вавилонская азбука это что
Русское поле экспериментов – Гражданская Оборона
«Русское поле экспериментов» – песня группы «Гражданская Оборона» из одноименного альбома. Автор текста и музыки – Егор Летов. Премьера композиции состоялась в 1989 году. Акустический вариант исполнения с немного измененным текстом входит в альбом «Все как у людей».
Летов – Русское поле экспериментов – слушать
Интересные факты
Песня группы «Гражданская Оборона» «Русское поле экспериментов» – одна из величайших в истории русской музыки. Также считается одной из самых продолжительных по времени звучания. Её название давно стало нарицательным, часто употребляется в контексте отечественной жизни.
Из песни «Русское поле экспериментов» вышла широко растиражированная цитата «вечность пахнет нефтью». Эта фраза, в свою очередь, слегка измененная цитата Бертрана Рассела из книги «История западной философии». В оригинале она звучит как «повсюду пахнет нефтью».
Согласно воспоминаниям Егора Летова, эту песню он написал за одну ночь. Эмоции, ставшие катализатором для её сочинения, автор получил из документальных фильмов «Морда дьявола» и «Лики смерти». В них подробно показны убийства животных. При этом Егор отмечал, что его соратники никак не отреагировали не увиденное, что вызвало в нем негодование.
Во время записи песни произошло смещение гитарного звука. Щелчок, за которым последовал дефект, отчетливо слышен перед фразой «за открывшейся дверью пустота». Летов объяснил этот факт энергетическим или электрическим скачком. Запись не остановили, поскольку писали все одним дублем.
В сольном альбоме Егора Летова «Все как у людей» представлена альтернативная версия композиции. В её текст вставлен фрагмент песни «Как в мясной избушке умирала душа». Этот вариант исполнения впервые был издан официально лишь в 2005 году.
Акустический вариант
Летов – Русское поле экспериментов – текст
Трогательным ножичком пытать свою плоть,
Трогательным ножичком пытать свою плоть.
До крови прищемить добровольные пальцы,
Отважно смакуя леденцы на палочке.
Целеустремлённо набивать карманы
Мёртвыми мышатами, живыми хуями,
Шоколадными конфетами
И нерукотворными пиздюлями.
На патриархальной свалке устаревших понятий,
Использованных образов и вежливых слов,
Покончив с собой, уничтожить весь мир!
Покончить с собой уничтожить весь мир!
Вечность пахнет нефтью,
Вечность пахнет нефтью.
Словно иней сердобольный смех,
Словно иней сердобольный смех,
Словно иней сердобольный смех,
Славно валится на, на, на
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов.
География подлости, орфография ненависти,
Апология невежества, мифология оптимизма,
Законы гаубицы благонравия,
Знатное пиршество благоразумия,
Устами ребенка глаголет яма,
Устами ребенка глаголет пуля.
Вечность пахнет нефтью!
Вечность пахнет нефтью!
Словно иней сердобольный смех,
Словно иней сердобольный смех,
Словно иней сердобольный смех,
Славно валится на, на, на
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов.
Русское поле экспериментов.
Мастерство быть излишним, подобно мне,
Мастерство быть любимым, подобно петле,
Мастерство быть глобальным, как печёное яблоко,
Искусство вовремя уйти в сторонку.
Искусство быть посторонним,
Искусство быть посторонним.
Новейшее средство для очистки духовок
От задохнувшихся по собственной воле,
Новейшее средство для очистки верёвок
От скверного запаха немытых шей.
Новейшее средство находить виновных,
Новейшее средство находить виновных.
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов.
За открывшейся дверью – пустота,
Это значит, что кто-то пришёл за тобой,
Это значит, что теперь ты кому-то
Понадо-понадо-пона-надобился…
А снег всё идёт, а снег всё идёт,
Русское поле источает снег…
Иных хоронили в упаковке глазёнок,
Иных хоронили в упаковке газет…
А то, что на бойне умертвили бычка –
На то всеобщая радость, всеобщая гордость,
Всеобщая ненависть, всеобщая воля,
Всеобщая воля, да всеобщая старость…
Набить до отказа собой могилу –
Это значит наследовать Землю.
Что же такое наследовать Землю?
Это значит исчерпать терпение.
Что и требовалось доказать…
Что и требовалось доказать!
В дверной глазок, в замочную щель –
Гениальные мыслишки, мировые войнушки,
Неофициальные пупы Земли,
Эмалированные части головных систем.
Инстинктивные добровольцы
Во имя вселенной и хлебной корочки –
Люди с большой буквы!
Слово «Люди» пишется с большой буквы!
Свастика веры стянула лица,
Вавилонская азбука налипла на пальцах.
Исторически оправданный метод
Пожирания сырой земли.
Это ли не то, что нам надо?!
Это ли не то, что нам надо?!
Это ли не то, что нам надо?!
А поутру они неизбежно проснулись,
Не простудились, не замарались,
Называли вещи своими именами,
Сеяли доброе, разумное, вечное,
Всё посеяли, всё назвали,
Кушать подано – честь по чести,
На первое были плоды просвещения,
А на второе – кровавые мальчики.
Орденоносный Господь победоносного мира,
Заслуженный Господь краснознамённого страха,
Праведный праздник для правильных граждан,
Отточенный серп для созревших колосьев.
Яма, как принцип движения к Солнцу,
Кашу слезами не испортишь, нет.
Полные сани девичьим срамом,
Полные простыни ребячьим смрадом,
Девичьи глазки, кукушкины слёзки
А так же всякие иные предметы…
Так кто погиб в генеральном сражении,
Кто погиб в гениальном поражении
За полную чашку жалости
В Сталинградской битве озверевшей похоти?
Самолёт усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной Земли.
Самолёт усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной Землицы…
А свою любовь я собственноручно
Освободил от дальнейших неизбежных огорчений.
Подманил её пряником,
Подманил её пряником
Изнасиловал пьяным жестоким ботинком
И повесил на облачке
Словно ребёнок свою нелюбимую куклу
Свою нелюбимую куклу,
Свою нелюбимую куклу,
Свою нелюбимую куклу…
Словно иней сердобольный смех,
Словно иней сердобольный смех,
Словно иней сердобольный смех
Славно валится на, на, на…
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов.
Русское поле экспериментов.
Вавилонская азбука: где впервые появилась тригонометрия
Обычно при слове «тригонометрия» гуманитарный ум начинает клинить. Все эти синусы, косинусы, тангенсы и котангенсы способны вызвать ступор у любого неподготовленного человека. Зато у математиков глаза загораются! Ну чем не другой язык? Поэтому неудивительно, что первую тригонометрическую таблицу времен царя Хаммурапи обнаружили в Вавилоне — возможно, из-за таких записей и расчетов по углам и сторонам треугольника и пошла легенда о Вавилонском смешении языков.
Клинописная тригонометрия
На самом деле глиняную табличку нашли в Ираке еще в начале 20 века и только в 1945 году смогли интерпретировать, что на ней написаны какие-то математические данные. Плитка размером 12,7 на 8,8 см широко известна как Plimpton 322 и названа так по имени его владельца, американского филантропа Джорджа Артура Плимптона, который приобрел артефакт в 1922 году у торговца археологическими находками и древностями Эдгара Банки (с которого, поговаривают, списали образ Индианы Джонса).
Сравнив стиль надписей с другими глиняными табличками, исследователи пришли к выводу, что Plimpton 322 относится к периоду от 1822 до 1726 годов до н.э., то есть примерно к тому времени, когда царь Хаммурапи правил Вавилонской империей. Когда ученые поняли, что речь идет о тригонометрии, им пришлось пересмотреть историю этой науки. Раньше считалось, что первыми тригонометрическими расчетами были работы греческого астронома Гиппарха около 120 года до нашей эры.
Этот вывод свидетельствует о том, что вавилоняне, а не древние греки, первыми изучили тригонометрию, используя ее в архитектурных расчетах для построения пирамид, храмов и дворцов.
Библиотека Вавилона
В чем же была сложность расшифровки таблицы? Эксперты интерпретировали 15 строк символов, написанных на планшете в четыре столбца, как описания 15 прямоугольных треугольников с разными вариантами острых углов. Еще 70 лет назад исследователи поняли, что цифры рядом с треугольниками составляют так называемые «Пифагоровы тройки» — наборы из трех натуральных чисел х, у и z, которые удовлетворяют уравнению z^2 = x^2 + y^2. Понять-то поняли, но зачем нужна была эта таблица, ответить не могли.
Только недавно с помощью сложных вычислений ученые поняли, что речь идет о принципиально новом виде тригонометрии. Вместо углов и кругов он основывался на соотношениях между цифрами «Пифагоровой тройки». Возможно, такой непривычный выбор связан с тем, что если современные люди в основном используют десятеричную систему счисления, то жителям древнего Вавилона этого было мало и они пользовались шестидесятеричной!
Как бы то ни было, находка открывает много интересного не только для историков, но и для математиков. Специалисты уже сейчас говорят, что тригонометрические изыскания древней погибшей цивилизации станут отличным подспорьем для современной математической науки.
Вавилонская клинопись
Вавилоняне пользовались шестидесятеричной системой счисления, но внутри каждой шестидесятки она, судя по способу записи, была обычной десятеричной. Что касается непосредственно записи чисел, то от её вида немедленно начинает рябить в глазах. Мы считаем, за такой неприятный эффект вавилонские математики должны были получать молоко, а лучше пиво, потому что иначе остаться в своём уме, целый день наблюдая ЭТО, невозможно:
Для записи чисел использовались всего два знака: прямой клин для обозначения единиц и лежачий клин для обозначения десятков внутри шестидесятеричного разряда. Новый шестидесятеричный разряд начинался с появлением прямого клина после лежачего клина, если рассматривать число справа налево. Таким образом, число изображалось в позиционной 60-ричной системе, а его 60-ричные цифры — в аддитивной десятичной. Аналогично записывались дроби. Для популярных дробей 1/2, 1/3 и 2/3 были специальные значки.
Вначале нуля не было. Позже ввели обозначение для пропущенных шестидесятеричных разрядов, что соответствует появлению нуля, но в первом разряде справа этот знак не ставился, что приводило к неоднозначности записи чисел и для определения абсолютного значения числа требовались дополнительные сведения.
Вавилонская азбука это что
Виктор Понедельник запись закреплена
Экскурсия по Русскому Полю Экспериментов Егора Летова.
Одна из сильнейших песен Летова в его «антисоветский» период. Разбирать ее построчно смысла не вижу, хотя скорее всего в это и скачусь. Ну и ладно. Тем более, она имеет четкую структуру, и ее вполне можно понять логически.
Сам Летов, хоть и будучи антисоветски настроенным, считал себя социалистом. Одним из последних социалистов в стране, которая предала свою идею. И семимильными шагами шла к саморазрушению. «Покончив с собой, уничтожить весь мир», отправиться в вечность, обоняя нефть. Потом он же заявлял, что гибель СССР и была Апокалипсисом, концом всего человечества. А мы живем, не замечая этого.
Первая часть песни описывает СССР сейчас. С идеологией, в которую уже никто не верил, с экономикой, все плотнее садящейся на нефтяную иглу, с начинающимся отрицанием своего прошлого. Отсюда тема мазохизма первого куплета, добровольного идиотизма, деловитого набивания карманов всякой (западной) дрянью.
Уже начинаются гнусные разговоры про «подлую» 1/6 часть суши, ведущиеся на языке ненависти, на фоне прогрессирующего массового невежества, под оптимистические прогнозы высших партаппаратчиков.
А молодежь(«ребенок») готова разговоры превратить в действия. Отсюда и образ уст ребенка, которыми глаголят пуля и яма.
Лучшие люди страны осваивают «искусство быть посторонним», так как ни на что повлиять не могут.
Под «новейшим средством для очистки духовок от задохнувшихся по собственной воле» понимается либеральная идея, которая предлагала псевдоальтернативу советскому «кровавому прошлому». Тема «очистки» духовок и веревок от запаха шей в таком контексте совершенно неслучайна.
«За открывшейся дверью пустота» — как зловещее напоминание о недалеком будущем, которое ждет каждого, и которого не ждет никто.
«А то, что на бойне умертвили бычка —
На то всеобщая радость, всеобщая гордость» — естественно, под бычком понимается Союз. Вся первая часть песни по сути об этом. Здесь она заканчивается, и начинается вторая часть.
Она посвящена истории того, как мы к этому пришли.
И начинается аж с дореволюционных времен.
«Что же такое наследовать Землю, это значит исчерпать терпение». Здесь отсылка к Евангелию: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», и поднимается тема веры. Да уж, в Российской Империи кроткие наследовали землю именно так, набивая собой могилы, и именно это втирала им в головы пропаганда. Унаследовать землю по-настоящему получилось только исчерпав терпение. Что и требовалось доказать.
Далее, РИ вступает в войну с Германией. Ничтожество руководства, не осознающего ни свою ответственность, ни серьезность ситуации. Гениальные мыслишки, мировые войнушки. Неофициальный пуп земли Распутин, повальная безграмотность в «эмалированных» головах населения. Инстинктивные добровольцы тянутся на пункты призыва, хотя кормить их нормально даже не собираются. Во имя вселенной и хлебной корочки. На депрессивном фоне Российской Империи есть «люди с большой буквы», это большевики. Выражение «Человек с большой буквы» стало знаменитым благодаря Горькому, прямая цитата: «В 1903 году я постиг, что Человек с большой буквы воплощается в большевиках во главе с Лениным».
Повальная религиозность: «Свастика веры стянула лица» и безудержное прожирание страны царизмом, купающимся в роскоши: «Вавилонская азбука налипла на пальцах». А может, вавилонская азбука — это знаменитые «Мене, текел, перес» на стене дворца вавилонского царя: «Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень лёгким; Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».
Исторически оправданный метод пожирания сырой земли, это попытка строительства капитализма. Потому, что на тот момент он был «исторически оправдан» и по факту именно этим и являлся. Массовым пожиранием сырой земли.
Далее, Революция и Гражданская война. «Называли вещи своими именами, сеяли доброе, разумное, вечное». На первое были плоды просвещения(вроде ликбеза), а на второе кровавые мальчики — в лице жертв Гражданской.
Эпоха застоя: люди начинают жить для себя, начинается разложение. «Полные сани девичьим срамом, полные простыни ребячьим смрадом».
«Девичьи глазки», которые хотят пожить для себя. И льют «кукушкины слезки», что проявляется в начинающейся тенденции замедления воспроизводства населения.
В следующем куплете, по тексту песни и хронологически, мы возвращаемся к временам заката Союза. Так кто погиб в гениальном поражении? За полную чашку жалости, в Сталинградской битве озверевшей похоти? Здесь начинает леденяще звучать тот самый сердобольный смех.
Уже все понятно. Для Летова, в 1989-м году, наш самолет уже усмехнулся (и опять смех!) вдребезги, в бугорок Обетованной Земли. До которой нам удалось добраться только в виде обломков.
Свою любовь, свою Родину мы собственноручно освободили от дальнейших неизбежных огорчений. Подманили ее заморским пряником, а потом изнасиловали пьяным жестоким ботинком. И подвесили на облаке, словно ребенок.
Свою нелюбимую куклу.
Свою нелюбимую куклу.
Ну а теперь, можно закутаться в дешевую китайскую куртейку и от всей черной дыры посмеяться.
Сердобольненько так поцитировать, вроде: «СССР все равно ничего не производил, кроме калош».
«Русское поле экспериментов», это грандиозная эпитафия, произнесенная еще до смерти больного гиганта над его бессильным телом. Не набор малопонятных и несвязанных между собой куплетов,напротив — скорее учебник истории, выраженный в стихотворных эмоциональных образах.
Даже не будучи осмысленной, песня производит сильнейшее впечатление. Своим надрывом, беспощадными образами, проникающими до самого сердца, грандиозным драматизмом, позволяющим почувствовать великий дух нашей истории. Именно поэтому в ней все намеренно завуалированно — чтобы сместить прицел восприятия с разума на эмоции.
На этом экскурсию можно заканчивать. На сегодня я не придумал лучшего способа почтить память великого поэта и его великой Родины, как подыскать на эту песню клип и наложить русские и английские субтитры. Быть может, придумаю завтра.
Статья про Русское поле экспериментов Игоря Летова
*а если с меньшей долей пессимизма,то это мой маленький вклад в память о творчестве поэта
Последние четверти 20 века в русской культуре ознаменовались появлением нового направления в поэзии,якобы связанного больше с музыкой и общественным состоянием,нежели с литературой. Речь идет о так называемой «рок-поэзии». Сейчас становится очевидным,что это направление является естественным компилятором и продолжателем традиций русской культуры и литературы, оно сформировало специфическую поэтику, создало единую знаковую систему, все так же берет на себя роль в первую очередь воспитательно-эстетическую, и, наконец, это направление находится в постоянном развитии, осваивая новые формы и методы работы.
Все вышеперечисленное, несомненно, относится к поэзии омского художника и музыканта И.Ф.Летова («Гражданская Оборона»). Причисляемый к гаражной панк-культуре (чему немало способствовало обилие нецензурных выражений в стихотворениях и отсутствие глубокого прочтения текста), Летов стал новатором в своей области, как когда-то новаторами стали уважаемые им Маяковский,Крученых,Введенский. Его поэтический стиль неповторим, и легко отличим в ряде других рок-текстов,даже если мы берем близких по духу и времени авторов.
Вводя в текст огромное количество интертекстуальных связей: литературных, фольклорных, библейских, кинотекст, используя стилистические неоднородности и играя со словом, автор каждую деталь облекает смыслом, и все это в конечном итоге работает на единый смысл всего произведения. Сложная семантическая структура, органично складываемая в мозаику,подчинена более глобальному и важному смыслу-смыслу всего творчества поэта. Его сокровенной теме. Нам эта тема представляется как извечная борьба эстетики с пошлой обыденностью, на фоне гнетущей социальной обстановки дошедшая до крайних пределов и ведущая к ненахождению себя в живом пространстве. Вот из этих крайних пределов добавляется и образ солдата,который обязательно умрет, но не продастся за «бумажные цветы,резиновые мячики». Потому что он поэт и солдат одновременно, не может допустить замены живого-неживым, леса-асфальтовым заводом,а души-телом, проще говоря-порабощения системой.
Если делить творчество И.Ф. Летова на периоды, учитывая изменения в подходе к слову и, соответственно, к миру, то программным стихотворением периода начала 80х-начала 90х можно признать стихотворение «Русское поле экспериментов», написанное в 88 году, где перед нами в свойственном «летовском» стиле разворачивается особое видение мира, о котором сказано чуть выше.
В нашей статье на примере данного стихотворения мы рассмотрим,как поэт лингвистически формирует это видение, используя подобную технику в большинстве своих произведений.
Для начала выделим ключевые мотивы стихотворения.
1)Мотив отчуждения.
2)Мотив военных действий
3)Мотив нелюбви
4)Урбанистический мотив
5)Мотив смерти
И ключевым образом данного стихотворения следует признать «русское поле».
В кладбищенской конторе выпекали гроб
В общественной столовой пожирали хлеб
В трамвае пробивали проездной талон
В подъезде экономили электросвет
На стройку успевали завозить раствор
В больнице успевали принимать больных
Ну а после успевали покупать товар.
(«В кладбищенской конторе выпекали гроб»)
3.Мотив нелюбви связан с двумя местами текста:
Трогательным ножичком пытать свою плоть-самое начало.
Новейшее средство-это и есть «русское поле экспериментов». Это советская реальность, которая подрезает серпами воинов, это неживое непаханное еще поле, которое даже не удобряется иными, которых «хоронили в упаковке газет».
Мертвый машинный мир, мимикрирующий под реальность, скрыться от которого можно или в земле, или в небе-забывая тело, но лелея душу. И становится ясно, почему «вечность пахнет нефтью»-нефть рождается в земле, а земля, из которой растет семя (образ плодородной здоровой земли у поэта также встречается) и земля, в которую потом уходят мертвые-это вечный круговорот, вечность.
Так на примере одного стихотворения мы увидели, что представляет из себя поэзия И.Ф.Летова в ее советский период. Конечно, мы не коснулись многих важных элементов этого стихотворения-не исследовали досконально интертекст, ритмическую организацию, ту самую словесную игру, но в общем виде познакомились с этим сложным интересным поэтическим миром.