру
4) идеал мудреца, проводящего жизнь в наслаждении от познания истины
34. Основная задача средневековой философии состояла в
1) выработке методологической базы частных наук
2) построении учения о душе
3) защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога
4) обосновании идеи прекрасного
1) киников и эпикурейцев
2) идеалистов и материалистов
3) метафизиков и эмпириков
4) номиналистов и реалистов
1) был истинным христианином
2) сумел в своем творчестве соединить веру и разум
3) опирался на космологию Птолемея
4) занимал высокий пост в церковной иерархии
1) сформулировал законы механики
3) доказал, что Земля круглая
4) предложил гипотезу формирования солнечной системы из пылевого облака
42. Для культуры и общественной жизни Нового Времени в Западной Европе характерны:
4) Т. Гоббс
1) «страшусь, следовательно существую»
2) «ощущаю, следовательно существую»
3) «мыслю, следовательно существую»
4) «говорю, следовательно существую»
1) активное и пассивное
2) обладающее и не обладающее тяжестью
3) мыслящее и протяженное
3) ученые и невежды
4) мошенник и глупец (обманщик и дурак)
1) Эпикура и Лукреция
2) Галилея и Декарта
3) Локка и Монтескье
4) Фейербаха и Маркса
1) существуют независимо от сознания человека
2) существуют как свойство субстанции
3) существуют в человеческом воображении
4) воспринимаются человеческими ощущениями
1) механическая связь
2) привычная связь ощущений
3) естественная закономерность
4) временная и пространственная связь вещей
55. Согласно Канту, «вещь в себе» это
1) замкнутый человек
2) вещь, данная нам на опыте
3) вещь, как она есть сама по себе, не зависимо от нашего восприятия
4) математическая конструкция
2) критике доктрины католической церкви
3) критика системы мира Декарта-Ньютона
4) анализу этических систем прошлого
1) пространство и время
2) ощущение и представление
3) бытие и сознание
4) восприятие и представление
1) диалектический материализм
2) абсолютный объективный идеализм
3) антропологический материализм
4) субъективный идеализм
1) этапы самопознания Мирового духа
2) проявления материальной субстанции
3) продукт активности моего воображения
4) совокупность воспринимаемых феноменов
1) сущность предшествует существованию
2) сила действия равна силе противодействия
3) человек есть мера всех вещей
4) все действительное разумно и все разумное действительно
62. Философию Людвига Фейербаха можно охарактеризовать как:
1) механистический материализм
2) метафизический материализм
3) антропологический материализм
4) диалектический материализм
2) отношением к средствам производства
3) количеством свободного времени
4) культурным уровнем
1. развитие научного знания
2. классовая борьба
3. преодоление человеком зависимости от природы
4. борьба с предрассудками
1) приоритет идеологической сферы общества
2) приоритет политической сферы общества
3) приоритет экономической сферы общества
4) равнозначность различных общественных сфер
66. Ключевой проблемой русской философии XIX века являлся поиск
1) законов диалектики
2) пути развития России
3) методов познания
4) направлений научно-технического прогресса
1) в синтезе восточной и западной церквей
2) в синтезе религиозного, научного, философского и художественного знания
3) в синтезе религиозных конфессий
4) в соединении Бога и человека
72. Родоначальником иррационалистической традиции в философии XIX века считается
1) существование человека
3) метод познания истины
4) общественный институт
78. Что из нижеперечисленного не является формой чувственного познания?
2) экологическое мировоззрение
1) вопрос, ответ на который требует поиска новых знаний
2) знание о незнании
3) противоречие между устоявшимся знанием и новым
1) убеждение о вреде избыточных знаний для человека
2) борьба против суеверий
3) вера в будущее научно-технического процесса
4) философская концепция об антигуманной сущности науки и техники
1. Различное понимание людьми единой истины
2. Постепенное приближение к истине
3. Историчность истины
4. Относительность точек зрения и отсутствие единой истины
1) классический тип науки
2) неклассический тип науки
1) совокупность индивидов
2) неотъемлемую часть природы
3) людей, объединенных общими стремлениями и интересами
4) упорядоченную систему социальных взаимодействий
идея концепции «конца истории» (Ф. Фукуяма) заключается в том, что:
1) в будущем человечество ожидают ожесточенные столкновения между западной, исламской и другими цивилизациями
2) человечество столкнется с международным терроризмом, экономическими кризисами и экологическими проблемами
3) либерализм, рыночная экономика и демократия окончательно утвердятся на нашей планете
4) усилятся противоречия между богатыми странами Севера и бедным Югом
4) коммуникационного
1) двуногое бесперое
3) совокупность общественных отношений
4) единственный в своем роде
1) смена научных парадигм
2) выдающееся открытие
3) внезапное ускорение развития науки
4) смена одной научной элиты другой
4) системно-структурном
1) культура – это обычай и язык
2) культура- это общепринятый способ мышления
3) культура – это прежде всего явления искусства
4) культура – это способ существования человека
- что нужно для пиццы с ананасами и курицей
- к чему снится что есть ребенок дочка