ваза клуазоне что это такое
Техника клуазоне
Техника перегородчатой эмали берет начало с филигранного украшения ритуальной атрибутики в Древнем Египте. Яркий пример ювелирной работы — это золотая погребальная маска Тутанхамона. Возможности искусного древнеегипетского ремесла по достоинству оценили китайские мастера, усовершенствовали технологию и сформировали в XIV веке собственный изысканный стиль.
Термин «клуазоне» (с франц. — разделение) возник с приходом на смену средневековому выемчатому декорированию, более известному как лиможская эмаль, перегородчатой эмали. В значительной степени этому способствовало влияние графического искусства резцовой гравюры и классическая технология паечного витража, именуемая в XII-XIII века «cloisonne».
Но, именно китайские, а позже и японские мастера достигли небывалых высот в трудоемком искусстве. Самые изящные образцы антикварных ваз клуазоне с неподражаемыми цветовыми сочетаниями изысканных узоров относятся к периоду правления императоров династии Мин. Декоративные изделия украшались изображениями птиц, собак и драконов, цветочным орнаментом, жанровыми сценами.
В рамках декоративно-прикладного художественного творчества техника перегородчатой эмали стала универсальной. Искусное оформление широко использовалось для предметов интерьера и мебели — столов и стульев, ширм. В Японии эмалирование металлов применялось также при украшении тати — традиционной двуручной сабли.
Технология клуазоне
Технология декорирования клуазоне требует большого внимания и ювелирной точности — в процессе кропотливого труда рождаются уникальные произведения искусства:
Изящные предметы ручного труда, исполненные в технике клуазоне, обрели необычайную популярность в XVII веке и предназначались прежде всего для украшения буддийских храмов и императорских дворцов. Сегодня красочные предметы искусства привносят особый восточный колорит в убранство современных интерьеров.
Салон «BersoAntik» предлагает ценителям изысканных шедевров китайских мастеров и умельцев Европы китайские вазы клуазоне, старинные тарелки и шкатулки, антикварные часы и курильницы XVIII-XX веков. Все образцы искусства, представленные в галерее, оригинальны и находятся в безупречном состоянии. С удовольствием поможем вам сделать выбор из нашей коллекции или подыщем желаемое изделие, если его нет в каталоге, в индивидуальном порядке.
Перегородчатая Эмаль – Клуазоне в Европе или Цзинтайлань в Китае
Во времена правления императоров Канси и Цяньлун династии Цин (1644 – 1911), перегородчатая эмаль улучшилась и достигла своего художественного пика. Художественные изделия с перегородчатой эмалью, известные в Европе как «клуазонне», в Китае называют «цзинтайлань» (jingtailan, 景泰蓝).
Что такое Перегородчатая Эмаль
Этот уникальный вид декоративно-прикладного искусства возник в Китае в минскую эпоху в годы правления императора Цзиньтай (1450-1457 гг.). В этот период при создании изделий с перегородчатой эмалью часто использовали красители с добавлением драгоценных камней – сапфиров.
Цвета были более тонкими, филигранная работа более гибкая и свободная и была расширена сфера использования изделий клуазоне: в технике перегородчатой эмали были выполнены ширмы, курильницы, столы, стулья, палочки для еды, чаши, блюдца. Самые ранние образцы Китайской перегородчатой эмали, хранятся во Дворцовом музее а Китае.
Интересно! Лучшие образцы изделий клуазоне с давних пор изготавливались в столице Поднебесной – Пекине, и име нно пекинские эмалевые изделия известны во всем мире. Пик расцвета техники «цзиньтайлань» пришелся на последние годы правления династии Цин (1616-1911 гг.).
Процесс производства одного изделия с перегородчатой эмалью очень сложный и кропотливый, требующий как минимум 30 операций:
Подобным образом достигается потрясающий и неповторимый вид изделий Получается яркое красочное и прочное изделие, способное выдержать испытание временем и достойно украсить даже императорские покои (что и делали императоры династии Мин и Цин).
В годы правления цинского императора Цяньлуна (1736-1796 гг.) количество видов изделий «цзиньтайлань» резко возросло, они стали более разнообразными и изысканными. Технологию нанесения перегородчатой эмали также стали использовать при декорации мебели, например, ширм и стульев, и других предметов интерьера, таких как лампы, пепельницы, бутылки для алкогольных напитков, чайные сервизы и т.д.
Интересно! Изделия клуазоне были предназначены в первую очередь для оснащения храмов и дворцов, потому что считалось, что там их яркий блеск был более пригоден, чем в сдержанной обстановке, к примеру, в доме ученого.
Такое мнение высказал Цао Чжао (или Цао Mingzhong) в 1388 году в своей известной Gegu Yaolun (Руководство по изучению древностей), он считал, что перегородчатая эмаль более подходит для комнат леди. Однако, в период правления императора Хуан Ди, изделия из перегородчатой эмали стали очень популярны при дворе.
Перегородчатая Эмаль Цзинтайлань
Сегодня в этой технике клуазоне делают изделия из дерева, нефрита, слоновой кости и лака. Искусство перегородчатой эмали экспортируется во многие страны.
Современная технология изготовления перегородчатой эмали, подверглась некоторым изменениям. В настоящие время возможен вариант заполнения ячеек акрилом либо лаком – это дает возможность создавать не дорогие изделия, такие как значки для автомобилей, бижутерию, нагрудные значки и проч.
В 1956 г. была выстроена Фабрика Перегородчатой Эмали – крупнейшая в Китае. На ней производили до 70% всей китайской эмали. А марка «Beijing Enamel Brand» – стала хорошо известна. Производство колоритных эмалевых изделий продолжается по сей день, а дорогие предметы интерьера и посуда, выполненная с использованием техники клуазоне пользуются популярностью и являются свидетельством хорошего вкуса и достатка их владельцев.
Китайская перегородчатая эмаль. Клуазоне.
китайская ваза клуазоне XIX век продана за 620 евро
Прикладное искусство Китая приобрело мировую известность благодаря богатому культурному наследию. Творческие приемы и навыки, национальные традиции, яркая широкая гамма красок и стилей – вот главные ключи секретов успеха китайских мастеров.
Но как известно, Восток – дело тонкое. А где тонко – там и … Поэтому инвестиции и вложения в традиционный пекинский вид ремесла – перегородчатую эмаль клуазане (клаузоне) весьма рискован.
Термин “Клаузане”-слово французского происхождение (cloison-перегородка) Считается, что мода на перегородчатую эмаль пришла в Китай именно из Франции, где они были очень популярны. До этого в Китае было более распространенны выемчатые эмали. По этому в европейских языках для эмалей обычно пользуются французскими терминами. Общепринятое название эмалей в Китае-Фалань (Хуафалань – расписные эмали, Дзантай фалань-выемчатая, Дзинтайфалань – перегородчатые).
кувшин японская ваза с ручками клуазоне XIX век 37 см продана на аукционе за 500 евро
В Японии перегородчатые эмали называют Шипо-Яки (7 небесных сокровищ).
В японских эмалях очень часто общий фон чистый без “чешуек” и очень тонкие серебряные перегородки создают только сам рисунок.
ваза китайская, горячие эмали, техника клуазане
Ценность зависит в основном не от техники, а от художественного уровня самого изделия, его возраста, мастера, состояния предмета.
Описать разницу между старыми и новыми изделиями довольно сложно в двух словах, в основном стилистическая – в цветах эмалей, в соответствии техники и стиля и пр.
Наиболее ранние образцы перегородчатой эмали хранятся в Дворцовом музее Китая. Эти экземпляры свидетельствуют о том, что данная технология ведет свое начало с периода Сюаньдэ правления минского императора Сюаньцзуна. Искусство перегородчатой эмали стало особенно популярно в период Цзинтай при той же династии Мин.
кувшин ваза китайская клуазоне XIX век 65 см старт продана за 600 евро
Отсюда и название этого вида искусства — цзинтайская лазурь. Методом перегородчатой эмали выполнены многочисленные вазы, под¬носы, курительные наборы, настольные лампы, конфетницы и чашки. В старом Китае перегородчатая эмаль культивировалась только при императорском дворе.
Почти 90% представленного на рынке клуазоне – изделия 20-60х- годов 20 века и современный ширпотреб и подделки.
В начале и середине 20-го века изделия действительно отличаются более толстым металлом, скорей всего латунью. Но в 17-19 веках толщина и база была разной, были и на литой бронзе, но не Шамплив, а именно перегородчатая, были на серебре, на тонкой кованой меди, а в Японии делали и на фарфоре. Если начнете коллекционировать клоузане, рано или поздно, все равно захотите покупать 19 в. и старше, а вот их-то уже и подделывают в основном.
Поэтапная Техника изготовления горячих эмалей клуазоне представлена в наборах. Отлично видно, как именно напаиваются перегородки, как выглядит ваза после обжига эмалевых порошков, а так же последующая полировка и патинирование.
этапы изготовления горячих эмалей клуазоне
поэтапное изготовление горячих китайских эмалей клуазоне
горячие эмали клуазоне этапы создания
медь, литье, пайка, перегородчатая эмаль, патинирование
высота 33,0 х 18,0 см
старинная китайская ваза большая эмали клуазоне 33 см
Ваза является предметом декоративного назначения, форма фэнвэй – “хвост феникса”, с округлым туловом, покатыми плечами, утолщенным высоким горлом на небольшой кольцевой ножке.
На тулове на бирюзовом облачном фоне помещается полихромное изображение “друзей холодной зимы – растущего из стилизованной скалы ствола сливы мэй с веточками, бутонами и белыми розовыми и бордовыми цветками. Изображение ласточки в фазе полёта символизирует взлёт – огромный энергетический импульс и предвестие будущего успеха.
Верхнюю часть горла обрамляет ободок четырехцветного краевого узора жуивэнь, в котором головки жезла жуи дополнены полихромным растительным орнаментом.
На ножке – внизу контурный чешуйчатый орнамент на зеленом фоне.
По форме и колориту подражает расписному фарфору.
Способ стилизации, а так же характер изображений, колорит и применение техники патинирования открытых участков металла указывают на первую треть XX века, как наиболее вероятное время производства вазы.
Наперсток в виде головы куропатки, XX век. На фото наперстки на фоне каталога М.А. Неглинской.
наперстки в в иде головы куропатки клуазоне горячие эмали
Две парные вазы Китай XX век, состояние на фото, есть дефекты. Подробные фото высылаю вам на е-майл по запросу. Цена за обе 4500 рублей.
две парные китайские вазы горячие эмали клуазоне высота 17 см
ВАЗЫ ПАРНЫЕ очень редкие Драконы эмали клуазоне Китай
правление Гуансюй ( 1875 – 1908)
медь, литье, пайка, перегородчатая эмаль
высота 23,0 х 12,5 см
драконы парные вазы клуазоне горячие эмали
Ваза, являющаяся предметом декоративного назначения, в форме фэнвэй – “хвост феникса”, с округлым туловом, покатыми плечами, утолщающемся к зеву высоким горлом на небольшой конической ножке.
На тулове на черном облачном фоне представлена композиция шуанлунсичжу, образованная полихромными изображениями двух симметрично расположенных пятикоготных драконов лун, символизирующих авторитет, силу и власть императора, играющих и пытающихся схватить огненную жемчужины хочжу (жемчужина мудрости). Драконам свойственны вполне определенные черты, позволяющие определять датировку: круглые глаза на выкате, брови без петушиного гребня, широко раскрытая пасть, отсутствие длинной бороды, развивающиеся усы, очерченная параллельными линиями вздыбленная грива.
На ножке – внизу контурный чешуйчатый орнамент на голубом фоне, над ним орнаментальное изображение волн.
На плечах и горле вазы краевой монохромный орнамент жуивэнь характерный для вещей указанного периода с вкраплениями в виде точек и соединительных дужек и полоса узора ваньхуа, в котором перемежаются различные по цвету полихромные изображения условных цветов с листьями на бирюзовом фоне.
На зауженной части горла вазы на черном фоне дан растительный узор цинского типа в виде контурной лозы с полихромными головками лотоса, внизу на горле – орнамент из листьев банана цзяое.
Высокая степень обобщенности рисунка, исключающая подробную детализацию, а так же хорошее качество непрозрачных эмалей, общий колорит, присущий вещам конца XIX – начала XX в., определили предложенную выше датировку вазы. По форме и характеру есть аналогичная парная вазе.
Ваза подобная нашей находится в собрании Государственного музея Востока.
коробочка клуазоне шкатулка горячие эмали Китай
ШКАТУЛКА КОРОБОЧКА Китай горячие эмали клуазоне
латунь, литье, пайка, перегородчатая эмаль, золочение
Коробочка юаньхэ является предметом декоративного назначения, круглая в плане со съемной крышкой, на низкой кольцевой ножке.
Снаружи изображение “друзей холодной зимы” – ствола сливы мэй с веточками, розовыми бутонами и цветками на белом облачном фоне. По краю контурный чешуйчатый орнамент на зеленом фоне.
Нижняя часть коробочки украшена чешуйчатым орнаментом аналогичным верхней части. Основной фон белый облачный.
Способ стилизации, а так же характер изображений, колорит и применение техники золочения открытых участков металла указывают на первую треть XX века, как наиболее вероятное время производства вазы.
милефлиори ваза клуазоне горячие эмали
ВАЗА горячие эмали Милефлиори в технике клуазоне Китай
правление Гуансюй ( 1875 – 1908)
медь, литье, пайка, перегородчатая эмаль, золочение
высота 15,5 см наибольший диаметр 7,5 см
Ваза пин, являющаяся предметом декоративного назначения, с округлым слегка вытянутым туловом, округлым с кольцевым оформлением зева горлом зауженным в центре двумя позолоченными кольцами аналогичными отделяющим низкую кольцевую ножку, украшенную трехцветным узором, образованным изображениями цветочных головок и растительными побегами с точками.
Тулово вазы богато украшено цветочным узором ваньхуа (millefreur, тысячи цветов), который занял значительное место в китайской росписи и прочно утвердился в годы Цяньлун, предполагая сплошное “ковровое” заполнение фона полихромными изображениями головками цветов и листвы. В правление Гуансюй появляется традиция производства подобных вещей в стиле изделий XVIII века, но с чуть меньшей интенсивностью рисунка, сохраняя при этом яркость и насыщенность тонов эмалей.
В качестве краевого узора на плечах вазы и горле вверху использован жуивэнь с вкраплениями в виде точек и соединительных дужек. Низ тулова опоясан краевым узором из стилизованных лепестков лотоса на голубом фоне.
Колорит вазы подражает цветовому решению аналогичных расписных фарфоровых ваз того же периода.
Характер изображений, колорит, включение растительных мотивов, характерны для эмалей второй половины XIX – начала XX в.
В собрании Государственного музея Востока представлен алтарный набор угун, подаренный И.В.Сталину советскими служащими, аккредитованными в Китае, так же украшенный “множеством цветов”.
Отправляйте заявки на е-майл: antik-invest@mail.ru
ВАЗА
предположительно правление Ваньли ( 1573 – 1620), вторая половина XVI – первая половина XVII в.
Марка Цзинтай
медь, литье, пайка, перегородчатая эмаль
32,0 х 18,5 см
Ваза пин, с ярко выраженным округлым туловом, высоким и узким, округлым в верхней части и плавно расширяющемся в нижней части горлом с кольцевым перехватом в центре. На небольшой цилиндрической ножке монохромный растительный узор.
Поверхность эмали пористая, содержит много производственных дефектов и многочисленные следы последующей реставрации. Характер обработки и качество изготовления вазы позволяет нам предположить что она была изготовлена или частным мастером или учеником, т.к. изделия которые помечались императорскими марками с девизами правлений изготавливались в дворцовых мастерских. В виду малой изученности этого вопроса все еще сложно четко обозначить различия и предположить более точный ремесленный центр.
На горле вазы краевой монохромный орнамент жуивэнь с включениями в виде миниатюрных кружков и соединительных дужек на желтом фоне.
На тулове и горле на бирюзовом фоне полихромный растительный узор минского типа в виде лозы, в котором гроздь винограда заменена стилизованными головками лотоса, что полностью соответствует традиционным эстетическим стандартам (особенно закрепленным в академическом видении) указанного периода, являясь частью холодного и сдержанного интерьера. Отсутствует превнесенная позже пестрая и яркая полихромная отделка. Растительный побег минского типа очерчен одинарной контурной линией при помощи перегородки. Один из самых устойчивых декоративных мотивов китайских клуазоне – изображение лотоса.
Крупные китайские перегородчатые эмали периода Мин (1368 – 1644) предполагали поэтапное производство основы посредством литья и ковки. Выполнявшиеся таким образом отдельные секции затем монтировались, скрепляясь между собой пайкой. Исследователи коллекции Олдри Х. Бринкер и А. Лутц отмечают, что нередко металлические формы минского времени имеют дефекты и следы ремонта, что очевидно заметно на данной вазе. Произведения XVI – XVII вв. отделаны в основном с применением ковки по тонкому листовому металлу.
Перегородки вазы ленточной формы имеют различную толщину, что связано с изготовлением их ковкой. В эмалях минского и раннецинского времени перегородки обычно фиксировались при помощи пайки, причем в качестве припоя использовалось серебро – эта техническая особенность присущая данной вазе – важный аргумент в пользу подлинности и указанной датировки.
Поскольку техника дробления эмали в минское время была еще недостаточно совершенной, песчинки в шликере заметно отличались в размерах – наиболее крупные даже после обжига видны под увеличительным стеклом. Очевидно и большое количество пустот (раковин), которые обычно возникали при обжиге в слое эмали.
Колорит минских клуазоне содержит несколько цветов – матовые бирюзово-голубой, красный, желтый, интенсивно синий кобальтовый, прозрачные зеленый, фиолетовый и коричневый.
На дне вазы на бирюзовом фоне украшенном растительными побегами есть марка – надпись из четырех иероглифов, выполненная так же в технике клуазоне и заключенная в прямоугольную рамку белого цвета.
Подлинная марка периода Ваньли состоит из шести иероглифов. Предположить более раннее время изготовления вазы, а именно Цзинтай (1450 – 1456), когда марка содержала четыре иероглифа не позволяют некоторые технические и структурные особенности вазы. Возможно перед нами копия ранней вазы XV века изготовленная в конце XVI века. Набор цветов и качество эмалей, техника исполнения и изготовления из тонкого листового кованного металла подтверждают производство вазы до середины XVII века.
Однако присущий вещам середины XIX орнамент жуивень, определяют датировку вазы как более позднюю эклектичную. По форме и характеру аналогичных ваз нет в собрании Государственного музея Востока.
Происхождение. Частная коллекция, Франция. Во времена Опиумных воин (1840 – 1860 годы) между Китаем с одной стороны и Англией и Францией – с другой, большая часть эмалей из императорской резиденции была перевезена и в дальнейшем заняли свое место в музеях и частных коллекциях.
ВАЗА Тао-Тие (taotie)
латунь, литье, пайка, перегородчатая эмаль, золочение
Исследователи расходятся во мнениях относительно основной функции Тао Тие. Таоте — загадочное древнее чудовище, которое любит есть, и чья маска появляется на сосудах для жертвоприношений династий Шан и Чжоу. Несмотря на то, что основная версия заключается в том, что это прожорливый демон и сейчас китайцы его изображают на тарелках в спасение от переедания, многие склонны считать его, напротив, духом-хранителем – аналог татема, гораздо более известного «totim» или «totem» — названием духа (обычно животного) — хранителя определенного племени или семьи.
Характер изображений, колорит и применение техники патинирования открытых участков металла указывают на конец XIX – первую треть XX века, как наиболее вероятное время производства вазы.
Состояние почти отличное, есть незначительные вмятинки, смотрите внимательно фото.