ван клиберн на конкурсе чайковского что исполнял
Ван клиберн на конкурсе чайковского что исполнял
Апрель 1958 года, Москва. Подходит к концу первый международный конкурс пианистов и скрипачей имени П. И. Чайковского – главное музыкальное событие советской оттепели. Между членами жюри обнаружились резкие противоречия. Несмотря на то, что третий тур еще не состоялся, у жюри, несомненно, были кандидаты, достойные первой премии. На место победителя претендовали одновременно представитель СССР, Лев Власенко, Лю Ши-Кунь из Китая и американец Ван Клиберн. Разногласия возникли, собственно, из-за наличия так называемой артистической оценки (т.е. оценки выступления участника в целом) и дисциплинарной (выявление всевозможных недостатков в программе исполнителя для соответствия оценки необходимым стандартам). Выступление музыкантов в финальном, третьем туре, должно было определить все. И хотя лидерство Клиберна признавалось большинством членов жюри, присуждение победы американцу во время «холодной войны» казалось шагом рискованным.
Скандал в жюри спровоцировал известный пианист С. Рихтер, явная симпатия которого к Клиберну и способствовала лидерству последнего. Рихтер считал, что искусство стоит выше политики и что талант Клиберна должен быть оценен так, как он того заслуживает. Поэтому высшую оценку во втором туре – 25 баллов – Рихтер поставил только своему фавориту.
Третий тур в высшей мере поразил всех зрителей и членов жюри. Красивый и высокий американский юноша блестяще исполнил два фундаментальных произведения русской классической музыки – концерт для фортепиано с оркестром №1 П. И. Чайковского, и концерт для фортепиано с оркестром №3 С.В. Рахманинова. Собственно, они и стали его так называемой «путевкой в жизнь». За присуждение первой премии Клиберну проголосовало большинство членов жюри, а упомянутые Власенко и Ши-Кунь поделили второе место. Так в первом международном конкурсе Чайковского победил мало кому в СССР известный американец, навсегда оставшись в истории и сердцах зрителей.
Двумя годами позже, по окончании школы, Клиберн поступил в Джульярдскую школу искусств. Там он стал учеником Розины Левиной (Rosina Lhevinne), выпускницей московской консерватории, и познакомился с русской школой игры на фортепиано. Левина значительно расширила репертуар Клиберна, помогла ему усовершенствовать технику игры, научила шире понимать музыку. В Джульярде Клиберн с первых дней стал одним из лучших учеников. Он появлялся вновь и вновь на различных конкурсах, завоевывал премии и награды, становился более известным. Однако после окончания Джульярдской школы в 1954 году удача отвернулась от пианиста. Несмотря на плотный график выступлений, контрактов на постоянную работу у него не было. Финансовое положение семьи оставляло желать лучшего. Кроме того, тяжело заболела мать Клиберна, так что ему пришлось подменить ее и на некоторое время стать преподавателем.
Но вот настал 1957 год и с Клиберном вновь связалась Розина Левина. Она рассказала ему о предстоящем международном конкурсе в Москве и убедила принять участие. Клиберн снова обрел надежду закрепиться в мире музыки и начал подготовку. Он усердно занимался по 11 часов в день на протяжении 2 месяцев, готовя произведения на конкурс. В своих интервью позже он сообщает, что огня ему добавляло страстное желание воочию увидеть собор Василия Блаженого, который с детства запал в его воображение.
Свой первый визит в Москву Клиберн вспоминает с улыбкой. После того, как самолет приземлился, одним из первых вопросов пианиста был можно ли проехать так, чтобы по пути он увидел собор. Просьба его была выполнена: побывав на Красной площади, музыкант полюбил Россию, как впоследствии полюбили его миллионы советских граждан.
Еще перед началом конкурса поползли слухи о том, что члены жюри уже решили присудить первую премию советскому исполнителю. Многие не верили, что у представителя США есть шансы на победу во время «холодной войны» и считали, что его успех так или иначе скован политикой. Клиберна слухи ничуть не пугали. Он придерживался такого мнения: «I think that political events come, and they pass. They have no staying power. But art always remains with us».
Через какие тернии на пути к звездам только не пришлось пройти исполнителю! В третьем туре он выступал с перевязанным указательным пальцем, кроме того, во время выступления Клиберна на рояле порвалась струна. Казалось бы, известная история Паганини повторилась, однако на рояле одна из 88 струн была заметна менее чем на скрипке, и Клиберн сумел достойно выступить несмотря на этот дефект инструмента. Дальнейшие события были описаны ранее. После победы пианист обрел всемирную славу, на него обратили внимание известнейшие музыканты мира, ему предлагали контракты, так что материальное положение постепенно улучшилось. Но вместе с тем возросла и популярность пианиста, как на родине, так и в Советском Союзе. Сразу по окончании конкурса, никто не знал, какова будет реакция правительства на такое решение жюри. В своих интервью позже Клиберн признается, что и сам не знал, какого отношения к себе ждать от Хрущева, ведь с ним пианист должен был встретиться на приеме в честь бельгийской королевы Елизаветы. Однако отношение Советского правительства превзошло все ожидания: к молодому музыканту отнеслись с большим уважением, и, можно сказать, со свойственным русским гостеприимством. Вспоминая о визите в СССР, Клиберн рассказывает, что Хрущев называл его по-русски – Ваней и постоянно… хотел его накормить.
На родине победителя встречали со всеми почестями. Портрет Клиберна появился на обложке знаменитого журнала «Time» со слоганом «The Texan Who Conquered Russia»
Предприниматели Америки значительно преуспели на продаже записей выступления Клиберна, одна только запись концерта Чайковского собрала более миллиона долларов. Его успех только начал набирать силу. Пианист-виртуоз стал появляться в концертных залах всего мира, принимать участие в различных конкурсах и приобретать все большее и большее признание. Слушатели по всему миру признавались в письмах ему в любви, ждали с гастролями. С 1958 по 1978 годы он объехал всю Европу, давая по 100 концертов в год. Одновременно с этим в 1964 году Клиберн попробовал себя в роли дирижера и также преуспел. Однако в 1978, после смерти отца, он перестал появляться на сцене – ушел на заслуженный отдых. Но как известно, от творческого человека можно ожидать чего угодно. Клиберн не сумел долго находиться в бездействии и уже в 1987 году играл в Белом Доме для Рейгана и Горбачева, а в 1994 вновь организовал мировое турне.
На сегодняшний день Вану Клиберну 77 лет. Он не устает проводить мастер-классы, присутствовать в жюри различных конкурсов и вручать награды. Сегодня известен международный конкурс пианистов имени Клиберна в Техасе, который также открывает дорогу для многих молодых талантов. А еще в 2010 году он присутствовал на очередном, 14 конкурсе Чайковского и награждал победителей, как когда-то его наградил сам Д. Д. Шостакович. Маэстро внимательно следит за судьбой конкурса Чайковского и с теплом вспоминает прием русской публики. Его отношению к музыке и к искусству в целом может позавидовать любой современный исполнитель. Клиберн навсегда вошел в историю, как первый победитель престижного международного конкурса имени Чайковского, как пианист, полюбившийся советской публике, как техасец, покоривший Советский Союз.
Клиберн Ван: биография, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Ван Клиберн до первой поездки в Москву
Ван Клиберн (полное имя — Харви Лаван Клиберн) родился в 1934 году в США в городе Шривпорте, штат Луизиана. Однако уже скоро вся его семья переехала в Техас (и именно эту землю музыкант в итоге считал своей малой родиной).
Первые уроки музыки мальчику с трехлетнего возраста давала мать — она сама была пианисткой. Когда даровитому юноше исполнилось семнадцать, ему удалось поступить в престижную Джульярдскую школу, где его музыкальным педагогом стала известная Розина Левина (она, кстати, получала образование в Московской консерватории). В 1954 году Ван Клиберн окончил учебный курс, победил на конкурсе Левентритта и получил возможность сыграть с оркестром Нью-Йоркской филармонии. Затем молодой пианист около четырех лет ездил с концертами по стране. Его выступления, несомненно, были талантливыми, но этого было недостаточно для обретения действительно большой популярности.
Феноменальный успех американского пианиста
В 1958 году преподавательница Ван Клиберна Розина Левина помогла выбить ему стипендию для поездки на первый Международный конкурс имени Чайковского в Москве. И это в значительной степени предопределило дальнейшую биографию музыканта.
Исполнение Ваном Клиберном на данном конкурсе произведений Чайковского и Рахманинова совершенно поразило как слушателей в аудитории, так и уважаемое жюри. В результате, ему единогласно было присуждено первое место. И это несмотря на то, что конкурс проводился в разгар «холодной войны», а пианист прибыл из США. Свою медаль победителя он получил из рук самого Дмитрия Шостаковича.
Когда Ван Клиберн вернулся в родную страну, ему устроили торжественный проезд в кабриолете без крыши по Нью-Йорку. При этом многочисленные фанаты осыпали счастливого музыканта цветами и конфетти.
В 1958 году лейбл RCA Victor заключил с пианистом контракт и выпустил его альбом с записью Первого фортепианного концерта Чайковского. Уже скоро этот альбом получил статус платинового и был удостоен премии «Грэмми».
С 1960 по 1972 год Клиберн гастролировал по СССР целых четыре раза, и всегда эти гастроли имели огромный ажиотаж — советские зрители обожали этого долговязого техасца. И он в свою очередь тоже с теплотой относился к Советскому Союзу и его жителям.
Разумеется, среди поклонников пианиста были не только простые слушатели, но и сильные мира сего. Ван Клиберн в ходе своей карьеры выступал для нескольких президентов США — от Гарри Трумэна до Барака Обамы, а также для глав государств Азии, Латинской Америки и Европы.
Закат карьеры, последние годы и смерть
В какой-то момент интерес к творчеству Вана Клиберна начал угасать. Это было обусловлено относительной скудностью репертуара, отсутствием заметного роста и рядом других причин. В 1978 году, после кончины отца, музыкант вместе с матерью (к этому времени он, к слову, так и не женился, и детей у него тоже не имелось) переехал в фешенебельный особняк в Техасе и практически прекратил концертную деятельность.
После этого Ван Клиберн, как и прежде, продолжал заниматься различными благотворительными проектами. В 1989 году именно он дал первые средства на организацию в СССР программы «Новые имена», направленной на поддержку юных музыкантов.
После распада Союза Ван Клиберн несколько раз приезжал в Россию. Например, в 2004 году он выступал в нашей стране с несколькими концертами, которые были посвящены памяти жертв терроризма. В ходе этой поездки он встречался и с Владимиром Путиным — российский Президент наградил знаменитого пианиста Орденом Дружбы. В 2009 году Ван Клиберн дал в Москве музыкальный мастер-класс, а в 2011 году прибыл в столицу РФ, чтобы возглавить жюри того самого конкурса имени Чайковского, который он когда-то, в далеком 1958-м, с блеском выиграл.
В 2012 году у музыканта при обследовании был обнаружен рак кости на поздней стадии. И в феврале 2013 года он скончался от этой тяжелой болезни. На отпевании Ван Клиберна в баптистской церкви в Форт-Уорте (штат Техас) присутствовало около полутора тысяч человек.
Энциклопедия конкурса Чайковского: Как Ван Клиберн покорил Москву
С того момента, как на первом конкурсе в 1958 году в этой номинации одержал сокрушительную победу 24-летний американец Ван Клиберн, ставший с тех пор его символом, именно состязание пианистов приковывает особое внимании публики.
Обаятельный американец покорил тогда не только высокое жюри, члены которого практически единогласно проголосовали за присуждение ему первого места, но и навсегда покорил сердца советских людей, назвавших его ласковым именем “Ванечка”.
На имя Ванечки посыпались тысячи, тонны писем от самых разных людей: ему писали и школьницы, и ученые, и пенсионеры. Письма отправляли на адреса Московской консерватории, Министерства культуры СССР. В некоторые послания вкладывали рисунки, фотографии. Среди конвертов была обнаружена и записка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, адресованная чиновнику Министерства культуры СССР З. Г. Вартаняну с просьбой передать одно из таких писем адресату.
Но ни в 1958 году, ни в свои последующие приезды в Советский Союз Ван Клиберн писем так и не получил. Многие из них попали в Музей-заповедник Чайковского в Клину на хранение. И только в 2011 году, в дни проведения XIV конкурса им. Чайковского, эти письма, спустя десятилетия дошли наконец до адресата: правда, не оригиналы (это теперь музейные экспонаты), а копии их были переданы Вану Клиберну от Музея-заповедника Чайковского в Клину.
В тот день, когда в зале Московской консерватории ему вручали бесценный дар любви нескольких поколений его российских поклонников, Ван Клиберн много вспоминал о конкурсе, о том, как приехал после в Клин и с каким волнением прикоснулся к роялю Чайковского. Тогда он оставил в музее следующую запись:
“To Tschaikowsky Museum at Klin in the greate appreciation for all your thoughtfulness. With warmest wishes. Van Cliburn” [Музею П.И. Чайковского в Клину с огромной признательностью за Ваше внимание. С самыми теплыми пожеланиями. Ван Клиберн].
Ван Клиберн никогда не забывал этот визит и после своей смерти завещал посадить от его имени в парке дома Чайковского березу. Эту волю Клиберна исполнила его друг Ольга Ростропович, которая специально приезжала для этого в Клин в июне 2014 года вместе с членами жюри конкурса им. Г. П. Вишневской.
“Дорогой друг! Я восхищена Вашей игрой. Не знаю, что еще кроме этого Вам можно написать. Похвал наверно Вам достаточно. Вам рукоплескала вся Москва. Дорогой! Я сегодня представила Америку совсем по-другому. Теперь я знаю, что там не царствует рок-н-ролл. Там любят Чайковского, Шопена, Моцарта… Вы возвысили ее в моих глазах.
Сейчас я смотрю на Вас по телевизору. У Вас такое нервное, чувственное лицо музыканта. Какой Вы счастливый должно быть! И я тоже радуюсь вместе с Вами Вашему успеху. Я тоже немного “музыкант”. Окончила музыкальную школу, играю на пианино и аккордеоне и, честно признаться, немного увлекаюсь джазовой музыкой. Люблю спорт. Занимаюсь фигурным катанием.
Вот сейчас мой папа говорит, что он очень хотел бы иметь такого сына, как Вы. Вашей матери можно позавидовать. Поблагодарите ее за то, что она сделала для Вас от имени нашей семьи. Ведь если бы не она, мы не могли бы сейчас слушать Вашу чудную игру. Жаль, что я не в состоянии это сделать сама.
Мое письмо, по-видимому, одно из многих, которые Вы получили за последнее время и вот поэтому я не очень надеюсь получить ответ, но тем не менее шлю Вам мой адрес […] И даже если Вы не услышите мой голос и не увидите меня, все равно посмотрите на эту фотографию и вспомните о своем хорошем друге! Ее я посылаю Вашей семье (Вам и маме) ничего другого у меня пока нет. Это моя последняя фотография.
Для Вас, конечно, покажется странным мое неожиданное письмо. Прошу Вас, не удивляйтесь. Я долго не решалась, но не смогла сдержать восторга от Вашей блестящей игры. Мне 20 лет. Я работаю и готовлюсь поступать в медицинский институт, но самое большое место в моей душе занимает музыка.
Весть о предстоящем конкурсе П. И. Чайковского очень обрадовала меня. Ведь очень интересно познакомиться с талантливой молодежью из многих стран мира. Поэтому вполне естественно, что я очень внимательно следила за результатами конкурса. У меня не хватает слов, чтобы передать все то, что я чувствовала во время Вашего концерта, который транслировали из Большого зала консерватории и, к счастью, без сокращений. Мне особенно нравятся в Вашем исполнении 1 концерт Чайковского для фортепиано с оркестром и 12 рапсодия Листа. Сила Вашего таланта, по-моему, заключается в том, что Вы очень тонко и верно понимаете музыку и обладаете удивительной способностью передавать свои чувства слушателям.
Ван Клиберн, меня очень интересует, сочиняете ли Вы музыку? Я это спрашиваю, потому что однажды уже слушала Ваше произведение “Грустные размышления”. Если Вас не затруднит, то очень прошу ответить.
Мне от всей души хочется пожелать Вам добиться новых успехов в Вашей благородной работе и выразить глубокую благодарность нашей соотечественнице Розине Левиной, которая привила Вам любовь к русской музыке и ее народу. Хочется, чтобы еще больше развивалась и крепла дружба между молодежью всех стран. Я надеюсь, что мы еще не раз будем иметь удовольствие слушать Вас у нас в России.
Крепко жму Вашу руку. Клара Грибанова, 24/IV – 58 г.”
Милое, дорогое дитя! Вчера я видела и слышала Вас по телевизору. Спасибо за счастье и радость, которое Вы доставляете людям и своей игрой и Вашей милой детской внешностью. Пишет Вам старая, больная женщина и благодарит Вас за то наслаждение, которое Вы ей доставили. Да хранит Вас Бог и да пошлет Он Вам как можно больше здоровья и успехов в жизни на счастье и радость людям.
Передайте Вашей маме благодарность за то, что она дала миру такое милое, гениальное дитя, которое приносит своей игрой столько радости и пробуждает столько светлых и возвышенных чувств. Живите долго и счастливо и да благословит Вас Господь.
Уважающая Вас Александра Афанасьевна.”
“Дорогой Ван Клиберн!
Вам пишут две девочки, ученицы 7ого класса. Мы не смогли достать билеты на Ваш концерт, и поэтому мы слушали его по телевизору. Мы восхищены Вашей игрой. В ней столько простоты и чувства, выразительности и вдохновения, и мы никогда не слышали ничего лучшего. И, быть может мы еще очень мало понимаем в музыке и исполнении ее, но Вы так прекрасно, так ясно донесли до нас все необъемлющее величие музыки и ее содержание, что мы поняли ее.
И мы даже не знаем, как выразить свою благодарность за то чувство удовлетворения, гордости и понимания, которое Вы доставили нам исполнением Моцарта, Шопена, Шумана. Вы “высекли огонь из наших сердец”. Так говорил Великий Бетховен, и нам кажется, что он остался бы доволен, если бы мог слышать “Апассионату” в Вашем исполнении.
И Вы извините нас за наше неумелое письмо, за то, что мы не можем ясно выразить чувства, переполняющие нас, но мы очень хотели поблагодарить Вас.
Ваши искренние друзья. Если Вам не нетрудно, то пришлите нам пожалуйста свой адрес.
Энциклопедия конкурса Чайковского: Как Ван Клиберн покорил Москву
Обаятельный американец покорил тогда не только высокое жюри, члены которого практически единогласно проголосовали за присуждение ему первого места, но и навсегда покорил сердца советских людей, назвавших его ласковым именем «Ванечка». На имя Ванечки посыпались тысячи, тонны писем от самых разных людей: ему писали и школьницы, и ученые, и пенсионеры. Письма отправляли на адреса Московской консерватории, Министерства культуры СССР. В некоторые послания вкладывали рисунки, фотографии. Среди конвертов была обнаружена и записка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, адресованная чиновнику Министерства культуры СССР З.Г. Вартаняну с просьбой передать одно из таких писем адресату.
Но ни в 1958 году, ни в свои последующие приезды в Советский Союз Ван Клиберн писем так и не получил. Многие из них попали в Музей-заповедник Чайковского в Клину на хранение. И только в 2011 году, в дни проведения XIV конкурса им. Чайковского, эти письма, спустя десятилетия дошли наконец до адресата: правда, не оригиналы (это теперь музейные экспонаты), а копии их были переданы Вану Клиберну от Музея-заповедника Чайковского в Клину. В тот день, когда в пресс-клубе конкурса Чайковского ему вручали бесценный дар любви нескольких поколений его российских поклонников, Ван Клиберн много вспоминал о конкурсе, о том, как приехал после в Клин и с каким волнением прикоснулся к роялю Чайковского. Тогда он оставил в музее следующую запись: «To Tschaikowsky Museum at Klin in the greate appreciation for all your thoughtfulness. With warmest wishes. Van Cliburn» [Музею П.И. Чайковского в Клину с огромной признательностью за Ваше внимание. С самыми теплыми пожеланиями. Ван Клиберн].
Ван Клиберн никогда не забывал этот визит и после своей смерти завещал посадить от его имени в парке дома Чайковского березу. Эту волю Клиберна исполнила его друг Ольга Ростропович, которая специально приезжала для этого в Клин в июне 2014 года вместе с членами жюри конкурса им. Г.П. Вишневской.
«Дорогой друг! Я восхищена Вашей игрой. Не знаю, что еще кроме этого Вам можно написать. Похвал наверно Вам достаточно. Вам рукоплескала вся Москва.
Дорогой! Я сегодня представила Америку совсем по-другому. Теперь я знаю, что там не царствует рок-н-ролл. Там любят Чайковского, Шопена, Моцарта… Вы возвысили ее в моих глазах.
Сейчас я смотрю на Вас по телевизору. У Вас такое нервное, чувственное лицо музыканта. Какой Вы счастливый должно быть! И я тоже радуюсь вместе с Вами Вашему успеху.
Я тоже немного «музыкант». Кончила музыкальную школу, играю на пианино и аккордеоне и, честно признаться, немного увлекаюсь джазовой музыкой.
Люблю спорт. Занимаюсь фигурным катанием.
Вот сейчас мой папа говорит, что он очень хотел бы иметь такого сына, как Вы. Вашей матери можно позавидовать. Поблагодарите ее за то, что она сделала для Вас от имени нашей семьи. Ведь если бы не она, мы не могли бы сейчас слушать Вашу чудную игру. Жаль, что я не в состоянии это сделать сама.
Мое письмо, по-видимому, одно из многих, которые Вы получили за последнее время и вот поэтому я не очень надеюсь получить ответ, но тем не менее шлю Вам мой адрес […] И даже если Вы не услышите мой голос и не увидите меня, все равно посмотрите на эту фотографию и вспомните о своем хорошем друге!
Ее я посылаю Вашей семье (Вам и маме) ничего другого у меня пока нет. Это моя последняя фотография.
Для Вас, конечно, покажется странным мое неожиданное письмо. Прошу Вас, не удивляйтесь. Я долго не решалась, но не смогла сдержать восторга от Вашей блестящей игры.
Мне 20 лет. Я работаю и готовлюсь поступать в медицинский институт, но самое большое место в моей душе занимает музыка.
Весть о предстоящем конкурсе П.И. Чайковского очень обрадовала меня. Ведь очень интересно познакомиться с талантливой молодежью из многих стран мира. Поэтому вполне естественно, что я очень внимательно следила за результатами конкурса. У меня не хватает слов, чтобы передать все то, что я чувствовала во время Вашего концерта, который транслировали из Большого зала консерватории и, к счастью, без сокращений. Мне особенно нравятся в Вашем исполнении 1 концерт Чайковского для фортепиано с оркестром и 12 рапсодия Листа. Сила Вашего таланта, по-моему, заключается в том, что Вы очень тонко и верно понимаете музыку и обладаете удивительной способностью передавать свои чувства слушателям.
Ван Клиберн, меня очень интересует, сочиняете ли Вы музыку? Я это спрашиваю, потому что однажды уже слушала Ваше произведение «Грустные размышления». Если Вас не затруднит, то очень прошу ответить.
Мне от всей души хочется пожелать Вам добиться новых успехов в Вашей благородной работе и выразить глубокую благодарность нашей соотечественнице Розине Левиной, которая привила Вам любовь к русской музыке и ее народу.
Хочется, чтобы еще больше развивалась и крепла дружба между молодежью всех стран. Я надеюсь, что мы еще не раз будем иметь удовольствие слушать Вас у нас в России.
Крепко жму Вашу руку.
Милое, дорогое дитя! Вчера я видела и слышала Вас по телевизору. Спасибо за счастье и радость, которое Вы доставляете людям и своей игрой и Вашей милой детской внешностью.
Пишет Вам старая, больная женщина и благодарит Вас за то наслаждение, которое Вы ей доставили.
Да хранит Вас Бог и да пошлет Он Вам как можно больше здоровья и успехов в жизни на счастье и радость людям.
Передайте Вашей маме благодарность за то, что она дала миру такое милое, гениальное дитя, которое приносит своей игрой столько радости и пробуждает столько светлых и возвышенных чувств.
Живите долго и счастливо и да благословит Вас Господь.
Уважающая Вас Александра Афанасьевна»
«Дорогой Ван Клиберн!
Вам пишут две девочки, ученицы 7ого класса. Мы не смогли достать билеты на Ваш концерт, и поэтому мы слушали его по телевизору.
Мы восхищены Вашей игрой. В ней столько простоты и чувства, выразительности и вдохновения, и мы никогда не слышали ничего лучшего. И, быть может мы еще очень мало понимаем в музыке и исполнении ее, но Вы так прекрасно, так ясно донесли до нас все необъемлющее величие музыки и ее содержание, что мы поняли ее.
И мы даже не знаем, как выразить свою благодарность за то чувство удовлетворения, гордости и понимания, которое Вы доставили нам исполнением Моцарта, Шопена, Шумана. Вы «высекли огонь из наших сердец». Так говорил Великий Бетховен, и нам кажется, что он остался бы доволен, если бы мог слышать «Апассионату» в Вашем исполнении.
И Вы извините нас за наше неумелое письмо, за то, что мы не можем ясно выразить чувства, переполняющие нас, но мы очень хотели поблагодарить Вас.
Ваши искренние друзья.
Если Вам не нетрудно, то пришлите нам пожалуйста свой адрес.