вавилонский зиккурат что это
История и архитектура зиккуратов – наследия шумеров и пристанище вавилонских богов
Зиккурат
Зиккурат (от вавилонского слова «вершина», «строить высоко») – многоступенчатое культовое сооружение в древней Месопотамии.
Историческая справка
Месопотамия (в переводе с греческого «Междуречье») – территория между реками Тигр и Евфрат – современный Ирак. С конца IV тысячелетия до н.э. там жили шумеры, земледельцы, соорудившие на полях ирригационную систему, люди, которые изобрели гончарный круг и повозку на колесах.
Шумеры трудились, постепенно у них возникли города: Ур, Лагаш, Киш и Урук, в которых возводили царские дворцы и храмы древним богам. Боги шумеров – воплощение суровых сил природы. В каждом городе – свой главный бог, которому строили храм и обращались за помощью. Шумеры строили храмы на платформе: в них жили цари, наблюдая с высоты за городом.
Восточная архитектура
В столицах возводили грандиозные здания из кирпича-сырца, укрепляя слоями тростника, снаружи облицовывали обожженным кирпичом. Из глины возводили храмы, дома, даже стены города. Разрушенные дождем и ветром сооружения периодически обновляли, поэтому со временем они становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция.
Храмы украшали пестрой мозаикой, вставленной в сырцовую стену. Шумеровские зиккураты схожи с египетскими пирамидами тем, что они тоже – лестница в небо, но с постепенным, плавным подъемом.
Позднее строили башни с многоярусными выступающими террасами. Уровни башни различались размером и цветом раскраски. Купол здания храма, расположенного наверху, делали позолоченным.
Вершину зиккурата украшало святилище, куда рядовому посетителю вход был недоступен. Иногда сюда поднимались жрецы для астрономических наблюдений за звездами. Архитектура зиккуратов утверждала могущество богов и важность касты жрецов, призванных беседовать с ними от имени народа.
Огромные зиккураты – «молитва из кирпичей», приглашение богам спуститься на землю для встречи с людьми. В честь верховной троицы – бога воздуха Энлиля, бога воды Энки и бога неба Ану шумеры строили зиккураты трехъярусными.
Зиккурат в Уре
В 2112 году до н.э. царь Урнамму создает облик великого города Ура. По его повелению здесь возводится зиккурат в честь покровителя города бога луны Нанна. Строительство, начавшееся при Урнамме, не завершилось. Сооружение достроил в 550-х годах до н.э. царь Вавилона Небонид, сделав семиярусным.
Башня, построенная в виде трехъярусной пирамиды из кирпича-сырца, облицована обожженным кирпичом на толщину 2.5 метра. В основании пирамиды – прямоугольник со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса 15 метров, верхние ярусы – чуть пониже. На верхней террасе находился храм Нанна. Наверху – площадка, с которой жрецы наблюдали за звездами, а цари осматривали город.
Нижняя терраса раскрашена в черный цвет, средняя – в красный, верхняя – в белый. Высота гиганта достигала 53 метров. Для создания иллюзии высоты и могущества здания мастера Месопотамии сделали стены кривыми. Такой ход заставляет взгляд подниматься кверху и рассматривать находящийся там храм.
В стенах – глубоко уходящие внутрь прорези, предназначенные для осушения постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги. На террасах, покрытых землей, росли деревья. Для орошения храмовых плантаций и уменьшения влияния влаги на здание использовалась система водоотвода.
Зиккурат в Уре – не только храм, но и общественное учреждение, и царский дворец. К центральному входу ведут три длинные и широкие лестницы в 100 ступеней. Город окружен мощными крепостными стенами. Зиккурат в Уре заставляет удивляться стремлениям людей древности.
Зиккурат в Вавилоне
В нижнем течении рек Тигр и Евфрат сохранились ветхие кирпичные строения – все, что осталось от древнего и загадочного города Вавилона. Жители Месопотамии создали Вавилон пять с половиной тысяч лет назад. Храмы здесь строили в виде ступенчатых пирамид-зиккуратов. Каждая башня возводилась в честь определенного божества.
Особенности и характеристики
Вавилонский зиккурат (Этеменанка) прославлял Мардука – главного бога Вавилона, к которому относились с таким почтением, что башню неоднократно перестраивали, и она превратилась в самое высокое здание в долине Двуречья. Архитекторы обнаружили фундамент таинственной вавилонской башни – земляную насыпь квадратной формы, каждая сторона которой равнялась 90 метрам.
Пика величия 90-метровая башня достигла во время правления царя Навуходоносора (605-562 гг. до н.э.). Для перестройки башни созвали весь народ Вавилонской державы. Храм строили из обожженного кирпича, выкрашенного в синий цвет, в основание положили золото, серебро и драгоценные камни, добытые в горах и в море.
Башня, которая спорит с небом
Восстанавливая башню, Навуходоносор сказал: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом». Башня состояла из семи ступеней-этажей. Первый этаж высотой 33 метра, покрашенный в черный цвет, назывался нижним храмом Мардука.
В центре высилась статуя верховного бога Вавилона, отлитая из чистейшего золота и весившая 23700 килограммов. Убранство храма составляли 16-метровый стол из золота, золотая скамейка и трон. Второй этаж красного цвета – 18 метров в высоту, этажи с третьего по шестой, расписанные в яркие цвета, – шестиметровой высоты.
Последний, седьмой, 15-метровый этаж – верхний храм Мардука – облицован бирюзовыми глазурованными плитками и украшен по бокам золотыми рогами. Золотое ложе, кресло и стол, находящиеся в храме, предназначались для Самого Бога, когда тот приходил сюда отдохнуть.
Путь от подножия к вершине непрямой. Подъемы, длинные переходы и многочисленные повороты делали восхождение долгим. За это время жрецы должны были избавиться от мирских мыслей и сосредоточиться на божественном.
На строительство башни потратили 85 миллионов кирпичей. Навуходоносор гордился тем, что башня сияла, подобно солнцу, и позволяла общаться с верховным богом на равных. Стены башни отделаны золотом, серебром, медью и разноцветными камнями, эмалированным кирпичом, пихтой и сосной.
Окруженная домами жрецов, рукотворная гора, равная по высоте 30-этажному небоскребу, удивляла жителей Месопотамии и вызывала трепет. Вавилонский зиккурат окружали сады. Тень деревьев, аромат цветов, плеск фонтанов создавали ощущение райской безмятежности – свидетельства благосклонности божеств, обитающих на вершине.
Символичное значение башни
Башню разрушили в 478 году до н.э., когда Вавилон захватил персидский царь Ксеркс. Царь оставил храм без присмотра: пусть он превратится в грязь, из которой сооружен.
Через 20 лет, когда за храмом никто не ухаживал, древнегреческий историк Геродот, побывавший в Вавилоне, восхищенно писал о строении так: «Над первой башней в центре стоит вторая, на верху второй – третья и так далее. Всего таких башен восемь. На них можно взойти по спиральной лестнице, которая идет снаружи. А на середине пути – скамьи, чтобы путник мог отдохнуть».
Храма Мардука ныне нет, но почему же для истории так важен этот давно разрушенный храм? Потому что это знаменитая Вавилонская башня, о которой рассказывается в Ветхом завете так.
«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, люди нашли в земле Сеннар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли.
И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один город и один у всех язык. И вот что начали они делать и не отстанут от того, что начали делать. Сойдем же и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле, и они перестали строить город. Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».
Страшное наказание постигло человечество, решившее идти своим путем, не зависимым от бога и вопреки его воле – потоп – было забыто. Люди вновь предпочли жить и действовать без Бога ради тщеславия и гордыни. Бог не одобрил гордого замысла: смешав языки, прервал исполнение человеческих планов. Не желая смириться перед творцом, люди вновь начали строить зиккурат там же, где строительство приостановил Сам Господь.
Иисус Христос не насилует человеческую свободную волю, желая, чтобы люди увидели, к чему приводит упорное неповиновение Небесному Отцу. С болью Христос взирал, как люди упорно сооружали башню – центр поклонения лжебогам, который приведет к гибели.
Роскошная башня и таинственные служения в ней призваны заворожить и подчинить себе чувства и разум человека. Как это отличается от служения, пример которого дал Иисус Христос во время земной жизни, проводимого на природе и в скромных домах.
Идеи древних зиккуратов сегодня
Идеи древних зиккуратов живут и сегодня. Недаром в Библии богоотступнические силы названы Вавилоном. Читая страницы истории, мы видим, что разные правители в разные времена пытаются прославить и возвеличить свое имя.
Жизнь убеждает в том, что ни цари, ни императоры, ни премьер-министры, ни президенты, ни генсеки и ни философы не построили рай на земле без Бога. Безуспешные попытки заканчиваются миллионными жертвами людей.
Изобретение древности– зиккураты – вдохновляют и современных проектировщиков зданий. Известный зиккурат XX века – Мавзолей Ленина. В США тоже есть здание подобной конструкции, находящееся в Западном Сакраменто, штат Калифорния и называется «Зиккурат-Билдинг». 11-этажный офис высотой 47.5 метров занимает площадь 28000 квадратных метров с подземной парковкой, рассчитанной на 1500 автомобилей.
Видео: зиккурат в лесах Подмосковья
Откуда появилось библейское предание о Вавилонской башне: Зиккурат Этеменанки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кто и когда начал возводить зиккураты и почему они были так популярны у древних
Зиккураты (от аккадск. sigguratu – «вершина») были культовыми сооружениями в древней Месопотамии и Эламе. Первые такие башни в виде примитивных ступенчатых террас появились в конце IV тысячелетия до н. э. в аллювиальных долинах рек Тигр и Евфрат. Активное строительство зиккуратов в Месопотамии можно проследить до конца Нововавилонского периода, т. е. до 6 в. н. э. Зиккураты не раз меняли облик за всю тысячелетнюю историю, но в любом из них являлись предметом гордости древних правителей.
Зиккурат, как следует из названия, представляет собой искусственную возвышенность, сооружённую по типу шумерских святилищ, которые были разрушены во время захвата Месопотамии кочевыми народами.
Первые зиккураты – гигантские сооружения с наклонными монолитными стенами, за исключением дренажных каналов и небольшого храма на вершине. Фундамент здания возводился из глины или глиняных кирпичей, дополнительно укреплённых пластами тростника или битумом. Снаружи строение ограждалось валом из обожжённого кирпича.
Зачастую зиккураты имели квадратную или прямоугольную форму, а украшали их высокие узкие ниши, расположенные параллельно друг другу. С 2250 года до н. э. цари III династии Ура ввели в архитектурное искусство моду на зиккураты из нескольких террас, размер которых постепенно уменьшался в зависимости от высоты. В помещения вели лестницы, одна из которых находилась спереди, а другие шли вдоль боковых стен.
Количество уровней могло варьироваться. Шумерский традиционный зиккурат состоял из трёх ступеней, каждая из которых соответствовала самому почитаемому богу – Энлилю, Энки и Ану. Вавилоняне строили семиярусные храмы, что символизировало известные им небесные тела: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венеру, Меркурий и Луну.
Месопотамские зиккураты по форме и функциям были похожи на храмы майя и ацтеков. Аналогичные постройки можно найти и в Европе, например, зиккуратам Сардинии в Италии около 5500 лет, а Канчо Роано в Испании – один из немногих сохранившихся образцов цивилизации Тартесса.
Чем знаменит храмовый комплекс Этеменнигуру в Уре
Самым известным храмовым комплексом историки называют зиккурат Этеменигуль в Уре. Основанный в IV тыс. до н. э., Ур является одним из древнейших городов Месопотамии (территория нынешнего Ирака). Здесь с большим размахом велось строительство великолепных дворцов, площадей и храмов. Внешний вид Ура отражал величие шумерской цивилизации.
Зиккурат Этеменнигуру был построен около 2047 года до н. э. Высота здания составляла около 20 м, под ним находилась трёхэтажная платформа. Поскольку террасы были обильно засажены растительностью, инженеры предусмотрели дренажную систему. В первой половине XX века зиккурат исследовал известный археолог Чарльз Леонард Вулли, который руководил раскопками в Уре с 1922 года. Помимо зиккурата, он также обнаружил царские гробницы и штандарт Уры – декоративное панно, изображающее сцены быта и военных действий.
Зиккурат Этеменанки – прототип Вавилонской башни?
В Вавилоне находился зиккурат Этеменанки, который, как считается, был прототипом Вавилонской башни. Название исполинского строения из библейского предания переводится как «дом основания Неба и Земли».
При взгляде снизу зиккурат Этеменанки действительно выглядел как лестница, уходящая в облака. Он представлял собой огромную семиэтажную глиняную пирамиду, которая поднималась ввысь на 91 м с главной девятиметровой лестницей в ширину. Этеменанки, как и её библейская «сестра», строилась с главной целью – подняться в обитель богов. Эта башня появилась на месте, которое вавилоняне считали абсолютным центром Вселенной.
В отличие от сюжета библейской притчи, по которому Вавилонская башня осталась недостроенной, строительство Этеменанки было завершено. Верхняя терраса Этеменанки служила неким «номером в мотеле для богов». На этаже располагались великолепные спальни с золотыми ложами, подписанными именами богов, которые должны были там гостить. Комнаты были подготовлены с непристойной роскошью, но оставались совершенно пустыми в ожидании богов Света, Воды и т. п.
Помимо прямого предназначения, башня также использовалась вавилонскими астрономами, которые наблюдали за небом, исследуя его. Благодаря Этеменанки у вавилонян появилась исключительная возможность изучить траекторию звёзд. Они наблюдали Венеру уже в XVII в. до н. э., в VIII в. до н. э. составили каталог звёзд, а к VII в. до н. э. вавилонские астрономы с лёгкостью предсказывали затмения.
Впрочем, на протяжении всей истории своего существования Этеменанки пролежала в руинах. За время столетнего строительства башня практически всегда пребывала в аварийном состоянии, да и после возведения простояла недолго. Она разрушалась множество раз. После завоевания Александром Македонским Персии великий полководец намеревался восстановить зиккурат, но так и не воплотил свои идеи в жизнь. Останки башни удалось обнаружить лишь спустя 2000 лет.
Современные археологи только подтвердили свои догадки о том, что башня Этеменанки существовала в действительности. Они определили, что зиккурат находится в Дур-Куригалзу – столице Касситского государства, он был построен примерно в XV в. до н. э. Сегодня никто не сомневается в том, что именно так и выглядела та самая Вавилонская башня.
Какую идею вкладывали в зиккураты вавилоняне
В идеальной месопотамской модели зиккурат служил сооружением, завершающим и визуально повторяющим общую композицию архитектурно-пространственной среды. Его форма была задумана как отражение господствующих эстетических идей и художественных образов.
Стремление человека к небу, выраженное в сжатых формах, таких как зиккурат, вероятно, восходит к более древним традициям и, возможно, было унаследовано народами, жившими в горах Азии и нагорьях Ирана до того, как они поселились на территории Южной Месопотамии. Как и многие древние горные племена, они приносили жертвы богам на горах.
Шумеры возводили зиккураты на небольшой высоте, а на их отвесных вершинах строили храмы для своих богов. Этот акт отражал стремление человека преобразовать окружающий мир в соответствии с собственными представлениями и эстетическими идеалами. Здесь восприятие драматического пространства сочеталось с мифическим ощущением близости к богам.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ЗИККУРАТ
Полезное
Смотреть что такое «ЗИККУРАТ» в других словарях:
Зиккурат — (аккадск.), в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъёмами пандусами. Наиболее известен… … Художественная энциклопедия
Зиккурат — в Уре. Зиккурат (от вавилонского слова sigguratu «вершина», в том числе «вершина горы») многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуреч … Википедия
Зиккурат — Этеменанки в Вавилоне (т.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. ЗИККУРАТ (аккадское), в архитектуре Древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
зиккурат — >.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. /> Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
зиккурат — пирамида, храм, башня Словарь русских синонимов. зиккурат сущ., кол во синонимов: 3 • башня (45) • пирамида … Словарь синонимов
ЗИККУРАТ — (аккадск.) в архитектуре Др. Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами … Большой Энциклопедический словарь
Зиккурат — в архитектуре Древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами … Исторический словарь
Зиккурат — ступенчатая башня в месопотамском храмовом строительстве. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
зиккурат — Ступенчатое сооружение без внутренних помещений,образующее подножие храма [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN zigguratzikkurat DE Sikkurat FR ziggourat … Справочник технического переводчика
Зиккурат — (аккадское) культовое сооружение в древнем Двуречье, представлявшее собой сырцовую башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид (от 3 до 7), не имевших интерьера (исключение верхний объём, в котором… … Большая советская энциклопедия
Месопотамский зиккурат в городе Уре – дорога в небо.
Одна из крупнейших цивилизаций древности зародилась в Двуречье. Много веков назад первые люди здесь начали возводить свои дома и храмы. Основным материалом для строительства в Месопотамии использовался кирпич-сырец. Из глины здесь возводилось все: от центрального храма и окружающих его домов жителей, до стен города.
Зиккураты в древнем Междуречье
Храмы в Двуречье возводились на каменной платформе. Со временем эта технология выросла в возведение огромных зиккуратов, известных нам по сооружениям в Уре и Вавилоне. Зиккурат представляет собой большую башню с многоярусными выступающими террасами. За счет уменьшения площади вышестоящих блоков создается впечатление нескольких башен. Количество таких подъемов доходило до семи, но обычно держалось около четырех. Традицией было раскрашивать разные уровни в разные цвета — черный, кирпичный, белый и т. д. Кроме раскраски проводилось озеленение террас, что еще больше выделяло постройку из общего фона. Иногда купол здания храма, расположенного на самом верху, делался позолоченным.
Шумерские зиккураты подобны египетским пирамидам. Они тоже являются своеобразной лестницей в небо, только подъем здесь постепенный, поуровневый, а не как в знаменитых гробницах фараонов.
Зиккураты Месопотамии и пирамиды Египта
Вершину зиккурата украшало святилище, вход в который был закрыт для обычного посетителя. Убранство жилища бога было скромным, здесь обычно располагались лишь ложе и стол из золота. Иногда на вершину постройки восходили жрецы для проведения важных астрономических наблюдений, направленных на прогнозирование сельскохозяйственной жизни страны. Предполагают, что именно здесь зародились современная астрология, названия созвездий и даже знаков Зодиака.
Великий зиккурат в Уре – сохранность на тысячелетия
Один из самых известных зиккуратов, доживших до наших дней, является знаменитый зиккурат Этеменнигуру в Уре.
Сам город Ур знаменит с незапамятных времен. Именно здесь согласно библейскому учению родился Авраам. В 2112-2015 годах до нашей эры во время правления III династии Ур входит в пик своего могущества, и именно в этот период основатель династии царь Урнамму со своим сыном Шульги берется за создание великого облика города.
По его инициативе примерно в 2047 году до нашей эры в честь покровителя города бога Луны Нанна создается зиккурат.
Трехъярусная постройка сохранилась до наших дней в хорошей форме. С середины XIX века этот холм активно изучается. Первым исследователем зиккурата в Уре стал англичанин Басре Д. Е. Тейлор. В кладке кирпича им была обнаружена клинопись, рассказывающая о строительстве этого сооружения. Так выяснилось, что начавшееся еще при царе Урнамме возведение зиккурата было не завершено, и лишь последний царь Вавилона Набонид в 550-х годах до нашей эры смог поставить точку в этом долгострое. Им же было увеличено количество ярусов с трех до семи.
После тщательного изучения сооружения археологи в 1933 году создают вероятную реконструкцию зиккурата бога луны Нанна в Уре. Башня представляла собой трехъярусную пирамиду. Выстроенный из кирпича-сырца снаружи зиккурат был облицован обожженным кирпичом. Облицовка местами достигает толщины в 2,5 метра. Основание пирамиды имеет форму прямоугольника со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса около 15 метров. Верхние ярусы были чуть поменьше, а на верхней террасе находился храм Нанна. Террасы имели раскраску: нижняя — черная, средняя — красная, верхняя — белая. Общая высота гиганта превышала 53 метра.
Для подъема на вершину были сооружены три длинные и широкие лестницы по 100 ступеней. Одна из них располагалась перпендикулярно зиккурату, две другие поднимались вдоль стен. С боковых лестниц можно было перейти на любую из террас.
тем временем, в провинциальной квартирке просыпается архимаг Креол.
Они так с безработицей боролись похоже, строя все эти циклопические сооружения типа пирамид и зиккуратов.
Нужно больше золота! Нужно построить Зиккурат!
Авраам из персов? Че то не понял ваще..
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)
Эпос о Гильгамеше в переводе Николая Гумилева.
Мои прошлые посты по теме
1) Как звали жену библейского Бога и сколько у них было детей. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
2) Пост про пророчество о городе Тире. Спойлер: Тир должен был быть уничтожен. По словам верующих пророчество сбылось с невероятной точностью. Но город стоит. Как так вышло?
3) Пост о том, как Павлу Аллепскому пришлось лобызать собачью голову Святого Христофора, внезапно найденную в московском Кремле.
Так или иначе, со временем город всё же был построен.
Поскольку в той местности практически не было камня, строители воспользовались богатыми залежами глины. Например о людях, строивших Вавилонскую башню, в Библии говорится: «Кирпич был у них вместо камня и асфальт — вместо раствора».
Так, до наших дней дошли слова вавилонского царя Навуходоносора: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Э-темен-анки так, чтобы поспорить она могла с небом». В одном фрагменте клинописного текста рассказывается о разрушении такого зиккурата. В нем говорится: «Строительство этого храма оскорбило богов. За одну ночь они низвергли то, что было построено. Они рассеяли их по земле и сделали их речь непонятной. Строительство они остановили».
Согласно преданиям, строительство города и в особенности башни «высотой до небес», произошли непосредственно через какое-то время после потопа. И строительство такой высокой башни-зиккурата, могло быть демонстрацией того, что этих людей Бог больше не сможет наказать водами потопа. Но Бог смешал языки строителей и их замысел не воплотился. Надо заметить, что подобные легенды прослеживаются в фольклоре многих народов, и очевидно имеют под собой некоторое основание.
Этот ранний период возникновения и развития древнего города, принято называть «Периодом Урука». К нему так же относят изобретение письма и строительство первых монументальных храмов.
За ним следует т.н. «Период Джемлет-Насра», около 2800 года до.н.э. Он включает в себя расцвет древнешумерских городов-государств и развитие торговых связей.
Возвышение же самого Вавилона, неразрывно связывают с одним из его правителей, царём Хаммурапи, который правил приблизительно в 1793—1750 годах до н. э. Он объединил под своей властью Месопотамию, и был первым правителем Вавилонской династии, от которого сохранились царские надписи. Ему также принадлежит древнейший из сохранившихся законодательных сборников, высеченный в камне, известный как Кодекс Хаммурапи. Эти законы оказали огромное влияние на жизнь и историю людей того времени.
К этому периоду относят и процветание города Ур, который располагался на берегу Евфрата недалеко от Персидского залива, и входил тогда в шумерскую цивилизацию. Город знаменит тем, что там жил библейский патриарх Авраам со своей женой Саррой.
Этот город помогает понять насколько была развита та древняя цивилизация. Как свидетельствуют раскопки, у жителей древнего Ура были хорошие, удобные дома — некоторые с десятком и более комнат для членов семьи и слуг. Комнаты располагались вокруг мощеного внутреннего двора. Обычно в домах имелись фонтанчики с водой, туалеты и даже канализация. Кроме того, было найдено множество глиняных табличек. Одни использовались при обучении клинописи. Другие представляли собой таблицы деления и умножения, а также квадратных и кубических корней, которыми пользовались ученики. Среди табличек оказалось и немало деловых документов.
В то время Вавилон был важным торговым и ремесленным центром древнего мира. Расположенный на берегах Евфрата, этот город-гигант был не просто центром товарного производства, он был городом, где пересекались водные и сухопутные пути и где торговали между собой люди из стран Востока и Запада. Вавилонские корабли совершали плавания в Персидский залив и далеко за его пределы.
Такое стратегическое расположение и богатство, не могло не стать поводом для зависти набирающих могущество соседей. В последующие века, город не раз захватывался различными царями, и, по крайней мере один раз, был разрушен, а его богатства вывезены. Но он отстраивался вновь, и вновь богател.
И вот, для великого города наступают значительные перемены.
Так, в конце 9го начало 8го века до.н.э в Ассирии, главном враге и сопернике Вавилона, правит царица Шаммурамат (Семирамида). Вот лично я не знаю, почему знаменитые висячие сады в Вавилоне, в народе называют её именем. Потому как царица Ассирии жила за несколько сотен лет до их возведения и не имела к ним вообще никакого отношения. Если вы знаете, напишите пожалуйста в комментариях.
Ассирийские правители оказали огромное влияние на Вавилон. Так, Саргон II (721–705) изгоняет из Вавилона арамейских князей и присоединяет страну к своей державе. Синаххериб (704–681) разрушает Вавилон, стремящийся к самостоятельности (689).
Находясь под властью Ассирии — второй мировой державы, Вавилон не раз восставал. Около 645 г. до.н.э. когда Ассирия стала клониться к упадку, халдей Набопаласар основал в Вавилоне новую династию. Его сын Навуходоносор II завершил восстановление Вавилона, значительно преобразив его облик. Навуходоносор хвастался: «Это ли не великий Вавилон, который я построил?».
И это была не пустая похвальба. Например, он отремонтировал и расширил старый дворец и примерно в 2 км к северу от него построил летний дворец. Кроме того, он возвел грандиозное сооружение, состоявшее из возвышавшихся одна над другой террас со сводчатыми проходами,— так называемые Висячие сады. Они были названы одним из Семи чудес древнего мира. Навуходоносор возвёл их для своей жены-мидиянки, имя которой не сохранилось. Она тосковала по лесам и холмам своей родины. Это 22-метровое сооружение, располагавшееся на дугообразных сводах, было богато засажено растениями и содержало достаточно почвы для посадки больших деревьев. У тоскующей по родине царицы, вероятно, становилось легче на душе, когда она прогуливалась по этим террасам.
Согласно одной клинописной табличке, в 37-м году своего правления (588 до н. э.) Навуходоносор предпринял военный поход против Египта. Возможно, именно тогда могущественный Египет попал под власть Вавилона.
Правление Навуходоносора II, длившееся 43 года, было временем многочисленных завоеваний и грандиозного строительства в Вавилонии. После его смерти (октябрь 582 до н. э.) царем стал Амель-Мардук (Евилмеродах). О правлении Нериглиссара, предположительно преемника Евилмеродаха, и Лабаши-Мардука почти ничего неизвестно. О Набониде и его сыне Валтасаре, которые во время падения Вавилона, судя по всему, были соправителями, сохранилось больше сведений.
Этот процветающий город сохранял статус столицы третьей мировой державы до 539 г. до н. э. В ночь с 5 на 6 октября Вавилон пал под натиском мидо-персидского войска Кира Великого.
В ту роковую для Вавилона ночь Валтасар пировал с тысячей своих вельмож, уверенный в полной неприступности горда для объединённого войска мидян и персов, которые находились прям у стен города. Набонида в то время в городе не было. Незадолго до того он потерпел поражение от персов и бежал в Борсиппу.
В лагере персидского войска, которое расположилось вокруг казавшихся неприступными стен Вавилона, никто не спал — пришло время действовать. Было найдено блестящее стратегическое решение: военные строители Кира отвели реку Евфрат, проходившую через город, в сторону. Персы прошли по дну реки, поднялись на берег и через ворота, выходившие на набережную, которые почему-то оказались открытыми, неожиданно для вавилонян ворвались в город. Они стремительно продвигались по улицам, убивая всех, кто оказывал сопротивление, захватили дворец и убили Валтасара. Так, всего за одну ночь, Вавилон пал. Длившееся не одно столетие господство семитов закончилось, и Вавилон перешел под власть индоевропейцев.
539 г. до н. э. стал переломным в истории Вавилона. Город утратил былую славу и начал приходить в упадок. Дважды он поднимал восстание против персидского царя Дария I Гистаспа. Подавив второе восстание, персы разрушили укрепления Вавилона. Когда город был частично восстановлен, он восстал против Ксеркса I и был разграблен. Александр Македонский намеревался сделать Вавилон своей столицей, но в 323 г. до н. э. скоропостижно умер. В 312 г. до н. э. городом овладел Селевк Никатор. Он разобрал значительную часть городских построек и из этого материала возвел на реке Тигр новую столицу, Селевкию.
Обнаруженные в городе надписи свидетельствуют, что еще в 75 г. н. э. в Вавилоне стоял храм Бела. К IV в. н. э. от города остались практически одни руины. В конце концов, он исчез с лица земли, превратившись «в груды камней».
Сегодня, развалины Вавилона, расположенные примерно в 870 км к востоку от Иерусалима и в 80 км к югу от Багдада, занимают обширную территорию, по форме напоминающую треугольник. На этой территории возвышается несколько холмов, северный из которых — Телль-Бабиль, около 10 км к северу от города Хилла в Ираке. В названии этого холма сохранилось древнее название Вавилона.
Вот так, просуществовав несколько тысяч лет, увидев рождение и закат многих цивилизаций и царств, Вавилон и сам стал историей, превратившись в камни, песок и воспоминания.