ваз что значит толкатель цельный
Что такое толкатели клапанов ваз 2108
Размер толкателей клапанов ваз 2108
При регулировке теплового зазора клапанов двигателя автомобилей ВАЗ-2108 (ВАЗ-2109) применяют регулировочные шайбы. В автомагазинах их можно приобрести с размером от 3,00 мм до 4,2 5мм. После очередного ремонта головки блока цилиндров да ещё «гаражными супермастерами» шайбы даже 3,00 мм не обеспечили требуемый зазор.Решил попробовать подточить шайбу. Сначала стала проблема: как зажать шайбу? Ведь уже через пару секунд в руках её от нагрева просто неудержать. Методом проб и ошибок родилась такая идея. Взял старый толкатель, сверху на наждаке снял высоту центрующего бортика до 1.2 мм (заводская высота 3 мм).
Рис. 1 Рис. 2. Толкатель. h — высота центрующего бортика толкателя (заводской размер — 3 мм); Х — выступ шайбы за пределы толкателя (должен быть не менее 0 мм) Теперь ложим шайбу в толкатель и на наждаке, вращая толкатель вокруг своей оси, уменьшаем толщину шайбы до требуемого размера. Шайбу ложим в толкатель регулируемого двигателя обработанной поверхностью вниз. Таким способом расточил шайбы до размера 2,25 мм (меньше не понадобилось) и работали они, как и родные, без проблем (единственно, нужно подточить бортик толкателя до высоты в 2 мм, и следить, чтобы поверхность шайбы была не ниже высоты этого бортика ). Рис. 3. Размер обработанной шайбы На одной головке даже шайбы размером в 2.00 мм не обеспечили требуемый зазор. А машина нужна была срочно для недальних поездок (на расстояние не более 60-90 км от дома). Решил пойти на эксперимент и расточить шайбу до размера 1.4 мм (нужен был именно такой размер. К тому же данную головку всё равно хотели менять на новую. Замена уже была, нужно было её укомплектовать новыми клапанами и притереть). После расточки шайбы и толкателя двигатель прошел 5000 км. При этом обнаружил прогиб шайбы 0,15 мм. Так что это минимальный допустимый предел толщины. На фото показана данная шайба после пробега. Рис. 4. Шайба размером 1,4 мм Если головка снята то можно просто укоротить стержень клапана, предварительно сняв его с двигателя.Укорачивать можно не более 1 мм. Данная статья не рекомендация, а скорее описание вынужденного эксперимента, который на удивление завершился без поломки двигателя. Кстати, после замены данной старой головки на новую (все работы выполнялись на СТО) решили проверить зазоры и толщину установленных шайб. Так вот, минимальная толщина одной шайбы была уже 3,35 мм. И это на новой головке!
Начальный этап: открываем доступ к распредвалу
Надлежащие условия, при которых проводится регулировка клапанного узла, формируются после демонтажа крышки ГБЦ. Беспрепятственно снять верхний корпус головки блока цилиндров с прокладкой можно после проведения следующих процедур:
В завершение этапа подготовки к регулировке зазоров клапанов мотора ВАЗ 2108 проводится операция по удалению крышки газораспределительного механизма, крепящейся тремя болтами «на 10». Также формируется набор необходимых принадлежностей:
Стоит также подготовить новую прокладку ГБЦ и герметик.
Диаметр клапанов ваз классика
Автолюбители, независимо от стажа владения машиной, постоянно ищут способы повышения мощности двигателя. Есть несколько вариантов усовершенствования вашего автомобиля, одним из которых является доработка головки блока цилиндров (ГБЦ).
Мы знаем, что крутящий момент, а соответственно и мощность, находятся в прямой зависимости от такого показателя, как коэффициент наполнения цилиндров рабочей смесью. Чем больше наполнение, тем больше мощность двигателя, которая растет при смещении максимального значения крутящего момента на более высокие обороты. Для этого устанавливают распредвалы с расширенными фазами впуска/выпуска и увеличенными подъемами клапанов, но на практике этого оказывается недостаточно. Если критически подойти к рассмотрению головки блока цилиндров, то мы увидим множество недочетов — казалось бы, мелких, но именно они не дают реализовать полный потенциал мотора. Это обусловлено технологией изготовления при массовом производстве ГБЦ, и поэтому все придется исправлять самим или на станции техобслуживания. Как? Об этом речь:
Стыковка каналов ГБЦ и коллекторов
Наиболее заметным «ляпом» наших производителей можно назвать неточную стыковку отверстий каналов ГБЦ и коллекторов. Еще с уроков физики мы помним, что любой бугорок на пути воздушного потока вызывает возникновение завихрений, а, следовательно, снижение его скорости. Здесь же у нас целые «ступеньки», от которых необходимо обязательно избавиться. Одновременно необходимо проверить прокладки под коллекторы, чтобы они также не создавали препятствий.
Желательно перед началом работ посадить коллекторы на штифты. Это необходимо по той причине, что крепеж коллекторов на автомобилях ВАЗ допускает небольшое смещение плоскостей ГБЦ и коллекторов относительно друг друга, что может привести всю работу к нулевому результату. Находим места на ГБЦ и коллекторах (2 штифта на каждый по краям) для удобного засверливания. В ГБЦ металлические штифты сажаем плотно, коллекторы же должны на них надеваться легко, но без люфтов. Проделайте необходимые отверстия в прокладке. Теперь точное позиционирование коллекторов и ГБЦ обеспечено.
Следует учесть то, что если диаметр канала ГБЦ немного больше (1-1,5 мм) диаметра канала впускного коллектора, но их соосность совпадает, то этим можно пренебречь, так как сколько-нибудь значимого сопротивления это не создаст. На выпуске создается аналогичная ситуация, только канал ГБЦ теперь может быть немного меньше канала выпускного коллектора.
Впускные/выпускные каналы ГБЦ
Если внимательно осмотреть впускные/выпускные каналы заводской головки блока цилиндров, то сразу бросаются в глаза приливы литья в районе направляющих втулок клапанов, выступающие в канал втулки и местами ломаная форма узких каналов. Используя шаровые фрезы разных форм и размеров необходимо добиться увеличения проходного сечения каналов, удалить все неровности и выступающие части. Форму канала надо изменить таким образом, чтобы его изгиб был наиболее плавным, но сохранил определенные радиусы кривизны. Внутренняя поверхность впускных каналов оставляется немного шероховатой для лучшей испаряемости бензина с их стенок. Выпускные каналы можно полировать, хотя заметного эффекта это не даст.
Поперечное сечение канала не должно быть правильной окружности. Впускной канал имеет форму эллипса с небольшим бочкообразным расширением перед седлом клапана. Остальная часть канала ГБЦ и впускного коллектора плавно сужается по направлению потока.
Проводя увеличение диаметра каналов надо учитывать близлежащие внутренние коммуникации. При неаккуратной работе можно повредить маслоканал или канал рубашки охлаждения. При работе с ГБЦ восьмиклапанных двигателей, которые применяются на переднеприводных ВАЗах, надо быть предельно осторожным. Хотя это не убережет вас при расточке одного впускного канала, в котором маслоканал проходит настолько близко, что его вскрытие неизбежно. К сожалению, даже если канал останется невскрытым, он может быть просто прикрыт тонким слоем алюминия и позже прорвётся под давлением масла работающего двигателя.
Перед началом расточки желательно в маслоканал вогнать стальную втулку, но, к сожалению, это не самый удобный вариант. Лучше устанавливать стальные или алюминиевые втулки после вскрытия канала, либо заваривать канал аргоном.
Вначале определитесь: с коллектора или ГБЦ начинать расточку. При значительном увеличении диаметра каналов работы начинают в деталях с более тонкими стенками, а по их форме и положению затем растачиваются каналы сопрягаемых блоков. В классических двигателях ВАЗ принято начинать расточку с коллектора, потому что каналы ГБЦ имеют достаточный запас толщины для последующего совмещения.
Обратите внимание на части направляющих втулок клапанов, которые выступают в каналы. Они создают заметные помехи потоку, поэтому их стараются укоротить или заострить. Иногда втулки стачивают заподлицо со стенкой канала и, хотя это в лучшей степени оптимизирует его пропускную способность, но такая доработка снижает ресурс направляющих, у которых он и так невелик на форсированных двигателях.
Клапаны
Здесь доработки направлены на увеличение пропускной способности и уменьшение веса клапанов. Увеличить пропускную способность можно изменив профиль тарелки, а так же рабочие и дополнительные фаски клапана.
При переточке клапанов снимается лишний металл с обеих сторон тарелки клапана. На лицевой стороне делается небольшая выемка, а на тыльной уменьшается радиус перехода стержня в тарелку. Так же утоньшается тарелка и стержень клапана. Если вы не планируете менять втулки, то снимите лишний металл с ножки клапана от тарелки до направляющей втулки.
Уменьшение диаметра всей ножки потребует замены направляющих втулок с меньшим диаметром отверстия. На 8-клапанных моторах ВАЗ при уменьшении диаметра ножки клапана с 8 до 7 мм можно добиться снижения веса стержня на 23,5%. У 16-клапанных двигателей диаметр стержня изначально составляет 7 мм.
Можно поставить титаноалюминиевые клапаны, которые на 40% легче стальных, но они очень хрупкие и дорого стоят. Седла при этом приходится менять на бронзовые, которые более мягкие по сравнению с чугунными, что приводит к уменьшению отскока клапана при закрытии и дополнительно гасит ударные нагрузки.
Регулировка зазоров клапанов на двигателе ВАЗ 2108: порядок действий
блокОпределенное заводом-изготовителем номинальное значение «теплового компенсатора» на холодном двигателе для впускных клапанов составляет 0,2 мм, выпускных – 0,35 мм. Оговорены и допускаемые отклонения от номинала – по 0,05 мм в обе стороны. Наглядный пример: при регулировке впускного клапана щуп 0,15 входит беспрепятственно, 0,2 – с небольшим натягом, а 0,25 – вовсе не входит.
Проверка и подналадка клапанного механизма производится попарно в 4 подхода. Каждый подход выполняется при различном положении распредвала. Перед первым подходом следует совместить метки на шкиве распределительного вала и кожухе ремня ГРМ, провернув шкив накидным гаечным ключом по часовой стрелке.
Процедура проверки действительного зазора на примере первого подхода выглядит следующим образом:
Этапы проверки зазоров в оставшихся парах клапанов ВАЗ 2108 производятся при повороте распредвала с интервалом 180 градусов:
Процесс регулировки клапанов производится при наличии недопустимых отклонений от нормы. Последовательность действий такова:
Подбор новой шайбы производится из таких соображений:
Справочник — вес, объем, и прочие данные по серийным и тюнинговым деталям
В данном разделе собираем накопленную информацию по параметрам серийных и тюнинговых деталей — это вес, объем, и прочие величины. Для деталей указывается производитель (опционально) и иные параметры. Вес деталей измеряется с точностью до 1 грамма. Данная информация должна использоваться только в справочных целях. Предупреждаем, что из-за несовершенства технологических процессов на заводах, вес и иные параметры деталей в разных партиях могут отличаться. Для Оки помним про унификацию с 08 семейством (1111 = 2108, 11113 = 21083). _______ Вес деталей (в граммах) Поршни, пальцы
Поршень 2110 (1-й ремонт, d = 82,4 мм, группа А), ВАЗ 357 Поршень 21083 (номинал, d = 82,0 мм, группа А), ВАЗ 335 Поршень 2108 (номинал, d = 76,0 мм, группа B), ВАЗ 286 Поршневой палец 21083, ВАЗ 103
82,00 «SM» 1 компрессионное кольцо
8 82,00 «SM» 2 компрессионное кольцо
11 82,00 «SM» маслосъемное кольцо наборное (2 диска + пружина)
Шатун 2108, ВАЗ 671 Шатун 2110, ВАЗ (под плавающий палец) 680
21083 впуск стандарт 37х8х104 мм «СЗК» облегченный «Т-образный» облегченный «тюльпан» 80 57 55 21083 выпуск стандарт 31х8х104 мм «ВАЗ» облегченный «Т-образный» облегченный «тюльпан» 72 52 50 2101 «классика» впуск стандарт 37х8х112,5 мм «СЗК» облегченный «тюльпан» 81 57 2101 «классика» выпуск стандарт 31,5х8х113,5 мм «СЗК» облегченный «тюльпан» 71 54 Клапаны 39х34
«СТК Sport» впуск 39х8х104 мм облегченный по торцу увеличенный тюльпан
67 65 60 «СТК Sport» выпуск 39х8х104 мм облегченный по торцу увеличенный тюльпан
BMW впуск 42х8х104 мм облегченный 85 58 BMW выпуск 35х8х104 мм облегченный
79 52 Клапаны 40х35 стебель 7 мм
BMW впуск 40х7х103 мм облегченный 69 52 BMW выпуск 34х7х103 мм облегченный
60 46 Клапаны 41х35 (переделка 41х38) стебель 7 мм, ВАЗ «Классика»
(импорт) впуск 41х7 мм облегченный 91 скоро (импорт) выпуск 38х7 мм 35х7 облегченный
87 скоро Клапаны УЗАМ 1.7 40х34 стебель 8 мм
УЗАМ впуск 40х8х117 мм облегченный 82 65 УЗАМ выпуск 34х8х112 мм облегченный
69 61 Клапаны 2112 стандарт стебель 7 мм
2112 впуск облегченный — 39 2112 выпуск облегченный
2108 Тарелка верхняя пружины (доработанная ОКБ по конусу) 16 2108 Тарелка верхняя пружины (доработанная по плоскостям) 14 2108 Тарелка верхняя пружины дюралевая (пр-ва Тольятти) 9 2101 Тарелка верхняя пружины (доработанная по плоскостям) 20 2108 Толкатель клапана стандартный 47 2108 Регулировочная шайба 4,00 мм 24 Столбик регулировочный для цельного толкателя 5,55х8 мм 2 2108 Толкатель клапана цельный (Москва) 50
_______ Дюралевые тарелки пружин в сравнении со стандартными, грамм Серийная тарелка пружины 2108, Ока (материал — сталь) 16 Дюралевая тарелка пружины 2108, Ока 6 Серийная тарелка пружины ВАЗ «Классика» (материал — сталь) 21 Дюралевая тарелка пружины ВАЗ «Классика» 9 Серийная тарелка пружины УЗАМ (материал — сталь) 25 Дюралевая тарелка пружины УЗАМ 10 Серийная тарелка пружины ЗМЗ 402 (материал — сталь) 32 Дюралевая тарелка пружины ЗМЗ 402 14 Серийная тарелка пружины BMW M10 (материал — сталь) 16 Дюралевая тарелка пружины BMW M10 8
_______ Объемы выборок (частей камеры сгорания) в деталях (см3) Поршень 2110 (1-й ремонт, d = 82,4 мм, группа А), ВАЗ 12 Поршень 21083 (номинал, d = 82,0 мм, группа А), ВАЗ 12 Поршень 2108 (номинал, d = 76,0 мм, группа B), ВАЗ 6 Камера сгорания в ГБЦ 2109i (стандарт — недоточка? СЖ 10.4) 22 Камера сгорания в ГБЦ 2101 — ВАЗ классика 31
_______ Внутренние диаметры седел в ГБЦ и размеры клапанов (мм) ГБЦ 1111 (650 сс) впускное седло после расточки 30 31 ГБЦ 1111 (650 сс) выпускное седло после расточки 27,5 29 ГБЦ 11113 (750 сс) впускное седло после расточки
ГБЦ 11113 (750 сс) выпускное седло после расточки ГБЦ 2101 (классика) впускное седло после расточки 31,5 31 ГБЦ 2101 (классика) выпускное седло после расточки 27 31 ГБЦ 1111 (650 сс) стандартный размер тарелок клапанов 35х31 ГБЦ 11113 (750 сс) стандартный размер тарелок клапанов 37х31 ГБЦ 2101 (классика) стандартный размер тарелок клапанов 37х31
_______ Диаметры каналов в ГБЦ на входе со стороны коллектора (мм) ГБЦ 1111 (650 сс) впускной канал после расточки 27,5 31 ГБЦ 1111 (650 сс) выпускной канал после расточки 27 31 ГБЦ 2101 (классика) впускной канал после расточки 29,5 ГБЦ 2101 (классика) выпускной канал после расточки 26,5
По посадочным местам блока цилиндров головки взаимозаменяемые. Выпускные клапана и каналы одинаковые. Впускные клапана отличаются размером: ВАЗ-2108 – 35 мм, ВАЗ-21083 – 37 мм. Отсюда и впускной канал головки ВАЗ-21083 больше по пропускной способности горючей смеси. При установке ГБЦ (головки блока цилиндров) ВАЗ-21083 на двигатель ВАЗ-2108 придется менять впускной коллектор.
ГБЦ ВАЗ-21083 с прокладкой от ВАЗ-2108:
ГБЦ ВАЗ-2108 с родной прокладкой:
Ниже показаны различия в геометрии между прокладкамии ВАЗ-21083 и ВАЗ-2108:
Доработка колодцев толкателей, принудительная смазка двигателей 8 кл. переднеприводных ВАЗ.
Все мы знаем, что на 16 клап-х моторах ВАЗ есть принудительная смазка толкателей, дополнительный масляный канал к каждому толкателю (также он выполняет функцию наполнения гидрокомпенсатора маслом). Эта доработка должна сделать работу ГБЦ более тихой. Ну и конечно принудительная смазка — будет всегда лучше чем самотеком. Специальным инструментом сделана проточка + отверстие к масляному каналу.
Комментарии 80
Это самодельный инструмент?
Инструмент собственного изготовления! Изготавливал его не я, а другой мастер (по совместительству токарь), он же и делал эту проточку своим инструментом.
Да не знаю пока. Еще мотор не собрал.
отпишись как соберешь. буду благодарен
Думаю это дельная доработка, будем ждать твоих результатов!Лишь-бы не усугубить, а то звон будет стоять, «мама не горюй»!
Движок завел, уже проехал 100км, сейчас залит 92 бензин, выше 4тыс не кручу (так как на обкатке). В плане тишины в работе — такого пока не заметил (может потому, что на обкатке). Давление масла в норме. Кстати маслофорсунки тоже стоят.
Клапана надо регулировать дядя)
Так стук какой, слышно, что они стучат сильно. Либо возможен продольный люфт рв.
отпишись как соберешь. буду благодарен
Движок завел, уже проехал 100км, сейчас залит 92 бензин, выше 4тыс не кручу (так как на обкатке). В плане тишины в работе — такого пока не заметил (может потому, что на обкатке). Давление масла в норме. Кстати маслофорсунки тоже стоят.
спасибо. ес че изменения будут, дайте знать.
Здравствуйте. Можете сказать или показать расстояние от верха к отверстию?
Точный размер от верха, сказать не могу, так как ГБЦ уже засухарена. Но по моим фотографиям все видно, можно понять где резать канавку от верха. А отверстие сверлить нужно так, чтоб попасть в маслоканал подачи. Как его найти? Он запресован с обеех сторон ГБЦ металическими пробками диаметром 10мм. Выпресовываеш их (я использовал саморез, закручивал его в пробку и вытягивал ее плоскогубцами за саморез), когда обе пробки вытянешь, то будет видно ГБЦ насквозь через этот канал. Так вот, сверлить отверстия нужно, чтоб попасть в этот маслоканал.
или там просто слив масла ))) не понял расскажи по подробнее плиззззззз)))
Просверлил в маслоканал подачи масла к постели распредвала. Введи в гогле маслосистема двигателя ВАЗ-2108, и на картинках будет все видно, что там идет маслоподача к постели распредвала.
делал я както такую ГБЦ, так хозяин говорил что давление масла изза єто й доработки упало хорошо, и пришлось ему ставить обічную ГБЦ, єто хорошо делать для мотора у которого холостые высокие изза чего и давление будет выше.
А как же на 126 двиг масло форсы стоят и давление норм? 1,5 мм слишком много 0,6-0,8 мне кажется самое то.
Опять же глянь предыдущее сообщение. Все будет работать, проверенно!
Гидрики от 80 не побывал установить?Была у меня такая идея но времени не как не найду на нее.
Да нет не пробывал. Да и уже все собрано, и готово к установке.
Движок завел, уже проехал 100км, сейчас залит 92 бензин, выше 4тыс не кручу (так как на обкатке). В плане тишины в работе — такого пока не заметил (может потому, что на обкатке). Давление масла в норме. Кстати маслофорсунки тоже стоят.
делал я както такую ГБЦ, так хозяин говорил что давление масла изза єто й доработки упало хорошо, и пришлось ему ставить обічную ГБЦ, єто хорошо делать для мотора у которого холостые высокие изза чего и давление будет выше.
На 16клап. моторах 16 гидрокомпенсаторов и к каждому идет отдельный масляный подвод, так там же нет падения давления масла на холостых (причем, маслонасосы одинаковые по производительности). С отверстиями в 1,5 мм никакого падения давления на холостых НЕТ, проверенно уже на нескольких авто!
А у твоего владельца авто, наверное, давление масла упало по другим причинам, может из-за не исправности маслонасоса, или отверстия маслоканалов сделали слишком большие…
делал я както такую ГБЦ, так хозяин говорил что давление масла изза єто й доработки упало хорошо, и пришлось ему ставить обічную ГБЦ, єто хорошо делать для мотора у которого холостые высокие изза чего и давление будет выше.
Движок завел, уже проехал 100км, сейчас залит 92 бензин, выше 4тыс не кручу (так как на обкатке). В плане тишины в работе — такого пока не заметил (может потому, что на обкатке). Давление масла в норме. Кстати маслофорсунки тоже стоят.
Ваз что значит толкатель цельный
Прошло более 15-ти лет, как «ОКБ Двигатель» активно стало продвигать RS-толкатели — доработку периферийной части плоских толкателей, превращение их в RS (Radius Side — радиусный край).
Специфика любых технических нововведений в автомобильной технике такова, что только достаточно продолжительная и массовая эксплуатация может подтвердить целесообразность и надежность того или иного решения. Так RX-толкатели при заведомых преимуществах с точки зрения работы механизма привода клапана оказались трудоемкими в изготовлении и установке и по этой причине «сошли с дистанции».
Сразу отметим, что RS-толкатели повели себя со всех сторон совершенно положительно. За прошедшее с начала использования время четко обозначилась область их применения, отработана геометрия доработки, найдены простые технологичекие приемы доработки и контроля
Сначала рассмотрим 8-ми клапанные двигатели ВАЗ 2110/2111.
ГБЦ этих двигателей имеет толкатели достаточно большого диаметра 35,3 мм. Но при этом регулировочные шайбы всего диаметром 31 мм и имеют совершенно непритупленный край (кто ж его будет притуплять в массовом производстве!). Взять бы и применить цельные толкатели. Но они дороги сами по себе и регулировка зазоров на них затруднена. Поэтому цельные толкатели используются только для спорта, а на дорожных двигателях приходится смириться с регулировочными шайбами.
В 2005 году мы начали с выпуска распредвалов 2110, которые требовали обязательной RS доработки регулировочных шайб. Т.е. кулачки имели увеличенное смещение линии контакта относительно оси толкателя. Вся эта линейка распредвалов RS49…62 имела хорошие показатели — равномерный холостой ход и увеличенный крутящий момент в рабочей зоне.
Одновременно была предложена простая (гаражная) технология и комплект оснастки для RS доработки. Всего разошлось по России и Украине более 20 комплектов оснастки.
После года работы мы решили попробовать уйти от требования обязательной RS доработки. В самом деле, не может же каждый желающий приобрести распредвал приобретать в нагрузку еще и оснастку. Это только механикам целесообразно обзавестись ею.
Мы еще раз тщательно перепроектировали всю линейку и с сентября 2006 г. начали выпускать распредвалы, не требующие обязательной RS доработки. Если конкретно, то с величиной смещения линии контакта кулачка не превышающей эту величину для серийного распредвала 2110
Закономерный вопрос — что мы при этом потеряли? Так вот — ничего! Более того, со всей уверенностью можно утверждать, что сейчас линейка распредвалов 2110—RS49…62 — это самое лучшее, что выпускалось с самого начала работы над этим семейством двигателей, включая разработки для «МастерМотора» (2110—49…62) и «ОКБ Динамика» (2110—53…65).
Сейчас эти распредвалы обеспечивают не только хороший холостой ход но и увеличенный крутящий момент на высоких оборотах. Они хорошо работают «снизу» и до «верха». В самом деле, если долго мучиться, то что нибудь получится.
Технология RS доработки.
В результате многих экспериментов сложилась следующая технология RS доработки.
Толкатель (или регулировочная шайба) крепится на шпинделе обычной маломощной углошлифовальной машинки (УШМ). Для крепления регулировочной шайбы используется цанга. Для крепления гидротолкателя — оправка специальной конструкции, предотвращающая выбрасывание масла при его вращении с большой скоростью.
В качестве шлифовального инструмента используется ленточношлифовальная машинка (ЛШМ), в подошве у которой под шлифовальной лентой вырезано окно для свободного прогиба ленты. ЛШМ укрепляется на верстаке вертикально, что позволяет видеть сверху зону обработки и угол, под которым дорабатываемый толкатель касается шлифовальной ленты.
Геометрия RS доработки определяется шириной сошлифовываемой периферийной зоны толкателя, которая обычно составляет 4…5 мм, и глубиной доработки, которая контролируется специальной тарелкой с индикатором. Перед обработкой индикатор устанавливается на ноль и в процесс доработки добиваемся необходимого показания индикатора. Конструкция тарелки для контроля такова, что съем металла при доработке контролируется на некотором базовом расстоянии от края толкателя. Шлифование свободно прогибающейся лентой приводит к естественному «завалу» только периферийной части и не затрагивает средней части толкателя.
Так как шлифование происходит на высокой скорости (УШМ вращается около 10000 об/мин, скорость ленты ЛШМ — 300 м/мин), то процесс доработки одного толкателя не занимает много времени. Даже с несколькими замерами, при которых приходится выключать УШМ, доработка занимает не более 5 мин.
Индикатор очень хорошо «чувствует» глубину доработки, так что не составляет труда доработать весь комплект толкателей с разбросом не более 0,01 мм.
Вернемся к линейке распредвалов 2110-RS49…62. Как сказано, они не требуют обязательной RS доработки регулировочных шайб. Но если все же такую доработка выполнить, причем сняв всего 0,03 … 0,05 мм, то полностью исчезает «скобление» краев кулачка о край регулировочной шайбы. Эффект такой доработки проявляется на работающем двигателе в уменьшении шума ГРМ и стабилизации холостого хода. По выражению нашего партнера — опытного механика, двигатель ВАЗ 2110 начинает работать, как на гидротолкателях.
Но если небольшая величина доработки регулировочных шайб 2110 приводит к столь заметным положительным результатам, то возникает вопрос, как выполнить эту операцию менее затратным способом. Такие способы есть и они опробованы.
Предположим, что механик занимается установкой наших распредвалов от случая к случаю и ему не хотелось бы приобретать полный комплект для доработки шайб и толкателей. В этом случае можно обойтись без ЛШМ, а небольшая УШМ и индикатор есть наверное в каждом гараже. Тогда достаточно приобрести только цангу и тарелку для контроля. Шлифование в этом случае производится об неподвижную наждачную шкурку, например, строительную терку, укрепленную на верстаке ребром вверх.
Таким же способом можно дорабатывать и RS-гидротолкатели.
Далее предположим, что работа по установке распредвала 2110/2111 вообще разовая. Тогда можно поступить следующим образом.
Берем коврик от компьютерной мышки. На него кладем лист наждачной бумаги зернистостью 400…500 (лучше использовать швейцарскую, желтую). Регулировочную шайбу, установленную в серийный толкатель, шлифуем кругами, прижимая рукой к наждачной бумаге. Съем происходит примерно со скоростью 0,01 мм в минуту. 3 минуты — и шайба доработана. Сложив 2 шайбы, можно увидеть на просвет результат доработки. Испортить шайбу практически невозможно — шайба естественным образом заваливается только по периферии.
Гидротолкатель таким способом дорабатывать нельзя.
RS-гидротолкатели ВАЗ 2112.
Гидротолкатели ВАЗ 2112 имеют достаточно небольшой диаметр 30 мм. К тому же обычно по краю плоскости толкателя выполняется фаска около 0,5 мм. Т.е. эффективный диаметр и того меньше — около 29 мм.
Поэтому возникает необходимость ограничения скорости подъема толкателя, что при значительных подъемах кулачков тюнинговых распредвалов (10 мм и более) приводит к увеличению фазы открытия клапана. Отсюда большие перекрытия и позднее закрытие впускного клапана — «низы» при этом пропадают напрочь.
На двигателях, предназначенных для спорта, гидротолкатели заменяют на механические диаметром 31 и 32 мм.
Применение RS-гидротолкателей ВАЗ 2112 дало возможность спроектировать линейки распредвалов, по эффективности которым нет равных из работающих с серийными плоскими гидротолкателями (хотя такие у нас тоже присутствуют в производственной программе). Сейчас «ОКБ Двигатель» выпускает узкофазную серию распредвалов 2112—RS30/35/40/45/50/55/60 и широкофазную серию 2112—RS450/500/550/600/650/700, из которых комплектуются пары, предназначенные для двигателей разных объемов, комплектации и назначения.
Для дорожного тюнига пара распредвалов 2112—RS45/500 с подъемами на выпуске и впуске 10 мм и фазами 270/280 град. пожалуй является предельной, оправданной при одновременном увеличении объема.
Для спортивных двигателей крайней парой является 2112—RS650/700 с подъемами 11,5 мм и фазами 310/320 град. (распредвалов с подъемом 11,5 мм для гидротолкателей ранее не существовало). Общей особенностью распредвалов 2112—RS является их способность работать на серийных пружинах и до высоких оборотов 10000 об/мин и выше (реально «раскручивали» до 12000 об/мин). Таким образом применение RS распредвалов может значительно удешевить подготовку спортивных двигателей ВАЗ 2112 — отпадает расточка ГБЦ под увеличенные толкатели, сами толкатели, спортивные пружины, трудоемкая регулировка зазоров.
Конечно не следует расчитывать, что применение одних только RS распредвалов может обеспечить достижение предельных удельных показателей. Комплектация двигателя и качество сборки в целом должны соответствовать задаче. Особенно надо учитывать, что только оптимальная настройка системы управления впрыском топлива и УОЗ может привести к желаемому результату.
Применение RS-толкателей при тюнинге двигателей иномарок.
При тюнинге двигателей иномарок решается та же задача, что и на двигателе ВАЗ 2112 — увеличение хода клапанов при минимальном «размазывании» фазы.
Например, 4-х клапанные (на цилиндр) двигатели, BMW, Saab, Porsche имеют диаметр гидротолкателей не более 33 мм. При этом заводские конструкторы часто не оставляют никаких «запасов» по геометрии. RS доработка гидротолкателей открывает дополнительные возможности оптимизации параметров газораспределения.
Самый свежий пример — весьма эффективный тюнинг двигателя Porshce Cayenne S, проведенный совместно с «DMS Авто». Неоднократно отмечено, что даже на двигателях таких известных мировых фирм при применении RS-толкателей (и распредвалов DynaCAMS) холостой ход становится более тихим и стабильным.