ван гог спасибо что живой
Синемафия
11 фактов о фильме «Ван Гог. С любовью, Винсент»
9 ноября в российский прокат вышел фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент». В своей традиционной рубрике Синемафия рассказывает 11 интересных фактов о фильме.
Что мы знаем о Ван Гоге? Он нарисовал подсолнухи и отрезал себе ухо. Что знают о Ван Гоге люди, которые читали его письма? Намного, намного больше. Польский режиссер Дорота Кобела и ее британский коллега Хью Велчман делятся своими знаниями. Возможно, рассказанная ими история ставит перед нами больше вопросов о личности и судьбе художника, но и кое-какие ответы, несомненно, дает. У процесса создания необычной картины-из-картин было множество любопытных особенностей. Рассмотрим некоторые из них.
1. Изначально «Ван Гог» задумывался как короткометражка
Ведущий режиссер проекта, Дорота Кобела, по образованию художник. А еще она большая поклонница Ван Гога. Фильм она задумала как короткометражный и очень личный. Рисовать собиралась сама. Но в ходе работы осознала, насколько большим может быть общественный резонанс этой истории — Винсента любят во всем мире, его выставки собирают не меньше посетителей, чем концерты актуальных звезд. Собралась команда, было решено замахнуться на полный метр и тем самым стать пионерами полнометражной анимированной живописи.
Переписать сценарий под новый формат было непросто, у Дороты и Хью Велчмана, который стал ее соавтором, было множество вариантов, но самой живой оказалась история о смерти.
2. «Винсент» — копродукция со сложной историей финансирования
Потенциальные инвесторы отнеслись к фильму с большой осторожностью и часто задавали создателям вопросы, ответов на которые у тех быть не могло, потому что задуманный проект аналогов не имел. В результате финансирование собиралось по кусочкам. Первый взнос поступил от Польского института кино в виде гранта. Затем фильм поддержали администрация Вроцлава, Фонд кино Нижней Силезии, швейцарская компания SilverReel Entertainment, британская компания Trademark Films, агентство недвижимости Unibail-Rodamco и даже Институт кино в Дохе (Катар). Кроме этого, фильм провел успешную кампанию на Kickstarter, собрав средства на обучение художников. Самым щедрым инвесторам в качестве благодарности за взнос создатели предлагали сделать для них 20-секундный фильм в технике анимированной живописи.
3. Снимали две недели, рисовали два года
Съемочный процесс не занял много времени — две недели, и все готово. Последующая отрисовка кадров продолжалась два года. Из-за жесткого графика режиссерам пришлось привлечь в проект дополнительных художников, изначально работали 20 человек, к концу — в шесть с четвертью раз больше.
4. Кадры стали картинами
В фильме использовали 65 000 сфотографированных кадров, и оригиналы — около 1000 картин, изображающих последний кадр каждой сцены — остались у создателей. Многие впоследствии были розданы, но некоторые остались невостребованными, и их было решено продать. Последний кадр сцены не обязательно самый интересный, но все же, желающие могут приобрести частичку искусства на официальном сайте проекта. Стоимость варьируется от тысячи до девяти тысяч евро.
5. Иногда подлинники приходилось переделывать
Живописный фильм — результат усердных попыток дизайнеров привести работы Ван Гога, написанные в разной технике, разными красками и на холстах разного размера, к некоему визуальному общему знаменателю. Главный герой, Арман, иногда «входил» в картины, которые отличались от его собственного образа — приходилось гармонизировать: менять технику штриха, время года или суток. В целях такой гармонизации было создано 377 картин «по мотивам».
6. Для фильма были созданы специальные рабочие станции
С учетом выбранной техники, съемки «Винсента» могли растянуться надолго, и создатели старались сделать все возможное, чтобы ускорить производство. В результате появились PAWS — Painted Animation Work Stations.
Они позволяют равномерно подсвечивать рабочее пространство, проецировать отснятые кадры на рабочую поверхность (или демонстрировать на мониторе над ней), делать снимки законченных кадров, а также контролировать производственный процесс, не отвлекая художников.
7. Доктором Гаше стал Бронн
Джером Флинн в этой роли очень органичен!
8. В фильме есть нецветные вставки
Создатели сразу решили, что флэшбеков в фильме будет много, и что они обязательно будут отличаться по технике от основных событий. Их сделали черно-белыми, опираясь на фотографии времен Ван Гога. Это потребовалось, во-первых, для того, чтобы у зрителя была возможность отдохнуть от насыщенных красок фильма, а во-вторых, чтобы не рисовать места, которых не было на картинах мастера, в его технике. Создатели сочли, что это было бы слишком решительное отступление от мира, созданного художником.
9. Хью Велчман любит Прокофьева
Второй режиссер «Винсента» давно и успешно работает с анимацией, в частности, он продюсировал короткометражку по симфонической сказке Прокофьева «Петя и волк», которая в 2008 году была удостоена Оскара за лучший анимационный короткометражный фильм. На тот момент это был самый длинный (32 минуты) короткометражный фильм, когда-либо получавший эту награду.
10. Саундтрек писал Клинт Мэнселл
Автор музыки к «Реквиему по мечте» и «Призраку в доспехах» удачно дополнил команду создателей фильма.
11. Режиссеры — муж и жена
Их служебный роман начался, когда «Винсент» был только в проекте: Дорота работала над концепт-артами для мультфильма «Волшебное фортепиано» студии Хью. Они заинтересовались друг другом, а полюбив Дороту, Хью полюбил и ее фильм. Внутреннее родство с Ван Гогом, которое Дорота всегда чувствовала, стало душой проекта. Дорота показала Хью письма Винсента, которые очень вдохновляли ее с юности, и заразила своим энтузиазмом. «Ван Гог. С любовью, Винсент» — дитя любви.
Ван Гог. С любовью, Винсент. Рецензия
Признаюсь, не знаю почему, но глядя на звезды мне всегда хочется мечтать
(Винсент Ван Гог)
Кажется, в этом году ни один уважающий себя кинофестиваль не обошёлся в своей программе без фильма об искусстве. На экраны вышло сразу пять фильмов, так или иначе интерпретирующих творчество знаменитых художников (Ван Гога, Гогена, Альберто Джакометти, Родена, Питера Брейгеля Старшего).
На фоне такого многообразия выделиться трудно, и, пожалуй, по-настоящему это удалось анимационному фильму «Ван Гог. С любовью, Винсент», полностью нарисованному масляными красками на холсте. В течение семи лет 125 художников из разных стран мира (в том числе из России) при поддержке Польского Института киноискусства трудились над композицией, состоящей из более 65 000 кадров, каждый из которых написан маслом на холсте, в технике, в точности копирующей композиции и авторский почерк Ван Гога.
Нельзя сказать, что творение польско-британских кинематографистов не имеет аналогов в мире. В художественном смысле ближайший «родственник» «Ван Гога» – российский мультипликационный фильм «Моя любовь» Александра Петрова, созданный в 2006 году и выполненный в технологии масляной краской по стеклу.
Неповторимость польско-британского проекта кроется в другом. Чтобы понять всю трудоёмкость процесса, достаточно взглянуть на хронометраж фильма, который составляет 95 минут. То есть на долю каждого художника пришлось примерно полторы (а то и меньше) минуты от всего действия. Добавим к этому съёмки с живыми актёрами на фоне зелёного экрана, последовательную раскадровку, непрерывную цифровую обработку, а также переподготовку профессиональных живописцев в художников-аниматоров – и получим уникальный (и весьма затратный) кинопроект, объединивший поклонников Ван Гога со всего мира.
Сюжет строится вокруг неотправленного письма Ван Гога своему брату Тео, которое художник написал незадолго до смерти. Молодой человек Арман Рулен (Даглас Бут) по просьбе своего отца и друга Ван Гога, почтальона Рулена (Крис О’Дауд), отправляется на поиски адресата, которому можно вручить последнее письмо Ван Гога (Роберт Гуларчик). По дороге он пытается расследовать обстоятельства смерти художника, так или иначе ведущие к семье доктора Поля Гаше (Джером Флинн), который следил за здоровьем Ван Гога на склоне его жизни.
В пути Рулен встречает многих знакомых Ван Гога, сошедших с его полотен. Каждый герой несёт свою неповторимую черту, умело схваченную художником и запечатлённую на полотне, будь то лодочник (Эйдан Тёрнер) или дочь хозяина гостиницы в Овере Аделин Раво (Элеонор Томлинсон). Сам Арман Рулен – это одноимённый портрет Ван Гога, где юноша предстаёт в шляпе и жёлтом пиджаке. Немного нелепый, наивный, свято верящий в справедливость Рулен весь фильм задаёт вопросы и ищет ответы, которые способны пролить свет на кончину художника.
Образ доктора Гаше – это знаменитый (и самый дорогой) портрет художника, где доктор в белой фуражке и синей куртке сидит, облокотясь на красный стол, где лежит жёлтая книга и веточка наперстянки с лиловыми цветами. Уставший от пациентов и жизни врач, когда-то мечтавший стать художником, но так и не сумевший воплотить свою мечту в жизнь. Для Гаше Ван Гог становится тем недостижимым идеалом, которым он сам хотел стать когда-то.
Каждый персонаж связан с Ван Гогом непреодолимым чувством, будь то слепое поклонение, жалость, зависть, любовь или ненависть. Но главное полотно фильма – это знаменитая «Звёздная ночь» Ван Гога, как бы обрамляющая всё повествование вместе с пронизывающе-неземной музыкой композитора Клинта Мэнселла. Та самая звёздная ночь с кипарисами и над полем спелой пшеницы, которая была полностью придумана Ван Гогом из-за страстного желания показать ночь более удивительную, чем ту, что можно наблюдать в реальности. Именно под таким звёздным небом он писал бесконечно длинные письма родным и близким (с неизменной подписью «С любовью, Винсент») и мечтал о лучшей жизни и признании. Письмо становится отправной точкой в постижении Ван Гога для Армана Рулена и для зрителя, и именно в письме художника герой находит ответы на свои вопросы. Идея стара как мир – главное для художника, как и для любого человека, – это возможность жить, любить, творить, мечтать.
И всё же неподготовленному зрителю, идущему на фильм, стоит помнить, что «Ван Гог. С любовью, Винсент» – тот случай, когда техника исполнения полностью подминает под себя основной сюжет. Ни полудетективная интрига, ни любопытные факты из жизни Ван Гога (отрезанное ухо, отправленное проститутке, прилагается), ни даже приличные актёрские работы не способны затмить медитативно-завороженное созерцание оживших полотен Ван Гога. С одной стороны, восприятие фильма в целом зависит от того, нравится ли вам Ван Гог до такой степени, чтобы полтора часа смотреть на его «движущиеся» полотна. С другой стороны, изобразительный ряд фильма настолько выразителен и безупречен, что оторваться от него практически невозможно.
А по ходу фильма не раз возникает мысль, что все остальные великие художники тоже заслуживают подобного «кинопризнания». И учитывая чрезвычайную дороговизну и длительность подобного проекта, следующие фильмы о художниках в подобной технике, если и будут появляться, то раз в 6-7 лет. Но, скорее всего, «Ван Гогу…» так и суждено остаться «штучным товаром».
Создателям стоит сказать спасибо уже за то, что они подарили нам удивительный фильм-элегию, настоящее признание в любви гению Ван Гога, раскрашенное его красками. Ведь, как говорил сам художник, «нужно любить – любить как можно больше, ибо в любви и заключается подлинная сила, и кто много любит, тот делает много и способен на многое, и что делается с любовью, то делается хорошо». Спасибо за эти слова, Винсент.
«С любовью, Винсент»: художественное исследование болезни и причин гибели Ван Гога
9 ноября 2017 года в российский прокат вышел фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент». Психотерапевт Светлана Белухина погружается в психоаналитическое расследование причин гибели Ван Гога, созданное сценаристами, и рассказывает о борьбе художника за обретение собственной идентичности, о тесной связи мании и меланхолии, сопровождавших художника на протяжении жизни (сегодня это заболевание носит название «биполярное расстройство»), и о том, как отразилась на творчестве Ван Гога биполярность его природы.
«Он чувствовал глубоко, он чувствовал нежно …»
Фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент» – не только образец невероятного труда всех, кто принял участие в его создании, и веры в успех, он стал, пожалуй, отражением жажды жизни самого художника и главное – даром любви современного мира к давно ушедшему Винсенту. Той безусловной любви, которой он так отчаянно и упорно искал у матери и которую ему все же удалось пробудить в человечестве.
Это первый в мире полнометражный анимационный фильм, полностью нарисованный масляными красками. Более 5 лет в производстве, 115 художников всего мира трудились над созданием 65 000 картин, чтобы оживить 120 оригинальных работ Винсента и рассказать историю жизни, а также загадочной смерти величайшего художника 19 века. Режиссер и продюсер – Хью Велчман, обладатель премии Оскар. Музыка великолепного Клинта Мансела (Clint Mansell), автора саундтреков к «Фонтану», «Реквиему по мечте», «Черному лебедю» и др.
Винсент Ван Гог, «Звездная ночь» (1889 г.) / Google Art Project
Фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент» — работа уникальная. Сценаристы отошли от традиционного жизнеописания, чтобы погрузить зрителя в почти психоаналитическое расследование, каким оно и бывает в кабинете аналитика – с сопротивлением, забыванием и вытеснением, а затем с постепенным проявлением все новых и новых фактов, иллюстрирующих драму внутреннего мира человека.
По сюжету в детективное расследование пускается Арман Рулен, сын арлеанского почтмейстера. Последнее письмо Винсента к брату Тео, которое нужно доставить лично, толкает Армана начать свои сыскные мероприятия сперва в Арле, затем в Париже и, наконец, письмо приводит его в Овер-сюр-Уаз, где Винсент прожил последние дни перед смертью в 1890 году.
Расследование причин гибели художника превращается сначала в гипотезу об истоках глубокой внутренней драмы Винсента и как результат – рождения в нем Художника, а затем, после прояснения обстоятельств, принимает форму неизбежного осознания и печального принятия причин его гибели.
«Я хочу прикасаться к людям своим искусством, я хочу чтобы они говорили – он чувствует глубоко, он чувствует нежно».
Но, как мы знаем, из 800 картин, написанных им за 10 лет творчества, была продана всего одна – «Красные виноградники в Арле».
В своем младшем брате Ван Гог всегда искал чуткую, теплую и ресурсную мать, какой реальная так и не смогла стать, но рождение племянника, еще одного Винсента, оказалось опытом непосильной конкуренции, и действительно могло привести Ван Гога к мысли прекратить борьбу и покончить с жизнью. И мир оказался к Винсенту не чутким, и доктор Гаше стал ему совсем не тем доктором, какой ему был нужен, чтобы справиться с внутренней драмой.
Читайте также Депрессия в кино: о чем нам говорят картины фон Триера и других?
К слову, Зигмунду Фрейду на момент гибели Винсента было только 34 года. Тогда в Вене он занимался истерией, а свою «Печаль и меланхолию» написал лишь в 1915 году, где открыл ключ к механизму этого явления.
«Меланхолический комплекс действует, как открытая рана, привлекает к себе энергию всех привязанностей… и опустошает «я», – указывал он.
Ощущение упадка сил, отсутствие энергии, снижение настроения, периодически отмечаемых у Ван Гога по воспоминаниям тех, кто был с ним знаком, означает снижение ощущения его субъективной и телесной реальности, а эйфория и гипоманиакальное поведение являлось своеобразной защитой от поглощающего страха смерти и ощущения несуществования. Философ Карл Ясперс в своей работе «Стриндберг и Ван Гог» так писал о трудолюбии художника:
«Он воспринимает работу как целительное «развлечение».
«Она у меня поддерживает размеренность, писал Ван Гог, – так что я себе этим не врежу».
Термины «мания» и «меланхолия» известны с античности, хотя Аристотель не только не признавал меланхолию болезнью, но считал, что она вдохновляет великих художников его эпохи. Интересно, что античный медик Аретей из Каппадокии предположил взаимосвязь мании и меланхолии, но это долгое время оставалось незамеченными. В 17 веке Теофил Боне объединил эти понятия в описании состояния, которое назвал «manico-melancolicus». Затем в 1851 году Жан-Пьер Фальре опубликовал статью о «циклическом помешательстве» (la folie circulaire), выявив, как тяжелая депрессия сменяется маниакальным возбуждением, что стало первым в истории случаем постановки диагноза «биполярное расстройство». Кроме того, Фальре отметил генетическую причину БАР. Через шесть лет после смерти Ван Гога немецкий психиатр Эмиль Крепелин начал исследовать маниакально-депрессивный психоз, а его статья 1921 года «Маниакально-депрессивное безумие и паранойя» до сих пор является основой психиатрии.
Основной причиной возникновения биполярного расстройства, от которого, считается, возможно, страдал Ван Гог, сегодня принято считать эндогенные факторы, генетическую предрасположенность. Такие внешние условия, как ранние неудовлетворительные отношения с матерью и отцом в атмосфере отрицания гибели первенца, могут быть отнесены только к факторам риска возникновения психических нарушений.
Важно отметить, что в работе Бенуа Бейля «Замещающий ребенок» приводятся данные исследований, позволяющих связать последующие нарушения психического развития ребенка с психопатологическими причинами и условиями, существовавшими в момент его зачатия (отрицание смерти и желание родителей заменить умершего ребенка живым), а это значит, что можно предупредить или снизить риски их возникновения. С помощью современной аналитической психотерапии можно отделить представления матери об умершем ребенке в ее психическом пространстве от представлений о том ребенке, который только должен родиться. Психотерапия запускает работу горя по умершему ребенку и открывает жизненное пространство для нового человека.
Возвращаясь к обстоятельствам смерти Ван Гога, следует упомянуть, что до сих пор существует гипотеза о том, что его застрелили – выстрел в живот был произведен под таким острым углом, под каким сам человек не может его произвести. Однако является ли подозреваемый в этом нападении хулиган Рене Сакре-Тан его убийцей, доказать невозможно.
На сегодняшний момент можно сказать лишь, что Ван Гог хотя и оказался каким-то образом смертельно ранен в живот, изначально был «смертельно раненным человеком». С рождения или даже с зачатия он в статусе замещающего ребенка носил в своем психическом меланхолическую рану родителей, образовавшуюся в результате неотгореванной утраты первенца.
Несмотря на то, что в фильме в основном переданы сконцентрированные события тяжелого периода непосредственно перед гибелью художника – фильм, тем не менее, не оставляет тягостного чувства. Он будит скорбь, рождает светлую грусть и надежду.
Особенную роль, конечно, играет уникальный способ экранизации этой истории, что завораживает и делает погружение в мир Ван Гога – реальный и психический – максимально полным.
Винсент Ван Гог, «Автопортрет» (1887 г.) / Google Art Project
Чередование ярких картин, написанных маслом, прежде всего портретов и пейзажей, и картин в черно-белом фотореалистичном стиле позволяет переключаться между событиями расследования и прошлым художника. Это дихотомичное чередование планов также намекает на особенности смены фаз при биполярном расстройстве – депрессивной и маниакальной. На ум тут же приходит дихотомичность творчества Ван Гога в целом – его мрачная палитра голландского периода и буйное и маниакальное разноцветье прованского этапа, где цветовое решение становится особенным: исчезают чёрный и белый, яркие цвета сочетаются между собой, создавая особую игру оттенков.
Невозможно остаться равнодушным и не быть очарованным этой гениальной задумкой режиссера оживить полотна. Они включены в картину как ключевые кадры или фрагменты, неспешно приходящие в движение. И само это движение, несомненно, становится полноценным персонажем фильма. Будто из тумана прошлого в серебристых переливах крупных мазков вдруг возникает образ юной матери в свете утреннего солнца, легко и непринужденно отводящей назад упавшую на глаза прядь волос; вот она поворачивает к ребенку свое лицо, и оно озаряется ласковой и нежной улыбкой.
Через это движение полотен, оживление природы, которое мы видим на экране, передана идея о том, что Винсент, пожалуй, все-таки достучался. Его попытка оживить свою эмоционально-мертвую мать через свое творчество удалась. И вот так, через отклик его почитателей со всего мира, пусть символически, через время и расстояние в травмированной душе произошло то нежное движение, которого он так жаждал в своей жизни. Что-то, наконец, оттаяло.
Хочется думать об этом фильме как отражении бессознательного не только команды и режиссера, но и, безусловно, отражении бессознательного нашего общества, сделавшего возможным появление на свет как самой команды и замысла, так и преданных зрителей, способных ощущать и ценить это невероятно нежное движение любви.
Обложка: Винсент Ван Гог «Автопортрет, посвященный Полю Гогену» (1888 г.) / Harvard Art Museum
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Впервые в России покажут мультимедийный спектакль «Ван Гог. Дыхание звезд»
В арт-пространстве «Зоодепо» впервые покажут премьеру мультимедийного спектакля «Ван Гог. Дыхание звезд».
Авторы проекта совместили живую игру актеров и высококачественный проекционный контент, созданный специально для спектакля о бедном и гениальном художнике. Работа над проектом шла с начала года. Для представления был создан специальный павильон с огромными экранами, на которые проецируются изображения полотен великого художника.
В основу сценария легли письма художника к своему брату. В роли Винсента Ван Гога и его брата Тео выступят актеры московских театров Юрий Соколов (Театр Модерн), Николай Орловский (Театр «Мастерская» Фоменко), а также Петр Лойко и Альберт Ибрагимов. «Откровенный, душевный и чувственный разговор с Ван Гогом погружает зрителя в творческие поиски гения, его сомнения, воспоминания и предчувствия. Мультимедийный спектакль — это шанс прожить жизнь Ван Гога и понять глубокое психологическое содержание его шедевров», — обещают авторы.
Всего будет продемонстрировано более 300 картин, эскизов и документальных фотографий мастера. Цифровая аудиовизуальная часть произведена немецкой компанией Vision Multimedia Projects, чьи иммерсивные выставки посетило более 2 млн человек в 10 странах мира. «До сегодняшнего дня спектакль с успехом демонстрировался в Дубае и Швейцарии, и мы надеемся, что он также понравится взыскательной московской публике. Думаю, что трогательная история гения в исполнении актеров московских театров на фоне огромных шедевров художника никого не оставит равнодушным», — рассказывает организатор проекта, глава компании Vision Multimedia Олег Маринин.
Спектакли пройдут с 3 декабря 2021 года по 8 января 2022 года.
«Чудовищно нежный, бесстыдный и очень личный». Спустя 25 лет сценарист «Ассы» выпускает фильм «Ван Гоги»
Сергей Ливнев, автор сценария и режиссер «Ван Гогов», не снимал кино почти 25 лет. Написав в двадцать с небольшим сценарий для фильма «Асса», он снял в начале 90-х «Кикс» и «Серп и молот», после чего занялся продюсированием, причем список его работ всегда вызывал некоторое недоумение: помимо «Страны глухих» там, например, присутствуют «Гитлер капут!» и «Ржевский против Наполеона». Теперь, после четвертьвекового молчания, он вдруг снял фильм, не похожий ни на что из того, чем он занимался все это время, — чудовищно нежный, по-хорошему бесстыдный и очень, очень личный. Сам Ливнев, рассказывая о «Ван Гогах», предпочитает не говорить о своих родных и своей биографии, поэтому углубляться в эту тему, наверное, не стоит — в интернете, если что, все есть. (На всякий случай: историю с иглой он взял, конечно, не из собственной жизни, а из рассказа своей жены Жужи Добрашкус, по которому Александр Меркюри поставил фильм «Мама — Святой Себастьян».)
Кадр из фильма «Ван Гоги» Фото: Kinopoink
Ливнев возвращает историям про отцов и детей изначальный смысл — здесь нет места рассуждениям о смене поколений, о разных ценностях или исторических формациях. Есть только два немолодых человека, которым очень нужна любовь, но которые не умеют любить. Не потому, что у них нет сердца, — просто они не знают, как это делается. Один всегда был занят только музыкой, и, когда у него началась деменция и стали трястись руки, оказался в полной пустоте. Второй вообще жил выдуманной другими людьми жизнью — все, что он знал о себе, как выясняется к концу фильма, было неправдой. У них осталось только приветствие из рассказа Алексея Толстого «Здравствуй, здравствуй, птицын серый, энергичный и живой!», с которым сначала обращается отец к сыну, а затем, когда они меняются ролями и Виктора уже приходится носить на руках и укладывать в постель, сын к отцу, вдруг ставшему маленьким и беззащитным. Впрочем, и этого оказывается вполне достаточно для людей, которым нужно учиться любить, поскольку ничто больше не имеет значения — ни искусство, ни старые обиды.
Смысл названия «Ван Гоги» вроде бы объясняется в финале картины, когда нам показывают израильских стариков, вырезающих из дерева копии «Портрета Папаши Танги», но на самом деле Ван Гоги — это, конечно, два главных героя, гениальных в своем несчастье и несчастных в своей гениальности.
Кадр из фильма «Ван Гоги» Фото: Kinopoink
Актерский состав фильма вообще бесподобен: тут есть и Елена Коренева, и Полина Агуреева, и Светлана Немоляева, и Ольга Остроумова, и Наталья Негода, и Сергей Дрейден, и Авангард Леонтьев, — но Серебряков и Ольбрыхский, играющие сына и отца Гинзбургов, творят что-то немыслимое. Они то кажутся полными противоположностями, то вдруг действительно выглядят отцом и сыном, становясь похожими друг на друга и словно бы перетекая один в другого (здесь к ним присоединяется и Евгений Ткачук, играющий Виктора в молодости и действительно сильно напоминающий Даниэля Ольбрыхского).
Серебряков уже играл у Ливнева в «Серпе и молоте», и вообще вся творческая биография режиссера кажется подготовкой к «Ван Гогам» — так жизнь «Миллионера из трущоб» готовила его к победе в телевикторине. Скульптуры Марка заставляют вспомнить о Бананане, сын-художник был в лебедевском «Изгнаннике», спродюсированном Ливневым, а тема двойничества появилась еще в «Киксе». Марк на каждом шагу встречает людей, которыми он мог бы стать, дома, в которых мог бы жить, семьи, в которых мог быть счастлив. Вот мужчина, который женился на девушке, которую он любил. Вот женщина, которая могла стать его матерью, но вместо этого родила другого мальчика, красивого и счастливого, с его именем и его прозвищем. Вот человек, который готов стать его тестем и даже, наверное, заменить отца, тем более что играющий его Авангард Леонтьев действительно похож на Ольбрыхского. Но все эти варианты прошлого и будущего оказываются невозможными и, в общем, ненужными: важен только один человек, старый, больной и безумный, ближе которого нет никого на свете. Пусть он считал сына бездарным, пусть забывал о нем, пусть врал и предавал. Для него Марк готов уже сам выдумать себе жизнь, лишь бы сделать отца счастливым хотя бы на минуту, пока он снова не забудет, что у него есть его Птицын, не очень энергичный, но все-таки, несмотря ни на что, живой.