васюткино озеро главная мысль и чему учит
«Васюткино озеро» главная мысль. Чему учит?
«Васюткино озеро» главная мысль и чему учит рассказ Астафьева Вы узнаете в этой статье.
«Васюткино озеро» главная мысль
Главная мысль — уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки)
Чему учит рассказ «Васюткино озеро»Астафьева? Это произведение вызывает желание изучать и беречь живую природу своего края
О чем рассказ «Васюткино озеро»?
Сибирь. Поздняя осень. 13-летний мальчик Васютка отправился в тайгу за кедровыми орехами и заблудился. Тайга не шутка, конечно, взрослому и то страшно, а тут ребенок.
Не растерявшись, Васютка стал вспоминать всё, что хоть когда-то слышал от рыбаков о том, какие приметы могут помочь ему выйти из глухой тайги, он проявил недюжинную мудрость и мужество, он продержался в тайге долгих пять дней, добывая себе пищу, охотясь, не падал духом.
На пятый день он вышел к неизвестному озеру, где было очень много рыбы, и по его течению вышел к Енисею, где его и нашли друзья отца. Озеро, которое нашел мальчик, назвали в его честь – Васюткиным озером.
В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. Все время, которое он провел в лесу, мальчик помнил слова отца и дедушки: «Тайга наша, кормилица, хлипких не любит!» Поэтому как ни страшно было Васютке, каким безвыходным ни казалось его положение, он держал себя в руках, не раскисал, не падал духом. Смекалка и наблюдательность помогли Васютке найти верный путь домой и рассказать о необыкновенном озере с белой рыбой. За эту находку мальчику были благодарны взрослые рыбаки. Обнаруженное озеро — достойная награда мальчику за смелость и выдержку, проявленную им в незабываемые дни, которые он проведел один на один с тайгой
Анализ «Васюткино озеро»
сочинение по литературе 5 класса
История создания
С автобиографическим рассказом В. П. Астафьева «Васюткино озеро» связана интересная история. Когда будущий писатель учился в пятом классе, он однажды заблудился в тайге. Проблуждав один несколько дней, мальчик сумел выйти к людям. В самом начале учебного года учитель русского языка и литературы (известный сибирский поэт И. Д. Рождественский) дал ученикам задание: написать сочинение на тему «Как я провел лето». Астафьев описал свои «приключения» в тайге. Рождественский отметил талант пятиклассника. Его рассказ был опубликован в школьном журнале под названием «Жив».
В 1952 г. Астафьев вспомнил о первом литературном опыте и на основе школьного сочинения написал свой первый рассказ для детей — «Васюткино озеро». Спустя четыре года произведение было опубликовано.
Сюжет
Тринадцатилетний сын бригадира рыболовецкой бригады каждое лето проводит на природе. Он помогает взрослым, собирая кедровые орехи и охотясь. Однажды мальчик увлекся погоней за глухарем и заблудился. Поначалу он поддался панике, так как прекрасно понимал, насколько опасно потеряться в бескрайних сибирских лесных просторах.
Главный герой все же был сыном таежника. Он начал вести себя спокойно и рассудительно, заботясь прежде всего о тепле, еде и ночлеге. За пять дней мальчик преодолел расстояние в шестьдесят километров и вышел на берег реки, где его и подобрали люди. Он не только сумел спастись, но и нашел в тайге неизвестное до этого озеро, богатое рыбой. В честь юного героя это озеро назвали его именем.
Главная идея рассказа заключается в том, что даже в самой трудной ситуации нельзя отчаиваться и сдаваться без борьбы. Одни из лучших человеческих качеств — мужество, смелость и находчивость.
Уже в самом начале произведения Васютка предстает перед читателем опытным таежным жителем, который является достойной сменой отца. Тринадцатилетний мальчик приехал в лес не на отдых. Он снабжает рыбаков орехами, каждый день уходя все дальше в леса. «С ружьем на плече и патронташем на поясе» Васютка похож на настоящего мужика-промысловика.
Несмотря на несвойственную возрасту «лесную мудрость», Васютка все же остается обычным ребенком. Страстное желание добыть первого в своей жизни глухаря заставляет его забыть обо всем и углубиться в тайгу. После безуспешных поисков затесей (специальных отметок на деревьях) мальчиком постепенно овладевает панический страх. От взрослых он слышал немало рассказов о тех, кто заблудился в тайге и погиб.
С наступлением темноты врожденный инстинкт охотника одерживает верх над безотчетным страхом. Васютка вспоминает мудрую фразу: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!». С этого момента все действия мальчика направлены на выживание.
Васютка разводит костер, жарит глухаря, готовит место для ночлега. Даже остатки еды он заботливо подвешивает в мешке на дереве. Все последующие дни мальчик ведет себя, как настоящий мужчина, поставивший перед собой твердую цель. Он бережет патроны, еду и спички, пытается определить правильное направление пути.
Благодаря усвоенным с малых лет знаниям главному герою удается добраться до Енисея. Только при виде людей мужество изменяет измученному ребенку: «За-заблудился я-а, совсем заблудился-а…».
Проблематика
Главная проблема рассказа — выживание человека в экстремальных условиях.
Васютка в рассказе (как и сам автор в реальной истории из своего детства) спасается благодаря хладнокровию и стойкости. Только таким образом удавалось выживать многим поколениям сибирских охотников и рыбаков.
В начале 90-х гг. Астафьев пролетел на вертолете над местами, где заблудился в детстве. Писатель был вынужден признаться, что, вероятно, в той ситуации ему помог сам Бог: «В этой тайге самому спастись, да еще будучи мальчишкой, — невозможно…».
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Астафьев В. “Васюткино озеро” (В тайге, у Енисея) Читательский дневник, краткое содержание
Астафьев В. “Васюткино озеро” (В тайге, у Енисея) Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Астафьев Виктор.
Название: «Васюткино озеро» (из книги «В тайге, у Енисея»).
Жанр: рассказ.
Тема произведения: человек и природа.
Число страниц: 16.
Главные герои и их характеристика
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Пойдя в тайгу за шишками, Васютка заблудился. Пользуясь своими знаниями о тайге, мальчик находит дорогу домой.
Сюжет – краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда Васютка решал, в какую сторону ему идти в тайге. Он знал, что нужно выйти к Енисею, но не знал, в какой тот стороне. И мальчик решил идти на север, чтобы выйти в тундру, где легче ориентироваться.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Если не впадать в отчаяние и не паниковать, выход можно найти из любой ситуации.
Чему учит эта книга
Рассказ учит мужеству и решительности, учит уметь применять имеющиеся знания. Учит действовать не спеша, но без промедления. Учит тому, как выживать в тайге.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному
Мне очень понравился этот красивый рассказ. Васютка был ещё мал, многие взрослые терялись в тайге, но Васютка сумел собрать волю в кулак и вышел к людям. Он проявил настоящий героизм, ведь он был совершенно один в бескрайнем море тайги.
Новые слова и выражения
Затеси – зарубки на деревьях.
Шабаш – конец делу.
Путина – период лова рыбы.
Пословицы к произведению
На бога надейся, а сам не плошай.
Тайга что море, кто её не знает, тому горе.
Кто идёт вперед, того страх не берёт.
Кто ищет, тот всегда найдёт.
Упорства хватит – и сквозь землю пройдёшь.
Чему учит рассказ «Васюткино озеро»?
Рассказ Астафьева Виктора Петровича » Васюткино озеро » о приключениях тринадцатилетнего мальчика Василия, изучают дети в 5 классе, и наверное не зря. Ведь он является своеобразным пособием по выходу из критической ситуации под названием «Если ты заблудился в лесу», которое поможет не растеряться школьнику, попавшему в аналогичную переделку. Ребята смогут учесть, как ошибки Васютки (нельзя паниковать и метаться из стороны в сторону), так и взять на заметку его методику выживания (успокоиться, двигаться в одном направлении, наблюдать за подсказками природы ).
Рассказ Виктора Петровича Астафьева » Васюткино озеро » учит нас как выжить в лесу, если потерялся. А так же не бояться оказаться в сложной ситуации, а еще терпению, выдержке и храбрости.
Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» учит нас выживать в экстремальных ситуациях. Нелегко оказаться даже взрослому человеку одному с тайге, а тут ребенок. Но мальчик справился с таким жизненным испытанием. И он нашел озеро, которое помогло выжить рыбакам. Этот рассказ учит нас узнавать новое, уметь пользоваться и применять эти знаниями в реальной жизни, чтобы даже из трудных ситуаций можно было всегда найти выход.
Рассказ под названием «Васюткино озеро» в первую очередь учит каждого читающего тому, что в любой ситуации не стоит поддаваться панике, ведь она не до чего хорошего не доведёт. Напротив, в сложной ситуации нужно взять всю свою волю в руки, обзавестись терпением и грамотно применить на практике все свои знания. А паника только будет мешать ориентироваться в сложившейся ситуации.
Так главный герой рассказа по имени Васютка очень грамотно поступил, что не пал духом и решил действовать, оказавшись в глухой тайге. Мальчишка хорошенько осмотрелся и начал искать варианты для ориентирования. В итоге он смог спастись благодаря не только своим знаниям, но и своему чувству обладания над ситуацией.
Действительно, «Васюткино озеро» В. Астафьева можно назвать в некотором смысле учебником выживания. Мальчишка провел в одиночестве в тайге не один день и одну ночь, а несколько и прошел десятки километров в поисках выхода из тайги к реке.
Произведение учит нас не бояться оказаться в сложной ситуации, терпению, выдержке, самообладанию и, наконец, как выжить в лесу, если потерялся.
Из текста рассказа можно почерпнуть те знания и навыки, которые использовал мальчик: как определять сторону света, где что растет, как развести огонь, как запечь дичь, как выйти к реке, как привлечь внимание плывущих по реке людей к себе и т.п.
Рассказ учит не сдаваться ни при каких условиях, бороться за свою жизнь и верить в себя. Мальчик Васютка, волею случая оказавшийся один в тайге, смог пересилить страх, побороть неуверенность в своих силах и найти выход к людям.
События рассказа относят читателя к тяжелым послевоенным годам. Как все мы знаем, тогда дети взрослели очень рано: мужчин было мало и мальчикам приходилось выполнять их роль: становиться поддержкой для матери и для младших детей.
Рассказ Астафьева «Васюткино озеро» учит не опускать руки в любых жизненных ситуациях, быть храбрым, упорным и уметь контролировать эмоции.
Главный герой Васютка отправился за кедровыми орехами в глухую тайгу, оставшись наедине с природой. Он долго искал выход из леса. В такой ситуации любой подросток может запаниковать, но Васютка смог сосредоточиться и не растеряться в непривычных условиях. Наш герой вспомнил рассказы дедушки о выживании в тайге и смог вернуться домой. Он не только выжил в тайге, но по пути домой нашел безымянное озеро, в котором водилось много рыбы. Об этом он рассказал рыбакам.
«Васюткино озеро» рекомендуется для прочтения как взрослым, так и детям. Рассказ учит не паниковать в экстремальных ситуациях, верить в себя и хороший исход начатого дела.
Рассказ Виктора Астафьева под названием «Васюткино озеро» учит читателей стойкости, умению бороться, пересиливать свой страх и действовать разумно, вовремя отбросив лишние эмоции и панику.
Главный герой рассказа Васютка смог в одиночку выйти из глухой тайги, пройдя при этом десятки километров пути. Он не поддался панике, был мужественным и стойким, смог применить свои знания о лесе и природе, которые и помогли ему выжить.
Рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро» повествует читателям о мужестве и находчивости маленького мальчика Васютки, который заблудился в глухом лесу, но не только смог выжить, но и впоследствии привести рыбаков к озеру.
Отец Васютки был бригадиром рыбаков, но как назло, в период сезонной ловли из речки ушла вся рыба. Васютка же, проводя время с родителями, развлекался тем, что ходил и собирал по лесу орешки.
Как известно, отец Виктора Астафьева со своей новой семьёй жили в Красноярском крае, Игарском районе в станке Карасино. Именно сюда на лето и привёз отец своего сына Виктора в 1938 году, который жил в детском доме в Игарке, к тому же сломав зимой себе ногу.
Мальчик в общем-то был не нужен новой семье своего отца, но с другой стороны, он помогал им как мог.
Если посмотреть на карту Игарского района, то можно обнаружить, что в этом районе довольно много озёр (см. карту)! Однако, у многих из них просто нет названия! Так что среди них вероятно и есть то самое «Васюткино озеро».
Медведь устроился на зиму высоко, в орлином гнезде на разбитом бурей дереве. Там он и проспал спокойно все зимнее время. Он проявил находчивость и сообразительность, поэтому и смог выжить.
Кроме того, автор призывает нас любить природу и изучать повадки лесных жителей.
В рассказе Льва Толстого «Орел» повествуется об орле, который свил гнездо вдали от моря. Поэтому за кормом для своих детенышей ему приходилось летать далеко, а оттуда он в когтях приносил добычу.
Орел является главным героем произведения, и это сильная и мужественная птица. Поскольку у орла были птенчики, то он с любовью к ним относился и все его помыслы были связаны с тем, чтобы детеныши не голодали. А когда люди заставили птицу выпустить из лап принесенный детям корм, орел не смог мириться с жалобным писком голодных орлят. Несмотря на усталость, он снова отправился в дальний путь. Орлу удалось принести рыбину и он тотчас накормил детенышей.
Смысл рассказа состоит в том, что все живые существа любят детенышей и заботятся он них. Они готовы ради детей пойти на все, лишь бы они были здоровы, сыты и счастливы.
Рассказ учит читателей задумываться о том, что живые существа требуют нашего внимания и заботы. К диким птицам и животным нужно относиться внимательно, а наблюдать за ними лучше всего издалека. Мы должны помнить, что любое неосторожное поведение может нанести вред животным и птицам.
Кроме того, рассказ показывает нам, что отношение живых существ к своим детенышам ничем не отличается от отношения людей к своим малышам. Родительские чувства у них такие же сильные, как и у человеческих родителей.
Главное, о чем нам хотел поведать автор, это благоухание. С помощью аромата деревья переговариваются между собой, нежно шепчут друг другу ласковые «слова». Только вечером, когда наступает тишина, можно услышать как разговаривают деревья.
Главная мысль рассказа состоит в том, что деревья живые и они могут общаться при помощи аромата. Автор призывает нас учиться слушать и слышать звуки природы, наблюдать за изменениями в природе.
Весенний лес может поделиться своими тайнами, если проявить заинтересованность и попытаться разгадать эти секреты.
«Васюткино озеро» — краткое содержание произведения В.П. Астафьева
Произведение В.П.Астафьева «Васюткино озеро» было написано в 1952 году, а в 1956 году опубликовано. Оно было создано на основе детского сочинения.
Жанр данного произведения – рассказ.
Автор ведет свое повествование простым и понятным языком. Главным героем является обычный тринадцатилетний мальчик по имени Васютка. Несмотря на свой юный возраст, сын бригадира помогает рыбакам тем, что добывает для них кедровые орешки. Однажды Васютка вновь пошел в лес за орехами и заблудился, увидев глухаря. Его увлекла охота за птицей. Спустя несколько часов бесполезных попыток отыскать дорогу домой, мальчик приходит к выводу, что никто ему не поможет и ему самому придется искать выход из сложившейся ситуации. Страх и отчаяние, смятение и тревога сменяются на спокойные рассуждения. Мальчик все свое детство провел в суровой тайге и много слышал от стариков о подобных случаях. Опираясь на советы охотников и рыболовов, услышанных когда-то, Васютке удалось не только выйти к берегу реки Енисей, но и отыскать затерянный водоем, кишащий рыбой. Пять долгих дней Васютка провел в дремучих местах, шестьдесят километров прошел он за это время.
Сразу же по прибытию домой мальчишка сообщил рыбакам о своей находке. Спустя некоторое время озеро было названо именем Васютки.
Вступление рассказа ведется от третьего лица. В нем автор повествует об озере как о Васюткиной находке. Васютка чувствует свое участие в общем деле, он ощущает свою полезность.
Завязкой произведения является тот момент, когда мальчишка заблудился, погнавшись за глухарем. Кульминация рассказа «Васюткино озеро» — это сюжет, где люди спасают отчаявшегося мальчика. Развязкой данного произведения выступает возвращение Васютки к матери и начало рыболовства в найденном им озере.
В.П.Астафьев ведет последовательное повествование. Подробное изложение происходящего помогает читателю ощутить себя на месте главного героя. Автор переживает за своего персонажа и сочувствует ему.
В рассказе «Васюткино озеро» В.П.Астафьев использует красочные описания природы побережья Енисея. Природа как будто оживает перед глазами читателя и завораживает его своими красотами.
Основной задачей автора при написании данного произведения является побуждение к преодолению трудностей в любой жизненной ситуации. Он пытается донести до читателя мысль о том, что никогда нельзя отчаиваться.
Содержание рассказа
Жанр произведения — рассказ. Его иногда ошибочно называют повестью, но для такого формата оно слишком короткое. Если обрисовать содержание произведения кратко, то всё начинается со знакомства с мальчиком-школьником. Он попадает в тайгу, но теряет ориентир и выходит к западному озеру. В нём водится большое количество рыбы. Выйдя к своему дому, он зовет за собой рыболовную бригаду, возглавляемую его отцом. Впоследствии водоем называют его именем. Желающим подробно вникнуть в содержание аннотации будет недостаточно. Для них, а также для тех, кто намеревается составить план произведения, окажется более полезным пересказ полностью.
В начале рассказа рыбаки сталкиваются с невезением, из-за которого уровень воды в реке поднимается, вследствие чего рыба уходит на глубину. Когда подул теплый ветер, улов должен был стать получше, но ничего не меняется. Мужчины вынужденно отправляются в низовья Енисея. Они обнаруживают построенную некогда группой ученых избушку и решают остановиться здесь для пережидания осенней путины.
Какое-то время ему помогали ориентироваться зарубки на деревьях. Набрав побольше шишек, мальчик разворачивается, чтобы идти домой. Но неожиданно он видит большого глухаря. Он подбирается к нему как можно ближе и выстреливает. Ему удается догнать раненую птицу и свернуть ей шею. Но обратного пути уже найти не удается. Васютка теряет зарубки на деревьях и начинает паниковать. Он бросается бежать, сам не понимая, куда.
Мальчик решает остановиться только в тот момент, когда уже темнеет. Он разводит костер и готовит пойманную птицу. Хлеб он оставляет на крайний случай. Всю ночь Васютка проводит в тревоге. Ему всё кажется, что кто-то крадется к нему. Утром он залезает на высокое дерево, чтобы отыскать сторону, где находится Енисей. Обычно его окружает полоса из деревьев с желтыми листьями, а сейчас ничего этого не видно. Тогда он решает набрать кедровых орехов и отправиться в путь.
Под вечер Васютка замечает, что чувствует под ногами кочки, похожие на те, что встречаются около водоемов. Но в результате он находит выход не к Енисею, а к огромному озеру, полному рыбы. По воде плавают утки и прочая дичь. Он подстреливает нескольких птиц и строит себе ночлег. Очередная ночь проходит в тревоге. Васютка вспоминает, как хулиганил в школе, пробовал курить и не слушался учителей на уроках. Сейчас он готов отказаться от курения и стать послушным, лишь бы очутиться в стенах родной школы.
Утром Васютка замечает косяки рыб около берега. Тут до него доходит, что это речные, а не озерные виды. Соответственно, где-то должно оказаться место, откуда вытекает река. Она и должна его привести к Енисею.
Стоит осень. Идет прохладный дождь. Васютка забирается под пихту, ест оставшийся кусок хлеба и решает поспать. Когда он просыпается, уже темно. По-прежнему идет дождь, который мешает развести костёр. Неожиданно мальчик слышит звук проплывающего мимо парохода. Это знак присутствия рядом Енисея. До него он добирается только на следующий день. Пока он думает, куда лучше направиться — вверх или вниз по течению, мимо проплывает большой теплоход. Васютка пытается привлечь к себе внимание, но капитан принимает его за кого-то из местных и решает пойти дальше.
Через несколько дней мальчик отводит рыболовов вместе со своим отцом к озеру, полному рыбы. Его впоследствии называют Васюткиным. Рыбы здесь оказывается очень много, а потому местные жители переключаются на озерную ловлю. На карте района в дальнейшем появляется отметка с надписью «Васюткино оз.». Но на краевой карте такой надписи нет. Таков сюжет книги в сокращении.
Сюжет
Главный герой
Василий Шадрин является главным героем сказки. Применительно к нему можно привести несколько характеристик:
Значительное влияние на характер персонажа оказал его собственный отец. Также свою лепту внесли и немногословные жители деревни, затерявшейся где-то в тайге. Отпечаток на его поведение наложили в тому же традиции Сибири, а также местные обычаи. Автор не приводит слишком подробных характеристик этого героя. Его личность постепенно раскрывается к середине повествования. Оказавшись в сложном положении, он проявляет такие черты, как:
Одновременно он не теряет чувства юмора, не поддается страху. Он думает не только о своем комфорте, но и об общих интересах.
Помимо 13-летнего мальчика, в рассказе присутствуют второстепенные персонажи: родители Васютки, дед, рыболовы. Мальчик сам себе придумывает работу, которая заключается в поиске кедровых орешков для рыбаков. Он знает, как они любят полакомиться ими в свободное время.
Описание тайги и людей, населяющих её, составляет наиболее интересный момент в рассказе. Многое можно узнать о привычках таежников. Благодаря умелому повествованию, создаётся впечатление, будто читатель путешествует с мальчиком по тайге. Это произведение — своего рода дверь в мир трудолюбивых и отважных сибиряков. Понять их характер помогает в книге «Васюткино озеро» глава «Тайга кормилица». В ней есть фраза: «Тайга хлипких не любит», что объясняет приспособленность и отсутствие страха у местного населения еще с малых лет.
Тест с ответами: В. П. Астафьев «Васюткино озеро»
I вариант.
1. В каком жанре написано произведение В. П. Астафьева «Васюткино озеро»: а) рассказ;+ б) повесть; в) сказка-быль.
2. Что лежит в основе произведения? а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников; б) изображение природы Сибири; в)повествование о приключениях героя в тайге.+
3. Васютка ходил по лесу: а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; + б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия.
4. Каким образом Васютка заблудился в лесу: а) отстал от группы; б) погнался за глухарём;+ в) сбился с дороги.
5. Благодаря чему Васютке удалось спастись в лесу? а) богатой таежной природе; б) тёплой осенней погоде; в) умениям и навыкам таёжного жителя.+
6. Ольга Фёдоровна это: а) мама Васютки; б) учительница; + в) бабушка.
7. Какое открытие сделал Васютка, когда увидел у перешейка подбитую птицу: а) в озере есть водоворот; б) озеро проточное; + в) ветер принесёт непогоду.
8. Чем Васютка привлёк внимание матросов катера: а) громкими криками; б) выстрелом из ружья;+ в) дымом костра.
9. Васютка не любил: а) кедровок; + б) глухарей; в) дятлов.
10. Что делали родные Васютки: а) были уверены в том, что он сам найдётся; б) потеряли надежду найти его;+ в) продолжали искать и надеяться.
11. Что автор использует в следующем предложении «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия»: а) сравнение; + б) антитезу (противопоставление); в) метафору.
12. Как Васютка провёл ночь в лесу: а) закутавшись, возле костра;+ б) на дереве; в) в берлоге.
13. Как зовут птицу, которую убивают с помощью собаки? а) глухаря;+ б) кедровку; в) утку.
14. Какие слова деда и отца Васютка вспомнил, когда заблудился в тайге? а) «С тайгой надо дружить!» б) «Тайга хлипких не любит!» + в) «В тайге одному делать нечего!»
15. Почему ворчал дедушка Афанасий: «Нету нам нынче фарту»? а) «Оскудел батюшко Енисей» + б) «рыбаки ушли в низовья»; в) рыба ушла в глубину из-за частых осенних дождей.
16. О чем говорил старинный порядок, когда идёшь в лес? а) идёшь в лес – бери ружьё! б) идёшь в лес – бери компас! в) идёшь в лес – бери еду и спички!+
17. Что предвещает проявление звезд на небе по словам деда? а) холодную погоду; + б) дождь; в) тепло.
18. Первый пароход, который он встретил, выйдя к Енисею, назывался: а) «Клим Самгин»; б) «Серго Орджоникидзе»;+ в) «Александр Блок».
19. Как звали старшину рыбосборочного бота? а) Сан Саныч; б) Игорь Петрович; в) дяденька Коляда.+
20. Родители искали Васютку: а) неделю; б) 3 дня; в) 5 дней.+
II вариант.
2. Выберите, какую из этих птиц встретил Васютка в лесу? а) Куропатку б) Тетерева в) Кедровку+
3. Что лежит в основе данного произведения? а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников; б) изображение природы Сибири; в) повествование о приключениях героя в тайге.+
4. По какой причине Васютка бродил по лесу? а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; + б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия.
История создания
Читателей, которым понравилось это уникальное произведение, интересует, кто написал «Васюткино озеро». Автором книги является В. П. Астафьев. Она была написана в 1952 году при удивительных обстоятельствах. Автор утверждает, что основой рассказа стал эпизод из его биографии. В школьные годы ему довелось провести несколько дней в лесу вместе со своим отцом Петром Павловичем. Случилось это в период летних каникул. Строгий учитель просит его написать сочинение о том, как школьник провел лето.
Когда Виктор Астафьев передает ему свой рассказ, где были описаны испытания, выпавшие на его долю, педагог испытывает приятное удивление. Сочинение попадает в школьный журнал. Астафьев вырастает и становится писателем. Он решает переписать школьный рассказ, который впоследствии называет «Васюткино озеро». Это первое и наиболее яркое достижение писателя родом из Сибири.
С первых строк автору удается погрузить читателя в удивительный мир сибирской природы. Чувствуется, что он испытывает к ней глубокую любовь. Автор рассказа «Васюткино озеро» В. П. Астафьев ратует за уважение к родным просторам. Он акцентирует внимание на характере героя, его стремлении преодолеть трудности даже в безвыходной ситуации. Рассказ учит никогда не сдаваться. Это его основная мысль. Произведение неизменно включают в различные читательские дневники. Примечательно, что Васюткино озеро существует на самом деле и находится на территории России, в Красноярском крае.
«Васюткино озеро» анализ
Анализ произведений
«Васюткино озеро» анализ — идея, композиция рассказа Астафьева.
«Васюткино озеро» анализ
Год написания — 1956
Жанр — рассказ.
Рассказ автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле.
Главная мысль — уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки
Идея рассказа. Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.
Главные герои: Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.
Композиция «Васюткино озеро»
Ключевые особенности
Сюжет завязывается в тот момент, когда увлекшийся охотой на дикую птицу подросток теряется в лесу. Кульминация происходит, когда таежники после долгих поисков находят Васютку и спасают его. Развязка — это возвращение парня домой и начало рыбалки на найденном озере. Для этого рассказа характерны следующие особенности:
Астафьев любит использовать в своих произведениях метод сравнения. Также он прибегает к красочному описанию природных объектов, благодаря чему они как будто оживают. Писатель задействует местные слова и выражения, чтобы добавить героям образности.