вариант 2 сипр 12 13 лет что это

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) Вариант 2

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»

Зам. директора по УВР

за реализацию программы:

Общие сведения о ребёнке

Дата рождения: 21.06.2005

Заключение ПМПК: Обучение по СИПР – заочная форма обучения

Общая характеристика на начало учебного года

Саша обучается с 01.09.2018г в 3 классе МКОУ школы «Надежда» по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), СИПР.

Мальчик передвигается самостоятельно, но под контролем взрослого. Эмоциональное состояние ребенка стабильное. Саша веселый, жизнерадостный мальчик. Легко идет на контакт со взрослым. Понимает обращенную речь, соотносит себя с именем, улыбается. Активная речь развита не очень хорошо, говорит невнятно, связная речь отсутствует. Понимает обращенную речь на повседневно-бытовом уровне. Не всегда адекватно на нее реагирует.

Физически развит ниже возрастной нормы. Общая и мелкая моторика сформированы не достаточно. Координация движения нарушена.

К учебной деятельности интерес поверхностный. С трудом овладевает необходимым объемом знаний. На занятиях пассивен, задания выполняет с помощью взрослого, часто отвлекается, усидчив. Коммуникативные навыки развиты не значительно. Не способен обратиться к собеседнику по имени. Отвечает на вопросы жестами или короткими словами. Частично выполняет действия по словесной инструкции.

Учебные навыки сформированы частично. Знает все буквы, слоги читает со значительной помощью педагога. Пишет по обводке методом «рука в руке». Счет до 10. В обратном порядке не считает. Выделяет один предмет из множества. Знает цифры и соотносит их с количеством в пределах 3. Знает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). В количественных, величинных, временных, и пространственных представлениях не ориентируется. Знает некоторые цвета.

Дни недели, времена года не знает.

Интерес к какой-либо деятельности носит кратковременный, неустойчивый характер.

Таким образом можно сделать выводы :

Мальчик проявляет интерес к общению со взрослыми и детьми.

Эмоциональное состояние стабильное.

Невербальные средства общения сформированы на среднем уровне.

Мелкая моторика развита на среднем уровне.

Сенсорные эталоны усвоены частично.

К учебной деятельности проявляет интерес.

Познавательные процессы сформированы на уровне ниже возрастной нормы

Источник

Рабочая програма на тему: «СИПР УО вариант2»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № »

Рассмотрено на МО учителей нач классов МКОУ СОШ № 5

Протокол № _ от ______ 2017 г Руководитель МО

Со гласовано __________ 2017 г

Приказ № ___ от ________2017 г

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)

учащейся с ОВЗ (со сложной

структурой дефекта) (вариант 2)

Срок реализации восемь месяцев

2. Пояснительная записка

3. Психолого-педагогическая характеристика на начало обучения

4. Индивидуальный учебный план

5. Условия реализации специальной индивидуальной программы

6. Содержание образования:

6.1. Базовые учебные действия

6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

6.3. Нравственное развитие

6.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

6.5. Внеурочная деятельность

7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

8. Программа сотрудничества с семьей

9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе

адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР, с учетом его особых образовательных потребностей в 1 классе «б» МКОУ «СОШ № 5» (обучение на дому и в школе).

Общие сведения об учащемся:

Имя, фамилия ребёнка: Козлова Ольга

Возраст ребёнка: 7 лет

Год рождения: 12.06.2010 г.р.

Место проживания: с Балахоновское, ул Чапаева, 23

Отец Козлов Василий Николаевич, работает оператором дробильной установки

Ребенок поступил в 1 класс МКОУ «СОШ № 5» 03. 10. 2017 г.

Внешний вид всегда чистый, опрятный. Но Ольга не замечает и не устраняет неполадки в одежде. У неё плохо развиты навыки самообслуживания, она не стремится к выполнению трудовых обязанностей. Отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы, двигательная расторможенность. При общении постоянно смотрит в сторону, неусидчива, не способна контролировать свою деятельность. Девочка редко болеет соматическими заболеваниями. Основные (ходьба, бег) и прикладные (прыжки, лазание и пр.) двигательные навыки сформированы. Предположительно, состояние слуха и зрения соответствует норме. Учебное поведение не сформировано: действия по подражанию и образцу выполняет при помощи взрослого. Инструкцию взрослого понимает.

По заключению территориальной ПМПК № 22 от 27.09.2017 г. у ребенка искаженное психическое недоразвитие и системное недоразвитие речи тяжелой степени. Ольга нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Рекомендовано обучение по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. Имеется заключение врачебной комиссии об организации индивидуальной формы обучения «ребенка-инвалида» на дому от 03.10.2017 г. №

3.Психолого-педагогическая характеристика развития обучающегося с ТМНР :

Девочка воспитывается в полной многодетной семье. В семье есть младшие дети: сын- 4-х лет и дочь- 2-х лет. Воспитанием Ольги занимаются мама и папа. Родители с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям ребёнка, заинтересованы в успешном развитии ребенка. Реагируют на просьбы и пожелания педагога. Семья социально благополучная.

Социально-бытовые условия – удовлетворительные. Семья временно живет в частном доме родителей отца, занимает большую комнату, есть отдельная маленькая кухня, санузел. У Ольги нет отдельной комнаты, где она может заниматься любимым делом, может отдыхать. Отец девочки строит отдельный благоустроенный дом для семьи.

В контакт девочка вступает легко, но познавательные потребности не сформированы, Девочка работает на занятиях 10 – 15 минут, быстро пресыщается, стремится уйти с занятия, поэтому занятия по теме кратковременны, остальное время играет с любимыми игрушками и отказывается работать. Общая мотивация игровая. Самостоятельно может играть со своими игрушками. Часами может смотреть любимые мультфильмы по ноутбуку, который может включать, выключать.

Мелкая моторика развита слабо. Не умеет правильно держать карандаш, ручку, рисовать, обводить по образцу. При включении данных упражнений в занятие отказывается работать, поднимается и уходит.

У ребенка выявлено:

Внимание. Внимание отвлекаемое, рассеянное, истощаемое, концентрация и распределение затруднено (концентрируется на собственной деятельности в течение длительного времени).

Сенсорное развитие : не показывает и не выбирает основные цвета: красный, зеленый, синий, желтый. Из основных форм показывает круг, квадрат. Не ориентируется во времени: (времена года и части суток). Сенсорные эталоны не усвоены.

Память: кратковременная, истощаемая . Зрительная и слуховая память отражают низкую способность к произвольному и непроизвольному запоминанию, сохранение информации затруднено. (Зрительная память на 1 объект).

Мыслительная деятельность: не группирует предметные картинки по группам (одежда, посуда, мебель). Предметную картинку из 2-4 элементов выполняет с помощью взрослого. Вкладывает круглые формы в гнезда, не складывает пирамидку самостоятельно. Лишнее по признакам не выделяет. Устанавливает последовательность событий из 2-х картинок.

Мотивационная сфера : Учебная мотивация не сформирована. Ведущий мотивом является игровая деятельность. Нуждается в организующем и контролирующем воздействии педагога.

Эмоционально-волевая сфера: Преобладает спокойное эмоциональное состояние. При призыве сесть за стол или выполнить какое-либо задание не проявляет упрямство, но на достижение цели не мотивирована, делает только то, что ей нравится. Она понимает ситуацию запрета, но не принимает ее, отказывается подчиняться и выполнять просьбы, не совпадающие с ее желанием. Не способна длительное время выполнять монотонную работу. Мало заинтересована в общении с педагогом, поддерживает игру в течение 5-10 мин, потом предпочитает играть сама.

Особенности поведения: Эмоционально устойчива, контактна. Правила поведения во время занятий понимает частично, их соблюдение требует контроля со стороны мамы. Требуется постоянный присмотр и постоянная помощь.

Речь и альтернативная коммуникация. Языковые средства не сформированы, Ольга не владеет в полном объеме речью. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено формирование устной и письменной речи, т. к. у ребенка системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности. Принимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Простые словесные инструкции понимает на бытовом уровне. Связная речь отсутствует. Ориентируется в названиях предметов, наиболее обиходных действий. Знает названия слов, обозначающих основные цвета, но не соотносит с цветом

Словарный запас ограничен бытом. В активе небольшое количество нечетко произносимых слов-звуков. Не знает многих предметов, размер, цвета. Называет некоторые части лица: рот, глаза, нос. Звукоподражает мяуканью кошки, лаю собаки, мычанью коровы. Показывает на картинках людей: мальчика, девочку, дядю, тетю. Знает некоторые названия продуктов питания, показывает их по картинке: хлеб, конфета, яблоко. По картинкам показывает зверей: кошка, собака, корова. Названия птиц не знает. Из предметов мебели знает: стол, кровать, стул; из предметов одежды показывает: куртку, платье, носки. Обобщающие понятия не сформированы. В речи глаголы почти не употребляет, по картинкам смогла показать действия предметов: стоит, идет.

Голос тихий, дикция смазанная, темп речи медленный, речь мало модулированная, невыразительная. Слоговая структура слова нарушена. Слова со сложной слоговой структуры воспроизводить не может, грубо искажает их.

Грамматический строй речи. Не понимает грамматических изменений слова, не владеет

Связной речь развита плохо. Повторяет простые фразы из двух слов.

Индивидуальный учебный план

ученицы 1 класса «б» МКОУ «СОШ № 5» Козловой Ольги,

обучающейся по программе ФГОС для обучающихся с у/о (интеллектуальными нарушениями) (вар.2) по СИПР на 2017-2018 учебный год

Источник

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС ОО УО (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Презентация к уроку

Основной целью обучения детей в рамках ФГОС ОВЗ является создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации. Взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения, учителей и родителей – одно из важнейших условий.

Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка. Согласно требованию стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребенка, обучающегося по второму варианту АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и по четвертому варианту АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

СИПР – это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель и задачи СИПР определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребенка.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Специальная индивидуальная программа развития была создана для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития — это наиболее сложная категория учащихся. Дети данной категории обучаются только по СИПР, но это не значит, что СИПР не может быть разработан для любого обучающегося с ОВЗ.

Первая и основная цель СИПР построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Второй целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с ОВЗ – нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, и овладение учебной деятельностью.

СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.

СИПР разрабатывается для следующих категорий обучающихся:

1) Для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС ОО УО (интеллектуальными нарушениями) вариант 2;

2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому;

3) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения;

4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.

Согласно п. 2.9.1. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями структура СИПР включает 9 разделов (приложение 1):

1. Структура СИПР

2. Индивидуальные сведения о ребенке (персональные данные о ребенке и его родителях)

3. Психолого-педагогическая характеристика

4. Индивидуальный учебный план

Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год).

Индивидуальный образовательный маршрут:

Преобладающая форма работы; Особенности коммуникации; Самостоятельная активность; Особенности поведения; Соматические особенности здоровья; Навыки самообслуживания; Особенности питания; Особые условия нахождения, обучающегося в классе\на занятии; Режим посещения школы.

5. Содержание образования

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования, конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.

5.1. Базовые учебные действия

5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий

5.3. Психолого-педагогическое сопровождение

5.4. Нравственное развитие

5.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

5.6. Внеурочная деятельность

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

7. Программа сотрудничества с семьей

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей и конструктивное взаимодействие со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. На основе мониторинга, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ. По завершению учебного года проводится индивидуальная встреча с родителями для определения дальнейших форм работы с ребёнком и даются рекомендации, советы и консультации.

Вы можете ознакомиться с вариантом заполнения СИПРа из моего личного педагогического опыта (приложение 2).

Вся информация, представленная в СИПРе не является представлением персональных данных конкретного обучающегося.

Источник

СИПР вариант №2

вариант 2 сипр 12 13 лет что это. Смотреть фото вариант 2 сипр 12 13 лет что это. Смотреть картинку вариант 2 сипр 12 13 лет что это. Картинка про вариант 2 сипр 12 13 лет что это. Фото вариант 2 сипр 12 13 лет что это

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

для обучающегося с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.

вариант 2 сипр 12 13 лет что это. Смотреть фото вариант 2 сипр 12 13 лет что это. Смотреть картинку вариант 2 сипр 12 13 лет что это. Картинка про вариант 2 сипр 12 13 лет что это. Фото вариант 2 сипр 12 13 лет что это

Содержимое разработки

для обучающегося с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.

Ребенок: Днестранских Алексей

Срок реализации программы: 1 год

Ответственный за реализацию программы: Могутова А.В.

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности и составлена на основе:

 «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.

 Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

 ФГОС НОО для детей с ОВЗ

Актуальность выбора данной программы

Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие мальчика не позволяет освоить АООП (вариант 1).

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом. В данной программе в качестве основного средства взаимодействия, осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью, является невербальная коммуникация. Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной умственной отсталостью.

1. Психолого-педагогическая характеристика.

2. Индивидуальный учебный план.

3. Планируемые результаты освоения обучающимся АООП НОО.

4.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

6.1. Программа формирования базовых учебных действий.

6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

6.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания.

6.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

6.5. Программа внеурочной деятельности.

7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

8. Программа сотрудничества с семьей.

9.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

Индивидуальный учебный план на 2017-2018 учебный год

Исходя из структуры нарушений, приоритетными областями являются:

 Математика. Учебный предмет – Математические представления.

 Искусство. Учебный предмет – Музыка.

Индивидуальный учебный план составлен с учетом психофизического состояния мальчика. С согласия родителей в учебный план внесены занятия из коррекционно-развивающих областей. Темы уроков-занятий какой-либо области находят свое логическое продолжение в темах уроков-занятий других областей.

Программа рассчитана на один учебный год.

Объем недельной нагрузки ученика начальной школы, обучающегося индивидуально –4 часа. Предусмотрено посещение урока музыки вместе с классом.

Продолжительность урока-занятия 30 минут. Урок может быть сокращен из-за обострения реактивного состояния ребенка.

Планируемые результаты освоения обучающимся АООП НОО

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной степенью нарушения интеллекта будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков. Основным ожидаемым результатом освоения АООП НОО является развитие жизненной компетенции ребенка с умеренной степенью нарушения интеллекта.

Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специальнойиндивидуальной программы. В СФГОС направления коррекционной работы в сфере жизненной компетенции занимают место в содержании различных учебных программ и курсов.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях

-Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

-Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении.

Овладение навыками коммуникации

Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

Ожидаемые личностные результаты:

1.Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

2. Принятие роли ученика.

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

-выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и

образцу действия взрослого;

-узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

-показывать на себе части тела и лица;

-выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений

частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически

адекватно реагировать на простую инструкцию педагога:

-при общении использовать мимику и жесты;

-определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

-понимать и выполнять действия с игрушкой;

-повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

-адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

-использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

-выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»).

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам освоения задач и анализа результатов обучения оценивается динамика развития его жизненных компетенций. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимся специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения обучающегося, важно учитывать затруднения в освоении отдельных предметов (курсов), которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом).

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

«выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной), по образцу», «выполняет действие с помощью учителя». В случае затруднений в оценке, в связи с отсутствием видимых изменений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Условия реализации потребности в уходе и присмотре

В создании особых условий реализации потребности в уходе и присмотре, а также в организации обучения не нуждается.

Учебное место мальчика включает школьный стол и стул, которые соответствуют росту ребенка. Уроки оснащены ярким предметно-дидактическим и наглядным материалом.

В классе выделена игровая зона для отдыха, которая застилается ковром. Имеются большие надувные мячи для снятия мышечного напряжения; массажный коврик.

Требования, предъявляемые к учебным занятиям, состоят в следующем:

1) наличие положительного эмоционального контакта между ребенком и педагогом;

2) обучение, воспитание и развитие ребенка строить в совместной деятельности и общении со взрослым;

3) выбор и обучение новым навыкам происходит в ситуации, максимально приближенной к повседневной деятельности ребенка;

4) обучение ведется в рамках эмоционально-значимой деятельности;

5) уделять внимание повышению общего уровня активности ребенка;

6) алгоритм занятий устойчив по структуре;

7) содержание занятий, предлагаемые ситуации носят повторяющийся характер;

8) использование внешних опор для планирования деятельности, контроля, общения и получения обратной связи;

9) деятельность педагога осуществляется совместно с родителями ребенка.

Содержание образования СИПР

Цель–достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества посредством индивидуального поэтапного и планомерного расширения жизненного опыта повседневных социальных контактов.

1. Создавать условия, способствующие развитию способностей обучающегося.

2. Формировать у ребенка положительную мотивацию к взаимодействию с педагогом в ходе содержательной деятельности.

3. Создавать условия для возникновения речевой активности и использования речевого материала в повседневной жизни.

Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

1.Подготовка ребенка к нахождению и обучению в школе, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогами.

2.Формирование учебного поведения:

-направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

-умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

-использование по назначению учебных материалов;

-умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3.Формирование умения выполнять задание:

-в течение определенного периода времени,

-от начала до конца,

-с заданными качественными параметрами.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающегося. Решение поставленных задач происходит как на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

Личностные базовые учебные действия

1. Готовить обучающегося к эмоциональному, коммуникативному и предметному взаимодействию с педагогом и другими взрослыми.

2. Помочь ребенку освоить позицию ученика.

3. Формировать учебное поведение (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по подражанию).

4. Формировать адекватные реакции и действия на обращения людей.

5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Предметные базовые учебные действия

1. Формировать умение учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности.

2. Учить обучающегося совместно с учителем дифференцировать и выбирать предметы.

Содержание программы подробно раскрывается через программы учебных предметов и коррекционных курсов.

Речь и альтернативная коммуникация (1 час в неделю)

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития данного ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими: Ученик имеет нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, у него отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности, а также отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Кроме того, понимание речи данного ученика окружающими затруднено.

В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации социального общения.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Содержание учебного предмета

1.Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

-Знакомство обучающегося с учителем. Определение предпочтений обучающегося: совместный выбор наиболее интересных для него игрушек (из ряда предложенных). Совместное проигрывание одного-двух действий с выбранной игрушкой (игрушками). Побуждение к участию в простые театрализованные игры с учителем.

-Прогулка по школе вместе с обучающимся. Совместное взаимодействие с оборудованием помещений, предназначенных для игровых и бытовых целей.

2. Это – я. Чтение телесных и мимических движений.

-«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом себя и своего отражения в зеркале.

-Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладоши и т. п.).

-Движение по различным сенсорным дорожкам (учитель держит ученика за руку и указательным жестом показывает направление движения, движение по подражанию действиям учителя).

-Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают»: Покажи, чем нюхают (понюхай хлеб, цветок. ). Покажи, чем слушают (послушай, как я буду стучать деревянными ложками; послушай, как тикают часы, шумит вода. ).

-Аудиальные и визуальные упражнения с использованием куклы типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклыруки, у тебяруки; у куклыноги, у тебяноги (упражнения с фотографиями и картинками).

-Игровые упражнения с куклой, соотносимой с образом ученика. (Интеграция с уроками «Развитие речи и окружающий мир».)

-«Чтение» изображений на картинках. Совместные с учителем упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.

-Визуальные упражнения с картинками: покажикуклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.

-Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация).

-Узнавание игрушки по характерным звукам (звучащие игрушки).

-Игры-имитации на передачу в движении образов животных (заяц, лисичка). Показ движений учителем и выбор учащимися (вместе с учителем) игрушки, соответствующей образу. Повторение учениками движений за учителем, по показу игрушки или картинки.

-Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек «Слушай и делай вместе со мной».

-Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек).

3.«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.

-Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.

-Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» (построчное иллюстрирование текста).

-Знакомство с пиктограммами «нос», «голова», «ухо», «глаза».

-Визуальные упражнения с картинками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажикуклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.

-Визуальные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками: внимательно рассмотри куклу и мишку, слушай и показывай.

-Двигательные упражнения вместе с учителем, а потом самостоятельно (с минимальной жестовой помощью учителя): «Покажи, как это делают».

-Аудиальные и двигательные упражнения (речевые физминутки).

-Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).

-Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя (один-два наиболее характерных признака). Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей).

-Узнавание учениками знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

-Свободные предметные игры с любимыми игрушками: катать машинку, бросать мяч, строить башню.

-Игры с образными игрушками (учитель предлагает несколько игрушек, организует предметно-игровое сотрудничество: кукла лежит, стоит, идет, ест, прыгает).

-Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам (звукоподражания животным, звукам двигателя машины, стуку молоточка, звон колокольчика и так далее).

-Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя (дидактическая игра «Угадай (покажи) игрушку по описанию»), где один-два наиболее характерных признака. Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, картинка, нарисованная взрослым на глазах у ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей). Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь. При работе со звучащими игрушками взрослый переходит с одного места на другое.

-Знакомство с пиктограммами «игрушки», «кукла», «мяч», «машина».

-Побуждение обучающегося к первым высказываниям об игровых умениях с использованием невербальных средств общения. Пиктограммы: Я играю. Играю с машиной.

-Совместные с учителем игры с сюжетными игрушками: кормим куклу, кукла ест, катаем куклу, кукла машет: «До свидания», кукла читает, кукла рисует».

-Через специально созданные игровые ситуации с помощью невербальных средств общения (мимика, пантомимика, картинки) выражать радость от достижения своих целей.

-С помощью невербальных средств общения в игровых ситуациях выражение своих впечатлений, желаний, возможностей: могу, я хочу, мне нравится.

Рассматривание фотографий членов семьи, и возможное называние (показ) их на фотографии.

— Проигрывание в отобразительных играх ситуаций, отражающих любовь, доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу.

Знакомство с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка»

Ожидаемые личностные результаты

— мотива к общению с педагогом;

-желания выполнять с педагогом предметные и игровые действия;

-умения понимать себя (весело, грустно, хочу, не хочу) и выражать свои чувства;

-осознание себя учеником.

Возможные предметные результаты

-понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

-пользоваться средствами альтернативной коммуникации. Взгляд на нужный предмет. Жесты: приветствия, прощания, благодарности, отказа, указательные. Этюды: я ем, пью, слушаю, вижу, радуюсь, плачу, холодно, тепло, хочу, не хочу, идет дождь, идет снег, медведь, кошка, собака;

-совместно с учителем узнавать предметы по звучанию (барабан, колокольчик, мишка рычит), на ощупь (мяч, кубик, палочка), по описанию (у нее есть колеса, он катится, он рычит).

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

Знакомство учащегося с учителем. Приветствие.

Упражнения на ориентацию в комнате

«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале.

Упражнения на подражание выражению лица учителя и его действиям.

Я и мое имя, моя фотография.

Двигательные упражнения «Покажи, как это делают».

Упражнения с использованием куклы «Слушай и показывай на кукле».

Игровые упражнения с куклой.

«Чтение» изображений на картинках.

Визуальные упражнения с картинками: покажикубик, пирамидку.

Нахождение игрушки по картинкам

Узнавание игрушки по характерным звукам (звучащие игрушки).

Моя любимая сказка, драматизация сказки.

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

Моя любимая игрушка.

Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.

Упражнение «Слушай стишок и показывай картинку».

Знакомство с пиктограммами «нос», «голова», «ухо», «глаза».

Упражнения с картинками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажимашинку, мишку.

Упражнения с игрушками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажизайчика, белочку.

Аудиальные упражнения (речевые физминутки).

Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя.

Нахождение игрушки по картинкам.

Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

Моя любимая игрушка.

Игры с образными игрушками.

Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам.

Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя.

Нахождение игрушки по картинкам. Игровые ситуации.

Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки)

игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки).

Знакомство с пиктограммами «игрушки», «кукла», «мяч», «машина».

Знакомство с пиктограммами «мяч»

Знакомство с пиктограммами «машина».

Пиктограммы: Я играю. Играю с машиной.

Совместные с учителем игры с сюжетными игрушками.

Рассматривание фотографий членов семьи. Показ их на фотографии.

Проигрывание в играх ситуаций, отражающих заботливое отношение членов семьи друг к другу.

Знакомство с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка».

Окружающий социальный мир, человек (1 ч. в неделю)

Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа построена на основе содержания следующих разделов: «Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде», «Растительный мир», «Животный мир», «Объекты неживой природы», «Временные представления».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь). Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.

Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные/несъедобные грибы).

Содержание учебного предмета

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

Приветствие (вытянуть и согнуть руки). Прощание (пальцы в стороны). Привлечение внимания учащегося к предметам в комнате. Выполнение простых подражательных движений за учителем «Делай вместе» (движения рук, кистей). «Утки», «Лапки», «Молоток». Катание, бросание шариков в определенном направлении. Перекладывание предметов из одной коробки в другую.

Узнавание растений (дерево, куст, трава). Узнавание деревьев (дуб, клён, ель).

Узнавание фруктов (яблоко, банан, апельсин, груша) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Узнавание овощей (лук, картофель, морковь) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание грибов (белый гриб, мухомор, лисичка) по внешнему виду. Различение съедобных и несъедобных грибов.

Узнавание домашних животных (корова, свинья, лошадь, кот, собака). Узнавание детенышей домашних животных (котенок, щенок). Узнавание диких животных (лиса, заяц, волк, медведь). Узнавание детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок). Узнавание домашних птиц (курица (петух), утка). Узнавание детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок).

Объекты неживой природы.

Солнце. Узнавание Солнца в природе и на картинках. Луна. Узнавание Луны. Лес. Узнавание леса. Вода. Знакомство со свойствами воды. Узнавание воды. Игры с водой. Узнавание реки Огонь. Узнавание огня. Знакомство со свойствами огня. Правила обращения с огнем. Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Различение выходных и рабочих дней. Представление о годе как о последовательности сезонов. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений с временами года.

Ожидаемые личностные результаты

-понимания эмоционального состояния других людей;

— понимания языка эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.)

Возможные предметные результаты

-интереса к живой и неживой природе;

-элементарных представлений о течении времени: умение различать части суток, смена событий дня.

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Окружающий социальный мир, человек»

Приветствие (вытянуть и согнуть руки). Прощание (пальцы в стороны). Привлечение внимания учащегося к предметам в классе.

«Представления о себе»

Узнавание растений (дерево, куст, трава).

Узнавание фруктов (яблоко, банан, апельсин, груша) по внешнему виду.

«Представления о частях тела»

Узнавание овощей (лук, картофель, морковь) по внешнему виду (вкусу, запаху).

«Представления о частях тела»

животных (корова, свинья, лошадь, кот, собака).

«Представления о себе»

«Уход за полостью рта»

Узнавание диких животных (лиса, заяц, волк, медведь).

Узнавание домашних птиц (курица (петух), утка).

Мебель ( назначение, виды)

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Соотнесение частей суток с видами деятельности.

«Гигиенические процедуры после посещение туалета»

«Мытье рук, вытирание рук»

Посуда (Тарелка, чашка, ложка).

Соотнесение явлений природы с временем года.

«Моё личное полотенце»

Математические представления ( 1 ч. в неделю)

Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку и т.п.

Таким образом, учебный предмет «математические представления» представляет практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников с умеренной умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации.

Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

-социально-бытовая адаптация детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;

формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях.

-формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

-овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Предмет «Математические представления» для учащихся с умеренной умственной отсталостью включает:

-ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;

-упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);

-игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;

-конструирование из строительного, природного и бросового материалов;

-формирование количественных представлений;

-«чтение» и письмо цифр;

-формирование представлений о форме;

-формирование представлений о величине;

-пространственно-временных представлений и ориентировок.

Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.

Программа построена на основе содержания следующих разделов: «Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде», «Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными)», «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Ожидаемые личностные результаты

-социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми.

Возможные предметные результаты

-осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образу);

-понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;

-выделять признаки цвета (красный и желтый, зеленый, синий),

формы (куб, шар, квадрат, круг), величины в предметах по подражанию действиям взрослого (задания типа «Найди такой же…»), по образу и по словесной инструкции;

-выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образу действиям взрослого;

-узнавать цифру 1 и соотносить с количеством пальцев и предметов;

-производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты);

-перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;

показывать на себе и на кукле основные части тела, лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши);

-перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.

Содержание учебного предмета

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

Знакомство учащихся с дидактическими сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом. Выбор наиболее интересного простого конструктора и сборно-разборной игрушки для конструирования вместе с учителем (пирамидки, матрешки, деревянные, пластмассовые и другие строительные наборы). Выполнение учителем простой постройки из двух-трех деталей: учащийся наблюдает, привлекается к совместным с учителем действиям. Рассматривание вместе с учащимся постройки из строительного материала, которую выполняет учитель, прибегая к помощи ученика (дай куб, дай еще фигуру), побуждая называть (показывать) конструкцию.

Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными).

Воспроизведение учащимся (совместно с учителем и по подражанию) комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора, представляющих собой простую конструкцию (стол, стул, домик). Совместное с учениками обыгрывание постройки по предложенному учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).

Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).

Представление о форме

Тактильные и зрительные упражнении на выбор круглых предметов. Игры в сухом бассейне с шариками, с мячиком, катание и бросание мячей среднего размера — пластмассовых, резиновых, тряпичных. Игры: «Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма», «Что катиться, что не катиться?». Хождение по коврику «Топ-топ».

Игры: выбрать из бассейна шарики, ориентируясь на цвет и заданное количество (много, мало, один, два, три). Катание «таблеток», колец от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого, подкрепляя действия словами катится, круглое колечко (говорит учитель).

Представления о величине

Совместные с учащимися упражнения по сопоставлению двух объектов по величине <большоймаленький мяч, большаямаленькая пирамида).Показ пространственных отношений руками и совместные с учителем действия или действия по подражанию ему: Брось большой мяч далеко. Маленький мяч положи к ногам. Он лежит близко. Игры и игровые упражнения в сухом бассейне: учитель учит учеников «купаться», искать руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишкибольшой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).

Совместное перемещение учащегося и учителя (держатся за руки, за веревочку, за обруч и т. п.) в пространстве класса. Перенос с одного места на другое разных предметов. Стимулирование желания ученика выполнять эти действия по словесной инструкции и самостоятельно. Катание игрушек – каталок по инструкции учителя о направлении движения. Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела: поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку (по подражанию, по образцу). В процессе называния и показа пространственных отношений учитель стимулирует ученика использовать вербальные и невербальные средства (большой — разводятся руки в стороны, ладони, как бы обхватывают большой предмет, демонстрируя объем, маленький — имитируется захват маленького предмета).

Узнавание и называние простейших явлений и состояний погоды (холодно, тепло, идет дождь, или снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе.

Различение контрастных времен года (лето, зима). Чтение потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах. Время суток. Игра «День-ночь». Обучение ученика в процессе игровых упражнений по подражанию педагогу изображать погодные явления с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться; тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу; дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола с проговариванием «кап-кап» и т. п.

Календарно-тематическое планирование по предмету

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *