вайтвошинг что это простыми словами
whitewashing
1 whitewashing
2 whitewashing
3 whitewashing
4 whitewashing
5 whitewashing
6 whitewashing
7 whitewashing
8 whitewashing
9 whitewashing
10 whitewashing
11 whitewashing
12 whitewashing
13 whitewashing
14 whitewashing
15 whitewashing
16 whitewashing
17 whitewashing
18 whitewashing
См. также в других словарях:
whitewashing — noun Date: 1663 an act or instance of applying whitewash; also whitewash 3 … New Collegiate Dictionary
whitewashing — noun a) The application of whitewash. b) The effacement of errors or bad actions … Wiktionary
whitewashing — Synonyms and related words: albification, allowance, blanching, bleaching, calcimining, clobbering, coating, color, covering, crushing defeat, decisive defeat, decontamination, enameling, etiolation, extenuating circumstances, extenuation,… … Moby Thesaurus
whitewashing — n. watery lime solution for making walls white; cover up, masking (of sin, a defect, etc.); overwhelming defeat (Sports) v. painting walls with whitewash; cover up, mask (sin, a defect, etc.); defeat decisively (Sports) … English contemporary dictionary
whitewashing — … Useful english dictionary
Southern Poverty Law Center — Founder(s) Morris Dees Joseph R. Levin, Jr. Type Public interest law firm Founded 1971 Location Montgomery, Alabama … Wikipedia
Фото Бейонсе для бренда Tiffany&Co вызвали недоумение среди фанатов. Кто эта белая женщина
Певица Бейонсе вместе с мужем Jay-Z снялась в рекламной кампании для Tiffany&Co в образе актрисы Одри Хепбёрн. Звезда стала пятой женщиной, позирующей со знаменитым жёлтым бриллиантом от бренда украшений. Но некоторые комментаторы покритиковали внешний вид исполнительницы, ведь она показалась им слишком белокожей.
Американская звезда R’n’B Бейонсе примерила на себя образ Холли Голайтли — героини культового фильма 60-х годов «Завтрак у Тиффани» в исполнении актрисы Одри Хепбёрн. Певица вместе с супругом, рэпером Jay-Z, поучаствовала в рекламной фотосессии для всемирно известного бренда украшений Tiffany&Co и снялась с жёлтым бриллиантом размером 128,54 карат.
Одри Хепбёрн в образе Холли Голайтли
Как и Хепбёрн, певица надела чёрное вечернее платье и перчатки. Волосы Бейонсе так же, как у актрисы, были собраны наверх, а на шее красовалось ожерелье с крупным камнем.
Jay-Z и Бейонсе в рекламной кампании для Tiffany&Co
Бейонсе стала пятой женщиной, которая удостоилась возможности примерить на себя знаменитый бриллиант, оцениваемый в 30 миллионов долларов (2,2 миллиарда рублей) — ранее его носили американка Шелдон Уайтхаус, актрисы Одри Хепбёрн и Галь Гадот, а также певица Леди Гага. Помимо этого, исполнительница хита Crazy in love («Безумно влюблена») — первая темнокожая женщина, которая надела легендарный камень от Tiffany&Co.
Бейонсе на фотосессии для Tiffany&Co
Позднее снимки с фотосессии появились в инстаграм-аккаунте fashionbombdaily, и среди восхищённых комментаторов отметились и пользователи соцсети, обратившие внимание на внешний вид Бейонсе. Многим людям темнокожая певица показалась недостаточно смуглой.
Они сделали её белокожей, — написал пользователь инстаграма с ником chiclikeshic.
А комментаторша с ником kelise_20 сравнила поведение Бейонсе с образом инфлюенсерши Ким Кардашьян — последнюю пользователи соцсетей нередко обвиняют в попытках выглядеть как темнокожая женщина. Medialeaks ранее рассказывал про скандал с экс-супругой Канье Уэста, которую уличили в желании выдать себя за представительницу этнических меньшинств.
Бейонсе пытается быть белокожей так же, как и Ким Кардашьян — темнокожей.
Среди реплаев было и мнение, что звезда на фотографиях подверглась вайтвошингу (whitewashing дословно переводится как «отбеливание»).
Отбелена как чёрт знает кто, — написала девушка с ником _algal.
Она всегда была такой светлокожей? Я вообще подумал, что на снимке белая женщина.
Что такое вайтвошинг и при чём здесь Бейонсе
Вайтвошинг изначально подразумевал замену представителей этнических меньшинств на белокожих персонажей, и явление было признано дискриминационным. «Отбеливание» превратилось в искажение изначальной расовой принадлежности героев — в кинематографе и мультфильмах многие темнокожие персонажи превращались в представителей европеоидной расы.
Вероятно, снимок Бейонсе мог показаться комментаторам излишне «выбеленным» из-за светлого оттенка кожи звезды и прямых обесцвеченных прядей. Впрочем, это не первый скандал с «отбеливанием» с участием певицы.
В 2017 году в Манхэттенском музее восковых фигур мадам Тюссо появилась фигура Бейонсе, чья кожа показалась комментаторам в соцсетях слишком светлой. Представители музея утверждали, что такое впечатление могло создаться из-за вспышки фотографа. Medialeaks рассказывал о восковой фигуре певицы — некоторые поклонники с трудом узнали в ней кумиршу.
Фигура Бейонсе в музее восковых фигур мадам Тюссо
А в 2008 году в центре скандала оказалась косметическая компания L’Oreal: в прессе кадр с Бейонсе, участвовавшей в фотосессии для бренда, назвали сильно обработанным. Кожа певицы на снимках выглядела на несколько тонов светлее, чем в жизни.
Бейонсе в рекламной кампании L’Oreal
К моменту написания публикации Бейонсе не ответила на комментарии пользователей Сети и не высказалась касаемо предполагаемого вайтвошинга на её фотографиях для Tiffany&Co.
Вайтвошинг
Содержание
Происхождение термина и значение [ | ]
Термин «вайтвошинг» происходит от английского «whitewashing», что дословно переводится как «побелка». Фактически вайтвошинг в кинематографе в буквальном смысле является «отбеливанием» темнокожих персонажей: из-за расовых предубеждений темнокожих актёров намеренно не принимали на роль героев афроамериканского происхождения (в некоторых случаях применялся «блекфейс» — наложение специального грима на лицо белого актёра, чтобы он становился похожим на темнокожего, а также утрирование, стереотипизация их образов).
Одно из ключевых определений этого термина приводится в словаре Merriam-Webster, который обозначает вайтвошинг как «практику найма белых актеров на роли персонажей и героев иных рас». [1] Аналогичное значение приводится и в Collin’s Dictionary — «исполнение белыми актерами ролей, отражающих персонажей, которые относятся к этнической группе меньшинства, или продюсирование фильмов и пьес с использованием белых актеров, представляющих героев этнического меньшинства». [2] Так, на практике зачастую героев азиатского, арабского или иных происхождений, темнокожих персонажей играют белые актеры европеоидной расы. Актуальность проблемы вайтвошинга подтверждается и статистикой: так, по данным издания TheDailyBeast, в 2013 году лишь 16,7 % процентов из 174 фильмов, снятых американскими кинокомпаниями, демонстрировали представителей этнических меньшинств. [3]
Вайтвошинг в актёрской среде появился еще в 1910-хх годах — его первым примером стал фильм 1915-го года «Birth of a Nation», где белых актёров намеренно гримировали под темнокожих персонажей (таковыми они были по сценарию). Как отмечает американский исследователь и публицист Дэвид Шлоссман, зачастую белые актеры, исполняя роли героев другой национальности или расы, дополнительно стимулировали распространение расистских стереотипов в США. [4] Как таковой термин «whitewashing» обрел современное значение лишь в 1990-хх годах — первым в 1997-м году его применяет американский исследователь Уилли А. Холл. [1]
Вайтвошинг стал восприниматься как вид дискриминации и острая социальная проблема лишь в 21-м веке. Как отмечают современные журналисты, в частности, Долорес Тирни из издания Independent UK, примеры вайтвошинга можно найти во многих фильмах: «Завтрак у Тиффани», «Хеллбой», «Завоеватель» и других. [5] Внимание этой проблеме уделило в 2017 году и издание Huffington Post: журналистка Аманда Шеркер посвятила вайтвошингу статью, в которой назвала это явление «худшей привычкой Голливуда». По ее мнению, если в начале 20-го века вайтвошинг был частью карикатуристики и элементом высмеивания, то современная киноиндустрия использует вайтвошинг как средство полного отрицания наличия в поп-культуре и кинематографе талантов, которые могли бы представить те этнические меньшинства, к которым они принадлежат. [6]
Фактически широкая общественность обратила внимание на данную проблему весной 2016-го года, после того, как пользователи социальных сетей, в частности, Twitter, запустили хештег #StarringJohnCho. [7] Их целью было привлечь внимание лидеров индустрии кинематографа к талантливым актёрам разного этнического происхождения, которые тоже могли бы сыграть главные роли в кино, а также желание обновить стереотипный образ белого мужчины, которому достаются престижные награды и кинопремии. [8]
Иные значения [ | ]
Помимо кинематографа, термин «вайтвошинг» может применяться для обозначения специфической формы государственной цензуры, подобно той, которая используется в романе Джорджа Оруэлла «1984». Так, согласно информации энциклопедии «Британника», вайтвошинг в цензуре следует понимать как «преднамеренное сокрытие преступлений, скандалов или пороков власти путем предвзятого отношения или поверхностного расследования». [9] Такой принцип может использоваться для «осветления» действий правительства и умалчивания государственных преступлений или нелицеприятных поступков представителей власти.
Примеры [ | ]
Список из 25 фильмов с примерами вайтвошинга в современной киноиндустрии был опубликован изданием IndieWire. Его автором стал журналист Зак Шарф. В рейтинг попали такие картины как «Одинокий Рейнджер», «Операция „Арго“», «Драйв», «21», «Социальная сеть» и «Грань будущего». По мнению автора списка, вайтвошинг — одна из важнейших проблем кинематографа 21-го века, а к ее развитию приложили руку такие актеры и актрисы как Том Круз, Анджелина Джоли, Энтони Хопкинс, Бен Аффлек, Джейк Джилленхол и другие. [11] Это же издание также назвало фильм «Призрак в доспехах» не более, чем «расово-бесчувственным блокбастером», который, после громкого обсуждения в СМИ и многочисленных критический публикаций, имеет все шансы стать последним фильмом эпохи вайтвошинга. [12]
Аналогичный рейтинг был составлен в 2017-м году журналисткой Таней Гэримани, работавшей в то время новостным редактором издания Complex. В него вошли также 25 различных картин, начиная с 1937-го года. [13]
В 2017—2018 годах многие российские [14] и зарубежные [15] СМИ обратили внимание на экранизацию японской манги «Тетрадь смерти». Одноименный телепроект был снят компанией Netflix и стал доступен для просмотра 25 августа 2017 года. Особое внимание этому фильму уделил журналист Дмитрий Куркин, опубликовавший на сайте издания Wonderzine собственную статью под названием «Голливудское отбеливание: „Тетрадь смерти“ как первая жертва вайтвошинга». [16] Так, по мнению журналиста, вайтвошинг в адаптации японской манги от Netflix проявляется в том, что все герои фильма, которые по своему происхождению являются азиатами, создателями картины были искусственно превращены в белых американцев:
Нетфликсовская экранизация всемирно известной манги попала под огонь критики ещё на стадии кастинга: продюсеров фильма, перенёсших действие истории из Японии в Сиэтл и заменивших подавляющее большинство азиатских персонажей американцами, обвинили в «отбеливании». Тема «whitewashing» не первый раз всплывает в заголовках, однако «Тетрадь смерти» с её разгромной прессой и вызывающе низкими рейтингами на IMDB и Rotten Tomatoes, похоже, войдёт в историю как первая настоящая жертва борьбы против бездумной локализации и ущемления интересов актёров азиатского происхождения. — Дмитрий Куркин
Подробный анализ вайтвошинга как социального и дискриминационного явления провел журналист Андреа Меродеадора. Вайтвошингом он называет «стирание цветных персонажей, людей из медиа-пространства». Игра актеров в данном случае является не более, чем обманом зрителей, так как исполнители ролей просто притворяются «цветными людьми». [18] Журналист в некоторой степени даже расширяет понятие вайтвошинга: это явление он рассматривает не только как политику отбора актеров, но и как создание вымышленного мира, который зрители видят в кинокартине и в котором отсутствуют представители иных, кроме белой, этнических групп.
В советском кинематографе таким примером является фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», в котором Владимир Высоцкий играл «арапа Петра Великого» Абрама Петровича Ганнибала, эфиопа по происхождению.
Критика [ | ]
С неоднозначным отношением к проблеме вайтвошинга выступает и журналист Financial Review Питер Треджир. Вспоминая фильм «Вестсайдская история», Треджир уточняет, что, несмотря на исполнение белой актрисой героини латиноамериканского происхождения, аудитория все равно переживает ее судьбу и ее невзгоды. Таким образом, по мнению автора материала, несовпадение актера и этнической принадлежности его персонажа не наносит урона зрительскому восприятию сюжета фильма и тому идейному посылу, который он в себе несет, той проблематике, которая заложена в него создателями. [21]
В противовес вайтвошингу нередко приводится блэквошинг. Такие обсуждения нередко можно встретить на различных форум-платформах. [22]
С критикой вайтвошинга выступает и журналист Men’s Health Kazakhstan Карим Кадырбаев. Вайтвошинг он приравнивает к борьбе за толерантность и равноправие; в совокупности с ними он, упоминая церемонию вручения Оскар-2017, приходит к мысли, что значимые картины, например, «Ла-Ла-Ленд», проигрывают более слабым, то есть «Лунному свету», лишь по той причине, что последние никого не оскорбляют и являются толерантными идеалами «фестиваля терпимости». [23]
Вайтвошинг в кино
Содержание
Происхождение термина и значение [ | ]
Термин «вайтвошинг» происходит от английского «whitewashing», что дословно переводится как «побелка». Фактически вайтвошинг в кинематографе в буквальном смысле является «отбеливанием» темнокожих персонажей: из-за расовых предубеждений темнокожих актёров намеренно не принимали на роль героев афроамериканского происхождения (в некоторых случаях применялся «блекфейс» — наложение специального грима на лицо белого актёра, чтобы он становился похожим на темнокожего, а также утрирование, стереотипизация их образов).
Одно из ключевых определений этого термина приводится в словаре Merriam-Webster, который обозначает вайтвошинг как «практику найма белых актеров на роли персонажей и героев иных рас». [1] Аналогичное значение приводится и в Collin’s Dictionary — «исполнение белыми актерами ролей, отражающих персонажей, которые относятся к этнической группе меньшинства, или продюсирование фильмов и пьес с использованием белых актеров, представляющих героев этнического меньшинства». [2] Так, на практике зачастую героев азиатского, арабского или иных происхождений, темнокожих персонажей играют белые актеры европеоидной расы. Актуальность проблемы вайтвошинга подтверждается и статистикой: так, по данным издания TheDailyBeast, в 2013 году лишь 16,7 % процентов из 174 фильмов, снятых американскими кинокомпаниями, демонстрировали представителей этнических меньшинств. [3]
Вайтвошинг в актёрской среде появился еще в 1910-хх годах — его первым примером стал фильм 1915-го года «Birth of a Nation», где белых актёров намеренно гримировали под темнокожих персонажей (таковыми они были по сценарию). Как отмечает американский исследователь и публицист Дэвид Шлоссман, зачастую белые актеры, исполняя роли героев другой национальности или расы, дополнительно стимулировали распространение расистских стереотипов в США. [4] Как таковой термин «whitewashing» обрел современное значение лишь в 1990-хх годах — первым в 1997-м году его применяет американский исследователь Уилли А. Холл. [1]
Вайтвошинг стал восприниматься как вид дискриминации и острая социальная проблема лишь в 21-м веке. Как отмечают современные журналисты, в частности, Долорес Тирни из издания Independent UK, примеры вайтвошинга можно найти во многих фильмах: «Завтрак у Тиффани», «Хеллбой», «Завоеватель» и других. [5] Внимание этой проблеме уделило в 2017 году и издание Huffington Post: журналистка Аманда Шеркер посвятила вайтвошингу статью, в которой назвала это явление «худшей привычкой Голливуда». По ее мнению, если в начале 20-го века вайтвошинг был частью карикатуристики и элементом высмеивания, то современная киноиндустрия использует вайтвошинг как средство полного отрицания наличия в поп-культуре и кинематографе талантов, которые могли бы представить те этнические меньшинства, к которым они принадлежат. [6]
Фактически широкая общественность обратила внимание на данную проблему весной 2016-го года, после того, как пользователи социальных сетей, в частности, Twitter, запустили хештег #StarringJohnCho. [7] Их целью было привлечь внимание лидеров индустрии кинематографа к талантливым актёрам разного этнического происхождения, которые тоже могли бы сыграть главные роли в кино, а также желание обновить стереотипный образ белого мужчины, которому достаются престижные награды и кинопремии. [8]
Иные значения [ | ]
Помимо кинематографа, термин «вайтвошинг» может применяться для обозначения специфической формы государственной цензуры, подобно той, которая используется в романе Джорджа Оруэлла «1984». Так, согласно информации энциклопедии «Британника», вайтвошинг в цензуре следует понимать как «преднамеренное сокрытие преступлений, скандалов или пороков власти путем предвзятого отношения или поверхностного расследования». [9] Такой принцип может использоваться для «осветления» действий правительства и умалчивания государственных преступлений или нелицеприятных поступков представителей власти.
Примеры [ | ]
Список из 25 фильмов с примерами вайтвошинга в современной киноиндустрии был опубликован изданием IndieWire. Его автором стал журналист Зак Шарф. В рейтинг попали такие картины как «Одинокий Рейнджер», «Операция „Арго“», «Драйв», «21», «Социальная сеть» и «Грань будущего». По мнению автора списка, вайтвошинг — одна из важнейших проблем кинематографа 21-го века, а к ее развитию приложили руку такие актеры и актрисы как Том Круз, Анджелина Джоли, Энтони Хопкинс, Бен Аффлек, Джейк Джилленхол и другие. [11] Это же издание также назвало фильм «Призрак в доспехах» не более, чем «расово-бесчувственным блокбастером», который, после громкого обсуждения в СМИ и многочисленных критический публикаций, имеет все шансы стать последним фильмом эпохи вайтвошинга. [12]
Аналогичный рейтинг был составлен в 2017-м году журналисткой Таней Гэримани, работавшей в то время новостным редактором издания Complex. В него вошли также 25 различных картин, начиная с 1937-го года. [13]
В 2017—2018 годах многие российские [14] и зарубежные [15] СМИ обратили внимание на экранизацию японской манги «Тетрадь смерти». Одноименный телепроект был снят компанией Netflix и стал доступен для просмотра 25 августа 2017 года. Особое внимание этому фильму уделил журналист Дмитрий Куркин, опубликовавший на сайте издания Wonderzine собственную статью под названием «Голливудское отбеливание: „Тетрадь смерти“ как первая жертва вайтвошинга». [16] Так, по мнению журналиста, вайтвошинг в адаптации японской манги от Netflix проявляется в том, что все герои фильма, которые по своему происхождению являются азиатами, создателями картины были искусственно превращены в белых американцев:
Нетфликсовская экранизация всемирно известной манги попала под огонь критики ещё на стадии кастинга: продюсеров фильма, перенёсших действие истории из Японии в Сиэтл и заменивших подавляющее большинство азиатских персонажей американцами, обвинили в «отбеливании». Тема «whitewashing» не первый раз всплывает в заголовках, однако «Тетрадь смерти» с её разгромной прессой и вызывающе низкими рейтингами на IMDB и Rotten Tomatoes, похоже, войдёт в историю как первая настоящая жертва борьбы против бездумной локализации и ущемления интересов актёров азиатского происхождения. — Дмитрий Куркин
Подробный анализ вайтвошинга как социального и дискриминационного явления провел журналист Андреа Меродеадора. Вайтвошингом он называет «стирание цветных персонажей, людей из медиа-пространства». Игра актеров в данном случае является не более, чем обманом зрителей, так как исполнители ролей просто притворяются «цветными людьми». [18] Журналист в некоторой степени даже расширяет понятие вайтвошинга: это явление он рассматривает не только как политику отбора актеров, но и как создание вымышленного мира, который зрители видят в кинокартине и в котором отсутствуют представители иных, кроме белой, этнических групп.
В советском кинематографе таким примером является фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», в котором Владимир Высоцкий играл «арапа Петра Великого» Абрама Петровича Ганнибала, эфиопа по происхождению.
Критика [ | ]
С неоднозначным отношением к проблеме вайтвошинга выступает и журналист Financial Review Питер Треджир. Вспоминая фильм «Вестсайдская история», Треджир уточняет, что, несмотря на исполнение белой актрисой героини латиноамериканского происхождения, аудитория все равно переживает ее судьбу и ее невзгоды. Таким образом, по мнению автора материала, несовпадение актера и этнической принадлежности его персонажа не наносит урона зрительскому восприятию сюжета фильма и тому идейному посылу, который он в себе несет, той проблематике, которая заложена в него создателями. [21]
В противовес вайтвошингу нередко приводится блэквошинг. Такие обсуждения нередко можно встретить на различных форум-платформах. [22]
С критикой вайтвошинга выступает и журналист Men’s Health Kazakhstan Карим Кадырбаев. Вайтвошинг он приравнивает к борьбе за толерантность и равноправие; в совокупности с ними он, упоминая церемонию вручения Оскар-2017, приходит к мысли, что значимые картины, например, «Ла-Ла-Ленд», проигрывают более слабым, то есть «Лунному свету», лишь по той причине, что последние никого не оскорбляют и являются толерантными идеалами «фестиваля терпимости». [23]
Вайтвошинг
Содержание
Происхождение термина и значение
Термин «вайтвошинг» происходит от английского «whitewashing», что дословно переводится как «побелка». Фактически вайтвошинг в кинематографе в буквальном смысле является «отбеливанием» темнокожих персонажей: из-за расовых предубеждений темнокожих актёров намеренно не принимали на роль героев афроамериканского происхождения (в некоторых случаях применялся «блекфейс» — наложение специального грима на лицо белого актёра, чтобы он становился похожим на темнокожего, а также утрирование, стереотипизация их образов).
Одно из ключевых определений этого термина приводится в словаре Merriam-Webster, который обозначает вайтвошинг как «практику найма белых актеров на роли персонажей и героев иных рас». [1] Аналогичное значение приводится и в Collin’s Dictionary — «исполнение белыми актерами ролей, отражающих персонажей, которые относятся к этнической группе меньшинства, или продюсирование фильмов и пьес с использованием белых актеров, представляющих героев этнического меньшинства». [2] Так, на практике зачастую героев азиатского, арабского или иных происхождений, темнокожих персонажей играют белые актеры европеоидной расы. Актуальность проблемы вайтвошинга подтверждается и статистикой: так, по данным издания TheDailyBeast, в 2013 году лишь 16,7 % процентов из 174 фильмов, снятых американскими кинокомпаниями, демонстрировали представителей этнических меньшинств. [3]
Вайтвошинг в актёрской среде появился еще в 1910-хх годах — его первым примером стал фильм 1915-го года «Birth of a Nation», где белых актёров намеренно гримировали под темнокожих персонажей (таковыми они были по сценарию). Как отмечает американский исследователь и публицист Дэвид Шлоссман, зачастую белые актеры, исполняя роли героев другой национальности или расы, дополнительно стимулировали распространение расистских стереотипов в США. [4] Как таковой термин «whitewashing» обрел современное значение лишь в 1990-хх годах — первым в 1997-м году его применяет американский исследователь Уилли А. Холл. [1]
Вайтвошинг стал восприниматься как вид дискриминации и острая социальная проблема лишь в 21-м веке. Как отмечают современные журналисты, в частности, Долорес Тирни из издания Independent UK, примеры вайтвошинга можно найти во многих фильмах: «Завтрак у Тиффани», «Хеллбой», «Завоеватель» и других. [5] Внимание этой проблеме уделило в 2017 году и издание Huffington Post: журналистка Аманда Шеркер посвятила вайтвошингу статью, в которой назвала это явление «худшей привычкой Голливуда». По ее мнению, если в начале 20-го века вайтвошинг был частью карикатуристики и элементом высмеивания, то современная киноиндустрия использует вайтвошинг как средство полного отрицания наличия в поп-культуре и кинематографе талантов, которые могли бы представить те этнические меньшинства, к которым они принадлежат. [6]
Фактически широкая общественность обратила внимание на данную проблему весной 2016-го года, после того, как пользователи социальных сетей, в частности, Twitter, запустили хештег #StarringJohnCho. [7] Их целью было привлечь внимание лидеров индустрии кинематографа к талантливым актёрам разного этнического происхождения, которые тоже могли бы сыграть главные роли в кино, а также желание обновить стереотипный образ белого мужчины, которому достаются престижные награды и кинопремии. [8]
Иные значения
Помимо кинематографа, термин «вайтвошинг» может применяться для обозначения специфической формы государственной цензуры, подобно той, которая используется в романе Джорджа Оруэлла «1984». Так, согласно информации энциклопедии «Британника», вайтвошинг в цензуре следует понимать как «преднамеренное сокрытие преступлений, скандалов или пороков власти путем предвзятого отношения или поверхностного расследования». [9] Такой принцип может использоваться для «осветления» действий правительства и умалчивания государственных преступлений или нелицеприятных поступков представителей власти.
Примеры
Список из 25 фильмов с примерами вайтвошинга в современной киноиндустрии был опубликован изданием IndieWire. Его автором стал журналист Зак Шарф. В рейтинг попали такие картины как «Одинокий Рейнджер», «Операция „Арго“», «Драйв», «21», «Социальная сеть» и «Грань будущего». По мнению автора списка, вайтвошинг — одна из важнейших проблем кинематографа 21-го века, а к ее развитию приложили руку такие актеры и актрисы как Том Круз, Анджелина Джоли, Энтони Хопкинс, Бен Аффлек, Джейк Джилленхол и другие. [11] Это же издание также назвало фильм «Призрак в доспехах» не более, чем «расово-бесчувственным блокбастером», который, после громкого обсуждения в СМИ и многочисленных критический публикаций, имеет все шансы стать последним фильмом эпохи вайтвошинга. [12]
Аналогичный рейтинг был составлен в 2017-м году журналисткой Таней Гэримани, работавшей в то время новостным редактором издания Complex. В него вошли также 25 различных картин, начиная с 1937-го года. [13]
В 2017—2018 годах многие российские [14] и зарубежные [15] СМИ обратили внимание на экранизацию японской манги «Тетрадь смерти». Одноименный телепроект был снят компанией Netflix и стал доступен для просмотра 25 августа 2017 года. Особое внимание этому фильму уделил журналист Дмитрий Куркин, опубликовавший на сайте издания Wonderzine собственную статью под названием «Голливудское отбеливание: „Тетрадь смерти“ как первая жертва вайтвошинга». [16] Так, по мнению журналиста, вайтвошинг в адаптации японской манги от Netflix проявляется в том, что все герои фильма, которые по своему происхождению являются азиатами, создателями картины были искусственно превращены в белых американцев:
Нетфликсовская экранизация всемирно известной манги попала под огонь критики ещё на стадии кастинга: продюсеров фильма, перенёсших действие истории из Японии в Сиэтл и заменивших подавляющее большинство азиатских персонажей американцами, обвинили в «отбеливании». Тема «whitewashing» не первый раз всплывает в заголовках, однако «Тетрадь смерти» с её разгромной прессой и вызывающе низкими рейтингами на IMDB и Rotten Tomatoes, похоже, войдёт в историю как первая настоящая жертва борьбы против бездумной локализации и ущемления интересов актёров азиатского происхождения. — Дмитрий Куркин
Подробный анализ вайтвошинга как социального и дискриминационного явления провел журналист Андреа Меродеадора. Вайтвошингом он называет «стирание цветных персонажей, людей из медиа-пространства». Игра актеров в данном случае является не более, чем обманом зрителей, так как исполнители ролей просто притворяются «цветными людьми». [18] Журналист в некоторой степени даже расширяет понятие вайтвошинга: это явление он рассматривает не только как политику отбора актеров, но и как создание вымышленного мира, который зрители видят в кинокартине и в котором отсутствуют представители иных, кроме белой, этнических групп.
В советском кинематографе таким примером является фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», в котором Владимир Высоцкий играл «арапа Петра Великого» Абрама Петровича Ганнибала, эфиопа по происхождению.
Критика
С неоднозначным отношением к проблеме вайтвошинга выступает и журналист Financial Review Питер Треджир. Вспоминая фильм «Вестсайдская история», Треджир уточняет, что, несмотря на исполнение белой актрисой героини латиноамериканского происхождения, аудитория все равно переживает ее судьбу и ее невзгоды. Таким образом, по мнению автора материала, несовпадение актера и этнической принадлежности его персонажа не наносит урона зрительскому восприятию сюжета фильма и тому идейному посылу, который он в себе несет, той проблематике, которая заложена в него создателями. [21]
В противовес вайтвошингу нередко приводится блэквошинг. Такие обсуждения нередко можно встретить на различных форум-платформах. [22]
С критикой вайтвошинга выступает и журналист Men’s Health Kazakhstan Карим Кадырбаев. Вайтвошинг он приравнивает к борьбе за толерантность и равноправие; в совокупности с ними он, упоминая церемонию вручения Оскар-2017, приходит к мысли, что значимые картины, например, «Ла-Ла-Ленд», проигрывают более слабым, то есть «Лунному свету», лишь по той причине, что последние никого не оскорбляют и являются толерантными идеалами «фестиваля терпимости». [23]