вариативная форма получения дошкольного образования временно что это
Вариативная форма получения дошкольного образования временно что это
Места в детских садах для малышей – всегда актуальная и одновременно сложная тема. Что же делать тем родителям, чей ребенок не посещает детский сад на полный день? В таком случае «на помощь» приходят вариативные формы дошкольного образования. Ольга Буторина, начальник управления образования Администрации Тюменского муниципального района, в нашем небольшом интервью рассказала о том, что это такое и чем подобные формы полезны для родителей.
— Ольга Николаевна, вариативные формы дошкольного образования – что это?
— Сегодня в учреждениях работают и активно открываются разные виды групп кратковременного пребывания детей, гибкий режим которых (от 2 до 5 раз в неделю, от 3 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей) и содержание работы привлекают родителей. Видовое разнообразие групп позволяет им выбирать именно те образовательные маршруты для своих детей, которые им больше подходят и нравятся. На сегодняшний день вариативными формами охвачены около четырех тысяч детей района.
Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Такие формы создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания для всех ребят равных стартовых возможностей при их поступлении в школу.
— Какие существуют виды вариативных форм дошкольного образования?
— В образовательных организациях ТМР организованы: интегрированное кратковременное пребывание, группа кратковременного пребывания, адаптационная группа и консультативно-методический пункт.
Такие вариативные формы дошкольного образования реализуются во всех образовательных организациях района, реализующих программы дошкольного образования.
Группы кратковременного пребывания (ГКП) — для детей от 3 до 7 лет, посещающих детский сад каждый день в течение 3-х часов. По желанию родителей ребенок может посещать группу в первой (с 8.00 до 11.00), или во второй половине дня (с 15.00 до 18.00). Воспитатели групп кратковременного пребывания развивают ребенка в игровой, речевой, конструкторской, изобразительной, музыкальной деятельности, а также формируют экологическую культуру, приобщают к здоровому образу жизни, формируют элементарные математические представления, обогащают сенсорный опыт и коммуникативные навыки общения.
Интегрированное кратковременное пребывание (ИКП) – для детей в возрасте от 3 до 7 лет, которые посещают детский сад по гибкому режиму без организации питания. По желанию родителей они могут посещать детский сад так же, как и в ГКП – в первой или во второй половине дня. Деятельность воспитанников организуется в соответствии с их возрастом, индивидуальными особенностями, содержанием основной общеобразовательной программы учреждения. Организация образовательного процесса регламентируется циклограммой образовательной деятельности. Осуществляют воспитательно-образовательную работу в группах ИКП воспитатели и специалисты детского сада.
Адаптационная группа кратковременного пребывания для детей (от одного до двух часов) предназначена для детей в возрасте от 1 года и до 3 лет, не посещающих образовательную организацию. Таким образом малышей готовят к поступлению в детский сад. Дети приходят в адаптационную группу в первой половине дня вместе с родителями, которые совместно с воспитателями и специалистами принимают участие в игровой, музыкальной и изобразительной деятельности, они знакомятся с режимными моментами в рамках распорядка дня для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. То есть дети начинают привыкать к тому, что их будет ждать в детском саду в режиме полного дня.
— Разве такие формы подходят для ребенка? Не упускает ли он какую-то часть образовательного процесса, которым охвачены дети, находящиеся в детском саду полный день?
— Нет, ни в коем случае. Это отличный вариант для начала посещения детского сада, когда семья находится в ожидании основного места в учреждении дошкольного образования. Плюс, это своеобразный адаптационный процесс ребенка в новом месте и с новыми людьми.
Сокращенное по времени пребывание в детском саду и обучение в форме игры позволяют обеспечить наиболее комфортную для ребенка обстановку, дают ему возможность получить первый положительный опыт в новых социальных условиях, что решает многие проблемы коммуникативного характера.
Единственное отличие от режима основных групп – отсутствие сончаса и питания, так как ребенок вовлечен в образовательную деятельность от трех до пяти часов в день.
— А как насчет родителей? Могут ли они получить консультацию специалиста при такой форме обучения?
— Для родителей в таком случае также только одни плюсы. Они имеют возможность ежедневно общаться с воспитателями по волнующим вопросам. Для них также проводятся групповые консультации, которые позволяют решать вопросы адаптации, развития и воспитания ребенка наиболее эффективно.
— С детьми занимаются специалисты?
— Конечно, специалисты! Педагоги вариативных форм дошкольного образования — это квалифицированные профессионалы своего дела. В группах обязательно находится воспитатель, который и ведет основную образовательную деятельность. При необходимости к работе подключаются музыкальные педагоги и инструкторы физической культуры.
— Сколько будет стоить для родителя такая форма образовательного процесса дошкольника?
— Нисколько. Посещение любой вариативной формы дошкольного образования совершенно бесплатно для родителя.
— Как устроить ребенка в группу кратковременного пребывания?
— Родителям следует обратиться с заявлением к руководителю образовательного учреждения в своей территории. В Тюменском районе вариативные формы дошкольного образования реализуются в каждой образовательной организации.
Проект «Вариативность форм образовательной деятельности с воспитанниками»
«Вариативность форм образовательной деятельности с воспитанниками»
Основная идея проекта
Полноценное развитие личности воспитанника с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов семей и педагогов в МДОУ «ЦРР – детский сад «Росинка» (далее – Учреждение)
Современное состояние исследований и разработок по данному проекту
Обоснование значимости реализации проекта для развития системы образования
Значимость реализации проекта заключается в следующем:
1. Выполнение Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО, которые предполагают выбор вариативных форм образовательной деятельности в части ОП, формируемой участниками образовательных отношений
2. Отсутствие единой технологии организации образовательной деятельности с использованием вариативных форм
3. Отсутствие методических рекомендации для педагогов и родителей по организации вариативных форм организации образовательной деятельности
Цели и задачи проекта
Целью проекта является создание организационных, психолого-педагогических, содержательных условий для вариативности образовательной деятельности с воспитанниками с использованием технологии «образовательное событие»
Задачи проекта:
1. Проанализировать нормативно-правовые документы, научные исследования, педагогический опыт по работе с воспитанниками, соответствующие требованиям ФГОС ДО.
2. Создать оптимальные условия организации вариативных форм в разных образовательных областях.
3. Апробировать и внедрить технологию образовательных событий.
4. Обеспечить разнообразие вариативных форм организации образовательной деятельности в дошкольных группах.
5. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по организации вариативных форм образовательной деятельности
6. Обосновать значимость включения вариативных форм в ООП ДО, учебный план учреждения.
Сроки реализации проекта
I полугодие 2017 года по I полугодие 2018 года
Объем и источники финансирования реализации проекта
Финансирование проекта осуществляется за счет привлечения бюджетных и внебюджетных средств.
Основные результаты реализации проекта
1. На уровне Учреждения:
-разработан учебный план вариативных форм организации образовательной деятельности;
— апробированы вариативные формы образовательной деятельности: исследование, проектная деятельность, тематические дни, недели, флеш-мобы, квесты, экскурсионные программы, досуги, праздники, детский совет.
— разработаны методические рекомендации для педагогов по организации и проведению вариативных форм организации образовательной деятельности.
2. На уровне Качканарского городского округа:
— презентация опыта работы.
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта
1. На уровне Учреждения: проведение семинаров и педсоветов для воспитателей и специалистов по теме.
2. На уровне Качканарского городского округа: проведение семинаров для педагогических работников.
3. Создание страницы проекта на сайте Учреждения и ведение темы по проекту на форуме Учреждения в открытом обсуждении.
Вариативные формы дошкольного образования
Марина Умнова
Вариативные формы дошкольного образования
Целью социальной политики в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и увеличение охвата детей дошкольным образованием.
Реализация поставленной цели решается в рамках следующих приоритетных направлений:
• доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;
• развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями;
•психолого-педагогическая поддержка семьи: оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье.
Что такое вариативные формы дошкольного образования?
Вариативные формы дошкольного образования —
• это современные модели, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования и качество оказываемых услуг, в том числе, на создание условий для развития негосударственного сектора ДО, обеспечение поддержки семейного воспитания.
• это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет).
Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Какие существуют виды вариативных форм дошкольного образования?
К вариативным формам дошкольного образованиядля детей с 2 месяцев до 7 лет относятся:
• группа кратковременного пребывания;
• центр игровой поддержки ребенка;
• служба ранней помощи;
• семейный детский сад
Группы кратковременного пребывания (ГКП) — вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения (ГОУ, реализующего программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет, которая создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.
В настоящее время к ГКП относятся:
«Адаптационная группа» — для детей от 2 месяцев до 3 лет, которая имеет целью обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в ДОУ;
«Группа развития» — для детей от 3 до 7 лет, преследующая цель всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых;
группа «Играя, обучаюсь» — для детей от 1,5 до 7 лет, обеспечивающая освоение ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирование основ готовности к школьному обучению;
группа «Будущий первоклассник» — для детей 5-6 лет, цель которой состоит в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;
«Группа для детей, у которых русский язык не является родным» — для детей от 3 до 7 лет, нацеленной на адаптацию нерусского ребенка в новой для него русскоязычной среде, на овладение им навыками русской речи, формирование его готовности к школьному обучению;
«Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» — для детей от 2 до 7 лет, цель которой заключается в оказании помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми;
«Группа для детей с отклонениями в развитии» — для детей для детей от 2 лет до 7 лет, направленная на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения, консультативно-методическую поддержку родителей»
группа «Особый ребенок» — для детей от 2 лет до 7 лет, направлена на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирование предпосылок учебной деятельности, социальную адаптацию, содействие родителям в организации воспитания и обучения детей
группа «Юный олимпиец» — для детей от 4 до 7 лет, направленной на физическое развитие и приобщение детей к спорту;
группа «Учусь плавать» — для детей от 2 до 7 лет, имеющей целью обучение детей различным способам плавания;
группа «Домашний детский сад» — для детей от 1 года до 7 лет как структурное подразделение ДОУ, действующее в жилом здании.
Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ.
Основные задачи ЦИПР:
• оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;
• разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
•обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
• консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения.
Консультативный пункт (КП) — для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, создается с целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
Основные задачи КП:
• оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
• оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста; проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;
• оказание всесторонней помощи родителям и детям 5-6 лет, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
• обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.
Семейный детский сад (СДС) создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от 1 года до 7 лет, реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства.
На должность воспитателя СДС назначается родитель многодетной семьи, в которой он создается. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других многодетных семей.
Служба ранней помощи (СРП) создается для детей от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения, не посещающих образовательные учреждения.
Целью СРП является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения, не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Основные задачи СРП:
• проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
• оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям;
• осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);
• включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;
• определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Лекотека создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.
• реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;
• проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;
• обучение родителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
• проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития;
• психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей;
• помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком;
• подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.
Педсовет «Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования» Что такое ФГОС? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарты – социальная конвенциональная норма,.
Доклад «Вариативные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях» Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной.
Переход дошкольного образовательного учреждения на Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования В современной системе дошкольного воспитания на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности.
Современные формы взаимодействия с семьей как условие внедрения ФГОС дошкольного образования В связи с переходом работы дошкольных учреждений по ФГОС, настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Стратегии поликультурного образования в деятельности учреждений дошкольного образования В XXI веке необходима сбалансированная политика в сфере образования, учитывающая общегосударственные интересы и национально-культурные особенности.
Статья «Вариативные формы доступного качественного образования в условиях ФГОС до» Уже долгое время остается актуальной проблема сохранения и усовершенствования единственного образовательного пространства. Родители и работники.
Вариативные формы организации музыкальной деятельности детей на музыкальных занятиях ДОУ В работе музыкального руководителя основной формой организации музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия.
Вариативные формы совместной музыкальной деятельности педагога и детей Вариативные формы совместной музыкальной деятельности педагога и детей. Возраст Ведущая деятельность Современные формы и методы совместной.
Вариативные способы организации работы с родителями в ДОУ Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится:.
Консультация для воспитателей «Включение инновационных разработок в вариативные формы дошкольного образования» На базе МБДОУ № 1 г. Армавир, на основании приказа Управления образования администрации муниципального образования город Армавир № 1081.
Сообщение для использующих чтение с экрана
Внимание: вы используете устаревший браузер! Мы советуем вам обновить программное обеспечение до новой версии или скачать альтернативный браузер: здесь вы можете загрузить последнюю версию Firefox.
Если вы работаете в операционной системе Windows на компьютере с низкой производительностью Midori.
Внимание, ваш браузер устарел и больше не поддерживается. Мы рекомендуем просматривать наш вебсайт в режиме полный доступ.
Опции формата
Режим просмотра:
Размер текста:
Внешний вид:
Ширина просмотра:
Поиск
Сайт отдела образования
Администрации Мордовского района Тамбовской области
Дополнительное содержание (верхнее)
Дополнительные ресурсы (левая колонка)
Дополнительные ресурсы (правая колонка)
Облако тегов
Главное содержание
Вариативные формы доступного качественного образования в условиях реализации федеральных государственных требований. Плетнёва Е.Ю.
МБДОУ «Шульгинский детский сад №3»
Доклад на августовской конференции
«Вариативные формы доступного качественного образования в условиях реализации федеральных государственных требований»
Подготовила: воспитатель старшей группы Шульгинского детского сада Плетнёва Е.Ю.
2012 год
Уже долгое время остается актуальной проблема сохранения и усовершенствования единственного образовательного пространства. Родители и работники ДОУ несут огромную ответственность за качество образования и постоянно возрастающие требования к нему. Самое значительное влияние на развитие малыша дошкольного возраста оказывают его родители. При недостаточной или плохой осведомленности, родители не могут обеспечить малышу условия, развивающие личность. Важным моментом является разъяснение родителям всей ценности и значимости раннего детства.
Учреждения не предоставляют возможности работы со всеми, без исключений, детьми. И вариативные формы дошкольного образования остаются нерассмотренными. Это объясняется усложнением социально-экономической и демографической ситуаций. Также есть проблемы и «дыры» в финансировании образования детей дошкольного возраста. И сейчас значительно сократилось число дошкольных учреждений. Для того, чтобы компенсировать упущенные моменты ДОУ, по всех городах начали создаваться разные группы адаптации, консультативные центры, группы в садиках для кратковременного пребывания детей. Их целью является оказание помощи родителям в воспитание детей.
Новые формы дошкольного образования отличаются многими показателями. Например, временем пребывания ребенка в садике, объемом и направлением услуг образования, изменением организации предметов окружающей среды и образовательным процессом. Другими словами, в воспитании могут использоваться любые вариативные формы дошкольного образования, которые смогут обеспечить ребенка всеми необходимыми знаниями.
Родители должны понимать, что образовательное учреждение не может взять на себя всю ответственность за полноценное развитие ребенка. Без взаимопомощи тут не обойтись.
Экономически целесообразно формировать группы кратковременного воспитания детей в детских садах. Главной целью таких групп считается обеспечение всестороннего развития детей, которые не посещают дошкольные образовательные учреждения.
Также есть специальные группы, предназначение которых – оказание помощи детям с отклонениями в развитии. Воспитанием и обучением таких детей занимаются психолого-медико-педагогические специалисты.
Что такое вариативные формы дошкольного образования?
Вариативные формы дошкольного образования — это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет). Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. К вариативным формам дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет относятся:
Группы кратковременного пребывания (ГКП) — вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения (ГОУ), реализующего программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет), которая создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.
В настоящее время к ГКП относятся:
Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ.
Основные задачи ЦИПР:
Третий год в нашем детском саду работает Консультативный пункт. Он создан с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
Основные задачи КП:
Консультации для родителей и детей проводят воспитатели, заведующая, привлекаем специалистов из других учреждений – медсестра.
Семейный детский сад (СДС) создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от 1 года до 7 лет, реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства.
На должность воспитателя СДС назначается родитель многодетной семьи, в которой он создается. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других многодетных семей.
Служба ранней помощи (СРП) создается для детей от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения.
Целью СРП является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Основные задачи СРП:
Лекотека создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.
Основные задачи:
Дошкольное образование стало первой ступенью непрерывного образования в России. На сегодняшний день непрерывность образования первой ступени проявляется через использование вариативных форм дошкольного образования, поскольку ни один из возрастных периодов нельзя отделять от другого для обеспечения целостного развития ребенка.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. Каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать основную общеобразовательную программу ДОУ на основе Примерных образовательных программ (комплексных) и из комплекса вариативных, специализированных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ.
Поскольку существуют дошкольные учреждения разных типов и видов, тенденция перехода к вариативности дошкольного образования неизбежна. В детских садах развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей большое значение имеют дополнительные образовательные услуги, которые, прежде всего, ориентированы на потребности семьи и общества. Использование вариативных программ способствует обеспечению индивидуализации и личностно-ориентированного воспитания. В настоящее время педагогам в современном дошкольном образовании предоставляется большая возможность для творчества и импровизации. Каждый воспитатель и узкий специалист, работая по основной комплексной программе, может параллельно вести углубленную работу по интересующей его теме, которая ориентирована на развитие ребенка в рамках приоритетного направления дошкольного учреждения. Основной составляющей углубленной работы является разработка авторских учебных рабочих программ, которые способствуют оригинальности подходов к построению педагогического процесса и разнообразию взглядов на ребенка и его развитие. Именно в такой углубленной работе педагог импровизирует, варьирует содержание, формы и методы взаимодействия с детьми.
В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
ФГТ ставят во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен. Ведущими видами детской деятельности должны быть: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам:
Важно взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
Таким образом, правильно организованное сотрудничество с родителями будущих воспитанников, грамотно подобранные методы и приемы воспитания и обучения способствуют эффективной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Новая система дошкольного образования в свете ФГТ предоставляет возможность ДОУ самим моделировать построение педагогического процесса.