валтасаров пир что это значит
Пир Валтасара. Что означает библейская притча
Валтасаров пир
Валтасар — старший сын и соправитель последнего царя Вавилонии Набонида. Был убит в 539 году до н. э. во время взятия Вавилона персами. С именем Валтасара связана библейская история о том, что во время его пиршества на стене дворца появилась огненная надпись, которая предвещала гибель Вавилона в ту же ночь.
Пир Валтасара что означает
Согласно преданию, последний вавилонский царь Валтасар был человек жестокий и не очень умный. К концу его правления в 539 г. до н. э. царство его было разорено до предела, в то время как сам Валтасар вместе с придворными проводил время в постоянных пирах и плотских утехах. Во время одной из таких попоек, как раз перед взятием Вавилона персидским царем Киром, на стене пиршественного зала появилась горящая надпись: «Мене, мене, текел, упарсин», что переводится с арамейского как: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено».
Это было приговором, сделанным Высшими Силами самому Валтасару и всему его царству. Как говорится в библейском тексте, той же ночью Валтасара убили, а царство его было разрушено.
С этой притчей навсегда связалась крылатая фраза – «пир Валтасара», которая вошла почти во все языки и означает предел цинизма, безбожия, развращенности, а также неизбежность возмездия, падения тирана.
Пир Валтасара — библейская притча
Царь Валтасар устроил великое пиршество для тысяч вельмож своих и, сидя перед ними, пил вино. И когда оно ему ударило в голову, он велел выставить напоказ золотые и серебряные сосуды из храма Иерусалимского, которые привез его отец Навуходоносор. И их принесли, и из них пили царь и вельможи его, жены и наложницы. Пили они славя своих идолов, золотых и серебряных; и медных, и железных, и деревянных, и каменных.
И вдруг перед ними на стене, побеленной известью и освещенной многими светильниками, появились пальцы руки человеческой и стали выводить письмена, черным по белому.
Изменился царь в лице. Смешались мысли его. Задрожал он всем телом, и колени его начали биться одно о другое. И вырвался крик из его уст:
— Где вы, мудрецы и гадатели вавилонские?!
Когда их привели, царь сказал:
— Кто из вас сможет прочесть эту надпись и объяснить ее значение, будет одет в багряницу, получит золотую цепь на шею и станет третьим правителем в моем царстве.
Уставились мудрецы и гадатели на написанное, но ничего не смогли сказать.
И тогда вступила в дом пиршества царица, мать Валтасара, и, узнав, что вызвало бледность сына своего, сказала:
— Живи, царь, во веки веков! Да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога. Во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов. И царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главой тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь, потому что в нем, в Данииле, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Так, пусть призовут Даниила, и он объяснит значение.
Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу:
— Ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мои, царь, привел из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его. Но они не смогли объяснить мне этого. А о тебе я слыхал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы. Итак, если сможешь прочесть эту надпись и объяснить мне значение ее, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве.
Тогда отвечал Даниил, и сказал царю:
— Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому. А написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами.
Кормили его травой, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных, золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют, а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил.
За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: «мене, мене, текел, упарсин». Вот и значение слов: «мене» — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; «Текел» — ты взвешен на весах и найден очень легким; «Перес» — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.
Тогда по велению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве.
Той же ночью Валтасар, царь Халдейский был убит, и перешло Вавилонское царство под власть мидян и персов.
Валтасаров пир, Пир Валтасара значение
Пир Валтасара. Василий Суриков.
Валтасаров пир — символ беззаботного веселья накануне неминуемой беды. О нем рассказано в Библии, в книге пророка Даниила.
Однажды вавилонский царь Валтасар устроил роскошный праздник. В разгар веселья, опьянев от вина приказал принести драгоценные сосуды, которые его отец Навуходоносор силой забрал из Иерусалимского храма.
Валтасар приказал разлить в них вино для участников пира. Веселящийся царь прекрасно понимал, что это — священная посуда, но опьянев от вина и гордыни, решился совершить этот кощунственный жест. Он как бы говорил: «Посмотрите, как я велик и могуч. Мне не страшен никто. Я не боюсь Самого Бога и могу пить вместе с моими наложницами из Его священных сосудов».
Пирующие прославляли богов, как вдруг в воздухе появилась огненная рука и написала на стене зала загадочные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Валтасар пришел в ужас от такого зрелища. Он вызвал своих мудрецов, но никто из них не смог объяснить эту надпись. Тогда кто-то вспомнил о плененном еврейском пророке Данииле. Его призвали на пир и он истолковал загадочный текст.
Страшным оказалось пророчество для Валтасара. «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему. Ты взвешен на весах и найден очень легким. Разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» — так объяснил Даниил смысл трех загадочных слов.
Пророчество сбылось быстро, ведь испуганный царь еще не знал о разразившейся войне. В ту же ночь Вавилон был захвачен персами, а Валтасар убит.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Валтасаров пир
Библейская притча
Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, жёнам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божьего в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жёны его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала.
Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским:
— Кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечён в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.
И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нём, и вельможи его смутились. Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала:
— Царь, вовеки живи! Да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоём муж, в котором дух святого Бога. Во дни отца твоего найдены были в нём свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов. И царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь, потому что в нём, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак, пусть призовут Даниила, и он объяснит значение.
Тогда введён был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу:
— Ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мои, царь, привёл из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его. Но они не могли объяснить мне этого. А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы. Итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облечён будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве.
Тогда отвечал Даниил, и сказал царю:
— Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому. А написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишён славы своей, и отлучён был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами. Кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал всё это, но вознёсся против Господа небес и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жёны и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных, золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют, а Бога, в руке Которого дыхание твоё и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: «мене, мене, текел, упарсин». Вот и значение слов: «мене» — исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; «Текел» — ты взвешен на весах и найден очень лёгким; «Перес» — разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам.
Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве. В ту же ночь Валтасар, царь Халдейский был убит, и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет.
Пир Валтасара. Что означает. Библейская притча
Валтасаров пир
Валтасар — старший сын и соправитель последнего царя Вавилонии Набонида. Был убит в 539 году до н. э. во время взятия Вавилона персами. С именем Валтасара связана библейская история о том, что во время его пиршества на стене дворца появилась огненная надпись, которая предвещала гибель Вавилона в ту же ночь.
Пир Валтасара что означает
Согласно преданию, последний вавилонский царь Валтасар был человек жестокий и не очень умный. К концу его правления в 539 г. до н. э. царство его было разорено до предела, в то время как сам Валтасар вместе с придворными проводил время в постоянных пирах и плотских утехах. Во время одной из таких попоек, как раз перед взятием Вавилона персидским царем Киром, на стене пиршественного зала появилась горящая надпись: «Мене, мене, текел, упарсин», что переводится с арамейского как: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено».
Это было приговором, сделанным Высшими Силами самому Валтасару и всему его царству. Как говорится в библейском тексте, той же ночью Валтасара убили, а царство его было разрушено.
С этой притчей навсегда связалась крылатая фраза – «пир Валтасара», которая вошла почти во все языки и означает предел цинизма, безбожия, развращенности, а также неизбежность возмездия, падения тирана. Символ беспечности перед грядущей катастрофой.
Пир Валтасара — библейская притча
Царь Валтасар устроил великое пиршество для тысяч вельмож своих и, сидя перед ними, пил вино. И когда оно ему ударило в голову, он велел выставить напоказ золотые и серебряные сосуды из храма Иерусалимского, которые привез его отец Навуходоносор. И их принесли, и из них пили царь и вельможи его, жены и наложницы. Пили они славя своих идолов, золотых и серебряных; и медных, и железных, и деревянных, и каменных.
И вдруг перед ними на стене, побеленной известью и освещенной многими светильниками, появились пальцы руки человеческой и стали выводить письмена, черным по белому.
Изменился царь в лице. Смешались мысли его. Задрожал он всем телом, и колени его начали биться одно о другое. И вырвался крик из его уст:
— Где вы, мудрецы и гадатели вавилонские?!
Когда их привели, царь сказал:
— Кто из вас сможет прочесть эту надпись и объяснить ее значение, будет одет в багряницу, получит золотую цепь на шею и станет третьим правителем в моем царстве.
Уставились мудрецы и гадатели на написанное, но ничего не смогли сказать.
И тогда вступила в дом пиршества царица, мать Валтасара, и, узнав, что вызвало бледность сына своего, сказала:
— Живи, царь, во веки веков! Да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога. Во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов. И царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главой тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь, потому что в нем, в Данииле, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Так, пусть призовут Даниила, и он объяснит значение.
Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу:
— Ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мои, царь, привел из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его. Но они не смогли объяснить мне этого. А о тебе я слыхал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы. Итак, если сможешь прочесть эту надпись и объяснить мне значение ее, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве.
Тогда отвечал Даниил, и сказал царю:
— Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому. А написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами.
Кормили его травой, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных, золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют, а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил.
За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: «мене, мене, текел, упарсин». Вот и значение слов: «мене» — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; «Текел» — ты взвешен на весах и найден очень легким; «Перес» — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.
Тогда по велению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве.
Той же ночью Валтасар, царь Халдейский был убит, и перешло Вавилонское царство под власть мидян и персов.
Пир Вальтасара
Особое место в этом перечне занимает царь Вавилонии Навуходоносор II (правил в 605—562 гг. до н.э.). Он совершил три похода в Иудею, пленил множество евреев, прежде всего молодежь, и на семьдесят лет увел всех в вавилонское рабство.Столицей древнего государства Вавилония объединявшего Сирию, Месопотамию, Палестину, Финикию, восточную Киликию, север Аравийского полуострова, являлся город Вавилон ( сейчас на этом месте находится арабский город Гилла (Хилла, Гиллах,Эль-Хилла), Ирак, в котором проживают более полумиллиона людей).
Ненависть евреев к Вавилону и его царям сохранилась навечно. Навуходоносор объявлен «тенью антихриста», поскольку именно он заставил людей поклоняться золотому истукану. Еврейские же пророки, прежде всех плененный с другими пророк Даниил, предсказывали неизбежную страшную гибель «вавилонской блуднице».
Способствовали скорой гибели Вавилона и наследники Навуходоносора II. Великий завоеватель умер ок. 562 г. до н.э. Он передал престол своему единственному сыну Евилмеродаху (в ряде источников его называют Авель-Мардук), который правил в 562—560 гг. до н.э.
Однако у Навуходоносора была еще дочь Никотрис, женщина с большими амбициями. Супруг ее Ниглисар, скорее всего, при поддержке жены, составил заговор против молодого царя, и Евилмеродах был убит. Впрочем, узурпатор царствовал не долго – с 560 по 556 гг. до н.э. Начались войны с подступившими к границам Вавилона персами, и Ниглисар был убит в одном из боев. Вполне возможно, что погибнуть царю помогли свои же придворные.
Воцарился его юный сын Лабаши-Мардук, которого свергли и убили в том же 556 г. до н.э.
Набонид и Валтасар
В 553 году до Р. Хр. Набонид захватывает у мидян Харран, воспользовавшись их войной с персами, а затем и область Тейму в Центральной Аравии. Туда же в 549 году он переносит свою резиденцию, оставив управление Вавилоном на своего сына Валтасара (Бел-Шар-Уцуру), внуку Навуходоносора по материнской линии.
Вот тут и начинается одна из самых запутанных интриг исторической науки.
Имя последнего долгое время вызывало нескончаемые споры в научных кругах. Дело в том, что на протяжении веков это имя упоминалось только в Библии (см. главу 5 книги пророка Даниила), в то время когда все другие источники говорили только о Набониде, как последнем царе Вавилона, не упоминая имени Валтасара.
Еще более неясным на этом фоне выглядел 29 текст 5 главы книги пророка Даниила: «Тогда по повелению Валтасара, облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его и провозгласили его третьим властелином в царстве».
«А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы; итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве»
Почему третьим? Почему не вторым, когда первым и единственным повелителем Вавилона был Набонид? В конце концов, споры закончились тем, что Валтасару было отказано в исторической реальности, а глава 5 книги пророка Даниила, под громкие овации атеистов, была объявлена сказкой!
Но в защиту своего правителя подали голос вавилонские хроники.
В 1853 году в Уре, при одном из храмов, была обнаружена так называемая Колонна Набонида (цилиндр Набонида), представлявшая собой каменную летопись. При ее расшифровке было прочитано следующее: «Да не согрешу я, Набонид, царь Вавилонский, против тебя. И пусть мое почтение живет в сердце Валтасара, моего первородного и любимого сына. И вложи в сердце Валтасара, первородного сына моего, порождение моих чресл, страх перед твоей высочайшей божественностью, дабы он не совершил никакого греха и насладился полнотою жизни» [ ANET. Р. 313 b. ].
Сегодня имя Валтасара заняло свое законное место в исторических трудах не только зарубежных, но и отечественных историков, идеология государств которых долгое время не позволяла писать правду. Анализируя сообщения древних историков и летописцев и сравнивая их с Библией, профессор Йельского университета Р. Ф. Даферти пишет:
«Библейское сообщение превосходит все остальные, потому что оно приписывает Валтасару царскую власть и потому, что оно признает, что в царстве осуществлялось двойное правление» [ Nabonidus and Belshazzar. 1929. P. 200. ].
Итак, весной 539 г.огромная персидская армия выступила в поход и начала двигаться вниз по долине реки Диялы. К этой армии присоединился вместе со своим войском и наместник области Гутиум Угбару. Некоторые ученые полагают, что Угбару был вавилонским наместником провинции к востоку от среднего течения Тигра, который в критический момент изменил Набониду и перешел на сторону Кира. Однако о переходе Угбару на сторону Кира говорит только Ксенофонт у которого этот наместник назван Гобрием, а клинописные источники не дают возможности проверить такое предположение. Но следует отметить, что в Вавилонской хронике о войсках Кира и Угбару говорится как об отдельных армиях.
Вглядываясь в события тех лет, в хронику войн и походов, дворцовых переворотов и мятежей, убеждаешься, «что Бог предсказал события точнее, чем их фиксировала история и что воистину история — это исполнившиеся пророчества». И, наверное, последнее определение лучше всего подходит для истории как науки. И пример с Киром в который раз убеждает нас в этом.
В этом пророчестве, сказанном за 150 лет до рождения Кира (датировку данного пророчества не оспаривали даже ученые-атеисты), были предсказаны не только указ о восстановлении Иерусалима, не только могущество будущего государства, но что самое чудесное — имя будущего царя — Кира!
За 150 лет до рождения Кира Бог открыл пророку Исайи имя этого царя, которому было Богом суждено исполнить Божественную волю. Геродот нам подробно рассказывает о детстве Кира, о том, как его хотел умертвить дед, царь Мидии Астиаг, опасавшийся за свой трон, о чудесном избавлении Кира и не менее замечательное его возвышение. Выжив и сделавшись царем по-человечески вопреки всему, Кир вступает в единоборство с Вавилоном, выполняя таким образом, сам не ведая того, Божественную волю, выполняя приговор, произнесенный Богом Вавилону, погрязшему в разврате и идолопоклонстве.
Хотя Набонид знал о походе заранее и готовился, но тайные переговоры персов с рядом вавилонских наместников завершились блистательным успехом. Едва персы перешли границы Вавилонии, как на их сторону перешел Угбару (о котором сказано выше). Ему-то Кир и поручил захватить столицу.
Дж. Камерон полагает, что, если не обращать внимания на аллегорическое толкование, связанное с гибелью лошади, рассказ Геродота находит подтверждение в Вавилонской хронике, где в плохо сохранившихся строках говорится о событиях шестнадцатого года правления Набонида.
В частности, в тексте упоминается река Тигр, а далее, по мнению Камерона, сказано, что в месяце аддару (март) «войско персов» было занято какими-то действиями. Через несколько месяцев после этого Кир выиграл битву близ Описа, но тем не менее персидская армия вступила в Вавилон лишь в октябре. Таким образом, как полагает Камерон, согласно хронике и Геродоту, армия Кира потратила все лето, выполняя какую-то работу в районе Диялы, где был расположен Опис.
Согласно археологическим данным, в этом районе бассейна Диялы в течение многих веков (XVII—конец VII) наблюдался упадок экономики, а оседлая жизнь вовсе исчезла. Позднее началось медленное возрождение и оживление экономической жизни. В частности, имеются свидетельства о том, что течение реки изменилось в той местности, где находился Опис.
Процесс возрождения продолжался в течение всего ахеменидского периода. Количество поселений этого региона постепенно увеличилось от 33 до 57, причем каждое поселение занимало площадь от 75 до 100 га. Очевидно, такой рост был возможен лишь в условиях расширения оросительной системы, и, по предположению Камерона, Кир летом 539 г.(еще до захвата Вавилона) осуществил проект восстановления и расширения ирригационной сети, принесший процветание стране.
Мощные оборонительные сооружения, возведенные еще Навуходоносором II поперек равнины Двуречья, от Сиппара на западе до Описа на востоке, в 60 км к северу от Вавилона, могли бы на продолжительное время отсрочить победу персов. Эти укрепления охватывали такие крупные города, как Сиппар, Кута, Вавилон и Борсиппа, и имели в периметре 150 км.
Эта стена существовала еще спустя полтора века после падения Вавилона, и Ксенофонт в «Анабасисе» (II, 4, 12) оставил нам ее описание по своим личным впечатлениям. Он называет ее « Мидийской » стеной и пишет, что она была построена из обожженного кирпича, имела в ширину 20 футов (7-8 м) и достигала 100 футов (примерно 30 м) в высоту. Длина стены была приблизительно 100 км.
Кроме того, в случае крайней угрозы продвижение противника можно было остановить, выпустив воду из искусственного озера близ Сиппара и затопив всю местность к востоку и северо-западу от Вавилона.
От берега Евфрата у Вавилона до Киша, а затем от Сиппара до Описа, то есть от Евфрата до Тигра, были насыпаны валы, обложенные кирпичами с асфальтом.
Целью этой работы было, по словам самого Навуходоносора, «на расстоянии двадцати двойных часов от города собрать воды, подобные водам моря, вокруг города», то есть в случае неприятельского нашествия затопить всю окружающую местность, среди которой вавилонская область могла бы выдаваться, подобно острову. Устроенные им сооружения имели целью сделать Вавилон недоступным или, по крайней мере, на время задержать неприятельское войско.
Все внимание Набонида было приковано к восточному флангу Мидийской стены. С армией он стоял лагерем у города Описа, прикрывая переправы через Тигр. Но Кир перехитрил его. Как только закончился паводок на реках Вавилонии, в 20–х числах сентября, он неожиданно обошел Мидийскую стену с запада.
Сам же Кир ударил по армии Набонида с тыла. В самом конце сентября произошло сражение при Описе. Вавилонская армия потерпела сокрушительное поражение. Персы овладели ее лагерем и сожгли его. Набонид бежал. Но путь в Вавилон, окруженный персами, был для него уже закрыт, и он укрылся в Барсиппе.
О взятии города персами Геродот рассказал следующее: «Когда Кир подошел близко к городу, вавилоняне дали ему сражение, но потерпели поражение и были оттеснены в город.
Вавилон был прекрасно укреплен и превращенный в неприступную военную крепость. Город был обнесен двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей, скрепленных раствором асфальта (битума), смешанного с камышом. Внешняя стена была высотой 7,60—7,80 м, шириной 3,72 м и длиной в окружности 8 1 км. Внутренняя стена, расположенная на расстоянии 12 м от внешней, была высотой 11 —14 м, шириной 6,5 м и длиной 6 км. На расстоянии 20 м друг от друга на стенах были расположены укрепленные башни, с которых можно было обстреливать противника. Перед внешней стеной крепостного вала, на расстоянии 20 м от нее, был глубокий ров, наполненный водой.
Кроме того, вавилоняне запаслись провиантом на долгие годы и чувствовали себя совершенно спокойно в условиях осады.
Между тем Кир испытывал затруднения: время шло, а дело по захвату города не продвигалось.
Когда воды реки убыли настолько, что не доставали человеку и до середины бедра, персы по руслу реки смогли вступить в Вавилон.
И вот, совершенно неожиданно для горожан перед ними появились персидские воины.
Из-за обширности города вавилоняне, проживавшие в центре, не знали о том, что окраины города уже захвачены, а жители взяты в плен.
Рассказ Геродота о захвате города основан на том,что ему сообщили сами вавилоняне, внуки и правнуки тех, кто был очевидцем вступления персов в Вавилон. Кстати сказать, отвести воды Евфрата не представляло особого труда: для этого нужно было лишь открыть шлюзы канала Паллукат, что Кир и сделал, по словам Геродота.
А вот Вавилонская хроника молчит о подробностях захвата города. В ней сказано только, что 10 октября 539 г. персам без боя сдался Сиппар, а 12 октября 539 г. войска Угбару, наместника провинции Гутиум, без боя вступили в Вавилон.
Канал Паллукат-канал, сооруженный в 60-х годах VI века до н.э. для увеличения орошаемых площадей. Он начинался выше Вавилона и орошал крупные массивы земель за пределами речных пойм.
Валтасар пировал в своем дворце. Свидетелем тех событий был и пророк Даниил.
«Валтасар царь сделал большой пир для тысячи вельмож своих и среди тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор вынес из дворца Иерусалима, чтобы пили из них царь и вельможи его, жены и наложницы. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. »
Свидетелем происходящих событий был и пророк Даниил.
Что произошло дальше, в самый разгар торжества, написано в Книге пророка Даниила (Даниил, V, 1—30) :
. » В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.Тогда царь Валтасар очень встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились. «
Испугался царь не напрасно, ибо Рука та начертила на стене четыре слова, смысл которых никто из присутствующих не понял: «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН».
Царица-мать Нитокрис посоветовала Валтасару призвать пророка Даниила, который ранее и не раз, проявлял необыкновенную мудрость.
Даниил и объяснил царю, о чем гласит надпись. Правда, предварительно указал царю на беззакония покойного Навуходоносора и на гордыню самого Валтасара, осквернившего священные сосуды из иерусалимского храма.
. -«Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему.
Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал.
Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет.
И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют;
а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание.»
И вот что начертано:
«В ту же самую ночь Валтасар, царь халдейский, был убит» (Даниил, V, 30).
Итак, 12 октября 539 г. персы вступили в Вавилон. В официальной вавилонской историографии дело было изображено так, будто вообще никакой войны с Киром не было, а если и имели место отдельные инциденты вроде битвы при Описе, то в них повинен был только Набонид, но никак не Вавилон. Кир охотно принял эту версию вавилонской олигархии, ибо она вполне отвечала его интересам, и постарался подкрепить ее делами.
Набонид, узнав о падении Вавилона и гибели Валтасара, покинул Барсиппу, вернулся в Вавилон и добровольно сдался в плен. В дальнейшем без лишнего шума был отправлен в почетную ссылку в отдаленную Караманию на востоке Ирана, где и прожил до старости.
Мудрость Кира состояла в том, что завоеванный город не подвергся разграблению. Жители Вавилона, встречая Кира, устлали улицы зелеными ветвями. Вавилонское царство было формально сохранено. Лежащие на запад от Вавилона Сирия, Финикия и Палестина присоединились к империи Кира добровольно.
Кир привлек на свою сторону иудеев, насильно переселенных вавилонским царем Навуходоносором в Месопотамию, отпустив их из вавилонского плена. Он позволил иудеям вернуться в в Палестину, восстановить Храм в Иерусалиме и дал им правителя – потомка Давидовой династии.
Новым правителем Вавилона персидский царь назначил Укбару, который, впрочем, царствовал менее двух месяцев и внезапно умер от неизвестной болезни в ноябре 539 г. Скорее всего, был отравлен людьми царицы Нектрис.
Во время своих археологических раскопок Кольдевей* обнаружил также развалины дворца Навуходоносора. Даже развалины, немые свидетели древнего величия, поразили археологов. На огромной площади 2500 лет назад возвышался целый комплекс дворцов, каждый из которых соперничал с другими в великолепии, образуя при этом единый дворец, одни стены которого составляли от шести до пятнадцати метров в ширину.
Именно в этом дворце, в его тронном зале, происходил знаменитый пир Валтасара, так ярко описанный в пятой главе книги пророка Даниила. Обстоятельства падения Вавилона (внезапность, беспомощность защитников города, гибель царя и др.), предсказанные за много лет Божьими пророками, сегодня полностью подтверждены историей.
Одним из самых последних объектов нападения критики был вопрос о существовании царя Валтасара, которого Библия называет правителем Вавилона. Дело в том, что на протяжении многих лет археологи не обнаруживали каких–либо упоминаний этого имени, что и дало повод некоторым ученым взять существование Валтасара под сомнение. Но вскоре новые археологические раскопки подтвердили его существование: были обнаружены летописи, в которых говорилось, что Набонид, отец Валтасара, отошел от дел управления и, поселившись в Тейме, оставил царство на Валтасара.